Лекции.ИНФО


История Мусы с одним из потомков Израиля и египтянином



Ибн Касир утверждает: далее Аллах упоминает о причине, по которой Муса покинул Египет и направился в землю Мадйан, и о том, что там с ним случилось. Аллах говорит: «Муса вошел в город незаметно для его обитателей, которые отдыхали в это время и не обратили на него внимания. Он увидел двух мужчин, которые дрались друг с другом: один был из сынов Исраила, а другой — из народа Фараона. И воззвал тот, кто был из сынов Исраила, к нему о помощи против противника. Муса помог ему. Он ударил кулаком противника и нечаянно убил его. Муса раскаялся в этом и сказал печально: «То, что я сделал, это — деяние шайтана. Ведь шайтан — явный враг человеку, вводящий его в заблуждение и сбивающий его с прямого пути». Муса обратился к Аллаху, раскаиваясь: «Господи! Я повредил самому себе тем деянием, которое я совершил. Прости мне мой грех». Аллах внял его мольбе и простил его. Поистине, Аллах —Прощающий, Милосердный! Муса сказал, смиренно и богобоязненно обращаясь к Аллаху: «Господи, наставь меня на путь добра и поведи меня прямым путем, ибо Ты одарил меня мудростью и знанием. Если Ты меня направишь на прямой путь, я никогда не буду на стороне неверных и преступников (грешников)». (28:15–17)

Вероятно, когда Муса вошел в город, было время полуденного отдыха, когда вся деловая жизнь замирает, или была ночь, когда люди обычно спят. Он явно стремился ударить египтянина, чтобы спасти потомка Израиля, но убивать его он не хотел. Однако получилось так, что он убил египтянина. Это было нехорошо во многих отношениях. Он был полон раскаяния и сожалений, и он молил Аллаха, чтобы Он простил ему это прегрешение и даровал ему прощение. Затем он дал осознанный торжественный обет посвятить себя Аллаху и не делать ничего из того, что могло бы пойти на пользу тем, кто творит зло.

Далее Аллах говорит: «С этого момента /178/ Муса стал остерегаться, опасаясь зла и вреда от народа из–за того, что он убил египтянина, и он со страхом осматривался по сторонам. Вдруг тот соплеменник, который звал его на помощь вчера, опять взывает к нему о помощи против другого египтянина. Муса сказал, порицая его: «Ты явно сбился с прямого пути истины, ибо ты опять делаешь то, что делал вчера, и вновь обращаешься ко мне за помощью». Все же Муса хотел наброситься на египтянина —врага их обоих, но тот, подумав, что Муса хочет убить его, сказал ему: «Неужели, о Муса, ты хочешь убить меня, как ты убил человека вчера? Наверно, ты хочешь быть лишь тираном на земле и не хочешь быть из добродеющих праведников». (28:18–19) Здесь тот же самый потомок Израиля вновь обратился к нему за помощью против другого египтянина. Муса почувствовал раздражение, когда тот вторично обратился к нему. Муса подумал, что на самом деле египтянин был обидчиком, и вновь собрался вмешаться в происходящее. Он получил двойное предупреждение: одно — от дерущегося египтянина (высказывалось предположение, что именно этот потомок Израиля обвинил Мусу в дурных намерениях, так как подумал, что Муса собирается убить его из–за того, что он был зачинщиком беспорядка), а второе — от некого человека, который, как объясняют айаты, был благожелательно настроен по отношению к нему. Однако существуют сильные аргументы против того, что именно египтянин сказал Мусе: «Ты хочешь убить и меня? Ты — всего лишь драчун, хотя и говоришь о том, что стремишься к наведению порядка! Вскоре после этого из дальнего конца города к Мусе пришел человек, который посоветовал Мусе бежать. Очевидно, что слухи о происшедшем достигли дворца, там состоялся совет, на котором было предложено убить Мусу.

Аллах, хвала Ему, говорит: «Один праведник из народа Фараона прибежал к Мусе с окраины города, когда весть о том, что Муса убил египтянина, распространилась. Он сообщил Мусе, что знать совещается о нем, чтобы его убить, и посоветовал Мусе убежать из города, чтобы избегнуть этого, и добавил, что он дает Мусе добрый совет». (28:20)

Муса ускользает от Фараона и его свиты

Аллах Всемогущий говорит: «Муса вышел из города, /179/ со страхом ожидая, что враги повредят ему, и смиренно молил Аллаха спасти его от несправедливых нечестивцев. Когда Муса направился в сторону Мадйана,.. он смиренно обратился к Аллаху, моля направить его на путь истины, добра и спасения. Когда Муса подошел к колодцу в Мадйане, там было много людей, которые поили скот; поодаль от них он увидел двух девушек, которые отгоняли своих овец от воды. Муса спросил их, почему они отошли от воды. Они ему ответили: «Мы не можем войти в толпу и ждем, пока пастухи не напоят свой скот. Ведь наш отец — глубокий старик и не может ни пасти овец, ни поить их». Муса по своей доброй воле напоил их овец, затем направился в сторону, сел под дерево отдохнуть в его тени и обратился смиренно к Аллаху: «Господи! Я нуждаюсь в том благе и уделе, который Ты мне ниспошлешь». (28:21–24) Итак, Муса убежал из Египта и отправился в Мадйан. Это был город древопоклонников — народа пророка Шуайба, истребленного задолго до времен Мусы. Муса прибыл в оазис посреди пустыни, усталый и измученный, на душе у него было тяжело и неспокойно из–за того, что недавно произошло с ним в Египте. У колодца или источника он увидел пастухов, поивших свой скот. Он заметил двух женщин, которые ожидали, чтобы напоить свои скот. Это были робкие девушки, и в нескольких словах они обрисовали ему всю ситуацию: наш отец — глубокий старик, поэтому он не может прийти и напоить скот. Поэтому нам приходится выполнять эту работу; но мы не можем пробиться к воде через мужчин. Муса был учтивым человеком, и он напоил их скот. Девушки горячо поблагодарили его, и он направился отдохнуть в тени и попросить Аллаха о помощи.

Далее Аллах, хвала Ему, говорит: «Одна из девушек, посланная своим отцом к Мусе, когда отец узнал о его помощи им, робко подошла к Мусе и сказала ему: «Мой отец приглашает тебя, чтобы заплатить тебе за то, что ты напоил нам овец». Муса пришел к нему и рассказал, как он ушел из Египта. Отец девушек сказал ему: «Не бойся, ты /180/ спасся от несправедливого, нечестивого народа. Ведь Фараон не имеет никакой власти над нами». Одна из девушек сказала: «Отец мой! Найми его пасти овец. Он — лучший, кого ты можешь нанять. Ведь он сильный и верный». Шуайб — да будет ему мир! — сказал Мусе: «Я хочу женить тебя на одной из моих дочерей. Твоим махром за нее будет то, что ты наймешься ко мне на восемь лет. А если отработаешь десять, то это будет по твоей доброй воле. Я не хочу затруднять тебя, оставляя на более длительный срок. Ты обнаружишь, если Аллаху будет угодно, что я из праведных, добродеющих, верных своему слову». Муса ответил: «То, что ты мне обещал, уже решено между мной и тобой. Какой бы из этих сроков я ни отработал, я буду верен договору с тобой, и ты не потребуешь от меня больше. Пусть Аллах будет нашим свидетелем и поручителем». (28:25–28)

Похоже, что девушки слышали, как Муса молился Аллаху о помощи. Когда они вернулись домой, они рассказали отцу о том, что произошло. Он послал одну из них привести к нему Мусу, чтобы он мог лично поблагодарить его и отплатить ему за его доброту. Предполагается, что этим человеком был пророк Шуайб. Другие утверждают, что имя этого человека была Шуайб, но он не был пророком. Также высказывается предположение, что он был его родственником, но другие все же настаивают на том, что он был одним из тех, кто уверовали в Шуайба.

Муса отправился на встречу со стариком, и они сразу же стали друзьями. Муса рассказал ему о себе: о том, кто он такой, как его воспитывали, а также о несчастьях, которые вынудили его бежать из Египта. Старик заверил его, что под его кровом он будет более чем желанным гостем и что в его доме он может чувствовать себя в полной безопасности. Однако гость не может гостевать вечно. Однако все хозяева дома хотели, чтобы он остался с ними навсегда. Одна из девушек спросила отца: «Почему бы тебе не нанять его, чтобы он ухаживал за нашими стадами?» Отец был стар, а для ухода за скотом требовался молодой человек, сильный и надежный. Муса доказал, что является именно таким человеком, который был нужен им. Муса был обрадован, когда старик предложил ему жениться на одной из его дочерей, а за это поработать на него в течение восьми–десяти лет. Муса тотчас же согласился на это предложение.

Аллах беседует с Мусой

Аллах Всемогущий говорит: «Когда Муса отработал установленный срок и стал мужем дочери того старца, который ему дал приют, он вернулся с ней в Египет. По пути туда он увидел на склоне горы Тур огонь. Тогда он сказал своей семье: «Останьтесь здесь! Я заметил в этой темноте огонь. Я пойду туда, может быть, принесу вам вести о дороге или горящую головню, чтобы вы согрелись». Когда Муса подошел к огню, который он заметил, то услышал зов с правой стороны от него из дерева, растущего в Священном месте рядом с горой. Это был зов Свыше: «О Муса! Я — Аллах, Господь миров! Никто не заслуживает, чтобы ему поклонялись, кроме Меня. Я — Творец миров, их Защитник, Хранитель и Наставник обитателей миров!» Мусе было сказано: «Брось свой посох!» Он бросил посох, и Аллах превратил его в змею. Увидев, как посох извивается, словно живая змея, он бросился бежать, не оглядываясь. И опять раздался зов: «Послушай, о Муса, вернись на прежнее место и не бойся. Ты из тех, кто в полной безопасности! Положи свою руку за пазуху, и она выйдет совсем белой, без следов болезни и прижми руку к своей груди, чтобы исчез страх. И не бойся смотреть на посох, извивающийся, словно живая змея, и на белую руку. Поистине, это два знамения от Аллаха, с которыми ты встретишься с Фараоном и его общиной, когда они опровергнут твое послание, считая его ложью и не повинуясь Аллаху». (28:29–32)

Здесь говорится о том, что тогда, когда Муса проработал долгие восемь лет на старика, он затосковал по своим родным в Египте и потом решил навестить их. Он взял свою семью и направился в Египет. Однако холодной, темной ночью он сбился с пути. Он увидел огонь, о котором говорится в айатах. Когда он приблизился к нему, он увидел, что ослепительный огонь горит внутри зеленого куста. Это было необычное зрелище, и оно заворожило его. Он и его семья двигались по Синайской пустыне. В поисках обычного огня он нашел огонь, который позволил ему вступить в контакт с высочайшими знамениями Аллаха. Муса вдруг оказался в совершенно ином мире. То, что они принимал за обычный огонь, было сверканием Небесного огня. Его посох перестал быть куском мертвого дерева, на который он опирался. Посох, который ожил и начал извиваться, как змея, испугал его; и все же этот посох должен был /182/ стать его собственным орудием в его новой миссии. Ему нужно было отогнать от себя все свои страхи, как подобало человеку, избранному Аллахом. Другим знамением стала рука. Ему было приказано положить свою руку за пазуху. Рука вышла белой и сияющей, без следов болезни. Обычно, если рука побелеет, это является признаком заболевания или проказы. Здесь же дело обстояло совершенно иначе. Это было знаком сияния и славы, дарованных Высшим Светом.

Муса противостоит Фараону

Аллах Всемогущий говорит: «Муса... сказал: «Господи! Я же убил у них одну душу, как бы они не убили меня за это! Харун, мой брат, более красноречив, чем я. Пошли его со мной передать Твое послание. Я боюсь, как бы они не сочли меня лжецом». Аллах Всевышний ответил на его мольбу: «Мы укрепим тебя Харуном и дадим вам власть, и окажем поддержку Нашими знамениями, и они не смогут причинить вам вреда. Вы оба и все, кто последует за вами и пойдет по вашему пути, будете победителями и одержите верх над нечестивцами». (28:33–35)

На самом деле, как предыдущая сцена, так и эта отмечают важнейший поворотный момент в жизни Мусы. В них отражено обращение Мусы в пророка. Ему было велено идти к Фараону, от которого он спасся бегством, чтобы передать послание Аллаха. Ему были даны некие знамения, которые сделали бы его призыв более эффективным, поскольку у Мусы были определенные нарушения речи из–за некого происшествия, случившегося с ним в детстве. Сообщается, что в детстве он однажды схватил Фараона за бороду. Тот (Фараон) страшно рассердился и собирался убить Мусу. Однако ему сказали, что ребенок еще очень мал и не понимает разницу между финиками и горячими угольями. И тогда Фараон велел принести финики и горячие уголья, чтобы посмотреть, что выберет ребенок. На самом деле Муса потянулся к финикам, но Аллах /183/
послал к нему ангела, который заставил его выбрать раскаленный уголь, чтобы спасти ему жизнь. Однако в итоге он обжег себе язык. Для того, чтобы оказать ему поддержку, Харун также был избран ему в помощники.

Препирательство с Фараоном

Аллах, хвала ему, говорит: «Расскажи (о Мухаммад!) твоему народу историю Мусы, когда твой Господь воззвал к Нему: «Муса! Ступай посланником к народу неверному... к народу Фараона, который погряз в несправедливости и грехах...» Муса сказал: «Господи! Боюсь, они не признают мою миссию, ибо их обуревает гордыня и упорство. Мое сердце стеснится и печаль охватит меня, если они сочтут меня лжецом, и тогда не развяжется мой язык, чтобы вести спор с ними, подтверждая мой призыв доводами и свидетельствами так, как я бы хотел. Пошли Джибрила к моему брату Харуну, чтобы он мне помог! Они видят во мне грешника. Ведь я убил одного из них, и они обвиняют меня в преступлении. Я боюсь, как бы они не отомстили мне, до того как я выполню свою задачу. Это больше всего меня пугает». Аллах сказал ему: «Они тебя не убьют. Я ответил на твою просьбу относительно Харуна. Ступайте с Нашими знамениями, и Я буду с вами, чтобы охранять вас: буду следить, что произойдет между вами и Фараоном. Вам будет поддержка и победа. Идите к Фараону и скажите ему: «Мы — посланники Господа миров. Господь миров повелел передать тебе: «Освободи сынов Исраила, чтобы они пошли с нами». Фараон сказал с упреком Мусе, узнав его, когда они вошли к нему и передали послание, поскольку Муса был воспитан во дворце Фараона: «Разве мы не воспитали тебя ребенком, и ты был окружен нашей заботой несколько лет твоей жизни?» Фараон продолжил: «И ты совершил свое мерзкое преступление — убил мужчину из моего народа и не был благодарен мне за те блага, которые мы тебе дали раньше. Ты не сохранил с признательностью моей благосклонности к тебе, посягнув на мою божественность и притязая на то, что ты — посланник Господа миров». Муса ему ответил: «Я совершил это (преступление), будучи в заблуждении, лишенным разума, а не намеренно. Поэтому не порицай меня за это. Я убежал от тебя, испугавшись, как бы ты меня не убил за это ненамеренное преступление. Господь мой одарил меня разумом и знаниями по Своему благоволению и щедрости и сделал меня посланником». Муса указал на скверные деяния Фараона, а именно на то, что он поработил сынов Исраила и убивал их сыновей.» (26:10–22)

В этом отрывке речь перешла с обращения Всемогущего к Мусе на диалог, состоявшийся между Мусой и Фараоном. Разумеется, должно быть, произошло множество других событий, однако Ясный Коран упоминает только те важные события, которые имеют непосредственное отношение к делу. Преступление, о котором Фараон напомнил Мусе, — это убийство египтянина, о чем говорилось ранее.

Фараон продолжал препираться с Мусой относительно того, кем, с его точки зрения, является Тот, Кого Муса называет своим Господом миров. Коран изображает это следующим образом: «Фараон сказал: «Кто же Господь миров?..» Муса ответил: «Он — Владыка небес и земли, а также того, что между ними. Если вы уверены в истине этого ответа, тогда вы пойдете по прямому пути истины и узнаете, что царство Фараона, измышляющего, что он бог, ничто по сравнению с царством моего Господа. Царство Фараона - всего лишь одна страна на земле». Фараон сказал окружающим его, выражая свое удивление тем, что говорит Муса, ибо он говорил о другом Господе, который имеет такое царство, что царство Фараона ничтожно по сравнению с царством Господа Мусы: «Слышите ли вы слова Мусы?» Муса продолжал, не обращая внимания на гнев Фараона: «Господь миров — ваш Творец и Творец ваших праотцов. Среди предков были такие, которые ложно объявляли, что они боги, так же, как и ты (о Фараон!) измышляешь теперь. Но все они умерли. И ты тоже умрешь, и проявится ложь того, на что ты претендуешь, ибо истинный Бог никогда не умрет». Фараон сказал, обращаясь к своему народу со словами, которые вызвали их гнев: «Муса — этот посланник, который якобы послан к вам, - безумец!..» «Муса сказал: «Если вы разумеете, то уверите в мой призыв. Ведь восход и заход солнца, происходящие по определенным законам, являются явным доказательством о Творце. Если вы не уверуете, тогда вы заслуживаете называться безумцами»». (26:23–28)

Муса вызвал гнев Фараона и тем, что называл имя Единственного Истинного Бога, противопоставляя его ложным богам Фараона, и тем, что любой здравомыслящий человек должен понимать величие Аллаха. Пока Фараон выражал свое негодование, обращаясь к своему народу, Муса еще сильнее задел его, заявив, что его Господь — Повелитель и небес, и земли, и всего, что между ними, и поэтому Он также является их Господом и Господом их праотцов от начала времен. Все другие притязания были заблуждениями! Фараон возмутился еще больше. В ответ на заявление Мусы о том, что Аллах, единственный истинный Бог, также является Богом египтян и самого Фараона, Фараон саркастически сказал своим приближенным: «Взгляните на этого вашего посланника! Да он, похоже, сумасшедший». однако Муса прилюдно заявил, что Господь, о котором он проповедует, является единственным Господом востока и запада. Он управляет всем сущим! Муса хотел привлечь внимание слушателей к великолепию вселенной, творимой Всемогущим истинным Богом.

Этот эпизод весьма красноречиво описывается и в другом месте Корана, в суре «Та–ха»: «Фараон, находясь на вершине своей силы и достигнув предела в беззаконии и несправедливости, сказал: «Кто же ваш Господь, о Муса?» Муса ему ответил: «Господь наш — Тот, который придал каждой твари породу, форму, /185/ а потом повел к выполнению предназначенного ей в жизни». Фараон спросил: «А что относительно первых поколений? Что ты скажешь об этом?» Муса сказал: «Про это знает только мой Господь. Все записано в Книге деяний людей, ничто не скроется от Него и не забудется... Он сделал для вас землю равниной и проложил по ней дороги, по которым вы можете ходить, и низвел с неба дожди, и потекли реки по земле. Господь — слава Ему! — взрастил парами разновидные растения по цвету, по вкусу и по их пользе. Среди них есть и белые, и черные, и сладкие, и горькие. Господь — слава Ему! — научил Своих рабов извлекать пользу из этих растений: питаться ими, пасти скот и тому подобное... Из земли Аллах сотворил Адама и его потомство, и в землю Он их вернет после смерти, где они будут погребены. И из земли Он опять их изведет живыми в День воскресения и расчета для наказания и награды»». (20:49–55)

Когда Фараон был посрамлен, он, как свидетельствуют следующие айаты, перешел к угрозам: «Фараон сказал Мусе: «Если ты будешь поклоняться другому Богу, кроме меня, я тебя заключу в тюрьму, а ты хорошо знаешь скверное состояние заключенных в моих темницах». Фараон, прибег к этому предупреждению, не имея силы стереть знамения Творца. Муса мягко ответил, надеясь, что Фараон может уверовать: «Заключишь ли ты меня в темницу, если я представлю тебе явное чудо, доказывающее мою правду?» Фараон сказал: «Покажи то, что докажет твое пророчество, если ты говоришь правду». Фараон так сказал, надеясь найти слабое место в доказательстве Мусы. Муса бросил свой посох на землю перед людьми, и он превратился в настоящую змею, а не на что–то похожее на змею, как это бывает при колдовстве. Муса вынул свою руку из–за пазухи, и она стала совсем белой, что поразило всех смотрящих...» (26:29–33)

После того, как он увидел эти знамения, Фараон не уверовал в Аллаха, но продолжил обвинять Мусу в колдовстве. Аллах так описывает поведение Фараона: «По Нашей воле Муса показал Фараону все Наши явные знамения, подтверждающие послание Мусы и истину того, что он передает об Аллахе, и доказательства Нашей мощи. Но Фараон опроверг все Наши знамения и не уверовал в Аллаха. Фараон сказал Мусе: «Неужели ты пришел к нам, чтобы изгнать нас с нашей земли и дать ее своему народу, даруя ему власть над нами при помощи своего колдовства? Мы покажем тебе подобное колдовство, которое превзойдет твое. Так назначь же условное время встречи, которое ни ты, ни мы не нарушим». (20:56–59)

/186/ Фараон упрямо упорствовал в своем мнении. Он обвинил Мусу в колдовстве и, соответственно, потребовал Мусу назначить день, когда оба они смогут продемонстрировать свои способности. Он выбрал для этого великий день храмового праздника, когда храмы и улицы будут украшены, а люди будут свободны от трудов. Муса выбрал этот день, чтобы собралось как можно больше народу, ибо его первейшим долгом было проповедовать истину.

Колдуны верят Мусе

Аллах говорит: «Фараон удалился, и сам распоряжался этим делом: сам собрал своих лучших колдунов и принадлежности для колдовства и пришел с ними в условленное время. Муса обратился к ним, увещевая их и предупреждая о сильном наказании Аллаха, которое их ждет, и уговаривая их воздержаться от ложных измышлений о том, что Фараон — это бог, и не отвращаться от посланников Аллаха, и не отрицать их послания и знамений. Муса сказал, угрожая им, что Аллах может уничтожить их Своим наказанием, если они и далее будут пребывать в заблуждении. Муса предупредил всех тех, кто измышляет ложь на Аллаха, что они будут в убытке. Они испугались предупреждений Мусы и обсудили дело между собой втайне; каждый высказывал свое мнение о том, как им лучше ответить на вызов Мусы. Они все согласились с тем, что Муса и его брат — просто колдуны, которые стремятся изгнать их из страны, лишить их власти и передать ее в руки сынов Исраила, а также сбить их с пути и уничтожить их якобы верную веру. Так объедините же свои колдовские козни, выступите согласованно, чтобы произвести на зрителей внушительное впечатление. Сегодня будет счастлив тот, кто одержит победу в этой встрече». (20:60–64) Фараон явно был озадачен тем, что Муса выбрал торжественный день всеобщего праздника. Сказано, что тогда он призвал к себе самых могущественных колдунов. Муса предупредил их, что все их фокусы будут разоблачены и что их надеждам не суждено сбыться.

Далее Аллах говорит: «Колдуны противостояли Мусе единомыслием, и высокомерно и гордо сказали ему: «Выбирай, кому первому бросить посох». Муса ответил: «Бросайте вы сначала». Они бросили свои веревки и посохи, которые, как представилось Мусе под силой их чар, превратились в движущихся змей. Мусу охватил страх от увиденного. Он боялся, что люди не почувствуют разницы между колдовством и знамением. Аллах оказал Мусе Свое благоволение и милость и сказал ему: «Не бойся, ты победишь их ложь! Брось посох, который ты держишь в правой руке, и он поглотит то, что они создали волшебными ухищрениями и что является лишь колдовским обманом. Колдуну /187/ никогда не будет сопутствовать счастье, где бы он ни был». (20:65–69) Муса и его брат Харун боялись, что опытные колдуны сумеют обмануть народ и перетянуть его на свою сторону. Как бывает в этом мире, фокусы колдунов произвели сильное впечатление на народ, но тогда, когда Муса бросил свой посох, созданная ими иллюзия рассеялась, и фальшь их трюка стала очевидной. Колдуны сразу же признали знамения Аллаха. Они немедленно отреклись от своей прежней жизни, прожитой в поклонении ложным богам и притеснении слабых, и признали существование единственного истинного Бога.

Фараон угрожает колдунам

Аллах говорит: «Фараон... сказал: «Неужели вы уверовали в Господа Мусы и Харуна раньше, чем я разрешил вам? То, что вы, Муса и Харун, сотворили, было согласовано между вами. Это — лишь хитрость, которую вы задумали, чтобы вывести обитателей этой земли (Египта) отсюда. Вы увидите, каково будет для вас наказание за то, что вы последовали за Мусой и Харуном, и за вашу хитрость.

<...> Я отрублю вам руки и ноги накрест... Потом я распну каждого из вас... Они сказали ему: «Поистине, Мы к нашему Господу вернемся после смерти и будем пребывать под Его милостью и благостью! Ты мстишь нам и жестоко наказываешь лишь потому, что мы уверили в посланные через Мусу явные знамения Истины нашего Господа». Затем они обратились к Аллаху, моля Его: «О Господи наш! Даруй нам великое терпение, которое помогло бы нам вытерпеть тяжкие испытания, и упокой нас предавшимися Тебе и исповедующими Ислам, не сбившимися с пути из–за угроз Фараона!»» (7:123–126)

Фараон обвинил своих колдунов, принявших религию Мусы, в том, что они все это время состояли в сговоре с ним и на самом деле подчинялись ему и были им подучены! Рассерженный и разъяренный Фараон угрожал, что подвергнет раскаявшихся грешников страшному наказанию за измену и отступничество, отрубив им руки и ноги, а также предав их позорной смерти на кресте, какая подобает самым злостным разбойникам. Однако они остались непоколебленными и молили Аллаха ниспослать им терпение и постоянство. Абд Аллах Ибн /188/ Аббас утверждает, что колдуны в начале дня были чародеями, а к концу дня стали мучениками за веру! Эти сцены были описаны в сурах Ал–А‘раф (8), Аш–Шу‘ара (26) и Йунус (10).

Утопление народа Фараона

Ибн ‘Аббас утверждает: Когда египтяне потерпели поражении в противостоянии Мусе, их упрямство возросло, а отрицание истины стало еще более категоричным. Вот что говорит Всемогущий Аллах по этому поводу: «И сказали вельможи: «Неужели ты оставишь Мусу и его народ свободными и в безопасности и позволишь им распространять нечесть на этой земле, чтобы испортить умы твоего народа призывом к новой вере, и он оставит тебя и твоих богов? Тогда египтяне увидят твою и их беспомощность и слабость». Фараон ответил: «Мы перебьем их сынов и оставим в живых их женщин, чтобы они были бессильны, как мы сделали раньше, и мы одолеем их своей властью и одержим над ними верх!» Тогда Муса увидел, как страх охватил его народ, и, поощряя его, сказал: «Просите помощи и поддержки у Аллаха, не бойтесь, терпите и держитесь смело. Поистине, земля принадлежит только Аллаху, и вы находитесь в Его власти. Он дает ее в наследие, кому пожелает из Своих рабов, а не Фараону. Благословенный конец — богобоязненным, которые обращаются к Нему и повинуются Его наставлениям». Народ Мусы с горечью возразил: «Мы терпели страдания от Фараона раньше, чем ты пришел к нам, и после того, как ты пришел, мы также страдаем». Муса, поддерживая в них дух, сказал: «Может быть, ваш Господь погубит ваших врагов и сделает вас наследниками на земле, обещанной вам, и посмотрит, как вы будете поступать, — будете ли вы благодарны за это благоденствие или будете нечестивыми, чтобы Он воздал вам в ближайшей жизни и в будущей!»» (7:127–129)

Распоряжения Фараона относительно колдунов были крайне жестокими. Однако его вельможи не были удовлетворен этим. Участники совета пытались воздействовать на тщеславие, суеверие и властолюбие Фараона. Если ты оставишь их в покое, говорили они, то что станется с тобой? Ты и твои боги будут посрамлены. Фараон уже, до рождения Мусы, издал коварный указ, направленный на истребление всего народа Исраила. С помощью египетских повитух умерщвлялись все младенцы мужского пола, а всех девочек оставляли в живых и передавали египтянам; и делалось это для того, чтобы истребить весь народ Исраила. Отсюда урок: Аллах дарует свою милость /189/ тем, кто праведен и повинуется установленному им закону.

В другом месте Ясного Корана эта история была рассказано с иной точки зрения. Всемогущий Аллах говорит: «Мы послали Мусу с Нашими знамениями и с сильными, явными доказательствами к Фараону, Хаману и Каруну, но они сказали: «Он — колдун и лжец, показывающий чудеса и измышляющий, что он посланник Аллаха». Когда Муса принес им Истину от Нас, Фараон и его вельможи сказали своим последователям: «Убейте сынов тех, кто уверовал так же, как он, и оставьте их жен в живых». Но козни неверных только блуждают в лабиринтах зла и теряются там. Фараон сказал своему народу: «Предоставьте мне убить Мусу, и пусть он взывает к своему Господу, чтобы Он спас его от меня. Я боюсь, что он изменит вашу религию или распространит смуту на земле». Муса сказал Фараону и его народу: «Я прибегаю к защите моего Господа и Наставника и вашего Господа — Властелина вашей жизни и Подателя Своей милости и благ, от всякого превозносящегося гордеца, который не верит в Судный день»». (40:23–27)









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 98;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная