Лекции.ИНФО


Воспитание детей начинается с момента их зачатия



Порфирий Кавсокаливит

Слова о воспитании детей / Пер. с греч. А. Саминской. – М.: Никея, 2011. – 48 с.

ISBN 978-5-91761-058-0

Старец Порфирий Кавсокаливит (1906-1991) – один из самых почитаемых старцев Святой горы Афон. Многие родители обращались за помощью к старцу, не в силах преодолеть непослушание, своево­лие или несчастья своих детей. И всегда опыт во Хри­сте и мудрость святого старца делали его советы не только бесценным духовным сокровищем, но и прак­тическим руководством в таком тонком и жизненно важном вопросе, как воспитание детей.

 

УДК 82-94

ББК 86.372

 

© Монастырь в честь иконы Божией Матери

«Живоносный Источник» в Хрисопиги, 2011

 

© ООО «Никея», перевод на русский язык, 2011

ISBN 978-5-91761-058-0

 

 

Вместо предисловия

 

Приснопамятный старец Порфирий ушел из этого мира, но продолжает пребы­вать в нем своим бессмертным словом, при­мером, святостью и благодатью, полученной от Христа, Жениха Церкви.

Мы призываем молитвы и благословение старца на молодежь, прихожан, монашеству­ющих – на весь благословенный народ на­шей митрополии, а также на всю Полноту Православной Церкви, которой старец уже широко известен и почитается как святой.

Архиепископ Критский Ириней,

из предисловия к книге «Старец Порфирий

Кавсокаливит, житие и слова»

Книгу «Старец Порфирий Кавсокаливит, житие и слова» прочитали и полюбили тысячи людей. Многие читатели обращаются к нам, чтобы выразить радость, которую они получают от чтения этой книги, и просят нас издать ее небольшими частями для более удобно­го восприятия. Отвечая этим просьбам, наш монастырь подготовил книгу «Старец Порфирий Кавсокаливит. Слова о воспитании де­тей», поскольку очень важно, чтобы взгля­ды старца на воспитание получили широкое распространение и служили родителям ори­ентиром в общении с детьми и молодежью. Опыт во Христе и мудрость святого старца де­лают его советы не только бесценным духов­ным сокровищем, но и практическим руко­водством в таком тонком и жизненно важ­ном вопросе, как воспитание детей.

 

Современное общество дезориентиру­ет родителей и учителей, не давая им пра­вильного понимания их роли как воспитате­лей. Поэтому сегодня людям особенно необ­ходимо вдохновенное, проникнутое глубокой любовью и истинной православной духовно­стью слово старца Порфирия, утверждающее уважение к каждой человеческой личности и указывающее нам путь к спасению.

 

Желаем родителям, преподавателям, де­тям и молодежи, чтобы слова и молитвы стар­ца Порфирия поддерживали и направляли их на жизненном пути.

Игумения монастыря в честь иконы Божией

Матери «Живоносный Источник»

в Хрисопиги монахиня Феоксения

 

Краткая биография старца

 

Старец Порфирий (в миру Евангелос Байрактарис) родился 7 февраля 1906 года в Гре­ции, на острове Эвбея, в деревне Агиос Иоаннис в области Каристия. Его родители Леонид Байрактарис и Елена из рода Антониоса Ламброса были благочестивыми и боголюбивыми людьми. Его отец был церковным певчим и лично знал святителя Нектария Эгинского.

Семья была многодетной, и родители, бедные крестьяне, не могли ее прокормить, поэтому отец был вынужден уехать в Амери­ку. Там он работал простым рабочим на стро­ительстве Панамского канала.

Маленький Евангелос был четвертым ре­бенком в семье. Он пас овец в горах и успел окончить только первый класс начальной школы, когда был вынужден из-за крайней бедности отправиться в Халкиду[1] на заработ­ки. Ему тогда было всего семь лет. Мальчик проработал два-три года в лавке, после чего отправился в город Пирей, где еще два года работал в продовольственном магазине одно­го родственника.

В 12 лет он тайно уехал на Афон, горячо желая подражать святому Иоанну Каливиту, житие которого он прочитал и особенно полюбил. Благодать Божия привела его в каливу святого Георгия, в скит Кавсокаливия, в послушание к двум старцам, братьям по пло­ти, – Пантелеймону, который был духовни­ком, и Иоанникию. Евангелос с великой лю­бовью и полным послушанием предал себя этим двум старцам, которые, по общему при­знанию, отличались особенной строгостью.

В 14 лет он стал монахом и получил имя Никита, а два года спустя принял великую схиму. В монашестве Господь дал ему дар про­зорливости. В девятнадцать лет монах Ники­та очень тяжело заболел и был вынужден по­кинуть Святой Афон. Он возвратился на Эв­бею, где поселился в монастыре Святого Харалампия. Год спустя, когда ему было 20 лет, владыка Фостин и архиепископ Синайский Порфирий III рукоположили монаха Никиту во диаконы в праздник святой Параскевы и во священники – в день праздника свято­го Пантелеймона. Архиепископ дал ему свое имя Порфирий[2]. В 22 года он стал духовни­ком[3], а немного позднее – архимандритом. Некоторое время старец был настоятелем прихода в деревне Цакеи на Эвбее.

На Эвбее старец Порфирий прожил две­надцать лет в монастыре Святого Харалампия, подвизаясь в духовническом служении и исповедуя людей, и три года в заброшенном монастыре Святителя Николая в Ано-Ватия.

В 1940 году старец Порфирий переехал в Афины, где принял обязанности настоятеля и духовника в храме Афинской поликлиники. Как он сам говорил, прожил он там 33 года как один день, неутомимо совершая духовное делание и облегчая душевную боль и телесные болезни людей.

В 1955 году он переехал в Калисье и посе­лился в уединенном месте у храма Святите­ля Николая недалеко от монастыря Пендели близ Афин. Здесь старец с большим усердием возделывал землю и продолжал свой подвиж­нический духовный труд. Летом 1979 года старец переехал в Милеси (район в Афинах), мечтая построить там монастырь. Поначалу он жил в фургоне, в совершенно невыноси­мых условиях, а затем – в келье из цемент­ных блоков, безропотно перенося многие ис­пытания, причинявшие вред его здоровью, и только в 1984 году переехал в готовую келью строящегося монастыря. Несмотря на свои тяжкие болезни и поразившую его слепоту, старец неустанно трудился. Мечта его осуще­ствилась, когда 26 февраля 1990 года был за­ложен фундамент монастырского соборного храма Преображения Господня.

В последние годы своей земной жизни старец Порфирий стал готовиться к кончи­не. Он хотел удалиться на Святую Гору в свои любимые Кавсокаливии, где отдал бы свою душу ее Небесному Жениху тайно и незамет­но – так, как он и жил. Много раз слышали, как он говорил: «Я и сейчас, состарившись, стремлюсь подняться на Святую Гору и уме­реть там». Старец принял святую кончину в Кавсокаливиях, в своей каливе, утром 2 дека­бря 1991 года. Последними его словами были слова первосвященнической молитвы Госпо­да, которые он особенно любил и часто повто­рял: «Да будут все едино» (Ин. 17, 21).

 

Слова о воспитании детей

На семье лежит большая часть ответственности за духовное состояние человека

 

Порфирий Кавсокаливит

Слова о воспитании детей / Пер. с греч. А. Саминской. – М.: Никея, 2011. – 48 с.

ISBN 978-5-91761-058-0

Старец Порфирий Кавсокаливит (1906-1991) – один из самых почитаемых старцев Святой горы Афон. Многие родители обращались за помощью к старцу, не в силах преодолеть непослушание, своево­лие или несчастья своих детей. И всегда опыт во Хри­сте и мудрость святого старца делали его советы не только бесценным духовным сокровищем, но и прак­тическим руководством в таком тонком и жизненно важном вопросе, как воспитание детей.

 

УДК 82-94

ББК 86.372

 

© Монастырь в честь иконы Божией Матери

«Живоносный Источник» в Хрисопиги, 2011

 

© ООО «Никея», перевод на русский язык, 2011

ISBN 978-5-91761-058-0

 

 

Вместо предисловия

 

Приснопамятный старец Порфирий ушел из этого мира, но продолжает пребы­вать в нем своим бессмертным словом, при­мером, святостью и благодатью, полученной от Христа, Жениха Церкви.

Мы призываем молитвы и благословение старца на молодежь, прихожан, монашеству­ющих – на весь благословенный народ на­шей митрополии, а также на всю Полноту Православной Церкви, которой старец уже широко известен и почитается как святой.

Архиепископ Критский Ириней,

из предисловия к книге «Старец Порфирий

Кавсокаливит, житие и слова»

Книгу «Старец Порфирий Кавсокаливит, житие и слова» прочитали и полюбили тысячи людей. Многие читатели обращаются к нам, чтобы выразить радость, которую они получают от чтения этой книги, и просят нас издать ее небольшими частями для более удобно­го восприятия. Отвечая этим просьбам, наш монастырь подготовил книгу «Старец Порфирий Кавсокаливит. Слова о воспитании де­тей», поскольку очень важно, чтобы взгля­ды старца на воспитание получили широкое распространение и служили родителям ори­ентиром в общении с детьми и молодежью. Опыт во Христе и мудрость святого старца де­лают его советы не только бесценным духов­ным сокровищем, но и практическим руко­водством в таком тонком и жизненно важ­ном вопросе, как воспитание детей.

 

Современное общество дезориентиру­ет родителей и учителей, не давая им пра­вильного понимания их роли как воспитате­лей. Поэтому сегодня людям особенно необ­ходимо вдохновенное, проникнутое глубокой любовью и истинной православной духовно­стью слово старца Порфирия, утверждающее уважение к каждой человеческой личности и указывающее нам путь к спасению.

 

Желаем родителям, преподавателям, де­тям и молодежи, чтобы слова и молитвы стар­ца Порфирия поддерживали и направляли их на жизненном пути.

Игумения монастыря в честь иконы Божией

Матери «Живоносный Источник»

в Хрисопиги монахиня Феоксения

 

Краткая биография старца

 

Старец Порфирий (в миру Евангелос Байрактарис) родился 7 февраля 1906 года в Гре­ции, на острове Эвбея, в деревне Агиос Иоаннис в области Каристия. Его родители Леонид Байрактарис и Елена из рода Антониоса Ламброса были благочестивыми и боголюбивыми людьми. Его отец был церковным певчим и лично знал святителя Нектария Эгинского.

Семья была многодетной, и родители, бедные крестьяне, не могли ее прокормить, поэтому отец был вынужден уехать в Амери­ку. Там он работал простым рабочим на стро­ительстве Панамского канала.

Маленький Евангелос был четвертым ре­бенком в семье. Он пас овец в горах и успел окончить только первый класс начальной школы, когда был вынужден из-за крайней бедности отправиться в Халкиду[1] на заработ­ки. Ему тогда было всего семь лет. Мальчик проработал два-три года в лавке, после чего отправился в город Пирей, где еще два года работал в продовольственном магазине одно­го родственника.

В 12 лет он тайно уехал на Афон, горячо желая подражать святому Иоанну Каливиту, житие которого он прочитал и особенно полюбил. Благодать Божия привела его в каливу святого Георгия, в скит Кавсокаливия, в послушание к двум старцам, братьям по пло­ти, – Пантелеймону, который был духовни­ком, и Иоанникию. Евангелос с великой лю­бовью и полным послушанием предал себя этим двум старцам, которые, по общему при­знанию, отличались особенной строгостью.

В 14 лет он стал монахом и получил имя Никита, а два года спустя принял великую схиму. В монашестве Господь дал ему дар про­зорливости. В девятнадцать лет монах Ники­та очень тяжело заболел и был вынужден по­кинуть Святой Афон. Он возвратился на Эв­бею, где поселился в монастыре Святого Харалампия. Год спустя, когда ему было 20 лет, владыка Фостин и архиепископ Синайский Порфирий III рукоположили монаха Никиту во диаконы в праздник святой Параскевы и во священники – в день праздника свято­го Пантелеймона. Архиепископ дал ему свое имя Порфирий[2]. В 22 года он стал духовни­ком[3], а немного позднее – архимандритом. Некоторое время старец был настоятелем прихода в деревне Цакеи на Эвбее.

На Эвбее старец Порфирий прожил две­надцать лет в монастыре Святого Харалампия, подвизаясь в духовническом служении и исповедуя людей, и три года в заброшенном монастыре Святителя Николая в Ано-Ватия.

В 1940 году старец Порфирий переехал в Афины, где принял обязанности настоятеля и духовника в храме Афинской поликлиники. Как он сам говорил, прожил он там 33 года как один день, неутомимо совершая духовное делание и облегчая душевную боль и телесные болезни людей.

В 1955 году он переехал в Калисье и посе­лился в уединенном месте у храма Святите­ля Николая недалеко от монастыря Пендели близ Афин. Здесь старец с большим усердием возделывал землю и продолжал свой подвиж­нический духовный труд. Летом 1979 года старец переехал в Милеси (район в Афинах), мечтая построить там монастырь. Поначалу он жил в фургоне, в совершенно невыноси­мых условиях, а затем – в келье из цемент­ных блоков, безропотно перенося многие ис­пытания, причинявшие вред его здоровью, и только в 1984 году переехал в готовую келью строящегося монастыря. Несмотря на свои тяжкие болезни и поразившую его слепоту, старец неустанно трудился. Мечта его осуще­ствилась, когда 26 февраля 1990 года был за­ложен фундамент монастырского соборного храма Преображения Господня.

В последние годы своей земной жизни старец Порфирий стал готовиться к кончи­не. Он хотел удалиться на Святую Гору в свои любимые Кавсокаливии, где отдал бы свою душу ее Небесному Жениху тайно и незамет­но – так, как он и жил. Много раз слышали, как он говорил: «Я и сейчас, состарившись, стремлюсь подняться на Святую Гору и уме­реть там». Старец принял святую кончину в Кавсокаливиях, в своей каливе, утром 2 дека­бря 1991 года. Последними его словами были слова первосвященнической молитвы Госпо­да, которые он особенно любил и часто повто­рял: «Да будут все едино» (Ин. 17, 21).

 

Слова о воспитании детей

На семье лежит большая часть ответственности за духовное состояние человека

 

Воспитание детей начинается с момента их зачатия

Воспитание детей начинается с момента их зачатия. Плод в материнской утробе слы­шит и чувствует. Да, он слышит, а видит гла­зами матери. Он воспринимает ее движения и чувства, несмотря на то, что ум его еще не развился. Омрачается лицо мамы – омрачает­ся и его лицо, нервничает мама – нервничает и он. Когда мать чувствует печаль, боль, страх, беспокойство и тому подобное – пережива­ет и он. Если мама не хочет его, не любит, он это тоже чувствует, и маленькая душа получа­ет травмы, которые остаются на всю жизнь. И совсем иначе, когда мать испытывает свя­тые чувства, когда в душе у нее радость, мир, любовь к ребенку. Таинственным образом она передает ему эти чувства, подобно тому, как происходит и с уже родившимися деть­ми. Поэтому мать должна любить своего будущего ребенка и ласкать его, гладя свой жи­вот, много молиться во время беременности, читать псалмы, петь тропари, стараться жить праведно. Это и ей самой приносит пользу, и вместе с тем она духовно трудится ради бу­дущего ребенка, чтобы с самого начала в его душу были посеяны семена святости. Видите, какое это тонкое дело – носить во чреве ре­бенка? Какая ответственность и какая честь!

Приведу пример из жизни растений, кото­рый поможет вам лучше понять то, о чем я го­ворю. В Америке произвели такой опыт: в двух комнатах выращивали цветы в одинаковых условиях (почва, свет, температура, полив). Но было единственное различие — в одной ком­нате включили приятную музыку. Результат? Цветы в этой комнате разительно отличались от других: они были полны жизни, имели более красивый цвет и росли несравненно быстрее.

 

Добрый пример родителей воспитывает детей и ведет их к спасению

Добрый пример родителей воспитывает детей и ведет их к спасению. Родители долж­ны отдать себя Божией любви, стать ради де­тей святыми – кроткими, терпеливыми, исполненными любви. Каждый день должен быть наполнен радостным воодушевлением и любовью к детям. И радость, которая придет к родителям, святость, которая их посетит, воссияют в их детях благодатью. В плохом поведении детей, как правило, виноваты сами родители. Детей не спасают ни советы, ни дисциплина, ни строгость. Если родители не стремятся к святости, не борются за это, то они неизбежно совершают большие ошибки и передают детям то зло, что имеют внутри себя. Если родители не живут свято, если не обращаются с детьми с любовью, то дьявол мучает их сопротивлением детей. Любовь, единодушие, взаимопонимание родителей – вот что прежде всего нужно детям, а также полная безопасность и уверенность.

Поведение детей имеет непосредственную связь с душевным состоянием родителей. Когда дети страдают из-за плохих отношений между родителями, они теряют силы и желание двигаться вперед. Здание их души строится плохо и грозит разрушиться в любой момент. Приведу вам два примера.

Однажды ко мне пришли две девушки, две сестры. В жизни одной из них случилось очень много плохого, и они спрашивали меня, почему так получилось. Я им ответил:

– Это идет от вашего дома, от ваших родителей.

Посмотрев[4] на эту девушку, я сказал:

– Ты это унаследовала от своей матери.

– Но наши родители такие прекрасные люди! Они христиане, исповедуются, причащаются, так что, можно сказать, мы всегда жили церковной жизнью. Может быть, Церковь виновата?

– Не верю ничему из того, что ты мне говоришь. Я вижу только одно: ваши родители не живут радостью Христовой.

На это сестра той девушки сказала:

– Послушай, Мария, верно говорит батюшка, он прав. Наши родители ходят к духовнику, исповедуются, причащаются, это так... Но разве у нас дома когда-нибудь был мир? Отец с матерью вечно ворчали друг на друга, то один отказывался от чего-нибудь, то другой не хотел идти куда-нибудь. Так что батюшка прав.

– Как зовут твоего отца? – спрашиваю.

Она мне сказала.

– Как; зовут твою мать?

Она назвала имя.

– Эх, – говорю, – в душе ты совсем не в ладах со своей матерью.

В тот миг, когда она назвала имя отца, я увидел его душу. А как только произнесла имя матери, я увидел ее и увидел, как дочь смо­трит на нее.

В другой раз ко мне пришла женщина с младшей из своих дочерей.

Женщина была расстроена и рыдала на­взрыд... Она чувствовала себя очень несчаст­ной.

– Что с тобой? – спрашиваю я ее.

– Я в отчаянии из-за моей старшей доче­ри, она выгнала из дома своего мужа и долго обманывала нас.

– Как обманывала?

– Она уже давно выгнала из дома свое­го мужа и ничего нам не сказала. Мы ее спра­шивали по телефону: «Как поживает Стелиос?» Она нам отвечала: «Хорошо. Сейчас он вышел за газетой». Каждый раз она находила какую-нибудь отговорку, чтобы мы ничего не заподозрили. Так продолжалось два года! Она
скрывала от нас, что выгнала его. Несколько дней назад мы узнали об этом от него самого, когда случайно его встретили.

А я ей говорю:

– Это твоя вина. Твоя и твоего мужа. Но твоя больше.

– Моя?! Но ведь я так любила своих де­тей, целыми днями не выходила с кухни, у меня не было никакой личной жизни, я на­правляла их к Богу и к Церкви, учила их до­бру... Как же это моя вина?

Тогда я обратился к ее младшей дочери, которая пришла вместе с ней:

– А ты что скажешь?

– Да, мама, батюшка прав. Мы никогда, никогда не были счастливы из-за ваших по­стоянных ссор с папой.

– Видишь, я прав. Это ваша вина, вы сами разрушаете своих детей. Они не виноваты, но претерпевают последствия вашей вины.

Состояние души в детстве, которое соз­дается родителями, оставляет след на всю жизнь. Поведение человека в течение жизни, его отношения с другими людьми непосред­ственно связаны с жизненным опытом, выне­сенным из детских лет. Дети растут, получают образование, но в глубине души не меняются. Это видно даже в незначительных поступках.

Например, на тебя вдруг нападает обжор­ство, ты очень сильно хочешь есть. Даже ког­да поел, чувствуешь голод, дрожь, страх, что ослабеешь. Этому ощущению есть психоло­гическое объяснение. Возможно, ты не знал отца, не знал матери, чего-то был лишен. И вот, духовная причина проявляется в теле­сной слабости.

На семье лежит огромная часть ответ­ственности за душевное состояние челове­ка. Чтобы дети избавились от различных вну­тренних проблем, недостаточно советов, при­нуждения, доводов логики и угроз. Напротив, тогда проблемы, скорее, усугубляются. Ис­правление совершается через святость роди­телей. Станьте святыми, и у вас не будет ни­каких проблем с детьми. Святость родите­лей избавляет детей от проблем. Детям нуж­ны рядом святые люди, имеющие большую любовь, которые не будут их запугивать или ограничиваться поучениями, но будут пода­вать святой пример и творить молитву.

Родители, молитесь, молча и воздев руки ко Христу, и так, таинственным образом, об­нимайте своих детей. Когда они плохо себя ведут, принимайте какие-то воспитательные меры, но не давите на них, а главным образом молитесь.

Часто родители, особенно мать, ранят ре­бенка, чрезмерно ругая его за какой-нибудь проступок. Ребенок получает душевную трав­му. Даже если ты не ругаешь ребенка вслух, но про себя ругаешь его и возмущаешься или смотришь на него с раздражением, ребенок это понимает. Он начинает думать, что мать не любит его. Он спрашивает:

– Мама, ты меня любишь?

– Да, мой дорогой.

Но его это не убеждает. Ему нанесена рана. Мать любит свое дитя, потом она захо­чет приласкать его, но он отворачивается, не принимает ласку, считая ее лицемерием, по­тому что ему была нанесена рана.

 









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 47;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная