Лекции.ИНФО


Повиноваться великому Государю.



2) Великаго Государя, яко перваго по Боге правителя, сердцем любить и высокое воз давать ему почтение, повиноваться его воли и повеления его исполнять с усердием без роптания, дань давать доброхотно, о здравии его и благоденствии молиться Богу, а во время нужды за честь его и здравие против неприятелей, бунтовщиков и изменников ниже самыя щадить жизни. Несть бо власть, аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть. Тем же противляяйся власти, Божию повелению противляется. Рим. гл. 12. А Государей должность есть промышлять о спокойстве и благополучии подданных своих, смотреть, чтоб правосудие было наблюдаемо, и наглые преступники наказываемыб были, чтоб власти духовныя и гражданския в своей должности исправно пребывали: добрых награждать, а неисправно злых наказывать, и во всем представлять себя отцем пекущимся о детях своих. Также иметь подвиг о благочинии церкве, и оную от презрителей и ругателей защищать, распространять учения, и оными подданных своих просвещать к благочестию. Ибо Дух Святый у Исаии гл. 49. ст. 23. Правоверных Государей называет Кормителями церкве.

Также правителям духовным и гражданским.

3) Повиноваться правительству духовному и гражданскому, любить их без лицемерия, защищать их честь, являться пред ними с учтивостию, и самыя их оскорбления сносить с благим сердца терпением. Но властей духовных долг есть наставлять людей на путь спасения и учить добрым нравам; а гражданских, делать правосудие, и смотреть, чтоб подчиненные им были в деле своем исправны.

Любить учителей и благодетелей.

4) Любить учителей и благодетелей, и быть всегда пред ними благодарным, то есть, во всяких нуждах им вспомоществовать, и во всяких случаях принимать их с благоприветливою ласкою.

Почитать рабам господ.

5) Рабам своим господ бояться страхом сыновним, служить им верно без лености, повиноваться им без роптания, но и самыя их строптивости сносить терпеливо, не красть, но добро господское как собственное свое хранить, и при всяких случаях их честь и имя защищать. А господа рабов должны содержать как отцы, наставлять закону и добронравию, содержать в довольстве, излишними работами их не отягощать, с своих крестьян несносных по датей не брать, и наказывать умеренно с намерением исправления их, а не для насыщения свирепаго своего сердца, и всегда памятовать оное Апостольское увещание. Кол. гл. 4. ст. 1. Господа! правду и уравнение рабом подавайте, ведяще, яко и вы имате Господа на небесех.

6) Сия же заповедь повелевает любить нам и ближняго своего, то есть, со всяким человеком обходиться искренно, ласково, учтиво, снисходительно, быть щедру и милостиву; а милосердия действие есть алчущаго накормить, жаждущаго напоить, нагаго одеть, больнаго и в темнице сущаго посетить, страннаго любовно принять, от обиды другаго защитить, или употребить старание в пользу его. Суть еще действия милосердия духовныя; а именно, другаго от греха отвесть, невежду в законе и благочестии наставить, подать добрый совет, других обиды не только терпеливно снести, но и простить оныя, и о всякаго спасении молиться милосердому Богу. Понеже от исполнения сея заповеди мир и польза человеческаго рода зависит, то Бог обещает особливыя благословения тем, которые исполняют искренно сию заповедь.

Кто против сей заповеди согрешает, изъяснять нужды нет. Ибо все, которые предписанныя должности не исполняют, суть преступники заповеди сея: а в преступлении сем следующия заключаются греховныя дела: родителем непокорение, упрямство, роптание, неверность, бунт, измена, самолюбие, честолюбие, сребролюбие, скупость, немилосердие, грубость, гордость, презрение, осуждение, соблазн, и прочие подобные пороки.

§. 9.

Пятая заповедь требует, чтоб мы родителям своим, а под именем их во первых великому Государю, правительству духовному и гражданскому, учителям и благодетелям, господам и старшим достойное отдавали почтение и повиновение, да и всякому человеку искреннюю любовь.

В кратких словах состоит сия заповедь; но великую в себе содержит силу. Она требует.

1) Родителей своих почитать: а почтение сие состоит в том, чтоб их любить от сердца искренняго, поступать пред ними с учтивостию, повиноваться их воли, и без их благословения никакого важнаго дела не начинать, их погрешности и оскорбления терпеливо сносить, при всяком случае защищать их честь, и за их воспитание и благодеяния до смерти к ним пребывать благодарным: и сие благодарствие оказывать им чрез всякое возможное вспомоществование; а наипаче когда они придут в скудость и престарелость. А родители должны детей своих кормить и хранить их здравие до совершеннаго возрасту, воспитывать их в страхе Божии, и не подавать самими собою соблазнительных примеров, изыскивать добрых учителей, обучать закону и прочим наукам по склонности их, и промышлять им доброе жития состояние: так же не весьма сурово и жестоко с ними поступать, но иногда великодушным снисхождением исправлять их погрешности; ибо Апостол велит родителям не раздражать чад своих, да не унывают, Кол. гл. 3. ст. 21. А притом до самой смерти должны они детям своим быть первые и добрые советники.









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 48;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная