Лекции.ИНФО


Перестройка и изменения в духовной жизни общества на рубеже 1990,х гг.



 

1985 год стал рубежным в духовной жизни СССР.

 

Провозглашенный М.С. Горбачевым принцип гласности создавал условия для большей открытости в принятии решений и для объективного переосмысления прошлого (в этом виделась преемственность с первыми годами «от_ тепели»). Но главной целью нового руководства КПСС было создание условий для обновления социализма. Не случайно был выдвинут лозунг «Больше гласности, больше социализма!» и не менее красноречивый «Глас_ ность нам нужна, как воздух!». Гласность предполагала большее разнообразие тем и подходов, более живой стиль подачи материала в средствах массовой информа_ ции. Она не была равнозначна утверждению принципа свободы слова и возможности беспрепятственного и сво_ бодного выражения мнений. Реализация этого принци_ па предполагает наличие соответствующих правовых и политических институтов, которых в Советском Союзе середины 1980_х гг. не было.


 

Глава 4

 

 


 

История России 1945—2008


 

 

Глава 4

 

 


Перестройка (1985—1991)

 

Численность КПСС в 1986 г., когда состоялся XХVII съезд, достигла рекордного в ее истории уровня в 19 млн человек, после чего началось сокращение рядов правящей партии (до 18 млн в 1989 г.). В выступлении Горбачева на съезде впервые было сказано о том, что без гласности нет и не может быть демократии. Проявившееся в ходе набиравших обороты в партийных организациях дискус_ сиях отсутствие единомыслия по вопросу о перспекти_ вах развития страны выплеснулось в условиях гласности в бурное общественное обсуждение наболевших проблем. Удержать гласность в узде, в дозированных объемах оказалось невозможным, особенно после аварии на Чер_ нобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.), когда обнаружи_ лась неготовность руководства страны дать объективную информацию и поставить вопрос о политической ответ_ ственности за трагедию.

 

В обществе гласность стала рассматриваться как от_ каз от идеологической зашоренности в освещении теку_ щих событий и в оценках прошлого. Это открывало, как казалось, неисчерпаемые возможности для формиро_ вания нового информационного поля и для открытого обсуждения всех важнейших вопросов в средствах мас_ совой информации. В центре общественного внимания первых лет перестройки оказалась публицистика. Имен_ но этот жанр печатного слова мог наиболее остро и опе_ ративно реагировать на волновавшие общество пробле_ мы. В 1987—1988 гг. в печати уже широко обсуждались самые злободневные темы, выдвигались спорные точки зрения о путях развития страны. Появление таких ост_ рых публикаций на страницах подцензурных изданий невозможно было представить еще несколько лет назад. Публицисты на короткое время стали настоящими «властителями дум». В центре внимания оказались но_ вые авторитетные авторы из числа видных экономистов, социологов, журналистов и историков. До невероятного уровня выросла популярность печатных изданий, публи_ ковавших ошеломляющие статьи о провалах в экономи_ ке и социальной политике, — «Московских новостей», «Огонька», «Аргументов и фактов», «Литературной


 

История России 1945—2008


Перестройка (1985—1991)

 

 

газеты». Серия статей о прошлом и настоящем и о перс_ пективах советского опыта (И.И. Клямкина «Какая ули_ ца ведет к храму?», Н.П. Шмелева «Авансы и долги», В.И. Селюнина и Г.Н. Ханина «Лукавая цифра» и др.) в журнале «Новый мир», в котором редактором был пи_ сатель С.П. Залыгин, вызвала огромный читательский отклик. Широко обсуждались публикации Л.А. Абал_ кина, Н.П. Шмелева, Л.А. Пияшевой, Г.Х. Попова, Т.И. Корягиной о проблемах экономического развития страны. А.А. Ципко предложил критическое осмысле_ ние ленинского идейного наследия и перспектив социа_ лизма, публицист Ю. Черниченко призывал пересмот_ реть аграрную политику КПСС. Ю.Н. Афанасьев ор_ ганизовал весной 1987 г. историко_политические чтения «Социальная память человечества», они имели отклик далеко за пределами московского Историко_архивного института, которым он руководил. Особой популяр_ ностью пользовались сборники, печатавшие под одной обложкой публицистические статьи, их читали как увлекательный роман. В 1988 г. тиражом в 50 тыс. экзем_ пляров вышел и сразу стал «дефицитом» сборник «Ино_ го не дано». Статьи его авторов (Ю.Н. Афанасьев, Т.И. Заславская, А.Д. Сахаров, А.А. Нуйкин, В.И. Се_ люнин, Ю.Ф. Карякин, Г.Г. Водолазов и др.) — извест_ ных своей общественной позицией представителей интеллигенции объединял страстный и бескомпромис_ сный призыв к демократизации советского общества. В каждой статье читалось желание перемен. В коротком предисловии редактора Ю.Н. Афанасьева говорилось о

 

«разных темах, противоречивых мнениях, нетривиальных подходах. Может быть, именно это и придает особую убе_ дительность магистральной идее сборника: перестройка — это условие жизненности нашего общества. Иного не дано».

 

«Звездным часом» прессы стал 1989 год. Тиражи печатных изданий достигли беспрецедентного уровня: еженедельник «Аргументы и факты» выходил тиражом 30 млн экземпляров (этот абсолютный рекорд среди еже_ недельников был занесен в Книгу рекордов Гиннесса), газета «Труд» — 20 млн, «Правда» — 10 млн. Резко


 

Глава 4

 

 


 

История России 1945—2008


 

 

Глава 4

 

 


Перестройка (1985—1991)

 

подскочила подписка на «толстые» журналы (особенно после разразившегося в конце 1988 г. скандала с под_ пиской, когда ее попытались ограничить под предлогом дефицита бумаги). Поднялась общественная волна в за_ щиту гласности, и подписку удалось отстоять. «Новый мир» в 1990 г. вышел невиданным для литературного журнала тиражом 2,7 млн экземпляров.

 

Огромную зрительскую аудиторию собирали прямые трансляции с заседаний Съездов народных депутатов

 

СССР (1989—1990), на работе люди не выключали ра_ диоприемники, брали из дома переносные телевизоры. Появилась убежденность в том, что именно здесь, на съез_ де, в противоборстве позиций и точек зрения решается судьба страны. Телевидение стало использовать прием репортажа с места событий и прямой эфир, это было ре_ волюционным шагом в освещении происходящего. Роди_ лись «говорящие в прямом эфире» передачи — круглые столы, телемосты, дискуссии в студии и т. п. Всенарод_ ная без преувеличения популярность публицистических и информационных программ («Взгляд», «До и после полу_ ночи», «Пятое колесо», «600 секунд») была обусловлена не только потребностью в информации, но и стремлени_ ем людей быть в центре происходящего. Молодые веду_ щие телепередач своим примером доказали, что в стране появляется свобода слова и возможна свободная полеми_ ка вокруг волновавших людей проблем. (Правда, не раз в годы перестройки руководство ТВ пыталось вернуться к старой практике предварительной записи передач.)

 

Полемический подход отличал и самые яркие доку_ ментальные ленты публицистического жанра, появив_ шиеся на рубеже 1990_х гг.: «Так жить нельзя» и «Рос_ сия, которую мы потеряли» (реж. С. Говорухин), «Лег_ ко ли быть молодым?» (реж. Ю. Подниекс). Последний фильм был непосредственно обращен к молодежной аудитории.

 

Самые известные художественные картины о совре_ менности без прикрас и ложного пафоса рассказывали о жизни молодого поколения («Маленькая Вера», реж. В. Пичул, «Асса», реж. С. Соловьев, обе вышли на экран


 

История России 1945—2008


Перестройка (1985—1991)

 

 

в 1988 г.). Соловьев собрал на массовку для съемки по_ следних кадров фильма толпу молодежи, объявив зара_ нее, что петь и сниматься будет В. Цой. Его песни ста_ ли для поколения 1980_х гг. тем, чем было для предше_ ствующего поколения творчество В. Высоцкого.

 

Из печати, по существу, исчезли «запретные» темы. В историю вернулись имена Н.И. Бухарина, Л.Д. Троц_ кого, Л.Б. Каменева, Г.Е. Зиновьева и многих других репрессированных политических деятелей. Были обнаро_ дованы никогда не публиковавшиеся партийные доку_ менты, началось рассекречивание архивов. Характерно, что одними из «первых ласточек» в осмыслении прош_ лого стали уже опубликованные за рубежом работы за_ падных авторов о советском периоде отечественной ис_ тории (С. Коэн «Бухарин», А. Рабинович «Большевики идут к власти», двухтомная «История Советского Сою_ за» итальянского историка Дж. Боффы). Публикация трудов Н.И. Бухарина, неизвестных новому поколению читателей, вызвала бурную дискуссию об альтернатив_ ных моделях строительства социализма. Сама фигура Бухарина и его наследие противопоставлялись Сталину; обсуждение альтернатив развития велось в контексте современных перспектив «обновления социализма». Потребность осмыслить историческую правду и ответить на вопросы, «что же случилось» и «почему это случи_ лось» со страной и народом, вызвала огромный интерес к публикациям по отечественной истории ХХ в., особенно к начавшей появляться без цензурных купюр мемуарной литературе. В свет в 1988 г. выходит первый номер журнала «Наше наследие», на его страницах появляются неизвестные материалы по истории отечественной культу_ ры, в том числе из наследия русской эмиграции.

 

На мучившие людей вопросы искало ответы и совре_ менное искусство. Фильм режиссера Т.Е. Абуладзе «По_ каяние» (1986) — притча о всемирном зле, воплощен_ ном в узнаваемом образе диктатора, без преувеличения, потряс общество. В финале картины прозвучал афоризм, ставший лейтмотивом перестройки: «Зачем дорога, если она не ведет к храму?» Проблемы нравственного выбора


 

Глава 4

 

 


 

История России 1945—2008


 

 

Глава 4

 

 


Перестройка (1985—1991)

 

человека оказались в центре внимания двух разных по темам шедевров отечественного кинематографа — экра_ низации повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» (реж. В. Бортко, 1988) и «Холодного лета 53_го» (реж. А. Прошкин, 1987). В прокате появились и те картины, которые ранее не были допущены на экран цензурой или выходили с огромными купюрами: А.Ю. Германа, А.А. Тарковского, К.П. Муратовой, С.И. Параджанова. Сильнейшее впечатление произвела картина А.Я. Асколь_ дова «Комиссар» — фильм высокого трагедийного пафоса.

 

Накал общественной дискуссии нашел зримое выра_ жение в перестроечном плакате. Из привычного для со_ ветского времени средства пропаганды плакат превра_ тился в орудие разоблачения социальных пороков и кри_ тики экономических трудностей. В качестве изобра_ зительных средств широко использовались привычные образы повседневной жизни, быстро вытеснившие совет_ скую символику. Первая критического настроя выстав_ ка «Плакат — перестройке», состоявшаяся в Москве в 1988 г., работала до полуночи и была продлена из_за большого наплыва посетителей. Реакция посетителей и на следующую выставку «Перестройка и мы» (Москва, 1988, приуроченная к 70_летию комсомола) была бурной и заинтересованной.

 

Как это было

 

В книге отзывов посетители выставки писали: «Пла_ кат работает не в полную силу. Проблемы нужно выносить на общий обзор, открывать глаза обывателю не в выста_ вочном зале, а там, где каждый прохожий может остано_ виться и увидеть. Информационные стенды с плакатами о перестройке должны быть на улице, в размноженных экземплярах, в большом выборе на прилавках магазинов. Бюрократ не пойдет на эту выставку, его нужно заклей_ мить и пригвоздить там, где он процветает».

 

Плакат быстро превращается в средство критики по_ литики половинчатых реформ и выражения растущего общественного недовольства.


 

История России 1945—2008


Перестройка (1985—1991)

 

 

На рубеж 1990_х гг. пришелся период бурного роста исторического самосознания нации и пик общественной активности. Изменения в экономической и политичес_ кой жизни становились реальностью, людьми овладело стремление не допустить обратимости перемен. Однако по вопросу о приоритетах, механизмах и темпах пере_ мен не было единомыслия. Вокруг «перестроечной» прессы группировались сторонники радикализации по_ литического курса и последовательного проведения демократических реформ. Они пользовались широкой поддержкой общественного мнения, оформившегося в первые годы перестройки.

 

Как это было

 

Политический деятель и историк В.Л. Шейнис писал позже в книге «Взлет и падение парламента. Переломные годы в российской политике (1985—1993)»: в лагере сто_ ронников перестройки «был… самый массовый слой — до_ вольно быстро пробудившийся актив общества. Это были прежде всего жители больших городов, слушатели «радио_ голосов», читатели прогрессивных журналов и начавшего проникать в эту среду сам_ и тамиздата… Накатывав_ шие неосталинистские волны пытались снова столкнуть их в прошлое. Но школа всей последовавшей эпохи не прош_ ла даром: сказались прозвучавшие на ХХ и ХХII съездах КПСС сдержанные откровения о советском прошлом… дискуссии об экономической реформе, взошедшей на порог в 1965 г. и вскоре отодвинутой, очистительная и созидательная ра_ бота, проделанная «новомирским» направлением в нашей литературе, театре, кино.

 

Такова была почва. Но чтобы общество пришло в дви_ жение, надо было прежде всего освободить его от пут эле_ ментарного страха. Страха если не за жизнь (хотя и за жизнь тоже), то за свободу, работу, доступ к средствам существования и т. д. Всего этого человека можно было лишить в одночасье только за явно продемонстрированное инакомыслие… Страх, который в сочетании с конформиз_ мом лежал в основе советской системы, стал отступать».


 

 

Глава 4

 

 


 

История России 1945—2008


 

 

Глава 4

 

 


Перестройка (1985—1991)

 

Наличие общественного мнения, опиравшегося на средства массовой информации, было новым для оте_ чественной истории феноменом. В стране появились ли_ деры общественного мнения из числа представителей творческой интеллигенции — журналисты, писатели, ученые. Среди них было немало людей гражданского долга и большого личного мужества.

 

В конце 1986 г. возвратился из горьковской ссылки А.Д. Сахаров. Широко известный как один из создате_ лей водородного оружия, правозащитник и лауреат Но_ белевской премии мира (1975), ученый был и неутоми_ мым поборником нравственности в политике. Его граж_ данская позиция далеко не всегда встречала понимание. Сахаров был избран депутатом I Съезда народных депу_ татов СССР. «Пророком в древнем, исконном смысле этого слова, то есть человеком, призывавшим своих со_ временников к нравственному обновлению ради будуще_ го» назвал Сахарова в прощальном слове выдающийся ученый, филолог и историк Д.С. Лихачев.

 

С именем Д.С. Лихачева связана целая эпоха в разви_ тии отечественной гуманитарной науки. В условиях нарас_ тавшего в последние советские годы разочарования в об_ щественно_политических идеалах он дал личный пример подвижнического общественного служения русского ин_ теллигента. «Быть интеллигентным» он считал «социаль_ ным долгом человека», вкладывая в это понятие прежде всего «способность к пониманию другого». Его труды по истории древнерусской литературы и культуры проникну_ ты уверенностью в том, что сохранение и приумножение национального духовного наследия — залог успешного развития страны в ХХI в. В годы перестройки этот при_ зыв был услышан миллионами людей. Ученый был из_ вестен бескомпромиссной позицией в деле охраны памят_ ников истории и культуры и неутомимой просветительс_ кой деятельностью. Не раз его вмешательство позволяло предотвратить разрушение исторического наследия.

 

Своей нравственной и гражданской позицией такие люди, как Д.С. Лихачев и А.Д. Сахаров, оказали огром_ ное влияние на духовный климат в стране. Их дея_


 

История России 1945—2008


Перестройка (1985—1991)

 

 

тельность стала для многих нравственным ориентиром в эпоху, когда начали разрушаться привычные представ_ ления о стране и об окружающем мире.

 

Перемены в духовном климате в обществе стимули_ ровали подъем гражданской активности. В годы пере_ стройки родились многочисленные независимые от госу_ дарства общественные инициативы. Так называемые неформалы (т. е. не организованные государством акти_висты) собирались под «крышей» научных институтов, вузов и таких известных общественных (на деле государ_ ственных) организаций, как Советский комитет защиты мира. В отличие от прежних времен, группы обществен_ ных инициатив создавались «снизу» людьми самых раз_ ных взглядов и идейных позиций, всех объединяла готов_ ность личным участием добиваться радикальных перемен к лучшему в стране. Среди них были представители на_ рождавшихся политических течений, они создавали дис_ куссионные клубы («Клуб социальных инициатив», «Пе_ рестройка», затем «Перестройка_88», «Демократическая перестройка» и др.). В конце 1988 г. авторитетным обще_ ственно_политическим центром стал клуб «Московская трибуна». Его члены — известные представители интел_ лигенции, лидеры общественного мнения — собирались для экспертного обсуждения самых значимых для стра_ ны проблем. Появился целый спектр разнообразных не_ политических и околополитических инициатив, ориенти_ рованных на правозащитную деятельность (такие, как «Гражданское достоинство»), на защиту окружающей среды (Социально_экологический союз), на организацию местного самоуправления, на сферу досуга и здорового образа жизни. Группы, ставившие задачу духовного воз_ рождения России, в основном носили ярко выраженный религиозный характер. В начале 1989 г. только в Моск_ ве было около 200 неформальных клубов, аналогичные формы общественной самоорганизации существовали в крупных промышленных и научных центрах страны. Такие группы имели возможности мобилизовать сторон_ ников и сочувствующих. На этой основе в годы перест_ ройки в стране зарождалось гражданское общество.


 

Глава 4

 

 


 

История России 1945—2008


 

 

Глава 4

 

 


Перестройка (1985—1991)

 

Резко увеличился и поток выезжавших за рубеж со_ ветских людей, причем в основном не за счет туризма, а в рамках общественных инициатив («народная дип_ ломатия», «детская дипломатия», семейные обмены). Перестройка открыла для многих «окно в мир».

 

Но значительная часть общества, памятуя о несбыв_ шихся надеждах предыдущего поколения на перемены, заняла выжидательную позицию. Раздавались и гром_ кие призывы «защитить социализм» и советское насле_ дие от «фальсификации». Бурю откликов вызвала по_ явившаяся в газете «Советская Россия» в марте 1988 г. статья преподавателя из Ленинграда Н. Андреевой под говорящим названием «Не могу поступиться принципа_ ми». С иных позиций — борьбы против проникновения «разрушительных для нации западных влияний» и за сохранение самобытности — выступили известные пи_ сатели и художники — В.И. Белов, В.Г. Распутин, И.С. Глазунов и др. Столкновение сторонников демокра_ тических реформ западного образца и тех, кто выступал за «реформу» самого социализма, за возврат к «насто_ ящим» социалистическим идеалам, приверженцев откро_ венно антикоммунистических взглядов и тех, кто поддер_ живал идею обновленной реставрации советской системы, грозило выйти за рамки пылкой полемики в печати и на трибуне Съезда народных депутатов. Оно отражало начав_ шееся политическое размежевание в обществе.

 

Происходившие в общественном сознании перемены привели к изменению роли литературы в общественной жизни. Она стала утрачивать монополию центра обще_ ственной дискуссии и главного средства выражения гражданской позиции. Однако альтернативные источни_ ки и возможности для поиска ответов на волновавшие вопросы появились не сразу, и в первые годы перестрой_ ки впервые опубликованные произведения «отложенной литературы» оставались в эпицентре общественного вни_ мания. В 1986 г. журнал «Знамя» напечатал «оттепель_ ный» роман А.А. Бека «Новое назначение», так и не вы_ шедший в 1960_е гг., — страстное разоблачение пороков административно_командной системы сталинской эпохи.


 

История России 1945—2008


Перестройка (1985—1991)

 

 

Самого заинтересованного и чуткого читателя имели ро_ маны А. Рыбакова «Дети Арбата», В. Дудинцева «Белые одежды», Ю. Домбровского «Факультет ненужных ве_ щей», повесть Д. Гранина «Зубр». Их объединяет, как и самые яркие фильмы перестройки, стремление переос_ мыслить прошлое и дать ему морально_этическую оцен_ ку. Ч. Айтматов в романе «Плаха» (1987) впервые обра_ тился к проблемам наркомании, о которых в советском обществе не принято было говорить вслух. Новые по поднятым темам, все эти произведения были написаны

в «учительной» традиции русской литературы.

 

К читателю начали возвращаться запрещенные ранее к публикации в СССР произведения. В «Новом мире» спустя 30 лет после присуждения Б.Л. Пастернаку Но_ белевской премии по литературе вышел роман «Доктор Живаго». Были опубликованы книги писателей первой волны эмиграции — И.А. Бунина, Б.К. Зайцева, И.С. Шмелева, В.В. Набокова и тех, кто был вынужден покинуть СССР уже в 1970_е гг., — А.А. Галича, И.А. Бродского, В.В. Войновича, В.П. Аксенова. Впер_ вые на родине был издан «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Сол_ женицына и «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова, поэма А.А. Ахматовой «Реквием», роман В.С. Гроссма_ на «Жизнь и судьба». Возвращение этих и многих дру_ гих произведений «отложенной литературы» стало не просто откровением для читателей. Наконец появился доступ к богатому и многомерному духовному миру отечественной поэзии и прозы, возможность свободно выбирать в этом мире близкое и созвучное собственным духовным поискам. Начинается воссоздание общего пространства русской литературы и культуры, разрезан_ ное «по живому» годами вынужденного забвения. В ию_ не 1990 г. был принят закон «О печати и других средствах массовой информации», наконец отменивший цензуру. Тем самым советская система управления куль_ турой была в основном разрушена. Это была большая победа сторонников демократических реформ.

 

 

Но возможность свободного доступа к тому, что еще недавно находилось под запретом, лишила литературу


 

Глава 4

 

 


 

История России 1945—2008


 

 

Глава 4

 

 


Перестройка (1985—1991)

 

той особой притягательной силы, которую она имела в прошлом для всей думающей части общества. Появились альтернативные источники формирования гражданской позиции. И главное, стало быстро расширяться поле пуб_ личной политической дискуссии, и потребность подме_ нять ее дискуссией литературной быстро отпала. В ре_ зультате литература, а вслед за ней, на излете перестрой_ ки, и публицистика стали утрачивать свою исключитель_ ную роль в формировании духовного климата общества.

 

Перемены в политической жизни привели к посте_ пенной нормализации отношений государства и церкви. Уже в 1970_е гг. развитию взаимодействия между госу_ дарством и религиозными организациями способствова_ ла активная миротворческая деятельность представите_ лей ведущих конфессий (особенно РПЦ). В 1988 г. ты_ сячелетие Крещения Руси отмечалось как событие го_ сударственного значения. Центром празднования стал переданный церкви и восстановленный московский Свя_ то_Данилов монастырь.

 

В 1990 г. был принят Закон СССР «О свободе совес_ ти и религиозных организациях», он гарантировал право граждан исповедовать любую религию (или не исповедовать никакой) и равенство религий и вероиспо_ веданий перед законом, закреплял право религиозных организаций на участие в общественной жизни. Призна_ нием значимости православной традиции в духовной жизни страны стало появление в календаре нового госу_ дарственного праздника — Рождества Христова (впер_ вые 7 января 1991 г.). Но процесс возрождения религи_ озной жизни к тому времени уже шел полным ходом. Стремительно росло число желающих принять креще_ ние, на рубеже 1990_х гг. заметно повысился уровень ре_ лигиозности людей. Не хватало священнослужителей, открывались новые центры религиозного образования. Стала появляться первая доступная массовому читателю религиозная литература, регистрировались приходы и открывались храмы. Многие из них были в плачевном состоянии, требовались серьезные восстановительные работы, и службы возобновлялись в полуразрушенных


 

История России 1945—2008


Перестройка (1985—1991)

 

 

помещениях. В организацию работы новых приходов были вовлечены тысячи людей.

 

Годы перестройки граждане России оценивают, сог_ ласно данным опросов, как «трудный период» в истории страны. Волна энтузиазма, поднявшаяся после прихода к власти нового руководства, уже через 2—3 года резко пошла на убыль. Сказалось разочарование в результатах объявленного Горбачевым курса на «ускорение социаль_ но_экономического развития». Появились зримые под_ тверждения того, что страна быстро идет по пути углуб_ ления социального неравенства. Возникли первые аль_ тернативные формы занятости и быстрого обогащения. Распространение торгово_посреднических кооперативов, которые занимались скупкой товаров по государствен_ ным ценам и их перепродажей или использовали для обеспечения своей работы государственное оборудование, привело к появлению первых в стране богатых людей в условиях, когда многие производства начали простаи_ вать из_за перебоев с поставками сырья, а зарплаты быстро обесценивались. Ошеломляющее впечатление произвело появление в стране первых «легальных» мил_ лионеров: предприниматель, член КПСС А. Тарасов, например, заплатил с миллионных доходов партийные взносы. В то же время объявленная кампания «борьбы с нетрудовыми доходами» (1986) больно ударила по тем, кто подрабатывал репетиторством, продажей цветов на улице, частным извозом и т. п.

 

Начавшаяся дезорганизация производства привела к разрушению механизмов перераспределения, а экономи_ ка продолжала накачиваться необеспеченной денежной массой. В результате в мирное время и без явных на то причин с прилавков стало исчезать буквально все — от мяса и масла до спичек. Для того чтобы как_то регули_ ровать ситуацию, были введены талоны на некоторые товары первой необходимости (например, на мыло), в магазинах выстраивались длинные очереди. Это застави_ ло людей старшего поколения вспомнить о первых послевоенных годах. Товары можно было приобрести у перекупщиков и на рынке, но здесь цены были в нес_


 

Глава 4

 

 


 

История России 1945—2008


 

 

Глава 4

 

 


Перестройка (1985—1991)

 

колько раз выше и большей части населения не были доступны. В итоге впервые за долгие годы поползли вверх государственные цены на товары повседневного спроса. Стал падать жизненный уровень людей.

 

Очень двусмысленное впечатление оставила и послед_ няя масштабная кампания советской эпохи — антиалко_ гольная. Вскоре после прихода М.С. Горбачева к руко_ водству страной были объявлены чрезвычайные меры по ограничению потребления алкоголя. Резко сократилось число торговых точек, где продавали спиртные напитки, в печати широко пропагандировались «безалкогольные свадьбы», были уничтожены плантации элитных сортов винограда на юге страны. В результате резко подскочили теневой оборот алкоголя и самогоноварение.

 

Эти и другие меры чрезвычайного характера дискре_ дитировали социально_экономический курс горбачевско_ го руководства. Пытаясь «подлатать дыры», государство стало сокращать финансирование оборонных и научных программ. Миллионы людей продолжали формально числиться на производстве и в научных учреждениях, но фактически перестали получать зарплаты или полу_ чали их на уровне ниже прожиточного минимума. В ре_ зультате многие оказались без средств к существованию и были вынуждены искать любые возможности заня_ тости, не имевшие отношения к их квалификации, в первую очередь в торговле. Уровень государственной социальной защиты продолжал падать, начались сбои в сфере здравоохранения, в обеспечении лекарствами. К концу 1980_х гг. в стране резко упала рождаемость. Техногенные катастрофы (Чернобыль, гибель АПЛ «Комсомолец») усиливали разочарование в способности руководства справиться с кризисными явлениями. Не_ уверенность в правильности избранного курса вселяло и «отпадение» от советской системы стран социалистичес_ кого лагеря (1989).

 

Характерной тенденцией конца 1980_х гг. стал бур_ ный интерес к «мыльным операм» — первым появив_ шимся на экране мексиканским и бразильским сериа_ лам. Стали распространяться нетрадиционные культы и


 

История России 1945—2008


Перестройка (1985—1991)

 

верования, в том числе агрессивного сектантского толка,

 

в стране появились иностранные проповедники. Харак_ тер массового увлечения приобрело целительство, кото_ рое пропагандировалось в телевизионном эфире. Это свидетельствовало о растерянности людей перед лицом нараставшего социально_экономического кризиса.

 

В условиях резкого падения доходов для многих главным средством поддержания уровня жизни стал труд на садово_огородном участке. Советский человек, привыкший рассчитывать на помощь государства, ока_ зывался с этими проблемами один на один. Бурное об_ суждение злободневных тем в печати не вело к зримым переменам к лучшему. Разочарование в результатах гласности известный публицист В.И. Селюнин выразил

 

в емкой формуле: «Гласность есть, слышимости нет».

 

«Хотим перемен!» — требовали герои популярного фильма «Асса» словами песни Виктора Цоя (1988):

 

Перемен требуют наши сердца, Перемен требуют наши глаза. В нашем смехе и в наших слезах И в пульсации вен...

Перемен, мы ждем перемен.

Заканчивалась советская эпоха в истории страны.


 

 

Глава 4

 









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 340;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная