Лекции.ИНФО


Тема 10. Современные неорелигиозные движения и право



Феномен новых, нетрадиционных религий изучен ещё явно недостаточно. Студент должен учитывать, что, с одной стороны, эти религии рассматриваются как антигуманные, антиобщественные, вредные и чуждые интересам человека. С другой стороны, их представители часто воспринимают свою религию как единственный путь спасения человечества.

В новых религиях проповедуются равенство и братство, избавление от всех невзгод, вечное блаженство, рай на земле. Их характеризует четкая организация, жесткие моральные и поведенческие правила жизни, атмосфера сплоченности и взаимовыручки. В отличие от большинства традиционных религий, неорелигиозные движения развивают энергичную пропагандистскую деятельность. Каждый из верующих ощущает себя миссионером. При этом нередко используются такие формы социальной активности, которые находятся на грани (или за гранью) правовой нормы.

Деятельности некоторых неорелигиозных объединений в своих отношениях к «внешнему» миру присуща отмена норм морали и права. В сознании верующих «мы» часто ассоциируется с идеальными типами, а «они» – с реальным сообществом, которому гипертрофированно приписываются все универсальные человеческие пороки. Интересы отдельного верующего неорелигиозного движения часто понимаются как абсолютно идентичные интересам этого движения в целом. Вопросы же о том, насколько свободен при этом человек, в какой мере соблюдены его гражданские права, обычно даже и не задаются.

Студенту важно знать, что успех быстрого распространения неорелигиозных движений в России обусловлен и высоким уровнем используемых психологических технологий (техник обращения личности в группу, формирование покорности руководству, поддержания религиозного энтузиазма, дисциплины и т.д.). Этим они существенно отличаются от психотехник «старых» религий, обычно нацеленных не на ресоциализацию, тем более не на социальную дезадаптацию, а на гармонизацию личности в существующем социуме.

Многочисленность подобных движений обусловила их крайнюю неоднородность как с точки зрения их организационных особенностей, так и в области вероучения. Их вероучения, представляющие собой сочетания самых разнообразных религиозно-философских идей, по своему характеру эклектичны. Искусственное соединение идей из западных и восточных религий порой дополняется современными научными и паранаучными гипотезами. Облегчая ориентирование среди множества новейших религий, студенту необходимо классифицировать эти неорелигиозные движения. В основе классификации – базисные представления, в зависимости от следования которым каждую конкретную неорелигию относят к тому или иному направлению.

1. Неохристианское направление, как «новейший» вариант христианства, предлагает уникальную «богооткровенную» истину и единственный путь к спасению человечества. Как правило, это вероучение – продукт индивидуального творчества основателей данных направлений. Здесь особо выделяется «Церковь Богородицы» («Церковь Воскресающей Богородицы»). Её вероучение, направленное прежде всего против православной церкви, «отменяет» Священное Писание и Священное Предание, заменяя их своим «новейшем третьем заветом».

2. Неоориенталистское направление (лат. «ориенталис» – восточный) представляет собой восточные религии, пересаженные на почву Запада. Положение о том, что за иллюзорным существующим скрыта искренняя божественная природа, которая гармонична и справедлива, – общее для их вероучения. Используя различные способы медитации, они стремятся слиться с этой природой. Самое значительное из этих направлений в России – Общество сознания Кришны.

3. Сциентистское направление (лат «scientia» – знание, наука) формируется в недрах модернистских увлечений поисками теоретического знания. В данном направлении особо выделяется «Церковь сайентологии», созданная писателем-фантастом Хаббардом. Основы своего вероучения он изложил в книге «Дианетика: современная наука о душевном здоровье». Это синтез учений Фомы Аквинского, З. Фрейда и буддизма, которые окрашены «дианетикой» – созданной Хаббардом наукой о мышлении, или «сайентологией» (наукологией).

4. «Сатанинское» направление возвеличивает зло и насилие, проповедует общение с мистическими источниками зла: демонами и Сатаной. Вероучение и культ данного направления, своеобразного антипода христианства, построены на зеркальном отражении этой мировой религии. Их учение пронизано крайним индивидуализмом, прагматизмом, эгоизмом, культом силы.

Кроме этого, можно выделить и различного рода реабилитирующее религии древности неоязычество, и активно использующие разнообразные религиозные и оздоровительные элементы мистико-оздоровительные направления.

В овладении данной темой может помочь литература, рекомендованная к семинарскому занятию, а также соответствующие разделы, указанных в списке основной литературы учебников (№ 5, 6, 7, 9), дополнительная литература (№ 12, 16, 27),Можно воспользоваться и материалами Интернет-ресурсов (№ 4, 5, 8, 9, 22).

ЛИТЕРАТУРА

 

Источники

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (любое издание).

2. Коран (любое издание).

3. Элиаде М. Священные тексты народов мира. – М., 1998.

4. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»// СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 7666-7678.

 

Основная литература

5. Бажан Т.А., Старков О.В. Религиоведение для юристов. – СПб, 2007.

6. Введение в общее религиоведение: Учебник / Под ред. И.Н, Яблокова. – М., 2008.

7. Лобазова О.Ф. Религиоведение. – М., 2007[†].

8. Религиоведение / Под ред. М.М. Шахнович. – СПб, 2007*.

9.Религиоведение: учебн. пособие для студентов вузов / В.П. Павловский, Н.Д.Эриашвили, А.В. Щеглов. – 2-е изд. – М., 2010.

10. Торгашев Г.А. Основы религиоведения. СПб., 2004.

 

Дополнительная литература

11. Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». – М., 1999.

12. Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. – СПб, 1997.

13. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. – М., 2004.

14. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., Ростов-на-Дону, 1999.

15. Воейков Н.Н. Церковь, Русь, и Рим. – Минск, 2000.

16. Дворкин А.Л. Сектоведение. Таталитарные секты. Опыт систематического исследования. – Н.Новгород, 2000.

17. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М., 1990.

18. Зюбанов Ю.А. Христианские основы Уголовного кодекса Российской Федерации: Сравнительный анализ норм УК РФ и Священного Писания. – М., 2007.

19. Иоанн, митрополит. Русская симфония. Очерки русской историософии. – СПб, 1998.

20. Касторский Г.Л. Мировые религии и преступность. – СПб, 2001.

21. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. – СПб, 2007.

22. Куницын А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. – М., 2000.

23. Кураев, диакон. Трудное восхождение: о протестантизме в современной России // Новый мир. 1993. № 6.

24. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1994.

25. Максуд Р. Ислам. – М., 2000.

26. Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. – М., 2005.

27. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России: «Круглый стол» // Вопросы философии. 1996. № 12.

28. Пилкингтон С.М. Иудаизм. – М., 1999.

29. Пчелинцев А.В. Свобода религии и права верующих в современной России. – М., 2007.

30. Религиозные объединения, свобода совести и вероисповедания: нормативные акты, судебная практика. – М., 2001.

31. Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций: Сборник правовых актов с комментариями. – М., 1996.

32. Старообрядчество: светское и церковное законодательство. XVII-XVIII вв. – Арзамас, 2001.

33. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. – М., 1986.

34. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. – М., 1998.

35. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990.

36. Томпсон М. Восточная философия. – М., 2000.

37. Томпсон М. Философия религии. – М., 2001.

38. Цыпин В., протоиерей. Каноническое право.- М., 2009.

39. Шапошников Е.Л. Государственно-церковные отношения в России в XX – начале XXI века. – Н.Новгород, 2007.

40. Эррикер К. Буддизм. – М., 1999.

41. Янг Дж. Христианство. – М., 1999.

 

42. Альжев Д.В. История и теория религий. Конспект лекций. http://narod.ru/disk/13752097000/271489.zip.html

43. Гараджа В.И. Религиоведение. http://sferaznaniy.ru/religiovedenie/ religiovedenie-garadzha-v-i.html

44. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2000. http://bookucheba.com/pravoslavie-religiy-vostoka-knijnyiy-dom.html

45. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: Социология и психология религии. http://sferaznaniy.ru/religiovedenie/religiovedenie-sociologiea-i-psixologiya-religii-samygin-s-i-nechepurenko-v-n-polonskaya-i-n.html

46. Религии мира: словарь-справочник, 2009. www.piter-hress/ru/book.phtml?97838800466

 

47.Байдаров Е.У. и др. Роль традиционных религий в противодействии экстремизму и терроризму. Алматы, 2011. http:// bookucheba.com/otnosheniya-mejreligioznie/rol-traditsionnyih-religiy-hrotiodeystvii460.html

48. Барановский В.А., Иванов Ю.Н. Иудаизм, 2008. http://bookucheba.com/iudaizm-knigi/iudaizm.html

49. Иванов Ю.П. Православие, 2008. http://bookucheba.com/pravoslavie-religiy/pravoslavie. html

50. Рашкова Р. Католицизм, 2009. www.piter-press.ru/book.phtml?978591180552

51. Ревункова Н. Протестантизм, 2007. www.piter-press.ru/book.phtml?978546901656

52. Сурженко Л.А. Буддизм. http://bookucheba.com/buddizm-knigi/buddizm-minsk-384.html

53. Ханников А.А. Ислам. http://bookucheba.com/islam-knigi/islam.html

 









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 71;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная