Лекции.ИНФО


ВОСКРЕСНОЕ И ПРАЗДНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ БУДНИЧНЫХ СЛУЖБ




ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

Общие сведения о Всенощном бдении.

Всенощным бдением называется торжественное богослужение, совершаемое в ночь накануне воскресных дней, великих и некоторых средних праздников. Это составное богослужение: три службы — великая вечерня, утреня и первый час, неразрывно связанные в нем в единое целое.

«Бдение» значит «бодрствование». Всенощное бдение ведет свое начало с апостольских времен. Известно, что первые христиане нередко проводили ночи в молитве. В книге Деяний Апостольских упоминается о таких ночных молитвенных собраниях (Деян.12:12, 20:7-11).

В периоды гонений эти собрания проводились в недоступных местах, в том числе и в катакомбах, на гробах мучеников. Свидетельства о них сохранились, например, в переписке императора Траяна со своим наместником в Вифинии Плинием Младшим. Плиний пишет, что христиане «в назначенный день на рассвете… сходились, поочередно обращались с молитвой к Христу как Богу» [Бобринский, 2002:35].

Особенно распространены были такие бдения под воскресный день, называвшийся «День Господень», «день солнца». Возглас иерея в конце Всенощного бдения: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» как раз и относится к появлению первых лучей солнца на востоке. На святой горе Афон (и на Афонском подворье в Москве) Всенощное бдение и до настоящего времени продолжается всю ночь.

На Руси Всенощное бдение появилось в IV-V веках, когда совершался переход со Студийского к Иерусалимскому Уставу.

Согласно указанию Типикона, Всенощное бдение должно начинаться «по еже зайти солнцу мало», то есть вскоре после захода солнца. В богослужебных книгах слово «бдение» иногда заменяется словом «собор» указывая на то, что это богослужение, ради большей торжественности, совершается целым собором священнослужителей. Слово «бдение» может заменяться и греческим названием «агрипния» [Таушев, 1993:56-57].

Так как Всенощное бдение положено начинать с наступлением ночи, то перед заходом солнца, чтобы не оставлять этого времени дня без церковной молитвы, Устав предписывает совершать так называемую малую вечерню. Это сокращенный вариант вечерни. Она вся совершается при закрытых царских вратах и задернутой завесе. В приходском богослужении она обычно опускается.

Великая вечерня в составе Всенощного бдения.

Вседневная вечерня.

Перед началом Всенощного бдения совершается безмолвное каждение алтаря. Вечерня, как уже говорилось, изображает ветхозаветные времена, начало истории человече­ства. И это безмолвное каждение напоминает о том, что когда-то земля была «безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2).

Начинает Всенощное бдение возглас священника «Слава Святей, и Единосущней, и Жи­вотворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков!» Далее следует че­тырехкратное пение священнослужителями «Приидите поклонимся...» и каждение всего храма. Во время каждения поются сприпевами избранные стихи 103 псалма, называемого «пpeдначинательным», поскольку в нем подробно представлена величественная картина начала мироздания. Этот момент иногда толкуется как блаженство первого человека до грехопадения, время, когда Бог (Его символизирует священник) ходил среди людей в раю. Затем, в воспомина­ние грехопадения и изгнания из рая, царские врата закрываются.

На вседневной вечерне это торжественное начало отсутствует. Службу начинает возглас: «Благословен Бог наш...», 103 псалом не поется, а читается целиком; нет каждения всего храма.

Во время звучания предначинательного псалма священник тихо читает 7 светильничных молитв. Название их напоминает о возжигании светильников при наступлении сумерек. Светильники – это символ упований человечества, погрузившегося после падения прародителей во тьму греха. В Служебни­ке сказано, что эти молитвы иерей должен читать с «откровенною (непокрытою) главою», стоя пред Царскими вратами. Священник является символом Христа, Единственного Ходатая за падшее человечество.

Далее звучит великая ектения — первая ектения каждой службы. Диакон произносит вслух молитвы, по тематике подобные светильничным. Этот момент сравнивают с плачем Адама пред затворенными вратами рая.

Вслед за великой ектеньей на вечерне читается рядовая кафизма — та, которую положено читать в данный день недели. Начало чтения Псалтири приходится на начало богослужебной седмицы, по­этому за воскресным Всенощным бдением мы слышим стихи псалмов 1-й кафизмы: «Блажен муж». Их же читают на любой другой великой вечерне.

Название «кафизмы» произошло от греческого слова «сижу» потому, что по Уставу после каждой из них полагается назидательное чтение, при котором все сидят. Теперь, когда чтения вышли из употреб­ления, появился обычай сидеть за чтением самых кафизм [Таушев, 1993:60].

После кафизмы звучит малая ектенияи поется «Господи воззвах» со стихирами. Эта часть вечерни состоит их 140, 141, 129 и 116 псалмов и стихир из Октоиха и Минеи (посвященных теме дня седмицы и святым, память которых празднуется в данный день года). В псалмах продолжает развиваться тема скорбного молитвенного воззвания падшего человека к Богу. Во время пения совершается каждение алтаря и храма. Это символ ветхозаветных жертвоприношений — прооб­разов Крестной Жертвы.

Последнее песнопение цикла стихир на «Господи воззвах» — богородичен (гимн, посвя­щенный Пресвятой Богородице), который поется после слов «и ныне и присно...». Богородичен, звучащий на воскресной Великой Вечерне, называется догматик. О важном зна­чении этого текста говорилось выше. Сейчас уточним только, что догматиков, как и гласов, всего 8. Автором их считается прп. Иоанн Дамаскин.

При пении догматика совершается Вечерний вход или Вход с кадилом. Священник и диа­кон с кадилом выходят из алтаря северными дверями. Впереди шествуют два свещеносца. Свя­щенник тайную молитву входа. Затем диакон, указывая орарем на восток, говорит священнику: «Благослови, Владыко, святый вход». Священник крестообразно благословляет.

Вечерний вход символизирует собою Боговоплощение, приход в мир Христа Спасителя, Священник символизирует собою Христа, диакон — Иоанна Предтечу, светильники — духовный свет, принесенный Господом на землю. Кадильница изображает наши молитвы, которые чрез хо­датайство Господа Искупителя, как фимиам, возносятся к престолу Божию. [Таушев, 1993:61-62]. «Таким образом, вход на Вечерне выражает действием то, что и поемый при нем Богородичен — словами. Действие сильнее слова, и пророки, когда их предсказания возвышались до особого напряжения, заменяли слова действиями (так называемыми «символическими»). Посему и тайна воплощения не довольствуется для своего выражения на богослужении словами песни и ищет более действенного выражения… Столь важное значение имеет вход на вечерне. Это поистине самый святой момент ее» [Скабалланович,2004:550].

По окончании пения догматика диакон, начертав кадильницею крест посредине царских врат, возглашает: «Премудрость прости» и входит в алтарь. За ним входит иерей, приложившись к иконкам по обе­им сторонам царских врат и благословив рукою свещеносцев и народ. Возглас «Премудрость прости» означает «совершающееся открывает Премудрость Бо­жию; стойте прямо, со вниманием, с благоговением» [Таушев, 1993:61-62].

В ответ на это хор начинает петь замечательный древний гимн «Свете Тихий», одно из главных песнопений вечерни, восходящее ко II или III веку. В нем нет никаких прошений, даже хвала и благодарение выражены прикровенно. Это текст созерцательного характера, от света за­ходящего солнца возносящий нас к размышлению о Христе, Свете Немеркнущем и Незаходящем. Господь назван в нем «Свете Тихий святыя славы Бессмертного Отца Небеснаго»: Свете Тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришед­ше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быть гласы преподобными. Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит» [Красовицкая, 2000:80-81]. На вседневной вечерне Входа с кадилом не бывает, и «Свете Тихий» должен читать настоятель.

Затем произносятся прокимен и паремии. Как уже говорилось, прокимен — это стих, за­имствованный из Священного Писания, главным образом из псалмов. Он обычно предшествует чтению Священного Писания и служит как бы предисловием к нему. А когда чтения Священного Писания не бывает, тогда прокимен просто выражает собой значение настоящего дня, почему и называется: «Прокимен дне». Вместе с прокимном произносится стих, который составля­ет как бы его продолжение и находится сним в тесной логической связи. Хор повторяет за чтецом или диаконом слова прокимна, а в конце чтец произносит первую половину прокимна, а хор допе­вает вторую половину. Накануне воскресного дня на Всенощном бдении всегда поется один и тот же прокимен "»Господь воцарися, в лепоту облечеся...».

После прокимна на великой вечерне в составе Всенощного бдения под великие и иные праздники в честь святых звучат паремии, побольшей части заимствованные из Ветхого Завета. Паремии содержат в себе пророчества о воспоминаемом событии или похвалу празднуемому свя­тому. В праздники в честь святых Апостолов читаются отрывки из их посланий. На Всенощных бдени­ях под воскресенье паремий, чаще всего не бывает, исключая те дни, когда вспоминается святые, которым по Уставу положены паремии. На Всенощном бдении обычно читается трипаремии. Пе­ред чтением каждой паремии диакон возбуждает внимание молящихся к ним возгласами «Премудрость» и «Вонмем». Во время чтения паремий царские врата закрываются, а иерей сидит на горнем месте одесную престола.

После прокимна и паремий (если они есть) на великой вечерне произносится сугубая екте­ния. В богослужебных книгах она называется «прилежным молением». Эта ектения не всегда име­ет одинаковое начало. На великой вечерне она произносится полностью, начинаясь со слов: «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем». На вседневной вечерне эта ектения начинается с третьего прошения: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, услыши и помилуй» и произносится в конце службы.

Затем звучит молитва Сподоби, Господи. По традиции ее поет хор, но устав предписывает, чтобы она читалась настоятелем или чтецом. Это очень важный текст [Красовицкая, 2000:82]. Он со­ставляет как бы продолжение славословия Триединому Богу, которое возносилось в вечернем гимне «Свете Тихий», и сам заканчивается славословием Пресвятой Троице: «Тебе подобает хва­ла, Тебе подобает пение, Тебе слава подобаеm, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь» [Таушев, 1993:64].

За молитвой «Сподоби Господи» следует просительная ектения, начинающаяся словами: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». Прошения этой ектении посвящены ис­ключительно благам духовным, причем почти в каждом содержится моление о даровании мира, этого высочайшего духовного блага.

Затем иерей, оставаясь перед престолом, поворачивается лицом к народу, возглашает: «Мир всем» и благословляет народ. Иерей приветствует молящихся тем самым благом, которого они только что так усиленно испрашивали. Он преподает дар сей, по заповеди Самого Господа, который оставил нам мир Свой. Во времена Спасителя «Мир» было обычным приветствием, и оно было любимым уНего (см. Ин. 14, 27), и Он повелел приветство­вать миром всех ищущих мира (Мф. 10, 12-13) . Об этом говорит св. Златоуст: «Разве я даю мир? Христос чрез нас вещает" (Беседа 3-я к Колоссянам). Затем диакон возглашает: «Главы наша Господеви приклоним», а иерей во время пения «Тебе, Госnоди», читает тайную молитву, называемую «молитвой главопреклонения» [Таушев, 1993:64].

После этого на великой вечерне полагается лития.Название этой части вечерни проис­ходит от греческого слова, означающего «усердное моление». Лития представляет собой торже­ственное церковное шествие с пением и остановками для произнесения особых молитв. Литии из­вестны в богослужении довольно давно и особенно характерны для богослужения по Уставу Вели­кой Церкви, а также для богослужений в Иерусалиме. Шествия эти совершались по двум причинам: во время всенародных бедствий (зем­летрясений, нападений врагов и пр.), и в дни каких-нибудь праздников, для поклонения святым местам (например, к месту кончины мученика). Праздничные шествия особенно были распростра­нены в Иерусалиме, где находится много мест, связанных с земной жизнью Спасителя [Красовицкая, с.30, 94-95].

Исхождение в притвор на литии имеет и еще одну предысторию. В притворе прежде стоя­ли оглашенные и кающиеся, которым запрещен был вход в саму церковь. Дабы и их не лишить молитвы церковной, Церковь исходит к ним сама и молится вместе с ними, тем самым показывая, что и те, кто недостоин стоять вместе с остальными верующими, тоже могут ожидать для себя ми­лости от Господа и оставления грехов их. С другой стороны, исхождение верных в притвор, к месту для оглашенных и кающихся грешников, означает глубокое смирение верных, готовых ставить се­бя на место оглашенных и грешников и молиться вместе с ними. «Во время литии,— говорит св. Симеон Солунский,— мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небес­ными... подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный харак­тер литийных молитв [Таушев, 1993:65].

Итак, лития — это всегда шествие, всегда исхождение из храма. В нашем богослужении эта традиция сохранилась в таком виде: когда совершается лития, священнослужители выходят из алтаря и уходят от него максимально далеко. Вообще полагается выйти в притвор, но притворы у нас такие маленькие, что в них невозможно поместиться и поэтому зависимости от конфигурации и архитектуры храма, идут как можно ближе к притвору и как можно дальше от алтаря. А по Типико­ну должен быть даже некий выход за пределы храма (в иерусалимских монастырях совершались шествия в другие храмы, или молельни) [Красовицкая, 2000:94-95].

Лития совершается только на великой вечерне. Это обязательная часть воскресного и праздничного Всенощного бдения, хотя в современной приходской практике в субботу вечером она служится не во всех храмах.

Священнослужители выходят из алтаря при пении особых стихир на литии. Напомним, что стихира — это тропарь, припеваемый к стиху псалма. Особенность литийных стихир — к ним никогда не бывает стихов псалма. Литийных стихир может быть разное количество, но в абсолют­ном большинстве случаев первой из них является стихира храма (она взята из службы престоль­ному празднику). Например, в Успенском храме, первой будет петься стихира из службы Успению. Это довольно логично: представим себе, что мы двигаемся по пространству храма, исходим из него в притвор или за его пределы. Этот момент особенно уместен для воспоминания праздника или святого, в честь которого освящен храм [Красовицкая, 2000:96].

Затем следуют особые литийные прошения. Они помещаются в Служебнике. В каком-то смысле можно сказать, что они представляют особую ектенью. Дьякон произносит прошения, а хор припевает «Господи, помилуй». На этом усердном, усиленном молении «Господи, помилуй» поется действительно усиленное количество раз. До революции было пять прошений, и «Господи, помилуй» пелось соот­ветственно 40, 30, 50 раз и два раза по 3. Второе прошение содержало моление о царствующем доме, сейчас в нашей литии, оно, естественно, отсутствует. Остаются четыре прошения, и хор поет Господи, помилуй 40, 50 раз и два раза по З [Красовицкая, 2000:96].

В конце литийных прошений произносится молитва главопреклонения, составляющая отпуст литии. Она начинается словами: «Владыко Многомилостиве...». В Типиконе так говорится о чтении этой молитвы: "И всем главы преклоншим (когда все преклонят главы), иерей молится ве­легласно", т.е. он должен очень громко произносить эту молитву от лица всех молящихся. На этом лития в узком смысле, как моление в притворе, заканчивается. Но мы еще увидим ее влияние на ход дальнейшей службы. [Красовицкая, 2000:95-96].

Все возвращаются в храм, и поется следующая часть вечерни – стихиры на стиховне. Они называются так потому, что имеют перед собой стихи, избранные из разных псал­мов и других книг Священного Писания, подходящие для данного праздника или памяти святого.

После стихир на стиховне звучит молитва св. прав. Симеона Богоприимца: «Ныне отпущае­ши». Напомним слова этой молитвы: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». Этот текст по Уставу полагается читать настоятелю. "Ныне отпущаеши", пожалуй, наиболее ярко отражает тематику вечерни — ожидание Спаси­теля. Молитва св. прав. Симеона произносится в конце службы и напоминает о важнейшем мо­менте человеческой истории — окончании ветхозаветного времени и начале времени новозавет­ного, о встрече Ветхого и Нового Завета.

Затем произносится Трисвятое; Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас..., Господи, помилуй: трижды и опять: Слава, и ныне: и молитва Господня «Отче наш». В схеме службы все это обозначается так: Трисвятое. Отче наш.

После «Отче наш» поется самый главный текст изменяемой части вечерни — отпустительный тропарь, в котором кратко излагается сущность празднуемого события или похвала празднуе­мому святому (текст берется из Минеи).

На великой вечерне в составе Всенощного бдения под воскресный день, по обычаю православной Церкви заключать каждый цикл молитвословий песнью в честь Пресвятой Богородицы, трижды поется тропарь: «Богородице, Дево», Для такого тропаря выбраны самые радостные из слышанных Богоматерью и дошедших до нас слов: приветствие Ей Ангела и прав. Елизаветы (Лк. 1, 28, 42). Тропарь составлен из этих библейских, боговдохновенных слов, которые окружены и переплетены нашими («Богородице Дево», «Марие», «Яко Спаса родила еси душ наших»). Отметим, что основная мысль песни, приглашающая Богоматерь к радости, («радуйся»), в еврейском и греческом языках имела значение приветствия, в соответствие латинскому и русскому «здравствуй» [Скабалланович, 2004:601]. Пение на воскресном Всенощном бдении вместо праздничного тропаря песни, посвященной Матери Божией — это еще одно напоминание о том, что воскресенье является днем особого Ее прославления.

«Ныне отпyщаеши», «Отче наш» и отпустительный тропарь звучат на каждой вечерне. А следующее священнодействие — благословение хлебов —совершается только тогда, когда на вечерне была лития.

Среди храма поставляется тетрапод, или четвероножец, то есть столик на четырех нож­ках, на котором стоит блюдо с пятью хлебами и с сосудами с вином и елеем и с пшеницею. Окон­чив литию, священнослужители из притвора входят внутрь храма и останавливаются посреди него перед тетраподом. Иерей читает молитву: «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ нacытивый...», в которой просит Господа благословить хлебы сия, пшеницу, вино и елей, умножить их во всем мире, и верных, вкушающих от них, освятить. Перед чтением этой молитвы иерей поднимает один хлеб, начертывая им крест над прочими хлебами, а при чтении молитвы, на словах «Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елеи» указывает правой рукой на каждое из этих веществ, творя таким образом ею крест. Пять хлебов берется в память о насыщении Господом пяти тысяч человек пятью хлебами (Мф.14:15-21) [Таушев, 1993:66-67].

Благословение хлебов было установлено для подкрепления сил молящихся. Во 2 главе Типикона сказано, что, по окончании вечерни, бывает чтение из Деяний, Посланий свв. Апо­столов или Апокалипсиса, во время которого все садятся, «кождо на своих местах»; келарь же, раздробив на блюде благословенные хлебы, раздает братии и почерпает всем, находящимся в храме, по единой чаше вина. После этого вкушения хлеба и вина в тот вечер никто уже не смеет больше ничего вкушать, «причащения ради пречистыx Христовых Таин» [Таушев, 1993:67].

Окончание великой вечерни. После благословения хлебов хор поет трижды: «Буди Имя Господне благословенно от ныне и да века» и часть З3-й псалма: «Благословлю Господа на всякое время» до слов «не лишатся всякого блага».

Иерей становится перед царскими вратами и благословляет молящихся рукой, говоря: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Лик поет: «Аминь». Так заканчивается великая вечерня в составе Всенощного бдения [Таушев, 1993:65-67]. Отпуста в этом случае нет. После «Благословение Господне на вас...» начинается утреня.

Если же служилась вседневная вечерня, то после отпустительного тропаря мы услышим неполную сугубую ектению (она начинается со слов: «Помилуй нас, Боже...») и другое окончание службы: Возглас диакона: «Премудрость!» на что лик поет «Благослови!», а иерей возглашает «Сый благословен Христос Бог наш...».

Хор поет: «Аминь» и «Утверди, Боже...».

Далее иерей про­износит: «Пресвятая Богородuце, спаси нас!»

Хор: «Честнейшую херувим...»

Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше...»,

хор: «Слава, и ныне». [Розанов, 2000:14].

В самом конце вседневной и великой Вечерни иерей произносит великий отпуст. После от­пуста поется многолетие.

Выше мы говорили, что вечерня является началом суточного круга бо­гослужения. Сейчас, после подробно ознакомления с этой службой, уместно несколько уточнить место вечерни в суточном круге. Внимательное изучение чинопоследования вечерни показыва­ет, что граница между уходящим и наступающим днем находится внутри нее.

Например, вечером в Господские двунадесятые праздники на вечерне, формально отно­сящейся к следующему церковному дню, ради прошедшего праздника возглашаются торжествен­ные Великие прокимны «Кто Бог Велий, яко Бог наш» или «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори».

Пограничный характер вечерни хорошо виден и в службе «Прощеного воскресенья». Во время прокимна и «Сподо6и, Господи» священнослужители в алтаре переоблачаются в велико­постные одежды. Просительную ектению «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» диакон читает уже в черном облачении, и хор отвечает ему особым великопостным напевом, а не тем, обычным, который звучал в начале службы.

Еще один пример — совершение Литургии после вечерни (или на вечерне) в Великий Чет­верг, Великую Субботу, Рождественский и Крещенский сочельники, а так­же Литургия Преждеосвященных Даров. Литургия, которую служат на вечерне, относится к ото­шедшему дню, хотя формально начались уже следующие церковные сутки (например, литургия Преждеосвященных Даров служится после вечерни среды и пятницы, но относится именно к сре­де и пятнице) [Красовицкая, 2000:44-45].









Читайте также:

  1. II. Особенности организации метакогнитивного опыта
  2. III. Организация деятельности службы
  3. III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации
  4. IV. Организация и несение караульной службы в подразделениях
  5. IV.5. Особенности опробования тормозов у пересылаемого мотор-вагонного подвижного состава
  6. Peculiarities of Passive Voice Особенности пассивных конструкций
  7. VIII.l. ОСОБЕННОСТИ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ НАСЛЕДСТВЕННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
  8. XI.6. Особенности графики аниме
  9. А. Особенности восприятия цвета и света
  10. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта.
  11. Административная этика – профессиональная мораль государственной и муниципальной службы
  12. Административно-правовые основы прохождения государственной гражданской службы.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 129;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная