Лекции.ИНФО


Урок 43 О четвертой заповеди



О четвертой заповеди.

532. ПОЧЕМУ ИМЕННО СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ПОВЕЛЕВАЕТСЯ ПОСВЯЩАТЬ БОГУ?
Седьмой, а не другой день недели полагается посвящать Богу потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения.
533. КАК В ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ ПРАЗДНУЕТСЯ ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ДЕНЬ ПОКОЯ — СУББОТА?
Суббота, как календарный день недели, в Церкви христианской как большой праздник не празднуется. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования отличается от прочих дней освобождением от поста.
534. КАК В ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ ИСПОЛНЯЕТСЯ ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ?
В христианской Церкви празднуется через каждые шесть дней седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или воскресный.
535. С КАКОГО ВРЕМЕНИ ПРАЗДНУЕТСЯ ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ?
День воскресный празднуется со времени воскресения Христа.
536. КАК ГОВОРИТСЯ О ПРАЗДНОВАНИИ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ В СВ. ПИСАНИИ?
В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, т.е. христиан, во едину от суббот, т.е. в первый день недели, или в воскресный, для преломления хлеба, т.е. для совершения Таинства Причащения (Деян 20:7). У ев. Иоанна в Апокалипсисе также упоминается день недельный, или воскресный (Откр 1:10).
537. В ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ЦЕРКВИ ПОДРАЗУМЕВАЛИСЬ ЛИ И ДРУГИЕ ДНИ ПОД ИМЕНЕМ СУББОТЫ?
Под наименованием седьмого дня, или субботы, в Ветхозаветной Церкви подразумевались и другие дни, установленные для празднования или для поста, например, праздник Пасхи, день очищения; так и в христианской Церкви следует соблюдать, кроме воскресного дня, и другие, во славу Божию и в честь Пресвятой Богородицы и прочих святых установленные праздники и посты (Православное исповедание, ч. 3, вопрос 60; ч. 1, вопрос 88).
538. КАКИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ УСТАНОВЛЕНЫ ВАЖНЕЙШИЕ ПРАЗДНИКИ?
Важнейшие праздники — это праздники, установленные в память о главных событиях, относящихся к спасительному для нас воплощению Сына Божия и к явлениям Божества; а затем установленные в честь Пресв. Богородицы как послужившей тайне воплощения. Таковыми являются, по порядку событий, следующие праздники:

* День рождества Пресв. Богородицы (8/21 сентября).
* День Её введения в храм для посвящения Богу (21 ноября/4 декабря).
* День благовещения, т.е. ангельского возвещения Пресв. Деве о воплощении Сына Божия от Неё (25 марта/7 апреля).
* День рождества Христова (25 декабря/7 января).
* День крещения Господа и вместе — Богоявления Пресв. Троицы (6/19 января).
* День сретения (встречи) Господа во храме Симеоном (2/15 февраля).
* День преображения Господа (6/19 августа).
* День входа Господа в Иерусалим (за семь дней до Пасхи, в воскресенье).
* Пасха, праздник воскресения Христова, праздник праздников, предначинание вечного праздника, вечного блаженства.
* День вознесения Господа на небо (в 40-й день по Пасхе, в четверг).
* Праздник Пятидесятницы, в память сошествия Св. Духа и вместе — праздник Пресв. Троицы (в 50-й день по Пасхе, в воскресенье).
* День успения Пресв. Богородицы (15/28 августа).
* День воздвижения Креста Господа, обретённого царицей Еленой (14/27 сентября).
539. КАКОЙ ВАЖНЕЙШИЙ ПОСТ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?
Важнейшим постом является Великий пост, или св. Четыредесятница.
540. ПОЧЕМУ ВЕЛИКИЙ ПОСТ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЕЙ?
Великий пост называется Четыредесятницей потому, что продолжается сорок дней, исключая неделю страдания Христа (Страстную седмицу).
541. ПОЧЕМУ ВЕЛИКИЙ ПОСТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ СОРОК ДНЕЙ?
Великий пост продолжается сорок дней, поскольку Сам Господь Иисус Христос постился сорок дней (см. Мф 4:2).
542. ПОЧЕМУ ПОЛОЖЕНО ПОСТИТЬСЯ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ?
Поститься положено в среду — в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание, а в пятницу — в память самих Его страданий и смерти.
543. ПОЧЕМУ ПОЛОЖЕНЫ ДРУГИЕ ПОСТЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?
Рождественский и Успенский посты учреждены для того, чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за этими постами праздники рождества Христова и успения Пресв. Богородицы; а пост в память свв. апостолов — для подражания апостолам, которые постились, готовя себя для дела Евангельской проповеди (Деян 13:3).
544. КАК СЛЕДУЕТ ПРОВОДИТЬ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ?
Праздничные дни должно проводить следующим образом: не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; нужно свято хранить их, т.е. совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию.
545. ПОЧЕМУ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ ЗАПРЕЩЕНО РАБОТАТЬ?
Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела.
546. ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ?
В праздничные дни следует: приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; также и дома заниматься молитвой и чтением или беседами душеспасительными; посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключённых в темницах и делать другие дела христианской любви.
547. СЛЕДУЕТ ЛИ ДЕЛАТЬ ТО ЖЕ САМОЕ И В РАБОЧИЕ ДНИ?
Такие дела можно делать и в рабочие дни — и хорошо, кто может это делать. А кому препятствует работа, те по крайней мере праздничные дни должны освящать такими делами. Молиться следует обязательно каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела.
548. ПОЧЕМУ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ ПОРОЧНЫЕ ДЕЛА ОСОБЕННО ГРЕШНЫ?
Те, кто в праздники позволяют себе легкомысленные игры и зрелища, светские песни, невоздержанность в пище и питье,— оскорбляют святость праздников. Если невинные и полезные работы не сообразуются со Святыми днями, то тем более — дела бесполезные, плотские и порочные.
549. ОСУЖДАЕТ ЛИ ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ ПРАЗДНОСТЬ И РАССЕЯННОСТЬ?
Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то она, без сомнения, осуждает тех, кто в будни не работает, а занимается бездельем и пустым времяпрепровождением.

 

Вопросы к занятию:

ПОЧЕМУ ИМЕННО СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ПОВЕЛЕВАЕТСЯ ПОСВЯЩАТЬ БОГУ?
КАК В ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ ПРАЗДНУЕТСЯ ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ДЕНЬ ПОКОЯ — СУББОТА?
КАК В ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ ИСПОЛНЯЕТСЯ ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ?
С КАКОГО ВРЕМЕНИ ПРАЗДНУЕТСЯ ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ?
КАК ГОВОРИТСЯ О ПРАЗДНОВАНИИ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ В СВ. ПИСАНИИ?
В ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ЦЕРКВИ ПОДРАЗУМЕВАЛИСЬ ЛИ И ДРУГИЕ ДНИ ПОД ИМЕНЕМ СУББОТЫ?

КАКИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ УСТАНОВЛЕНЫ ВАЖНЕЙШИЕ ПРАЗДНИКИ?

 


КАКОЙ ВАЖНЕЙШИЙ ПОСТ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?

ПОЧЕМУ ВЕЛИКИЙ ПОСТ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЕЙ?
ПОЧЕМУ ВЕЛИКИЙ ПОСТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ СОРОК ДНЕЙ?
ПОЧЕМУ ПОЛОЖЕНО ПОСТИТЬСЯ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ?
ПОЧЕМУ ПОЛОЖЕНЫ ДРУГИЕ ПОСТЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?
КАК СЛЕДУЕТ ПРОВОДИТЬ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ?
ПОЧЕМУ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ ЗАПРЕЩЕНО РАБОТАТЬ?
ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ?
СЛЕДУЕТ ЛИ ДЕЛАТЬ ТО ЖЕ САМОЕ И В РАБОЧИЕ ДНИ?
ПОЧЕМУ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ ПОРОЧНЫЕ ДЕЛА ОСОБЕННО ГРЕШНЫ?
ОСУЖДАЕТ ЛИ ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ ПРАЗДНОСТЬ И РАССЕЯННОСТЬ?

 

Урок 44 О пятой заповеди

О пятой заповеди.

550. КАК СВ. ПИСАНИЕ УЧИТ ОТНОСИТЬСЯ К РОДИТЕЛЯМ?
Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям, учит почитанию их: почтительно обходиться с ними; повиноваться им; питать и покоить их во время болезни и старости; после их смерти, также как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противоречащие закону Божию и гражданскому (см. 2 Мак 12:43-44; Иер 35:18-19; Св. Иоанна Дамаскина. Слово об усопших).
551. НАСКОЛЬКО ТЯЖЕК ГРЕХ НЕПОЧТЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ?
Насколько легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, настолько тяжел грех непочитания их. Поэтому в законе Моисеевом за злословие по отношению к отцу или матери полагалась смертная казнь (см. Исх 21:16).
552. ПОЧЕМУ К ПЯТОЙ ЗАПОВЕДИ ПРИСОЕДИНЕНО ОБЕЩАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ?
Для того, чтобы очевидной наградой побудить к исполнению заповеди, на которой утверждается порядок как семейной, так и общественной жизни.
553. КАКИМ ОБРАЗОМ ИСПОЛНЯЕТСЯ ОБЕЩАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ?
Примеры древних патриархов и праотцов показывают, что Бог даёт особую силу благословению родителей (см. Быт, гл. 27). Благословение отца утверждает домы детей (Сир 3:9). Бог особенно хранит жизнь и устраивает благополучие тех, кто почитает родителей на земле; и, как награду за совершённую добродетель, дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве небесном.
554. ПОЧЕМУ В ЗАПОВЕДЯХ О ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО УПОМИНАЮТСЯ РОДИТЕЛИ?
В заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего упоминается о родителях, потому что родители, естественно, к нам ближе всех.
555. КОГО, КРОМЕ РОДИТЕЛЕЙ, СЛЕДУЕТ НАМ ПОЧИТАТЬ?
В пятой заповеди под наименованием родителей следует понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо родителей.
556. КТО ДЛЯ НАС МОЖЕТ БЫТЬ ВМЕСТО РОДИТЕЛЕЙ?
Вместо родителей для нас являются: Отечество, потому что оно есть великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные — дети Государя и Отечества; пастыри и учителя духовные, потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; старшие по возрасту; благодетели; начальствующие в разных отношениях.
557. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К ГОСУДАРЮ?
Св. Писание так говорит о почтении к Государю: Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению (Рим 13:1-2). Потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим 13:5). Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся (Притч 24:21). Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф 22:21). Бога бойтесь, царя чтите (1 Пет 2:17).
558. КАК ДАЛЕКО ДОЛЖНА ПРОСТИРАТЬСЯ НАША ЛЮБОВЬ К ГОСУДАРЮ И ОТЕЧЕСТВУ?
Наша любовь к Государю и Отечеству должна простираться до готовности отдать за них свою жизнь (см. Ин 15:13).
559. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К ПАСТЫРЯМ И УЧИТЕЛЯМ ДУХОВНЫМ?
Св. Писание о почтении к пастырям и учителям духовным говорит так: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостию, а не воздыхая: ибо это для вас не полезно (Евр 13:17).
560. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К СТАРШИМ ПО ВОЗРАСТУ?
В св. Писании есть особое указание почитать старших по возрасту, так же, как и родителей. Ап. Павел пишет к ап. Тимофею: Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер (1 Тим 5:1-2). Пред лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего (Лев 19:32).
561. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К БЛАГОДЕТЕЛЯМ?
Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей, можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который повиновался Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был Его отцом, а только воспитателем (см. Лк 2:51).
562. КОГО ЕЩЁ СЛЕДУЕТ ПОЧИТАТЬ ПОДОБНО РОДИТЕЛЯМ?
Есть ещё начальствующие, которых следует почитать после родителей, подобно им. Это те, кто заботится о нашем благочестивом воспитании, т.е. учителя и наставники; кто охраняет нас от беспорядков и неустройства в обществе, т.е. начальники гражданские; те, кто защищает нас от обид силой законов, т.е. судьи; те, кому Государь вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, т.е. начальники военные.
563. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К НАЧАЛЬСТВУЮЩИМ?
В св. Писании об обязанностях по отношению к начальникам разного рода говорится: Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим 13:7).
564. Св. Писание так говорит о подчинённости служителей и рабов господам: Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостию, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души (Еф 6:5-6). Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым (1 Пет 2:8).
565. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПИСЫВАЮТСЯ В ОТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ?
Св. Писание предписывает обязанности к детям, соответственно обязанностям в отношении родителей. Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф 6:4).
566. КАК СВ. ПИСАНИЕ ПРЕДПИСЫВАЕТ ОТНОСИТЬСЯ ДУХОВНЫМ ПАСТЫРЯМ К СВОЕЙ ПАСТВЕ?
Св. Писание о долге и обязанности пастырей по отношению к духовной пастве говорит так: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет 5:2-3).
567. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ ОБ ОБЯЗАННОСТИ НАЧАЛЬСТВУЮЩИХ И ВЛАДЕЮЩИХ?
Св. Писание о долге и обязанностях начальствующих и владеющих говорит так: Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах (Кол 4:1).
568. КАК СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ, КОГДА ТРЕБУЮТ ОТ НАС ПРОТИВНОГО СВ. ПИСАНИЮ?
Если случится, что родители или начальники потребуют чего-либо противоречащего вере или закону Божию, тогда следует сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? (Деян 4:19). И следует претерпеть за веру и закон Божий всё, что бы ни последовало.
569. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ, КОТОРУЮ ТРЕБУЕТ ОТ НАС ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ?
Добродетель, которую требует пятая заповедь, называется послушанием

Вопросы к занятию:

 

КАК СВ. ПИСАНИЕ УЧИТ ОТНОСИТЬСЯ К РОДИТЕЛЯМ?
НАСКОЛЬКО ТЯЖЕК ГРЕХ НЕПОЧТЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ?
ПОЧЕМУ К ПЯТОЙ ЗАПОВЕДИ ПРИСОЕДИНЕНО ОБЕЩАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ?
КАКИМ ОБРАЗОМ ИСПОЛНЯЕТСЯ ОБЕЩАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ?
ПОЧЕМУ В ЗАПОВЕДЯХ О ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО УПОМИНАЮТСЯ РОДИТЕЛИ?
КОГО, КРОМЕ РОДИТЕЛЕЙ, СЛЕДУЕТ НАМ ПОЧИТАТЬ?
КТО ДЛЯ НАС МОЖЕТ БЫТЬ ВМЕСТО РОДИТЕЛЕЙ?
КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К ГОСУДАРЮ?
КАК ДАЛЕКО ДОЛЖНА ПРОСТИРАТЬСЯ НАША ЛЮБОВЬ К ГОСУДАРЮ И ОТЕЧЕСТВУ?
КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К ПАСТЫРЯМ И УЧИТЕЛЯМ ДУХОВНЫМ?
КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К СТАРШИМ ПО ВОЗРАСТУ?
КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К БЛАГОДЕТЕЛЯМ?
КОГО ЕЩЁ СЛЕДУЕТ ПОЧИТАТЬ ПОДОБНО РОДИТЕЛЯМ?
КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К НАЧАЛЬСТВУЮЩИМ?
КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПИСЫВАЮТСЯ В ОТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ?
КАК СВ. ПИСАНИЕ ПРЕДПИСЫВАЕТ ОТНОСИТЬСЯ ДУХОВНЫМ ПАСТЫРЯМ К СВОЕЙ ПАСТВЕ?
КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ ОБ ОБЯЗАННОСТИ НАЧАЛЬСТВУЮЩИХ И ВЛАДЕЮЩИХ?
КАК СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ, КОГДА ТРЕБУЮТ ОТ НАС ПРОТИВНОГО СВ. ПИСАНИЮ?
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ, КОТОРУЮ ТРЕБУЕТ ОТ НАС ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ?

Урок 45 О шестой заповеди

О шестой заповеди.

570. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТ ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ?
Шестой заповедью запрещается убийство, или лишение жизни ближнего каким бы то ни было образом.
571. ВСЯКОЕ ЛИ УБИЙСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКОНОПРЕСТУПЛЕНИЕМ?
Не всякое лишение жизни есть законопреступление. Не является беззаконным убийством: когда преступника наказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Государя и Отечество.
572. КАК ОТНОСИТЬСЯ К НЕПРЕДНАМЕРЕННОМУ УБИЙСТВУ?
Невольный убийца, если им не были использованы необходимые предосторожности для предотвращения нечаянного убийства, не может считаться невиновным. В любом случае ему необходимо очистить совесть, по установлению Церкви.
573. ЧТО ЕЩЁ ОТНОСИТСЯ К ЗАКОНОПРЕСТУПНОМУ УБИЙСТВУ?
Кроме непосредственного законопреступного убийства каким бы то ни было орудием, к этому же преступлению могут быть отнесены следующие, а также подобные им, случаи: когда судья осуждает подсудимого, невиновность которого ему известна; когда кто-либо укрывает или освобождает убийцу и тем самым даёт ему возможность для совершения новых убийств; когда кто-либо мог бы избавить ближнего от смерти, но не избавляет, как, например, если богатый допускает бедного умереть от голода; когда кто-либо превышающими силы тяготами и жестокими наказаниями изнуряет подчинённых и тем ускоряет их смерть; когда кто-либо невоздержанием или другими пороками сокращает собственную жизнь (к намеренному убийству относятся также аборты и советы другим сделать аборт — прим. ред.).
574. ПОЧЕМУ САМОУБИЙСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ТЯЖЁЛЫМ ГРЕХОМ?
Самоубийство есть самое законопреступное из убийств. Если противоречит природе убить другого, подобного нам человека, то ещё более противоречит природе убить самого себя. Жизнь наша не принадлежит нам как собственность, но Богу, Который её дал.
575. ПОЧЕМУ ПОЕДИНКИ ЯВЛЯЮТСЯ ТЯЖКИМ ГРЕХОМ?
Поскольку разрешать споры есть дело правительства, но вместо этого участник поединка своевольно решается на такое дело, в котором грозит явная смерть и ему, и сопернику, то в поединке заключаются три ужасных преступления: мятеж против правительства, убийство и самоубийство.
57б. ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНОЕ УБИЙСТВО?
Кроме телесного убийства, есть убийство духовное. Род духовного убийства есть соблазн, когда кто-либо совращает ближнего в неверие или вовлекает в беззакония и тем самым подвергает душу его духовной смерти. Спаситель говорит: Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф 18:6).
577. ЧТО ЕЩЁ МОЖНО НАЗВАТЬ ГРЕХОМ УБИЙСТВА?
Есть тонкие виды убийства. К этому греху в некоторой степени относятся все дела и слова, направленные против любви и неправедно нарушающие спокойствие и безопасность ближнего, и, наконец, внутренняя ненависть против него, даже если она и не обнаруживается. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3:15).
578. КАК НАМ СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЬ ШЕСТУЮ ЗАПОВЕДЬ?
Когда запрещается наносить вред жизни ближнего, то тем самым повелевается, насколько возможно, оберегать его жизнь и благосостояние.
579. В этой связи мы должны делать следующее:
помогать бедным; служить больным; утешать печальных; облегчать положение несчастных; со всеми обходиться кротко, с любовью и назидательно; примиряться с гневающимися; прощать обиды и делать добрые дела врагам.

 

Вопросы к занятию:

 

ЧТО ЗАПРЕЩАЕТ ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ?
ВСЯКОЕ ЛИ УБИЙСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКОНОПРЕСТУПЛЕНИЕМ?
КАК ОТНОСИТЬСЯ К НЕПРЕДНАМЕРЕННОМУ УБИЙСТВУ?

ЧТО ЕЩЁ ОТНОСИТСЯ К ЗАКОНОПРЕСТУПНОМУ УБИЙСТВУ?
ПОЧЕМУ САМОУБИЙСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ТЯЖЁЛЫМ ГРЕХОМ?
ПОЧЕМУ ПОЕДИНКИ ЯВЛЯЮТСЯ ТЯЖКИМ ГРЕХОМ?
ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНОЕ УБИЙСТВО?
ЧТО ЕЩЁ МОЖНО НАЗВАТЬ ГРЕХОМ УБИЙСТВА?
КАК НАМ СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЬ ШЕСТУЮ ЗАПОВЕДЬ?

 

Урок 46 О седьмой заповеди

580. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТ СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ?
Седьмой заповедью запрещается любодеяние.
581. КАКИЕ ГРЕХИ ЗАПРЕЩАЮТСЯ ПОД ИМЕНЕМ ЛЮБОДЕЯНИЯ?
Ап. Павел советует и не говорить христианам об этих мерзостях (см. Еф 5:3). Только по необходимости, для предохранения от этих грехов, нужно поименовать некоторые из них: блуд, или плотская любовь между людьми, не находящимися в супружестве; прелюбодейство, когда находящиеся в супружестве обращают супружескую любовь к посторонним; кровосмешение, когда союзом подобным супружескому соединяются близкие родственники.
582. ЧТО ОТНОСИТСЯ К ЛЮБОДЕЙСТВУ?
Спаситель так учит судить о любодействе: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5:28).
583. КАК СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ВНУТРЕННЕГО ЛЮБОДЕЙСТВА?
Чтобы не впасть в тонкое, внутреннее прелюбодейство, следует избегать всего, что может возбудить в сердце скверные желания: сладострастных песен, танцев, сквернословия, легкомысленных игр и шуток, пьянства, бесстыдных зрелищ, чтения книг, в которых описывается нечистая любовь. Следует, по Евангелию, вовсе не смотреть на то, что соблазняет. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (Мф 5:29).
584. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЫРВАТЬ СОБЛАЗНЯЮЩИЙ ГЛАЗ?
Вырвать соблазняющий глаз — это значит, что надо вырвать его не рукой, а волей. Кто не смотрит на то, что соблазняет, тот уже вырвал у себя соблазняющий глаз.
585. ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ГРЕХУ ЛЮБОДЕЙСТВА?
Когда запрещается грех любодейства, то предписываются следующие добродетели: супружеская любовь и верность, а для тех, кто может вместить, совершенная чистота и целомудрие.
586. КАКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ МЕЖДУ МУЖЕМ И ЖЕНОЙ?
Св. Писание так говорит об обязанностях мужа и жены: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф 5:25). Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела (Еф 5:22-23).
587. КАКИМ ОБРАЗОМ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ БЛУДА?
Для того, чтобы избегать блуда и жить целомудренно, св. Писание повелевает тела наши хранить в чистоте (как духовной, так и телесной), потому что они суть члены Христовы и храмы Святаго Духа, что, напротив того, блудник грешит против собственного тела, т.е. растлевает его, заражает болезнями и повреждает даже душевные способности: воображение и память (см. 1 Кор 6:15,18-19).

 

Вопросы к занятию:

ЧТО ЗАПРЕЩАЕТ СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ?
КАКИЕ ГРЕХИ ЗАПРЕЩАЮТСЯ ПОД ИМЕНЕМ ЛЮБОДЕЯНИЯ?
ЧТО ОТНОСИТСЯ К ЛЮБОДЕЙСТВУ?
КАК СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ВНУТРЕННЕГО ЛЮБОДЕЙСТВА?
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЫРВАТЬ СОБЛАЗНЯЮЩИЙ ГЛАЗ?
ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ГРЕХУ ЛЮБОДЕЙСТВА?
КАКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ МЕЖДУ МУЖЕМ И ЖЕНОЙ?
КАКИМ ОБРАЗОМ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ БЛУДА?

 

Урок 47 О восьмой заповеди

О восьмой заповеди.

588. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?
Восьмой заповедью вообще запрещается кража, или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим.
589. КАКИЕ ГЛАВНЕЙШИЕ ГРЕХИ, ЗАПРЕЩАЕМЫЕ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?
Есть особые грехи, запрещаемые этой заповедью. Главнейшие из них: грабительство, или отнятие чужой вещи явно, насилием; воровство, или похищение чужой вещи тайно; обман, или присвоение чего-либо чужого хитростью, когда, например, дают фальшивые деньги вместо настоящих, плохой товар вместо хорошего, посредством ложного веса или меры недодают проданного, скрывают своё имущество, чтобы не платить долги, не исполняют обещанного по договору или по завещанию; когда укрывают вора и этим лишают воздаяния потерпевшего; святотатство, или присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви; духовное святотатство, когда одни дают, а другие принимают священные должности не по достоинству, а из-за корысти; взяточничество, когда берут вознаграждение с подчинённых или подсудимых и по соображениям корысти возвышают недостойных, оправдывают виновных, притесняют невинных; тунеядство, когда не исполняя работу получают за неё плату и, таким образом, крадут и плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу и работодателю; также, когда имеющие силы приобретать пропитание трудом, вместо этого живут подаянием; вымогательство, когда под видом законности, но на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, присваивают себе чужую собственность или чужой труд, или даже используют для своей выгоды самые бедствия ближних; например, когда дающие взаймы, обременяют должников ростом займа, когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или работой, если во время голода продают хлеб по слишком высокой цене.
590. КАКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ СООТВЕТСТВУЮТ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ?
Когда запрещаются эти грехи, то предписываются следующие добродетели: бескорыстие; верность; правосудие; милосердие к бедным.
591. НЕМИЛОСЕРДИЕ К БЕДНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГРЕХОМ ПРОТИВ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ?
Немилосердный к бедным грешит против восьмой заповеди, если у него есть, чем помогать им. Все, что мы имеем, принадлежит Богу, и избыток дается нам по провидению Божию для помощи бедным; а потому, если не уделяем им от нашего избытка, то этим похищаем или скрываем их собственность и дар Божий.
592. КАКАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ ПРОТИВОПОЛОЖНА ГРЕХАМ ПРОТИВ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ?
Добродетель, предлагаемая Евангелием не как обязанность для всех, но как совет ревнующим о подвигах благочестия, есть совершенное нестяжание, или добровольный отказ от всякой собственности. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах (Мф 19:21).

 

Вопросы к занятию:

 

ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?
КАКИЕ ГЛАВНЕЙШИЕ ГРЕХИ, ЗАПРЕЩАЕМЫЕ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?
КАКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ СООТВЕТСТВУЮТ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ?
НЕМИЛОСЕРДИЕ К БЕДНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГРЕХОМ ПРОТИВ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ?
КАКАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ ПРОТИВОПОЛОЖНА ГРЕХАМ ПРОТИВ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ?

 

 

Урок 48 О девятой заповеди

О девятой заповеди.

593. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДЕВЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?
Девятой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего, а также всякая ложь.
594. КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ ЛОЖНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА?
Запрещается под наименованием ложного свидетельства: ложное свидетельство судебное, когда на кого-либо в суде ложно доносят, жалуются, или о чём-либо лжесвидетельствуют; ложное свидетельство помимо суда, когда на кого-либо клевещут заочно, или кого-то в лицо порицают несправедливо.
595. МОЖНО ЛИ УКОРЯТЬ ЛЮДЕЙ, ЕСЛИ В НИХ ЕСТЬ ПОРОКИ?
Непозволительно укорять других за их пороки. Евангелие не позволяет нам судить о пороках или недостатках ближних, если мы не призваны к обличению их особой обязанностью, а исправлять ближних примером кротости: Не судите, да не судимы будете (Мф 7:1).
596. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГРЕХОМ ЛОЖЬ БЕЗ ЖЕЛАНИЯ НАВРЕДИТЬ БЛИЖНЕМУ?
Непозволительна также ложь, при которой нет намерения вредить ближнему. Потому что всякая ложь противоречит любви и уважению к ближнему и недостойна человека, тем более христианина, созданного для истины и любви. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему; потому что мы члены друг друга (Еф 4:25).
597. КАК ИЗБЕЖАТЬ ГРЕХА ПРОТИВ ДЕВЯТОЙ ЗАПОВЕДИ?
Чтобы избегать грехов против девятой заповеди, следует обуздывать язык. Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1 Пет 3:10). Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак 1:26).

 

Вопросы к занятию:

ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДЕВЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?
КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ ЛОЖНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА?
МОЖНО ЛИ УКОРЯТЬ ЛЮДЕЙ, ЕСЛИ В НИХ ЕСТЬ ПОРОКИ?
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГРЕХОМ ЛОЖЬ БЕЗ ЖЕЛАНИЯ НАВРЕДИТЬ БЛИЖНЕМУ?
КАК ИЗБЕЖАТЬ ГРЕХА ПРОТИВ ДЕВЯТОЙ ЗАПОВЕДИ?

 

Урок 49 О десятой заповеди

 

О десятой заповеди.

598. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?
Десятой заповедью запрещаются желания и связанные с ними помышления, противоречащие любви к ближнему.
599. ПОЧЕМУ ЗАПРЕЩАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ДЕЛА, НО И ЖЕЛАНИЯ?
Запрещаются не только злые дела, но и недобрые желания и помышления, во-первых, потому что, когда в душе есть недобрые желания и помышления, то душа уже становится нечистой перед Богом и недостойна Его, как говорит Соломон: Мерзость пред Господом — помышления злых (Притч 15:26). И поэтому нужно очищать себя и от этих внутренних нечистот, как учит апостол: Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор 7:1). Во-вторых, потому, что для предотвращения злых дел нужно подавлять в себе греховные желания и помышления, из которых, как из семян, произрастают злые дела, как сказано: Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф 15:19). Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью. Похоть же, зачавши, рождает грех; а сделанный грех рождает смерть (Иак 1:14-15).
600. КАКАЯ СТРАСТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?
Когда запрещается желать чего бы то ни было, принадлежащего ближнему, то запрещается зависть.

Прекрасно о зависти сказал святитель Василий Великий: Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. Поэтому у завистливого никогда нет недостатка в печалях и огорчениях. Урожай ли на поле у ближнего? дом ли изобилует всеми житейскими потребностями? или нет у него недостатка в радостях? - все это - пища болезни и приращение скорби для завистливого. Поэтому нимало не различается он от человеком, который ничем не покрыт, и в которого все мечут стрелы. Крепок ли кто или здоров? - это поражает завистливого. Красив ли другой лицом это - новый удар завистнику. Такой-то превосходит многих душевными преимуществами, обращает на себя взоры и возбуждает соревнование своим благоразумием и силою слова; другой богат, славится щедростью подаяний и общительностью с нуждающимися и получает много похвал от облагодетельствованных. Все это - удары и раны, наносимые в самое сердце завистника.

И тяжко в этой болезни то, что завистливый не может сказать об ней. Хотя потупляет он глаза, ходит унылый, смущенный, печальный и погибает от недуга; однако же, когда спросят о страдании, стыдится сделать гласным свое несчастие и сказать: "Я человек завистливый и злой; меня сокрушают совершенства друга; сетую о благодушии брата; не могу видеть чужих совершенств; напротив того, благоденствие ближнего считаю для себя несчастием". Так надлежало бы сказать ему, если бы захотел говорить правду. Но поскольку не решается высказать сего, то в глубине удерживает болезнь, которая гложет и снедает его внутренности.

Поэтому не принимает он врачующего болезнь, не может найти никакого лекарства, избавляющего от страданий, хотя Писания полны таких целительных средств. Напротив, он ждет одного утешения в бедствии - видеть падение кого-либо из возбуждающих его зависть. Один предел ненависти - увидеть, что внушавший зависть из счастливого стал несчастным, и возбуждавший соревнование сделался жалким. Тогда примиряется и делается другом, когда видит плачущим, встречает печальным. С веселящимся не веселится вместе, но с сетующим проливает слезы. И если оплакивает переворот жизни, по которому человек из такого счастья впал в такое несчастие, то не из человеколюбия, не из сострадательности хвалит прежнее его состояние, но чтобы более тягостным сделать для него бедствие. По смерти сына, хвалит его, превозносит тысячами похвал, что он был и прекрасен, и понятен к учению, и способен ко всему; а если бы младенец был жив, язык не вымолвил бы доброго о нем слова. Как скоро видит, что многие с ним вместе начинают хвалить, опять переменяется, опять начинает завидовать умершему. Дивится богатству по разорении. Телесную красоту или силу и здоровье хвалит и превозносит уже по наступлении болезней. И вообще, он враг того, что есть, и друг того, что погибло.

Что же может быть пагубнее этой болезни? Это - порча жизни, поругание природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противление Богу. Что виновника зла - демона - вооружило на брань против человека? Не зависть ли? В зависти явно изобличил себя богоборец, когда вознегодовал на Бога за щедрые дары Его человеку, но отмстил человеку, потому что не мог мстить Богу... Будем, братия, избегать сего недуга, который делается учителем богоборчества, матерью человекоубийства, извращением природы, забвением родства, бедствием самым неописанным…

Зависть есть самый непреодолимый род вражды. Других недоброжелателей делают более кроткими благотворения. Завистливого же и злонравного еще более раздражает сделанное ему добро. Чем больше видит он себе благодеяний, тем сильнее негодует, печалится и огорчается. Он более оскорбляется силою благодетеля, нежели чувствует благодарность за сделанное для него…

Премудр был тот, кто запрещал и ужинать с мужем завистливым (Прит.23,6), под сближением на вечери разумея и всякое также общение в жизни. Как легко загорающееся вещество заботимся мы класть подальше от огня, так, по мере возможности, не надобно сводить дружеских бесед с завистливыми, поставляя себя вдали от стрел зависти. Ибо не иначе можно предаться зависти, как сближаясь с нею в тесном общении; потому что, по слову Соломонову, ревность мужа от друга своего (Еккл.4,4). Действительно, так и бывает: не скиф завидует египтянину, но всякий своему соплеменнику; и из соплеменников завидуют не тому, кто неизвестен, но коротко знакомым; и из знакомых - соседям, людям того же ремесла и по чему-нибудь иному близким; и из них опять - сверстникам, сродникам, братьям. Вообще, как ржа есть болезнь хлебного зерна, так и зависть есть недуг дружбы…

Страждущих завистью почитают еще более вредоносными, нежели ядовитых зверей. Те впускают яд чрез рану, и угрызенное место предается гниению постепенно; о завистливых же иные думают, что они наносят вред одним взором, так что от их завистливого взгляда начинают чахнуть тела крепкого сложения, по юности возраста цветущие всею красотою. Вся полнота их вдруг исчезает, как будто из завистливых глаз льется какой-то губительный, вредоносный и истребительный поток. Я отвергаю такое поверье, потому что оно простонародно и старыми женщинами занесено в женские терема; но утверждаю, что ненавистники добра - демоны, когда находят в людях демонам свойственные произволения, употребляют все меры воспользоваться ими для собственного своего намерения; почему и глаза завистливых употребляют на служение собственной своей воле.

Поэтому ужели не придешь в ужас, делая себя служителем губительного демона, и допустишь в себя зло, от которого сделаешься врагом людей, ничем тебя не обидевших, и, кроме того, врагом благого и независтливого Бога? Убежим от нестерпимого зла. Оно - внушение змия, изобретение демонов, посев врага, залог мучения, препятствие благочестию, путь в геенну, лишение Царствия.

Завистливых можно узнать несколько и по самому лицу. Глаза у них сухи и тусклы, щеки впалые, брови навислые, душа возмущена страстью, не имеет верного суждения о предметах. У них не похвальны ни добродетельный поступок, ни сила слова, украшенная важностью и приятностью, ни все прочее, достойное соревнования и внимания. Как коршуны, пролетая мимо многих лугов, многих мест приятных и благоухающих, стремятся к чему-либо зловонному, и как мухи, минуя здоровое, поспешают на гной, так завистливые не смотрят на светлость жизни, на величие заслуг, нападают же на одно гнилое. И если случится в чем оступиться (как часто бывает с людьми), они разглашают это, хотят, чтобы по одному этому узнавали человека, как и недобрые живописцы лицо изображаемого ими на картине отличают искривленным носом, или каким-нибудь рубцом, или другим недостатком природным либо происшедшим вследствие болезни. Они искусны сделать презренным и похвальное, перетолковав в худую сторону, и оклеветать добродетель, представив ее в виде порока с ней смежного: мужественного называют дерзким, целомудренного - нечувствительным, справедливого - жестоким, благоразумного - коварным. Кто любит великолепие, на того клевещут, что у него грубый вкус; о щедром говорят, что расточителен, и о бережливом опять, что он скуп. И вообще всякий вид добродетели не остается у них без такого имени, которое заимствовано от противоположного порока» (Слово 11. О зависти).


601. КАКИЕ МЫСЛИ И ЖЕЛАНИЯ ЗАПРЕЩАЮТСЯ ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?
Словами: Не желай себе жены ближнего твоего — запрещаются мысли и желания сладострастные, или внутреннее прелюбодеяние.
602. Словами:
Не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть ближнего твоего — запрещаются корыстолюбивые и властолюбивые мысли и желания.
603. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ СЛЕДУЕТ ИСПОЛНЯТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?
Соответственно этим запрещениям десятая заповедь накладывает на нас следующие обязанности: хранить чистоту сердца; довольствоваться тем, что Бог нам посылает.
604. ЧТО ОСОБЕННО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ СЕРДЦА?
Для очищения сердца особенно необходимо частое и усердное призывание имени Господа нашего Иисуса Христа.

 









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 55;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная