Расценка элементов
I. Пирамида: нижний лежит на 10,0 спине, ноги подняты; средний — в полуприседе, опираясь лопатками на ступни нижнего; второй средний — в стойке плечами на руках нижнего с опорой на его колени; верхний — в стойке на коленях среднего, который поддерживает за пояс (рис. 168) II. Пирамида: нижний лежит на 10,0 спине; средний — в полуприседе за головой нижнего лицом к нему; второй средний — на бедрах среднего (полуколонна); верхний — в стойке плечевым хватом на руках нижнего с поддержкой второго среднего (рис. 169) III. Исходное положение — средние в полуприседе боком друг к другу, верхний — лицом к средним в 2—3 шагах от них; нижний — за средними (рис. 170):
1. Верхний — броском средних 2,0
под ступни прыжок вверх-вперед
через них, приземляясь перед
нижним с его поддержкой за
руки
2. Верхний —прыжком встать на 1,0
бедра нижнего, отклониться
назад
3. Верхний — соскок на пол, пе 2,0
рекат назад в упор на лопатки
подняв ноги и броском нижнего
за голени полупереворот назад
4. Верхний — прыжок вверх-на 2,0
зад на соединенные руки средних
5. Верхний — сальто назад в
группировке из седа с поддерж
кой средних во время призем
ления
Ну вот, ребята, мы и разобрали упражнения всех видов акробатики. К
Рис. 170
нашей общей радости, мы с Андреем Ивановичем видим, что программа III разряда доступна для вас. Чтобы выполнять ее более качественно, на следующем заседании клуба мы рассмотрим правила судейства акробатических упражнений, а затем проведем учебные соревнования (прикидку). Акробатам, отлично справившимся с программой III юношеского разряда, мы подготовим новые, более сложные и интересные задания.
Восьмое заседание клуба. Изучение правил соревнований и организации судейства
Знание правил соревнований помогает избавиться от многих ошибок, поэтому советую очень серьезно отнестись к их освоению.
В каждом виде спорта имеются свои правила выполнения упражнений, за соблюдением которых внимательно следят и участники, и судьи.
Например, при прыжках в длину существует одно главное правило, запрещающее переступать линию отталкивания. Прыжок легкоатлета, переступившего ее хотя бы на несколько миллиметров, даже не замеряется. Вместе с тем судьи совершенно не принимают во внимание длину разбега, его скорость, красоту или устойчивость приземления. Совсем иной подход судей к оценке акробатических прыжков: если акробат после выполнения сальто хотя бы слегка коснулся пола рукой или коленом, сальто считается невыполненным. Кроме того, оценке подлежит не только упражнение в целом, но и каждое отдельное движение или поза. Если спортсмен не освоит особый, гимнастическо-акробатический, стиль выполнения движений, он не сможет получить высоких оценок.
Для гимнастического стиля характерны четкие и выразительные движения, легкое и свободное исполнение. Освоение стиля можно сравнить с приобретением почерка: у первоклассника, научившегося ровно и четко писать палочки и буквы, будет в дальнейшем более красивый почерк, чем у того, кто не добился совершенства в чистописании. Изменить почерк или стиль в дальнейшем почти невозможно. Не случайно так много внимания уделяют учителя четкости и правильности письма в первые годы обучения, а тренеры — точности в выполнении движений.
Как же вам вырабатывать гимнастический стиль и контролировать себя? Доступнее всего обоюдная проверка друг друга — взаимообучение. Каждый из вас должен знать основы техники разучиваемых упражнений, своевременно подмечать отклонения от правильного выполнения и добиваться исправления замеченных ошибок. Легче всего осуществлять такой контроль на простейших положениях и элементах. При переходе к более сложным упражнениям происходит то же самое, что и при письме: научившийся красиво писать буквы так же хорошо напишет и слова, состоящие из них, а хорошо освоивший простейшие элементы и упражнения сохранит
этот стиль и во время выполнения более сложных упражнений.
Судейство вольных упражнений
Упражнения III юношеского разряда оценивают двое или трое судей. Максимальная оценка за исполнение— 10 баллов. При любом отклонении от образцового выполнения из этой суммы производятся сбавки:
— за мелкие ошибки —0,1 балла,
— за значительные —0,3 балла,
— за грубые — 0,5 балла.
— за невыполнение элемента — полная его стоимость.
Мелкие ошибки: неточности в положении тела, рук, головы, ног; недостаточно оттянуты или разведены носки ног; не полностью выпрямлены ноги или разведены колени; переступания одной ногой или незначительные колебания для сохранения равновесия.
Значительные ошибки: неплотная группировка при кувырках и перекатах, при выполнении равновесия нога ниже уровня головы; незначительное сгибание тела в стойке на лопатках; прыжок сделан неточно или с потерей равновесия до двух шагов.
Грубые ошибки: отсутствие группировки в перекатах, кувырках; мост с согнутыми руками и ногами, значительное сгибание тела в стойке на лопатках; отсутствие прогибания в равновесии; потеря равновесия с тремя переступаниями или шагами; удержание равновесий и мостов менее 3 сек.
Ошибки невыполнения: дополнительная опора рукой или коленом при кувырках, перекатах, мостах, стойках, равновесиях; подсказывание или помощь со стороны; удержание стоек, равновесий или мостов менее 2 сек.
При судействе парных и групповых упражнений кроме перечисленных ошибок могут быть нарушения согласованности движений. Если судьи заметят, что один из партнеров отстает или спешит, то сделают следующие сбавки:
0,1 балла — за неодновременное
выполнение отдельных элементов в пределах до 1 сек.;
0,3 балла — за отставание или опережение в отдельных элементах на 2—3 сек.;
0,5 балла — за несогласованное выполнение всего упражнения.
Каждый судья самостоятельно подсчитывает сумму сбавок за все допущенные ошибки и вычитает эту сумму из 10 баллов. Свою оценку он показывает участникам, зрителям и другим судьям. Окончательную оценку выводит старший судья: при двух оценках складывает их и делит пополам, при трех — отбрасывает высшую и низшую, а среднюю оставляет как окончательную.
Думаю, что это не так сложно, и предлагаю попробовать. Галя будет выполнять упражнение, а Саша, Петя и Аля судить. Саша — старший судья. Вот вам оценочные книжки с цифрами, обозначающими целые и десятые доли балла. Галя, выйди на исходное положение, стань лицом к судьям в стойку «смирно» и после разрешения старшего судьи начинай упражнение. Закончив его, также повернись к судьям, а потом уходи. Судьи, будьте внимательны!
Теперь приготовьте оценки и все вместе покажите их по команде Саши. Показали: 9,1; 9,1; 9,2. Саша, покажи окончательную оценку. Правильно— 9,1 балла.
Сейчас упражнение выполнит Аля, оценивать будут Петя и Галя. Петя, ты старший судья. Вызывай.
— Для выполнения вольных уп
ражнений вызывается Аля Мосоши
на, — объявил Петя.
После того, как Аля выполнила упражнение, Петя скомандовал:
— Оценки приготовить. Показать!
9,0; 9,3. Окончательная оценка 9,15
балла.
Петя справился с задачей, да и все ребята, вероятно, поняли принцип выведения оценок.
Судейство прыжков
Осуществляется по тому же принципу и с теми же сбавками, но имеет некоторые особенности. Середина до-
рожки во время соревнований отмечается линией, являющейся ориентиром точности выполнения упражнений для участников и судей. Края ограничиваются двумя боковыми линиями, расстояние между которыми равно 1,5 м. Если участник, выполняющий упражнение, сместился за боковую линию, ограничивающую ширину дорожки, то все прыжки, исполненные за ее пределами, не засчитываются. Если при выполнении упражнения, состоящего из трех элементов, последнее заканчивается за линией, оценивать такое упражнение следует из 5,5 балла, даже в том случае, если оно сделано без заметных ошибок.
И еще. Упражнения, состоящие из нескольких элементов, должны выполняться в заданном темпе или с его ускорением. При полной остановке участника в какой-либо части упражнения все элементы, выполненные после остановки, не засчитываются.
Специфичные ошибки прыжков.
Мелкие (0,1 балла): незначительное сгибание или разведение ног и рук; незначительная потеря темпа или отклонение от средней линии; небольшой шаг или подскок при приземлении; небольшие отклонения в технике выполнения переворотов и поворотов.
Значительные (0,3 балла): значительное сгибание или разведение ног и рук; большой шаг (выпад) или два переступания при приземлении; значительная потеря направления (отклонение до ограничительной линии); значительная потеря темпа движения; значительные отклонения в технике выполнения элементов.
Грубые (0,5): потеря темпа, близкая к остановке; пробежка в три и более шага после приземления; сход за ограничительную линию одной рукой или ногой; приземление на согнутые ноги или мах согнутыми ногами при переворотах; небрежное исполнение упражнения.
Судейство парных и групповых упражнений
Участники парных и групповых упражнений обязаны:
ИЗ
а) выступать в единой спортивной
форме;
б) одновременно и четко выходить
на ковер и уходить с него после вы
полнения упражнений;
в) выполнять упражнения III юно
шеского разряда точно в соответст
вии с записью: без изменений, допол
нений, перестановок и пропусков эле
ментов;
г) все балансовые элементы (под
держки, упоры, стойки, равновесия)
фиксировать по 3 сек., пирамиды в
тройках — по 4 сек., в четверках — по
5 сек.
Мелкие ошибки (сбавка 0,1 балла): неточные положения тела, головы, рук или ног; недостаточно четкие и уверенные движения; дополнительные перехваты руками или переступания ногами; перекаты с пяток на носки или незначительные смещения партнеров; недостаточно оттянутые или разведенные носки и колени; вынужденный шаг при соскоке или потере равновесия.
Значительные ошибки
(сбавка 0,3 балла): несогласованные действия партнеров; значительное напряжение при выполнении элементов, колебания при выполнении балансовых упражнений; два вынужденных шага при потере равновесия или в
соскоке; небрежный выход или уход с ковра.
Грубые ошибки (сбавка 0,5 балла): потеря равновесия с гремя и более переступаниями или шагами; время удержания балансовых элементов— до 2 сек.; чрезмерное напряжение, сгибание ног, сильные колебания, легкое касание о пол или партнера при потере равновесия.
Ошибки невыполнения (сбавка — полная стоимость элемента) :
Время удержания балансовых элементов — менее 2 сек.; дополнительная опора о пол или партнера; полное искажение элемента или замена одного элемента другим. Сбавка за каждую недостающую секунду при фиксации пирамид в тройках и четверках — 1 балл.
За ошибки, допущенные в кувырках, переворотах, сальто, делаются те же сбавки, что и при выполнении прыжков и вольных упражнений.
А сейчас проведем учебные соревнования. Первыми выступают пары. Женские пары будет судить тройка, а смешанные и юношеские — трое из четверки. Прошу участников сделать разминку, а судей приготовить карточки на каждую пару по следующей форме:
Личная карточка
участника соревнований по акробатике на первенство_
Разряд________ Пол_______
п/п | Фамилия, имя | Год рождения | Организация | Вид акробатики |
2 3 4 | Климова Галина Мосошина Альбина | 1970 1971 | Школа № 1 » | Женская пара » |
Сумма баллов 36,5 114 |
Упражнения | Оценки судей | Окончательная оценка | ||
старшего | 1-го | 2-го | ||
I обязательное II » III » IV вольное | 9,1 9,2 8,8 9,3 | 9,0 9,2 9,1 9,4 | 9,3 9,1 9,0 9,2 | 9,1 9,1 9,0 9,3 |
Место _1_ |
Подписи судей_________________________________
Итак, начинаем. У нас две пары девочек, две смешанные и две юношеские. Зоя Максимова, ты старший судья. Вызывай. Полученные оценки заноси в карточку и выводи окончательный балл. В то время как ваша бригада готовит, показывает и выводит оценку, Сергей Лисовский вызовет и начнет оценивать со своей бригадой упражнения юношеских и смешанных пар.
Судьи! Вы должны одинаково строго и справедливо оценивать и друзей, и товарищей, и незнакомых вам спортсменов. Таков долг каждого спортивного судьи.
Итак, пары выполнили все упражнения. Девочки, выступающие по прыжкам, приготовьтесь к соревнованиям, а мальчики будут оценивать ваши прыжки. К выполнению упражнений готовятся также тройка и четверка. Тройку будет оценивать женская пара, а четверку — Саша, Петя и Витя. Участникам размяться, судьям приготовить карточки участников соревнований. В заключение соревнований будут выступать мальчики по прыжкам, а оценивать их будут девочки (в официальных соревнованиях участник не может быть судьей, поэтому взаимное судейство не разрешается).
* * *
Друзья, подведем итоги учебных соревнований. Мы с Андреем Ивановичем даже не ожидали таких высоких результатов. Спасибо, ребята! Вы хорошо подготовились и удачно выступили во всех видах акробатики, а участникам пар мы даже решили дать более сложные упражнения для тренировок и участия в показательных выступлениях. Их освоение вплотную приблизит наши пары ко II юношескому разряду, а участие в показательных выступлениях придаст уверенность в своих силах, выдержку и спокойствие, которые пригодятся на соревнованиях.
О подготовке к соревнованиям и показательным выступлениям мы поговорим на следующем заседании клуба.
Девятое заседание клуба. Подготовка к соревнованиям и показательным выступлениям
Друзья, наступил период непосредственной подготовки к соревнованиям. В это ответственное время на протяжении 1—2 месяцев акробаты должны:
1) постепенно сокращать время
разминки и цодготовки к выполне
нию комбинаций, так как правилами
соревнований к каждому очередному
упражнению разрешается готовиться
5—7 мин.;
2) выполнять комбинации в целом,
а не по элементам (частям). Нача
тое упражнение проделывать до кон
ца даже в тех случаях, когда произо
шел срыв или случайная остановка,
так как в соревнованиях предостав
ляется только одна попытка на каж
дое упражнение;
3) замечать и исправлять свои
ошибки и ошибки товарищей по
команде. Объяснение ошибок должно
быть предельно кратким (назвать
только 1—2 главные ошибки), при
чем в доброжелательной (необидной)
форме;
4) в парах и группах репетировать
четкий выход и уход. Выполняя уп
ражнение, не переговариваться и не
делать замечаний друг другу. При
неудачных исполнениях в первую оче
редь найти и признать свои ошибки,
а потом ошибки партнера.
Более качественной подготовке к соревнованиям способствуют показательные выступления. Их участники привыкают к присутствию зрителей, непривычной обстановке, освещению и т. д. Нередко в показательных выступлениях акробаты выполняют по 2—3 комбинации подряд и увеличивают время удержания пирамид, стоек, равновесий и поддержек, что развивает специальную выносливость и повышает надежность выступления в соревнованиях.
Нельзя забывать и о других, не менее важных сторонах показательных выступлений. Они служат украшением спортивных, пионерских и других праздников, демонстрируют силу и ловкость тренированного челове-
ка; вовлекают в ряды спортсменов-акробатов широкие массы юношей и девушек.
В подготовке к соревнованиям или показательным выступлениям нет мелочей. Иногда свалившийся тапочек, размотавшийся эластичный бинт, расстегнувшийся крючок или молния вызывают неожиданный смех в зале, и спортсмен начинает допускать ошибки.
Однажды я был свидетелем казуса, который произошел с одной малоопытной парой из-за плохо пришитой пуговицы. Это случилось во время концерта, проходившего в текстильном техникуме. Верхним в паре был шестиклассник школы № 40 Володя Свистунов, отличавшийся исключительной гибкостью, на которой и был построен номер.
Молодой конферансье, захотевший, вероятно, рассмешить зрителей, а возможно и случайно, объявил номер так: «Выступает пара акробатов: студент Владимир Павлов и ученик школы сорок Свистунов». Зал загрохотал от хохота, причина которого оставалась непонятной акробатам, которые уже вышли на сцену и вынуждены были переждать. Пара начала выступление с нескольких несложных стоек и перешла к выполнению одного из необычных и интересных упражнений: верхний делал кольцо в положении поддержки под живот, а нижний трижды прокручивал его вперед в этом положении на прямых руках. Обычно первое и второе вращения зрители смотрят затаив дыхание, а на третьем непременно начинают хлопать. И вдруг вместо аплодисментов зал вновь взрывается громом хохота, и прежде, чем акробаты сообразили, в чем дело, занавес закрылся, и ведущий объявил, что в связи с техническими неисправностями на сцене номер временно прекращается. Это усилило смех, так как технической неисправностью была оторвавшаяся пуговица, без которой широкие шелковые шаровары легко соскользнули с пояса.
Володя отличился не только гибкостью, но и невозмутимостью. Он взял услужливо предложенную булав-
ку, быстро заколол брюки, и акробаты вновь предстали перед развеселившейся публикой. Выступление продолжалось успешно: зрители не жалея ладоней подбадривали понравившихся акробатов, но в финале, когда Володя начал делать мост на прямых руках партнера, захватив руками свои ноги, булавка не выдержала напряжения и расстегнулась. «Трюк» с падением шелковых шаровар с пояса на колени повторился, а зрители, даже самые неулыбчивые, вновь были охвачены приступом смеха. Если бы аналогичная история произошла на соревнованиях, то невнимательность спортсмена отразилась бы на результатах всей команды, так как в подобных случаях вторая попытка участникам не дается. Так что будьте аккуратны и внимательны!
Как выступать и что показывать
Юные акробаты обычно считают, что интересными могут быть показательные выступления только мастеров спорта или акробатов, близких к этому званию. Это мнение глубоко ошибочно. Если через несколько месяцев занятий начинающий легко сделает шпагат, он получит не меньшее одобрение зрителей, чем мастер спорта, выполнивший сальто в шпагат. Но для того, чтобы выступления понравились зрителям, необходимо выполнить ряд условий.
1. Программа выступлений долж
на быть разнообразной и представ
лять несколько, а если это возможно,
то и все виды акробатики.
2. Вольные упражнения, парные
композиции, прыжки, пирамиды троек
и четверок в программе должны че
редоваться.
Рис. 171
3. Показательные выступления будут восприняты с большим интересом, если их проводить с музыкальным сопровождением. В последние годы спортсмены-акробаты используют для соревнований и показательных выступлений магнитофонные записи. Это доступно и вам, ребята. Сделайте их
сами или с помощью родителей, соблюдая следующие правила: музыка должна быть без слов, записана на отдельной кассете, с одной стороны, на одной дорожке, со скоростью 19 м в минуту. На кассете указывают вид акробатики, фамилии выступающих и номер упражнения (рис. 17),
4. Чтобы привлечь внимание зрителей, начните программу с интересного группового выступления, а далее расставьте номера так, чтобы их сложность и интерес возрастали. За время, необходимое для смены кассет, объявите исполнителей номера и рас-
скажите об успехах их в спорте, учебе или общественно полезном труде.
Выступления в различных видах акробатики строятся следующим образом:
— в акробатических прыжках участвует вся группа занимающихся. Они
прыгают один за другим по 2—4 раза, делая различные упражнения в быстром темпе (под музыку типа галоп);
— пары выполняют два-три уп
ражнения программы своего разряда
или одну-две композиции, специаль
но составленные для показательных
выступлений. С ними вы познакоми
тесь чуть позже;
— тройки и четверки делают по
4—6 пирамид из упражнений своего
разряда или дополнительных, с кото
рыми вы уже знакомы;
— вольные упражнения III юношеского разряда можно показывать как в одиночном, так и в групповом исполнении, дополняя их различными равновесиями, стойками, упражнениями на гибкость и др. При подготовке к групповому исполнению следует особое внимание уделить согласованности движений всех участников.
Для вольных упражнений, пирамид и парных композиций используйте плавные, напевные мелодии.
Рис. 172 |
Композиции пар девочек
I. И. п. — лицом друг к другу в 5—6 шагах (рис. 172):
1. Колесо навстречу друг другу, встать
соединив руки.
2. Фронтальное равновесие с захватом
ноги под пятку, подняв ее вверх-в
сторону.
3. Нижняя ■— с поворотом направо встать
на левое колено; верхняя ■— держась
за руки партнерши, встать левой но
гой на ее правое колено, прогнуться,
согнуть свободную ногу назад.
4. Нижняя — переход в полуприсед ноги
врозь; верхняя — встать на обе ноги.
5. Нижняя — сгибая ноги, сесть и лечь
на спину, удерживая верхнюю.
6. Верхняя — равновесие на левой ноге.
7. Нижняя — поочередно подставляя но
ги, перевести верхнюю в поддержку
под живот.
8. Обе — отвести руки в стороны.
9. Верхняя — встать и за руки поднять
партнершу.
10. Обе — кувырок назад на колени, про
гнуться с полуповоротом (нижняя на
лево, верхняя направо).
11. Принять основную стойку.
II. И п. — лицом друг к другу, соединив руки (рис. 173):
Рис. 173 (Продолжение на стр. 121) 120 |
1. Нижняя — в полуприседе; верхняя-—
стать на ее бедра, прогнуться, оття
гиваясь назад.
2. Верхняя — равновесие на правой.
3. Верхняя — приставить ногу, отводя ле
вую руку в сторону.
4. Нижняя — перехватиться руками за
бедра верхней.
5. Верхняя — наклон назад до опоры ру
ками на пол.
6. Верхняя — перейти в стойку на полу
полушпагатом с поддержкой нижней.
7. Верхняя — опуститься на пол в полу
шпагат; нижняя—равновесие держась
за руки верхней.
Л
Рис. 173 |
8. Нижняя — выпрямиться с поворотом
кругом; верхняя — стать на колени.
9. Верхняя — мост на коленях; нижняя —
мост, опираясь на бедра нижней.
10. Обе — выпрямиться, кувырок вперед на левую ногу, правая вперед, стать на правую, левая сзади на носке, правая рука вперед, левая вверх, левая вниз-назад.
III. И. п.—лицом друг к другу в 3—4 шагах (рис. 174):
1. Обе — равновесие соединив одну ру
ку.
2. Обе — кувырок назад в полушпагат:
верхняя левой, нижняя правой вперед.
3. Обе — кувырком вперед стойка на ло
патках.
4. Нижняя — перекатом вперед лечь на
спину, согнув ноги; верхняя — перека
том вперед встать.
5. Верхняя — стойка плечами на руках
с опорой о колени нижней.
6. Верхняя — развести ноги в шпагат.
7. Верхняя — перекидка вперед на одну
ногу и поворот кругом.
8. Нижняя — кувырок назад на колени.
9. Верхняя — равновесие на плече ниж
ней с поддержкой за руки.
10. Верхняя — сход на пол через упор на руках.
11. Обе — прогнуться, соединить руки; верхняя — оттянуться вперед; нижняя — назад.
12. Обе — выпрямиться и встать с поворотом налево.
Рис. 174 |
Рис. 175 |
Композиции для смешанных пар
I.И. п. — лицом друг к другу в 2 шагах (рис. 175):
1. Верхняя —равновесие на правой с
захватом левой за голень или колено;
нижний — поддерживает левой рукой,
стоя в выпаде левой вперед.
2. Верхняя — выпрямиться; нижний — ку
вырком вперед лечь на спину, ноги
поднять.
3. Верхняя — толчком ног поддержка под
живот на ступнях.
4. Верхняя — переход в стойку плечами
на руках нижнего с поддержкой ру
ками за голени.
5. Верхняя — развести ноги в шпагат.
6. Верхняя — опереться коленом о ступ
ню нижнего, руки в стороны.
7. Верхняя — прогибаясь, перекидка впе
ред с помощью нижнего и поворот
кругом.
8. Верхняя — через упорна руках встать
на колени согнутых ног нижнего; ниж
ний — встать, удерживая партнершу
на коленях.
9. Верхняя — равновесие согнув ногу; ниж-
ний — поддерживает за руки, стоя в выпаде.
10. Нижний — взяться руками за пояс
верхней и поднять ее на прямые ру
ки в поддержку под спину.
11. Нижний — опустить партнершу на пле
чо, присесть и поставить ее на пол;
верхняя — шагом вперед колесо.
12. Оба — повернуться направо, основная
стойка.
II. И. п. — лицом друг к другу, нижний—в выпаде правой вперед, руки соединены скрестно (правая с правой, левая с левой) (рис. 176):
1. Верхняя — равновесие на правой, сги
бая левую назад, прогнуться.
2. Верхняя — вход на плечи нижнего сбо
ку с одновременным поворотом нале
во.
3. Оба — руки в стороны.
4. Нижний — соединить руки с партнер
шей и поворот налево; верхняя — рав
новесие на левой.
5. Верхняя — через упор на руках сход
на пол.
6. Верхняя — перекидка назад в стойку
на полу с поддержкой нижнего за но
гу.
7. Нижний — взяв партнершу за пояс,
поднять ее в стойку на коленях, при
няв положение полуприседа.
8. Верхняя — стойка кольцом одной.
9. Верхняя — соединить ноги; нижний —
поднять партнершу на плечо, поддер
живая ее под живот.
10. Нижний — подбросить партнершу вверх
и поймать ее на предплечья в поддерж
ку под спину; верхняя — во время толч
ка сделать поворот кругом.
11. Верхняя — прогнуться до опоры рука
ми о пол и через стойку на руках
стать на ногу.
Рис. 176 (Продолжение на стр. 123)
III. |
IV. |
Рис. 177 |
Рис. 176
12. Нижний — стать на правое колено, верхняя—опираясь правой рукой на левую руку партнера, сделать шпагат, опираясь правой ногой на руку и колено нижнего; оба — встать в основную стойку. И. п. — лицом друг к другу (рис. 177):
1. Верхняя — придерживаясь руками за
плечи или запястья партнера, прыгнуть
вверх-вперед в поддержку под живот
на прямых руках партнера.
2. Верхняя — руки в стороны.
3. Нижний — полуприсед: верхняя — стать
на бедра партнера, придерживаясь за
его плечи.
4. Оба — соединить руки за запястья,
прогнуться.
5. Оба —отвести руку в сторону.
6. Нижний — перехватиться руками за
бедра партнерши; верхняя— прогнуть
ся в полумост.
7. Верхняя — перейти в стойку на полу
полушпагатом с поддержкой нижнего
за голень или носок.
8. Верхняя — стать на ноги; нижний —
поворот кругом и лечь на спину.
9. Верхняя — стать на кисти рук нижне
го, положенные на пол у плеч, и пры
гнуть вверх; нижний — выпрямить ру
ки, удерживая партнершу под ступни.
10. Нижний — согнуть руки и поднять
прямые ноги; верхняя — равновесие на
правой ноге с поддержкой руками или
рукой за ступни партнера.
11. Верхняя—сход вперед, опираясь на
ноги нижнего.
12. Верхняя — наклоном назад лечь на
ступни партнера.
13. Верхняя — опираясь на согнутые руки
нижнего, через стойку на руках стать
на ноги на пол и прыжком через упор
на руках стать на колени согнутых
ног нижнего.
14. Нижний — стать в полуприсед, удер
живая партнершу на коленях.
15. Верхняя — сесть на плечо партнера,
поддерживающего за руки, согнуть ле
вую ногу.
16. Верхняя — сход на пол; оба — поворот
налево.
И. п.—лицом друг к другу в 2—3 шагах (рис. 178):
1. Верхняя — отталкиваясь правой ногой о соединенные на коленях руки нижнего, прыжок вверх в равновесие согнув ногу назад; нижний — поднять и удерживать партнершу на уровне груди.
2. Нижний — поворот на 180° переступаниями.
3. Верхняя—соскок на пол толчком ниж
него, поддерживающего за руки, и
прыжком стать на его колени.
4. Нижний — сесть и лечь на спину, удер
живая партнершу на коленях; верх
няя — сход на пол за голову нижне
го через упор на руках.
5. Верхняя — стать на ладони нижнего и
наклоном назад сделать мост, опира
ясь руками на колени.
6. Нижний — силой выпрямить руки и поднять партнершу в мост на руках и коленях. 7. Верхняя — согнуть ногу. 8. Верхняя — перекидкой назад встать на пол; нижний — сопровождая партнер шу, садится на пол. 9. Верхняя — равновесие на левой с под держкой за правую руку нижнего. 10. Верхняя — соскок назад, нижний — поворот кругом в стойку на коленях. 11 Верхняя — прыжок на плечи партнера, опираясь на его руки; нижний — взяться руками за голени. 12. Нижний — встать, удерживая партнер шу на плечах. 13. Верхняя — равновесие на плече, сог нув ногу. 14. Верхняя — опираясь руками на руки партнера, сесть на его плечо, согнув правую ногу. 15. Верхняя — из седа на плече встать на бедро нижнего; нижний — принять по ложение выпада, поддерживая парт нершу рукой. 16. Верхняя — фронтальное равновесие на правой, подняв левую вверх- в сторо ну. 17. Верхняя — сход на пол; оба — принять основную стойку. |
Композиции для пар мальчиков
I. И. п. — нижний за верхним в 2 шагах (рис. 179):
1. Верхний — кувырок назад в стойку на
руках на полу с поддержкой нижне
го за голени.
2. Нижний — перехватиться руками за
пояс верхнего и поднять его в стой
ку руками на коленях.
3. Верхний — согнуть руки и взяться ру
ками за голени партнера; нижний —
то же, но перехватиться за голени.
4. Не останавливаясь в этом положении,
партнеры делают два кувырка вперед
и оба встают, нижний — перед верх
ним.
5. Нижний — поворот направо в полупри-
сед, верхний — вход на плечи сбоку; оба — руки в стороны.
6. Нижний — взять за голени партнера,
сделать поворот направо и сесть, удер
живая верхнего на плечах.
7. Нижний — встать, удерживая верхне
го на плечах.
8. «Падающая колонна» и кувырки впе
ред.
9. Верхний — перекат назад в группиров
ке на лопатки; нижний — соединить
руки с партнером.
10. Верхний — полет дугой броском нижнего за руки; оба — поворот налево. II. И. п.— лицом друг к другу в 2 шагах (рис. 180):
1. Верхний —отталкиваясь ногой о бедро нижнего, стоящего на колене, и с опорой на его руки прыжок согнув ноги через партнера.
Рис. 178
Рис. 179 (Продолжение на стр.125)
2. Верхний—не останавливаясь, кувырок вперед и перекатом назад стойка на лопатках ноги врозь. 3. Нижний — поворот кругом и с неболь шого разбега прыжком кувырок впе ред через верхнего. 4. Верхний — перекатом вперед встать, поднять левую ногу вперед и сделать сальто назад броском нижнего под ногу. 5. Верхний — кувырком вперед с прямы ми ногами лечь на спину; нижний — взять за руки партнера со стороны головы. 6. Верхний — полет дугой с поворотом на 180° броском нижнего за руки. 7. Нижний — кувырком вперед лечь на спину согнув ноги; верхний — стойка головой на соединенных руках нижне го с опорой на колени. 8. Верхний — толчком нижнего переход в стойку плечами на руках нижнего со гнувшись и, в темпе, переворот впе ред прогнувшись. 9. Верхний — повернуться кругом, за ру ки поднять партнера и толчком с но- Рис.179 ги сзади вход на плечи нижнего. 10. Верхний — соскок вперед в группиров- ке или согнувшись с поддержкой нижнего под руки во время приземления. 11. Верхний — сальто вперед броском нижнего под ногу. III. И. п. — лицом другу к другу в 5—6 шагах (рис. 181): 1. Верхний — кувырок вперед, нижний — кувырком вперед лечь на спину, ноги поднять. 2. Верхний — стойка плечами на руках нижнего с поддержкой за голени. 3. Верхний — кувырок вперед, опираясь руками на пол за головой нижнего, и поворот кругом. 4. Верхний — из упора на руках нижнего согнув ноги горизонтальная поддержка под спину. 5. Верхний — стать вперед на пол и под нять за руки нижнего. 6. Верхний — из упора лежа полупере ворот вперед броском нижнего за но ги. 7. Верхний — кувырок и прыжком пово рот кругом; нижний — наклон вперед. 8. Верхний — с разбега кувырок вперед по спине нижнего на пол, не останав ливаясь, кувырок вперед и стойка на голове ноги врозь. 9. Нижний — с разбега кувырок вперед прыжком через нижнего, стоящего на голове, и прыжком поворот кругом. 10. Верхний — кувырком вперед лечь на спину, ноги вперед и броском нижне го за голени полупереворот назад. 11. Верхний — броском нижнего под ступ ню сальто назад в группировке с под держкой за руки во время приземле ния. |
Рис. 180 |
Рис. 181
Первые соревнования
Самостоятельные тренировки ребят продолжались успешно. Команда настойчиво и упорно готовилась к соревнованиям: занятий никто не пропускал, все охотно помогали друг другу и участвовали в прикидках, несколько раз выступали перед учениками младших классов своей школы. Последняя тренировка проводилась накануне отъезда в присутствии Бориса Павловича и Андрея Ивановича.
— Ну что ж, — сказал в конце тренировки Андрей Иванович, — наступила пора показать, что вы на занятиях не зря трудились и сможете отстаивать честь своей школы и города. Во время соревнований вы должны стремиться сделать упражнение не хуже, чем на наших прикидках. Для этого вам надо выступать смело и уверенно. Не завидуйте противникам, получившим высокие оценки, а учитесь у них. Зависть — плохая союзница спортсмена. Победа готовится в
процессе многолетних тренировок, мы же пока будем учиться выступать и внимательно наблюдать за другими спортсменами, запоминать, как и какие упражнения выполняют лучшие акробаты. Короче говоря, забудьте о судьях и «сражайтесь» сами с собой. Если вы сделаете упражнения хоть чуть-чуть лучше, чем на тренировках или прикидках, вы победили.
В добрый путь