Тема 9. Классификация и характеристика методов обучения изобразительному искусству
Лекции.ИНФО


Тема 9. Классификация и характеристика методов обучения изобразительному искусству



Методы обучения- это методы, с однойстороны, преподавания, а с другой — учения; система целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения; модель единой деятельности преподавания и учения, направленной на передачу и усвоение учащимися определенной части содержания образования.

Прием - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.

Методы обучения делятся по источникам знаний (Д. О. Лордкипанидзе, Н. М. Верзилин, Е. Я. Голант); по назначению (М. А. Данилов, В. П. Есинов); по типу познавательной деятельности учащихся (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, М. И. Махмутов) и т. д.

Выделяются следующие методы обучения:

— объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

— репродуктивный;

— проблемного изложения;

— частично поисковый (эвристический);

— исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод заключается в предъявлении учащимсяинформации разными способами — зрительным, слуховым, речевым и т. д. Формы этого метода — изложение индуктивноеили дедуктивное (рассказ, лекция), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель организует восприятие и первичное осмысление учащимися новой информации. Учащиеся воспринимают и осознают ее в доступных им связях и запоминают для дальнейшего оперирования ею.

Характерные признаки метода:

— знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

— учитель организует различными способами восприятие этих знании;

— учащиеся воспринимают и осмысливают знания, фиксируют их в своей памяти.

Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктив­ный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чте­ние и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа школьников, так и совместная деятельность с учителем.

Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическую работу.

Характерные признаки метода:

- знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

- учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

- необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

Метод проблемного изложения состоит в том, что учитель ставит проблемы, сам их решает, рассказывая обо всех противоречиях решения, его логике и доступной системе доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, соучаствуя в процессе решения.

В ходе проблемного изложения применяются и образ, и практический показ действия. Этот метод является переходным от исполнительской к творческой деятельности.

Частично поисковый (эвристический) метод состоит в том, что учащиеся решают проблемную задачу с помощью учителя, который, не подсказывая решения, ставитвопросы, помогающие решению. Учитель может подсказать, как сделать первый шаг, это подвигнет ученика сделать следующие шаги. Модификацией метода является эвристическая (открывающая) беседа. Учебная деятельность развивается по схеме: учитель - учащиеся и т. п. Этот метод также требует применения слова, средств наглядности и т. д.

Характерные признаки метода:

- знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;

- учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

- учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются прочные знания.

Исследовательский метод состоит в том, что учитель предъявляет учащимся творческие задачи, а учащиеся решают их самостоятельно. Смысл метода состоит в творческом добывании и применении знаний и способов деятельности, в освоении опыта творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, дифференциацию их в зависимости от подготовки и творческих возможностей ученика.

Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые проблемные задачи, исследовательские опыты и др.

Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Этот методцеликом строится на самостоятельной работе ученика.

Характерные признаки метода:

- учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;

- знания учащимся не сообщаются, учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, средства для достижения результата также определяют сами дети;

- деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

- учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом учащихся, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний.

Выбор метода обучения определяется типом педагогической и учебной задачи, которую предстоит решить учителю и учащимся. Выбор методов обучения зависит также от характера содержания учебного материала и уровня знаний, умений и навыков учащихся, особенностей личности и профессиональной подготовки учителя, наличия в школе материально-технического оснащения.

Следует помнить, что методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактическими средствами).

Общие условия, определяющие выбор метода обучения:

1. Закономерности и принципы обучения.

2. Содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности.

3. Цели и задачи обучения.

4. Возрастные возможности школьников, уровень их подготовленности, особенности классного коллектива.

5. Внешние условия (географические, производственное окружение).

6. Возможности учителей (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций процесса обучения).

Кроме того, различают уровни применения методов:

1. Общепедагогический уровень, когда совокупность целей, содержания, средств и методов обучения представляет собой педагогическую систему.

2. Предметный уровень, когда совокупность методови средств применяется для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса. Это так называемая «частная методика», например методика преподавания изобразительного искусства, методика компенсирующего обучения и т. д.

3. Локальный (модульный) уровень, когда методы применяются для решения частных задач, формирования отдельных качеств, понятий, для контроля, самостоятельной работы и т. д.

Материалы и принадлежности для уроков изобразительного искусства и для практических занятий в университете.

Что необходимо иметь студентам для успешного прохождения данного курса и детям в школе на уроках ИЗО.

1. Бумага ¼ ватманского листа формат (А3) или папка для черчения.

2. Краски

Разноцветные сестрицы акварель (18, 24)

Заскучали без водицы. Нева

Дядя длинный и худой Черная речка

Носит воду бородой, Школьные оформительские

А сестрицы вместе с ним Медовые

Нарисуют дом и дым. Гуашь художественная (12 цветов)

(Краски и кисть)

3. Кисти (беличьи, колонковые).

Не менее 3-х штук, можно набор.

№4,5 /7-9/10-15

4.Карандаши – 2-3 остро отточенных, разной твердости: ТМ М 2М

НВ Н 2Н

5.Резинка (ластик)

Если ей работу дашь

Зря трудился карандаш.

6.Тряпочка при работе с красками.

7.точилка

палитра (бумага)

Для детей в начальных классах на уроках ИЗО нужны будут еще

Пластилин (стеки), подкладная доска, тряпочка

Цветная бумага, клей, ножницы.

Занятие 1(тема 3):Основные средства выразительности в рисунке, техники и материалы

Техники и материалы: карандаши (тушевка, штриховка), сангина, пастель, цветные восковые мелки, акварель (лессировка, алла прима), гуашь (заливка). Упражнение в использовании различных материалов и техник.Цвет и его роль в композиции.Выполнение упражнений: тонирование, смешение красок, лессировка, алла прима и т.д.

Занятие 2 (тема 7):Практические основы обучения рисунку и живописи

Рисование с натуры предметов условно-плоскостной формы (листья, цветы, деревья, овощи, фрукты, насекомые, птицы, животные, рыбы и т.д.). Содержание рисунков по выбору студента

Занятие 3 (тема 7):Практические основы обучения рисунку и живописи

Рисование с натуры предметов с передачей объема. Содержание рисунков по выбору студента

Занятие 4 (тема 7):Практические основы обучения рисунку и живописи

Рисование транспорта, домов.

Занятие 5 (тема 7):Практические основы обучения рисунку и живописи

Рисование человека: фигура, портрет.

Занятие 6 (тема 5):Композиция рисунка. Основные композиционные средства

Рисование натюрморта.

Занятие 7 (тема 4):Основные законы перспективы.

Рисование пейзажа.

Занятие 8 (тема 7):Практические основы обучения аппликации

Приемы вырезывания. Выполнение предметной, сюжетной, декоративной аппликации.

 

Виды кистей, предназначенных для живописи:
1. КРУГЛЫЕ
Одна из наиболее универсальных кистей. Предназначается для нанесения краски линией с неизменной толщиной, либо линией, варьирующейся по толщине. Это прекрасная кисть для рисунка, создания фактуры, работы над деталями.
2. ПЛОСКИЕ
Такими кистями наносят широкие ровные мазки: ими хорошо работать на крупных участках холста. Благодаря густоте и длине волоса, кисть удерживает много краски.
3. КОНТУРНЫЕ
Этот вид кистей близок плоским: оба вида обладают схожей формой, однако пучок у этих кистей короче, что придает кисти большую упругость и улучшает контроль над качеством плоских мазков. Кроме этого, более короткий волос облегчает создание плавного перехода одного цвета в другой и хорошо выделяет контур.
4. КОШАЧИЙ ЯЗЫК
Это - плоская кисть с купольным или овальным очертанием. Ее применение весьма разнообразно - ей можно писать как обычной плоской кистью и, в то же время, в перпендикулярном положении к поверхности - как круглой.
5. РЕТУШНЫЕ
Если вам необходимо нанести очень точный мазок, лучшей кисти не найти. Она похожа на подрезанную под угол плоскую кисть с коротким ворсом. Поскольку кончик кисти позволяет быстро и уверенно изменять объем волоса или щетины, несущих краску, данная часть - превосходный инструмент для создания перехода одного цвета в другой в труднодоступных, узких, мелких участках картины.
6. ТРАФfРЕТНЫЕ
Кисти служат для нанесения ровного слоя через трафарет. Кроме этого, они прекрасно подходят для лессировок или свободно положенных слоев краски.
7. ФЛЕЙЦ
Кисти предназначены для свободной живописи заливками; используются, главным образом, с акварелью и производятся практически всегда из мягкого беличьего волоса.
8. ШРИФТОВЫЕ
Используется с жидкими красками и является вариацией круглых кистей с очень длинным волосом. Ими наносят тонкие ровные линии. Видимая часть волоса служит резервуаром для краски. Поэтому есть возможность провести длинную линию без повторного наполнения кисти.
9. ЛИНЕЙНЫЕ
Это младшая сестра шрифтовых кистей. Они короче последних, но длиннее круглых, оставляют точные линии, длинные мазки и также годятся для нанесения надписей.
10. ВЕЕРНЫЕ
Плоские кисти, имеющие негустой пучок в форме веера. С их помощью удается сделать утонченную цветовую растяжку. Вы также сможете смягчить контраст контуров и фактуру.

 

 









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 341;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная