Тема 41. Мультикультурализм и проблемы народной художественной культуры в современных условиях.
Лекции.ИНФО


Тема 41. Мультикультурализм и проблемы народной художественной культуры в современных условиях.



На первоначальных стадиях исторического процесса вся культура народов закреплена в системах наследуемых обычаев, ритуалов, устно передаваемых преданий и мифов, отраженных в этнокультуре данного народа.

В историческом прошлом народная культура в значительной мере совпадает с этнической культурой, только в дальнейшей истории народа она обретает выраженный социальный, национальный компонент.

Времена меняются, усложняются социальные структуры, расслаивается культура. В XX веке у слова «культура» появляется множественное число. Уходит в прошлое ситуация, когда практически все общество ориентировалось на единые образцы и критерии, читало один и тот же роман, пело и слушало одни и те же песни, смотрело один фильм. На исходе XX в. представления о культуре как о совокупности высших ценностей, осознаваемых в качестве абсолютных, универсальных, вневременных, подвергаются серьезным испытаниям.

Народная культура в настоящем представляет собой достаточно пеструю картину, в которой причудливо и не всегда органично переплетаются самые разные традиции. Отсюда необходимо говорить о культурном плюрализме или мультикультурализме.

Мультикультурализм означает наличие многих культур в обществе. Как важный элемент и характеристика современной эпохи, он связан с утратой общих критериев, в том числе и в области народной художественной культуры.

Причины мультикультурализма:

· утрата этнической замкнутости в связи с направлением общеисторических процессов;

· размывание элементов аутентичной среды;

· появление промежуточных социально-групповых образований, субкультура которых может функционировать в качестве народной культуры на широкой социальной базе;

· переход традиционной культуры в социально иную, неаутентичную среду;

· народная культура предстает как фрагментарная, мозаичная;

· на территории России есть отдельные территории, поселения, анклавы, где сохранились носители аутентичной традиции, но нередко им некому ее передавать, т.к. там или не осталось молодежи, или нет интереса к традиционной культуре прошлого.

В условиях мультикультурализма развитие народной художественной культуры очень усложняется

 

Тема 42. Социодинамика русской народной художественной культуры: основные источники исследования и этапы развития народной художественной культуры.

Традиционность народной художественной культуры не означает неподвижность, неизменность.

Каждая эпоха оставляет и закрепляет свой ценностно-смысловой и социотехнологический вклад в культуру, который, отодвигаясь в фонд культурного наследия и уходя в историю, сохраняет, тем не менее, самостоятельное культурное значение. На следующем витке, в новой ситуации элементы культурных систем прошлого могут быть востребованы, актуализированы и переведены в общественном сознании и культурной практике из пассива в актив.

Исследование социодинамики народной художественной культуры (то есть, развитие, изменение, ее вместе с развитием социума, общества), позволяет определить роль и место в разные исторические периоды жизни общества, как фольклора (нерукотворного вида народной художественной культуры), так и народного декоративно- прикладного искусства (как его рукотворного вида).

Анализ социодинамики народного декоративно-прикладного искусства возможен на основе следующих источников:

· исследование предметов материальной культуры, полученных при археологических раскопках;

· изучение объектов материальной культуры, собранных в XIX-XX в.в. и сохранившихся в музеях.

Исследование фольклора возможно лишь методом реконструкции отдаленных по времени процессов посредством ретроспективного (обращенного назад, в прошлую историю) изучения позднее зафиксированных произведений.

При анализе социодинамики обеих вида народной художественной культуры – фольклора и народного декоративно-прикладного искусства, важно выделить этапы русской национальной культуры.

Исследователи выделяют следующие этапы:

· XI-XVII в.в. - существование единой художественной культуры в верхних слоях феодального общества и среди народных масс;

· конец XVII - начало XVIII в.в. происходит резкое разграничение между культурой народной и культурой господствующих классов;

В XVII - XVIII в. в оформляются основные черты собственно русской национальной художественной культуры, в которой отчетливо выделяется облик народной культуры, и выявляются различия, а также и противоречия между последней и культурой господствующих классов.

Социодинамический процесс развития народной художественной культуры проявлялся в разных направлениях и формах:

· изменялась социальная структура носителей народной художественной культуры;

· образовывались новые геодемографические зоны, новые межэтнические связи с культурой других народов;

· появлялись новые виды и жанры народного искусства;

· изменялись условия и формы творческой деятельности народа;

· трансформировались условия и формы распространения и восприятия произведений народного искусства

Состояние народной художественной культуры – это не только развитие собственно культуры, но и изменение состава ее создателей и носителей.

Тема 43. Социодинамика русской народной художественной культуры: основные направления и формы развития.

Социодинамические процессы, изменение общества в процессе истории приводили к изменениям и в народной художественной культуре, реализуясь как в рукотворном (народное декоративно-прикладное искусство), так и не рукотворном виде (собственно фольклор)

Так, народное декоративно-прикладное искусство (рукотворный вид народной художественной культуры) развивалось в следующих направлениях и формах:

· продолжение собственно народной художественной традиции, функционирующей по законам свободного спонтанного народного творчества, непосредственно связанного с укладом народной жизни и отвечавшего потребностям и культурным запросам самого народа, его эстетическим идеалам и вкусам;

· создание народными мастерами произведений декоративно-прикладного искусства для царских дворцов и особняков вельмож по проектам профессиональных зодчих и художников в эстетике господствующих направлений профессионального европейского искусства (барокко, рококо, классицизм, ампир и т.п.), при этом, влияние национальной традиции не исключалось;

· плодотворное воздействие профессионального искусства на народную художественную культуру;

· творческое воздействие профессионального искусства на народную художественную культуру через восприятие народными мастерами некоторых стилевых особенностей и новых направлений в искусстве; это проявлялось в традиционном декоративно-прикладном искусстве, бытовавшем в народной среде, распространялось в домашнем ремесле и в собственно народных художественных промысла

Сходные процессы протекали и в сфере фольклора (нерукотворный вид народной художественной культуры):

· в быту дворянских усадеб особенно российской провинции, культивировались народные традиции;

· соприкосновение талантливых мастеров фольклора с дворянским бытом способствовало усвоению ими некоторых элементов профессиональной вокальной и инструментальной музыки (как русской, так и зарубежной);

· город был местом, где постоянно взаимодействовали и соприкасались народные традиции и профессиональное искусство, и где формировалась своеобразная народная зрелищно-игровая культура, в которой переплелись традиции крестьянского и городского фольклора, разных культурных регионов России.

Состояние народного художественного творчества было следствием и отражением процессов, проходивших вместе с развитием общества.









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 143;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная