Точки зрения, с которых рассматривается язык:
- язык как универсальное средство общения
- общественное явление
- основа национального общественного сознания
Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Соссюром, затем понятия эти были глубже разработаны другими учеными, в частности академиком Л. В. Щербой и его учениками.
- язык социален, это общее достояние всех говорящих на нём,
- речь индивидуальна;
- речь связана с физическими параметрами, вся акустическая сторона речевой деятельности относится к речи,
- язык независим от способов физической реализации
– язык включает в себя только существенное
- все побочное и случайное относится к речи
Но! Язык и речь взаимно предполагают друг друга: язык необходим, чтобы речь была понятна; речь, в свою очередь, необходима для того, чтобы установился язык.
Следовательно, развитие языка обнаруживается в речи, живая речь есть форма существования и развития языка.
Соссюр различал в языке два аспекта, две оси – синхронию
(единовременно существование языка, статический аспект, язык в его системе) и диахронию (последовательность языковых факторов во времени, исторический
или динамический аспект).
Понятие об объекте и предмете науки. Эмпирический и теоретический принципы вычленения.
Вычленение объекта наук осуществляется на двух уровнях. С одной стороны - эмпирический уровень вычленении языка. Вычленение языка на основе речевых фактов (текстах, речевой деят-сти) в контексте всеобщих условий его существования.
Теоретическое вычленение является абстрактным (язык как система выразительных средств, содержащихся в памяти человека). Здесь - предельно общее представление об объекте.
Предмет науки - это та сторона или стороны объекта науки, которыми он в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует. В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета.
Каждый объект может изучаться множеством наук. Так, человек изучается физиологией, социологией, биологией, антропологией и т.д. Но каждая наука имеет в основе свой предмет, т.е. то, что именно она изучает в объекте.
Объект – внешняя сторона, независимая от человека.
Предмет – объект, отраженный в сознании исследователя, то есть к которому был применен определенный подход.
Языкознание идет по пути сужения объектной части и расширения предметной.
7. Природа и сущность языка: критерии научного разграничения. Аспекты природы языка.
Сущность – это основа природы объекта, предельно общее собственное качество вещи. Сущность объекта определяется через род и родовое отличие. Видовое отличие для языка – это многообразие различных видовых определений. Сущностью языка является знаковость.
Природа объекта – это сторона необходимого определения сущности объекта в аспекте внешней взаимосвязи, внешней обусловленности.
Природа языка многоаспектна:
- язык выступает как основа деятельности сознания.
- язык - это универсальное средство общения
- язык – общественное явление
- язык – основа национального и общественного самосознания
8. Необходимые внешние условия существования языка (мышление, коммуникация, общество). Связь внешних факторов и знаковых функций языка.
Мышление - это первое необходимое внешнее условие существования языка. Мысль – это свернутая речь. Мышление не воплощается, а осуществляется. Слово - это и есть мысль
Второе всеобщее условие существования языка - это коммуникация. Коммуникация это апелляция к другому сознанию. Язык - это основа человеческого общения.
Третье условие существования языка - это наличие общественного сознания. Язык - универсальный носитель культурной памяти. Универсальное средство сознания, познания, общения. В аспекте общественного сознания язык обслуживает функционирование общества во всех сферах жизни, Где бы мы ни появились, все подлежит языковому выражению. Язык является центральным фактором культуры народа. В языке закрепляется опыт исторического развития народа, развития сознания. В языке закрепляется духовный опыт. В языке закрепляются формы территориальной социальной профессиональной дифференциации общества.
Язык обеспечивает единство общественного сознания. Язык – это важное средство нац. культурной самоидентификации личности. Мы идентифицируем себя по языку.
Сущностью языка явл-ся знаковость. Соссюр: сущность языка лежит на стороне искусственных факторов (знаковости). Язык – это система знаков. Знак – центральный материальный фактор системы. Он является материальным носителем всех функций языка, инструментом познания и коммуникации.
9. Знаковая сущность языка. Культурно-историч. значение яз. знаковости (место языкового знака в жизни чел-ка).
Сущностью языка явл-ся знаковость. Соссюр: сущность языка лежит на стороне искусственных факторов (знаковости). Язык – это система знаков. Знак – центральный материальный фактор системы. Он является материальным носителем всех функций языка, инструментом познания и коммуникации.
Знаковость – выделение объекта на теоретическом уровне.
Знак состоит из двух аспектов – формы и содержания.
Знак возникает, когда нужно опосредовать отношение человека и мира в связи с этим начинают развиваться, совершенствоваться понимание мира человеком возникают формы понимания, знаковые формы.
Человек живет в обществе. Без общения с другими индивидуумами его существование было бы невозможно. В качестве же средств общения выступают как раз языковые знаки. В знаковых ситуациях человека решающая роль принадлежит именно языковым знакам.
Языковые знаки, используемые человеком, в своем подавляющем большинстве интенциональны. Поведение человека разумно. Человек сознательно преследует определенные цели. Общаясь с членами общества, он сознательно, намеренно прибегает к помощи языковых знаков, понимая, что используемые знаки воздействуют на поведение окружающих его людей и что путем соответствующего подбора языковых знаков можно добиться от слушателей желаемых результатов.
10. Структура знака. Понятие означающего и означаемого. Аспекты процесса означивания. Сущностные критерии выделения языковой знаковости.
Языковой знак материален и идеален одновременно; он представляет собой единство звуковой оболочки — означающего (формы) и обозначаемого понятия — означаемого (содержания). Означающее материально, означаемое идеально.
Наука о знаках - семиотика. Чарльз Пирс.
Семиотика (в яз-нии) изучает характерные особенности отношения «знак — означаемое», распространённого достаточно широко и несводимого к причинно-следственным отношениям. Термин «знак» понимается в широком смысле как некоторый объект (вообще говоря, произвольной природы), которому при определённых условиях (образующих в совокупности знаковую ситуацию) сопоставлено некоторое значение, могущее быть конкретным физическим предметом (явлением, процессом, ситуацией) или абстрактным понятием.
Семиотика (в яз-нии) выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы (т. е. совокупности знаков, устроенной определённым образом):
1) синтактика, изучающая внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации (правила построения знаков в рамках знаковой системы); 2) семантика, рассматривающая отношение знаков к обозначаемому (содержание знаков) или, что то же, соотношения между знаками и их интерпретациями, независимо от того, кто служит «адресатом» (интерпретатором); 3) прагматика, исследующая связь знаков с «адресатом», т. е. проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора.
Иными словами:
1. отношение слова к действительности (семантика – смысл слова)
2. отношение слов друг к другу (синтактика)
3. возникающие эмоции при произнесении слова (прагматика)