Лекции.ИНФО


Особые Воспоминания в Дни Четыредесятницы



Строже всего проводится первая седмица Великого Поста, которая и в богослужении не имеет в себе ничего праздничного, торжественного. Если в течение ее в будничные дни, то есть с понедельника по пятницу, случится какой-либо праздник, то он переносится или на Сыропустную неделю или на субботу 1–ой седмицы. Переносится на Сыропустную неделю даже двунадесятый праздник Сретения Господня.

В первые четыре дня этой седмицы на Великом повечерии прочитывается разделенный на четыре части Великий покаянный канон преп. Андрея Критского, к которому в среду и четверток присоединяется канон преп. Марии Египетской.

В 1–ую субботу Великого поста совершается празднование Св. великомученику Феодору Тирону в воспоминание того, как этот святый, явясь из другого мiра, спас в первую седмицу поста христиан от осквернения пищей, которая, по повелению имп. Иулиана Отступника, была окроплена идоложертвенною кровью. Он уведомил об этом Епископа Евдоксия и посоветовал, вместо этой оскверненной пищи, употребить «коливо», то есть вареную пшеницу с медом. После заамвонной молитвы в пятницу на Преждеосвященной литургии, которая относится уже к субботе, совершается молебное пение св. Феодору Тирону с освящением колива, которое раздается после отпуста литургии молящимся.

Неделя Православия

В первую неделю Великого поста совершается Торжество Православия, в память восстановления почитания св. икон при императрице Феодоре в 842 г. В кафедральных соборах в этот день по литургии совершается Чин Православия, состоящий из Молебного пения об обращении заблудших, провозглашения «анафемы» всем отступникам от истинной веры и сеятелям лжеучений, «вечной памяти» всем поборникам Православия и многолетствия всем верным чадам Церкви и защитникам св. веры. Этот чин отличается большой торжественностью, а потому совершается лишь архиереем с большим собором сослужащих. В обычных же приходских храмах совершается лишь первая часть этого чина, содержащая в себе молебное пение.

Последование этой недели из Минеи дневному святому, как и во все следующие недели Великого поста, совершается в пятницу на повечерии.

В субботы 2–ую, 3–ю и 4–ую Великого поста совершается заупокойная служба с поминовением усопших. Но если в одну из этих суббот придется праздник Предтечев 24 февраля, или 40 мучеников 9 марта, или Благовещения 25 марта или храмовой праздник, заупокойная служба отменяется.

Вторая неделя Великого поста

Во вторую неделю Великого поста празднуется память св. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитскаго, который против еретика Варлаама защитил учение о божественности благодатного света, которым просиял Господь на Фаворе, и который озаряет человека в результате усиленного подвига молитвы и поста. Это, так сказать, праздник торжества православного подвижничества над рационалистическими лжеучениями, отвергающими значение постного подвига.

Крестопоклонная неделя

В третью неделю Великого поста совершается служба в честь Креста Господня, который на всенощном бдении, после Великого славословия, торжественно износится на середину храма для поклонения, отчего не только эта неделя то есть воскресный день, но и вся следующая за ней седмица, носит название Крестопоклонной. Крест износится в середине поста для ободрения и укрепления духовных сил постящихся в напоминание о страстях Господних, подъятых нашего ради спасения и о последовавшем за ними преславном воскресении Господа из мертвых, почему, прославляя Крест Господень, Церковь поет: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. Изнесение Креста происходит точно так же, как на праздник Воздвижения, но не бывает самого воздвижения, а только одно поклонение Кресту с пением: «Кресту Твоему». Это поклонение Кресту повторяется также в понедельник и среду следующей Крестопоклонной седмицы на 1–ом часе, вместо пения: «Стопы моя направи по словеси Твоему…» и в пятницу по отпусте всех часов, когда, по целовании Креста, он относится в алтарь. При поклонении Кресту поются всегда стихиры: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся…» В течение всей этой седмицы в богослужебных песнопениях прославляется Крест Господень. В среду и пяток сей седмицы служба по Триоди, а рядовому святому из Минеи, вычитываем на Повечерии.

Четвертая неделя Великого поста

В четвертую неделю Великого поста творится память Преподобному отцу нашему Иоанну Лествичнику, изобразившему весь путь духовной, подвижнической жизни в своей замечательной книге: «Лествица духовная, возводящая на небо» и, на примере собственной высокой постнической жизни, давшему образец прохождения этого пути. В Евангелии, читаемом на литургии в этот день (Марк. 9, 7—31), вспоминается пророчество Господа о Его убиении и воскресении.

Пятая седмица отмечается особыми богослужениями и на ней бывает особое распределение чтения кафизм Псалтири. В четверток 5–ой седмицы на утрени, совершаемой в среду вечером, читается полностью весь Великий канон преп. Андрея Критского с присоединением к нему канона преп. Марии Египетской, почему эта служба в просторечии получила название «Андреева» или «Мариина стояния». На утрени этой положено в два приема прочитывать житие преп. Марии Египетской. Первая часть читается после кафизмы и седальна, а вторая — после 3–й песни канона. На вечерне, накануне этого дня, то есть в среду на Преждеосвященной литургии, кроме пяти стихир, поемых на 6, преподобного Иосифа Студита, поются по алфавиту 24 стихиры преподобного Андрея Критского, отличающиеся особенной умилительностью и похожие, по своему содержанию, на Великий канон. Каждая из этих покаянных стихир оканчивается одними и теми же словами: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя». Повечерие на день канона бывает малое и в келиях, как и полунощница. И после утрени «всю службу поем по скору», то есть без пения и поклонов, а молитва преп. Ефрема Сирина читается только с 3–мя, а не с 16–ью поклонами, «труда ради бденного». В четверток, ради Великого канона, совершается литургия Преждеосвященных Даров.

Если в среду и четверток 5–ой седмицы случится праздник Благовещения, то пение Великого канона переносится на вторник той же седмицы и, следовательно, бывает в понедельник вечером.

В субботу пятой седмицы совершается празднество, которое носит название Похвалы Пресвятой Богородицы, с чтением акафиста, разделенного на 4 части, почему эта суббота называется также Субботой акафиста. Служба эта установлена в память неоднократного избавления Константинополя от врагов защитою и предстательством Богоматери, Которая потому и прославляется в акафисте, как «Взбранная Воевода». Богослужение это именуется «акафистом» что значит по–гречески: «неседален», потому что за ним не разрешается сидеть. Не известно точно, кто составил этот акафист: одни приписывают его хронографу IX в. Георгию Амартолу, другие — патриарху Сергию, жившему при имп. Ираклии в VII в., третьи — преп. Роману Сладкопевцу, иные — патриарху Фотию. На день субботы акафиста бывает повечерие малое и читается оно в келиях, так же, как и полунощница. Самый акафист, читается на утрени, в 4 приема, заменяя собою обычные седальны, кондак и икос. Первая часть начинается пением кондака: «Взбранной Воеводе победительная» и каждением, при- чем при первом пении совершается полное каждение всего храма, а на остальных трех только малое каждение. Каждый раз прочитывается по три икоса и три кондака, и чтение заканчивается пением вновь кондака: «Взбранной Воеводе». Утреня эта заканчивается пением Великого славословия.

Пятая неделя Великого поста

В пятую неделю Великого поста совершается память Преподобной матери нашей Марии Египтяныни. Впрочем оно бывает только в том случае, если не придется на этот день предпразднства, попразднства или праздник Благовещения, равно и праздника 40–ка мучеников. В Евангелии за литургией опять приводится пророчество Господа о Его страдании, смерти и воскресении. Преп. Мария Египетская приводится в этот день, как пример истинного покаяния, совершенно перерождающего человека, даже глубоко погрязшего в тине греха.

Вся следующая затем 6–ая седмица Великого поста называется седмицей Ваий и служит как бы предпразднством Входа Господня во Иерусалим, называемого также Неделею ваий. Пяток шестой седмицы Великого поста есть окончание святой Четыредесятницы, в знак чего на утрени и на вечерни этого дня по дважды поется умилительная стихира: «Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…»

Этим собственно время, назначенное Церковью для покаяния, заканчивается. Далее следует два праздника и седмица, посвященная воспоминанию последних дней земной жизни Господа: Его страданий, крестной смерти и погребения, которая называется поэтому Страстной седмицей.

В субботу перед Неделей Ваий вспоминается великое чудо воскрешения Господом, «прежде шести дней Пасхи», четверодневного Лазаря в Вифании, почему она и называется Лазаревой субботой. Воскрешение Лазаря показало явно пред всеми божественную силу Христа, прежде Его страданий и смерти уверило людей в воскресении Христовом и в общем воскресении всех умерших. Эта мысль выражена в тропаре: «Общее воскресение прежде твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…» В соответствии с этим, на утрени Лазаревой субботы поются воскресные песнопения: по 2–ой кафизме воскресные тропари: «Ангельский собор удивися…» после седальна «Воскресение Христово видевше…» «Свят Господь Бог наш», «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» Заканчивается утреня Великим славословием. От субботы Лазаревой до Фоминой недели не поется «Честнейшая». На литургии, вместо Трисвятаго, поется: «Елицы во Христа крестистеся…» На трапезе, кроме елея и вина, разрешается вкушение икры.

Неделя ваий

В неделю шестую великого поста, называемую НЕДЕЛЕЮ ВАИЙ, празднуется ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ — царственное шествие Господа нашего и Спасителя на страдания и крестную смерть, «нас ради человек и нашего ради спасения». Пред Господом, как пред царем–победителем несли пальмовыя ветви. От этих ветвей, по церковно–славянски «ваий», самый праздник получил наименование Недели ваий. Это — двунадесятый Господский праздник, и вся служба совершается только празднику. Ни предпразднства, ни попразднства он не имеет. Совершается всенощное бдение обычным чином. Особенностью является освящение ваий, у нас верб, как растения, прежде других, дающего почку. Сразу после прочтения Евангелия читается 50–ый псалом, во время чего священник крестообразно со всех сторон кадит приготовленные среди храма «вайя». Затем, по возгласе диакона: «Господу помолимся», священник читает из Триоди особую молитву на благословение ваий и кропит вайя св. водою. По Уставу положено целование Евангелия, а не иконы, которая стоит посередине храма, во время пения полиелея. На практике допускается с целованием Евангелия и целование иконы, а затем бывает помазание освященным елеем. Когда молящие прикладываются, то священник каждому подходящему дает вайи с зажженными свечами. С вайями и со свечами в руках стоят затем всю утреню. В Иерусалиме стоят с вайями и всю литургию. Литургия совершается св. Иоанна Златоуста.

Вечером на вечерне бывает только 6 стихир на «Господи воззвах», а не 10, как в первые пять недель Великого поста и, хотя бывает вход, но уже нет Великого прокимна, а произносится прокимен дне: «Се ныне благословите Господа вси раби Господни». Далее следует переоблачение в черное облачение при чтении: «Сподоби, Господи», и конец вечерни великопостный, как и во все предшествующие недели поста. Произносится особый отпуст первых трех дней Страстной седмицы: «Грядый Гоподь на вольную страсть нашего ради спасения…»

Страстная седмица

Повечерие бывает малое с особым трипеснцем Триоди и вечером же совершается Утреня Великого понедельника. На этой утрени Церковь приглашает нас встретить «начатки страстей Господних», «сшествовать Господу на пути в Иерусалим очищенным смыслом и умерщвлением страстей», «сораспяться Ему и умертвиться Его ради житейским сластем», чтобы и «жить с Ним». На этой утрени после «Аллилуиа» поется умилительный тропарь: «Се Жених грядет в полунощи» «косно и велегласно, и со сладкопением равно», трижды. Затем бывает три кафизмы со седальными по каждой из них, а после третьего седальна возглашается: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия…» и читается Евангелие, содержащее повествование о делах и речах Господа в последние дни Его земной жизни, незадолго до крестных страданий, особенно Его замечательные притчи и беседы о кончине мира и Его втором пришествии. На всю Страстную седмицу Минея совершенно отлагается, и вся служба совершается только по Триоди. Последования святым из Минеи, приходящиеся на Страстной и светлой седмицах, вычитываются на повечериях в течение всего Великого поста заранее. Вместо целого канона бывает только трипеснец (а в Великий вторник лишь двоепеснец) из Триоди, с припевом: «Слава Тебе Боже…» По малой ектении «косно и со сладкопением» поется все эти дни, вплоть до Великого четвертка, умилительный эксапостиларий: Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. Бывают стихиры и на хвалитех (хотя «Всякое Дыхание» не поется), и на стиховне. Великое славословие не поется, а читается и конец утрени бывает великопостный. Присоединяется Первый час великопостный, но без кафизмы и с кондаком Триоди.

В Великий понедельник совершаются великопостные часы 3–ий, 6–ый и 9–ый с изобразительными и затем литургия Преждеосвященных Даров. На 3–м и на 6–ом часах бывает кафизма, поются тропари часов и бывают в конце каждого часа, как обычно постом, великие поклоны с молитвою преп. Ефрема Сирина, но кондак Триоди. На литургии Преждеосвященных Даров читается Евангелие только, без Апостола и прокимна. Главной особенностью часов в первые три дня Страстной седмицы является то, что на них прочитывается полностью все Четвероевангелие таким образом, что Ев. от Матфея все чтется в два приема, Ев. от Марка также все в два приема, Ев. от Луки все — в три приема, а Ев. от Иоанна в два приема, но лишь до начала св. страстей — до слов: «Ныне прославися Сын человеческий…» Таким образом в течение трех дней на каждом из трех часов 3, 6, и 9 бывает по одному чтению, а всего девять чтений.

По этой схеме совершается богослужение в первые три дня Страстной седмицы — Вел. понедельник, Вел. вторник и Вел. среду. Но каждый из этих трех дней имеет свои особенные воспоминания и сообразно этому свое содержание богослужебных песнопений и чтений.

В Великий понедельник вспоминается целомудренный Иосиф, проданный братьями, по зависти, в Египет, как прообраз Христов, и проклятие Господом бесплодной смоковницы, как прообраза сонмища иудейского, предавшего Господа на смерть.

В Великий вторник вспоминается притча Господа о десяти девах, о талантах, второе пришествие Господне и страшный суд.

В Великую среду вспоминается помазание Господа женою–грешницею в Вифании в доме Симона–прокаженного и одновременно совершившееся сряду после этого события предательство Иуды. В песнопениях трогательно и назидательно сопоставляются поступок покаявшейся блудницы и ученика–предателя. На вторник и среду совершается Великое повечерие и облачение в эти первые три дня бывает траурное черное.

В Великую среду перед литургией, вместо отпуста часов с изобразительными, священник читает молитву: «Владыко многомилостиве…» которая в течение всего Великого поста читается в конце Великого повечерия. При чтении этой молитвы все молящиеся в храме преклоняются до земли. Затем священник испрашивает прощения, как в начале св. Четыредесятницы. То же делают и все молящиеся. В конце литургии на «Буди имя Господне…» в последний раз читается молитва преп. Ефрема Сирина с тремя земными поклонами и «упраздняются совершенно в церкви бываемые поклоны». Этим совершенно заканчивается все характерное для великопостного богослужения. Начинаются особые специально страстные богослужения.

Великий четверток

В Великую среду вечером облачение темно–красное, как и на литургии в Великий четверток. Совершается Малое повечерие с Трипеснцем, а за ним с вечера же обыкновенно Утреня Великого четвертка (по уставу в 7–ый час нощи, то есть в час пополуночи).

В Великий четверток вспоминается Тайная вечеря, смирение Господа, выразившееся в умовении ног Своим ученикам и установление таинства Тела и Крови Его. На утрени по «Аллилуиа» поется трижды тропарь: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся…» и сразу по нем, без кафизмы (Псалтирь отлагается до Фоминой недели, кроме 17 кафизмы в Великую субботу), читается Евангелие от Луки 108–ое зач. о Тайной Вечери. По Евангелии 50–ый псалом и без обычной во весь пост молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя…» сразу же начинается канон: «Сеченое сечется море чермное…» Эксапостиларий: «Чертог Твой». Бывают стихиры на хвалитех и на стиховне, славословие чтется. По «Благо есть», Трисвятом и «Отче наш», поется тропарь: «Егда славнии…» сугубая ектения и по возгласе и «Утверди, Боже…» читается Час первый, на котором тропарь и кондак Триоди и особенностью является чтение между богородичным паремии — «Пророчества Иеремиина», в которой пророк созерцает враждование старейшин иудейских против Христа, видит Его кротость и незлобие, с какими предает Он Себя в руки беззаконных и скорбь об них.

Часы 3–ий, 6–ый, и 9–ый совершаются просто, без пения, трехпсалмные с тропарем и кондаком Триоди, и к ним присоединяются Изобразительные, после которых отпуст.

Литургия св. Василия Великого соединяется с вечерней, на подобие того, как это бывает в навечерия Рождества Христова и Богоявления. Читаются три пророческие паремии, затем малая ектения, Трисвятое и дальше по ряду литургия, на которой, вместо Херувимской, вместо Причастна, во время причащения и вместо: «Да исполнятся уста наша…» поется: Вечери твоея тайная днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю тя; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Особый отпуст: Иже за превосходящую благость: (На этой же литургии, если есть необходимость, то заготовляются Св. Дары (запасные) для причащения больных).

После заамвонной молитвы в кафедральных соборах совершается Чин омовения ног. Архиерей царскими дверями выходит, никем не поддержим, без посоха, на облачальное место; перед ним один диакон несет Евангелие, другие два — лохань и рукомойник. Священники, сидя на Горнем месте, медленно читают 50–ый псалом. Протодиакон приводит попарно на середину храму 12 священников при пении 5–ой песни канона Великого четвертка. Все садятся, и все время сидят, даже при чтении Евангелия. Протодиакон произносит Великую ектению с особыми прошениями «О еже благословитися и освятитися умовению сему…» архиерей прочитывает молитву. Протодиакон читает Евангелие от Иоанна об умовении ног, во время чтения которого архиерей делает все то, что говорится в нем об Иисусе Христе, и умывает ноги всем 12 священникам, изображающим апостолов. Старший из священников изображает апостола Петра, и с ним у архиерея происходит диалог евангельскими словами. Архиерей сам доканчивает чтение Евангелия, в котором Господь объясняет значение совершенного им умовения. В заключение он читает молитву, чтобы Господь омыл всякую скверну и нечистоту душ наших.

На Страстной седмице совершается Мvроварение и освящение мvра. Прежде в России мvроварение происходило в Патриаршей ризнице, а освящение мvра в Московском Успенском соборе и в Киеве в Киево–Печерской лавре. Св. мvро употребляется: 1. при таинстве Мvропомазания, 2. при освящении нового храма — им помазывается антиминс, престол и стены и 3. при торжественном венчании царей на царство.

Великий пяток

В Великий пяток вспоминаются святые спасительные страсти Господа нашего Иисуса Христа, нас ради, волею претерпевшего оплевания, биения, заушения, досаждения и смерть на кресте. Ночь на Великий пяток положено поэтому проводить в слушании Евангелий о страстях Христовых. Повесть о страданиях Христовых излагается в хронологическом порядке в 12–ти чтениях, избранных из всех 4–х Евангелистов. Эти чтения происходят на всем протяжении утрени Великого пятка, которая совершается в Великий четверг вечером, по Уставу начинаясь во 2–ый час нощи, то есть в 7 часов вечера. Эта утреня носит поэтому особое называние: Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа. При каждом чтении Евангелия ударяют в колокол столько раз, какое по счету читается Евангелие. По прочтении 12–го Евангелия ударяют 12 раз и затем бывает краткий звон во все колокола. Чтение Евангелий все слушают с возженными свечами, которые зажигаются к каждому Евангелию. После каждого чтения поется: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Пред первым и последним Евангелием бывает каждение всего храма, начинающееся с середины храма. К чтению Евангелий выходит из алтаря иерей или архиерей, неся Евангелие на середину церкви, где оно полагается на аналое и остается до прочтения всех 12–ти чтений. Вынос Евангелия происходит после шестопсалмия, великой ектении и «Аллилуиа» при пении тропаря: «Егда славнии ученицы…» после чего совершается каждение всего храма. Царские врата все время остаются открытыми. Евангелия располагаются между песнопениями утрени. Между 1–м, 2–м, 3–м, 4–м, 5–м и 6–м Евангелиями положены по три антифона, малая ектения и седален. Во время каждого седальна иерей кадит св. алтарь и поэтому сидеть не полагается: «стояще поем я» — говорит Устав. Таким образом, чтением Евангелия на этой утрени как бы заменяется чтение кафизм. По 6–м Евангелии поются «Блаженны» с тропарями и затем произносится перед 7–м Евангелием Прокимен: Разделиша ризы Моя себе и об одежди Моей меташа жребий. Перед 8–м Евангелием читается 50–й псалом, и поется Трипеснец. По трипеснце и светильне: «Разбойника благоразумного…» читается 9–ое Евангелие. Затем поется «Всякое дыхание» со стихирами и читается10–ое Евангелие. Потом чтется Великое славословие (а не поется), Просительная ектения и 11–ое Евангелие. Следуют стихиры на стиховне и 12–ое Евангелие. Обычный конец утрени: «Благо есть», Трисвятое по «Отче наш», поется Тропарь: «Искупил ны еси от клятвы законныя», сугубая ектения и особый отпуст: «Иже оплевания и биения и заушения, и крест и смерть претерпевый…»

Первый час с утреней не соединяется.

Утром в Великий пяток «о втором часе дне», то есть по нашему в 7 часов утра, совершаются Царские часы, на которых бывает пение особых тропарей, читаются ветхозаветные пророчества о страстях Христовых, апостольские чтения и снова страстныя Евангелия, причем так, что на 1–м часе все повествование о страстях Христовых по Евангелисту Матфею, на 3–м часе — по Марку, на 6–м часе — по Луке и на 9–м часе — по Иоанну.

Дабы не нарушить строжайшего поста, который полагается в этот день, и из особого благоговения к Голгофской Жертве, которая принесена в этот день, литургия в Великий пяток вовсе не совершается, за редким исключением, только при совпадении праздника Благовещения, тогда совершается литургия св. Иоанна Златоуста.

Около третьего часа пополудни (по Уставу «о десятом часе дне»), когда Господь Иисус Христос испустил на кресте дух, совершается Вечерня. На ней читаются три паремии: из кн. Исход, в которой представляется Моисей, молящийся за преступный народ еврейский, как прообраз всемiрного Голгофского Ходатая; из кн. Иова, где изображается праведный Иов, после необычайных страданий увенчанный милостями Божиими, так же, как образ Божественного Страдальца, и из кн. Исаии, где в 53 гл. этот пророк, прозванный «ветхозаветным Евангелистом», так живо с трепетом прозревал уничижение Искупителя мiра. Затем читается Апостол — и послание ап. Павла к Коринфянам, где повествуется о Божественной Премудрости и силе, открывшихся в кресте Христовом, и, наконец, читается сборное повествование о страстях Христовых из трех Евангелистов — Матфея, Луки и Иоанна, и о погребении Христовом. Затем идут ектении сугубая и просительная, разделяемые, как и всегда молитвой: «Сподоби, Господи» и поются Стихиры на стиховне. При пении последней стихиры: «Тебе одеющагося светом, яко ризою», священнодействующий совершает каждение вокруг Плащаницы, изображающей Господа, положенного во гробе, которая лежит на престоле, обходя ее трижды. При пении же Тропаря: Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи, все священнослужители поднимают плащаницу на главы свои и выносят ее на середину храма северными дверями, полагая там на уготованном особом столе, который служит образом гроба. Для выноса плащаницы предстоятель облачается в полное облачение и несет под плащаницей Евангелие, которое потом полагается на плащанице. По положении плащаницы во гробе совершается трижды вокруг нее каждение и после этого произносится приличное случаю поучение. Затем говорится отпуст: «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения»… и все прикладываются к плащанице при пении стихиры: «Приидите ублажим Иосифа приснопамятного». Затем читается Малое повечерие, на котором поется Канон о распятии Господни и на плач Богородицы.

Если в Великий пяток случится Благовещение, то бывает литургия св. Иоанна Златоуста, соединяемая, по обычаю, с вечерней. Но в Типиконе не указано, когда совершать тогда вынос плащаницы, и на практике это решалось различно. В С. — Петербургской епархии было указано по окончании литургии, вслед за отпустом, петь стихиры на стиховне, положенные на вечерни Великого Пятка, причем в это время священнослужители переоблачались из праздничных риз в траурные, и плащаница полагалась на престоле и при пении «Благообразный Иосиф» выносилась, как обычно. Подобное же распоряжение дано было и митрополитом Филаретом Московским, с той лишь разницей, что стихиры на стиховне указано было петь по Заамвонной молитве.

Великая суббота

Богослужение Великой субботы это — благоговейное бдение над гробом Господним. В этот день воспоминается пребывание Господа во гробе и сошествие Его во ад. В 7–ый час нощи по Уставу, а по нашему около часа пополуночи совершается утреня Великой субботы. Ныне ее часто совершают в Великую пятницу с вечера. На ней после шестопсалмия, «Бог Господь» и тропарей: «Благообразный Иосиф…» дважды; Слава: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный…» И ныне: «Мvроносицам женам…» поется 17–ая кафизма: «Блажени непорочнии», причем за каждым стихом этой кафизмы поются или читаются краткие песнопения, называемые надгробными похвалами, в которых прославляется Господь умерший и погребенный. Это как бы надгробный плач над Божественным Мертвецом. При этом царские врата отверзаются, священнослужители выходят на середину храма, становятся перед плащаницею и совершается полное каждение всего храма, начиная с плащаницы. Это надгробное пение разделяется на три статьи, причем, после каждой, малая ектения и каждение. После третьей статьи поются Воскресные тропари: «Ангельский собор удивися…» Все стоят с возжженными свечами. Потом следует седален, 50–ый псалом и Канон Великой субботы: «Волною морскою», в котором изображается смятение неба и земли при виде своего Господа, лежащего во гробе, и объясняется значение крестной смерти, погребения Спасителя и сошествия Его во ад. При пении канона священнослужители уходят в алтарь. Предстоятель облачается в полное облачение, и после последней стихиры на Хвалитех при пении: «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» все вновь выходят на середину перед плащаницу, предстоятель возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и поется Великое славословие, во время которого бывает троекратное каждение гроба с плащаницей вокруг. При последнем Трисвятом, которое поется надгробным напевом, священнослужители подмелют плащаницу на главы свои, причем настоятель несет под Плащаницей Евангелие, и совершается крестный ход вокруг храма. Вернувшись в храм, плащаницу подносят к царским вратам, возглашается: «Премудрость прости» и затем при пении «Благообразный Иосиф» плащаница вновь полагается во гроб и совершается вокруг нее троекратное каждение. Это ношение плащаницы знаменует сошествие Господа по смерти во ад и неразлучное пребывание Его со Отцем на престоле. Вслед за тем церковные песнопения и чтения вселяют надежду на воскресение и происходит перелом в настроении молящихся. Читается тропарь пророчества и возглашается прокимен: Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас имене ради Твоего. Читается паремия из пр. Иезекииля о сухих костях, оживших среди поля, предрекающих воскресение мертвых, затем второй прокимен, опять воскресный: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца и читается Апостол об искуплении нас Господом Иисусом Христом от клятвы законныя и что Господь есть Пасха наша (1 Кор. 5, 6—8 в соединении с Гал. 3, 13—14). Возглашается Аллилуарий, напоминающий нам приближение Пасхи: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» со стихами, и читается Евангелие от Матфея то же, что и 12–ое св. страстей о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи. Затем произносятся ектении сугубая и просительная, отпуст и после него бывает целование плащаницы при пении: «Приидите ублажим Иосифа приснопамятного…» Присоединяется и Час первый.

Литургия св. Василия Великого совершается в Великую субботу позже всех других дней года, по уставу «о часе десятом дне», то есть после 3–х часов пополудни. До ее начала совершаются обычные часы 3–ий, 6–ый и 9–ый с Изобразительными с тропарями и кондаком Вел. субботы. Самая литургия начинается Вечерней, которая относится уже к следующему дню, то есть воскресению, а потому на ней с песнопениями Великой субботы соединяются торжественные песнопения воскресные, именно первые 4 стихиры на «Господи, воззвах» 1–го гласа. После «Свете тихий» прокимна не глаголется, а возглашается сразу: «Премудрость» и читается 15 паремий, в которых содержатся пророчества, касательно искупления рода человеческого, совершенного смертью Сына Божия. По прочтении 6–й паремии поется торжественно припев: «Славно бо прославися», а по 15–й паремии — припев песни трех отроков: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятаго, поется: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа, в память крещения оглашенных, которое приурочивалось в древности к Великой субботе. После чтения Апостола, объясняющего значение таинства, через которое мы спогребаемся Христу и совостаем вместе с Ним к новой безгрешной жизни для Бога, вместо обычного «Аллилуиа», поется со стихами 81–го псалма припев: Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех. Во время этого пения все священнослужители в алтаре извлачаются черных одежд и облачаются в белые одежды или в облачение воскресное. Точно также переоблачаются одежды на престоле, жертвеннике и на всех аналогиях так, чтобы ничего не оставалось в храме черного. Диакон в блестящей ризе является затем на середину храма, чтобы подобно Ангелу явившемуся при воскресении Христовом благовествовать о Воскресшем читает Евангелие от Матфея, которое возвещает о землетрясении, бывшем при гробе Господа и о Его воскресении, явлении женам–мvроносицам, бегстве стражей, подкупе их первосвященниками и о явлении Господа ученикам в Галилее с заповеданием идти научить вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Затем литургия вся идет своим обычным порядком — только, вместо Херувимской, поется особое песнопение: Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом… Как малый вход, так и великий бывают около плащаницы, перед ней же бывают все чтения и произносятся ектении. За «Достойно» поется ирмос 9 песни канона: «Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе…» Причастен: «Воста, яко спя Господь и воскресе спасаяй нас». После литургии бывает благословение хлеба и вина, (молитва читается та–же, что на Литии, но без упоминания — «пшеницы и елея»). Хлебы и елей освящаются для того, чтобы верующие могли подкрепиться, так как в древности после этой литургии, кончавшейся поздно (в Уставе сказано: «Долженствует же екклисиарх имети опасство, да егда скончавается литургия, будет час вторый нощи»), верующие уже не расходились по домам, а оставались в храме, слушая чтение книги Деяний Апостольских до самой пасхальной заутрени. По Уставу кн. Деяний должна быть прочтена вся до 4–го часа нощи, то есть до 10 часов вечера, когда положено начинать так называемую «Пасхальную полунощницу» — службу, которая в Типиконе не носит никакого названия и которая состоит из чтения предначинательных молитв, канона Великой Субботы: «Волною морскою», Трисвятаго по «Отче наш», пения тропаря: «Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный…» краткой сугубой ектении (как на Малой вечерне) и воскресного отпуста. Во время 9–ой песни канона священнослужители, покадив плащаницу, относят ее в алтарь и полагают на престоле, где она лежит до отдания праздника Пасхи.

Богослужения Цветной Триоди

Богослужения Цветной Триоди, или по–гречески Пентикостариона ??????????????, что значит буквально «Пятидесятник», начинаются днем Св. Пасхи и обнимают собой период времени, в течение которого прославляются три великих события: 1. Воскресение Христово, 2. Вознесение Господне и 3. Сошествие Святого Духа на апостолов. Весь этот период от греческого ?????????? называется Пятидесятницей. К этому добавляется еще празднование в честь Всех святых, которое завершает собою весь этот период в следующий воскресный день после праздника Сошествия Св. Духа, в просторечии именуемого «Троицыным днем».









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 92;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная