Приближение к волшебному мгновению
Лекции.ИНФО


Приближение к волшебному мгновению



Сейчас мы приближаемся к важнейшему моменту. Ваша сосредоточенность на проблеме или наборе проблем — долгая стадия Насыщения — завершена. Время, потраченное на эту стадию, является одним из требований творческого процесса; Первый инсайт, который приходит на ум со вспышкой вдохновения, неизбежно должен пройти через длительный процесс Насыщения.

Обеспокоенность, другое непредвиденное обстоятельство творчества, могла постепенно накапливаться в вас в течение стадии Насыщения. Какая-либо возможность решения проблемы могла казаться вам все более призрачной по мере того, как вы впитывали в себя все новую информацию. Даже сейчас, выполнив всю эту работу, рассмотрев проблему со всех возможных сторон, увидев ее во всех соотношениях и пропорциях, собрав всю известную информацию и скомпоновав ее в виде узора из позитивных форм и негативных пространств, света и тени, вы можете обнаружить, что чувство неопределенности и обеспокоенности не уменьшается, а лишь возрастает.

Все это необходимая составляющая процесса. Если верить записям и дневникам творческих мыслителей, продолжительный период Насыщения требует наблюдательности, терпения, уверенности в себе и мужества. Цитируемый на полях физик Питер Каррузерс говорил: «В мифе об "Эврике" упускается длительный период созревания готовности к прорыву. Даже в состоянии неопределенности и замешательства, тычась во тьме, люди знают, что что-то есть, но еще не уверены, что такое это что-то». А вот что сказала об этой стадии Розамонд Гардинг в своей книге «Анатомия вдохновения»: «Творение — отнюдь не всегда приятный процесс». Вспомните, например, долгие и мучительные поиски Чарлза Дарвина, который собирал информацию об изменениях, происходящих со временем с видами животных, и сколько он ее ни собирал, теория эволюции ускользала от него. А потом в один прекрасный момент ему наконец открылся ключ к головоломке, организующий принцип, Озарение.

Физик Питер Каррузерс, которого спросили о его методах исследования, сказал: «У меня очень образный тип мышления». По его мнению, организующим принципам в некотором наборе проблем нужно дать время проявиться, как изображению на фотопленке. «В некоторый момент, — говорит он, — вы вдруг ясно видите, что происходит».

Интервьюировавший Каррузерса журналист Уильям Дж. Броуд, пишущий статьи о науке для «Нью-Йорк таймс», добавляет: «Читатель испытывает чувство конкретности во всех его заметках, сдобренных рисунками».

Из серии статей, посвященных творческому мышлению, 1981

 

Поэт Т. С. Элиот рассматривал Озарение под несколько иным углом:

«В такие мгновения, которые характеризуются внезапным облегчением от груза беспокойства и страха, давившего на нас в нашей повседневной жизни так непрерывно, что мы даже не осознавали его существования, происходит нечто негативное: не «вдохновение», как мы обычно думаем, а прорыв прочных барьеров привычек — которые имеют тенденцию очень быстро отстраиваться. Какое-то препятствие на мгновение исчезает. Возникающее при этом ощущение похоже не столько на то, что мы знаем как позитивное удовольствие, сколько на внезапное облегчение от невыносимой ноши».

«Использование поэзии и использование критики», 1933

 

Французский математик Жак Адамар в своей книге цитирует слова американского психолога Эдварда Тиченера об использовании им зрительных образов в мышлении: «Читая любой труд, я инстинктивно выстраиваю факты или аргументы в некий зрительный узор и мыслю в образных категориях этого узора». Тиченер продолжает, что чем более исследуемая работа соответствует этому узору, тем лучше она понимается. О своем собственном мышлении Адамар говорил так:

«а) для мышления мне абсолютно необходима помощь образов;

б) они меня никогда не подводят, и я никогда не боюсь быть обманутым ими».

Из книги «Психология открытий в области математики», 1945

 

«Мы выяснили, что основную работу мозг выполняет совершенно бессознательно, и прониклись здоровым уважением к качеству и сложности функций вычисления и управления, выполняемых таким образом. Даже в том, что мы привыкли считать нашей сознательной психической деятельностью, мы на самом деле осознаем лишь часть того, что происходит в мозгу. Там должны исподволь происходить очень сложные процессы переключения и сканирования, которые последовательно перемещают относящиеся к делу мысли в область сознания; мы сознаем сами эти мысли, но не то, как они попадают туда. Такая бессознательная деятельность, видимо, распространяется и на сложное логическое мышление — как иначе можно объяснить внезапный инсайт или решение проблемы, которые иногда приходят к нам, когда их меньше всего ожидаешь? Даже когда нам кажется, что за нашу психическую деятельность полностью отвечают сознательные процессы, мы можем ошибаться в этом; реальной работой мозга может быть то, что безмолвно происходит за кадром».

Дим Вулдридж «Механика мозга», 1963

 

 

Все готово

Мы все еще находимся на некотором расстоянии от этого волшебного мгновения. Тем не менее вы уже сделали большое дело. Вы задали себе красивый вопрос. И в поисках ответа вы раскрыли свой разум, чтобы он увидел все, что можно было увидеть. Вы научились «впускать в себя» не замеченную ранее информацию. Вы окружили проблему границей, отделив ее от остального мира. Используя Л-режим, направляемый эвристикой П-режима, вы провели изыскания по своей проблеме до известных к настоящему моменту пределов. Вы по-новому рассмотрели эту информацию, стараясь отыскать аналогии. Вы отыскали связи и схемы в формах и пространствах, составляющих проблему. Вы разглядели те части проблемы, которые лежат в глубокой тени, экстраполируя информацию из тех частей, которые достаточно освещены, чтобы их можно было видеть. Вы увидели проблему как целое. И однако...

Решение все еще ускользает от вас. Кусочки головоломки все еще не складываются. Тем не менее разум жаждет прийти к умозаключению, пока ответ остается недосягаем. И сейчас, я полагаю, наступает самый важный момент в творческом процессе. Вы можете поддаться беспокойству и отступить, опасаясь, что проблема может вообще не иметь решения, или вы можете собрать в кулак все свое мужество, чтобы примириться с существованием беспокойства, продолжать держать проблему в фокусе внимания и сделать следующий неуверенный шаг.

 

Вынашивание, короткое или долгое

Почти никто не сомневается в том, что творческий процесс начинается с сознательных усилий, направленных на создание чего-то нового или на решение проблем, но в некоторый момент возникает усталость или разочарование, и проблему «откладывают в сторону». Проблема перемещается, так сказать, в иное измерение, чтобы развиваться и созревать в условиях, отличных от обычного мышления. Вы стоите на пороге следующей стадии творческого процесса.

Стадия Вынашивания — промежуток времени между окончанием поисков информации (Насыщения) и «Ага!» (Озарения) — может быть долгой или короткой, может исчисляться, с одной стороны, в неделях, месяцах или годах или, с другой стороны, одним мгновением, как в музыкальной импровизации. Писатель Мортон Хант в своей книге «Вселенная внутри» указал, что Озарение может приходить еще и как медленно поднимающаяся заря. Например, немецкий астроном XVII века Иоганн Кеплер переживал открытие первых двух из своих трех законов движения планет как медленно растущее просветление.

Хант цитирует слова Кеплера: «Полтора года назад для меня пробились первые лучи, три месяца назад показался край солнца, а несколько дней назад солнце поднялось во всей своей ослепительной красе; теперь уже ничто не повернет меня назад. Я соприкоснулся с божественным». Но чаще всего Озарение приходит как полное и ослепительное восприятие искомого ответа. Английский поэт А.Э. Хаусмен, описывая свои внезапные прозрения, говорил, что иногда ему на ум приходит целое стихотворение в уже законченной форме.

Мыслится

Сколь бы продолжительной ни была стадия Вынашивания, она начинается, когда для мозга наступает время «подумать в сторонке», когда вы должны запрограммировать свой мозг на проработку проблемы и отыскание решения.

Я не случайно сформулировала последнюю фразу именно так, хотя можно было выразиться и попроще: пора вам «подумать в сторонке» и вам заняться проработкой проблемы. Но я предполагаю, что предложение в такой форме, в какой оно записано, точнее описывает суть вопроса, что в период Вынашивания мозг мыслит сам по себе, совершенно отличным от обычных процессов познания образом. Дневниковые записи творческих личностей разъясняют этот момент: Вынашивание происходит в то самое время, когда сам человек занят чем-то другим.

Споры относительно дихотомии мозг/разум и о том, кто «мыслит», мозг или человек, не стихают. Но как подчеркивает в цитате на полях анатом Дж. 3. Янг, при нынешнем уровне понимания строения и работы мозга эти споры могут быть чисто семантическими. Поэтому, следуя примеру творческих мыслителей, о которых упоминает в цитате на полях историк Давид Люфт, я предпочитаю формулировку «мыслится».

Эта формулировка «мыслится» имеет несколько иной оттенок по сравнению с более привычным представлением о том, что некое неизвестное что-то, происходящее в подсознании, со временем производит на свет желанное Озарение — «Ага!» Я намекаю на то, что мозг, сосредоточенный на проблеме и насыщенный информацией, связанной с языком, но выстроенной в форме зрительных образов (типа аналоговых рисунков), достигает некоторой точки, где сложность и плотность информации становятся слишком большими, чтобы ими можно было управлять более привычными способами. Вы, возможно, ощутили достижение этой критической точки в творческом процессе и сопровождающее ее беспокойство, когда в конце предыдущей главы я предложила вам рассмотреть «проблему целиком».

«Один близкий друг Эйнштейна сказал мне, что многие из великих идей физика приходили к нему, когда он брился, и настолько внезапно, что ему приходилось действоватьбритвой каждое утро с предельной осторожностью, чтобы не порезаться от неожиданности».

Джулиан Джейнс «Истоки сознания в анализе двухкамерного разума», 1976

 

«Мыслит ли мозг? Некоторые люди сказали бы, что речь идет о путанице в понятиях: "Мыслит человек", — сказали бы они, а человек — не мозг. Мне следовало бы согласиться с этими критиками, но только отчасти и большей частью из-за нашего невежества в отношении мозга.

В настоящее время слово "мозг" означает что-то, лишь ненамного большее, чем масса белого вещества с извилинами. Можно ли изменить такое положение и придать слову "мозг" столь полное значение, что уже не будет семантической ошибкой говорить, что мозг мыслит?»

Дж. 3. Янг «Программы мозга», 1978

 

Историк Давид Люфт в своей биографической книге «Роберт Музиль и кризис европейской культуры, 1880—1942 гг.» пишет: «Роберт Музиль поддержал Лихтенберга, Ницше и Маха в своей предрасположенности к формулировке "мыслится" вместо формулы "я мыслю", общепринятой в западном мышлении со времен Декарта». Австрийский писатель Роберт Музиль говорил:

«Мысль — это не нечто, наблюдающее за внутренним процессом, — это, скорее, и есть сам этот внутренний процесс.

Мы не размышляем над чем-то, — скорее, что-то мыслится в нас.

Мысль не заключается в том факте, что мы отчетливо видим что-то, происходящее в нас — скорее, в том, что некоторое внутреннее развитие выходит в эту ярко освещенную область».

Роберт Музиль, 1905. Цитируется его биографом Давидом Люфтом, 1980

 

Жак Адамар утверждал, что открытие есть выбор — выбор из доступной информации — и что «этот выбор безоговорочно подчиняется чувству научной красоты». Потом он задал себе вопрос: «В какой области разума происходит этот процесс выбора? Ясно, что не в сознании». Адамар согласился с великим математиком Анри Пуанкаре, который пришел к выводу, что «бессознательному принадлежит не только сложная задача построения массы различных комбинаций идей, но также более деликатная и важная задача выбора тех комбинаций, которые удовлетворяют нашему чувству красоты и потому наверняка окажутся полезными».

Адамар «Психология открытий в области математики», 1945

 

Эта точка, я полагаю, каким-то образом «распознается» и дает о себе знать на сознательном уровне (в Л-режиме). Охваченный тревогой, человек пытается найти выход из возникшей дилеммы: «Что мне делать? Отказаться? Отойти ото всей этой работы? Что-то же нужно с этим делать!» Наконец, усталый и возможно даже отчаявшийся, сознательный режим фактически говорит: «Хватит. Сам ищи ответ». Это намеренное «перепоручение» проблемы, я полагаю, выводит ее из-под контроля сознания, тем самым позволяя П-режиму, который способен справляться с задачами неимоверной сложности, «подумать в сторонке». Выполняя свои пространственные манипуляции со сложными структурами, П-режим «рассматривает» плотно упакованную информацию одновременно и комплексно, отыскивая соответствия, отыскивая смысл, пока все части не «лягут на свое место» и не станет «виден», наконец, ключ к структурному единству данных — организующий принцип.

Таким образом, я прихожу к выводу, что Вынашивание — это преимущественно манипуляция визуально структурированными вербальными и визуальными данными, осуществляемая большей частью в П-режиме, вне рационального сознания, до того момента, когда мозг пересылает образное «Ага!» обратно в более сознательные вербальные процессы. При этом перепоручении Озарение приобретает форму, доступную для восприятия в Л-режиме. Это может быть некий образ или сновидение, которому можно дать словесное название, словесное утверждение, принципиальная схема, математическая формула, изобретение, стратегия развития бизнеса или музыкальная тема, готовая для нотации в Л-режиме. Короче говоря, решение проблемы.

Мозг может даже чувствовать «приближение» решения. Есть свидетельства того, что в разные периоды решения проблемы изменяется частота пульса, причем сердце начинает биться быстрее с приближением решения. Моррис Стейн, психолог и профессор Нью-йоркского университета называет это «физиологическим осознанием» и говорит, что оно возникает, даже когда люди еще не знают, что решение проблемы найдено.









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 70;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная