Лекции.ИНФО


Тема 1. Развитие слухового восприятия



1. Различение звуков окружающей действительности:

§ стук, звон, шорох, бульканье, треск н т. д.;

§ звук, производимый сыпучими телами;

§ неречевые звуки (звучащие игрушки, звукоподражания).

2. Развитие речевого слуха:

§ восприятие и воспроизведение простого и сложного ритма;

§ различение звуков и звукосочетаний;

§ ритмическая речь.

Количество часов: 2.

Знания, умения, навыки: различие звуков и простых звукосочетаний в связи с наблюдением действительности. Развитие речевого слуха.

Словарь: стук, звон, шорох, треск, бульканье.

Игры, наглядность: «Постучи, как я». «Что ты слышишь?». «Похлопай, как я». «Кто как голос подает?». Коробочки с крупами, песком. Звучащие игрушки: колокольчики, молоточки, дудки.

Тема 2. Свойства предметов

Выделение из группы одного или нескольких предметов, обладающих определенными свойствами: а) по цвету и форме; б) по назначению.

Количество часов: 2,

Знания, умения, навыки: Выявить первичные знания о названии цвета и форме предмета. Знать названия учебников, игрушек. Знать назначение предметов.

Словарь: белый, черный, красный, синий, желтый, зеленый, каждый, все, кроме, остальные.

Игры, наглядность: натуральные предметы, игрушки.

Тема 3. Сравнение предметов по размерам

1. Больше, меньше, одинаковой величины.

2. Длиннее, короче, одинаковой длины.

3. Шире, уже, одинаковой ширины.

4. Выше, ниже, одинаковой высоты.

5. Глубже, мельче, одинаковой глубины.

6. Толще, тоньше, одинаковой толщины.

7. Дифференциация понятий при сравнении предметов по размерам.

Количество часов: 7.

Знания, умения, навыки: учить детей последовательному расположению предметов в ряд: по убывающей величине, по убывающей или возрастающей длине, по убывающей или возрастающей ширине. Учить детей располагать в ряд элементы разной высоты, соблюдая постепенность изменений.

Словарь: большой, маленький, больше, меньше, одинаковой величины, длинный, короткий, длиннее, короче,, одинаковой длины, тонкий, тоньше, толстый, толще, широкий, узкий, шире, уже, одинаковой ширины, высокий, низкий, выше, ниже, одинаковой высоты, глубокий, мелкий, глубже, мельче, одинаковой глубины.

Игры, наглядность: «Матрешки» («В какую коробку»), «Сломанная лестница», проталкивание предметов в отверстия по величине. Палочки в ряд по убывающей длине, «Сложи дощечки по ширине», нанизывание колец на цилиндрическую и коническую основу. Решетки (доски Сегена), размещение вкладышей, упражнения с брусками, изменяющихся размеров.

Тема 4. Сравнение предметов по массе

Количество часов: 1.

Знания, умения, навыки: уметь сравнивать предметы на ладони по их тяжести.

Словарь: тяжелее, легче, такой же тяжести, вес, гири, весы.

Игры, наглядность: тяжелые и легкие предметы. Коробочки с песком, мелом, ватой и др. материалами.

Тема 5. Развитие и совершенствование движений пальцев рук

Количество часов: 2.

Знания, умения, навыки: застегивание, зашнуровывание, штриховка, раскрашивание, перебирание крупы. Нанизывание бус и пуговиц.

Словарь: застегнуть, зашнуровать, заштриховать нанизать.

Игры, наглядность: пособия для шнуровки, застегивания. Образцы круп. Пуговицы, бусинки, мозаика.

Тема 6. Сравнение предметов по форме. Знакомство учащихся с геометрическими телами

Количество часов: 4.

Знания, умения, навыки: уметь производить конструктивные действия: построение объектов одного цвета с чередованием в определенной последовательности тел разного цвета по образцу и словесной инструкции. Умение различать геометрические тела.

Словарь: геометрическое тело, куб, шар, брус.

Игры, наглядность: шар, куб, бруски. Проталкивание геометрических тел в отверстие крышки, коробки. Построение башен лесенок и т. п. Предметы, похожие на брус, куб, шар. Игра «чудесный мешочек» (найти на ощупь).

Тема 7. Сравнение предметов по форме

1. Геометрические фигуры круг и овал.

2. Геометрическая фигура треугольник.

3. Геометрические фигуры квадрат и прямоугольник.

4. Дифференциация понятий «геометрическое тело» и «геометрическая фигура».

Количество часов: 4.

Знания, умения, навыки: знать геометрические фигуры, различать их по форме, распознавать каждую. Формировать умение расчленять сложную форму предмета на ряд элементов, состоящих из геометрических фигур и составлять предмет из отдельных геометрических фигур. Уметь наощупь и глазами отличить плоскую фигуру от объемного тела.

Словарь: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, геометрическая фигура, геометрическое тело.

Игры, наглядность: набор геометрических фигур, геометрическое лото, геометрическое домино, мозаика, доски Сегена (решетки).

Игры типа: выложи предмет (домик, человечка, вагончик, типу, паровоз).

Тема 8. Уточнение знаний учащихся о цвете

1. Цвета спектра.

2. Оттенки цветов: светло-красный, темно-красный и т. п.
Определенные цвета: лимонный, морковный, кофейный, морской волны, салатный и т. п.

3. Цвета белый, черный и промежуточный серьга.

4. Дифференциация цвета предметов.

5. Работа с цветными полосками, различение их по цвету.

6. Различение расположения цветных полосок в двух сочетаниях.
Количество часов: 6.

Знания, умения, навыки: учить последовательному расположению цветов в спектре. Учить обводить по шаблону фигуры и предметы и закрашивать их определенным цветом. Учить различать предметы по цвету при предъявлении предметов разной окраски, Учить выкладывать из мозаики панно на разные сюжеты. Закрепить у учащихся умение группировать однородные предметы по цвету.

Упражнения в составлении комбинаций из полосок, расположение их в определенной последовательности и направлении (по образцу, по памяти, по словесной инструкции). Слуховой и геометрический диктанты, зрительный диктант.

Словарь: цвета радуги, мозаика, предметы разного цвета, комбинации из полосок.

Игры, наглядность: шаблоны, трафареты. Геометрические фигуры, полоски, столики с отверстиями и грибками разного цвета. Мозаика. (Выложить на цветном поле картинки на темы: «Развесь воздушные шары», «Улетающие шары», «Красивый букет»). Палочки, полоски, геометрические фигуры, тела разного дветс.. Цветные полоски. Букварь.

Тема 9. Различение геометрических фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник

Количество часов: 2.

Знания, умения навыки: составление комбинаций из полосок, расположение их в определенной последовательности и направлении (по образцу, по памяти, по словесной инструкции). Слуховой и геометрический диктанты, зрительный диктант.

Словарь; комбинация из геометрических фигур, бордюр, орнамент.

Игры, наглядность: геометрические фигуры, цветные карандаши, цветные полоски. Игра «Магнитные фигурки».

Тема 10. Знакомство учащихся с материалом, из которого изготавливаются предметы

Количество часов: 3.

Знание, умения, навыки: различение предметен по материалу: дерево, стекло, бумага, металл, материя (ситец, шелк, трикотаж, шерсть).

Словарь: деревянный, стеклянный, бумажный, металлический, шелковое, из кожи, из материи, из металла.

Игры, наглядность: образцы предметов из дерева, стекла, бумаги, металла. Домино: «Из чего сделано?». Образцы материи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, 2-е изд. М., 1978.

2. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М., 1983.

3. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). Сборник I. М.1990.

4. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. Н. Поддьякова. М., 1983.

5. Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольников. // Теория п практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. С. 7.

6. Фонарев А. М. Развитие ориентировочных реакций у детей. М., 1977.

МУЗЫКА

(музыкально-ритмическое воспитание)

Авторы-составители А. Д. Кавлелашвили, С. Я. Молева, учителя музыки детского сада дома-интерната № 1 г. Петродворца

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания детей. Музыка учит воспринимать и понимать прекрасное, замечать хорошее в плохое, творчески самостоятельно действовать, является средством активизации умственных способностей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности.

В основу данной программы для глубоко умственно отсталых детей положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоциональной сферы и познавательной деятельности.

Программа музыкального воспитания включает в себя следующие разделы:

§ пение,

§ слушание музыки;

§ музыкально-ритмические упражнения.

Пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Особенно важным лечебным средством является пение хором. Тексты песен и красота мелодий должны стимулировать интерес, возбуждение поющих, делать богаче их эмоциональные переживания. В таком психологическом состоянии уменьшаются отрицательные комплексы, а благодаря этому легче преодолеваются речевые затруднения. Пение способствует развитию н укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

В содержание каждого урока входит слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка становится для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость, эмоциональность, воспитывает музыкальный вкус.

Для слушания и исполнения мы берем только высокохудожественные, мелодичные, доставляющие наслаждение своей красотой произведения, с яркой мелодией, ясной формой, богатой гармонией. Все это способствует общепедагогическому влиянию на различные болезненные отклонения в психофизической сфере глубоко умственно отсталого ребенка, т. е. помогает установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка (умерить слишком возбужденных детей н растормозить заторможенных, отрегулировать неправильные и лишние движения).

Музыка тесно связана и с движением. Музыка и движение - основные средства формирования двигательных навыков, ритмической тренировки. Организация специальных музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами интеллекта и речи, содействует устранению речевого, двигательных нарушений и, в конечном итоге, социальной реабилитации глубоко умственно отсталых детей.

Музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения: улучшается выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость. Эмоциональная окрашенность движений музыкой придает энергию и мягкость, большой размах и сдержанность и в то же время содействует их свободе и непринужденности. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти; воспитывают временную ориентировку, т. е. способность уложить свои движения во времени в соответствии с метроритмическим рисунком музыкального произведения. Определенная метрическая пульсация, с которой связано движение детей, вызываем согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально положительное состояние психики, что содействует общему укреплению организма.

В раздел «Музыкально-ритмическое воспитание» входят: целенаправленное, последовательное формирование ритмического чувства посредством музыкально-ритмических упражнений, музыкальных игр, хороводов, танцевальных движений, игры на музыкальных инструментах.

Работу над ритмом мы начинаем с 1-го года обучения.

Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями, в одних случаях - непроизвольными, в других - осознанными, ярко характерными. Эту стихийную моторно-эмоциональную реакцию детей нужно «обуздать», сделать ее осмысленной, по настоящему ритмичной, музыкальной.

Воспринимающий ритмический слух хорошо развит практически у всех детей, даже у глубоко умственно отсталых, а воспроизводящий - довольно слабо. Поэтому воспитанию музыкально-ритмического чувства мы отводим особую роль.

Чувство ритма имеет три основных компонента:

§ чувство темпа - способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;

§ чувство соразмерности - способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;

§ чувство ритмического рисунка - способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков и пауз.

Простейшее и наиболее фундаментальное ритмическое свойство музыкального произведения - его темп, т. е. скорость пульсации основных метрических долей.

Задачи 1-го года обучения:

§ учить двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки;

§ наблюдать в музыкальных произведениях характер пульсации метрических долей;

§ активно и ясно выражать в движениях чередование сильных и слабых долей в музыке.

С первых уроков следует учить детей прислушиваться к пульсации метрических долей музыкального произведения и выражать его основной теми и характер в соответствующих телодвижениях: шагать четко и смело под маршевую музыку; «качать ребенка» плавными, нежными движениями с пением колыбельной песни; задорными хлопками оживлять танцевальную музыку. Подобное соучастие в исполнении музыки обеспечивает углубленное ее восприятие.

К прослушиваемым произведениям, особенно танцам и маршам, составляются ритмические аккомпанементы. Работа организуется таким образом, чтобы игра с шумовыми эффектами не превращалась в самоцель. Задача подобной работы состоит в том, чтобы дети старались производить что-нибудь красивое, выразительное, прислушивались к музыке и учились оценивать результаты своих стараний.

По мнению Карла Орфа, при восприятии музыкального ритма у детей возникают такие движения, как щелчки пальцами, топание, удары руками по бедрам - как самые естественные средства выражения экспрессии. Ребенок, организуя, с помощью ритма эти естественные движения, совершенствует их двигательную координацию.

«Природные ударные инструменты» детей позволяют применять довольно разнообразные шумовые эффекты.

Хлопки - горстью или плоской ладонью подходят для отдельных звуков с сильными акцентами (подражательное слово «хлоп»). Для ритмических фигур можно применять вместо хлопков удары кулачком или одним - двумя пальцами правой руки о ладонь левой («туп»).

Отстукивание ритма о крышку стола кончиками пальцев (одного, двух, трех) или карандашом («стук»).

Шлепки - удары плоской ладонью по коленям, если сидишь; но бедрам, если стоишь («шлеп»).

Щелчки - щелканье пальцами (удается не всем) применяется ввиду четкого светлого тембра, им стоит пользоваться («щелк»),

Притопы - исполнять лучше носком («той»). Игровые моменты такой работы сами по себе увлекательны для детей.

Создавая ритмические аккомпанементы, нужно всегда ясно видеть цель: выявить, подчеркнуть основной характер, структуру произведения, возможные контрасты его образов. Исходить следует из метрической пульсации.

Пример: М. Глинка «Полька» Ре минор. 1-й период - сопровождение тихими хлопками в ладоши в темпе метрических долей, а 2-й период - сильными хлопками высоко поднятых рук.

Такой ритмический аккомпанемент отражает не только двухчастность структуры, по также красочно-змоциональныи контраст частей: минор-мажор, ниже-выше, пиано-форте.

Па музыкальных занятиях также используется игра на детских музыкальных инструментах. Музыкальным игрушкам и детским ударным инструментам отводится особая роль, поскольку они вовлекают ребенка в сферу музыки, помогают развить ею творческие способности и ознакомить с отдельными элементами музыкальной грамоты. Музыкальные инструменты чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. Практика показывает, что вводить в группу сразу все инструменты нецелесообразно: дети не могут сосредоточится ни на одном из них. Лучше знакомить с инструментами постепенно, чтобы каждый ребенок мог внимательно рассмотреть его, привыкнуть к обращению с ним, к извлечению соответствующего звука, характерного для данного инструмента.

Должна быть хорошая база для занятий музыкально-ритмическим воспитанием детей: погремушки, бубны, треугольники, ложка, палочки, пандейры, маракасы, тарелки (хай-хет), комплект барабанов, тамтамов - шумовых («ритмических» ударных инструментов); мелодических ударных инструментов - металлофонов, ксилофонов; а также и электромузыкальных инструментов (бес-гагара, эл. гитара, орган, синтезатор). Это позволит уже в младших классах проводить занятия с ударным оркестром, а в старших - создать вокально-инструменталъный ансамбль.

В активном слушании музыки, в движениях под музыку и создании ритмических аккомпанементов, в разучивании песен, в том числе, в художественной обработке исполнения и хоровых аранжировках, где в центре внимания находится выразительное музыкальное произведение в делом, закладывается основа музыкально-ритмического воспитания.

Задача 2-го и последующих годов обучения - проблема освоения ритма.

Музыкальный ритм - это выразительное движение, в этом его сущность. Его нельзя «составлять» из отдельных звуков; кто этим занимается, «рискует не увидеть леса из-за деревьев».

Нужно идти обратным путем: «схватить» ритмические фразы в целом, как осмысленно-выразительные фигуры, и научиться осознавать их внутреннюю структуру путем сравнений, начиная с наиболее простых и постепенно продвигаясь к более сложным,

По идее весьма просто направить внимание ребенка на детали ритмического движения: достаточно попросить его спеть песню и одновременно отстучать ее ритм. На практике это оказывается нелегкой задачей, особенно для глубоко умственно отсталого ребенка. Отхлопывание мешает пению, а пение мешает отхлопыванию. Пропадает главное - музыка: движения получаются судорожными; ритм в точности не выявляется, ибо ребенок «пропускает» звуки, отхлопывая временами не ритм, а метр. А требуется, чтобы ребенок умел отхлопывать ритм песен точно, надежно, выразительно. С этой целью рекомендуется специальная подготовка: Отхлопывание ритма отдельных слов.

Хорошо подходят для этого имена детей. Выговаривая какое-либо имя, можно отмечать каждый его слог хлопком в ладоши; учить их произносить и отхлопывать имена тихо и громко, медленно и быстро; еще интереснее: ласково и сердито.

Затем можно устраивать игры в отгадки: вызывать хлопками, не называя имен: «Петю», «Володю», «Сережу». Таким же способом могут вызывать друг друга, вымышленных «Викторию», «Екатерину». Можно спросить, кто знает больше односложных имен? Кто знает длинные имена?

Недостаточно добиваться лишь определенности, четкости произнесения слов и исполнения ритмов. Нужно стараться искать разнообразие динамики, темпа, более того, характера исполнения. Например, можно взять два слова с одинаковым ритмом: «бегемот» и «нечуток». Разве можно отхлопать эти слова одинаково? А если нет, то в чем будет разница?

Можно организовать разные игры на отгадывание по ритму, например, «Отгадай имя», «Отгадай цветок», «Отгадай животное», позднее - «Отгадай песню». Отгадывать можно не только при речевом произнесении слов, но и при нении.

После проработки ритма отдельных слов и словосочетаний, можно перейти к прибауткам и попевкам, которые используются для работы над развитием певческих навыков. Следует добиваться, чтобы дети могли отхлопывать ритм отдельных фраз знакомых песен естественными, ненапряженными движениями, уверенно и выразительно, цропевая мелодию вслух и про себя. Только тогда следует ставить перед ними задачу осознания ритмических закономерностей.

Подавляющая часть песен, предназначенных для детей первых лет обучения, содержит ритмическое движение только двух уровней: один из них соответствует пульсации основных метрических долей, другой - вдвое быстрее. На данном этапе следует избегать теоретических названий ритмических длительностей: «четверть», «восьмая» и т. д. с одной стороны, потому, что называть основную ритмическую длительность словом «четверть» несуразно; смысл этого названия можно объяснить, только исходя из названной целой ноты, а это мало доступно детям с отклонениями в развитии. С другой стороны, необходимы названия, которые могут быть произнесены в процессе нения, что повышает точность исполнения. Поэтому рекомендуется пользоваться следующими ритмическими слогами:

четверть - ТА или ДОН

восьмые - ТИТИ или ДИЛИ

Слоговые названия длительностей следует использовать не только путем речевого произнесения, но также путем пения мелодий. Это повышает - четкость ритма и способствует развитию вокальной техники.

Ценность ритмических слогов в том, что они в одно и то же время являются названиями длительностей и средством исполнения ритмических фигур. В речевом ритме народных считалок, прибауток, да и во многих стихах профессиональных поэтов заложены совершенно определенные музыкальные ритмы, например:

Андрей-воробей, не гоняй голубей - 2/4

Зайчик, ты, зайчик, коротенькие ножки - 2/4

Аналогично, когда произносится определенное сочетание ритмических слогов, то «сама собой» (вернее, благодаря речевому ритму) возникает требуемая музыкально-ритмическая фигура, например;

ДОН, ДИЛИ, ДОН, ДИЛИ 2/4

ДИЛИ, ДИЛИ, ДОН, ДОН 2/4

В ходе занятий некоторые сочетания ритмослогов становятся чем-то вроде знакомых слов, обозначающих известные, осмысленно-выразительные ритмические фигуры.

Одним из важнейших па уроках музыки является требование добиваться творческой активности каждого ребенка.

Творческая фантазия, как и тяга к игре, присуши каждому ребенку, поэтому с большим успехом можно развивать эти природные задатки. С этой целью нужно вводить в музыкальные занятия музыкальные импровизации. Ценность музыкальных импровизаций очень большая: опи развивают творческие способности детей, в том числе исполнительские навыки, а также их восприимчивость к музыке. Нужно навести детей на мысль, что они сами могут сочинять упражнения, показать им, как можно «играть» с ритмами, интонациями, связывая их с образными представлениями. В основе этих игр должен лежать образный, быть может, сюжетный замысел. Они должны давать простор для коллективных импровизаций и ненавязчиво тренировать слух. Например, игра «Едем в школу», «Один вопрос - сто ответов», варианты игры в ритмическое, позднее также и мелодическое «эхо».

Подвижные игры, игры с пением, игры-драматизации, музыкальные сказки, пляски, хороводы, танцы, должны использоваться в проведении праздников, праздничных концертов, творческих смотрах-конкурсах и т. д.

Таким образом, вся система музыкально-ритмических средств варьирует на занятиях в зависимости от физических нарушений, состояния двигательной сферы ребенка, от коррекционных задач каждого этапа музыкально-педагогической работы, целей и задач музыкальных занятий. Использование всего многообразия музыкально-ритмических средств в различных сочетаниях обусловлено конечными целями социальной реабилитации детей с глубоким нарушением интеллекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Н. Г. Ритмическое воспитание. М., 1924.

2. Басов М. Я. Движения под музыку//Избранные психологические произведения. М., 1975.

3. Бейс П. Ступеньки в музыку. М., 1980.

4. Вояокова Г. А. Логопедическая ритмика. М., 1985.

5. Еублей С. П. Детский оркестр. Л., 1989.

6. Голощетна М. П. Средства и формы работы с детьми по развитию движения. М., 1975.

7. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960.

8. Ильина Г. А. Особенности развития музыкального ритма у детей // Вопросы психологии. 1961, № 1.

9. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа Под. ред. Л. А. Баренбойма. Л., 1970.

10. Оркестр в классе. Вып. 1, М., 1990.

 









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 87;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная