Московское царство XVI в. Внутренняя политика.
Лекции.ИНФО


Московское царство XVI в. Внутренняя политика.



 

Правление Елены Глинской. В 1533 г. Василий III тяжело заболел. По мысли Р.Г. Скрынникова, в этот период при великом князе возникла "семибо- ярщина" как совет доверенных помощников великого князя. Другой историк А.А. Зимин полагал, что попытку перенести обстоятельства бурного Смутного времени на 1530-е гг. следует признать несостоятельной. Зимин убедительно опровергает и другие попытки обнаружить в Москве правление боярской кол- легии до Смуты. Понятно, почему Елена Глинская становится полновластной и никем не стесняемой правительницей.

 

Елена действовала с молниеносной быстротой. Дмитровскому князю Юрию Ивановичу не дали даже уехать с похорон - "поймали". В 1537 г., чтобы его не "поймали", поднял мятеж старицкий князь Андрей Иванович. Но его не поддержали даже многие из старицких дворян. Елена с помощью своего фаво- рита Телепни-Оболенского заманила князя Андрея Старицкого в Москву, где его арестовали и уморили в тюрьме.

 

В 1538 г. Елена Глинская умерла. Ходили слухи, что она была отравлена. Великий князь Иван Васильевич, которому тогда было всего 8 лет, стал свиде- телем ожесточенной борьбы за власть между двумя могущественными бояр- скими группировками: Шуйскими и Бельскими. В период боярского правления (1538-1547) во главе государства находились то одни, то другие. Шуйских и


 

Бельских в 1544-1547 гг. сменяют Глинские, но реальная власть сосредоточива- ется в руках старомосковских бояр Захарьиных.

 

Царь Иван и реформы 1550-х гг. В 1547 г. был венчан на царствие Иван Васильевич, за свои деяния прозванный впоследствии Грозным. Теперь он стал не просто старшим из князей, но царем: этот титул считали равным император- скому, так называли византийских императоров и ханов Золотой Орды. Россий- ский монарх выступал как бы наследником этих двух почивших гигантов Средневековья. Затем последовала женитьба новоиспеченного царя на Анаста- сии Захарьиной. Но долго радоваться Ивану Васильевичу не пришлось. В Мо- скве начались пожары, в результате которых выгорела основная территория города. Виновников народ нашел быстро. Бабка царя - Анна Глинская - обвиня- лась в том, что, оборотясь птицей, летала по городу, "вымала сердца человече- ские да клала в воду, та тою водою, ездячи по Москве, да кропила", отчего и были пожары. Началось восстание посадского люда. Толпа подступила к селу Воробьево, где в своей резиденции укрылся царь, и требовала выдачи Глин- ских. Два дня город находился в руках восставших. С тех пор "вниде страх в душу мою и трепет в кости мои и смирился дух мой", - вспоминал Иван Гроз- ный.

 

Однако восстание не остановило проведение реформ, значение которых в истории России того времени трудно переоценить. Реформы начались еще при Елене Глинской, когда был введен институт так называемых губных старост. Большое значение имела и денежная реформа: в 1535 г. "оставиша торговати старыми деньгами" и "начаша торговати деньгами новыми", копейками, т.е. была введена единая монетная система.

 

В конце 1540 - начале 1550-х гг. реформы были продолжены. Их обычно связывают с деятельностью так называемой Избранной Рады - кружка близких царю людей, среди которых был незнатный дворянин Алексей Федорович Адашев и священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. Влия- ние на политику правительства оказывал и глава Церкви митрополит Макарий. В последнее время, впрочем, некоторые исследователи перестали говорить о группе людей, делая упор лишь на Адашеве. Название же кружка совершенно условно - так назвал его на польско-литовский манер князь Андрей Курбский, русский военачальник, бежавший позже в Литву, в одном из своих писем Ивану Грозному.

 

Была продолжена губная реформа Елены Глинской. Дворяне должны бы- ли избирать в каждом уезде, где было введено губное управление, из своей сре- ды губных старост. Им поручили борьбу с наиболее опасными для государства преступлениями - "разбоями". До середины 1550-х гг. на местах существовала система "кормлений". Кормленщики получали за прежнюю службу на один - три года в управление города и волости. Они были обязаны за свой счет содер- жать аппарат управления и воинские силы для поддержания порядка. За это им


 

шли налоги с местного населения. Система кормлений вела к массовым зло- употреблениям и жалобам населения. Когда в 1556 г. были отменены кормле- ния (население теперь должно было платить общегосударственный налог - "кормленичий окуп"), то губные старосты вместе с городовыми приказчиками возглавили уездную администрацию. Выборные власти были и в тех уездах, где не было частного землевладения. Здесь из зажиточных слоев черносошного на- селения выбирались земские старосты, бывшие во многом "мирской властью". Земская реформа наряду с черносошными землями затронула и город, где тоже (из зажиточного посадского населения) выбирались земские старосты.

 

Губные и земские старосты в отличие от кормленщиков - пришлых людей

- действовали в интересах и на пользу своих уездов, городов и общин. Наиболее полно местные реформы были осуществлены на Севере. Н.Е. Носов связывал

земскую реформу с зарождением предкапиталистических и даже раннекапита- листических отношений на Руси. По Л.В. Даниловой, совсем напротив, сраще- ние государственной организации с мирскими выборными, функционирование

после, них в качестве низшего звена управленческою аппарата - типично сред- невековое явление. Новейший исследователь вопроса Ю.В. Кривошеее высту- пил против столь распространенного тезиса о том, что губная и земская

реформы являются шагом на пути централизации.

 

Институты самоуправления XVI в. представляются ему продолжением демократических вечевых традиций Древней Руси в новых условиях формиро- вания единого государства. Данилова также пишет о том, что правительствен- ные меры не создавали земского строя, они вводили его в общероссийские рамки, нивелируя местные особенности. Но при этом надо учесть и другое цен- ное замечание Даниловой: губная и земская реформы и последующие царские указы фактически ставили крестьянство под власть местного дворянства, воз- главляемого выбранным из его среды земским старостой. Утверждение обще- российским законодательством общинных выборных в роли низшего звена административного аппарата на деле привязывало крестьян к государству.

 

Государственная власть попыталась усилить и свой центральный аппарат. К этому времени относится создание первых функциональных органов управ- ления - приказов (первоначально назывались "избами"). Внешней политикой занимался Посольский приказ, Адашеву был поручен Челобитенный приказ. Поместный приказ ведал землевладением. Разбойный приказ разыскивал и су- дил "лихих людей". Сбор дворянского ополчения и назначение воевод были в компетенции Разрядного приказа. В 1550 г. созданные еще при Василии III от- ряды пищальников были преобразованы в стрелецкое войско. Ими ведал Стре- лецкий приказ. Финансовые дела находились в компетенции Большого прихода и Четвертей (Четей). С присоединением Казанского и Астраханского ханств создается приказ Казанского дворца. Окончательное оформление и развитие

приказной системы приходится на следующее столетие.


 

К этому времени относится начало деятельности земских соборов - пер- вый, так называемый собор примирения, состоялся в 1549 г. Активная соборная практика будет существовать в России на протяжении периода, занимающего примерно около столетия. "При всем разнообразии точек зрения на земские со- боры, высказывавшихся в дореволюционной историографии, можно отметить два основных направления в изучении их характера и исторического значения",

- отметил Л.В. Черепнин. Одни исследователи стремились сравнить земские соборы с сословно-представительными учреждениями Западной Европы. Дру- гие делали упор на своеобразие этого политического института, на древнерус- ские его корни.

 

Как бы то ни было, земские соборы были своего рода поддержкой само- державной власти в ту пору, когда она в этой поддержке нуждалась. Призыв всех чинов Московского государства для консультаций по тем или иным во- просам, по мнению А.Е. Преснякова, "имел смысл совещания верховной власти с органами, управляющими "делом государевым и земским".

 

Естественным было стремление усилить и военную опору самодержавия. В 1550 г. под Москвой дали поместья тысяче "лутчих слуг" - видимо, хотели создать отборные части. Существует версия, автор которой В.Б. Кобрин, что это сделать не удалось, не нашлось необходимого резерва земель. Однако но- вейший исследователь проблемы А.П. Павлов убедительно показал, что "тыся- ча" была размещена.

 

Основу вооруженных сил в это время (сохранялось и ополчение крестьян и горожан - посоха) составляло конное ополчение дворян. Дворянин в 15 лет "поспевал в службу" и продолжал ее до смерти или до тяжелой болезни. Он обязан был выходить на службу на коне, вооруженным и со своими холопами ("конно, людно и оружно"). Не явившийся именовался "нетчиком" и подвергал- ся тяжелому наказанию. В принятом в 1555 г. Уложении о службе устанавлива- лись правовые основы поместного землевладения. С каждых 100 четвертей земли "в одном поле" (около 170 га) должен был выходить на службу воору- женный конник. Согласно Уложению вотчины в отношении службы уравнива- лись с поместьями, а вотчинники должны были нести службу на тех же основаниях, что и поместчики.

 

В 1552 г. была составлена Дворцовая тетрадь - полный список Государева двора (около 4000 человек). Из состава Двора выходили крупнейшие государ- ственные деятели той поры. Было упорядочено местничество - явление, воз- никшее недавно, на рубеже XV-XVI вв. Суть его состояла в том, что при назначении на военные и государственные должности решающее значение имело происхождение служилого человека. Местничество было специфически русским явлением (И. Хейзинга). Не так давно Ю.Н. Мельниковым выдвинута убедительная концепция "службы по отечеству" как основы российской госу- дарственной системы, при которой местничество, будучи регулятором спорных


 

вопросов, предохраняло систему от "сбоев". Если такая форма улаживания конфликтов соответствовала ранней стадии Московского государства, когда оно еще не вышло из стадии военно-служилой государственности, то теперь местничество ставилось под более жесткий контроль. Местничаться теперь имели право только аристократические роды, состав которых был определен "Государевым родословцем". Все назначения отныне записывались в разрядные книги, которые с середины XVI в. велись при Разрядном приказе. Кроме "слу- жилых людей по отечеству" существовали служилые люди "по прибору", кото- рых "прибирали" в службу: стрельцы, артиллеристы, городская стража, казаки.

 

Ряд реформ относится к деятельности Церкви. Создавался единый панте- он святых, что было утверждено в 1551 г. Стоглавым собором (в сборнике его решений было 100 глав). Этот собор, деятельностью которого руководил ми- трополит Макарий, унифицировал церковные обряды, много сделал для улуч- шения нравственности духовенства.

 

Реформы 1550-х гг. были значительным шагом в сторону централизации. Они уже в гораздо большей степени закладывали основы того государственно- крепостнического строя, о котором мы уже писали. Однако, для того чтобы создать последний, надо было значительно укрепить режим личной власти ве- ликого князя, надо было перетряхнуть все, что досталось в наследство от преж- ней политической системы военно-служилого государства. На это и была направлена опричнина.

 

Опричнина.В декабре 1564 г. Иван в сопровождении бояр и дворян от- правился по святым местам. Поездив по окрестностям Москвы, он обосновался в Александровской слободе. Отсюда Грозный отправил в январе два послания, которые огласили на Красной площади. В первом он обрушивал гнев и опалу на высшее духовенство и всех бояр и детей боярских за их измены. Царь, "не хотя их многих изменных дел терпети", решил оставить престол. Грамота, обращен- ная к посадским жителям Москвы, демагогически заявляла, что "гневу на них и опалы никоторые нет".

 

Царь довольно быстро согласился на уговоры вернуться, но выдвинул свои условия. Одним из них была "опричнина". Такой термин имел хождение в московском лексиконе и прежде. Так называли землю ("опричь", т.е. кроме всей остальной земли), которая выделялась вдовам князей, помимо основного удела. Княгини ведь часто переживали своих князей. Теперь это был как бы личный удел самого царя.

 

Как считает большинство исследователей, в опричнину были выделены следующие земли: уезды центра (Суздальский, Ростовский, возможно, Кост- ромской, часть Переяславль - Залесского), уезды, пограничные с Великим кня- жеством Литовским, богатые черносошные земли в Поморье. Опричная часть была выделена и в Москве. Остальная территория государства называлась зем-


 

щиной. Она имела и собственное правительство (там остались приказы). В оп-

ричнине была своя Боярская дума, было свое войско. В опричнину взяли тыся- чу служилых людей. Для них сшили специальную черную одежду, а метла,

привязанная к седлу, должна была символизировать стремление выметать из государства измену, как сор из избы.

 

Опричнина сопровождалась кровавыми преследованиями. Они затрагива- ли представителей разных слоев населения. В то же время можно выделить не- которые силы, которые подверглись наибольшему разгрому. Это, конечно же, Церковь. В 1556 г. ушел с митрополичьего престола Афанасий, которого сме- нил Филипп Колычев - игумен Соловецкого монастыря. Когда он стал обличать опричные порядки, его низложили и заточили в монастырь. Иван расправился с Владимиром Андреевичем Старицким, которого в 1569 г. отравили. Не церемо- нился он и с родственниками Старицкого.

 

От Владимира Старицкого нити "заговора" потянулись к Новгороду. В декабре 1569 г. войско опричников двинулось на Новгород. Оно двигалось как по чужой земле, убивая, грабя и насилуя. Новгородцы встречали царя крестным ходом, но просчитались. Погром Новгорода длился 6 недель. Людей убивали, сбрасывая под волховский лед. Все, что не могли унести, - жгли.

 

Дальше пришел черед Пскова, но этому городу повезло: Грозный послу- шал юродивого, которого встретил по пути во Псков. Есть предположение, что по дороге Грозный встретил псковских купцов и, перебив их, удовольствовался этим.

 

Как это бывает всегда, заведенная однажды машина террора уже не могла остановиться. Ее жертвой пала та группировка, которая стояла у истоков "дви- жения": отец и сын Басмановы, М.Т. Черкасский с женой и шестимесячным сыном, князь Афанасий Вяземский. Во главе опричнины стали теперь Малюта Скуратов и другой палач - Василий Грязной. Они вошли в Боярскую думу в ка- честве думных дворян.

 

Между тем новгородский процесс перерос в "московское дело" (Р.Г. Скрынников). Летом 1570 г. на Красной площади в Москве изощренным казням было подвергнуто более ста человек. Среди них были крупные деятели земско- го правительства: государственный печатник Иван Висковатый, государствен- ный казначей Никита Фуников, дьяки земских приказов. Но уже в 1572 г. опричнина была отменена, причем царь запретил своим подданным даже упо- минать само слово "опричнина".

 

Стремясь к дальнейшему укреплению своей власти и подозревая кругом измену, Иван IV в 1575 г. попытался вернуться к опричным порядкам. Царь провозгласил великим князем всея Руси крещеного касимовского царевича Си- меона Бекбулатовича, а сам принял скромный титул князя московского, у кото-


 

рого был свой удел. Продолжалось это, правда, всего год, после чего Симеон был переведен в Тверь. Удел же Ивана стал называться двором, и вся террито- рия страны и люди были разделены на земских и дворовых. Правда, это разде- ление было не таким жестким, как в годы опричнины.

 









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 88;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная