Сердцевина теории речевой деятельности – это учение о порождении и понимании речи, которое дает представление о соотношении языка и сознания, речи и мышления.
В основу современной психолингвистики положены фундаментальные концепции и гипотезы, накопленные отечественной психологией именно в этой области.
Среди многочисленных предшественников современной теории речевой деятельности необходимо прежде всего выделить труды Л.С.Выготского и Н.И.Жинкина. Изложим их основные концептуальные положения.
Наиболее последовательно взгляды Л.С.Выготского на проблему порождения и понимания речи выражены в его книге «Мышление и речь», в которой он пытался ответить на вопрос: Что лежит между мыслью и словом?
Для решения этого вопроса необходимо различение категорий – значение и смысл.
Значение – это объективно сложившаяся в ходе истории система связей, которая стоит за словом., то, что объединяет различных носителей языка в понимании той или иной номинации (например, слово СТУЛ по своему значению – предмет мебели, представляющий собой специальное приспособление для сидения одного человека, которое имеет спинку и не имеет подлокотников.
А смысл – это индивидуальное значение слова, которое связано с личностным субъективным опытом говорящего и конкретной ситуацией общения. Стул в сознании различных людей имеет неодинаковое смысловое наполнение: от венского стула из дорогого гарнитура до стоящего в казенном учреждении обыкновенного скрипучего «инвалида» с потертой обивкой из дерматина.
Смысл всегда индивидуально-личностен. Он рождается в сознании говорящего и не всегда понятен окружающим. Смысл соотносится с мыслью, с исходным замыслом высказывания, неся в себе то содержание, которое должно воплотиться в речи. Значение демонстрирует результат речепорождения, являясь понятным всем участникам коммуникации. Таким образом, движение от мысли к слову, по Выготскому, предстает в виде превращения личностного смысла в общепонятное значение.
Однако этому движению предшествует важный этап: сама мысль зарождается не от другой мысли, а от различных потребностей человека, побуждений, влечений, эмоций и т.п. Иными словами, за мыслью стоит мотив, то есть то, ради чего мы говорим. Именно мотив – первая инстанция в порождении речи, формирующая коммуникативное намерение, готовнсть человека к совершению речевых действий. Он же становится последней инстанцией в обратном процессе – процессе восприятия и понимания высказывания, ибо мы понимаем не речь и даже не мысль, а то, ради чего наш собеседник высказывает ту или иную мысль, т.е. мотив речи.
Превращение мысли в слово осуществляется не вдруг, оно совершается во внутренней речи.Внутренняя речь – это не «говорение про себя», не «речь минус звук». Она качественно отличается от речи внешней и имеет особое строение. Внутренняя речь состоит из предикатов, ключевых слов, несущих в себе сердцевину информации. Это как бы набор рем будущего высказывания. Речь свернутая, сжатая, по структуре напоминающая разговорное ситуативное общение ( например, в следующей ситуации: студенты, сидя в аудитории, ожидают преподавателя; один из них выглядывает в коридор и произносит: «Идет!». Одного этого слова вполне достаточно, чтобы все поняли смысл высказывания). Именно во внутренней речи слова переходят из замысла в значение. Здесь появляются первые словесные обозначения элементов смысла, которые впоследствии разворачиваются в связную, наполненную общепонятными значениями грамматически оформленную речь.
Внутренняя речь – результат длительной эволюции речевого сознания. Ее еще нет у ребенка-дошкльника, обычно в норме механизм внутренней речи завершает свое формирование к подростковому возрасту (10-11 лет). Она развивается из внешней, так называемой эгоцентрической речи маленьких детей , которая все более сворачивается, делается сначала шепотной и лишь затем уходит внутрь языкового сознания. Такое превращение внешнего говорения во внутреннюю сжатую речь носит название интериоризации речи.
Учение о внутренней речи, проясняющее многие тайны формирования и восприятия высказываний в процессе общения, – одна из важнейших заслуг Л.С.Выготского и его учеников и последователей.
Одно из базовых положений концепции Выготского заключается в следующем утверждении: «Мысль не воплощается, а совершается в слове». Что это значит? Часто она интерпретируется таким образом: человек не знает, о чем он будет говорить до тех пор, пока не заговорит. Но разве мы не знаем до запуска механизма речевой деятельности того, о чем пойдет речь? Другое дело, что в процессе говорения происходит трансформация замысла. Часто мы испытываем острое неудовлетворение по поводу словесного воплощения задуманного или , наоборот, убеждаемся, что за красивыми, вполне связными высказыванями не скрывается никакого содержания. Можно предположить, что в процессе появления высказывания на свет идет «борьба» индивидуально-личностного смысла, понятного только самому говорящему, и языковых форм, несущих в себе принятые коллективом значения. Подобные рассуждения заставили ученика и соратника Л.С.Выготского С.Л.Рубинштейна несколько смягчить утверждение учителя: «В речи мы формулируем мысль, но, формулируя, мы сплошь и рядом ее формируем». Это ближе к истине, но тоже не дает ответа на вопросы: Если внутренняя речь формируется у детей к 10-летнему возрасту, то как понимают высказывание дошкольники? Как происходит процесс перевода с одного языка на другой? и т.д.
У Выготского есть намек на разрешение возникающего противоречия: «Единицы мысли и единицы речи не совпадают», т.е. он предположил существование двух качественно отличных языков, которые взаимодействуют в сознании человека: языка мысли и языка словесного. Ранняя кончина ученого не дала возможности развить намеченные положения.
Противоречия концепции Л.С.Выотского удалось разрешить другому выдающемуся отечественному психологу Н.И.Жинкину, предложившему гипотезу существования в сознании человека универсально-предметного кода ( УПК).
Согласно концепции Жинкина, базовым компонентом мышления является особый язык интеллекта – универсально-предметный код (УПК). Код этот имеет невербальную природу и представляет собой систему знаков, имеющих характер чувственного отражения действительности в сознании. Это язык схем, образов, осязательных и обонятельных отпечатков реальности, кинетических (двигательных) импульсов и т.д.
УПК – это язык, на котором происходит формирование замысла речи, первичная запись личностного смысла. И движение от мысли к слову начинается с работы этого несловесного коммуникативного образования. Динамику же порождения высказывания во внутренней речи, по Жинкину, нужно представлять в виде перекодировки содержания будущего речевого произведения с кода образов и схем на язык вербальный. Причем УПК – язык интернациональный. Он является достоянием людей различных языковых культур и в силу этого представляет предпосылку понимания иноязычной речи.
Теоретические поиски Н.И.Жинкина дополняют и углубляют концепцию Л.С.Выготского, позволяя уточнить классическую формулу перехода мысли в речь : Мысль, существуя в пределах возможностей универсально-предметного кода, в ходе ее вербализации способна трансформироваться, обрастать значениями, которые несут в себе единицы конкретного национального языка.
Фундаментальные положения Л.С.Выготского, Н. И.Жинкина и их учеников и последователей легли в основу теории речевой деятельности. Одним из первых обобщил, систематизировал и представил в своих трудах целостную концепцию формирования и понимания речевого сообщения А.А.Леонтьев.
А теперь рассмотрим подробнее современные научные представления о процессах порождения и смыслового восприятия высказывания.