Лекции.ИНФО


Первый Час и окончание Всенощного бдения



После отпуста утрени на всенощном бдении в дни воскресные и праздничные, согласно указанию глав 2, 3, 4, 5 и 7 Типикона, полагается исхождение в притвор при пении стихиры самогласной, (т. е. литийной стихиры храма), а когда на своем месте на — Славу по хвалитных стихирах не пелась стихира евангельская, то при пении на — Славу, и ныне: стихиры Евангельской. После этого положено чтение огласительного поучения преп. Феодора Студита, а по окончании чтения, поется тропарь ему: — «Православия наставниче», и затем Час первый.

В настоящее время, в особенности в приходских храмах, этого исхождения в притвор не бывает, а по отпусте утрени сразу же читается тут же в храме Час первый.

Час первый начинается чтением «Приидите поклонимся Цареви нашему Богу» трижды и состоит из трех псалмов: 5–го «Глаголы моя внуши, Господи…»; 89–го «Господи, прибежище был еси нам…» и 100–го «Милость и суд воспою Тебе, Господи… «Затем читается Слава, и ныне, троекратное «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!» «Господи, помилуй», трижды, «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу», после чего читается тропарь Воскресный данного гласа или тропарь праздника, или же празднуемого святого, затем: «И ныне, и присно, и во веки веков, аминь». Потом следует так называемый «Богородичен часов»: «Что Тя наречем…», «Стопы моя направи по словеси Твоему…», Трисвятое по Отче наш. По возгласе священника: «Яко Твое есть Царство…» чтец произносит Аминь и читает кондак воскресный или праздника или празднуемого святого. Затем 40 раз «Господи, помилуй» и молитву, которой обычно заканчивается каждый час: «Иже на всякое время и на всякий час… «Затем «Господи, помилуй» трижды, «Слава» и ныне», «Честнейшую херувим…» и чтец просит благословение священника, говорит «Именем Господним благослови, отче». На это священник произносит возглас: «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице твое на и помилуй ны!» и после произнесенного чтецом «Аминь», выйдя из алтаря на амвон и обратясь лицом к иконе Христа Спасителя, произносит молитву: «Христе свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мiр…» являющуюся заключительной молитвой первого часа. При последних словах этой молитвы: «Молитвами Пречистыя Твоея Матере…», иерей поворачивается лицом к Иконе Богоматери, и лик поет, по обычаю: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых….» Затем иерей вновь славит Господа: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!» Лик поет: «Слава и ныне», «Господи, помилуй» трижды, «Благослови!» Иерей произносит Малый отпуст. Лик поет: «Аминь. Господи, помилуй» трижды, и этим всенощное бдение оканчивается.

«О бдениих всенощных, бывающих чрез все лето» повествует нам шестая глава Типикона, которая насчитывает в году 52 воскресных бдения, а всего со всеми праздниками 68 бдений, оговариваясь, что, аще предстоятель произволит, могут быть бдения и в другие дни, а также неопустительно «должно есть бывати» бдению в день храмового праздника.

Подробным образом устав всенощного бдения излагается в нескольких главах Типикона: главным образом в 2–ой и 3–ей главе а также в главах: 4–ой, 5–ой и 15–ой.

В 48–ой главе Типикона изложен Месяцеслов во весь год, в котором помещены все так называемые «Марковы главы», в 49–ой главе устав Св. Четыредесятницы и в 50–ой главе устав Св. Пятидесятницы. В этих главах надо внимательно искать разрешения всех недоуменных случаев.

Служба полиелейная

В дни так называемых «Средних» праздников, обозначаемых в богослужебных книгах знаком + креста, напечатанного красным цветом, совершается уже не Всенощное бдение, а служба, носящая название «Полиелейной». Эта служба во многом похожа на Всенощное бдение, но имеет и некоторые существенные отличия от него, так, прежде всего:

В полиелейной службе Вечерня и Утреня не соединены вместе, а совершаются отдельно: Вечерня с вечера, накануне праздника, а Утреня утром;

Непосредственно, перед вечерней читается 9–ый час (Малой вечерни не бывает). По окончании молитвы 9–го часа отдергивается завеса и священник исходит пред царские врата и начинает Вечерню возгласом: — «Благословен Бог наш…», и чтец: — «Приидите поклонимся… «далее предначинательный псалом 103–й не поется, а читается, отверстия царских врат и каждения не бывает;

«Блажен муж»: поется только 1–ый антифон;

На «Господи воззвах» стихиры бывают на 6, от произволения же на 8; все они берутся только из Минеи данному празднику;

Стихиры на литии не поются, лития и благословение хлебов не совершается;

После «Ныне отпущаеши» и Трисвятого по «Отче наш» поется Тропарь святого единожды, Слава, и ныне, богородичен воскресен по гласу тропаря, а, если предпразднство или попразднство, то, вместо богородична, Тропарь праздника. Затем диакон возглашает: «Премудрость!» Лик поет: «Благослови!» Иерей: «Сый благословен Христос Бог наш…» Лик: «Утверди Боже…» Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас…» и далее отпуст великий по дню (смотри Служебник). Лик: Многолетие. Такая вечерня носит название Великой вечерни.

После вечерни, вечером, совершается Малое Повечерие, а ночью — Полунощница. Утром в свое время совершается Утреня, носящая название Полиелейной утрени.

Полиелейная утреня начинается не с Шестопсалмия, как на бдении, а с чтения двух так называемых «царских псалмов» (19–й и 20–й), тропарей и особой ектении (эти псалмы и тропари опускаются только в период времени от Пасхи до Вознесения), таким образом:

Иерей, начертывая крест кадилом, возглашает перед престолом: «Благословен Бог наш…» Чтец читает полностью обычные предначинательные молитвы, а, если утреня следует сразу же за Полунощницей, то только «Приидите поклонимся» трижды, и псалмы: 19–ый «Услышит тя Господь, в день печали…» и 20–ый «Господи, силою Твоею возвеселится царь….» Во время чтения этих псалмов иерей совершает полное каждение алтаря и всего храма, выходя северными дверьми. Далее следует чтение Трисвятаго по Отче наш, тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя…», кондака «Вознесыйся на крест волею…», и ныне, богородична «Предстательство страшное….» Иерей входит в алтарь и с кадилом в руках произносит перед престолом особую краткую сугубую ектению. После возгласа ее «Яко милостив и человеколюбец Бог еси…», лик поет: «Именем Господним благослови отче!» иерей, начертывая крест кадилом, возглашает: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Лик поет: «Аминь» и начинается чтение шестопсалмия.

Далее следует такой же порядок, как на утрени, входящей в состав всенощного бдения, но канон только на 8, причем в дни празднования святым этому канону предшествует канон Богородице со ирмосом на 6 или, в дни предпразднства или попразднства канон праздника, также с ирмосом на 6. Этот устав полиелейной службы изложен в 7–ой главе Типикона.

Полиелейная служба указана в Типиконе всем Апостолам из числа 12–ти, исключая свят. Иоанна Богослова, которому положено бдение. Бдение же положено и свв. первоверховным Апостолам Петру и Павлу. Кроме того, полиелейная служба полагается по Уставу Святителям Московским Петру, Алексию, Ионе и Филиппу, Ермогену и Тихону 5 октября, Св. Великомученику Димитрию Солунскому 26 октября, Собору Архистратига Михаила 8 ноября, Св. пророку Илии 20 июля, а также в праздники явления и перенесения некоторых чудотворных икон Пресвятой Богородицы, как, например, явление Тихвинской иконы 26 июня, Казанской иконы 8 июля и 22 октября, Смоленской Одигитрии 28 июля, Знамения Новгородской и Знамения Курской Коренной 27 ноября, Владимирской 26 августа, 23 июня и 21 мая, свв. равноапостольным Константину и Елене 21 мая, а также в два празднества, случающиеся всегда великим постом (первое иногда в субботу мясопустную, неделю мясопустную и сырную седмицу), почему служба им совершается несколько особым образом, в соединении с великопостной службой, согласно указанию Марковых глав Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи 24 февраля и 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, 9 марта.

Служба славословная

В дни так называемых «малых» праздников, обозначаемых в богослужебных книгах особым знаком красного цвета, представляющим собою три точки, «несовершенно окруженные», совершается служба, носящая название «Славословной». Название это происходит от того, что на утрени этих праздников поется великое славословие, хотя нет полиелея. Устав этой службы не всегда вполне одинаков: так как она представляет собою, как бы нечто среднее между службой праздничной и службой будничной, вседневной, то она иногда приближается больше к праздничной службе, а иногда носит характер более будничный. Поэтому в дни, когда положена славословная служба, надо особенно внимательно справляться с указаниями Типикона. Так, например, обычно бывает при славословной службе вечерня вседневная, на которой читается обычная рядовая кафизма, на «Господи воззвах» стихиры на 6, и входа нет, а на утрени канон на 6; но иногда бывает Вечерня великая со входом и даже с чтением паремий. На славословной утрени перед Великим славословием поется «Всякое дыхание» и стихиры на хвалитех, чего не бывает на повседневной утрени.

Число этих малых праздников, которым назначена славословная служба значительно. Из них большая часть праздников русским святым. Славословных праздников нерусским святым всего около 14–ти. Таковы например, праздник Обновления святого храма Воскресения Христова в Иерусалиме 13 сентября, Зачатие св. Иоанна Крестителя 23 сентября, Положение Честныя Ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне 2 июля, праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня («Происхождение» здесь значит «вынос», или крестный ход с крестом, происходивший в Константинополе) 1 августа, праздник Перенесения Нерукотвореннаго Образа, или Святого Убруса 16 августа, Положение пояса Пресвятой Богородицы 31 августа, и Церковное Новолетие 1 сентября, которое хотя и отмечено в Типиконе полиелейным знаком, но совершается, согласно указанию Типикона утреня лишь славословная, хотя вечерня великая со входом и паремиями.

Славословная утреня совершается также в дни отдания всех двунадесятых праздников Господских и Богородичных, а также на второй день Рождества Христова 26 декабря, второй день Богоявления 7 января, второй день Пятидесятницы — Духов день, отдание Пасхи, в сырную субботу, когда празднуется память всем святым в постничестве просиявшим, в субботу Акафиста на пятой седмице Великого поста, в Лазареву субботу и в Великую Субботу на Страстной седмице.

На славословной утрени начало утрени до окончания канона следует порядку утрени Вседневной, исключая катавасии на каноне, которая бывает по праздничному, а начиная от пения «Всякое Дыхание» конец утрени следует во всем порядку праздничному, как было выше указано.

Служба шестиричная

В дни так называемых «малых» праздников, обозначаемых в богослужебных книгах особым знаком черного цвета (в отличие от такого же знака красного цвета, коим обозначается служба славословная, как мы видели выше), представляющим собою три точки, «несовершенно окруженные», совершается служба, носящая название «шестиричной», или сокращенно просто «шестирик». Название это происходит от того, что в дни таких малых праздников стихиры им из Минеи на «Господи воззвах» поются на шесть, в то время как на всякой обычной повседневной вечерне стихир из минеи дневному святому бывает только три. Вторая особенность этих малых праздников та, что на утрени канон из Минеи бывает лишь на 4. Только этими двумя особенностями эта шестиричная служба и отличается от повседневной будничной службы. К числу таких малых праздников, которым совершается шестиричная служба, относится, например, день памяти свв. праведных Захарии и Елисаветы 5 сентября, Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Колоссах 6 сентября, память св. равноапостольной Феклы 24 сентября, Св. пророка Даниила и трех отроков 17 декабря, Преподобного Павла Фивейскаго и Иоанна Кущника 15 января, Поклонение веригам святого апостола Петра 16 января и много других.

Пять разрядов праздников

Таким образом, как мы видели, Типикон различает всего пять разрядов праздников:

1. Великие праздники, обозначаемые крестом в круге красного цвета, которым совершается Всенощное бдение;

2. Средние праздники двух разрядов:

а) обозначаемые крестом с полукружием красного цвета, которым также совершается Всенощное бдение;

б) обозначаемые одним крестом красного цвета, которым совершается не бдение, а лишь полиелей;

3. Малые праздники также двух разрядов:

а) обозначаемые тремя точками, «несовершенно окруженными», красного цвета, которым совершается славословная служба, и

б) обозначаемые тремя точками, «несовершенно окруженными», черного цвета, которым совершается шестиричная служба.

Вседневная вечерня

Вседневная вечерня совершается накануне тех дней, в которые не случится ни великого, ни среднего праздника; она совершается в дни будничные, а также накануне малых праздников первого разряда «шестиричных» и отчасти накануне малых праздников первого разряда «славословных».

Порядок вседневной вечерни следующий: перед ней всегда совершается девятый час, после которого отпуста не бывает, но иерей, отдернув завесу царских врат, выходит северными дверьми на амвон и, дождавшись окончания заключительной молитвы девятого часа, возглашает:

«Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков».

Чтец: «Аминь», «Приидите, поклонимся…» трижды и чтет Предначинательный псалом 103, во время которого иерей, стоя пред царскими вратами, откровенною главою, чтет светильничные молитвы. По окончании псалма, диакон, а, если диакона нет, то сам иерей тут же перед царскими вратами произносит Великую ектению. После великой ектении читается:

Рядовая кафизма (порядок чтения указан в начале Псалтири). При этом надо помнить, что на вечерне никогда не стихословится более одной кафизмы; на вечерне же «в неделю (то есть накануне понедельника) стихословия кафизмы никогда же бывает». Также и на вечернях двунад. праздников, когда накануне служилось Всенощное бдение, то рядовая кафизма на вечерне опускается. После кафизмы следует Малая ектения с возгласом «Яко Твоя держава…» Далее поется «Господи воззвах» на глас данной седмицы и стихиры на 6, причем 3 из Октоиха данного гласа и дня седмицы и 3 из Минеи святому этого дня. Во время пения «Господи воззвах» — Иерей совершает по обычаю каждение алтаря и храма. По окончании пения стихир, поется Слава, и ныне, Богородичен или крестобогородичен, если вечерня совершается накануне среды или пятницы. Эти богородичны собраны все в особом отделе в конце Минеи под заглавием: «Богородичны осьми гласов, поемые, егда есть в Минее слава святому». Когда в Минее есть стихира на «Славу» святому, то богородичен на «И ныне» поется того же гласа, т. е. по гласу Славы.

«Свете тихий» читается, причем ни отверствия царских врат, ни входа с кадилом не бывает. Таже иерей пред царскими вратами возглашает прокимен дне, который указывается на каждый день седмицы в служебнике и в часослове. После прокимна читается: «Сподоби, Господи». До молитвы «Сподоби, Господи», молитвословия вечерни относились несколько и к окончанию дня проходящего; с молитвы же «Сподоби, Господи», они принадлежат уже наступающему дню. Поэтому в посту после «Сподоби, Господи», прекращаются поклоны, если следующий день праздничный, и наоборот начинаются поклоны, если со следующего дня начинается пост. Далее следует — Просительная ектения «Исполним вечернюю молитву…» с заключительным возгласом ее: «Яко благ и Человеколюбец Бог еси…» Затем иерей преподает «Мир всем», лик ответствует: «И духови твоему», диакон: «Главы наша Господеви приклоним», и иерей чтет тайно Молитву главопреклонения, заключая вслух возгласом: «Буди держава Царствия Твоего благословенна…», и поются Стихиры на стиховне из Октоиха с припевами, указанными в часослове. Если предпразднство или попразднство, то поются стихиры предпразднства или праздника из Минеи. Затем Слава, стихира Минеи, если она есть, И ныне, богородичен или крестобородичен накануне среды и пятницы, или же стихира предпразднства или праздника из Минеи.

«Ныне отпущаеши».

Трисвятое по «Отче наш», после чего иерей: «Яко Твое есть Царство…» и поется Тропарь, и Слава, и Ныне, богородичен или в дни попразднства тропарь праздника.

Сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», заключающаяся возгласом иерея: «Яко милостив и Человеколюбец…»

Возглас диакона: «Премудрость!» на что лик поет «Благослови!» а иерей возглашает «Сый благословен Христос Бог наш….» Лик поет: «Аминь» и «Утверди, Боже, святую православную веру….» Иерей возглашает: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» и далее, великий отпуст. После отпуста вседневной вечерни, так же, как после отпуста и малой вечерни и великой, поется многолетие.

Малое повечерие

После вседневной вечерни, так же, как и после великой вечерни, когда не положено всенощного бдения, совершается Малое повечерие (в монастырях оно бывает обычно после вечерней трапезы, перед отходом ко сну и соединяется с чтением молитв на сон грядущим). Малое повечерие служится в течение почти всего года; только в будничные дни Великого Поста, исключая среду и пятницу 5–ой седмицы, да во вторник и четверг сырной седмицы, вместо малого совершается Великое Повечерие. Порядок малого повечерия следующий:

«Благословен Бог наш…»

«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Царю Небесный.

Трисвятое по «Отче наш».

«Господи, помилуй», 12 раз.

Слава, и ныне.

Приидите поклонимся, трижды.

Псалом 50–ый: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…»

Псалом 69–ый: «Боже, в помощь мою вонми…»

Псалом 142–ый: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое…»

«Слава в вышних Богу…» славословие, которое на будничной утрени.

Символ веры: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя…»

Канон Пресвятой Богородице из Октоиха (см. Типикон гл. 9).

«Достойно есть…»

Трисвятое по «Отче наш»

Тропари дневному святому, храму или предпразднству.

Тропарь: «Боже отец наших…», «Иже во всем мiре…»

Слава: «Со святыми упокой…»

И ныне: «Молитвами, Господи, всех святых…»

«Господи, помилуй» 40 раз.

Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час…»

«Господи, помилyй» трижды, Слава и ныне, «Честнейшую Херувим».

«Именем Господним благослови, отче

Возглас иерея: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас

Молитва «Нескверная, неблазная…»

Молитва «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим…»

«Преславная Приснодево…»

«Упование мое Отец, прибежище мое Сын…»

«Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе

Слава и Ныне, «Господи, помилуй» трижды, «Благослови

Отпуст малый.

Прощение обычное и особая ектения повечерия.

Значение повечерия указано в так называемом «Известии Учительном», помещаемом в конце Служебника. Там говорится: «Иерей, повечерие и ко сну идя молитвы совершая, благоговейно да размышляет: Како пресвятая душа Спасителева, Божеству совокупленная, во ад сошедши, державно князя тьмы связа, того царство плени, и души от века всех сущих тамо праведных от мучительства его освободи, с Собою возведе, и в рай даже до Своего преславного вознесения всели. Тем, благодаря Его за вся благодеяния, яже спасительною страстью и животворною Своею смертью роду человечеству сотвори, прилежно молит, да и его вся согрешения тех ради очистив, от вечные муки избавит его и Царствия Своего сподобит, Пречистую же Богородицу, сообщницу страстем и смерти Сына Своего бывшую, и сия зрящи сболезновавшую, прилежно молит, еже в житии сем предстательницею и ко всем добродетелем помощницею быти, и в день исхода от тела душу от всех диавольских навождений крепким Своим предстательством избавивши, в царствии Сына Своего вселит». Повечерие, как видим, и составлено сообразно с этими мыслями.

В дни предпразднества Рождества Христова с 20 по 24 декабря, а также предпразднства Богоявления с 2 по 5 января канон Богородице на повечерии заменяется особыми трипеснцами и канонами из Минеи. Также и 5 августа, если оно случится в неделю. В дни попразднства Рождества Христова и Богоявления повечерия бывают совсем без канона. На Страстной седмице на повечерии также положены особые трипеснцы из Триоди Постной. В день Пятидесятницы, вместо канона Богородице, особый канон Святому Духу из Триоди Цветной. От недели св. Фомы до субботы пред Пятидесятницей на повечерии к канону Пресвятой Богородице присоединяется еще трипеснец Триоди Цветной (напечатаны в конце Триоди все подряд), причем «идеже глаголем трипеснец, Богородицы песнь канона оставляется». В некоторых случаях указывается читать на повечерии не только канон, но и стихиры.

После отпуста в конце повечерия совершается так называемое «Обычное прощение», которое состоит в том, что служащий иерей творит поклон в землю, прося прощения у стоящих в храме, со словами: «Благословите, отцы святи и братие, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы», а потом, поднявшись, благословляет, говоря: «Благодатью своею Бог да простит и помилует всех нас!» После этого говорится особая ектения с краткими прошениями.

Полунощница

В полночь или вообще ночью, до начала утрени, полагается совершать богослужение, которое называется «полунощницей». Полунощница бывает трех видов: вседневная, совершаемая в дни будничные от понедельника до пятницы, субботняя и воскресная. Вседневная и субботняя продолжительнее и состоят каждая из двух частей; воскресная состоит лишь из одной части.

На воскресной полунощнице молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице», отпуст малый, обычное прощение.

Следует вторая часть полунощницы (повседневной и субботней) из псалмов 120 «Возведох очи мои в горы…» и 133 псалом «Се ныне благословите…» Трисвятое по «Отче наш», заупокойные тропари и заупокойная молитва «Помяни, Господи…»

Все три полунощницы заканчиваются малым отпустом, обычным прощением и особой ектенией, такой же, как бывает в конце повечерия. По афонскому уставу, в конце вседневной и субботней полунощницы поются тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас!» Слава: «Господи, помилуй нас», И ныне: «Милосердия двери отверзи нам…», и произносится ектения, состоящая из двух прошений: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей», на которое поется «Господи, помилуй» трижды, и «Еще молимся о еже сохранитися святей обители сей и граду сему…» на которое поется «Господи, помилуй» 40 раз, после чего возглас: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш» а затем уже «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше…» и отпуст с обычным прощением.

Назначение полунощницы, по объяснению «Известия Учительного», в том, чтобы: 1. Напомнить верующим, как Господь наш, в полунощи идый к вольней страсти, в вертограде, в таком подвизе бе прилежно моляся, яко поту Его быти, яко капли крове каплющие на землю; 2. Побудить верующих быть всегда готовыми ко дню последнего Страшного суда, который может придти, как жених в полунощи; 3. Научить верующих подражать бдению Ангелов, неусыпно поющих: «Свят, свят, свят!»

От среды Страстной седмицы до недели Фоминой устав указывает в монастырях совершать полунощницу не в храме, а по келиям.

В дни праздничные, как напр. 9 сентября, 26 декабря, 7 января, в понедельник Св. Духа, в отдание Пасхи, указано по первом Трисвятом, вместо «Се Жених грядет в полунощи», петь тропарь праздника, а по втором Трисвятом, вместо заупокойных тропарей кондак праздника. И тогда заупокойная молитва «Помяни, Господи, в надежде воскресения» не глаголется (см. в Типиконе последование сих дней).

Вседневная утреня

По уставу вседневная утреня следует обыкновенно сряду после полунощницы. Иерей отдергивает завесу царских врат, берет в руки кадило и, стоя перед престолом, начертывает крест кадилом, возглашая: «Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков!» Чтец отвечает «Аминь» и чтет «Приидите, поклонимся…» трижды, а затем читаются два так называемых «царских псалма», в которых содержится моление о Царе: псалом 19–ый «Услышит тя Господь в день печали…» и псалом 20–ый «Господи, силою Твоею возвеселится царь…» Затем следует: «Слава и ныне», Трисвятое по «Отче наш», возглас иерея: «Яко Твое есть Царство…», тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя», Слава, кондак «Вознесыйся на крест волею», И ныне, богородичен «Предстательство страшное…» В течение всего этого времени иерей совершает полное каждение всего храма, начиная с алтаря, причем устав замечает: «долженствует же внимати чтец и священник, егда имать рещи: Яко Твое есть Царство, быти ему посреди храма» (Типикон гл. 9). К концу чтения иерей входит в алтарь южными дверьми и, став перед престолом, произносит особую краткую сугубую ектению, состоящую только из трех прошений с возгласом: «Яко милостив и Человеколюбец…» Лик (хор) поет: «Аминь. Именем Господним благослови, отче!» Иерей, начертывая крест кадилом пред святою трапезою, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Лик поет «Аминь», и чтец начинает посреди храма чтение шестопсалмия, в это время иерей чтет тайно утренние молитвы. Далее следует великая ектения. Затем «Бог Господь, и явися нам» (по гласу тропаря) четырежды, и пение тропаря дневному святому. Тропарь поется дважды, затем Слава и ныне, богородичен из числа так называемых «Богородичных от меньших (не воскресных, как в бденные и полиелейные праздники), которые помещаются особым отделом, с распределением по гласам и дням седмицы, в конце Минеи и Псалтири с возследованием, под заглавием: «Богородичны отпустительны по тропарех святых, поемые во все лето, в вечерни же и на утрени на «Бог Господь», и паки в конце утрени» (Тип. гл. 57). Если в Минее находятся тропари двум святым, то тропарь первому святому поется дважды, а на «Слава» тропарь другому святому однажды, на «И ныне» богородичен, по гласу второго тропаря. После богородична следует чтение кафизм: от Фоминой недели до отдания праздника Воздвижения Креста Господня (летний период) на утрени стихословится по две кафизмы; от отдания Воздвижения Креста Господня до недели о блудном сыне (зимний период) на утрени стихословится по три кафизмы, исключая период рождественских и крещенских праздников от 20 декабря до 14 января, когда, ради праздников, стихословится так же, как и летом, только по две кафизмы. Две подготовительные недели перед Великим постом мясопустную и сырную также лишь по две кафизмы, «малого ради покоя братии» перед наступлением Великого поста, когда положен совсем особый устав о Псалтири, и на утрени снова бывает по три кафизмы. Совсем особый устав чтения Псалтири на пятой недели Великого Поста и на страстной.

На вседневной утрени, если это не суббота и нет предпразднства или попразднства, не произносится после каждой кафизмы малых ектений, но сразу же следует за каждой прочтенной кафизмой седален Октоиха. Если суббота, то малые ектении произносятся; если предпразднство или попразднство, то читаются седальны минеи и малые ектении перед ними произносятся. По окончании последней кафизмы и седальна читается псалом 50–ый «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей», и вслед за прочтением этого псалма, если это обычное время года, а не Великий пост, сразу же начинается канон, состоящий из следующих отдельных канонов, соединяемых вместе:

В понедельник Канон из Октоиха умилительный Господу Иисусу Христу, канон бесплотным силам и канон Минеи святому того дня;

Во вторник Канон покаянен Господу Иисусу Христу, канон святому великому пророку Иоанну Предтечи, и канон Минеи святому дня;

В среду Канон Честному и Животворящему Кресту, канон Пресвятой Богородице и канон Минеи святому дня;

В четверг Канон святым Апостолам, канон свят. Николаю Чудотворцу и канон Минеи святому дня;

В пятницу Канон Честному и Животворящему Кресту Господню, канон Пресвятой Богородице и канон Минеи святому дня.

Что касается службы в субботу, то она имеет свой особый устав: один, когда поется на утрени в субботу «Бог Господь»; другой когда поется на утрени «Аллилуиа».

Но каноны в субботу, когда поется «Бог Господь», поются обыкновенно следующим образом:

Аще ли храм Христов, или Богородицы:

1. Канон храма Христова или Богородицы, с ирмосом на 6; и

2. Канон святому из Минеи: на 4; и

3. Канон мученичен из Октоиха: на 4;

Аще ли храм святого:

1. Канон Минеи святому, который всегда предваряет в субботу: с ирмосом на 6;

2. Канон святому храма: на 4; и

3. Канон Октоиха первый, мученичен: на 4; а второй покойный канон Октоиха поется на повечерии.

В Типиконе есть особая 11–ая глава: «О канонех на утрени всея седмицы», в которой указывается, как соединяются каноны Октоиха с Минеей. Для каждой песни полагается тропарей из всех канонов не более 14–ти, а иногда 12–ть.

Когда в седмичные дни, кроме субботы, не случится святого шестиричного, тогда поются оба канона Октоиха, без всякого опущения в них тропарей: первый канон Октоиха поется на 6, второй на 4 и из Минеи святому на 4. Если случится святый шестиричный или святый со славословием, то в канонах Октоиха опускаются по два тропаря, обыкновенно мученичны, когда они есть. Если случатся два святых, в понедельник, вторник и четверток, второй канон Октоиха вовсе не поется, а в среду и пяток оба канона Октоиха поются без мученичнов. В дни предпразднства, попразднства и отдания праздника каноны Октоиха вовсе опускаются, а вместо них поются каноны предпразднства или праздника, в период же от Фоминой недели до недели Всех Святых каноны Цветной Триоди.

В субботу канон храма святого не поется, если случится память двух святых: тогда поем канон: первому святому со ирмосом на 6; второму святому на 4; и мученичен канон Октоиха на 4. Также, канон храмового святого не поется, если случится память святого со славословием, полиелеем или бдением: тогда, вместо канона храмовому святому, поется канон Богородице. Но канон храма, посвященного Господу или Пресвятой Богородице, в этих случаях не опускается.

На вседневной утрени каждая из песней канона не заключается ирмосом катавасии, как в праздники, но, вместо катавасии, 3–ья, 6–ая, 8–ая и 9–ая песни покрываются пением ирмоса последнего канона из числа тех, которые положено петь в данный день.

После 3–ей песни канона и малой ектении, следует седален Минеи, Слава, и ныне, Богородичен его. После 6–ой песни и ектении кондак и икос, если есть, если нет, то берется кондак из Общей Минеи. После 8–ой песни возглашается: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» и поется «Честнейшую», кроме дней, когда это пение по уставу отменяется.

После 9–ой песни на вседневной утрени обычно поется «Достойно есть, яко воистину» и делается поклон в землю, кроме суббот, после чего уже следует малая ектения. Затем следует светилен, устав которого указан в 16–ой главе Типикона. На вседневной утрени читается светилен октоиха по дню седмицы, Слава, и ныне, богородичен его. Если в Минеи есть светилен святому, то он читается на «Славу» после дневного светильна Октоиха, «и ныне», Богородичен его. Если среда или пяток, то крестобогородичен Октоиха. В субботу же сначала светилен Минеи, потом «Слава», светилен Октоиха, «и ныне», Богородичен его. В дни предпразднства и попразднства светилен святого, «Слава и ныне», светилен предпразднства или праздника. «Светильны дневные во всю седмицу» помещаются в конце Октоиха.

После светильна следует чтение Хвалитных псалмов: «Хвалите Господа с небес» Пс. 148, «Воспойте Господеви» Пс. 149 и «Хвалите Бога» Пс. 150. На вседневной утрени, по большей части, не бывает стихир на хвалитех, то по окончании чтения псалмов иерей возглашает: «Тебе слава подобает, Господи Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь». Затем иерей произносит: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и чтется славословие, начинающееся словами: «Слава в вышних Богу…» которое несколько отличается от того «Великого Славословия», что поется на праздничной утрени. Затем по славословии произносится Просительная ектения «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви» с обычными возгласами после нее, как и на праздничной утрени, и затем поются стихиры на стиховне с припевами, указанными в Часослове (одни и те же каждый день). Эти стихиры, в которых обычно прославляются св. мученики или крестные страдания Господа, помещаются на каждый день в Октоихе на ряду. Заканчиваются они «Славою и ныне» и Богородичным или крестобогородичным. Затем читается: «Благо есть исповедатися Господеви», Трисвятое по «Отче наш», и по возгласе поется тропарь, Слава, и ныне, богородичен (или тропарь предпразднства или праздника) или крестобогородичен. Затем произносится сугубая ектения «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей» с обычным для нее возгласом: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси…» Возглашается: «Премудрость», лик: «Благослови», иерей: «Сый благословен Христос Бог наш…» Лик: «Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру…» и после этого, без отпуста утрени, читается сразу Первый час, в конце которого произносится уже великий отпуст.

Часы и Изобразительные

К числу повседневных служб принадлежат также совершаемые по уставу ежедневно часы первый, третий, шестой и девятый, из коих о первом часе, соединяемом всегда с утреней, а также и о девятом, предшествующем всегда почти вечерне, мы уже выше говорили. Каждый из этих «часов» совершается в память известных событий, для нас спасительных.

Подробно об этом говорит «Известие Учительное», помещаемое в конце служебника. В первый час, соответствующий по нашему счету 7–ми часам утра, вспоминается, как Господь Иисус Христос был веден в претор от Каиафы к Пилату, «яко злодей, Благодетель связанный, и како тамо всего мiра Судия от беззаконных архиереев и старцев иудейских оболган и от неправедного судии осужден бысть». 1–й час был установлен, как считает проф. М. Скабалланович, в IV веке в Палестинских монастырях.

При совершении третьего часа, который соответствует по нашему счету 9–ти часам утра, мы вспоминаем, как Спаситель был судим Пилатом, претерпел там бесчисленные поругания, заушения, бичевания и увенчание терновным венцом. Вместе с этим вспоминается и происшедшее в этот час, по свидетельству книги Деяний Апостольских, великое событие сошествия Св. Духа на Апостолов. В соответствии с этим подобраны и соответствующие псалмы: Пс. 16–й «Услыши, Господи, правду мою…», Пс. 24–й «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою…» и Пс. 50–й «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…» В них с молением о том, чтобы Господь научил ходить по стезям Его, изображается страдальческий путь земной жизни Спасителя среди врагов, молитвенный вопль Его, виновность пред Богом людей и раскаяние во грехах, а также молитва о ниспослании нам Св. Духа. В древних Часословах, начиная с известного Часослова Синайской библиотеки VIII века, для 3 часа указываются нынешние псалмы, а также и тропари (см. «Толковый Типикон», М. Скабаллановича, вып. 3, Киев, 1915 г., стр. 9 стр.).









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 280;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная