"Бог – это существо, вечноживущее, свободное от каких-либо ограниченийвремени или пространства. В Своём существовании (или сущности) Он отличаетсяот нас и от всего остального творения, и, следовательно, непознаваем полностью"
(Брэй, 110).
A. Сущность Бога: невидимый, личностный, живой Дух
Бог есть Дух
Иоанна 4:24: “ Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться вдухе и истине”.
“Бог – бесконечный и совершенный Дух, в Котором всё находит свойисточник, свою поддержку и конец” (Стронг, 52)
a. “Дух” – это не атрибут, а субстанция
1) Не состоит из физической материи
Луки 24:39 “Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам;
осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как
видите у Меня”.
“Называя Бога духовным существом, я имею в виду, что Оннематериален, Его сущность чиста, утончённа, проста: в Нём нетделения на тело и душу, на органы или части” (T.Ватсон).
2) Недоступен для прямого восприятия человеческими чувствами
Грудем: “Бог существует как Некто, не состоящий из материи, не
имеющий ни частей, ни измерений, Его невозможно различить
нашими телесными органами чувств, и Его существование более
совершенно, чем любой другой вид существования” (188).
b. Необъятность
3 Царств 8:27: “Небо и небо небес не вмещают Тебя” (ср. Деян. 17:24-28)
1) Если Бог есть дух, и Бог бесконечен, тогда Он необъятно огромен
2) Бог безграничен в пространственном измерении
ПРИМЕЧАНИЕ: Необъятность можно отличить от вездесущности:
c. Вечность
Псалом 89:3 – “...и от века и до века Ты – Бог”
Римлянам 14:25 – “...по повелению вечного Бога...”
* Бог бесконечен во времени
1) Первая точка зрения: Бог вечен вне времени
a) Ее придерживались различные философы и богословы: Пифагор, Плотин, Платон, Августин, Фома Аквинский, Шлейермахер,Чарльз Ходж
b) Бог – причина и создатель времени – не имея ни начала, ни конца, независимый ни от какого течения времени.
c) Бог живёт вне времени, Его существование не связано с последовательностью событий
d) Боэций: “Вечность – это полное обладание сразу всей вечной жизнью”.
e) Конечно, время для Бога – объективная реальность, и Бог знает различие между прошлым, настоящим и будущим.
f) Но Бог видит прошлое и будущее так же ясно, как и настоящее, потому что Сам существует вне времени.
“...С точки зрения Бога, любой самый продолжительный период времени воспринимается как нечто, только что происшедшее. А любой очень краткий период времени (такой, как один день) воспринимается Богом так, словно он длится вечно: в Его сознании он никогда не перестает быть «нынешним»” (Grudem,172).
Проблемы:
· Если Бог находится вне времени, должен ли Он также быть иполностью неизменным?
· Может ли вневременное существо быть личностью? Говорить,радоваться, скорбеть, иметь личные отношения с другимисуществами, реагировать на что-либо?
· Как Иисус мог жить на земле во времени и при том бытьвечным Логосом на небесах вне времени? И так ли это было?
2) Вторая точка зрения: Бог вечен во времени
a) Точка зрения Джона Файнберга (Feinberg), Роберта Реймонда (Reymond), и сторонников открытого теизма
b) Бог всегда был и всегда будет
c) Но Бог существует во времени
d) Последовательность событий так же характерна для Бога, как идля людей
e) Бог знает Свои мысли до, во время и после последовательности
f) Подтверждение
i) Утверждения Библии, говорящие об участии Бога в последовательности событий.
ii) Последовательность в мыслях Бога:
“Если содержание Божьего сознания всегда включает всё, что Он знает, и если Он знает всё, что вневременное существо может знать, не будет ли это значить, что у Бога всегда одна и та же мысль, а именно, что Он всегда думает обо всём сразу, и что в Его мыслях никогда не происходит никакого движения?” (Feinberg, 429).
iii) Общение:
“Если все члены Троицы в равной мере всеведущи (что действительно так), и если в сознательных размышлениях любого из Них невозможна последовательность, то все Трое всегда имеют ту же мысль, которую Они всегда думают, причем эта мысль в точности такая же, как и у двух других
членов. Но каким образом тогда возможно общение?” (Feinberg, 430).
2. Бог есть невидимый дух – 1 Тим. 1:17; 6:16
a. Мы никогда не сможем видеть сущность Бога.
b. Как тогда объяснить тексты, где сказано, что люди видели Бога?
1) Быт. 32:30; Исх. 3:1-6; 24:9-11; 33:11; Ис. 6:1-5; Дан. 3:25; 7:13-14
2) Сравните с Иоанна 1:18a
3) Объяснения: Христофания (явления предвоплощённого Христа);видели Божью славу; образы/символы в видениях.
4) Файнберг: “Эти тексты говорят о том... что хотя по сущности Богесть Дух, это не мешает Ему являть Своё присутствие с помощьюнекоего физического феномена, через который Его присутствиестановится заметно тем, кто видит или слышит этот феномен. И этоне так уж удивительно, поскольку Бог, Творец материи и духа,конечно же, способен предоставить материю, необходимую для
проявления Своего присутствия” (Feinberg, NoOneLikeHim, 220).
c. Если Бог невидим, как мы можем и должны представлять себе Его? (Заповеди)
3. 3. Бог есть невидимый, личностный Дух
Личностный – т.е обладающий строением и свойствами личности.
a. Самосознание – Исх. 3:14
Исход 3:14 – “Бог сказал Моисею: «Я есмь Сущий»” (буквально «Я естьтот, кто Я есть». – Перев.)
b. Разум – Рим. 11:33
Знание: восприятие фактов
Понимание: осознание смысла фактов
Мудрость: применение знания и понимания
Римлянам 11:33-34 – “О, бездна богатства и премудрости и веденияБожия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо ктопознал ум Господень? Или кто был советником Ему?”
1) Мудрость в творении
Псалом 103:24 – “Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё
соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих”.
2) Мудрость в плане спасения
1 Коринфянам 1:24-25 – “для самих же призванных, Иудеев и
Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что
немудрое Божие премудреечеловеков, и немощное Божие сильнее
человеков”.
c. Самоопределение (целенаправленная личность) – Еф. 3:11
Ефесянам 3:11 – “по предвечному определению, которое Он исполнил во
Христе Иисусе, Господе нашем”
d. Эмоции[1] – 1 Иоан. 4:7; Еф. 4:30
1 Иоанна 4:7 – “Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что
любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога”.
Ефесянам 4:30 – “И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы
запечатлены в день искупления”.
4. Бог есть невидимый, личностный, живой Дух
а. Он Сам – источник жизни, и ничто вне Его.
b. Он – единственное самосуществующее существо.
с. Он обладает разумом, чувствами и волей.
d. Сама Его сущность подразумевает существование. Ему не обязательно
нужно хотеть этого.
1 Фессалоникийцам 1:9 – “Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели
мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу
живому и истинному”
Иоанна 5:26 – “Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал
иметь жизнь в Самом Себе”.
B. Святость – качество или природа Бога?
Святость: отделённость Бога
a.Этимологически, по-видимому, основная идея “святости” – отсечение,отделение.
“Некоторые связывают его с ассирийским словом, означающим чистоту,безупречность; большинство же современных ученых склонны считать,что основная идея – это отсечение или отделение. Этимология не даетоднозначного ответа, но идея отделения лучше всего подходит кразличным значениям, в которых употребляется слово ‘святость’” (J.C.Lambert, ISBE, 3:1403).
1) Ветхий Завет: «святость» (qodeŝ)
a) В культуре древнего Ближнего Востока: зачастую божественное противопоставляется человеческому
b) Это слово в форме существительного "несет в себе главную идею о том, что характеризует Божью природу или действия и отличается от обычного и мирского " (NIDOTTE 3:879)
c) Лев. 10:10 – "чтобы вы могли отличать священное отнесвященного и нечистое от чистого "
2) Новый Завет: «святой» (hagios/hagiazō)
a) "качество, присущее предметам и людям, которые могутприближаться к Богу" (BAGD, 9)
b) Отец свят (Иоан. 17:11)
c) Сын свят (Мар. 1:24; Лук. 1:35)
d) Дух свят (повсюду в Писании, особенно в Рим. 1:4)
b. Два оттенка смысла святости:
1) Святость в смысле Божьего величия
a) Бог отделён от всего творения и превосходит всё, и это необязательно касается только нравственных вопросов.
Исаия 57:15 – “Ибо так говорит Высокий и Превознесённый, вечно Живущий,– Святой имя Его: «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смирённых и оживлять сердца сокрушённых»”.
b) Согласно Библии, идея “отделённости”, или “божественности”, или “неприступности”, или даже “инаковости”, вполне очевидна в Ветхом Завете.
Многие богословы признают, что главный аспект впонятии святости – не нравственная чистота, абожественность, непохожесть.
c) “Святость – это те самоочевидные качества Бога, которыевыделяют Его среди других существ. Этот термин со временемстал неразрывно связываться с Божеством (Ис. 5:16, cр. 19, 24).Таким образом, говорить о святости Бога значит говорить о Егобожественности. Именно святость отличает Бога от всеготворения (Иез. 40:25, 26). Это качество отделяет Его от людей (1Цар. 2:2), от ангелов (Иов. 15:15) и других так называемыхбожеств (Исх. 15:11). Богабсолютноуникален” (Roy Beacham,“The Purification Ritual: A Preliminary Study,” Unpublished paper,Grace Seminary, 1985, с. 22-23).
2) Святость в смысле нравственной чистоты
a) Бог нравственно отделен от всего и превосходит все по чистоте.
b) В отношении к Яхве в Ветхом Завете этот термин имеет более богатый смысл, чем в отношении к языческим божествам.
Псалом 88:36 – “Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?”
c) Впоследствии понятие святости стало ассоциироваться с соответствием людей Божьим требованиям.
d) В конечном счёте, святость стала обозначать отделение от нравственной нечистоты, то есть, нравственную чистоту.
1 Петра 1:15-16: “...но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте
святы во всех поступках. Ибо написано: «Будьте святы, потому что Я свят»”.
e) Следовательно, многие богословы признают, что святость применительно к Богу не означает нравственную чистоту в дополнение к ‘божественности’, непохожести. “Святость – это особое качество Бога, характеризующее Его как уникальное существо и отделяющее Его от всего тварного и мирского; это качество применимо как к бытию, так и к характеру Господа. … Его бытие характеризуется несказанным величием. … Его характер – бесконечной чистотой” (G.Vos, BiblicalTheology, 267).
3) Как Его величественная святость (не нравственная), так и Его чистаясвятость (нравственная) отражена в Пс. 98.
a) Величественная святость – ст. 1-5
b) Чистая святость – ст. 6-9
с. Вывод: Таким образом, Божью святость лучше рассматривать отдельно от Егопрочих атрибутов.
“Воспринимая Божью святость в таком ключе, нетрудно увидеть, что этоне отдельное свойство в ряду других свойств, а нечто всеобъемлющее,что относится ко всем характеристикам и проявлениям Бога, равносвятого как в Своей благости и благодати, так и в своей праведности игневе” (G. Vos, BiblicalTheology, 267).