Лекции.ИНФО


Сущность религиозной толерантности



Основные положения и содержания концепции.

Система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Обеспечить гражданский мир и социальную стабильность, создать благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно на современном этапе российской модернизации, которая происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира.

Эффективность политических и гражданских институтов, целостность территории, социальная мотивированность населения, успех экономических реформ, а в конечном счете - будущее нашего государства в значительной степени определяется необратимостью и темпами становления российской политической нации. Поэтому модернизация российского образования, опираясь на общие тенденции мирового развития, с необходимостью должна отражать интересы российского общества и государства, связанные с формированием российской гражданской идентичности.

Обеспечить удовлетворение такого запроса может целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии.

Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

Важнейшие социально-политические предпосылки поликультурного образования в России - становление демократии и гражданского общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма.

Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации (далее - Концепция) разработана с учетом национальных (общегосударственных), национально-региональных и этнокультурных потребностей многонационального народа России.

Концепция опирается на анализ мировых и отечественных тенденций развития образования, учитывает новейшие условия функционирования образования в России и развивает основные принципы образовательной политики государства.

Концепция формулирует цели, принципы и основные направления развития поликультурного образования в России.

Этнопсихологические особенности как форма проявления психологии разных народов.

Этническая психология –отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием психологических особенностей народа, обусловленных единством его происхождения.

Факторы, влияющие на этнопсихологические особенности народа:

1) социально-экономические условия жизни;

2) политика и идеология, господствующие в обществе;

3) сложившаяся религиозная система, накладываясь на местные традиции, обычаи и привычки, вызывает взаимное изменение местных нравов и религиозных концепций;

4) значимые события в истории народа (длительные войны, стихийные бедствия, освоение земель и пр.);

5) межнациональный опыт общения;

6) географическая среда;

7) миграция и адаптация к новой географической среде и культурным условиям.

Функции этнической психологии:

1) отражательная функция заключается в отражении своеобразных природно-климатических условий, в которых происходило формирование и развитие этнической общности, исторических событий и других факторов;

2) регулятивная функция – регламентирование различных форм общения и поведения представителей этнической группы; представляет собой те нормы поведения и образа жизни, которые выработала этническая общность за время своего существования;

3) воспитательная функция заключается в освоении правил и норм этнического поведения, привитии населению черт, свойственных ее национальному характеру, общенациональным привычкам и т. д.; происходит в процессе этнической социализации.

Структура этнопсихологических характеристик народа –это сложная динамическая и многоуровневая система, компоненты которой логично и тонко связаны между собой; изменение одних опосредствованно влияет на другие.

Компоненты и уровни структуры этнопсихологических характеристик народа:

1) ценностные ориентации составляют первый уровень и включают в себя моральные ценности, господствующие в образе жизни большинства ее представителей, различное их понимание, толкование и отношение к ним. Они наиболее осознанны, связаны с идеологией и обладают большим влиянием;

2) отношение представителей этноса к различным явлениям окружающего мира (отношения между собой, к представителям других народов, работе и пр.) – второй уровень;

3) компоненты, связанные со спецификой психических процессов и темперамента – третий уровень.

Иногда выделяют генетический и психофизиологический уровни.

Субъекты (носители этнопсихологических характеристик) этнопсихологических явлений:

1) большие группы – суперэтносы (макроподход), разделяются на этносы, которые включают в себя субэтносы (этнические группы, проживающие в различных регионах);

2) профессиональные, возрастные и другие группы (мезоподход);

3) конкретные личности (микроподход).

Различия западных и восточных этносов:

1) индивидуализм (в западных культурах) – коллективизм (в восточных);

2) низкая (западные) и высокая (восточные) контекстуальная коммуникация;

3) низкий (у западных этносов) – высокий (у восточных) уровень избежания неопределенности;

4) властная дистанция (у восточных народов – высокий уровень, а у западных – низкий);

5) маскулинность-фемининность (на западе низкий уровень, на востоке – высокий);

6) кредит доверия к руководителям (в восточных этносах выше, чем в западных);

7) стиль управления на производстве (в западных этносах преобладает инструментальный, в восточных – эмоционально-межличностный);

8) процесс принятия решений (на Востоке – более авторитарный, а на Западе – более демократический).

Процесс этнизации активно осуществляется в детском возрасте и заключается в освоении и воспроизведении национального образа жизни, в котором личность находится.

14. Этическое содержание поликультурного образования.

 

Теоретические основы поликультурного воспитания детей дошкольного возраста (см. выписку по лекциям данную на занятии).

Поликультурное воспитание

 

Поликультурная педагогика – сравнительно молодая отрасль научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности, так как является весьма адекватной педагогической реакцией на столь острые проблемы, как глобализация в современном мире, межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия. Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.

Поликультурное воспитание – демократический педагогический ответ многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией.

Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур.

В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики.

Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом.

Страны, где в той или иной степени предусмотрена политика поликультурного воспитания, можно разделить на несколько групп:

· с исторически давними и глубокими национальными и культурными различиями (Россия, Испания);

· сделавшиеся поликультурными вследствие своего прошлого как колониальных метрополий (Великобритания, Франция, Голландия);

· ставшие поликультурными в результате массовой добровольной иммиграции (США, Канада, Австралия).


Основными направлениями, в русле которых развивается поликультурное воспитание в ведущих странах мира, являются:

· педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств;

· билингвальное обучение;

· многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма.

Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:

· воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;

· воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов;

· воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.

 

К числу функций поликультурного воспитания можно отнести:

· формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;

· осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;

· воспитание позитивного отношения к культурным различиям;

· развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

· Поликультурное воспитание преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение»:

· уважение и сохранение культурного многообразия;

· поддержка равных прав на образование и воспитание;

· формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей.

Таким образом, содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров:

· социокультурной идентификации личности;

· освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде;

· воспитания положительного отношения к культурному окружению;

· развития навыков социального общения.


Существенной становится проблема организации поликультурного воспитания. Одним из главных способов такой организации является соответствующее изучение тех или иных учебных дисциплин. Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес обучающихся к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир.
Поликультурное воспитание предлагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает:

1. адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями;
2. ориентацию на диалог культур;

3. отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций народов.
Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.

В мировом сообществе наметилась тенденция к самовоспитанию и воспитанию человека на протяжении всей жизни. Она означает:

1. преемственность между дошкольными, внешкольными, школьными учреждениями и вузом в решении воспитательных задач;

2. процесс непрерывного самовоспитания человека в течение жизни;

3. реализацию потребности человека в постоянном обогащении опыта социальных отношений, способов общения и взаимодействия с людьми, техникой, природой, Вселенной.

Такое воспитание ориентировано на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу в прошлом, настоящем и будущем.

Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа.

Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость. Поэтому она имеет конкретно-исторический характер.

ЛЕКЦИЯ 1

Основные категории поликультурного образования. Подходы и концепции к поликультурному образованию и воспитанию. Культурологический подход в образовании. Гуманистическое содержание поликультурного образования. Теория Дж. Бэнкса как методологическая основа для моделирования поликультурного образования. Опыт Америки по организации поликультурного образования. Поликультурное образование как приобщение к «общечеловеческим» ценностям-законам через «открытие» общего в разных суб- или этнокультурных традициях. Психолого-педагогические предпосылки и проблемы поликультурного образования. Взаимосвязь культуры и психологии. Кросс-культурная психология.

Одной из характерных черт начала XXI века является усиление взаимодействия и взаимозависимости стран и народов с целью взаимообогащения культур. В этих условиях проблема толерантного сосуществования различных этнических и социальных общностей осознается учеными всего мира, поскольку в нем практически нет моноэтнических государств. Следовательно, акцентируется значимость поликультурного образования, позволяющего человеку обрести способность толерантного отношения к инокультурному опыту.

Основные категории поликультурного образования: образование, культура, поликультурность.

Сегодня традиционное понимание процесса «образования» как ов­ладения учащимися знаниями, умениями и навыками вытесняется более широким взглядом на него как на становление человека, формирование его познавательных интересов и развитие творческого потенциала.

Из представленных в современной пед. науке концепций содержания образования можно выделить четыре главных составляющих, благодаря которым происходит образование личности – знания, умения, опыт творческой деятельности и духов­ное развитие. Учет в содержании образования данных составляющих реализуется пу­тем приобщения к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта. Современное образование должно быть ориентировано прежде всего на сохранение, развитие и трансляцию культуры. Современные концепции выявляют глубокую взаимосвязь культуры и образования, а также тот факт, что идея культуры оказывает сущест­венное влияние на образование, так как при определении важных педагогических категорий приходится опираться на такое очень емкое понятие, каким является культура.

В философии понятие «культура» представлено в тесной взаимосвязи с человеком, его деятельностью, что предопределяет духовное, нрав­ственное развитие и совершенствование личности.

Для педагогики, психологии, социологии наиболее актуаль­ным является антропо-социологический подход к куль­туре, акцентирующий внимание на ее формирующей силе, способности органи­зовывать и образовывать жизнь конкретного индивида и общества в целом.

В ХХ в. крупнейший социолог мира П.А. (Питирим Александрович) Сорокин характеризовал культуру как систему ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов. Ценность – это личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека. Ценность выражает человече­ское измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человече­ского бытия, человеческого существования.

Мир человека – это мир культуры. В своём первоначальном значении («возделанное») культура противостоит «натуре» - природному, «дикому» и означает всё то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного.

В широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.

Положение о том, что образование – часть культуры объясняет тот факт, что именно культурологический подход является методологической основой в системе образования, ориентированной на человека. Этот подход имеет гуманитарную и аксиологическую направленность. Он ориентирует систему образования на диалог с культурой человека. Человек в современной социокультурной ситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей.

Образование, обращенное к человеку и ориентированное на культуру и личные смыслы, Е.В. (Евгения Васильевна) Бондаревская называет культурологическим, личностно ориентированным. Такое образование обеспечивает личностное смысловое развитие учащихся, поддерживает индивидуальность каждой личности, ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию.

С учетом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующие направления развития образования. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в ХХI веке подчеркивает, что образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам. Международная энциклопедия образования (1994) рассматривает поликультурное образование как важную часть современного образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.

Поликультурное образование дает возможность глубже изучить и осознать многообразие народов, населяющих мир. Культурные различия, которые определяют принадлежность человека к той или иной группе, являются наиболее очевидным проявлением разнообразия ценностей и точек зрения. Эти различия отражены во вкусах людей, их предпочтениях и отношениях, стиле жизни и взглядах на мир и являются продуктом эволюции каждого народа и его приспособления к своей среде обитания и обстоятельствам жизни с целью удовлетворить потребности, общие для всех групп, для всех народов.

Поликультурное образование поможет учащимся увидеть в этом многообразии общее. Каждый народ создает материальную культуру: дома, пищу, одежду, орудия труда, собственность и пр., в соответствии со своими потребностями и условиями жизни, у каждого свои национальные виды искусства и труда, свой язык и другие средства общения, своя организация общества и система общественного контроля. У каждого народа есть своя, формальная и неформальная система образования и передачи национальных ценностей, традиций, а также ритуалов, выражающих взгляды и верования данного народа, свои механизмы и учреждения, осуществляющие различные экономические функции.

Система терминов и понятий

Положения Концепции формулируются в следующей системе социальных и педагогических понятий:

нация*1 - государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться "нации" (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории "нация" (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению "мы, многонациональный народ Российской Федерации", означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций;

национальное государство* - государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация - национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;

гражданское общество* - общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;

российская гражданская (политическая) нация - многонациональный народ Российской Федерации, исторически сложившееся сообщество граждан России, полиэтническая и поликультурная нация-согражданство, объединенная национальным (гражданским) самосознанием. Российская политическая нация имеет развитую национально-территориальную структуру с многоуровневой системой социальных связей и сложной конструкцией гражданской идентичности.

этносоциальная структура российского общества - сложная система социальных связей и межэтнических взаимоотношений, механизм устройства и функционирования полиэтнического сообщества граждан Российской Федерации, включающего разнообразные этнические общности: титульные народы федерации, чьи языки являются государственными (русский - во всей России, другие - в национальных республиках), автохтонные народы, не имеющие национально-государственных институтов, диаспоры выходцев из других стран.

этнополитическая структура России - сложная система политических связей и национально-территориальных институтов, механизм устройства и функционирования российской полиэтнической нации-согражданства, состоящей из населения неоднородных субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, автономных округов и областей, городов федерального значения. Особенностью этнополитической структуры современной России является определенное этническое и национально-культурное "лицо" каждого субъекта федерации (русское - в областях, краях, городах федерального значения, национально-титульное - в республиках, автономных округах и областях) при полиэтническом составе населения субъектов Российской Федерации.

межэтнический мир и согласие* - единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т.е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;

идентичность - представление человека о своем Я, отождествление самого себя с социальным статусом, культурной традицией, этнической группой, гражданской общностью. Идентичность складывается в процессе социализации по мере усвоения социокультурных образцов, норм, ценностей и является необходимым условием социальной и культурной преемственности;

этнокультурное самосознание (идентичность) - представление о принадлежности к определенному этническому сообществу, которое владеет передающимися из поколения в поколение системными чертами культуры (язык, народное искусство, обряды, нормы поведения и т. д.), имеет особенности психологического склада и осознает свое единство и отличность от других этнических сообществ;

гражданская идентичность - представление о принадлежности к сообществу граждан данной страны, сложившемуся на основе общности исторической судьбы, языковых и культурных традиций, экономических и социальных связей и политически закрепленному фактом существования государства. При понимании нации как согражданства категории национальной и гражданской общности, национальной и гражданской идентичности совпадают;

российская гражданская идентичность - представление о принадлежности к российской политической (гражданской) нации как надэтническому сообществу граждан России, форма самосознания, объединяющая многонациональный народ Российской Федерации;

национальное самосознание (идентичность)* - разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;

формирование национальной идентичности* - формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;

патриотизм* - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;

культурное наследие - совокупность культурных достижений прошлого и настоящего, обладающих для данного общества вневременной ценностью, способствующих сохранению его самобытности и устойчивого развития, обеспечивающих полноценную передачу культурного опыта и ценностей;

картина мира - присущее каждой культуре обобщенное представление о мироздании, содержащее наиболее важные результаты познавательной, хозяйственной и социальной деятельности человека и общества, а также организованная определенным образом система знаний об объективном мире;

мировая (общечеловеческая) культура - совокупность плодов и способов деятельности всего человечества, единство отдельных и многообразных культурных явлений на протяжении истории мировой цивилизации

российская культура - часть мировой культуры, созданная и развиваемая общностью народов, которая исторически сложилась на территории нынешней России и породила самостоятельные формы цивилизации и государственности. Языковой основой общенациональная российской культуры является русский язык как государственный язык Российской Федерации;

национальная культура - совокупность результатов духовной, практической деятельности, система ценностей, норм и образцов поведения, существующих и развивающихся на основе самобытных конкретно-исторических и этнических особенностей жизни отдельного народа или группы исторически близких народов. Национальная культура призвана обеспечивать полноценное существование нации, поэтому становление национальных культур взаимообусловлено с процессом формирования наций (в этнокультурном и социально-политическом смыслах);

русская национальная культура - национальная культура, обеспечивающая полноценное существование русского народа (русской нации) и являющаяся центральным компонентом российской цивилизации. В регионах России, имеющих русское этническое и национально-культурное лицо, сложились региональные культурные традиции как местные этнокультурные достижения и особенности русской культуры.

национальные культуры народов России - национальные культуры, обеспечивающие полноценное существование народов или наций (в этнокультурном и социально-политическом смыслах) России, составляющих нацию наций - многонациональный народ Российской Федерации.

многообразие культур и народов* - культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоев): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;

взаимодействие культур - одна из закономерностей развития мировой культуры, состоящая в необходимости выходить за рамки ограниченного культурного опыта, обмениваться ценностями, достижениями и смыслами культуры в ходе межкультурной коммуникации. Диалоговое взаимодействие культур является одним из важнейших факторов модернизации во всех сферах жизни общества;

цивилизация - совокупность материальных и духовных достижений общества на протяжении его истории, комплекс исторически обусловленных отношений, средств и способов интеллектуального, общественного и технического развития, уровень и степень этого развития, определяемые в сравнении с предшествующими периодами истории человечества;

российская цивилизация - комплекс исторически обусловленных отношений, средств и способов интеллектуального, общественного и технического развития, интегрировавший на основе русского языка и российской культуры материальные и духовные достижения всех этнических сообществ, составляющих многонациональный народ Российской Федерации;

социализация* - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;

развитие* - процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.;

воспитание* - педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

национальный воспитательный идеал* - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

базовые национальные ценности* - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

духовно-нравственное развитие личности* - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

духовно-нравственное воспитание личности гражданина России* - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Адаптация– социальная и педагогическая – социальная деятельность, направленная на защиту и удовлетворение социальных и культурно-образовательных потребностей человека.
Аккультурация– процесс приобретения одним этносом тех или иных форм культуры другого народа, происходящей в результате общения этих народов.
Антропологический подход – подход, рассматривающий историю человеческого сознания во взаимодействии и взаимовлиянии с социальными структурами.
Ассимиляция– тип этнических процессов, представляющих собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность, Может происходить как естественным, так и насильственным путем.
Блочно-тематический принцип –комплекс учебных занятий, объединенных общей темой и целевой установкой. Принцип используется при разработке тематических планирований и методических рекомендаций.
Билингвальное обучение– приобретение путем двуязычного (многоязычного) обучения знаний, способностей и навыков для эффективной деятельности в многоязычном и многокультурном обществе; формирует понимание одинаковой ценности всех языков; приобщение к общенациональной культуре, содействует межнациональному диалогу.
Билингвизм– двуязычие, функционирование двух языков для обслуживания нужд этнического коллектива и его отдельных членов, отличается от простого знания еще одного языка наравне с родным и предполагает возможность пользоваться разными языками в различных жизненных ситуациях.

Воспитание толерантности – воспитание терпимости, миролюбия, уважения к другим людям, готовности к активному сотрудничеству с представителями других социальных и культурных групп; часть поликультурного воспитания.

Глобализация– современный этап интернационализации международных отношений, экономических, политических и социо-культурных процессов, отличающийся особой интенсивностью.
Город– место жизнедеятельности больших масс населения, занятых несельскохозяйственной деятельностью, отнесенное в соответствии с законодательством стран к категории городов.

Гражданственность – интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию на ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.
Гражданское воспитание – формирование знания и понимания прав и обязанностей членов гражданского общества.

Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, правовыми и политическими отношениями, основополагающим условием является признание права каждого на личную свободу, самореализацию.

Государственные образовательные стандартыобщего образования в Российской Федерации – цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. Стандарты в Российской Федерации были введены по закону «Об образовании».









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 472;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная