Развитие благотворительности и государственные меры помощи нуждающимся в европейских странах в Новое время
Лекции.ИНФО


Развитие благотворительности и государственные меры помощи нуждающимся в европейских странах в Новое время



На смену средневековью пришло Н о в о е в р е м я. Это был совершенно особый период всемирной истории. Результатом Великих географических открытий, всемирной экспансии западноевропейских стран стало сближение мира в одном историческом пространстве. Новая ситуация принципиально отличалась от предшествующего периода, когда мощные государства, цивилизации Египта, Междуречья, Индии, Китая, даже Древняя Греция и Древний Рим были разбросаны по поверхности планеты. Взгляд человека тогда было граничен соседними странами и полуфантастическими рассказами о далеких землях. Благодаря открытию новых земель мир сделался примерно в десять раз больше того, каким представлялся прежде. В эпоху позднего средневековья (ХVI−ХVII вв.) началось разрушение натурального хозяйства, развитие торговли, ремесла, расцвет городов, развитие новых отношений. Европейские страны, пройдя стадию первоначального накопления капитала, вступили в стадию мануфактурного производства. Если ремесленник делал все изделие целиком, от начала до конца, то рабочий мануфактуры выполнял только отдельные операции. Мануфактурное производство, как более дешевое, стало вытеснять ремесленное. Ремесленники разорялись и превращались в рабочих-пролетариев. На мануфактуры также стекались массы крестьян, потерявших землю. Новых богачей из простонародья стали называть «буржуа».

В европейских странах стала развиваться промышленная или индустриальная цивилизация, противоположная традиционному, аграрному обществу.

Промышленная революция преобразила облик Европы. Европа превратилась в пространство, насыщенное фабриками и заводами, железными дорогами и пароходными линиями, телеграфом и почтовой связью. Рыцарство, благородство, изысканные манеры уступили место налогам, тарифам, бюджетам, биржам, аукционам и пр. Показателем развития государства стали добыча угля, уровень выплавки черных металлов – чугуна и стали, протяженность железных дорог и т.д.

Однако эти общие для европейских стран изменения происходили в разное время. Так например, промышленная революция в Англии началась в середине ХVIII в., во Франции - в начале ХIХ в., в Германии - в 40-х гг.

ХIХ в. Именно Англия в этот период времени была образцом для остальной Европы и мира. Однако технические и экономические перемены в европейских странах, новые технологии, новые отношения имели очень важные социальные последствия. С развитием индустрии стремительно росло городское население. Например, Лондон в начале ХIХ в. (1801 г.) насчитывал 900 тыс.жителей, через пятьдесят лет в 1851 г. - 2 млн. 400 тыс., в 1901 г. - 6 млн.500 тыс. человек, т.е. за столетие население Лондона увеличилось в 7 раз, население Парижа - в 6 раз, Берлина - в 9 раз. Индустриальное общество все бо- лее четко разделялось на два противоположных класса: буржуа-собственников и пролетариев неимущих.

Как правило, в районах, где селились богатые, были широкие улицы, часто окаймленные деревьями и хорошо освещенные. Богатые особняки были подключены к газо- и водопроводу, в последствие к электросети. В пролетарских районах и кварталах наблюдался дефицит воды, света и воздуха. Многочисленные свидетельства сообщают о рабочих семьях, живших в одной общей комнате, спавших на соломе, не имевших ни постельного белья, ни мебели, ни посуды и никогда не менявших одежду. Отсутствие гигиены ухудшало положение населения. Для рабочих кварталов была характерна также перенаселенность, что приводило часто к возникновению эпидемий и распростране-нию холеры, туберкулеза и других заболеваний. Больше всего в результате социального неравенства страдали дети. Женщины работали без отпуска по беременности и родам. Часто роды случались прямо на рабочем месте. Что касается детей, недостаток в уходе и хорошем молоке, а также загрязнение воздуха в промышленных кварталах объясняли высокую детскую смертность.

Она была в два раза выше, чем в буржуазных кварталах в городах. Неизбежным спутником нищеты в рабочих кварталах были алкоголизм, проституция, преступность, беспризорность детей, их труд с раннего детства, неграмотность основной массы населения.

Труд рабочих и взрослых, и детей был тяжелым. Продолжительность рабочего дня составляла 13–14 часов. Детский труд использовался не только в сельской местности и ремесле, но и на фабрике. Детей принимали на работу в возрасте 8–9 лет, при этом заработная плата детей и подростков составляла третью или четвертую часть заработной платы рабочего мужчины. Надзиратели подвергали детей телесным наказаниям. Женщины были заняты главным образом в текстильной и швейной промышленности, в торговле, работали прислугой.

Всю жизнь рабочему человеку грозила безработица. Как только дела у капиталиста шли хуже, даже если это было связано с сезонностью, рабочие увольнялись без какой-либо компенсации. Безработица означала нищету. Так как заработная плата была слишком низкой, чтобы рабочие могли делать сбережения, им оставалось только надеяться на милость близких людей и состоятельных слоев. Та же самая ситуация возникала при несчастных случаях.

Несчастные случаи на производстве были очень различны - от взрывов паровых машин до потери рук или ног от машин. Особой опасности подвергались дети, которые должны были ползать под прядильными машинами для укрепления нитей и для чистки машин. Металлургия была опасна из-за возможности получения ожогов. К травмам прибавлялись профессиональные заболевания: силикоз у горняков при вдыхании пыли, туберкулез от наличия в воздухе текстильных или металлических волокон и др. Эти и многие другие болезни представляли опасность для здоровья. Однако никакой закон не защищал ра-бочих от риска, связанного с профессиями.

Такой образ жизни был характерен для подавляющей массы европейских наемных рабочих. Если в начале ХIХ в. численность рабочего класса в европейских странах исчислялась сотнями тысяч, то к концу века – десятками миллионов человек.

Противоречия общества, в котором промышленники умножали свои богатства, а рабочие жили все хуже и хуже, толкали пролетариев на борьбу. ХIХ век дает нам массу примеров борьбы европейского пролетариата за улучшение экономических и социальных условий жизни. Это было время противоборства низов общества и его верхушки. Например, в Великобритании в 1799 г. правительство приняло закон против стачек и коалиций, который предусматривал за его нарушение наказание вплоть до смертной казни. В 1834 г. парламент принял закон о бедняках: расходы на бедных были сокращены до минимума,нуждающиеся могли получить пособие только в специальных работных до-мах. Режим в этих домах, как отмечалось выше, был таким суровым, что их называли «бастилиями для бедных».

Ответом трудящихся и нуждающихся слоев общества было появление чартизма - первого общенационального политического движения (1838–1848 гг.). Наряду с политическим требованием борьбы за всеобщее избирательное право для мужчин, был выдвинут целый ряд социально-экономических требований: 8-часовой рабочий день, легализация тред-юнионов, отмена закона о бедных и др. В такой ситуации власти не могли больше игнорировать проблему тяжелого положения и тяжелых условий труда и быта наемных рабочих. В 1832 г. английский парламент принял закон об обследовании состояния английских фабрик. Этот закон дал толчок к развитию социальной статистики и к исследованиям в области фабричной гигиены.

Десятилетие спустя, в 1842 г. результатом работы парламентской комиссии стал закон, ограничивший рабочий день подростков и детей и запретивший их ночную работу. Кроме этого, закон создал впервые правительственную фабричную инспекцию, которая занималась проблемами гигиены на промышленных предприятиях и охраной здоровья наемных рабочих. В 1840 г.было создано Общество оздоровления городов, в 1842 г. - Общество улучшения жилищ рабочего класса. В 1848 г. парламент принял закон, который преследовал цель предупредить профессиональные заболевания и возлагал на местные органы власти контроль за санитарным состоянием фабрик и заводов. Этот же закон учреждал должности санитарных врачей в крупных промышленных центрах Англии. Их деятельность направляло созданное для этого правительственное учреждение - Главное управление по охране здоровья.

Дальнейшее развитие индустриального общества толкало тысячи и миллионы обездоленных в Европе на борьбу. Безработица в городах, сотни тысяч обреченных на нищету и голод привели к революции во Франции в1830 г. и восстанию Лионских ткачей в ноябре 1831 г. В 1848 г. в ряде европейских стран - Франции, Германии, Австро-Венгрии, Италии − произошли революции. Под влиянием революции во Франции, например, в марте 1848 г.был принят декрет о сокращении рабочего дня на один час: в Париже с 11 до10 часов, в провинции с 12 до 11 часов. Кроме этого, французское правительство приняло декрет о создании так называемых национальных мастерских для безработных. В Париже в этих мастерских насчитывалось более 100 тыс.человек. Среди них были разорившиеся ремесленники, торговцы, мелкие предприниматели, рабочие, оказавшиеся без работы. Национальным мастерским была придана полувоенная организация. Их основным занятием было мощение улиц, посадка деревьев, уборка площадей и другие благоустроительные работы. Рабочие выступления в Праге в марте 1848 г. в Австро-Венгерской империи вынудили австрийские власти ввести выплату небольшого пособия для безработных.

Еще одним каналом отстаивания и защиты интересов трудящихся и малообеспеченных слоев стали профсоюзы. Первые профсоюзы появились в Англии в 1824 г., они назывались тред-юнионами и объединяли квалифицированных рабочих. Во Франции профсоюзное движение возникло значительно позже - в 1864 г. был принят закон, который закрепил право рабочих на забастовку, а в 1884 г. - право рабочих объединяться в профсоюз.

Становление и развитие индустриального общества в европейских странах привели к распространению социалистических идей и теорий, главная задача которых была создать общество социальной справедливости. На практике социалистические идеи развивались в двух формах:

1) утопический социализм. Чаще всего он ассоциируется с социалистическими идеями А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Но это были не просто и не только идеи. В соответствии с их воззрениями предпринимались определенные шаги. Например, Р. Оуэн был управляющим, а затем совладельцем фабрики в Шотландии в 1800–1817 гг. Он сократил рабочий день до 10,5часов, удалил с фабрики детей. Впоследствии он выдвинул утопические проекты создания земледельческих и промышленных общин, основанных на общности имущества и общности труда. В Соединенных Штатах Америки, в штате Индиана, им была организована община под названием «Новая гармония», но она просуществовала недолго.

Любопытный опыт решения социальных проблем и создания небольшого самостоятельного объединения на принципах справедливости дает нам «Фамалистер» во французском городе Гизе. Это была коммуна, основанная в1846 г. Жаном Батистом Андре Годеном (1817–1888 гг.). Сам он был сыном слесаря, начал с организации мастерской, а потом завершил фабрикой, на которой в 1880 г. работало более 1,5 тыс. человек. Хозяйственный успех позволил Годену создать рабочий кооператив в рамках своего предприятия. В период между 1859 и 1877 гг. он построил «идеальный город». В этом городе выборные рабочие комитеты самостоятельно заботились о материальных, воспитательных и спортивных потребностях рабочих. Были построены три многоэтажных дома, внутренние крытые дворы способствовали общественной жизни, в городе были детские ясли и детский сад, школы, бассейн, магазины, театр, парк и т.д. Кооператив пережил своего создателя исключительно благодаря строгой организации и просуществовал до 1968 г. Годен писал:

«Фамалистер» является не только индустриальной формой общества, но, прежде всего, социальным учреждением, основанном на братстве»; 2) политический социализм. Он связан с идеями и деятельностью К.Маркса и Ф. Энгельса. Их взгляды сводились к следующему: бедность, нищета, болезни, безработица и другие проблемы могут быть решены только в результате социального переустройства через завоевание неимущими слоями политической власти. Для практического решения этой задачи были нужны политические партии рабочих. В 1869 г. возникла первая в европейском рабочем движении социал-демократическая рабочая партия Германии. Она провозгласила себя сторонницей учения К. Маркса и принципов Интернационала. В последующий период подобные партии появились в других европейских странах. Каждая партия разрабатывала свою программу, и в каждой программе имелся раздел, посвященный социальным проблемам.

Острота социальной напряженности и размах рабочего движения подталкивали государственную власть в европейских странах взять на себя, хотя бы частично, решение проблем бедности, сиротства, старости и т.п. Но в конце ХIХ в. роль государства в решении социальных вопросов была очень скромной. Первый пример показала Германия. В 1881 г. германский рейхстаг принял закон о социальном страховании на случай болезни, в 1883 г. - в связи со старостью и инвалидностью, в 1884 г. - закон о социальном страховании при несчастных случаях. Примеру Германии последовала Австро-Венгрия в1883 г., Италия - в 1893 г., Швеция и Нидерланды в 1901 г. Широкие социальные реформы были проведены в Великобритании в 1908–1910 гг. Был установлен 8- и часовой рабочий день в угольной промышленности для шахтеров.

Были созданы биржи труда, в задачи которых входило помогать безработным в поисках работы, а предпринимателям - в найме рабочей силы. Далее последовал закон о страховании по безработице, по болезни, инвалидности и в связи с несчастными случаями на производстве. Были введены также пенсии для престарелых.

Таким образом, к концу ХIХ в. в европейских странах сложились определенные подходы в решении некоторых социальных проблем. При этом использовались две сложившиеся формы социальной деятельности: через государственные органы власти и социальное законодательство, с одной стороны, и через частную благотворительность отдельных лиц, организаций и церкви, с другой стороны. Первое направление в социальной работе делало только робкие шаги в это время и получило свое наибольшее развитие во второй половине ХХ в., о чем будет сказано ниже. Что касается второго направления, оно, безусловно, было ведущим, и благотворительные организации выполняли львиную долю социальной работы. В их поле зрения находились прежде всего бедные люди, больные, страдавшие каким-либо врожденным недугом или полученным в результате несчастного случая, инвалиды, слепые, глухие, психически больные люди, лица с девиантным поведением – малолетние и взрослые преступники, проститутки, люди, подвергавшиеся дискриминации по расовому признаку, например, негры и индейцы в США.

К примеру, в Швеции с конца ХIХ в. сформировались два направления в социальной работе: призрение больных и помощь бедным. В соответствии с церковными законами каждый церковный приход в Швеции был обязан учреждать больницы и дома для бедных. Но в оказании помощи не было системы, помощь оказывалась лишь в отдельных случаях. В 1866 г. в Стокгольме была создана благотворительная организация «Общественный союз покровительства». Муниципальная реформа 1862 г. отделила призрение бедных от церкви и передала органам власти на местах. В традициях протестантской страны в Швеции помощь бедным должна была иметь основания, а именно:

отсутствие собственных средств, а также невозможность содержания другими лицами. Во второй половине ХIХ в. в Швеции четко проводилась граница между возможностью бедных зарабатывать на жизнь и желанием делать это. Только тот, кто документально подтверждал желание зарабатывать на жизнь, пользовался поддержкой общества. К концу ХIХ в. в Швеции расширился круг направлений в социальной работе и возникли:

• специальные формы помощи осужденным и освободившимся из мест

заключения;

• специальная помощь слепым и глухим;

• обязательное обучение населения за счет государства;

• решение проблемы трудоустройства через частные и муниципальные

учреждения;

• специальные системы ухода за больными;

• создание профсоюзных касс помощи для больных, безработных и т.д.

Справедливости ради следует подчеркнуть, что разнообразные направления в социальной работе сложились не только в Швеции, но и в других странах Европы. В Великобритании, например, в 1835 г. возникло Общество по предотвращению нищенства, в 1869 г. в Лондоне было основано Общество благотворительности. Тогда же появилось Национальное общество защиты детей от жестокого обращения. В соответствии с законом 1853 г. о благотворительных фондах в Великобритании был учрежден специальный орган - Комиссия по благотворительности. Одной из ее функций была и остается регистрация благотворительных организаций. В 1865 г. (по некоторым источникам в 1878 г.) в Лондоне возникла религиозно-благотворительная организация - Армия Спасения. Она была основана методистским священником У. Бутом. Методизм возник как секта в рамках англиканской церкви вначале ХVIII в., а в конце ХVIII в. окончательно отделился от нее. Во главу угла методисты ставили широкую пропаганду христианской идеологии и морали. Эта их деятельность включала в себя религиозное проповедничество среди широких масс трудящихся, а также в тюрьмах, больницах и среди бедных. Методисты прибегали к проповедничеству мирян, а не только священнослужителей, создали религиозные миссии в рабочих районах и т.п. Слово«армия» в названии указывает на то, что она построена по военному принципу. Члены Армии Спасения подразделяются на «солдат», «офицеров», «генералов». В организации предусмотрено ношение особой формы. Основным в деятельности Армии Спасения является миссионерство и благотворительность, причем масштабы их исключительно велики. С 1880 г. организация вышла за пределы Англии и в настоящее время имеет свои филиалы в более чем 100 странах, где работает с использованием 127 языков. Международный центр Армии спасения находится в Лондоне, а по всему миру рассредоточены14 тыс. корпусов (приходов) с 3 млн. членов, а также большое количество социальных, медицинских, образовательных и других общественных служб.

Армия Спасения содержит на свои средства больницы, столовые, ночлежные дома и другие социальные заведения. Помощь Армии Спасения в первую очередь всегда была направлена следующим группам нуждающихся: бедным, престарелым, инвалидам, беженцам и ветеранам.

Основатель Армии Спасения У. Бут выделил семь основных, ведущих принципов планирования социальной работы. Этими принципами до сих пор руководствуются в Армии Спасения при составлении социальных программ и планов для индивидуальной работы с людьми.

1. Планом должна быть предусмотрена коррекция личности, если именно характер или поведение человека составляют основу его неудач.

2. Планом должны быть предусмотрены мероприятия по изменению обстоятельств жизни человека, если они являются истинной причиной его тяжелого положения и находятся вне его контроля.

3. План должен соответствовать ситуации, в которой предстоит действовать.

4. План должен отражать постоянную, «перманентную» на протяжении определенного времени работу, а не единичное судорожное усилие справиться с несчастьями сегодняшнего дня.

5. План должен быть выполнимым практически.

6. Косвенное влияние действий, предусмотренных планом, не должно быть таким, что оно может причинить вред человеку, для помощи которому этот план составлен.

7. Помощь одному классу или группе общества не должна подвергать опасности благополучие других.

Для солдат Армии Спасения приоритетной и главной задачей всей их деятельности всегда была забота о людях - накормить голодного, одеть раздетого, посетить заключенного, навестить больного в больнице, приютить бездомного, следовательно, всегда быть с теми, кто не может сам подняться, сам себе помочь. Этот приоритет и исходные ценности солдаты Армии Спасения обосновывают христианским вероучением.

В начале ХХ в. были сформулированы основные принципы, которые легли в основу социальной работы Армии Спасения:

• Как бы ни был человек уничтожен, бедным, как бы низко он ни пал, ему следует предоставить возможность жить здоровой, чистой, трудовой жизнью.

• Таким людям следует помочь, поддержать их, ни из них не следует делать нищих, давая им милостыню, и, если они в силах работать, не следует предоставлять им возможность добывать себе содержание, не работая.

• Простое улучшение обстоятельств жизни человека мало действенно, если в его нравственном облике не произошло очищения благодаря религиозно-нравственному воспитанию.

• Нет безнадежно павших, безвозвратно погибших. Как бы низко ни пал человек, он имеет право на помощь, если в нем есть желание исправиться.

В многоплановой и разнообразной социальной работе в европейских странах в ХIХ в. следует отметить такое новое явление как движение сеттльмента. Само слово «сеттльмент» означает «поселение, заселение». Первоначально сеттльментами называли европейские кварталы в городах стран Востока, прежде всего в Китае. Что же означает сеттльмент в социальной работе? Основателем этого движения был Сэмюэл А. Барнетт, викарий одного из лондонских приходов. В 1884 г. он пригласил ряд студентов университета присоединиться к нему и его жене «поселиться» («settling») в одном из бедных районов Лондона – Истлэнде. Так возник Тойнби-Холл. Позднее сеттль-менты появились в других городах Великобритании. В этом движении принимали участие представители образованной, обеспеченной части английского общества. Живя по соседству с бедняками, ощущая на себе все последствия бедности, они становились помощниками местных жителей. Это были не моралисты и проповедники, а организаторы и практики. Со временем деятельность сеттльментов трансформировалась в социальную работу местных центров в территориальной общине. В Великобритании сеттльменты объединились в Британскую ассоциацию сеттльментов и центров социального действия. В конце ХIХ – начале ХХ вв. движение сеттльмента вышло за пределы Великобритании и широко распространилось в большинстве западноевропейских стран, Соединенных Штатах Америки, в Юго-Восточной Азии и в Японии. В 1922 г. в Лондоне состоялась первая международная конференция социальных работников сеттльментов, что привело к созданию в 1926 г. Международной Федерации сеттльментов и соседских центров. Штаб-квартира этой организации находится в нидерландском городе Утрехте и имеет своих наблюдателей в ООН.

В целом, следует отметить, что период нового времени в истории европейских стран был насыщен множеством различных изменений в материальной, производственной, духовной, социальной сферах. Часто эти изменения приводили к серьезным социальным трениям и конфликтам. Инструментом, позволявшим снимать и урегулировать эти проблемы, была деятельность различных благотворительных организаций. Неслучайно, благотворительность ХIХ века рассматривается некоторыми исследователями, как период «классической благотворительности» без сколько-нибудь значительного участия государственной власти.









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 158;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная