Лекции.ИНФО


Литургия: входные молитвы и облачение священнослужителей.



Священник и диакон, желающие литургисать входят в храм, становятся перед Царскими Вратами и молятся.

Диак: «Благослови, Владыко».

Свящ: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Диак: Трисвятое по «Отче наш».

Свящ: «Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа...»

«Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще, сию ти молитву яко Владыце грешнии приносим, помилуй нас».

«Слава…»

«Господи, помилуй нас, на тя бо уповахом, не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших, ты бо еси Бог наш, и мы людие твои, вси дела руку твоею, и имя твое призываем».

«И Ныне…»

«Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианского».

Целуя икону Иисуса Христа произносит: «Пречистому образу твоему покланяемся, благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Темже благодарственно вопием ти, радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир».

Целуя икону Богородицы произносит: «Милосердия сущи источник, милости сподоби согрешившия, яви яко присно силу Твою, на тя бо уповающе, радуйся вопием ти, якоже некогда Гавриил, безплотных архистратиг».

Также приклонив голову свящ. читает: «Господи, низпосли руку твою с высоты святаго жилища твоего, и укрепи мя в предлежащую службу твою, да неосужденно предстану страшному престолу твоему, и безкровное священнодействие совершу. Яко твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь».

Входя в алтарь говорят: «Вниду в дом твой, поклонюся ко храму святому твоему в страсе твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множесту нечестия их изрини я, яко преогорчиша тя, Господи. И да возвеселятся вся уповающии на тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии имя твое. Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас».

Литургия: проскомидия, ее идейное содержание.

В древности христиане приносили хлеб и вино, елей, воск, фимиам. Проскомидия от греч. «приношу». Т.е. проскомидие - это приношение.

Диакон или священник до Проскомидии приготовляет: сосуды (чашу, дискос, звездица, копие, лжица и т.д.), покровцы, вещество для Евхаристии (чистый пшеничный хлеб в виде 5-ти просфор, натуральное красное вино).

На жертвеннике возжигается светильник.

Идейное содержание.

1. Р.Х.: жертвенник - вертеп, дискос - ясли, звездица - звезда, покровцы - пелены младенца, чаша, фимиам - дары волхвов, просфора - Дева Мария.

2. Воспоминание страданий Христа: Изъятие Агнца - страдания, крестообразное разрезание - распятие, прободение - прободение, вино и вода - кровь и вода. Копие - копие, лжица - губка.

3. Полнота Церкви - Агнец в окружении членов Церкви.

Последование.

Диакон и священник творят 3 поклона, читают тропарь Вел. Пт. «Искупил ны еси…».

Диак: «Благослови Владыко».

Свящ: «Благословен Бог…».

Диак: «Аминь».

Свящ: Левой рукой берет большую просфору (для изъятия агнца), правой рукой, большим копием трижды знаменует над печатью: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

Диак: Перед каждым знамением «Господу помолимся».

Свящ: Вонзает в правую сторону от печати (по рамочке). «Яко овча на заколение ведеся».

Диак: «Господу помолимся» перед каждым вонзанием.

Свящ: Вонзает в левую сторону: «И яко агнец непорочен прямостригущяго его безгласен, тако не отверзает уст своих». Вонзает в верху «Во смирении его суд его взятся». Вонзает в низу «Род же его кто исповесть».

Диак: «Господу помолимся, Возми Владыко».

Свящ: Вынимает Агнец «Яко вземлется от земли живот его». Затем кладет Агнец в центр дискоса.

Диак: «Пожри Владыко».

Свящ: Режет Агнец с обратной стороны печати крестообразно, но так, чтобы Агнец не распался. «Жрется Агнец Божий, Вземляй грех мира, за мирский живот и спасение». Поворачивает Агнец печатью вверх.

Диак: «Прободи Владыко».

Свящ: Вонзает вправо «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода: и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство Его».

Диак: Берет сосуды с водой и вином «Благослови Владыко Святое Соединение».

Свящ: Молча благословляет.

Диак: Вливает в чашу. (Воды не много).

Свящ: Берет вторую просфору и взимает большую частицу сверху печати - богородичную. «В честь и память Преблагословенныя Владычице…». И полагает справа от Агнца. «Предста Царица одесную Тебе…».

Свящ: Берет 3-ю просфору и взимает 9 частиц и полагает слева от Агнца в следующем порядке:

1. Предтеча 4. Святители 7. Бессребренники
2. Пророки 5. Мученики 8. Храм. Дня. Всех святых
3. Апостолы 6. Преподобные 9. Автора Литургии

Свящ: Берет 4-ю просфору. Взимает две частицы с печати: За иерархию и за страну и воинства (живых). И другие частицы со стенок за живых (последнюю - после поминовения усопших - за себя (формула за себя «Помяни Господи и мое недостоинство, и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное»).

Свящ: Берет 5-ю просфору. Взимает 1 частицу с печати за почивших иерархов. Остальные со стенок за умерших.

Диак: Приносит кадило «Благослови Владыко кадило, Господу помолимся».

Свящ: Благословляет «Кадило Тебе приносим…». Берет звездицу.

Диак: «Господу помолимся».

Свящ: Покадив ее, ставит поверх Агнца «И пришедши звезда ста верху, идеже бе отроча».

Диак: «Господу помолимся».

Свящ: Покадив первый покровец покрывает дискос «Господь воцарися…».

Диак: «Господу помолимся, Покрый Владыко».

Свящ: Кадит второй покровец, покрывает чашу «Покрый небеса…».

Диак: «Господу помолимся, покрый Владыко».

Свящ: Покадив воздух покрывает дискос и чашу «Покрый нас кровом крилу Твоею…».

Свящ: Кадит предложение «Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе».

Диак: «Всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Диак: «О предложенных честных дарех Господу помолимся».

Свящ: Кадя предложение «Боже, Боже наш…», «Слава Тебе Христе Боже, упование наше слава Тебе».

Диак: «Слава и ныне», «Господи помилуй» (3), «благослови».

Свящ: Отпуст поминается автор Литургии.

Диак: «Аминь».

Свящ: Идет к престолу.

Диак: Отверзает завесу и продолжает полное каждение (читая 50 пс.). Кадя Престол читает «Во гробе плотски…».

Литургия оглашенных, ее составные части и идейное содержание.

Устав тропарей по входе на Литургии:

в храме святого

в неделю (воскресный день)

1 . Если случится Господний двунадесятыйпраздник - тропарь и кондак праздника (см., например, 14 сентября).

2 Если случится Господний праздник недвунадесятый - тропари: воскресный, праздника и святого Минеи, кондаки: воскресный, святого Минеи и праздника (см., например, 1 августа, аще случится в неделю).

3. Если случится Богородичный двунадесятый праздник - тропари: воскресный и праздника (см., например, 8 сентября, аще случится в неделю).

4. Если случится Богородичный недвунадесятый праздник - тропари: воскресный, праздника и святого Минеи, кондаки: воскресный, святого Миней и праздника (см., например, 1октября, аще случится в неделю).

5. Если случится предпразднство или попразднство Господнего или Богородичного праздника - тропари: воскресный, предпразднства или праздника, храма и святого Минеи, кондаки: воскресный, храма, святого Минеи и предпразднства или праздника (см., например, 8 сентября, аще случится в неделю).

6. Если случится отдание Господнего илиБогородичного праздника - тропари: воскресный и праздника, кондаки: воскресный и праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см. 25 ноября).

7. Если случится бдение святому - тропари: воскресный и святого, кондаки: воскресный, святого и «Предстательство христиан...» (см. гл. 3 Типикона).

8. Если случится полиелей или славословие, или шестеричная служба, или без знака - тропари: воскресный, храма и святого Минеи, кондаки: воскресный, храма, святого Миней и "Предстательство христиан..." (см. гл. 2, 4, 5 Типикона).

В ПРОЧИЕ ДНИ СЕДМИЦЫ

9. Если случится Господний или Богородичный двунадесятый праздник - тропарь и кондак праздника(см., например, 14 сентября и 8 сентября).

10. Если случится Господний праздник не двунадесятый -тропари: праздника и святого Минеи, кондаки: святого Минеи и праздника (см., например, I августа).

11. Если случится Богородичный не двунадесятый праздник -тропари: праздника и святого Минеи, кондаки: святого Минеи и праздника(см., например, I октября).

12. Если случится предпразднство или попразднство Господнего или Богородичного праздника - тропари: предпразднства или праздника, храма и святого Минеи, кондаки: храма, святого Минеи и предпразднства или праздника (см.гл. 52, "зри-" 46-е).

13. Если случится отдание Господнего или Богородичного праздника - тропарь и кондак праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см. 25 ноября).

14. Если случится бдение святому - тропарь святого, кондак святого и "Предстательство христиан..." (см., например, 26 сентября).

15. Если случится полиелей святому -тропари: храма и святого, кондаки: храма, святого и "Предстательство христиан..." (см. гл. 52, "зри" 43-е).

16. Если славословие святому в седмичный день - тропари: дня, храма, святого Минеи; кондаки: дня, храма. «Слава»: кондак святого. «И ныне»: «Предстательство христиан...». (см. гл. 52).

17. Если случится служба святому шестеричная или без знака во все дни, кроме субботы - тропари: дня седмицы (в четверг - два), храма и святого Минеи (одного или двоих), кондаки: дня седмицы (в четверг - два), храма, святого Минеи (одного или двоих), Слава - "Со святыми упокой...", И ныне - "Предстательство христиан..." (см. гл. 52, "зри" 7-е, 17-е).

18. Если случится в субботу бдение святому или полиелей, а также предпразднство и попразднство или отдание - устав пения тропарей и кондаков тотже, что и в прочие дни седмицы (см,выше пункты (2, 13, 14, 15),

19. Если славословие в субботу - тропари:

а) Дневной («Апостоли, мученицы...»).

б) Святого Минеи.

в) «Слава»: кондак Минеи.

г) «И ныне»: «Яко начатки естества...». (см. гл. 52).

Если случится служба шестеричная или без знака в субботу - тропари:1) дневной («Апостоли, мученицы...»). 2) святого Минеи (одного или двоих). 3) кондак святого Минеи. «Слава» - «Со святыми упокой...», «И ныне» - «Яко начатки естества..." (см. гл. 52,"зри" 38-е).

20. Заупокойная служба в родительские субботы мясопустную и троицкую - тропарь "Глубиною мудрости...». «Слава» -«Со святыми упокой...», «И ныне» - «Тебе и стену...» (см. службу в субботу мясопустную).

21. Заупокойная служба в субботу димитриевскую, во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого поста - тропарь дня -«Апостоли, мученицы...», «Помяни, Господи.,.», «Слава» -«Со святыми упокой...», «И ныне» - «Тебе и стену...» (см. гл. 13 Типикона и службу в субботу 2-й седм. Великого поста).

22. В радоницу - тропарь «Запечатану гробу...», храма и святого Минеи, кондаки:храма, святого Минеи и "Любопытною десницею...»" (см. службу Антипасхи, «зри» 5-е).

23. В субботу сырную - тропари: храма, Триоди, кондак храма, «Слава»: кондак Триоди. «И ныне»: «Предстательство христиан...». (На практике иногда поется только тропарь и кондак Триоди).

Примечание: Заупокойные приношения, т.е. поминовение на проскомидии (заказные литургии), могут быть во все дни седмицы, но «Со святыми упокой» в воскресенье никогда не поется (см. гл. 2, 3, 4, 5 Типикона).

Не поется «Со святыми упокой» и в обычные дни, в том числе и в субботы, если прилучится бдение или полиелей» или великое славословие. Поется только, если прилучится шестеричная или без знака в Уставе(см. гл. 52, «зри» 33-е, 40-е, 42-е, 43-е).

Никогда не поется «Со святыми упокой» в предпразднство и попразднство и в период пения Цветной Триоди (кроме Троицкой субботы) (см. гл. 52, «зри» 40-е, и службы Триоди Цветной).









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 83;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная