Лекции.ИНФО


Просительная ектиния, молитва приношения.



После Великого входа Церковь начинает приготовление молящихся к принесению бескровной жертвы.

Диакон, выйдя северными дверьми на солею и став на обычном месте, произносит просительную ектинию: «Исполним (восполним) молитву нашу Господеви».

Хор: «Господи, помилуй» (см. Служебник).

Во время просительной ектинии священник тайно читает молитву приношения, которая по сходству с проскомидийной молитвой называется «Молитвой проскомидии» и отличается от нее лишь тем, что относится к Честным Дарам, окончательно приготовленным для святой Евхаристии.

На литургии св. Иоанна Златоуста: «Господи Боже Вседержителю, Едине Святе…»

На литургии св. Василия Великого:

"Господи Боже наш, создавый нас и введый в жизнь сию..." Священник, заканчивая молитву приношения, возглашает: "Щедротами Единородного Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и прис­но, и во веки веков". Хор: "Аминь".

В просительной ектении есть прошение, прибавляемое только в этой части литургии: "О предложенных Честных Дарех Господу помолимся", то есть, чтобы Господь милостиво их принял от нас и освятил силою Святаго Духа. В тайной молитве приношения, чи­таемой в это же время, священник просит, чтобы Господь удос­тоил его принести Честные Дары в жертву духовную и ниспослал на них и на всех верующих благодать Святаго Духа, в силу Своих щедрот и милосердия.

Далее верующие приготовляются к святому возношению - вы­ражением мира и любви и исповеданием православной веры.

Священник, обратившись лицом к западу и благословляя моля­щихся, из алтаря возглашает: "Мир всем". Хор: "И духови твоему".

Мир душевный должен выражаться во взаимной любви; к ней и призываются затем молящиеся приглашением диакона единодушно выразить свою веру.

Диакон: "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы" (то есть единодушно выразим, исповедуем свою веру).

Хор, доканчивая слова диакона, поет: "Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную".

В это время священник читает тайно: "Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя, Господь - Утверждение мое и Прибежище мое..." (трижды), трижды поклоняясь пред престолом, исцелует дискос и потир (сверх покрова), а также край престола пред собой.[49]

1, В Древней Церкви после указанных возгласов христиане в знак мира, любви и единомыслия лобызали друг друга (женщины - женщин, мужчины - мужчин). Этот обычай лобзания друг друга сох­ранился в настоящее время среди священнослужителей. Называется это лобзанием мира. Если служащих священников несколько, они все целуют дискос, и потир, и престол, и друг друга в плечо. Старший священник говорит: "Христос посреде нас". Младший от­вечает: "И есть, и будет".

2. Так же и диаконы, если их служит несколько, целуют каждый свой орарь на месте изображения на нем креста и друг друга в плечо, произнося то же, что и священники. (В практике же диаконы совершают лобзание перед причащением Святых Тайн).

3. Со дня Святой Пасхи по ее отдание старший (священник или диакон) произносит: "Христос воскресе", а младший отве­чает: "Воистину воскресе".

Символ веры

Вслед за кратким исповеданием Святой Троицы - "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца, и Сына, и Святаго Духа"..., следует подробное исповедание православной веры -в пении Символа веры.

Диакон, стоящий на амвоне,делает крестное знамение, пок­лоняется, целует крест на ораре и возглашает:

"Двери, двери, премудростию вонмем!" (более точный пере­вод с греческого: "премудрости вонмем").

В это время в ознаменование Воскресения Христова откры­вается завеса царских врат (она остается открытой до возгла­шения: "Святая святым"). Священник отнимает воздух от Святых Даров, напоминая этим священнодействием о камне, отваленном от дверей Гроба Господня. Кроме того, открытие завесы царских врат и отнятие воздуха с Честных Даров совершаются в знак того, что вера открывает нам тайны Божественной Премудрости.

В Древней Церкви слова диакона: "Двери, двери..." относи­лись к привратникам-стражам церковных дверей храма, чтобы они тщательно наблюдали за входом в храм и не допускали с того времени кого-либо из оглашенных, или кающихся, или других лиц, которые не имели права присутствовать при совершении Таинства Святого Причащения. Со временем изменилось практическое значение этого возгласа. Церковь словами "Двери, двери..." пригла­шает верующих блюсти двери своего ума и сердца от посторонних помыслов и попечений. Словами "премудростию вонмем", предшест­вующими пению Символа веры, указывается на сокрытую в нем Божест­венную премудрость и на то, чтобы молящиеся внимательно и с благоговением слушали Символ веры.

По возгласе диакона хор поет (по благословению Святейшего Патриарха Алексия вошло в обыкновение общее пение народом): "Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя...".

Пением Символа веры молящиеся в храме свидетельствуют пред Богом и Церковью, что они являются верными, которым дозволено присутствовать при совершении великого Таинства и приступить к причащению Святых Тайн.

Во время пения Символа веры священник сам читает его, подъемля и колебля воздух над Честными Дарами. Это священнодейст­вие совершается в знак веяния над ними и приблизившегося наи­тия Святаго Духа, подобно тому, как и сошествию Святаго Духа на апостолов предшествовало дыхание ветра. Кроме того, подня­тие и колебание воздуха напоминает о землетрясении при откры­тии Гроба Господня и о бегстве стражи от Гроба - событиях, бывших в то время, когда Господь Иисус Христос благоволил: явить Свое Воскресение.

Если служат несколько священников, то они все держат воздух за края и производят им колебательные движения, читая про себя Символ веры.

По прочтении Символа веры предстоятель целует воздух и отлагает его в верхнюю левую часть престола.

После исповедания веры молящиеся несколькими возгласами совершенно приготовляются к достойному молитвенному участию в принесении Бескровной Жертвы.

Диакон: "Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити".

"Станем добре", то есть будем стоять с благоговением, со страхом Божиим, будем внимательны, чтобы в душевном мире при­нести Богу Жертву (Честные Дары), помня, что эта Жертва при­носится Богу не только за нас,, но и от нас, что мы присутствуем при этом не как посторонние зрители или слушатели, а как соучастники Божественной службы.

Хор, выражая от лица молящихся готовность к участию в святом возношении, поет:

"Милость мира, жертву хваления", то есть будем возносить Святую Жертву, которая есть великая милость Божия (дар Божий), дарованная нам вследствие мира (примирения) нашего с Богом чрез Иисуса Христа и состоящая из благодатного прославления, хваления Бога, то есть Жертва Бескровная - Святая Евхаристия.

Диакон, поклонившись, в это время входит в алтарь южными дверьми и молится вместе с священником.

Священник, обращаясь лицом к молящимся и благословляя их, преподает им апостольское приветствие (благожелание), как изъ­явившим свою готовность участвовать в святом возношении, и призывает на них спасительные дары Святой Троицы:

"Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами". Хор: "И со духом твоим".

Словами "И со духом твоим" верующие молитвенно выражают пожелание предстоятелю взаимно тех же благ Священник: «Горе имеим сердца". Хор: "Имамы ко Господу".

Этот возглас священник "Горе имеим сердца" (то есть отре­шимся от всего земного и устремимся к горнему, небесному) произносится для достойного приготовления верующих к участию в Евхаристии. Молящиеся словами "Имамы ко Господу", отвечают, что они имеют ум и сердце устремленными к Богу.

СОВЕРШЕНИЕ ТАИНСТВА.

Евхаристический канон

По надлежащем приготовлении молящихся к Евхаристии священ­ник возглашает: "Благодарим Господа".

Хор: "Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней".

Возглашением "Благодарим Господа" священник начинает совер­шение Святаго Таинства и внушает верующим воздать благодарение Богу, как и Сам Спаситель начал священнодействие Бескровной Жертвы, при ее установлении на Тайной вечери, благодарением Богу Отцу.

По возглашении священника "Благодарим Господа" диакон переходит с южной к северной стороне престола, целует его, кланяется предстоятелю и становится у престола.

На литургии св. Иоанна Златоуста: "Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити…"

На литургии св. Василия Великого: "Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю поклоняемый..." В этой молитве священник от лица всех верующих прославляет величие Божие, Его бесконечное совершенство и Его благодеяния роду человеческому.

Он благодарит за сотворение мира и человека, за искупление человека Сыном Божиим и за все милости, явные и тайные, благо­дарит Господа и за то, что Ему угодно принимать от нас службу сию, то есть литургию, хотя Ему предстоят архангелы и ангелы, херувимы и серафимы, "победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще". В таких выражениях ангельскую песнь слышал в видении св. пророк Исаия. В подобных же выражениях слышал ее и св. Иоанн Богослов.

Из Священного Писания известно, что св. Иоанн Богослов (Откр. 4,7-8) и св. пророк Исаия (6, 1-3) созерцали славос­ловящих Господа ангелов в образе орла, тельца, льва и человека.

Заключительные слова этой части евхаристической молитвы священник произносит вслух: "Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще".

Хор добавляет и самые слова ангельской победной песни: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних".

К этому ангельскому славословию Святой Троицы хор присое­диняет еще и земное приветствие отроков еврейской: при торжест­венном входе Спасителя в Иерусалим: "Осанна в вышних (то есть: дай спасение в вышних, на Небе). Благословен Грядый во Имя Господне".

Диакон во время произнесения священником слов "Победную песнь поюще..." поднимает звездицу с дискоса правой рукой (с орарем, который держит тремя перстами) и творит ею над дискосом образ креста, касаясь звездицей дискоса каждым из четырех концов: при словах священника "поюще" - восточной сто­роны дискоса; "вопиюще" - западной стороны; "взывающе" - се­верной и "глаголюще" - южной стороны.

По окончании слов священника "Победную песнь..." диакон, сложив звездицу и поцеловав, отлагает ее в верхнюю часть престола.[50]

Во время пения, славословия "Свят, Свят, Свят..." священ­ник продолжает читать евхаристическую молитву.

На литургии св. Иоанна Златоуста: "С сими и мы блаженными: Силами..."

На литургии св. Василия Великого: "С сими блаженными Силами, Владыко Человеколюбче..." В этой молитве священник исповедует святость Божию и вместе с тем прославляет бесконечную любовь к нам Бога Отца, Который послал для нашего спасения Единородного Сына Своего. Пришедший на землю Спаситель совершил и завещал нам совершать в Свое воспоминание Таинство Святаго Причащения.

Слова Спасителя (установительные слова Таинства, слова установления) священник произносит вслух:

На литургии св. Иоанна Златоуста: "Приидите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов".

На литургии св. Василия Великого:

"Даде (дал) святым Своим учеником и апостолом, рек: приимите ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов".

Во время произнесения этих слов священник правой рукой, обращенной ладонью кверху, и держа персты вместе, показует на Святый Хлеб, лежащий на дискосе. То же делает и диакон, держа орарь ..тремя перстами правой руки. Хор: "Аминь". Священник:

На литургии св. Иоанна Златоуста:

"Подобно и Чашу по вечери, глаголя" (тихо). И вслух: "Пиите от нея вси, Сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже на вы и за многия изливаемая во оставление грехов".

На литургии св, Василия Великого:

"Подобие и Чашу от плода лознаго приемь, растворив, благо­дарив, благословив, освятив" (тихо). И вслух: "Даде святым Своим учеником и апостолом, рек: пиите от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов".

При произнесении этих слов священнослужители показуют на потир так же, как перед этим на дискос. Хор: "Аминь". Возношение Святых Даров

Слова Спасителя при установлении Евхаристии и Его заповедь "Сие творите в Мое воспоминание" дают священнику основание приступить к священнодействию и возношению Святых Даров.

Священник молится:

На литургии св. Иоанна Златоуста: "Поминающие убо спасительную сию заповедь и вся, яже о нас бывшая: Крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхож­дение, одесную седение, второе и славное паки пришествие".

На литургии св. Василия Великого: "Сие творите в Мое воспоминание; елижды бо аще ясте Хлеб сей и Чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое Воскресение исповедаете".

Поминающие убо, Владыко, и мы спасительная Его страдания, животворящий Крест, тридневное погребение, еже из мертвых Воскресение, еже на небеса возшествие, еже одесную Тебе, Бога и Отца, седение, и славное и страшное Его второе пришествие".

И вслух (молящихся) священник возглашает: "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся".

При произнесении слов "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся" диакон, а если его нет, то сам священник, крес­тообразно сложив руки, берет правой рукой дискос, а левой -потир, возвышает их над престолом, а затем снова поставляет на место.

Это священнодействие является святым возношением Святых Даров в жертву Богу от всех верующих. Возглас священника имеет такое значение: "Твоя", то есть Твои дары (хлеб и вино), "от Твоих", то есть от лица Твоих верных и из Твоих бесчисленных многих даров избранные (по примеру и повелению Самого Христа Спасителя), мы приносим Тебе, Богу, в благодарственную жертву о всех и за вся, то есть за всех и за все Твои благодеяния, к нам бывшие, и ради всяких Твоих милостей будущих.

Хор, доканчивая слова молитвы священникаа, поет: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш".

Преложение Святых Даров

За возношением Святых Даров, во время пения "Тебе поем..." совершается их преложение.

В тайной молитве священник прежде всего просит Господа ниспослать Духа Святаго на него и на предлежащие Святые Дары:

На литургии св. Иоанна Златоуста: "Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем,[51] низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащыя Дары сия".

Налитургии св.Василия Великого: "Сего ради, Владыко Пресвятый, и мы, грешнии и недостойнии раби Твои, сподобьшиися служити святому Твоему Жертвеннику, не ради правд наших - не бо сотворихом что благо на земли, - но ради милости Твоея и щедрот Твоих, яже излиял еси богатно на ны, дерзающе приближаемся святому Твоему Жертвеннику. И, предложение вместообразная Святаго Тела и Крове Христа, Твоего, Тебе молимся и Тебе призываем, Святе святых, благоволением Твоея благости, приими Духу Твоему Святому на ны и на предлежащия Дары сия, и благословити я, и освятити, и показати".

Затем священник в сознании своего духовного недостоинства, с умилением воздевая руки, молится (тихо произнося): "Гос­поди, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом (дат. мн.ч.) Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся".

Диакон: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей".

Оба после этого благоговейно поклоняются пред престолом. Священник: "Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа..." Диакон: "Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене". И снова оба поклоняются пред престолом. Священник: "Господи, Ижс Пресвятаго Твоего Духа..." Оба делают третий поклон пред престолом.

Диакон, приклонив главу и показуя орарем на Святый Хлеб, го­ворит священнику: "Благослови, владыко, Святый Хлеб".

Священник, приблизившись к престолу с чувством священно­го трепета, благословляет Святой Хлеб, говоря:

На литургии св. Иоанна Златоуста: "И сотвори убо Хлеб Сей, Честное Тело Христа Твоего".

На литургии св. Василия Великого: "Хлеб убо Сей - Самое Честное Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа".

Диакон: "Аминь". Благослови, владыко, Святую Чашу (показует на неё орарем). Священник, благословляя Святую Чашу, говорит:

На литургии св. Иоанна Златоуста: А еже в Чаши сей - Честную Кровь Христа Твоего".

На литургии св. Василия Великого: "Чашу же сию - Самую Честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". Диакон: "Аминь".

Священник: "Излиянную за живот мира". Диакон: "Аминь".

Диакон, обращаясь к священнику, говорит: "Благослови, владыко, обоя (показует орарем на Святые Дары).

Священник, благословляя Святые Дары вместе, говорит: "Пре­ложив Духом Твоим Святым" (то есть просит Бога, чтобы Он силою Духа Святаго преложил Хлеб в Тело Христово, а вино в Честную Кровь Христову). Диакон: "Аминь, аминь, аминь". И делают оба земной поклон. (Если священник служит один, то слов диаконских он не го­ворит, но непременно произносит трижды "Аминь").

Диакон, приклонив главу, говорит священнику: "Помяни мя, святый владыко, грешнаго".

Священник: "Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков". Диакон: "Аминь".

В это время (по преложении Святых Даров) священник - ради этой великой Жертвы, приносимой за весь мир, - тайно молится Богу за причастников и за всех в вере отшедших. Священник молит Господа за причастников, чтобы Святые Дары послужили им во отпущение грехов, а не в суд или во осуждение.

На литургии св. Иоанна Златоуста: "Якоже быти причащающимся..."

На литургии ср. Василия Великого: "Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся..."

Прославление Божией Матери

Молитвенное поминовение святых угодников Божиих имеет целью свидетельствовать плоды, Голгофской Жертвы Христа Спа­сителя.

После того как священник от лица верующих вознес молитву Богу о почивших в вере праотцах, отцах, патриархах, пророках, апостолах, евангелистах, мучениках, исповедниках, постниках и всякой праведной душе, достигшей конца земного поприща, он воспоминает в особенности (слав. - "изрядно") о Богоматери, как ближайшей к Богу из всех людей и Предстательнице за род человеческий пред Сыном Божиим.

Священник принимает от диакона кадильницу и, покадив ею трижды по трижды пред престолом, возглашает: "Изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии" - и отдает кадильницу диакону, который, продолжая каждение, кадит престол с остальных трех сторон, горнее место, алтарные иконы и всех служащих и моля­щихся в алтаре, и отлагает кадильницу. (Некоторые священнослу­жители полагают, что каждение священника относится к Святым Дарам, а не к престолу, и поэтому диакону надлежит кадить престол и с передней стороны). Хор поет:

На литургии св. Иоанна Златоуста: "Достойно есть..."

На литургии св. Василия Великого: "О Тебе радуется..."

В двунадесятые праздники Господни и Богородичные и во все дни их попразднств (по их отдание включительно), а также в Лазареву субботу, в Великий четверг и Великую субботу, от дня Святой Пасхи по ее отдание, в день Преполовения и в его отдание вместо указанных песнопений (то есть вместо "Достойно есть..." и "О Тебе радуется...") поется ирмос 9-й песни канона утрени, с праздничным припевом или без него, и тогда этот ирмос называется задоотойником.

В среду на 4-й и 5-й седмицах по Пасхе, то есть в день Преполовения и в его отдание, задостойником служит ирмос Преполовения "Чуждо матерем девство..."; в прочие же дни на 4-й и 5-й седмицах по Пасхе, а также на 6-й, кончая средой, задостойник пасхальный: "Светися, светися..."

Поминовение живых и умерших

По возгласе "Изрядно о Пресвятей..." священник тайно мо­лится, воспоминая от лица Церкви святых, спасенных Крестной Жертвой Христа Спасителя и уже прославленных Богом, благодарит Господа и прославляет Его за то, что Он, по своей благости, удостоил их Своего Божественного прославления и соделал хода­таями за нас на Небе, а также молится за усопших в вере и надежде воскресения и о живых членах Святой Церкви.

На литургии св. Иоанна Златоуста: "О святом Иоанне Пророце..." (см. Служебник)

На литургии св. Василия Великого: "О святом Иоанне Пророце, Предтечи и Крестители..." (см. Служебник).

После поминовения усопших возносится молитва о здравии и спасении всех живых.

Священник, продолжая молитву, произносит возгласно: "В первых помяни, Господи, Великого Господина и Отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина на­шего Высокопреосвященнейшего Климента архиепископа (или: митрополита, или: епископа, титул епархиального архиерея), ихже даруй Святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины". Хор: "И всех и вся". Священник продолжает молитву втайне:

На литургии св. Иоанна Златоуста: "Помяни, Господи, град сей..."

На литургии св. Василия Великого: "Помяни, Господи, всякое епископство православных..." (См. Служебник).

Священник (возгласно): "И даждь нам единеми усты и идинем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков". Хор: "Аминь".

Священник, обратившись лицом на запад и благословляя ве­рующих именем Господа Иисуса Христа, возглашает: "И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами". Хор: "И со духом твоим".

Этим оканчиваются благодарственные, хвалебные молитвы, положенные по совершении Святого Таинства.









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 105;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная