Лекции.ИНФО


ОХРАНА ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА



(а) Введение

8.116. Народное творчество является важной частью культурного наследия и продолжает развиваться, зачастую принимая современные формы даже в развитых странах мира. Его значение особенно велико для развивающихся стран, где фольклор часто является основой их культурной самобытности и важным средством самовыражения как внутри страны, так и за рубежом. Возрастает роль фольклора также и в обретении социального самосознания. Фольклор является живой традицией, а не пережитком прошлого, в особенности в развивающихся странах.

8.117. Все ускоряющийся технический прогресс, в особенности в средствах аудио- и видеозаписи, радио- и телевещания, кабельного телевидения и кинематографии, может привести к неправильному или неправомерному использованию этого культурного наследия. С помощью этих технических средств произведения народного творчества подвергаются коммерциализации в мировых масштабах без должного соблюдения культурных и экономических интересов народов, создавших их. В процессе коммерциализации фольклорные произведения зачастую искажаются под предлогом того, что это содействует их успеху на рынке. Причем, как правило, лица, сохранившие и приумножившие фольклорные произведения, ничего не получают от их коммерческой эксплуатации.

8.118. В большинстве развитых стран произведения народного творчества, как правило, являются всеобщим достоянием. Этим объясняется тот факт, что, по крайней мере до настоящего времени, промышленно развитые страны не предусмотрели в своем законодательстве охраны разносторонних общенациональных и групповых интересов, связанных с использованием народного творчества.

8.119. Однако за последние десятилетия стало очевидным, что для того, чтобы содействовать развитию народного творчества как источника творческого самовыражения, следует принять законодательные меры по его охране как на национальном, так и на международном уровне. Такая охрана должна быть направлена против неправильного использования произведения народного творчества, таких, как в распространенной практике извлечения из них коммерческой выгоды за пределами сообществ, создавших их, без какого-либо для них вознаграждения.

(b) Предыстория вопроса

8.120. Первые попытки регулировать в явной форме произведения народного творчества были предприняты в контексте законодательства по авторскому праву некоторых стран (Тунис, 1967; Боливия, 1968 (в отношении только музыкальных фольклорных произведений); Чили, 1970; Марокко, 1970; Алжир, 1973; Сенегал, 1973; Кения, 1975; Мали, 1977;Бурунди, 1978; Кот-д’Ивуар, 1978; Гвинея, 1980; Типовой закон Туниса по авторскому праву для развивающихся стран, 1976), а также в рамках международных договоров (текст, принятый в 1977 году в Банги Конвенции, касающейся Африканской организации по охране интеллектуальной собственности «Конвенция АОИС»). Во всех этих текстах произведения народного творчества рассматриваются в качестве части культурного наследия страны («традиционное наследие», «культурное наследие»; в Чили используется термин «народное культурное достояние», где за его использование взимается плата).

8.121. Попытка обеспечить охрану произведений народного творчества с помощью авторского права была также предпринята на международном уровне на Дипломатической конференции по пересмотру Бернской конвенции, имевшей место в Стокгольме в 1967 году. В результате статья 15(4) Стокгольмского (1967) и Парижского (1971) актов Бернской конвенции включила следующие положения: «(а) для неопубликованных произведений, автор которых неизвестен, но в отношении которых есть все основания предполагать, что он является гражданином страны Союза, за законодательством этой страны сохраняется право назначить компетентный орган, представляющий этого автора и правомочный защищать его права и обеспечивать их осуществление в странах Союза, (б) Страны Союза, которые в соответствии с этим положением произведут такое назначение, уведомляют об этом Генерального директора путем письменного заявления, содержащего полную информацию о назначенном в таком порядке органе. Генеральный директор немедленно сообщает это заявление всем другим странам Союза». В этой статье Бернской конвенции подразумевается возможность испрашивания в определенных случаях также и охраны фольклорных произведений.

8.122. И наконец, смежные права не могут в полной мере удовлетворить потребность в законодательной защите от неправильного использования произведений народного творчества, так как они не в состоянии предотвратить изготовление экземпляров таких произведений, которые не исполняются, передаются в эфир или содержатся в фонограммах. Более того, ограниченный срок действия охраны смежных прав не подходит для фольклорных произведений в силу тех же причин, что и ограниченный срок действия авторского права.

8.123. В силу вышеуказанных обстоятельств было сочтено целесообразным разработать в отношении произведений народного творчества в той мере, в коей они связаны с интеллектуальной собственностью, законодательство особого рода (sui generis) для обеспечения их адекватной охраны против неразрешенной эксплуатации.

(с) Специальные типовые положения для национального

законодательства по охране произведений народного творчества

против противоправного использования и других действий,

наносящих ущерб

(i) Предыстория вопроса

8.124. Участники совещания Руководящих органов ВОИС в 1978 г. сочли, что, несмотря на озабоченность развивающихся стран в отношении необходимости мер по охране произведений народного творчества, до того времени было предпринято недостаточно конкретных шагов по формулированию правовых норм. После этой встречи Международное бюро ВОИС подготовило первый проект типовых положений sui generis по национальной охране фольклорных произведений по модели охраны интеллектуальной собственности против определенных видов неразрешенного использования и против искажения.

8.125. Первый проект типовых положений ВОИС по охране фольклорных произведений по модели охраны интеллектуальной собственности был представлен Постоянному комитету ВОИС по авторскому праву и смежным правам на встрече в Дакаре в марте 1979 года. Комитет рекомендовал созвать при первой возможности совместную рабочую группу ВОИС/ЮНЕСКО, которая рассмотрела бы не только внутренние, но также и международные аспекты охраны произведений народного творчества.

8.126. В соответствии с решениями своих Руководящих органов ВОИС и ЮНЕСКО провели заседание Рабочей группы в 1980 году в Женеве, на котором был рассмотрен проект типовых положений, подготовленный ВОИС и предложенный для принятия национальными законодателями, а также международно-правовые меры по охране фольклорных произведений. В отношении типовых положений для национального законодательства по охране фольклорных произведений Рабочая группа рекомендовала, чтобы секретариаты ВОИС и ЮНЕСКО подготовили пересмотренный вариант проекта с комментарием, принимая во внимание все выступления, сделанные в ходе работы группы.

8.127. В соответствии с этой рекомендацией секретариаты подготовили новый вариант проекта и комментарии к нему, которые были представлены Рабочей группой ВОИС и ЮНЕСКО для рассмотрения на второй встрече в Париже в 1981 году. Результаты работы совещания были представлены годом позднее в июне—июле 1982 года Комитету правительственных экспертов, созванному ВОИС и ЮНЕСКО в штаб-квартире ВОИС в Женеве. Комитет принял Типовые положения для национального законодательства по охране произведений народного творчества против противоправного использования и других наносящих ущерб действий (далее Типовые положения).

(ii) Основные принципы

8.128. Предоставляя охрану произведениям народного творчества, законодатели в первую очередь должны руководствоваться необходимостью обеспечения правильного соотношения между защитой от злоупотреблений при использовании фольклорных произведений и необходимостью обеспечить и поощрять их дальнейшее совершенствование, распространение и переработку в оригинальные авторские произведения, вдохновленные фольклором. Значительная часть фольклорных произведений составляет живую ткань человеческой культуры, и слишком жесткий контроль за обеспечением их охраны не должен препятствовать творческому процессу их дальнейшего совершенствования и расцвета.

8.129. Таким образом, предлагаемые меры охраны должны быть целесообразными и эффективными, а не умозрительными и оторванными от реальности.

8.130. Типовые положения разрабатывались таким образом, чтобы оставить свободу действий национальным законодателям в деле создания системы охраны, наиболее приспособленной для условий той страны.

(iii) Объект охраны

8.131. Несмотря на многочисленные предложения определений понятия «народное творчество», общепринятого определения не существует. Не содержат такого определения и Типовые положения. Однако в целях Типовых положений раздел 2 определяет термин «произведения народного творчества» в соответствии с результатами работы Комитета правительственных экспертов по охране фольклора, заседавшего в Париже в феврале 1982 года, сформулировавшего их как произведения, состоящие из характерных элементов традиционного художественного наследия, созданного и сохраненного тем или иным сообществом в стране или же индивидуумами, отразившими традиционные художественные ожидания настоящего сообщества.

8.132. Такое определение произведений фольклора учитывает концепции как коллективного, так и индивидуального развития традиционного художественного наследия, так как обычно применяемый критерий «безличного» творчества не всегда отражает реальность эволюции фольклора. Личность художника зачастую является важным фактором в выразительные средства фольклора, а личные вклады в создание и сохранение таких произведений могут явиться источником творческого обогащения унаследованного фольклора, если они признаются и принимаются сообществом в качестве произведений, соответствующих его традиционным художественным ожиданиям.

8.133. Использование в английском тексте Типовых положений слов «выражения» (expressions) и «создания» (productions), а не «произведения» (works), подчеркивает тот факт, что речь идет о положениях особого рода (sui generis), а не об авторском праве, так как «произведения» (works) являются объектом охраны авторского права. Само собой разумеется, произведения народного творчества в большинстве случаев имеют ту же художественную форму, что и произведения, охраняемые авторским правом.

8.134. Тот факт, что рассматривается лишь «художественное» наследие, означает, что традиционные верования, научные воззрения (традиционная космогония), содержание легенд или же народные традиции как таковые, будучи отделенными от возможных традиционных художественных форм своего выражения, не подпадают под предложенные определения произведений народного творчества. С другой стороны, «художественное» наследие трактуется в самом широком смысле этого слова и включает в себя любое традиционное наследие, апеллирующее к эстетическому чувству человека. Словесные произведения, которые бы классифицировались как литература, будучи созданными автором-индивидуумом, музыкальные произведения, произведения, выраженные с помощью движений человеческого тела, и материальные произведения могут включать в себя характерные элементы традиционного художественного наследия и, таким образом, войти в категорию охраняемых фольклорных произведений.

8.135. Типовые положения также содержат список, иллюстрирующий наиболее типичные формы произведений народного творчества. В зависимости от формы выражения они подразделяются на четыре группы: выраженные с помощью слов, выраженные с помощью звуков музыки, вьфаженные с помощью движений человеческого тела и выраженные в виде материальных объектов. Каждая группа должна содержать характерные элементы, вместе составляющие совокупность традиционного художественного наследия. Первые три вида подразделений не обязательно должны быть выражены в материальной форме. Другими словами, слова не должны быть зафиксированы в форме письма, музыка не обязательно должна быть записана в виде нотной записи, а движение человеческого тела — в форме хореографической записи. С другой стороны, материальные произведения должны быть воплощены в той или иной постоянной материальной форме, например в камне, дереве, ткани, золоте и т. п. В положениях также содержатся примеры различных форм выражения: во-первых, «народные сказания, народная поэзия и загадки»; во-вторых, «народные песни и инструментальная музыка»; в-третьих, «народные танцы, драматургия и художественные формы обрядов»; и, в-четвертых, «рисунки, картины, резьба, скульптура, гончарные изделия, терракота, мозаика, работа по дереву, работа по металлу, ювелирные изделия, плетеные изделия, вышивка, ткани, ковры, национальные костюмы, музыкальные инструменты и архитектурные формы». Последнее включено в Типовые положения в квадратных скобках, что показывает, что у составителей списка имелись определенные сомнения в отношении включения этого объекта. Таким образом, его включение в список охраняемых фольклорных произведений оставляется на усмотрение национальных законодателей.

8.136. Все фольклорные произведения, созданные тем или иным сообществом, могли бы быть зафиксированы с помощью их инвентаризации. Однако составление таких исчерпывающих списков входит в задачу собирателей фольклора и не регулируется Типовыми положениями.

(iv) Действия, наносящие ущерб

8.137. Типовые положения предусматривают две основные категории действий, против которых следует охранять произведения народного творчества: «противоправное использование» и «иные действия, наносящие ущерб» (раздел 1).

8.138. Противоправное использование произведения народного творчества трактуется в Типовых положениях (раздел 3) как их использование с целью извлечения выгоды и вне контекста, освященного традицией или обычаем, без разрешения компетентного органа или самого сообщества. Это означает, помимо прочего, что применение даже с целью извлечения выгоды, но в контексте, освященном традицией или обычаем, не требует разрешения. С другой стороны, использование даже членами самого сообщества, создавшего и сохранившего произведение, требует получения разрешения, если такое использование осуществляется вне культурного контекста и с целью извлечения выгоды.

8.139. Контекст, освященный традицией трактуется как использование произведения в художественном контексте, освященном непрерывным использованием самим сообществом. Например, использовать обрядовый танец в его традиционном контексте означает его использование во время фактического совершения соответствующего обряда. С другой стороны, термин «обычный контекст» относится скорее к использованию произведения народного творчества в соответствии с повседневной жизнью сообщества, как, например, обычная продажа экземпляров материальных фольклорных произведений местными ремесленниками. Контекст, освященный обычаем, может эволюционировать и изменяться быстрее, чем традиционный контекст.

8.140. Далее соответствующий раздел Типовых положений рассматривает конкретные виды использования, для которых требуется разрешение, при наличии вышеуказанных обстоятельств. При этом проводятся различия между тем случаем, когда речь идет об экземплярах произведений, и в том случае, когда таких экземпляров может и не быть. В первом случае действиями, требующими разрешения, являются выпуск в свет (в самом широком смысле этого слова, распространяющемся на любую форму сообщения до всеобщего сведения оригинала, экземпляра или экземпляров произведения народного творчества, воплощенного в любой материальной форме, включая звукозапись), воспроизведение и распространение; во втором случае действия, на совершение которых требуется разрешение, включают публичную декламацию, публичное исполнение, передачу в эфир с помощью проводных или беспроволочных средств связи, а также «любую форму сообщения для всеобщего сведения».

8.141. Разрешенное использование. Типовые положения не запрещают сообществам коренных жителей использовать свое традиционное культурное наследие в формах, освященных традициями и обычаями, или совершенствовать его путем непрерывного повторения. Сохранение традиционного народного искусства прямо связано с воспроизведением, декламацией или исполнением в стилистически варьируемой форме. Абсолютное требование получения разрешения на переработку, аранжировку, воспроизведение, декламацию или исполнение таких произведений поставило бы непреодолимое препятствие на пути естественной эволюции фольклора и было бы неприменимо в обществах, где фольклор является частью повседневной жизни. Таким образом. Типовые положения позволяют любому члену сообщества свободно воспроизводить или исполнять фольклорные произведения сообщества в традиционном или обычном контексте, независимо от того, делается ли это с целью извлечения выгоды или без такой цели, и даже если это делается с помощью современных технических средств, когда такие средства приняты сообществом в качестве способа эволюции своего живого национального наследия.

8.142. В разделе 4 рассматриваются четыре особых случая, в которых нет необходимости получать разрешение, даже если использование произведений фольклора осуществляется за плату и вне традиционного или обычного контекста:

(1)

использование с целью образования;

(2)

использование «путем иллюстрации» в каком-либо авторском оригинальном произведении, когда это совместимо с добрым обычаем, принятым в стране;

(3)

в случае, если произведения народного творчества «заимствуются» в целях создания оригинального авторского произведения. Цель этого важного исключения — не препятствовать свободному развитию индивидуального творчества, вдохновляемого фольклором;

(4)

использование в связи со сводками последних событий и использование образов в тех случаях, когда произведение народного творчества представляет собой объект, постоянно расположенный в общественном месте.

8.143. Иные действия, наносящие ущерб, включают в себя четыре вида действий, чье неправомерное совершение в отношении фольклорных произведений влечет за собой наказание (раздел 6).

8.144. Раздел 5 гласит, что, как правило, во всех печатных изданиях и в связи с любым сообщением для всеобщего сведения любого произведения народного творчества, определенного в качестве такового, требуется соответствующее указание об источнике его происхождения путем ссылки на сообщество и/или его географическое местоположение. Раздел 6 предусматривает наказание за невыполнение этого требования.

8.145. Неразрешенное использование произведения народного творчества, в тех случаях, когда такое разрешение требуется, является правонарушением. К такому правонарушению приравнивается также использование, выходящее за пределы условий, оговоренных в разрешении. Введение публики в заблуждение относительно истинного места происхождения произведения фольклора также влечет за собой санкции.

8.146. Публичное использование, искажающее произведение фольклора каким-либо прямым или косвенным способом, «наносящим ущерб культурным интересам соответствующего сообщества», является правонарушением. Термин «искажение» включает в себя любое извращение, искажение или иное действие, наносящее ущерб произведению народного творчества, выпущенному в свет, воспроизведенному, распространенному, исполненному или иным способом сообщенного для всеобщего сведения нарушителем.

8.147. Все четыре вида правонарушений являются таковыми при условии, что они были совершены предумышленно. Однако, что касается невыполнения требования ссылки на источник и получения разрешения на использование произведений фольклора. Типовые положения также предусматривают санкции за действия, совершенные по халатности. При этом учитывается природа соответствующих правонарушений и трудности, сопряженные с доказательством того, что бездействие было предумышленным.

(v) Осуществление охраны фольклорных произведений

8.148. Получение разрешения на использование фольклорных произведений. Что касается органа, уполномоченного выдавать разрешение на использование фольклорных произведений, то в Типовых положениях речь идет попеременно о «компетентных органах» и «соответствующих сообществах» с тем, чтобы не использовать термина «владелец». В Положениях не рассматриваются вопросы права собственности на фольклорные произведения, так как этот вопрос регулируется в разных странах по-разному. В некоторых странах произведения фольклора рассматриваются в качестве достояния нации. В других право собственности на традиционное художественное наследие признается за соответствующими сообществами. Поэтому здесь многое зависит от местного законодательства и закрепленного в нем права собственности на произведения народного творчества. В странах, где аборигены или иные традиционные сообщества признаются в качестве владельцев, полноправно распоряжающихся такими произведениями, и где сообщества достаточно организованны для осуществления управления процессом использования принадлежащих им фольклорных произведений, для такого использования может потребоваться разрешение самого сообщества с применением процедур, идентичных применяемым владельцами авторских прав, то есть полностью по их усмотрению, как правило. В других странах, где традиционное художественное наследие сообщества в основном считается частью культурного наследия всей страны или где соответствующие сообщества не готовы осуществлять требуемые административные действия, связанные с использованием принадлежащих им фольклорных произведений, могут назначаться «компетентные органы», выдающие такого рода разрешения в соответствующей форме соответствующих постановлений, регулируемых публичным правом.

8.149. Органы, осуществляющие контроль. Раздел 9 Типовых положений предусматривает назначение компетентного органа, если законодатели предпочитают эту альтернативу. Этим же разделом предусмотрено назначение «органа», осуществляющего контроль, если в этом возникает необходимость в связи с принятием некоторых последующих законодательных положений в отношении альтернативных видов деятельности, которые могли бы регулироваться этим органом.

8.150. В соответствии с Типовыми положениями компетентный орган (в случаях его образования) выдает разрешения на определенные виды использования произведений народного творчества, принимает заявки на выдачу такого рода разрешений, принимает решения по заявкам и в случае выдачи разрешения устанавливает и получает соответствующую плату, когда это предусмотрено законом.

8.151. Что касается органа, осуществляющего контроль. Типовые положения предусматривают возможность включения в законодательство положения о том, что такой орган предлагает или утверждает тариф оплаты за разрешение на использование (причем в последнем случае в положениях не указывается, кто предлагает тариф, хотя, по мнению экспертов, разработавших типовые положения, в этом случае тариф предлагается компетентным органом) (раздел 10), причем решение органа, осуществляющего контроль, может быть оспорено в Апелляционном суде (раздел 11, параграф 1).

8.152. В конечном итоге число таких административных органов будет определяться системой права, функционирующей в стране. Можно себе представить, что для осуществления функций, предусмотренных в Типовых положениях, будет создан специальный орган, а в качестве органа, осуществляющего контроль, выступит, например. Министерство культуры. Что касается компетентного органа, то им может быть Министерство культуры, любая общественная организация, осуществляющая деятельность в области фольклора, организации авторов или тому подобные структуры. Еще одной возможностью является организация представительного органа соответствующего сообщества, даже в том случае, если в силу тех или иных причин законодатели предпочли не признавать самого сообщества и его правомочий непосредственно давать разрешение на использование произведений фольклора в качестве их владельца.

8.153. Было бы чрезвычайно полезным и логичным, если бы представители различных фольклорных сообществ страны могли принять участие в работе таких компетентных органов и получить в них важную роль. Более того, в работе такого органа или органов могли бы также с пользой принимать участие представители культурных и этнографических учреждений, включая музеи, обладающие опытом в определенных аспектах охраны фольклора.

8.154. Если законодатели решат, что само по себе сообщество имеет право разрешать или запрещать использование своих фольклорных произведений, на которые распространяется выдача такого разрешения, то оно будет выступать в качестве владельца соответствующих произведений и свободно им распоряжаться. В этом случае осуществление сообществом своих прав не будет контролироваться никаким органом. Однако эксперты пришли к мнению, что если законодатели решат, что разрешения выдаются не самим сообществом, а его представительным органом, то последний будет выступать в качестве компетентного органа, действующего в соответствии с правилами процедуры, предусмотренными в Типовых положениях.

8.155. Процедура выдачи разрешения. Что касается процедуры выдачи разрешения, то из раздела 10(1) Типовых положений следует, что в компетентный орган должна быть подана соответствующая «заявка». Заявка может подаваться на выдачу как «индивидуального», так и «комплексного» разрешения. Первые будут подаваться на выдачу одноразового разрешения, вторые — таким пользователям, как всевозможные культурные учреждения, театры, балетные коллективы, а также радио- и телевещательные организации, широко использующие произведения фольклора. В этом последнем случае национальные законодатели могут также рассмотреть возможность применения систем обязательного лицензирования, которые уже могут существовать в стране в отношении применения произведений, охраняемых авторским правом, уделяя особое внимание некоторым видам использования организациями эфирного или кабельного вещания.

8.156. Вознаграждение. Типовые положения (раздел 10, параграф 2) разрешают, но не делают обязательным сбор пошлин за выдачу таких разрешений. В первом случае разрешение вступает в силу после ее уплаты. Но разрешения могут выдаваться и бесплатно. Даже в таких случаях существование разрешительной системы вполне оправдано, так как она способна предотвратить такие виды использования, которые могли бы исказить произведения фольклора или иным способом умалить их достоинство. Размер пошлины устанавливается или утверждается, как было указано выше, органом, осуществляющим контроль.

8.157. В этом же параграфе раздела 10 в Типовых положениях также идет речь о том, на какие цели должны быть использованы в виде пошлины средства: содействие национальной культуры, охрану национального культурного наследия или, с другой стороны, поддержку национального фольклора. Естественно, национальный фольклор является частью национальной культуры, но национальная культура охватывает более широкий круг лиц, чем национальный фольклор. Во всяком случае целесообразно закрепить законодательно то положение, что определенный процент от пошлин, собранных компетентным органом, должен передаваться сообществу, за использование фольклорных произведений которого соответствующая пошлина была взыскана. Это же постановление может предусмотреть удержание компетентным органом части полученных таким образом средств на покрытие собственных административных расходов. В случае отсутствия компетентного органа, когда выдача разрешений и сбор пошлины осуществляются сообществом непосредственно и самостоятельно, представляется естественным, что вопросы использования собранных таким образом средств должны также решаться сообществом самостоятельно. Государство, со своей стороны, может обложить такого рода доходы налогом или иными сборами или же совсем воздержаться от такого рода налогообложения.

(vi) Санкции

8.158. Основными предусмотренными санкциями являются штраф и тюремное заключение. Какой вид санкций будет применен, какие иные санкции могут быть предусмотрены, применима ли будет одна санкция или несколько, зависит от природы правонарушения, важности охраняемых интересов и прецедентов, имеющихся в стране в отношении схожих правонарушений. Размер штрафа и продолжительность тюремного заключения также будут определяться местными условиями и практикой. В силу вышесказанного, типовые положения не предусматривают конкретных наказаний и ограничиваются лишь требованием наказания, выбор которого оставляется на усмотрение национальных законодателей.

8.159. Что касается конфискации и иных подобных действий, то Типовые положения содержат более конкретные предложения. В разделе 7 речь идет о правонарушениях в отношении как объектов, так и поступлений за их реализацию.

(d) Региональная и международная охрана фольклора

8.160. Типовые положения призваны подготовить почву для субрегиональной, региональной и международной охраны. Представляется чрезвычайно важным обеспечить охрану фольклорных произведений против незаконной коммерциализации и возможного искажения за пределами страны происхождения. Цель региональной и международной охраны фольклорных произведений заключается в том, чтобы защитить произведения народного творчества от незаконного использования за границей. С другой стороны, национальное законодательство по охране фольклорных произведений создает необходимую базу для охраны фольклорных произведений местных сообществ. Распространение их сферы применения в соответствии с принципом национального режима позволяет сделать положения национального законодательства основой региональной или международной охраны.

8.161. Для этого Типовые положения предусматривают применение положений национального законодательства в отношении фольклорных произведений иностранного происхождения на основе взаимности или международных договоров (раздел 14). Зачастую достижение взаимности двух или более стран, уже имеющих законодательство по охране национального фольклора, представляется более легким, чем взаимная охрана путем заключения и ратификации международных соглашений. Однако ряд экспертов подчеркнули, что международные договоры являются необходимым средством распространения охраны фольклорных произведений той или иной страны за пределами ее границ. Для того чтобы обеспечить такую охрану в максимально большом числе стран, следует стремиться к заключению многосторонних договоров, основанных на национальном законодательстве в области охраны фольклорных произведений. В этом контексте также следует рассмотреть возможность расширения сферы деятельности существующих межправительственных соглашений по культуре и иным имеющим отношение к этому вопросу соглашений и включения в них положений о взаимной охране фольклора.

Литература к разделу:

Международное бюро ВОИС. Охрана фольклорных произведений. GIС/UК/СNR/VI/12.

 

ГЛАВА 9. Товарные знаки

ГЛАВА 9

ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ

А. ВВЕДЕНИЕ

9.1. Товарные знаки существовали уже в древнем мире. Даже во времена, когда люди или производили то, в чем они нуждались сами, или, чаще всего, приобретали это у местных ремесленников, уже тогда были предприниматели с творческой жилкой, которые находили рынки сбыта для своих товаров за пределами мест их обитания, а иногда на значительном расстоянии от них. Еще 3000 лет назад индийские ремесленники имели обыкновение запечатлевать свои подписи на художественных творениях перед их отправкой в Иран. Промышленники из Китая сбывали товары с изображением своих клейм в районе Средиземноморья свыше 2000 лет назад, и одно время в употреблении находилось около тысячи различных римских гончарных клейм, включая фабричное клеймо FORTIS, которое стало настолько знаменитым, что его копировали и подделывали. Использование знаков для отличия товаров торговцев и промышленников аналогичным образом распространилось несколько сот лет назад в условиях процветающей торговли средних веков. Однако экономическое значение этих знаков все еще оставалось ограниченным.

9.2. Товарные знаки начали играть важную роль в эпоху индустриализации, и с тех пор они стали ключевым фактором в современном мире международной торговли и рыночного хозяйства. Индустриализация и развитие системы рыночной экономики позволяют конкурирующим промышленникам и торговцам предлагать потребителям разнообразные товары в одной и той же категории. Часто не представляя каких-либо явных отличий для потребителя, они, как правило, отличаются в качестве, цене и других характеристиках. Очевидно, что потребителям необходимо иметь ориентир, который позволит им рассматривать альтернативы и делать выбор среди конкурентоспособных товаров. Следовательно, товарам должны быть даны имена. И именно товарный знак является средством наименования товаров на рынке.

9.3. Предприятия также нуждаются в товарных знаках для индивидуализации своей продукции, с тем чтобы обратить на себя внимание потребителей и общаться с ними. Таким образом, товарные знаки служат своим владельцам в целях рекламы и сбыта товаров, и они служат в целом экономике, помогая совершенствовать коммерциализацию товаров.

9.4. Давая возможность потребителям сделать свой выбор среди различных товаров, имеющихся на рынке, товарные знаки побуждают своих владельцев к сохранению и улучшению качества товаров, продаваемых с товарным знаком, чтобы оправдать надежды потребителей. На рынке, который предлагает выбор, разочарованный потребитель не станет покупать вновь тот же самый товар. Тот, кто удовлетворен, будет склонен полагаться на товарный знак в своем решении сделать следующую покупку. Таким способом товарные знаки вознаграждают производителя, который постоянно предлагает высококачественные товары, в результате чего стимулируется экономический прогресс.

В. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

(а) Товарные знаки

9.5. «Товарный знак представляет собой любое обозначение, которое индивидуализирует товары данного предприятия и помогает отличать их от товаров его конкурентов». Это определение включает в себя два аспекта, иногда упоминаемых как различные функции товарного знака, которые однако являются взаимозависимыми и в практических целях всегда должны рассматриваться совместно.

9.6. В целях индивидуализации товара для потребителя товарный знак должен указывать на его происхождение. Это не означает, что он должен информировать потребителя о действительном производителе данного товара или даже о том лице, которое его сбывает: на самом деле потребитель часто не знает имени производителя, еще меньше он знает о географическом местонахождении предприятия, на котором изготовлен этот товар. Товарному знаку вовсе не обязательно выполнять свою функцию указания о происхождении. Достаточно, чтобы потребитель смог доверять данному предприятию, не обязательно известного ему, которое отвечает за товар, продаваемый с товарным знаком.

9.7. Описанная выше функция указания о происхождении предполагает, что товарный знак способен отличать товары данного предприятия от товаров других предприятий; и только тогда товарный знак выполняет свою функцию указания о происхождении, когда он позволяет потребителю отличать товар, продаваемый с этим знаком, от товаров других предприятий, предлагаемых на рынке. Это показывает, что функция отличительная и функция указания о происхождении на самом деле не могут быть разделены. На практике любое лицо может даже просто положиться на отличительную функцию товарного знака и определить его как «Обозначение, которое служит для того, чтобы отличать товары одного предприятия от товаров других предприятий».









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 64;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная