Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых, что говорит о его многозначности. Существует огромное количество явлений человеческого бытия, объединяемых общим явлением культура.
Сегодня понятие «культура» многозначно и размыто и применяется в различных отношениях.
Еще в 60-е гг. XX века А. Кребер и К. Клакхон давали 237 определений. Но в 90-е годы эти подсчеты устарели, появилось огромное количество новых определений.
Чтобы лучше понять, что такое культура, обратимся к историческим корням этого понятия.
Термин «культура» – от лат. cultura, что означает «возделывание», «обрабатывание», прежде всего разведение растений или животных, уход за ними. Термин «культура» уже в римской античности приобрел переносное значение – воспитанность наставником.
Некоторые из определений слова «культура» в XX в.:
– И. Хейзинга (1872–1945) – немецкий культуролог и писатель. Называл культурой процесс приобщения человека к социуму, осуществляющийся в обществе вследствие «усвоения и применения» опыта, традиций, благодаря просвещению, и даже отождествлял культуру с просвещением;
– одно из первых антропологических определений культуры – определение Э. Тэйлора: культура – это целостный комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и др. способности и привычки, обретенные человеком как членом общества;
– культура – реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств (М. Хайдеггер).
– культура охватывает 4 «общих разряда»: деятельность религиозную, культурную «в тесном значении этого слова» (т. е. научную, художественную и техническую), деятельность политическую и деятельность общественно-экономическую (Н. Я. Данилевский).
Рассмотрим как используется слово «культура» в обиходе (непосредственном общении людей).
Прежде всего, следует отметить, что в этом срезе видения культура предстает как нечто нормативное, образец, на который должны равняться, своего рода стандарт поступков, внутренне присущий каждому человеку. Культура в данном случае трактуется:
– Как нечто, характеризующее свойства человека в сфере социального поведения. Оно включает в себя тактичность, уважение к другим людям, умение всегда найти меру своего поступка.
– Широко распространено отождествление культуры с образованностью, с содержанием накопленной информации.
– Часто в обиходе слово «культура» применяется для характеристики качественного состояния тех или иных явлений. В этом ключе и выпускаются книги с наименованиями «культура речи», «культура жилища», «о культуре продажи товаров» и т. п. Истоки употребления здесь слова «культура» также лежат в обыденном сознании.
Теперь перейдем к рассмотрению сущности культуры. Здесь существует 2 ракурса рассмотрения: светский и религиозный. В рамках богословской трактовки термин «культура» восходит к «культу», вере, традициям, высшему смыслу бытия.
Светская культура – это та, которая строится вне и помимо «культа», на основе рационалистического мышления.
Основные подходы к понятию «культура»
В настоящее время существует до полутора тысяч определений этого понятия, которые рассматривают сущность культуры с разных сторон. Во всех видах определений есть рациональное содержание.
Рассмотрим некоторые из видов определений:
– Антропологические определения рассматривают культуру как совокупность всего того, что производит человек, продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе.
– Аксиологический (ценностный) подход в определении культуры заключается в выделении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей (к «категории»), как сложная иерархия идеалов и смыслов, значимых для конкретного общественного организма.
– В деятельностной концепции культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности, воплощающим родовой способ бытия человека в мире.
– При семиотическом подходе культура рассматривается как внебиологический знаковый механизм передачи опыта через, так называемый, социокод как закрепленную в системе знаков совокупность деятельностных схем, обеспечивающих социальное наследование
(М. Петров).
– В игровой концепции основными являются представления об определяющей роли игры как источника культуры (Й. Хейзинга).
В общем виде выделяют три подхода в определении культуры – антропологический, социологический и философский.
Философский подход дает самую широкую панораму видения культуры, предполагая изучение фундаментальных оснований человеческого бытия, глубин самосознания народа. Задача этого подхода – не просто дать описание или перечисление явлений культуры, но проникнуть в их суть.
Суть антропологического подхода, как было показано выше, –
в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни и отдельного человека, и целых обществ. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте конкретной культуры.
В рамках антропологического подхода предложено более всего определений культуры. Можно предложить классификацию этих определений, в основе которой лежит анализ определений культуры, данный А. Крёбером и К. Клакхоном. Они разделили все определения культуры на шесть основных типов:
– описательные определения, которые акцентируют внимание на предметном содержании культуры;
– исторические определения, выделяющие процессы социального наследования и традиции;
– нормативные определения, утверждающие, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь общества;
– психологические определения, делающие упор на связь культуры с психологией поведения людей и видящие в ней социально обусловленные особенности человеческой психики;
– структурные определения, акцентирующие внимание на структурной организации культуры;
– генетические определения, рассматривающие культуру с точки зрения ее происхождения.
Социологический подход понимает культуру как фактор образования и организации жизни общества.
Функции культуры
Культура имеет огромное значение в жизни общества и человека, выполняет разнообразные функции.
Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществам людей.
Адаптивная означает то, что культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Адаптация в культуре призвана гуманизировать отношения в обществе. Она способствует также интериоризации (формированию внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности).
– Функция социализации обеспечивает включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения.
– Коммуникативная функция культуры обеспечивает общение людей друг с другом.
– Близка предыдущей информативная функция, связанная с накоплением и трансляцией социального опыта. Речь идет о трансляции по разным адресам: от одного поколения к другому, внутри одной страны в пределах жизни одного поколения, от одного народа к другому.
– Познавательная (гносеологическая) функция определяется не только способностью культуры накапливать знания о мире, но и формировать способы и механизмы познания мира. Культура выступает открытой социальной и интеллектуальной памятью человечества.
– Интегративная функция проявляется в том, что культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой.
– Аксиологическая функция культуры означает, что в культуре создаются, накапливаются и хранятся культурные ценности (греч. axios – ценный).
– Регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей с помощью морали и права, правил поведения и др.
– Преобразовательная функция культуры реализует одну из фундаментальных потребностей человека – освоение и преобразование окружающей действительности.
– Стабилизирующая функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной.
– С учетом фактора времени важнейшая функция культуры – историческая преемственность, передача (трансляция) социальной наследственности из поколения в поколение.
– Синтезирующая функция культуры – человекотворческая, в ней находят свое выражение все перечисленные функции.
Культура и цивилизация
Культуру часто отождествляют с цивилизацией. Цивилизация – от лат. civilis – гражданский, государственный.
К сожалению, не вполне ясно, кто первым упомянул это понятие.
Французский историк Л. Февр отмечает, что только в 1766 г. мы обнаруживаем это понятие, рассматриваемое в печатном издании в работе «Древность, разоблачённая в своих обычаях» (1766 г.) французского инженера Буланже.
Однако авторство П. А. Гольбаха в отношении понятия «цивилизация» кажется Февру более вероятным, т. к., именно Гольбах неоднократно применял понятия и термины «цивилизация», «цивилизовать», «цивилизованный» в своих работах.
По мнению других авторов, например, швейцарского историка культуры Жана Старобинского авторство термина «цивилизация» принадлежит Виктору Мирабо и его труду «Друг человечества» (1757 г.).
Адам Фергюсон, который подразумевал под этим термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных страт, а также городов, письменности и других подобных явлений. Периодизация истории человечества, предложенная Фергюсоном в 1767 году, – дикость – варварство – цивилизация, – продолжала пользоваться большой популярностью на протяжении почти всего XIX в.
В целом, можно сказать, что в XVIII в. понятие «цивилизация» применялось (в том числе, у французских просветителей) для обозначения общества, основанного на началах Разума, Справедливости, Закона.
Мы видим, что с конца XVIII в. термин «цивилизация» практически выступает как синоним культуры: цивилизация воплощает целостность всех культур, их единство, противостоящее варварству, выступает воплощением единства и идеалом прогресса человечества. Однако, в это же время, формируются и иные, менее широкие представления о цивилизации – она рассматривается как материальная культура, как сфера вещей и услуг, тогда как за собственно культурой закрепляется лишь духовное творчество. На рубеже XIX–XX вв. такое «разделение» этих понятий усиливается до противопоставления –
О. Шпенглер, М. Вебер, Н. Бердяев, Г. Маркузе,по сути, характеризуют цивилизацию как своего рода антигуманное вырождение культуры, связанное с господством техники, урбанизации, денег, материальных потребностей и упадком нравственности, духовности.
Однозначного определения термина «цивилизация» не существует. В унитарном смысле цивилизацию рассматривают как идеал прогрессивного развития человечества в целом.
Если цивилизацию трактуют как определенную историческую стадию развития, то выделяют аграрную, индустриальную, информационную цивилизации.
В локально-историческом смысле цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками, (например, античная, арабская, китайская, египетская цивилизация и др.). Последняя точка зрения разработана такими исследователями как Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.
К середине XIX в. в философии истории и культуры обозначилась новая познавательная ситуация. Именно она и привела к формированию самостоятельной области знания – типологических исследований культуры. Возникновению этой ситуации способствовали открытия в археологии, этнографии, антропологии, языкознании и в других конкретных гуманитарных науках, которые совершались как в историческом времени (например, открытие Г. Шлиманом Трои), так и в недоступных раньше пространствах, где путешественники-ученые находили «затерянные миры».