Лекции.ИНФО


Обязанности пономарей за всенощным бдением (воскресным)

При пении догматика открываются Царские врата Пономари один за другим выходят на амвон, ставят свечи у икон Спасителя и Божией Матери (за ними следуют диакон и священник).
Диакон: «Премудрость прости». Пение «Свете тихий» Духовенство входит в Алтарь и становится на Горнем месте, а свещеносцы ставят свечи рядом, пред Царскими вратами.
Чтение первого часа. Лампады тушатся.

 


1 По восточному счислению день начинается с нашего седьмого часа утра, потому первый час по восточному счислению соответствует нашему седьмому часу.


1 Счет стихир бывает различен. Иногда стихиры поются на 4, 6, 8, 10. Стихиры на «Слава» и на «И ныне» в счет не входят. Если стихир по Уставу положено петь на 6, а их в Минее меньше, тогда некоторые стихиры поются во второй раз.


1 Отпусты бывают великие и малые. Великие отпусты произносятся по окончании вечерни, утрени и литургии, а малые — после полунощниц, повечерия, часов и малой вечерни.

Великие стпусты отличаются от малых тем, что на первых бывает воспоминания святых: дневного и храмового, а на малых отпустах таких воспоминаний не бывает. «Воздвигаем на молитву, говорится в Служебнике о Великом отпусте, в понедельник Бесплотных сил, во вторник Предтечу» и т.д. Затем воспоминается святой, в честь которого устроен храм, и святой, память которого совершается в день службы.

 


2 Стихиры бывают различного рода, и поются они в различном количестве. Стихиры, следуемые за стихами псалма – «Господи, воззвах к Тебе», так и называются «Стихиры на Господи, воззвах», термин стихира появился сравнительно поздно (около IX в.) и установился далеко не скоро. Первоначально, в VI-VII веках, припевы «Господи, воззвах» назывались тропарями.


1 Творения св. Василия Великого. К Амфилохию о Духе Святом, 29,73.


1 См. Петровский А. Богословская энциклопедия П.П. Лопухина. Т. 3. — СПб., 1902. С. 332-340.


1 Архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль. С. 94.


2 М. Скабалланович. Толковый Типикон. Киев, 1913. Выпуск II. С. 71.


3 Цитированное сочинение. С. 97.


1 Сначала священник целует икону Спасителя и, благословив крестообразно свещеносца и народ, целует икону Божией Матери.


2 Прокимны, называемые великими, заключают в себе не один, а три стиха; вследствие чего поются они продолжительнее других прокимнов. В великих прокимнах прославляется величие Всемогущего, Всеблагого, Всемилостивого Господа Бога.


1 См. Типикон, 7 глава; С.В.Булгаков. Настольная книга... — Харьков, 1900. С. 759 – 761.


1 Петровский А. Богословская энциклопедия. Т. III. — СПб., 1902. С. 335.


2 Цитир. соч. С. 99.


1 Архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль. С. 104.


2 Цит. соч. С. 108.


1 См. К. Никольский. С. 210.


2 Архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль. С. 108.


1 Есть дни, когда канон на малом повечерии читать не положено, а именно: Пасхальная неделя, дни недели Пятидесятницы, начиная от вечера понедельника Святого Духа до Недели всех святых и др.


1 Вениамин, архиеп. Новая Скрижаль. С. 123.


1 См. Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя. — Харьков, 1900. С. 778.


2 Когда на утрене поется «Аллилуиа» (вместо «Бог Господь») и вообще в те дни, когда на полунощнице читается молитва «Господи и Владыко живота моего…», то после возгласа священника чтец читает не «Приидите поклонимся», а «Царю Небесный…», «Трисвятое», «Отче наш…», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава и ныне» и затем «Приидите поклонимся» (см. Часослов, Типикон, 9 гл., понедельник первой седмицы Великого поста и др.).


1 В дни Великого поста, а также в дни поминовения умерших вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа».


1 После кафизм Устав предписывает «чтение во Евангелии толковом» (см. Типикон, 2, 3, 4, 9 и другие главы). Порядок совершения этого чтения и наименования книг, содержащих необходимый текст, указываются в десятой главе Типикона. На практике эти чтения опускаются.


2 Седален есть текст, следующий за кафизмой, при чтении или пении которого раньше, как и во время кафизм, дозволялось садиться.


1 После третьей песни малой ектении и седальна Устав предписывает чтение Златоустова «Маргарита» и Симеона Метафраста, а после шестой песни, малой ектении и кондака с икосом положено чтение «Пролога» или «Синаксария», принадлежащих в большинстве случаев перу талантливого Никифора Каллиста (XIV век). Но на практике эти чтения совершенно не употребляются.


1 Вениамин, архиеп. Цит. соч. С. 128.


1 Вениамин, арх. Новая Скрижаль. С. 128-129.


2 Вениамин, арх. Цит. соч. С. 129.


3 Скабалланович М. Цит. соч. С.217.


1 Труды Киевской духовной академии, 1909, май. С. 547.


1 Устав о чтении канонов и о катавасии см. выше.


1 Вениамин, арх. Цит. соч. С.134.


2 Скабалланович М. Цит. соч. С. 247-248.


1 Вениамин, арх. Цит. соч. С.134.


1 Скабалланович М. Цит. соч. С. 304-305.


2 В богослужебных книгах термин «Бдение» иногда заменяется термином «Собор». Этим словом в богослужебных книгах вообще обозначается особенно торжественное служение, совершаемое собранием иереев; но применяется это название к всенощному бдению.


1 Стихиры на «Господи, воззвах» поются на 10 и на 8. В Октоихе сказано: «В субботу на велицей вечерни: …поем стихиры воскресны Осмогласника 3, восточны 4 и Минеи 3 или 6», (последнее указание (или 6) сделано ввиду того, что накануне воскресенья иногда действительно из Минеи поется 6 стихир). Так, если в воскресенье случится святой, имеющий бдение или полиелей, то поются стихиры воскресны 3, восточен 1 и святого 6 (см. 3 и 4 гл. Типикона). Необходимо сделать еще такое замечание: если в какой-либо Церкви не имеется Месячной Минеи, то вместо стихир Минеи накануне воскресных дней Октоих указывает петь стихиры Богородице; напечатанные в этой книге в последовании вечерни в субботу под заглавием: «Ины стихиры Пресвятой Богородице, творение Павла Амморейского, поемые идеже несть Минеи, или на литии».


1 «Лития» — значит «усердное моление». Она совершается, как правило, в притворе храма, иногда вне его. Когда лития совершается вне храма, по случаю, например, народных бедствий, и в дни памяти избавления от них, она тогда соединяется с молебным пением и крестным ходом. Бывают и заупокойные литии, совершаемые в притворе после вечерни или утрени.


2 Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителя. С. 769.


1 Булгаков С.В. Указ. соч. С.770.


1 Скабалланович М. Цит. соч. С. 163.


2 Вениамин, арх. Новая Скрижаль. С. 114.


1 Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя. С. 707.


1 Руководство д.с.п. 1888, 16, Ц.В. 1890, 44. Ряз.Е.В., 15.

См. об этом: Булгаков С.В. Настольная книга священно-церковно служителя. - Киев, 1913, изд.3-е. С. 914 – 915.

 


1 Чинопоследование Божественной литургии изложено в Служебнике, однако его краткие и сжатые выражения часто требуют разъяснений, в которых указывалось бы на основании издревле существующей литургической практики, что именно, когда и как должен делать священнослужитель, совершающий литургию.

По сложившейся практике, приготовившийся совершать литургию священнослужитель входит в алтарь, делает, по Уставу, два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтаря на солею для совершения входных молитв (если литургию совершают несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные — рясы).

 


1 Тотчас.


1 Обычно здесь поминаются и другие святые, имена которых не вошли в Служебник.


1 В великие Господние (двунадесятые) праздники вместо псалмов и Евангельских блаженств поются антифоны, или избранные из псалмов стихи, содержащие в себе пророчество о воплощении Сына Божия и сопровождающиеся припевами, указывающими на исполнение пророчеств о Нем, а также и на сущность праздника. Антифонами называются песнопения, которые исполняются попеременно двумя хорами. Существует три вида литургийных антифонов: вседневные, изобразительные и праздничные. Вседневные поются в будние дни, с понедельника по пятницу включительно, когда в эти дни нет праздника с красным знаком (святой бденный, полиелейный или с великим славословием), или предпразднства, или попразднства двунадесятых праздников и пения Цветной триоди. Помещены эти антифоны на обороте последнего листа Апостола и Ирмология. Изобразительные антифоны поются во все субботы и воскресные дни, а также в будние дни, когда выпадает Богородичный праздник или праздник святого с бдением, или полиелеем, или великим славословием, а также в период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников и пения Цветной триоди. Помещены они в Часослове (в чине изобразительных и в Ирмологии).

Праздничные антифоны поются во всю неделю Пасхи и в первый день двунадесятых Господних праздников: Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Богоявления, Входа Господня во Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы и Преображения Господня. Помещены они в Апостоле, а также в Минее и в Триоди наряду. Устав об антифонах и пении их см. далее.

 


1 Посвященный в стихарь читает Апостол на амвоне, иной чтец — за амвоном.


1 Церковный устав допускает произношение заупокойной ектении только в те дни, когда разрешено «Приношение о усопших», то есть не в праздники и не в воскресные дни. Поэтому же в чине литургии Василия Великого, которая никогда не совершается в непраздничные дни, нет вовсе указания на произношение заупокойной ектении. В приходской практике, где нет ежедневного богослужения, заупокойная ектения произносится и на воскресной литургии, но в дни двуна десятых праздников ее произносить не следует. Тем более недопустимо произношение подряд нескольких заупокойных ектений. Правда, тот или иной день не является одинаковым для всех почивших: одни из них поминаются в духе постоянной молитвы об усопших, другие как новопреставленные, или в связи с исполнением их девятин, сорочин, или годин, или дней Ангела, и так далее. Имена таких усопших следует выделять не отдельными ектениями, а поминовением их на возгласе «Яко Ты еси Воскресение…», где они поминаются подряд.


1 Дориносима чинми — носимого, как в древности, победителя, поднятого на щите, поддерживаемом сложенными копьями воинов.


1 По установившемуся обычаю, тайно произнося в это время Трисвятое.


1 Снятие звездицы и четырехкратное крестообразное прикосновение ее краями к краям дискоса символически выражает удивление и преклонение Небесных Сил пред тайной Святой Евхаристии.


1 С умилением, молимся, умиляемся.


1 Причастен, или каноник, получил наименование от того, что он поется во время причащения священнослужителей.


1 То есть: сознавая свое недостоинство и веруя, что в Святой Чаше — истинное Тело и истинная Кровь Христовы.


1 Прости — прямо стоя, с благоговением.


1 Обычно благодарственные молитвы читаются по отпусте литургии, когда священник дает целовать Крест молящимся.


11 Следованная Псалтирь, изданная Московской Патриархией в 1978 г., напечатана в двух томах. Её составные части расположены в ином порядке: т. I — Псалтирь, Канонник, Семиднев; т. II — Часослов, Месяцеслов.

 

 









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 72;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная