Лекции.ИНФО


Исторические системы воспитания



 

Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVIII-XIX веков и современного периода развития человечества — XX и начала XXI века.

Наиболее известные системы воспитания в мире:

Спартанская система воспитанияпреследовала, по преимуществу, цель подготовить воина — члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов.

Этот процесс проходил в три этапа.

1.На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены — члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.
2. На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самих добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.

3. В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины.

В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи.


Афинская система воспитания. Она явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.

Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно.
До 7 лет мальчиков воспитывали дома. С 7 до 16 лет они посещали одновременно мусическую и гимнастическую школы, в которых получали преимущественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и воспитание.

На втором этапе (16-18 лет) юноши совершенствовали свое образование и развивали себя в гимназиях. Вершиной достижений молодого человека (18-20 лет) считалось пребывание в эфебии — общественном учреждении по совершенствованию военного мастерства.

Таким образом, данная система ориентировала на овладение «совокупностью добродетелей», в дальнейшем получившей известность как программа «семи свободных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для многих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.

В Европе VI-XV веков большое влияние в мире имела религиозная традиция воспитания человека, в особенности христианская. Основная задача такого воспитания определялась как приведение человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (православной, мусульманской, буддистской).

В разных странах и у разных народов идеи религиозного воспитания воплотились в конкретные формы, многообразие которых наблюдается и в современном мире.
В отличие от большинства средневековых государств, в Византии сложилась своя система образования и воспитания человека, которая повлияла на развитие европейской и российской педагогической традиции.

Именно в этот период в западной цивилизации определились три основные стадии образования человека: элементарное, среднее и высшее. Однако достаточно ясные очертания трехступенчатой системы образования в истории Китая отмечаются намного раньше — в период династии Хань (II в. до н. э. — II в. н. э.).

Истории известны разные примеры сословного воспитания и образования. В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание и образование представлено в системе рыцарского воспитания и в системе воспитания джентльмена (Локк Джон(Locke John) (1632–1704), английский философ, иногда называемый «интеллектуальным вождем 18 в.» и первым философом эпохи Просвещения) 1.
Например, идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека, соблюдение «кодекса чести». В основе содержания рыцарского воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальном инструменте.
Идеал воспитания по Локку — джентльмен — высокообразованный и
деловой человек. Как правило, это был выходец из высшего общества,
получивший воспитание образование на дому с помощью приглашенных учителей и воспитателей. Джентльмен — человек, отличавшийся утонченностью в обращении с людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Именно эти особенности легли в основу западной воспитательно-образовательной традиции XVIII-XX веков.

Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и главными составляющими его системы были:

· физическое воспитание, выработка характера, развитие воли;

· нравственное воспитание и обучение хорошим манерам;

· трудовое воспитание;

· развитие любознательности и интереса к учению, которое должно было иметь как теоретическую направленность, так и практический характер.
В качестве главных воспитательных средств использовались пример, труд, среда и окружение растущего человека. Данная система была ориентирована на учет индивидуальных особенностей воспитанника и на развитие его личности, становление человека как индивидуальности.


27. Основные принципы поликультурного воспитания


Поликультурное воспитание предполагает формирование модели поведения, способной обеспечить нормальную адаптацию и комфортное существование гражданина России в современном информационном обществе, равноправное участие носителя собственной этнокультурной и национальной традиции в глобальных цивилизационных процессах.

Современный национальный воспитательный идеал, положенный в основу федерального государственного образовательного стандарта общего образования, базовые национальные ценности, цели и основные принципы воспитания сформулированы в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России".

В качестве важнейших принципов воспитательной системы, определяющей эффективность поликультурного образования в целом, следует выделить:

- национально-культурную основу воспитания;

- гуманистическую открытость воспитания;

- личностную ориентированность воспитания;

- воспитание гражданской ответственности;

- воспитание целенаправленной созидательной активности:

- базовый принцип организованного саморазвития.

Национально-культурная основа воспитания создается систематическим приобщением подрастающего поколения к культурным и духовно-нравственным традициям, базовым национальным ценностям многонационального народа Российской Федерации, использованием для обучения и воспитания детей родного и русского языков, учетом этнопсихологических особенностей и достижений народной педагогики для развития интеллектуальных способностей и нравственных качеств ребенка.

Гуманистическая открытость, способность и склонность к межличностным и межкультурным контактам - необходимые качества современного человека, живущего и работающего в многоэтничном и поликультурном мире. Поэтому один из базовых элементов поликультурного образования - воспитание в духе толерантности, коммуникабельности, доверия и миролюбия, свойственных многонациональной отечественной культуре и являющихся краеугольным камнем российской цивилизации.

Личностно ориентированная модель воспитания предполагает активное вовлечение обучающихся в процессы социализации, развитие доступных форм самоуправления, психолого-педагогическую поддержку стремления к лидерству и самовыражению. Социальный статус и личностная состоятельность человека определяются совокупностью его морально-этических, творческих и образовательно-профессиональных качеств. Насущной задачей поликультурной школы является включение духовно-нравственных ценностей, здорового и безопасного образа жизни, качественного образования, трудовой этики и профессионального мастерства в систему актуальных культурных ценностей и личностных ориентиров.

Воспитание гражданской ответственности опирается на гармоничное сопряжение этнокультурного самосознания и российской (как национально-территориальной, так и общероссийской национальной) гражданской идентичности обучающихся, которые являются гражданами федеративного государства - многонациональной России, оставаясь полноправными членами различных этнокультурных и конфессиональных сообществ. В понятие гражданственности входят такие качества, как готовность защищать родину, способность объективно оценивать соответствие политики государства интересам народа, умение объединяться для достижения общей цели, отодвигая свой личный интерес на второй план.

Целенаправленная созидательная активность новых поколений в рамках новейшей экономической и технологической культуры является главной гарантией успешной модернизации страны и повышения благосостояния граждан. Трудовое обучение, творческое моделирование, привлечение к практической и социально значимой деятельности, различные формы трудового воспитания должны быть использованы в поликультурной школе для реализации приоритетных образовательно-воспитательных задач. В числе таких задач: освоение приемов активной деятельности, выработка умения ставить цели и организовывать регулярную деятельность по их достижению, формирование навыков общения и работы в коллективе, привычка к технологическому мышлению - то есть наиболее рациональному, аккуратному и точному исполнению действий, вытекающих из четко сформулированной цели.

Базовый принцип организованного саморазвития лежит в основе технологий поликультурного воспитания. Человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Воспитание как долговременный непрерывный процесс, переходящий в самовоспитание, состоит в организации содержательной жизни и развивающей деятельности, стимулирующей творческую свободу и созидательную активность воспитанников. В то же время личность, способная к самореализации и творчеству, должна быть свободна от нравственной ущербности эгоизма, от нетерпимости к иному мнению, от неприятия другого, непохожего, инновационного.

Поэтому оптимальная среда воспитания создается путем социально-педагогического партнерства, в котором индивидуально-личностное развитие интегрировано во все основные виды деятельности обучающихся и обеспечено критериями социальной востребованности, ценностной состоятельности и личностной ответственности. Надежная культурно-историческая основа организованного саморазвития - возрастные классы традиционной культуры. Организационная основа - целостный учебно-воспитательный процесс с использованием детских и юношеских сообществ, конституируемых в рамках конкретных учебных заведений. Важнейшие составляющие процесса организованного саморазвития - естественная иерархия функциональной компетентности и соревновательные формы восхождения по ее ступеням.


28.Теория билингвального образования

Теория билингвального образования интенсивно разрабатывается в последнее время как в России, так и за рубежом. При рассмотрении данного вопроса большинство исследователей сходятся во мнении, что ключевым фактором билингвального обучения является не только изучение второго/иностранного языка как учебного предмета, но и использование его как средства обучения в преподавании неязыковых предметов.

Билингвальное обучение, понимается как взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся в процессе изучения отдельных предметов или предметных областей средствами родного и иностранного языков, в результате которой достигается синтез определенных компетенций, обеспечивающий высокий уровень владения иностранным языком и глубокое освоение предметного содержания.

Билингвальное обучение способствует развитию умений пользоваться иностранным языком для получения дополнительной информации из различных сфер его функционирования, формирует двуязычный словарный запас по предмету, способствует воспитанию потребности пользоваться иностранным языком как средством углубления предметного знания, формирует и развивает коммуникативную компетентность учащихся, межкультурную компетенцию и культуру межнационального общения.

Для современных учеников особо важным является знание иностранного языка, возможность воспользоваться им для получения различной информации, из разных источников: научной литературы, СМИ и особенно ресурсов Интернет, поскольку школьники в последние годы широко ими пользуются. В качестве иностранного языка в билингвальном обучении нами был выбран английский (может быть выбраны разные языки).

Это связано, во-первых, с его возрастающей ролью в обществе, особенно в компьютерной сфере, представляющей большой интерес для современного школьника. В настоящее время ученики с целью общения, поиска нужной информации много времени проводят в сети Интернет, в том числе и на иноязычных сайтах. Во-вторых, английский язык широко изучается в школе.

Теория, практика и перспективы поликультурного образования

ЛЕКЦИЯ 1

Основные категории поликультурного образования. Подходы и концепции к поликультурному образованию и воспитанию. Культурологический подход в образовании. Гуманистическое содержание поликультурного образования. Теория Дж. Бэнкса как методологическая основа для моделирования поликультурного образования. Опыт Америки по организации поликультурного образования. Поликультурное образование как приобщение к «общечеловеческим» ценностям-законам через «открытие» общего в разных суб- или этнокультурных традициях. Психолого-педагогические предпосылки и проблемы поликультурного образования. Взаимосвязь культуры и психологии. Кросс-культурная психология.

Одной из характерных черт начала XXI века является усиление взаимодействия и взаимозависимости стран и народов с целью взаимообогащения культур. В этих условиях проблема толерантного сосуществования различных этнических и социальных общностей осознается учеными всего мира, поскольку в нем практически нет моноэтнических государств. Следовательно, акцентируется значимость поликультурного образования, позволяющего человеку обрести способность толерантного отношения к инокультурному опыту.

Основные категории поликультурного образования: образование, культура, поликультурность.

Сегодня традиционное понимание процесса «образования» как ов­ладения учащимися знаниями, умениями и навыками вытесняется более широким взглядом на него как на становление человека, формирование его познавательных интересов и развитие творческого потенциала.

Из представленных в современной пед. науке концепций содержания образования можно выделить четыре главных составляющих, благодаря которым происходит образование личности – знания, умения, опыт творческой деятельности и духов­ное развитие. Учет в содержании образования данных составляющих реализуется пу­тем приобщения к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта. Современное образование должно быть ориентировано прежде всего на сохранение, развитие и трансляцию культуры. Современные концепции выявляют глубокую взаимосвязь культуры и образования, а также тот факт, что идея культуры оказывает сущест­венное влияние на образование, так как при определении важных педагогических категорий приходится опираться на такое очень емкое понятие, каким является культура.

В философии понятие «культура» представлено в тесной взаимосвязи с человеком, его деятельностью, что предопределяет духовное, нрав­ственное развитие и совершенствование личности.

Для педагогики, психологии, социологии наиболее актуаль­ным является антропо-социологический подход к куль­туре, акцентирующий внимание на ее формирующей силе, способности органи­зовывать и образовывать жизнь конкретного индивида и общества в целом.

В ХХ в. крупнейший социолог мира П.А. (Питирим Александрович) Сорокин характеризовал культуру как систему ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов. Ценность – это личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека. Ценность выражает человече­ское измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человече­ского бытия, человеческого существования.

Мир человека – это мир культуры. В своём первоначальном значении («возделанное») культура противостоит «натуре» - природному, «дикому» и означает всё то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного.

В широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.

Положение о том, что образование – часть культуры объясняет тот факт, что именно культурологический подход является методологической основой в системе образования, ориентированной на человека. Этот подход имеет гуманитарную и аксиологическую направленность. Он ориентирует систему образования на диалог с культурой человека. Человек в современной социокультурной ситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей.

Образование, обращенное к человеку и ориентированное на культуру и личные смыслы, Е.В. (Евгения Васильевна) Бондаревская называет культурологическим, личностно ориентированным. Такое образование обеспечивает личностное смысловое развитие учащихся, поддерживает индивидуальность каждой личности, ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию.

С учетом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующие направления развития образования. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в ХХI веке подчеркивает, что образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам. Международная энциклопедия образования (1994) рассматривает поликультурное образование как важную часть современного образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.

Поликультурное образование дает возможность глубже изучить и осознать многообразие народов, населяющих мир. Культурные различия, которые определяют принадлежность человека к той или иной группе, являются наиболее очевидным проявлением разнообразия ценностей и точек зрения. Эти различия отражены во вкусах людей, их предпочтениях и отношениях, стиле жизни и взглядах на мир и являются продуктом эволюции каждого народа и его приспособления к своей среде обитания и обстоятельствам жизни с целью удовлетворить потребности, общие для всех групп, для всех народов.

Поликультурное образование поможет учащимся увидеть в этом многообразии общее. Каждый народ создает материальную культуру: дома, пищу, одежду, орудия труда, собственность и пр., в соответствии со своими потребностями и условиями жизни, у каждого свои национальные виды искусства и труда, свой язык и другие средства общения, своя организация общества и система общественного контроля. У каждого народа есть своя, формальная и неформальная система образования и передачи национальных ценностей, традиций, а также ритуалов, выражающих взгляды и верования данного народа, свои механизмы и учреждения, осуществляющие различные экономические функции.

Система терминов и понятий

Положения Концепции формулируются в следующей системе социальных и педагогических понятий:

нация*1 - государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться "нации" (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории "нация" (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению "мы, многонациональный народ Российской Федерации", означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций;

национальное государство* - государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация - национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;

гражданское общество* - общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;

российская гражданская (политическая) нация - многонациональный народ Российской Федерации, исторически сложившееся сообщество граждан России, полиэтническая и поликультурная нация-согражданство, объединенная национальным (гражданским) самосознанием. Российская политическая нация имеет развитую национально-территориальную структуру с многоуровневой системой социальных связей и сложной конструкцией гражданской идентичности.

этносоциальная структура российского общества - сложная система социальных связей и межэтнических взаимоотношений, механизм устройства и функционирования полиэтнического сообщества граждан Российской Федерации, включающего разнообразные этнические общности: титульные народы федерации, чьи языки являются государственными (русский - во всей России, другие - в национальных республиках), автохтонные народы, не имеющие национально-государственных институтов, диаспоры выходцев из других стран.

этнополитическая структура России - сложная система политических связей и национально-территориальных институтов, механизм устройства и функционирования российской полиэтнической нации-согражданства, состоящей из населения неоднородных субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, автономных округов и областей, городов федерального значения. Особенностью этнополитической структуры современной России является определенное этническое и национально-культурное "лицо" каждого субъекта федерации (русское - в областях, краях, городах федерального значения, национально-титульное - в республиках, автономных округах и областях) при полиэтническом составе населения субъектов Российской Федерации.

межэтнический мир и согласие* - единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т.е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;

идентичность - представление человека о своем Я, отождествление самого себя с социальным статусом, культурной традицией, этнической группой, гражданской общностью. Идентичность складывается в процессе социализации по мере усвоения социокультурных образцов, норм, ценностей и является необходимым условием социальной и культурной преемственности;

этнокультурное самосознание (идентичность) - представление о принадлежности к определенному этническому сообществу, которое владеет передающимися из поколения в поколение системными чертами культуры (язык, народное искусство, обряды, нормы поведения и т. д.), имеет особенности психологического склада и осознает свое единство и отличность от других этнических сообществ;

гражданская идентичность - представление о принадлежности к сообществу граждан данной страны, сложившемуся на основе общности исторической судьбы, языковых и культурных традиций, экономических и социальных связей и политически закрепленному фактом существования государства. При понимании нации как согражданства категории национальной и гражданской общности, национальной и гражданской идентичности совпадают;

российская гражданская идентичность - представление о принадлежности к российской политической (гражданской) нации как надэтническому сообществу граждан России, форма самосознания, объединяющая многонациональный народ Российской Федерации;

национальное самосознание (идентичность)* - разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;

формирование национальной идентичности* - формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;

патриотизм* - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;

культурное наследие - совокупность культурных достижений прошлого и настоящего, обладающих для данного общества вневременной ценностью, способствующих сохранению его самобытности и устойчивого развития, обеспечивающих полноценную передачу культурного опыта и ценностей;

картина мира - присущее каждой культуре обобщенное представление о мироздании, содержащее наиболее важные результаты познавательной, хозяйственной и социальной деятельности человека и общества, а также организованная определенным образом система знаний об объективном мире;

мировая (общечеловеческая) культура - совокупность плодов и способов деятельности всего человечества, единство отдельных и многообразных культурных явлений на протяжении истории мировой цивилизации

российская культура - часть мировой культуры, созданная и развиваемая общностью народов, которая исторически сложилась на территории нынешней России и породила самостоятельные формы цивилизации и государственности. Языковой основой общенациональная российской культуры является русский язык как государственный язык Российской Федерации;

национальная культура - совокупность результатов духовной, практической деятельности, система ценностей, норм и образцов поведения, существующих и развивающихся на основе самобытных конкретно-исторических и этнических особенностей жизни отдельного народа или группы исторически близких народов. Национальная культура призвана обеспечивать полноценное существование нации, поэтому становление национальных культур взаимообусловлено с процессом формирования наций (в этнокультурном и социально-политическом смыслах);

русская национальная культура - национальная культура, обеспечивающая полноценное существование русского народа (русской нации) и являющаяся центральным компонентом российской цивилизации. В регионах России, имеющих русское этническое и национально-культурное лицо, сложились региональные культурные традиции как местные этнокультурные достижения и особенности русской культуры.

национальные культуры народов России - национальные культуры, обеспечивающие полноценное существование народов или наций (в этнокультурном и социально-политическом смыслах) России, составляющих нацию наций - многонациональный народ Российской Федерации.

многообразие культур и народов* - культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоев): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;

взаимодействие культур - одна из закономерностей развития мировой культуры, состоящая в необходимости выходить за рамки ограниченного культурного опыта, обмениваться ценностями, достижениями и смыслами культуры в ходе межкультурной коммуникации. Диалоговое взаимодействие культур является одним из важнейших факторов модернизации во всех сферах жизни общества;

цивилизация - совокупность материальных и духовных достижений общества на протяжении его истории, комплекс исторически обусловленных отношений, средств и способов интеллектуального, общественного и технического развития, уровень и степень этого развития, определяемые в сравнении с предшествующими периодами истории человечества;

российская цивилизация - комплекс исторически обусловленных отношений, средств и способов интеллектуального, общественного и технического развития, интегрировавший на основе русского языка и российской культуры материальные и духовные достижения всех этнических сообществ, составляющих многонациональный народ Российской Федерации;

социализация* - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;

развитие* - процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.;

воспитание* - педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

национальный воспитательный идеал* - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

базовые национальные ценности* - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

духовно-нравственное развитие личности* - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

духовно-нравственное воспитание личности гражданина России* - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Адаптация– социальная и педагогическая – социальная деятельность, направленная на защиту и удовлетворение социальных и культурно-образовательных потребностей человека.
Аккультурация– процесс приобретения одним этносом тех или иных форм культуры другого народа, происходящей в результате общения этих народов.
Антропологический подход – подход, рассматривающий историю человеческого сознания во взаимодействии и взаимовлиянии с социальными структурами.
Ассимиляция– тип этнических процессов, представляющих собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность, Может происходить как естественным, так и насильственным путем.
Блочно-тематический принцип –комплекс учебных занятий, объединенных общей темой и целевой установкой. Принцип используется при разработке тематических планирований и методических рекомендаций.
Билингвальное обучение– приобретение путем двуязычного (многоязычного) обучения знаний, способностей и навыков для эффективной деятельности в многоязычном и многокультурном обществе; формирует понимание одинаковой ценности всех языков; приобщение к общенациональной культуре, содействует межнациональному диалогу.
Билингвизм– двуязычие, функционирование двух языков для обслуживания нужд этнического коллектива и его отдельных членов, отличается от простого знания еще одного языка наравне с родным и предполагает возможность пользоваться разными языками в различных жизненных ситуациях.

Воспитание толерантности – воспитание терпимости, миролюбия, уважения к другим людям, готовности к активному сотрудничеству с представителями других социальных и культурных групп; часть поликультурного воспитания.

Глобализация– современный этап интернационализации международных отношений, экономических, политических и социо-культурных процессов, отличающийся особой интенсивностью.
Город– место жизнедеятельности больших масс населения, занятых несельскохозяйственной деятельностью, отнесенное в соответствии с законодательством стран к категории городов.









Читайте также:

  1. F. ЦИФРОВЫЕ СИСТЕМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
  2. I. Методические принципы физического воспитания (сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность)
  3. I. Прочитайте исторические документы №1–4 и охарактеризуйте взгляды Петра I на некоторые государственные проблемы.
  4. II. Проверка и устранение затираний подвижной системы РМ.
  5. II.2. Локальные геосистемы – морфологические единицы ландшафта
  6. IV. Падение отработочной системы.
  7. V.3. Типичные ошибки семейного воспитания.
  8. А. Бытовая рознь и признаки личной или племенной системы в истории нашего права. - Черты прошлого в современном праве. - Сходство и общность права
  9. Автоматизированные информационные системы органов прокуратуры РФ
  10. Автоматизированные информационные системы судов и органов юстиции
  11. Автоматизированные обучающие системы
  12. Автоматизированные системы управления затратами


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 421;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная