Лекции.ИНФО


О блаженстве праведных и казни злых.



По воскресении из мертвых праведники наследят вечный живот; а грешники осудятся на вечное наказание.

Вечный живот, которой получат праведники за свою непорочную веру, есть блажен нейшее состояние непрестаемыя радости. Сия радость будет истинная, твердая и величайшая. Проистекать она будет из двух источников, то есть, из разума и воли. В разуме будет самый чистый свет богопознания. Видим бо ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу 1. Корин. гл. 13. ст. 12. и узрим его, яко же есть. Откроется тогда ясно высочайшее и треблаженное Божество со всеми своими безконечными и прекрасными совершенствами. А в сем пресветлом Божия премудрости зерцале усмотрим и прочия вещи в своих совершенствах столько, сколько созданный наш разум вместить может. А в воли совершенная будет святость и ничем не смущаемая тишина. Ибо Спаситель церковь свою представить обещался тогда в славе, неимущу скверны или порока, или нечто от таковых. Ефес. гл. 5. ст. 27. Почему чрез сии два великие союзы блаженный столь тесно соединится с Богом, что Бог будет в нем, а он в Боге, будет как бы другой некий Бог, будет обожен; или по Павлову слову 1. Корин. гл. 15. будет Бог всяческая во всех. То есть: он будет разуму свет, сердцу веселие и тишина, очам радость, вкусу сладость, приятность ушам; он будет телу красота, пища и одежда: он будет всяческая во всех. Тогда исполнится пророчество Исаино гл. 51. ст. 11. Приидут в Сион с радостию и веселием вечным: на главе бо их и веселие и хвала и радость приимет я: отбеже болезнь, печаль и воздыхание. В дополнение присноживущия радости сея будет наше сожитие с чистейшими Ангелами, с Пророками, с преславным Апостольским ликом, с торжествующими мучениками, с увенчанными преподобными и со всеми праведными духами. Их обращением будем веселиться, услаждаться беседою, играть от шума празднующих. Но все сие заключить надобно Павловым словом: око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим его. 1. Корин. гл. 2. ст. 9. Сие есть праведных награждение. А грешники, кои упрямыми были истинны и веры презрителями, и всю жизнь в злодеяниях и в нераскаянии прожили, отвержены будут на веки от Бога, от крайняго онаго добра и от Создателя своего, и лишатся всей надежды милосердия его: опровержены будут в горестнейшее состояние, в сожитие с демонами, на место печали, болезни, скрежета зубов, неумирающих червей, неугасающаго огня, на место непрестающаго мучения. И тогда-то исполнение свое получит Христово слово: идут сии (грешники) в муку вечн ую; праведницы же в живот вечный. Матф. гл. 25. ст. 46.

Оправдившеся убо верою, мир имамы к Богу Господем нашим Иисус Христом, имже и приведение обретохом верою в благодать сию, в ней же стоим: и хвалимся упованием славы Божия. К Рим. гл. 5. ст. 1.

Здесь заключается все, что надлежит до веры и надежды, первейших Христианских добродетелей.

ЧАСТЬ ТРЕТИЯ

О ЗАКОНЕ БОЖИИ.

Вера без дел мертва есть.

В Символе содержится учение о вере и надежде; следует предложение о любви, чрез которую преждереченныя добродетели совершаются, и которая есть основанием добрых дел и благочестнаго жития. Никто не может сомниться, что творение добрых дел христианину есть необходимо нужно ко спасению. Ибо во первых сам Божий закон, обещания земныя и небесныя за добродетель, а наказания и угрожения за преступление Божиих заповедей, требуют от нас жития с святою Божиею волею сходнаго. Не всяк бо глаголяй ми, Господи, Господи! внидет в царствие небесное: но творяй волю Отца моего, иже есть на небесех. Матф. гл. 7. ст . 21. Второе, тая благодарность, какою мы одолжены, за искупление нашему дражайшему Спа сителю, сильно обязывает нас ко исполнению его святых повелений. Ибо он с тем с небес сошел, воплотился, страдал и умер, чтоб нас искупив и очистив зделать исправнейшими и ревнительнейшими к добродетели; а наипаче, что в сем благих дел подвиге сам он своею благодатию нам помогать обещался. Сие разсуждение есть Павлово, который так пишет к Рим. гл. 6. ст. 2. Иже умрохом греху, како еще жити будем в нем? или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть его крестихомся? ст. 6. Сие ведяще, яко ветхий наш человек с ним распятся, да упразднится тело греховное, яко к тому не работати нам греху. Почему неисправно живущий Христианин и обращение свое к Богу подозрительным делает, и веру свою опорочивает, и благодать Христову пренебрегает, и сам себе ко спасению делает препятствие. А хотя по высокому учению Павлову к Галат. гл. 2. ст. 16. Не может оправдиться человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою; однако сие не только делание благих дел не отвергает, но еще паче утверждает. Ибо подлинно человек обращаяся к Богу, и представляя самого себя пред суд его, ничего в себе не находит добра, но паче должен признать себя быть достойна гнева его; следовательно в та ком тесном случае не имеет он инаго убежища ко оправданию своему, как токмо веру или сердечное упование на Иисуса Христа, который за наши умер грехи и заслужил нам милосердие небеснаго Отца: однако оправдившийся верою и приняв благодатныя Духа Святаго силы неотменно обязуется засвидетельствовать свое обращение плодами любви, и содействие благодати употреблять на творение благих дел. О сем Апостол очень ясно написал к Ефес. гл. 2. ст. 8. Где оправдание приписуя вере, добрая дела поставляет за нужное из того следствие.Благодатиюесте спасени чрез веру: и сие не от вас: Божий дар. Не от дел, да ни ктоже похвалится. Того бо есмы творение создани во Христе Иисусе на дела благая. Присем знать надобно, в каком разуме написал Апостол оныя премудрыя слова. К Рим. гл. 6. ст. 14. Несте под законом, но под благодатию. И в гл. 7. ст. 6.Ныне упразднихомся от закона, умерше, им же держими бехом. Не должно думать, акиб Апостол сими словами отвергал Божий закон; да не будет. Но дает нам чрез то знать 1.) Что истинно верующий не находит себя под игом закона, который грешника поражает проклятием. 2.) Что христианин по немощи хотя и согрешит, благодать строгости закона его не отдает, но принимает его покаяние и оставляет грех.

Что есть закон?

Добрых и худых дел различие показывает нам Божий закон.

Закон есть правило предписывающее, что человек делать и что не делать должен. Почему доброе дело есть то, которое сходно с законом; а худое, которое с оным несходно. Доброе дело иначе называется добродетель; а худое, порок, грех, беззаконие. Сие правило определяющее добрых и худых дел различие, должно дано быть от самаго Бога. Ибо един Бог есть тот, который от самой вечности безпогрешительно узнает истинное добро и истинное зло: а притом, добрыя дела творить и убегать худых должен человек по совести; но един Бог обязать может совесть человеческую. Почему все человеческие законы не иначе обязывают, разве по елику сходны с законом Божиим, и на нем каким ни есть образом основание свое имеют.

§. 3.

Закон Божий написан у всякаго на сердце; и он же содержится в десяти заповедях от Бога Моисею данных; кои суть следующия: Исход, 20.

(а) Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе Бози инии, разве мене.

(в) Не сотвори тебе кумира, ни всякаго подобия, елико на небеси горе, и елико на земли низу, и елико в водах и под землею, да не поклонишися им, и да не послужиши им.

(г) Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

(д) Помни день субботный святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, а день седьмый суббота Господу Богу твоему.

(е) Чти Отца твоего и Матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земли.

(s) Не убий.

(з) Не убий. Не прелюбодействуй.

(и) Не укради.

(ф)Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

(и) Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего скота его, ни всего, елико ближняго твоего.

Всяк человек в сердце своем напечатанный имеет закон, то есть, способность к различению добра от зла. Так например, сколькоб кто груб ни был, знает, что Бога почитать, любить и его на помощь призывать есть добро: также почитать родителей, благодарным быть пред благодетелями и другаго не обидеть есть похвально. А напротив хулить Бога, и другаго обижать, есть худо. Ибо сие все в мысли своей впечатленное имеют: чтоб то не делать другим, чего не хочем себе. И сей закон называется естественный, природный и врожденный: а разсуждение собственное о себе, производимое по основаниям закона сего, зовется Совесть: которая увеселяет за доброе душу, а за злое угрызает; и сие увеселение, есть естественное и не изменяемое за добродетель награждение; а угрызение, естественное за порок наказание. О законе сем пишет Апостол к Рим. гл. 2. ст. 14. Языцы не имуще закона естеством законная творят: сии закона не имуще сами себе суть закон, иже являют дело закона написано в сердцах своих споспешествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим или оправдающим.Естественный закон со изъяснением изображен в десятословии Моисеевом, или в десяти заповедях данных от Бога Моисею. Известно бо из Священной истории, что Бог избрав Израиля или Иудеев потомков Авраамовых в собственный себе народ, и отменным образом управляя его, хотел дать знать всему свету свои судьбы. Он ему чрез избраннаго своего Моисея дал закон, который был тройственный: Обрядовый, Гражданский и Нравоучительный. Обрядовый был о священнодействиях и обрядах Иудейския церкве, которые обряды понеже были проображением и руководством благодати Евангельския; то всяк видит, что они, следовательно и весь обрядовый закон, по пришествии Спасителевом, сам собою должен престать. Гражданский закон предписывал правила, по которым гражданство Иудейское управлять себя было должно. Сей закон обязывал токмо один Иудейской народ. Нравоучительный закон содержит в себе правила о должностях к Богу, к ближнему и к самому себе. И сей закон есть непременный и веч ный. Ибо всех человек всегда к исполнению своему обязывает. Сей нравоучительный писанный закон есть ясное естественнаго закона изображение; для того, что нет в нем ни одного правила, о истинне котораго самая совесть человека не уверяла бы. А чтоб знать, что побудило Бога естественный закон изобразить писанием, для сего должно памятовать оное бедное и развращенное состояние, которому подверг человека грех. Ибо мы видели, что человек Евангельскою благодатию непросвещенный, потемненное имеет понятие о Боге и о добродетели, по природной к худому склонности часто свои погрешности извиняет, и не редко добронравие порочными, а злонравие похвальными именами прикрывает: например кротость боязливостию, благочестие суеверством, неукротимую, безразсудную смелость великодушием почитает. Почему Бог предупреждая превратныя человеческия мнения благоволил свой закон изъяснить писанием, дабы в нем как в зеркале всяк, что делать и что не делать надобно, всегда усматривал.

§. 4. Что есть основание закона?

Весь закон и все заповеди утверждаются на двух основаниях, на любви к Богу и любви к ближнему.

В десятословии Моисеевом содержится десять заповедей, из которых первыя четыре учат, как любить Бога: другия шесть, как любить ближняго. Сие разделение подтвердил сам Спаситель, когда на вопрос Фарисеев воспомянул две заповеди, любовь к Богу и к ближнему; а потом заключил; в сих обоих заповедях весь закон и Пророцы висят, то есть, содержатся. Матф. гл. 22. Да и подлинно кто любит Бога и ближняго, тот вся исполняет заповеди. Ибо кто всем сердцем любит Бога, тот усердно ему служит, прославляет его имя, и все времена, все случаи употребляет к оказанию знаков своего благочестиваго почитания верьховному существу. Так же кто любит истинно ближняго, тот не отдаст ли всякому должное почтение, откажется ли в нуждах ему подать помощь; а уже как дерзнет вещь принадлежащую другому присвоить себе, или коснуться с обидою другаго жизни или чести словом или делом, или и самою мы слию? До сего и подобнаго истинная любовь допустить никаким образом не может: и потому любовь называется исполнение закона и союз совершенства.









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 41;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная