Тема 4. Материалы для рисования
Лекции.ИНФО


Тема 4. Материалы для рисования



Художник стремится придать образу наибольшую выразительность в соответствии с задуманным содержанием. С этой целью он использует разнообразные изобразительные средства: линию, свет, цвет, компози­цию, различные материалы.

Подбор средств и материалов для осуществления замысла является одним из компонентов творческой работы художника. Выразительность образа зависит от совершенства техники. Но техника — не самоцель, она подчиняется содержанию, обслуживает его и не должна быть заметна.Н. Крамской писал о картинах В. В. Верещагина: «Техника там лучше всего, выше всего, потому вы ее и не замечаете».

Техника в искусстве это совокупность специальных способов и прие­мов, посредством которых исполняется художественное произведение.

Знание техники, применение того или другого материала позволяет наилучшим способом выявить этот материал.

Карандаши.Слово карандаш тюркского происхождения ("Kara — «черный», tas— «камень»). Графитный стержень изготовляется из гра­фита, пластичной огнеупорной глины и связующих веществ; стержень цветных карандашей — из каолина, бентонита, талька, связующих ве­ществ и различных красителей.

На деревянной оправе карандаша проставляется номер и буква, озна­чающие степень мягкости: М — мягкий, Т — твердый, МТ — средний. Цифры говорят об усилении твердости. На карандашах зарубежных марок вместо М ставят В, вместо Т Н.

Графитный карандаш для крупных рисунков не пригоден. Им хорошо пользоваться для отработки деталей, проводя линии любой толщины.

При рисовании карандашом используются различные способы закра­шивания: тушевка и штриховка.

Тушевка — сплошное покрытие одним тоном без нажима. Карандаш надо держать свободно, плоско по отношению к бумаге. Для получения более темного тона поверхность тушуется несколько раз. Нажим усили­вать нельзя, так как образуются отдельные штрихи.

Штриховка — покрытие закрашиваемой поверхности линиями (штри­хами), направленными в одну сторону. Штриховка может быть сплошной, когда линии сливаются друг с другом, или с промежутками, на расстоя­нии, это зависит от задач изображения.

Правила штриховки:

1.В зависимости от положения частей предмета должно быть раз­личное направление штриха, иначе нарушается целостное восприятие всего изображения. Например, у цветка все лепестки штрихуются по направлениюк центру.

2. Для получения оттенков одного цвета употребляется разный нажим.

3. На округлых формах штрих изгибается по форме, в противном случаепропадает впечатление округлости.

4. При изображении предметов, в основе которых лежит передача фактуры (мех, перья, хвоя и др.), применяется неотрывная, но редкая штриховка.

Угольдля рисования производят из различных пород дерева путеммедленного сгорания. Мягкость его зависит от породы дерева и способа обжига угля сохраняет толщину и форму ветки. Прессованный уголь (в формепалочки) получается из угольного порошка с добавлением растительного клея.Он имеет более черный цвет, чем естественный уголь. Уголь хорошо ложится на шероховатую поверхность и легко снимается с нее, поэтому особенно пригоден для первоначальных набросков.

Уголь применяется и для само­стоятельного рисунка, но требует
фиксирования (закрепления)спиртовым или водным раствором.

Основное выразительное свой­ство угля — бархатистость. При рисовании на тонированной бума­ге хорошо сочетается с углем мел, что делает рисунок контрастным, живописным.

Сангина. Слово происходит от латинского sanguis, что означает «кровь». Сангина натуральная — минерал. Искусственная сангина изготавливается в виде палочек из каолина и окиси железа. Приме­няя различный нажим или специ­альную растушку, можно полу­чить разнообразные оттенки от красновато-коричневого до неж­но-розоватого.

На бумаге сангина держится непрочно и требует фиксирования. При рисовании мокрым способом закрепления не требуется: рису­нок, выполненный сангиной, слег­ка промывается набранной на кисть водой. Но при этом способе фиксации теряется особый барха­тистый характер изображения.

Пастель. Слово происходит от итальянского pustello и означает — «мягкие цветные карандаши». Пастель производится искусственным спо­собом из различных красок. Связующими веществами служат гуммиа­рабик, декстрин, молоко, сахар, солод. Иногда добавляются мел, гипс, тальк, магнезия, которые также обладают связующими свойствами.

В зависимости от количества и качества связующих веществ получа­ются твердые, средние и мягкие сорта пастели.

Основные выразительные свойства пастели — нежность, бархатистость, многообразие цветовых оттенков. В больших наборах отдельные цвета представлены 10—15 палочками различных оттенков. Нажим при рисовании и пастелью почти не употребляется, так как все слои, не сопри­касающиеся с бумагой, все равно осыпаются. Пастель, как и сангина, может пользоваться в соединении с карандашом, которым прорисо­вываются мелкие детали, форме придается четкость. Иногда пастель соединяется с акварелью, она создает основной тон.

Рисунки пастелью легко осыпаются и требуют закрепления. В рисо­вании пастель» также используется мокрый способ.

Цветные восковые мелки изготовляются в виде небольших палочек из воска с добавлением красителей. Мелки легко ложатся на шерохова­тую бумагу, оставляют широкую линию, дают мягкие очертания. По цвету рисунок мелками довольно ограничен, так как они почти не дают от­тенков. При закрашивании больших поверхностей (небо, земля) можно проводить боковой стороной мелка, поверхность бумаги становится рябо­ватой. Этот фон делает рисунок выразительным.

Акварель— водяные краски, французское слово (aguarell) и проис­ходит от латинского слова agua — «вода». Акварель бывает твердая в плитках, полумягкая — в чашечках и мягкая — в тюбиках. В качестве связующих веществ употребляются растительный клей с примесью: меда, сахара, глицерина. Красящий пигмент очень мелко растерт.

Основное свойство акварели—прозрачность красящего слоя. Поэтому карандашный набросок контура предмета должен быть легким, лини чуть заметными, иначе карандаш будет виден сквозь краску. Когда рисунок правильно построен и закончен, наносится краска, после этого стирать карандашную линию нельзя, так как нарушится весь красочный слой акварели.

Свойство прозрачности следует учитывать и при наложении одного цвета на другой, так как происходит их слияние и изменяется требуемый цвет. Обычно какой-либо цвет, его оттенок наносится на чистый белый фон бумаги. Поэтому при наложении краски надо идти прежде всего от цветового пятна, а не от формы предмета.

Белила в акварели не употребляются, они лишают краску прозрач­ности и чистоты цвета. Более светлые тона получаются разбавлением насыщенного тона водой. Чтобы краска лучше ложилась на бумагу, перед началом рисования краской весь лист промывается водой (протирается влажным ватным тампоном).

При накладывании цвета в акварели используются два способа: лес-сировка и алла прима.

Лессировка — наложение одного прозрачного слоя краски на другой, при этом первый слой просушивается. Данный способ иногда называют «работой по-сухому», он сохраняет прозрачность акварели.

Алла прима — все цвета берутся сразу нужной силы, каждая цветовая деталь начинается и заканчивается в один прием. Этим способом, или «работой по сырому», можно достигнуть яркости и красочности, но есть опасность потери прозрачности, если краска мало насыщена водой

Таким образом, высветление насыщенного тона в акварели происходит путем разбавления ее водой. Наибольшая насыщенность тона соз­дается путем добавления более темной краски другого цвета, чаще всего черной. Но при этом теряется яркость и чистота основного цвета злоупотреблять добавлением черной краски не следует.

Постепенный переход от данного тона к другому или одного цвета к другому получается путем размывания краски на бумаге водой или вливанием одного цвета в другой.

При размывании по верхнему краю рисунка проводится полоса опре­деленного цвета, затем кисть промывается, и чистой водой нижний край нанесенной красочной полосы размывается еще ниже, затем кисть опять промывается, и размыв опять спускается, и так до тех пор, пока нужное пространство не будет окрашено. Этим приемом достигается постепен­ный переход от более темного тона к светлому (например, при окраске неба).

Если требуется, чтобы один цвет постепенно перешел в другой, то после нанесения одного цвета промытая кисть окунается в другую краску и закрашивание продолжается с места окончания работы первой краской. Соединение красок должно произойти, пока не высох первый слой, тогда края двух красок сольются.

Гуашь — французское слово (gouache)—непрозрачные акварельные краски. Гуашь по технологии производства близка к мягким сортам акварели, отличается от нее своей непрозрачностью. Связующие вещества гуаши те же, что и у акварели, но с примесью белил.

Гуашь обладает хорошим кроющим свойством, однако при наклады­вании густым слоем краска осыпается. Благодаря непрозрачности гуаши можно наносить один цвет на другой (конечно, после высыхания каждого слоя краски), не получая их смешивания. Это качество гуаши использует­ся в декоративных работах.

Высветление цвета производится добавлением белил. Получение производных цветов осуществляется предварительным смешением кра­сок на палитре; нельзя получить их наложением одного цвета на дру­гой на бумаге, как в акварели.

Для лучшего понимания выразительных возможностей различных материалов студентам необходимо познакомиться с произведениями, выполненными в разной технике. При этом следует выяснить, почему художник в данном произведении предпочел тот или иной материал.

 









Читайте также:

  1. B. Основной кодекс практики для всех обучающих тренеров
  2. Cyanocobalamin, крайне важного вещества для здоровья тела. Для многих
  3. D. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ХРАНЕНИЯ И ДОСТУПА К ИНФОРМЦИИ О ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  4. D. СОЦИОИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЕЩЕЙ И ПОТРЕБЛЕНИЯ
  5. E. Лица, участвующие в договоре, для регулирования своих взаимоотношений могут установить правила, отличающиеся от правил предусмотренных диспозитивными нормами права.
  6. I. АНАЛИЗ И ПОДГОТОВКА ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ПУТИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЯГОВЫХ РАСЧЕТОВ
  7. I. Методические принципы физического воспитания (сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность)
  8. I. Определите значение терминов, сгруппируйте их по темам.
  9. II. Материалы судебной и иной юридической практики (если они есть в работе)
  10. III. Материалы по каждой теме
  11. III. Приёмы приготовления начинок и фаршей для тестяных блюд: пирогов, пельменей, вареников, пирожков
  12. III. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 293;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная