Лекции.ИНФО


Продолговатого четырехугольника (вид корабля).



Форму креста.

Форму звезды.

Форму круга.

Такие формы получили большое распространение по своей внутренней символической связи с христианским вероучением.

1. Продолговатая форма храма в виде корабля выражает ту мысль, что мир есть житейское море, а Церковь - корабль, на котором можно переплыть это море и достигнуть тихой пристани - Царства Небесного. Кроме того, указанная форма храма обозначает, что Церковь спасает нас от вечной погибели, подобно тому, как Ноев ковчег спас от потопа людей, не отступивших от Бога.

2. Крестообразная форма храма указывает, что в основа­нии Церкви лежит Крест Христов, через который верующие по­лучили вечное спасение.

3. Храм, имеющий форму звезды, или восьмиугольника, напоминает нам вифлеемскую звезду, которая называла вол­хвам путь ко Христу, и символизирует Церковь как путеводную звезду, освещающую верующим людям путь к вечной жизни.

4. Вид круга означает вечность Церкви. Как круг не имеет начала и конца, так и Церковь Христова будет существо­вать вечно. "Созижду Церковь Мою, я врата ада не одолеют ея" (Мф. 16, 18) - говорит Сам Спаситель.

 

По внешнему виду храм отличается от обычных зданий тем, что над ним вместо потолка возвышается купол, который означает небо. Купол же, в свою очередь, увенчивается гла­вой с крестом наверху (главы иногда называются "маковицами", "лбами"). Крест говорит о том, что это храм христианский и в нем прославляется распятый на кресте Господь наш Иисус Христос. Иногда крест в нижней части имеет форму полукруга, напоминающего собою якорь как символ христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Искупителя мира Гос­пода Иисуса Христа.

 

Глав над храмом бывает не одинаковое число: одна, три пять, семь, девять, 13 и больше. То или иное число глав имеет особое значение. Одна глава указывает на главу Церкви - Господа Иисуса Христа, три - на Святую Троицу, пять - на Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь - на число та­инств, девять - на число чинов ангельских, тринадцать -обозначают Господа Иисуса Христа и 12 апостолов.

Домовая церковь по внешнему виду отличается от обычных зданий тем, что ее крыша увенчана крестом, как победным знаменем, или иконой над входом.

Встречаются 2-х ярусные, символизирующие Церковь не­бесную - торжествующую и земную - воинствующую.

В восточной части христианского храма, какой бы формы он ни был, устраивается алтарь. Обычно алтарь выделяется в самом здании своей полукруглой формой. Эта пристройка называется алтарной апсидой.

Люди, стоящие в храме лицом к алтарю, молитвенные свои взоры обращают на Восток. На Востоке был рай, на Вос­токе совершилось дело нашего спасения. Кроме того, Спаситель Своим пришествием осветил весь мир, подобно солнцу, восходящему с востока.

С западной части к храму пристраивается высокая баш­ня, называемая колокольней, на ней висят колокола, звон которых служит средством сообщения верующим о совершении богослужения. Иногда колокольня помещается отдельно от здания храма. Колокольня и алтарь, как и средняя часть храма, завершаются большой и малой формы куполами и крес­тами. У нас, в России, православные храмы строились лучши­ми зодчими, они являются украшениями населённых мест, свя­тыней и гордостью народа и живыми памятниками русской ис­тории.

Внутреннее устройство храма

Притвор - (его назначение в древности и в настоящее время). Первая от входа часть храма называется притвором, или предхрамием. Притвор разделяется на две части: внутренний притвор и внешний притвор, или паперть.

Внутренний притвор называется трапезной, такое назва­ние происходит от того, что в некоторых церквах, и осо­бенно в обителях, в этой части храма трапезуют иноки.

В древности притвор (внешний и внутренний) предназ­начался для оглашенных и кающихся и по своей площади почти равнялся среднему храму.

Оглашенными назывались люди, которые, изъявив желание принять христианство, изучали истины веры и правила христи­анского благочестия. Кающимися назывались те христиане, которые несли епитимию.

Оглашенные и кающиеся, по степени усвоения ими христи­анского учения или по степени раскаяния, делились на нес­колько степеней и стояли ближе или дальше от алтаря.

Оглашенные разделялись на три степени.

1) слушающие поучения,

2) коленопреклоняющие, и

3) готовя­щиеся к просвещению.

Все они могли стоять во внутреннем притворе.

Кающиеся разделялись на 4 степени:

1) плачущие

2) слушающие

3) припадающие, и

4) стоящие с верными.

а) Плачущие - это те, кто во время совершения Бого­служения стоял на открытом месте, вне храма (на площадке паперти), с плачем прося идущих к богослужению верующих молиться за них.

б) Слушающие - это те, кому дозволялось стоять вместе с оглашенными во внутреннем притворе, где они могли слушать чтение Св. Писания и поучения, удаляться оттуда они должны были одновременно с оглашенными, во время возгласа: "Елицы оглашении изыдите".

в) Припадающими, или коленопреклоняющимися, называ­лись те лица, которые при совершении Литургии имели право стоять в самом храме (в передней его части до амвона) и перед оставлением храма (вместе с готовящимися ко крещению, до начала Литургии верных), слушали особые произносимые за них епископом молитвы.

г) Совместно стоящие с верными - это те, кто допускал­ся к присутствую при всем совершении Литургии, только без права причащения.

Во внутреннем притворе храма, согласно Типикону, должны совершаться:

1) часы (Тип. гл. 2, 9);

2) лития на вечерни (Тип. гл. 2);

3) повечерие (Тип. гл. 7);

4) полунощница (Тип. гл. 9), и некоторые другие чинопоследования.

В настоящее время притвор внешний, т.е. паперть имеет значение обыкновенных сеней. Здесь священник в 40-й день читает молитву "жене родительнице", здесь же иногда произ­водится продажа(просфор, свечей, икон и т,д.)

 

 

Средняя часть храма

Средней называется та часть храма, которая расположена между притвором и алтарем. Эта часть храма в древности сос­тояла из трех отделений, называющихся нефами; средний неф, который был шире других, предназначался для клириков, южный для мужчин, северный для женщин.

При входе в среднюю часть храма в самом храме стояли кающиеся (из разряда "стоящих с верными"), а перед ними верные - мужчины и женщины, каждые в своих отделениях, в известном порядке. Отделения, в которых стояли мужчины и женщины, разделялись перегородками или колоннами. Принадлежностями этой части храма являются: солея, амвон, клиросы и архиерейский амвон, аналои, иконы, иконостас.

Солея. Вдоль иконостаса с южной стороны до северной идет возвышение, составляющее продолжение алтаря. Возвышение это по своему значению достойно уважения. Отцы Церкви на­зывали это возвышение - солея. В церкви для Св. Даров имеются два Престола в собственном смысле слова: один - внутренний, другой - внешний, первый предназначается для освящения Даров, второй - солея для преподания их верным.

Солея, таким образом, необходима для преподания Святых Даров мирянам. Солея назначается для лиц, участвующих в совершении богослужения. В древности ступени солеи служили местом сидения иподиаконов и чтецов.

Амвон. Середина солеи перед царскими вратами расши­ряется и выступает в средний храм. Это место называется амвоном - "восхождением". Отсюда диакон возглашает ектении, читает Евангелие или Апостол, а священник или вообще про­поведник говорит поучения предстоящему народу. Амвон, по словам св. Германа, патриарха Цареградского, знаменует находившийся у Святого Гроба Господня Камень, который отвалил Ангел и с которого он возвестил мироносицам о воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Так как на амвон восходят только священники и диаконы, символизирующие ан­гела, и на нем читают Слово Божие, то на него никому не разрешается восходить для какого бы то ни было иного чтения. Иподиаконы и чтецы при чтении Апостола или паремии не вос­ходят на амвон, а становятся на его ступень. Амвон этот называется диаконским в отличие от архиерейского амвона.

Паникадило. Кроме того, по стенам храма часто прикрепляются стилизованные светильники, играющие вспомогательную роль. Изначально, богослужебный Устав предусматривал в одних случаях возжжение всех светильников, в других – только некоторой части, в третьих – полное погашение почти всех светильников. В настоящее время эти указания Устава соблюдаются не так строго, но, тем не менее, изменение освещения в разные моменты разных служб для присутствующих в храме очевидно.

Клиросы. Края солеи с северной и южной сторон обычно предназначаются для чтецов и певцов и называются клиросами. Клирос - место для низших клириков - церковно­служителей. Около клиросов ставятся хоругви.

Хоругвь - управлять, руководить, священное знамя, состоящее из креста, поднятого на высокое древко и укра­шенного священными изображениями, или из иконы, писанной на полотне, дереве или металлической доске, украшенной бахромой и кистями и поднятой на высокое древко. Хоругви выносятся из храма при крестных ходах. Здесь их несут впереди всего крестного хода - они как бы пролагают ему путь. Хоругви, имея вид воинских знамен, представляют собой победные знамена Церкви Христовой.

Лампада-подсвечник у храмового образа.Неотъемлемой принадлежностью всех частей храма являются также которые зажигаются у большинства икон в храме. Современные храмовые лампады бывают как подвесные, так и напольные (в этом случае они объединены с подсвечниками, на которых верующие возжигают свечи – свою малую жертву Богу).

Архиерейский амвон. Во время архиерейского служения среди храма устраивается возвышенное место для архиерея, Оно называется архиерейским амвоном. Архиерейский амвон наазывается в богослужебных книгах также: "место, где обли­чается архиерей" (Чиновник Болш. Успен. Моск. собора), "облачальное место" (чин. освящ. храма), "уготованное мес­то" (Чин. Литургии св. И.Зл.) "рундук". "На облачальном месте" архиерей не только облачается, но и совершает иногда часть службы (на Литургии), иногда всю службу (молебен) и молится среди народа, как отец с детьми.

 

 

В средней части храма считается обязательным иметь образ Голгофы, представляющей собой большой деревянный Крест с Распятым на нем Спасителем. Обычно он делается в натуральную величину, то есть в рост человека, и восьмиконечным с надписью на верхней короткой перекладине «I Н Ц I» («Иисус Назорей Царь Иудейский»). Нижний конец Креста укрепляется на подставке в виде каменной горки, на которой изображаются череп и кости прародителя Адама. По правую сторону от Распятого ставится образ Богоматери, устремившей Свой взор ко Христу, по левую сторону – образ Иоанна Богословалибо образ Марии Магдалины. Распятиево дни Великого поста выдвигается на середину храма для сугубого напоминания людям о Крестных страданиях Сына Божия, которые Он претерпел ради нас.

Стол с кануном.Кроме того, в средней части храма, обычно у северной стены, ставится стол с – четырехугольной мраморной или металлической доской со множеством держателей для свечей и небольшим Распятием. Рядом с ним служатся панихиды по усопшим.

 

Аналой. Посреди храма устанавливается аналой, кото­рый представляет собой переносный столик с наклонной верхней частью. Аналой обычно покрывают покровами из парчи или другой материи. На аналой кладутся:

1) Евангелие для лобы­зания и поклонения

2) святые иконы в честь угодников Божиих, или воспоминаемых священных событий, т.е. праздничные иконы, также для поклонения и лобызания. Аналои могут устанавли­ваться в различных местах храма, где имеется в этом необ­ходимость.

Иконы. В храме по стенам его и у колонны размещаются иконы. Икона - это священное изображение лика Господа на­шего Иисуса Христа, Божией Матери, св. апостолов и всех во­обще св. угодников Божиих, предназначенное служить нам, верующим людям, в качестве одного из наиболее действи­тельных средств живого и близкого духовного общения с теми, кто на нем изображен. Икона - неотъемлемая принадлежность Православного храма. В куполе почти всегда изображается Пантократор - Господь Вседержитель.

Иконостас

 

 

1 Местный ряд

2 Праздничный ряд

3 Деисусный ряд

4 Пророческий ряд

5 Праотеческий ряд

6 Крест или Голгофа

7 икона «Тайная вечеря»

8 икона Спасителя

9 икона Богоматери

10 Местная икона

11 икона «Спас на престоле»

12 Царский врата

13 Диаконские или северные врата

14 Диаконские или южные врата

 

Средняя часть храма отделяется от алтаря иконостасом дощатой стеной, украшенной святыми иконами. Первоначально такая стена предназначалась для отделения средней части храма от алтаря. Для этой цели в древней Церкви ставились деревянные решетки или преграды между средней частью храма и алтарем, а также протягивались завесы. Этими решетками или преградами преграждался доступ к алтарю мирянам, а за­весами закрывалось совершение таинства Евхаристии от невер­ных и оглашенных, равно как и от верных в известное время. На этих решетках впоследствии стали ставить святые иконы как для чествования и лобызания их верными, так и для выра­жения той мысли, что алтарь служит образом (символом) неба и что при Богослужении небесная Церковь предстоит с земною. Этот обычай поставлять на решетках святые иконы получил все­общее распространение со времени VII Вселенского Собора, утвердившего иконопочитание.

В настоящее время иконостас, на основании практики древней Церкви, устрояется по следующему образцу.

Через иконостас в алтарь ведут три двери. Средние Двери иконостаса - широкие, двухстворчатые, против Святого Престола, называются "Царскими" дверями, или вратами, потому что через них на Литургии проходит Царь славы для напитания верных Своим Божественным Телом и Своею Кровию. Царские двери называются "святыми" (Тип. гл.23), так как через них выносятся Святые Дары, они имеют такое наименование еще и потому, что через них нельзя входить в алтарь и выходить из него простым людям (мирянам); ими проходят только лица освященные, имеющие священный сан (священнослужители): диаконы, священники, архиереи (см. Нов. Скрижаль). Царские врата называются еще «великими» (Тип., послед. Пасхи, Литурии) по величине их, в сравнении с другими две­рями, по величию благодатных даров, которых через них спо­добляются верующие, и по тому значению, какое они имеют при Богослужении.

Открытие Царских врат изображает то, что всем людям открыто Царство Небесное. За Царскими вратами в алтаре привешивается "завеса" (katapštasma), которая во время Богослужения то задвигается, то отверзается, сообразно со значением молитв и священно­действии того или иного момента Богослужения. Завеса нам напоминает о непостижимости тайн Божиих. Отверзание озна­чает откровение тайны нашего спасения и открытие Царства Небесного через воплощение Сына Божия, задергивание завесы напоминает нам о нашем греховном состоянии, лишающем нас наследия Царства Небесного.

Завеса имела наименование "горних дверей" (т.к. она опускалась сверху вниз), или внутренних, тогда как Царские врата назывались "внешними".

На Царских вратах помещаются иконы Благовещения Пресвя­той Богородицы и 4-х евангелистов. Пресвятая Дева Мария первая удостоилась получить от Архангела Гавриила радостную весть об открытии людям дверей Царства Небесного через рож­дение от Нее Спасителя мира. Поэтому на Царских вратах, напоминающих нам здесь, на земле, врата в Царство Небесное, помещается изображение этого великого события - Благовещения. Царские врата в древности назывались также "райскими" (см. "Путешествие" архиеп. Антония Новгородского). Над ними встречаются надписи, соответствующие толкованию слова "алтарь" в значении "рай", например, "Радуйся, райских врат отверзение" (Московский Казанский собор). Евангелисты изображаются на Царских вратах потому, что написанное ими Евангелие (радостную весть) они до скон­чания века проповедуют всему миру. Евангелисты - первые распространители первой в мире радостной вести о пришествии на землю Сына Божия.

Над Царскими вратами помещаются изображения Тайной вечери. По правую сторону от Царских врат помещается икона Спасителя, по левую - Божией Матери. Рядом с иконой Спаси­теля ставится икона храмового праздника и святых, особо чтимых в данной местности. Иконы первого ряда в иконостасе обычно называются местными. Двери с левой стороны Царских врат - узкие, одностворчатые - ведут к жертвеннику и назы­ваются "северными". Через них выносят "честные дары" для поставления на Престол; выносится крест на утрени 14 сентяб­ря, 1 августа (ст. стиля) и в Крестопоклонную неделю; со­вершается вход с Евангелием; на вечерне выход на литию, из них выходят священнослужители для каждения храма и произно­шения ектений.

С правой стороны от Царских врат расположены "южные двери" ("полуденные''), - ведущие в диаконник, или ризницу (сосудохранительницу) и потому в древности называвшиеся "диаконскими''. Южными дверями священнослужители входят в алтарь по окончании каждения, после произнесения ектений и прочтения молитвословий (светильничных и утренних молитв).

Южными дверями в древности диаконы выносили народу благословенный хлеб и Богоявленскую воду. Кроме того, диаконы этими дверями выходили для выполнения своих обязанностей по наблюдению за благочинием народа и т.п. На этих боковых дверях обыкновенно изображаются святые диаконы (св. первомученик Стефан, св. Лаврентий, св. Евпл и др.) или св. ангелы, как вестники воли Божией, или ветхозаветные пророки Моисей и Аарон. Перед иконами первого яруса обычно стоят подсвечники и висят лампады.

Над первым рядом икон в иконостасе бьвает еще несколько рядов, или ярусов. В таком случае во втором ярусе находятся изображения двунадесятых праздников, в третьем - иконы свв. апостолов и их преемников - святителей, а посредине, над Царскими вратами, изображение Иисуса Христа с предстоящими Ему Богоматерию и Иоанном Предтечей. Третий ярус обычно называется "деисусным рядом", от греческого слова «dšhsij» - «моление», т.к. на помещаемой здесь иконе к Спасителю обра­щают свои молитвенные взоры Божия Матерь и св. Иоанн Крес­титель. В четвертом ярусе помещаются иконы св. пророков, а посредине - изображение Богоматери с Предвечным Младенцем, о Котором, главным образом, и возвещали пророки. Пятый, последний, верхний ряд состоит из икон ветхозаветных праведников, и среди них изображается Господь Саваоф или вся Святая Троица. Верх иконостаса (в середине) увенчивается крестом, как знамением соединения членов Церкви со Христом и между собою. Иногда по сторонам креста изображаются Божия Матерь и святой апостол Иоанн Богослов, стоявшие у кресте Спасителя (Ин. 19, 25-26).

Вся совокупность икон, помещенных в иконостасе, выра­жает идею Вселенской Церкви. Иконостас является как бы рас­крытой книгой, которая свидетельствует, с кем мы, верующие во Христа Иисуса, находимся в духовном единении, кого имеем предстоятелями за себя перед Богом и с кем составляем еди­ную Церковь Христову.

Иконостас - это "лествица Иакова", по которой восходят и нисходят не только св. ангелы, но и вся торжествующял Церковь. Благоговейному богомольцу представляется весь сонм святых живых, движущихся вверх и вниз.

Нет большей красоты церковной, как многоярусные иконостасы - это полнота Церкви торжествующей, представленной по одной громадной плоскости перед взором народу, обращен­ным на Восток... Святые отцы увенчали истины нашей веры богословской системой, а иконописцы - византийские и рус­ские - выразили их красоту духовную в иконах.

Такое размещение Церковью икон в иконостасе строго сообразно с назначением христианского храма вообще и глав­нейшей его части - Алтаря, в частности.

Алтарь и его принадлежности

Алтарь является главной частью св. храма в силу того, что в нем помещаются важнейшие священные принадлежности и совершаются важнейшие церковные службы - прежде всего, Божественная Литургия.

Алтарь обычно устраивается в восточной стороне храма. Такой обычай объясняется тем, что древние пророки, пред­сказывая пришествие Спасителя, называли его Востоком, Сам Он называл Себя "Светом мира'". По этой причине христиане и строят свои алтари в восточном направлении, где появля­ются утренний свет. Алтарь (как показывает значение самого латинского слова alta ara - возвышенный жертвенник) устраивается выше других частей храма - одной ступенью, двумя или более. Таким образом, он становится видным для предстоящих в храме. Своим возвышением алтарь указывает, что он знаме­нует горний мир,

Возвышенный и закрытый алтарь изображает собою место вечного блаженства верующих, а также напоминает нам о земном рае, в котором пребывали наши прародители до грехопадения. Алтарь знаменует те места, откуда Господь шествовал на проповедь, где Он страдал, претерпел крестную смерть, где совершилось Его воскресение и вознесение на небеса.

В некоторых храмах, как уже упоминалось, имеется не­сколько алтарей, один из них, центральный, называется главным, по нему и храм носит название, остальные алтари на­зываются "приделами".

В алтарь, никому, кроме лиц, имеющих сан и прислуживающих в храме, входить не дозволяется. Алтарь - святое место, доступное для лиц, освященных на служение Церкви, и недос­тупное для мирян, особенно для женщин.

 

Самую главную принадлежность алтаря составляет святой Престол (tr£peja) знаменующий собой Престол невидимого Бога. Он изображает место таинственного присутствия Самого Господа Вседержителя, Иисуса Христа, как Царя Славы, Главы Церкви. Иногда Престол называют жертвенником, потому что на нем приносится бескровная жертва "о всех и за вся", т.е. за весь мир. Престол изображает собою и Гроб Христов, так как на нем полагается тело Христово.

 

 

Во изображение единственности жертвы Христовой на одном Престоле в один день совершается только одна Литургия. Престол представляет собой стол с крышкой квадратной формы. Сооружается Престол из твердого материала: дерева, камня, металла, во изображения Христа - краеугольного камня и твердого основания Церкви. Престол находится посредине ал­таря, против Царских врат. Его квадратная форма указывает на то, что на нем преподается Божественная пища верующим всех четырех стран света.

Поскольку Престол имеет значение и Гроба Христова, и Престола Божия, он имеет два вида одежды, или облачения. Нижнее облачение называются срачицею, которая надевается при освящении Престола и остается несменяемой. Она изображает погребальные пелены (плащаницу), которою было обвито тело Иисуса Христа при погребении.

Срачица делается из белого полотна. Верхняя одежда называющаяся ''индитией" (™ndÚw - одеваю), делается из парчи или другого дорогого материала. Она изображает собою славу Престола Божия.

Индития может быть темного цвета, а на Пасху, в честь христианской радости, - светлой. Срачица и индития покрывают Престол со всех сторон. Иногда индития представляет собой металлический оклад, мраморную доску. Престол покрывается покрывалом.

На святом Престоле находятся следующие священные предметы: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица и мирохранительница.

Антиминс ( от греч. ¢nt… - вместо, и лат. tensa стол - "вместо стола", "вместопрестолие") - это освященный архиереем шелковый или льняной плат (платок) с изображением на верхней его стороне положения во гроб Христа Спасителя, 4-х евангелистов и орудий страданий Спасителя и с зашитою под изображением частицею св. мощей. На антиминсе имеется надпись, что этот антиминс дан таким-то архиереем в такую-то церковь. На Престоле, не имеющем антиминса, Литургия не может быть совершена.

Антиминсы получили свое начало еще в первые века христианства. Первые христиане в условиях гонений на них со стороны римских императоров совершали богослужения в подземных пещерах, чаще всего в катакомбах. 3десь они хоронили своих собратьев по вере, мученически пострадавших за Церковь Христову. Надгробия св. мучеников служили для них престолом. Позднее, когда появились надземные храмы, христиане стали устраивать Престолы и под ними полагать мощи святых.

Епископ, приезжавший освятить храм, прежде чем надеть срачицу на Престол, ставил на него ковчег, или ларец со св. мощами. По дальности расстояния епископ часто не мог освятить все храмы, тогда он поручал это кому-нибудь из священников, посылая с ним свою грамоту, и к ней прилагал частицу св. мощей. Антиминс является главной святыней храма, поскольку в нем имеются св. мощи, в то же время он служит свидетель­ством того, что богослужение в этом храме совершается не са­мочинно, а по благословению епископа.

Обычай полагать мощи святых под Престолом имеет осно­вание в Св. Писании. В данном случае Церковь руководству­ется: 1) Откровением св. Иоанна Богослова, который видел на небесах алтарь и под алтарем души избиенных за Слово Бо­жие и "за свидетельство, еже имеяху" (Апок. 6, 9) и 2) тем, что кровь мучеников, после Крови Христовой, служит как бы вторым основанием Церкви, служит для нее "багряницею и виссом" (тропарь при освящении храма). Такова история антимин­сов. Св. антиминс был введен в употребление для того, чтобы удобнее сохранить святыню храмов от кощунства еретиков и язычников, нападавших на православные христианские храмы и разорявших их.

Антиминсы для большей сохранности завертываются в дру­гой плат, называются илитоном ( e„l»ton - обвертка, повязка). Он напоминает собою "сударь", которым была обвязана голова Иисуса Христа при погребении. Антиминс развертывается толь­ко на Литургии, а именно перед началом Литургии верных, и свертывается в конце ее. Если во время службы храму угро­жает опасность, например, от пожара, то священник должен вынести антиминс из храма и, положив его на приличном месте, закончить Литургию.

Илитоны - платы, которыми вытирают уста причащающимся.

Евангелие - ( eÙang šlion - благовести), как содер­жащее учение Спасителя, напоминает нам о присутствии на Престоле Самого Иисуса Христа, как Учителя, просветившего людей светом евангельского учения. Напрестольное Евангелие украшается священными изображениями - на верхней части изображением Воскресения Спасителя, а по четырем сторонам 4-х евангелистов, на обратной стороне обычно бывает изображение креста и орудий страданий Иисуса Христа.

Поскольку Престол служит местом, где совершается бес­кровная жертва, принесенная Господом, то на нем и пoлaгaeтcя Крест, как орудие нашего спасения, Крест означает присут­ствие Иисуса Христа, Искупителя всего грешного мира.

Дарохранительница и мирница стоят в восточной части св. Престола. Дарохранительница представляет собой метал­лическое изображение храма или надгробной часовни в мини­атюре. В ней в небольшом ларце хранятся Св. Дары, которые могут понадобиться для причащения больных и умирающих. Да­рохранительницу, в целях охранения от пыли, иногда закрывают стеклянным футляром.

 

 

Сосуд, в котором священник несет запасные Дары, когда идет на дом к больному или умирающему, называется дароносицей. Она представляет собой небольшой серебряный или золотой ковчежец, в котором имеются маленький потир (чаша), лжица, сосуд для вина и губка для вытирания потира. Этот ковчежец влагается в мешочек, сделанный из дорогого материала. При случаях причащения на дому священник всегда несет дароно­сицу у себя на груди. В остальное время сна хранится на св. Престоле. Дарохранительницу называют: киворием, киво­том, ковчегом. Ковчег означает:

1) место, где был погребен и воскрес Иисус Христос;

2) стражу, которая была пристав­лена ко Гробу Спасителя, дабы ученики тайно не унесли Его тела;

3) напоминает ковчег Завета ветхозаветной церкви, где хранилась Святыня Божия.

Некоторые же литургисты (как А. Дмитриевский) киворием называют сень над Престолом (балхадин). Около дарохранительницы стоит мирница - ларец, где находится флакон со св. миром, употребляемым при таинстве Миропомазания.

Над Престолом устраивается сень (киворий), символизи­рующая небо, распростертое над землей, на которой приносится жертва за грехи всего мира. В древности внутри кивория ви­село изображение голубя, в котором полагались Св. Дары. За Престолом поставляется подсвечник с семью свечами, назы­ваемый семисвечником, а также запрестольный крест и икона.

(Запре­стольный крест и икона выносятся на крестных хода)

 

 

Место за Престолом по направлению к Востоку называется Горним, т.е. высшим.

Святой Иоанн Златоуст называет его "горним Престолом".

 

Горнее место - это возвышение, устраи­ваемое обычно на несколько ступеней выше алтаря, на кото­ром стоит седалище (kaqšdra) епископа. Архиерей на горнем месте сидит во время чтения Апостола и стоит во время чтения Евангелия. Когда архиерей находится на Горнем месте, он изображает собою Господа Славы - Самого Иисуса Христа. Горнее место напоминают нам гору блаженств, а также гору Елеонскую, с которой Спаситель вознесся на небо,

 

В катакомбных церквах и в первых скрытых христианских храмах на Горнем месте устраивалось седалище, высеченное из туфа, камня или мрамора, со спинкою и локотниками. Здесь епископ восседал в определенные моменты богослужения. На это же место возводился новопоставленный епископ. Отсюда и происходит слово "интронизация", по-славянски "воспрестолие" - "настолование".

 

 

На Горнем месте по обеим сторонам кафедры устраиваются сидения для служащих священников. Все это место взятое на­зывается сопрестолием. Сослужащие епископу изображают свя­тых апостолов и их преемников.

Миро (происходит от слова mÚron - благовонный сок, благовонный елей) - маслянистая ароматическая жидкость, которая варится в Москве в храме бывшего Донского монастыря из ароматических масел и растений и освящается в Москве в Богоявленском Соборе Святейшим Патриархом. Патриарх рассы­лает миро по мере надобности епархиальным архиереям, а те подведомственным им церквам.

 

 

Жертвенник - понятие о нем, его назначение и духов­ный смысл, священные предметы на жертвеннике:

Вторую не­обходимую принадлежность алтаря составляет Жертвенник, на­ходящийся в северо-восточной части алтаря, с левой стороны, от Престола. Жертвенник представляют собой стол, меньший по величине, чем Престол, имеющий такие же одежды. На Жерт­веннике во время последования первой части Литургии - проскомидии - приготовляются дары (вещество) для священно­действия Божественных Тайн, т.е. здесь приготовляют хлеб и вино для совершения бескровной жертвы. Жертвенник иногда называют предложением (prqetij) - столом, где полагаются дары, предложенные верными для совершения Божественной Ли­тургии. При совершении Проскомидии воспоминаются рождение и страдания Спасителя. Поэтому жертвенник знаменует Вифлеем и вертеп, где родился Спаситель, а также гору Голгофу, место Его страданий.

На жертвеннике при приготовлении вещества для Евхарис­тии употребляются священные сосуды таинства Св. Причащения. К ним относятся: дискос, чаша, или потир, звездица, копие, лжица, губка и покровцы для Святых Даров.

Дискосом (d…skoj- глубокое блюдо) называется свя­щенное блюдо, на котором полагаются Св. Агнец, т.е. та часть просфоры, которая на Литургии после призывания Св. Духа прелагается в истинное Тело Христово, и вынутые из просфор частицы. Дискос отличается от других блюд, употребляемых на Литургии тем, что имеет подставку, которая делается для того, чтобы было удобнее переносить на дискосе Св. Дары и держать его на голове.

На дискосе иногда изображается Младенец Богочеловек, лежащий в яслях, и выгравировываются по окружности слова: "Се Агнец Божий, вземляй грехи мира". В разные моменты Ли­тургии дискос знаменует собою то вертеп и ясли, где родился Господь, то Гроб, в котором погребено было Его многостра­дальное тело. Кроме дискоса на проскомидии употребляются еще два блюда, но без подставок. Одно, с изображением крес­та, употребляется при изъятии Агнца из просфоры, второе, с изображением Божией Матери, предназначается для вынимаемых из просфоры частиц в честь Божией Матери, в честь святых, за живых и умерших.

Потир (pot»r- чаша, сосуд для питья) - это священный сосуд особого устройства, в который вливается во время проскомидии виноградное вино, соединенное с водой, прелагаемое на Литургии после призывания Св. Духа в истин­ную Кровь Христову. На чаше изображается Христос, Божия Матерь, св. Иоанн Креститель и орудия страданий Христа (крест, копье, губка, гвозди) и пишутся слова: "Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя". Потир особо символизирует чашу страданий, испитую Христом во время Его земной жизни. Кроме того, он напоминает о той чаше, в которой Господь Иисус Христос на Тайной вечери преподал Своим Ученикам под видом вина Собственную Пречистую Кровь. После освящения Св. Даров и во время причащения священнослужителей и мирян потир изображает прободенное ребро Христово, из которого истекла кровь и вода.

Как дискос, так и потир введены в употребление со вре­мен апостольских. Дискос тогда делали из дерева, а потир - из стекла, теперь же эти сосуды изготовляются из серебра и золота.

 

Звездица (¢st»r - звезда) состоит из двух металлических дуг, соединенных между собою винтом так, что их можно сложить вместе и раздвинуть крестообразно. Она введена в употребление св. Иоанном Златоустом для того, чтобы при покрытии дискоса покровцом не были смешаны части­цы, вынутые из просфор и положенные в определенном порядке. Звездицей дискос покрывается также тогда, когда на нем по­лагаются св. мощи, например, при освящении храма. Звездица, когда она употребляется на проскомидии, знаменует ту звезду, которая привела волхвов к родившемуся в Вифлееме Спасителю мира.

Копие (lÐuch) - нож с черенком, сделанный наподобие копья, острый с обеих сторон, употребляемый для изъятия из просфоры Св. Агнца и его прободения, а также для изъятия частиц за живых и умерших. Оно изображает то копье, которым римский воин ударил в ребро Христа Спасителя.









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 86;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная