Лекции.ИНФО


Шестое заседание клуба. Разучивание групповых упражнений тремя девочками и девушками



В нашей стране женские группо­вые упражнения — тройки вошли в программу соревнований одновремен­но с женскими парами в 1973 году. И на первом же чемпионате мира 1974 года наши девушки из Тольят-


ти Тамара Дубровина, Людмила Гу­ляева и Татьяна Саблина одержали уверенную победу.

Накануне чемпионата старший тренер сборной команды СССР Ген­надий Карпович Казаджиев большин­ству из наших акробатов дал уста­новку на победу. Но дойдя до жен­ских пар и троек, он по-дружески сказал: «Вы не расстраивайтесь, ес­ли медалей вам не достанется. Спра­шивать по большому счету с вас по­ка рановато».

Как же возникла тройка, сумев­шая за неполный год опередить спорт­сменок Польши, Болгарии, ФРГ, за­нимавшихся этим видом долгие годы? Руководители спортивной акробатики страны обратились к ведущим трене­рам с просьбой приступить к подго­товке троек. На эту просьбу отклик­нулся Виталий Александрович Грой­смен, у которого была группа дево­чек, успешно выступающих в чемпи­онатах СССР по акробатическим прыжкам. Дубровина, Гуляева и Саб­лина, по его расчетам, с задачей мог­ли справиться.

Девушки любили своего «Виталь Саныча», были исполнительны, усерд­ны, . но в ответ на его предложение составить тройку буквально взбунто­вались. «Зачем эта затея?— думали девочки.— Ведь по прыжкам мы вхо­дим в сильнейшую десятку страны и одними из первых стали выполнять двойное сальто... Стать мастерами спорта и начинать все сначала?» Ви­талий Александрович мог бы насто­ять, потребовать, но он понимал, что в таком деле нажимом и приказом не добьешься цели: союз тренера и спортсменов должен быть доброволь­ным. «Хорошо, девочки,— сказал он,— не будем спешить с решением, но вы хорошо подумайте над словами «хо­чу» и «надо», а заодно припомните, как однажды вы выступали перед больными».

А девочки и не забыли того слу­чайного акробатического представле­ния пятилетней давности. Их трени­ровки иногда проводились на поляне в лесу. Домой они возвращались обычно все вместе — провожали Ви­талия Александровича. По дороге


Тамара Дубровина, Людмила Гуляева, Татьяна Саблина

продолжали делать рондаты, фляки, перевороты. Так веселой шумной ва­тагой подошли они к больнице. Слы­ша ребячьи голоса, больные, устав­шие от своих недугов, пораскрывали окна и с радостью наблюдали за сме­лой детворой. Послышались аплоди­сменты и просьбы выполнить что-либо еще. Именно тогда, видя, как светятся радостными улыбками лица больных, ребята впервые поняли, что акробатика приносит радость не толь­ко им, но и тем, кто смотрит их вы­ступления, кто в трудные военные годы лишен был возможности зани­маться спортом, а в жестокой битве добивался такого права для них.

...Началась изнуряющая работа над освоением пирамид, согласован­ностью, составлением и совершенст­вованием музыкальных композиций с известным хореографом Виктором Ивановичем Сергеевым. Две, а иног­да и три тренировки в день выдер­живали Тамара, Людмила и Татьяна. Это и позволило им бороться на рав­ных с соперницами из Польши и Бол­гарии, а мастерская прыжковая под­готовка, их знаменитые двойные пи­руэты, выполняемые исключительно четко и синхронно, позволили им вый­ти на первое место.

В настоящее время тройки стали самым массовым и популярным ви­дом спортивной акробатики. Стрем­ление девушек заниматься в тройках объясняется тем, что в программу со­ревнований входят интересные, раз­нообразные и вполне доступные мо­сты, шпагаты, поддержки, стойки, пи-



рамиды и акробатические прыжки.
Все эти упражнения чередуются с
элементами художественной гимна­
стики и выполняются с музыкальным
сопровождением. Такие упражнения,
называемые музыкально-акробатиче­
скими композициями, развивают у за­
нимающихся гибкость, ловкость, кра­
соту движений, музыкальность — все,
что так привлекает девушек и что
крайне необходимо для их физическо­
го и эстетического развития. •

Разучивание групповых упражнений девочками

Правильный подбор состава трой­ки по росту и весу позволит избежать лишних напряжений в тренировках. Нижняя и средняя могут быть оди­накового роста и веса или с разницей в 5—8 кг. Верхняя должна быть легче нижней на 10—20 кг. Но это условие не обязательно. Так, дваж­ды чемпионки мира, о которых я вам сегодня рассказывал, были почти одинакового роста и веса (фото):

159 см 54 кг 158 см 48 кг 157 см 48 кг

Тамара Дубровина Людмила Гуляева Тагьяна Саблина

Во время самостоятельных заня­тий в группах нередко возникают не-


нужные разговоры и споры. Чтобы избежать их, выберите ответствен­ную, которая будет следить за вы­полнением намеченных заданий. У акробатов эту роль принято возлагать на нижнюю, так как ей удобнее сле­дить за качеством выполнения уп­ражнений иза безопасностью верх­ней.

Занятия тройки состоят обычно из трех частей: разминки, индивидуаль­ных или вольных упражнений, пар­ных или групповых упражнений. Большую часть программы юноше­ских разрядов составляют пирамиды, с которых мы и начнем знакомство с упражнениями для трех девочек. Выполнять их будут Зоя, Нина и Галя.

Пирамиды

Построение пирамид и их разру­шение программой соревнований и правилами не обусловливаются. Уча­стницы тройки сами избирают удоб­ные для них способы, но судьи в хо­де соревнований оценивают легкость, четкость, быстроту и красоту дей­ствий тройки. Фиксировать завер­шенную пирамиду следует не менее 4 сек. За каждую недостающую се­кунду судьи уменьшают оценку на 1 балл.


 



Рис. 149

 




Рис, 150

 


 


Пирамиды, завершаемые поддерж­ками под живот на ступнях нижней.

Последовательность разучивания (рис. 149):

а) поддержка под живот на ступ­
нях нижней с помощью средней, сто­
ящей на колене;

б) то же, но средняя в наклоне
назад стоя на коленях;

в) то же, но средняя делает мост,
опираясь на согнутые руки нижней;

г) то же, но средняя в положении
полумоста, опираясь руками и лопат­
ками на руки нижней;

д) верхняя в поддержке кольцом,
держась руками за голени нижней,
средняя в стойке на лопатках.

Поддержки шпагатом. Последовательность разучивания и указания к выполнению (рис. 150):

а) шпагат на руках нижней и
средней с их поддержкой за руки.
Выполняется прыжком с одновремен­
ным разведением ног поддержкой за
руки;

б) шпагат на плечах партнерш,
сидящих на пятках. При построении
нижняя и средняя помогают верхней,
поддерживая ее за руку и под ногу;

в) переход нижней и средней в
полушпагат;

г) шпагат на плечах партнерш,
стоящих в колене. Построение: верх­
няя становится на колено впереди
стоящей партнерши, затем ставит го­
лень на плечо сзади стоящей и, нако­
нец, на плечо впереди стоящей. Ниж­
няя и средняя поддерживают верх­
нюю за руку, а свободной рукой по­
правляют ногу. Эту пирамиду можно
выполнить и прыжком. Продолжая
удерживать верхнюю в шпагате, ниж-


няя и средняя могут опуститься в шпагат на полу.

Поддержки на руках.

Варианты пирамид (рис. 151):

а) поддержка иод бедра. Из стой­
ки ногами на плечах средней, кото­
рая стоит на колене, верхняя проги­
бается, ложась бедрами на руки ниж­
ней, стоящей в выпаде;

б) поддержка под живот на ру­
ках. Средняя стоит на полу, опира­
ясь лопатками о ступни поднятых ног
нижней, и удерживает под живот
верхнюю. При построении пирамиды
верхняя становится вначале на бедра
средней.

Пирамиды, завершаемые мостами.

Последовательность разучивания

и указания к выполнению (рис. 152):

а) два моста. Нижняя лежит на
спине согнув ноги, верхняя и сред­
няя делают мосты, опираясь на коле­
ни нижней. Для усложнения мосты
выполняются на одной ноге;

Рис. 151

б) три моста. Нижняя делает
мост на полу, верхняя и средняя сто­
ят на полу, а руками опираются на
бедра и грудь нижней;



Рис. 152

в) мост на бедрах. Из поддержки
на бедрах нижней верхняя наклоняет­
ся назад до опоры руками на бедра
средней. Нижняя и средняя поддер­
живают верхнюю одной рукой;

г) мост из поддержки на бедрах.
Из поддержки на бедрах нижней
верхняя делает мост наклоном на­
зад, опираясь руками на бедра сред­
ней, делающей мост на полу или на
плечи средней, сидящей в шпагате;

д) эти пирамиды можно услож­
нить, выполнив мост на одной ноге;

е) мост на плечах и руках. Сред­
няя держит верхнюю на плечах, верх­
няя, наклоняясь назад, делает мост,
опираясь на руки нижней. Нижняя
и средняя удерживают: сидя на пят­
ках, в полушпагате, стоя.

Пирамиды, завершаемые равнове­сиями.

 

Последовательность разучивания и указания к выполнению (рис. 153):

а) равновесие на бедре нижней,
стоящей в полуприседе, с опорой ло­
патками о ступни поднятых ног сред­
ней;

б) равновесие стоя на коленях
соединенных и согнутых ног нижней,
лежащей на спине, с поддержкой
средней, стоящей в равновесии;

в) равновесие на соединенных ру­
ках нижней и средней, стоящих на ко-


 

лене. Соединение рук: правой рукой взяться за свое левое предплечье, ле­вой— за предплечье партнерши. То же, но нижняя и средняя стоят прямо;

г) равновесие на плече нижней. Нижняя сидит на пятках, средняя сто­ит на ее бедрах, верхняя делает рав­новесие, стоя на плече нижней, с под­держкой за руки средней.

Пирамиды со стойками.

Последовательность разучивания и указания к выполнению (рис. 154):

а) стойки на полу с поддержкой.
То же, но стойки полушпагатом;

б) стойка на полу с поддержкой
средней, стоящей на бедрах нижней;

в) то же, но средняя в наклоне на­
зад;

г) стойка плечами на руках лежа­
щей нижней с поддержкой средней,
стоящей на коленях;

д) то же, но средняя опирается ло-




 


Рис. 153

Рис. 154



патками о ступни поднятых ног ниж­ней, верхняя — в стойке шпагатом с поддержкой; е) стойка на бедрах нижней, стоя­ щей в полуприседе, с опорой лопат­ ками на ступни средней; ж) стойка на коленях нижней и средней, стоящих в выпаде, с их под­ держкой за пояс; з) стойка плечами на руках ниж­ ней, опираясь на руки средней. Верх­ няя делает стойку с плеч средней, нижняя и средняя сидят на пятках.

I.

II.

III.

Рис. 155

Рис. 156 104









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 158;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная