Лекции.ИНФО


Последнее явление Святых Даров молящимся



Во время пения хора "Видехом Свет истинный..." священ­ник кадит трижды Святые Дары, говоря тайно: "Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя", потом отдает диако­ну кадильницу и дискос, и диакон несет дискос на жертвенник, идя между престолом и царскими вратами.

Священник, поклонившись Святым Дарам, берет Святую Чашу, говоря тихо: "Благословен Бог наш", и, обратившись лицом к народу со Святой Чашей, произносит возгласно: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Это возглашение напоминает об обетовании Спасителя пре­бывать в Церкви до скончания века, а также побуждает верующих к всегдашнему прославлению Господа Иисуса Христа.

Затем священник несет Святую Чашу на жертвенник, тихо говоря: "Вознесися на небеса, Боже..."

Священника, несущего Святую Чашу на жертвенник, диакон встречает с кадильницей, кадя Святые Дары, и передает кадило священнику, который, поставив Святые Дары на жертвенник и возжженную свечу пред ними, кадит, поклоняясь Святым Дарам, как возносящемуся Спасителю.

1. Когда священник служит без диакона, то после возгла­шения "Всегда, ныне и присно..." он переносит на жертвенник Святую Чашу и дискос вместе.

2. Святые Дары, перенесенные с престола на жертвенник, знаменуют Вознесение Господне, а кадильный фимиам - светлое облако, которое сокрыло от взора апостолов возносившегося Господа.

Вернувшись к престолу, священник, начертав антиминсной губкой знак креста над антиминсом и положив губку в средину его, закрывает антиминс: сначала верхнюю часть его, потом нижнюю, затем левую и, наконец, правую.

Хор: "Аминь. Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, бессмертным и живот­ворящим Тайнам, соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллплуиа, аллилуиа, аллилуиа".

1. В этом песнопении выражается благодарение Господу за то, что Он удостоил причаститься Святых Тайн.

2. В Великий четверг вместо "Да исполнятся уста наша..." поется "Вечери Твоея тайныя...", а в Светлую седмицу -"Христос воскресе..." (один раз).

Благодарственная ектения за причащением и заамвонная молитва

Диакон, выйдя северными дверьми и став на обычном месте солеи, читает ектению, в которой призывает молящихся благо­дарить Господа за причащение Святых Тайн: "Прости[54], приемше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Жи­вотворящих, Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Гос­пода". Хор: "Господи, помилуй".

Диакон: "Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию". Хор: "Господи, помилуй".

Диакон: "День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Хрис­ту Богу предадим". Хор: "Тебе, Господи".

Священник, сложив антиминс и держа в руках Евангелие, делает им знак креста над антиминсом 'и возглашает: "Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков". И полагает Евангелие на антиминс.

Хор: "Аминь".

1) Священник - по чтении молитв благодарения за причащение,[55]- разрешая молящимся исход из храма, возглашает: "С миром изыдем" (т.е. из храма). (Этим возглашением в древности закан­чивалась литургия. Теперь окончанием литургии служат молитвословия отпуста).

Хор от имени молящихся отвечает: "О имени Господни", т.е. не иначе, как с благословением, которое преподается Именем Господа.

Это напутственное благословение и дается священником в особой молитве- заамвонной. Диакон: "Господу помолимся". Хор: "Господи, помилуй".

Священник в это время выходит из алтаря со Служебником в руках чрез царские врата за амвон (внизу солеи) и читает молитву заамвонную, в которой испрашивается у Господа бла­гословение как для предстоящих, так и для всех членов Церк­ви: "Благословляли благословящия Тя, Господи..."

Хор: "Аминь. Буди имя Господне благословенно отныне и до века" (трижды) и 33-й псалом: "Благословлю Господа на всякое время... (нс полностью, до слов: "Приидите, чада, послушайте...").

1. В Светлую седмицу поется только "Христос воскресе..." (многажды).

2. Текст молитвы "Благословляяй благословящия Тя, Господи..." одинаков на весь год для обеих литургий.

3. В древности, во время чтения заамвовной молитвы молящие­ся стояли с преклоненными главами. И теперь диакон, в память этого древнего обычая, стоит пред иконой Спасителя, приклонив главу и держа орарь, как при чтении ектений. Этим он подает молящимся пример послушания воле Божией.

Потребление Святых Даров

По окончании заамвонной молитвы священник царскими вратами входит в алтарь и читает молитву на потребление Святых Даров. Диакон тогда же входит северными дверьми в алтарь, подходит к престолу и, приклонив главу, внемлет этой молитве.

На литургии св. Иоанна Златоуста: "Исполнение закона и пророков Сам Сый, Христе Боже наш..."

На литургии св. Василия Великого:"Исполнися и совершися..."

Этой молитвой священник исповедует, что как Сам Господь Иисус Христос исполнил все, что возвещено в Законе и проро­ках о нашем спасении, так и священнослужители совершили Таин­ство Святой Евхаристии по заповеди Господней и просят Бога удостоить их в будущем веке насыщаться Его бессмертной тра­пезы.

По окончании этой молитвы священник благословляет диакона, который, перекрестившись, целует престол и отходит к жертвен­нику для потребления Святых Даров.

Если священник служит без диакона, то он сам потребляет Святые Дары.

Для потребления Святых Даров берется плат, один конец ко­торого углом платается за верхний край фелони или стихаря, дру­гим его концом священнослужитель берет Святую Чашу левой рукой, а правой, при помощи лжицы, с благословением потребляет из Чаши ее содержимое. Затем, ополоснув Чашу водой несколько раз, пока не останется на стенках ее ни малейшей частицы Святого Хлеба, он испивает эту воду, вытирает Чашу губкой досуха, за­тем - лжицу платом и убирает сосуды в надлежащее место (сосудохранилище).

Священник, благословив диакона на потребления Святых Да­ров раздает антидор, затем благословляет молящихся, стоя в царских вратах лицом к ним и возглашая: "Благословение Господ­не на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков". Хор: "Аминь".

Этим благословением совершается переход к молитвословиям отпуста.

Священник: "Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе".

Хор: "Слава... и ныне". "Господи, помилуй (трижды). Благос­лови".

а) В Светлую седмицу и в отдание Пасхи вместо "Слава Тебе, Христе Боже..." священник и диакон поют "Христос воскресе..." (дважды полностью, а третий раз - половину тропаря, до слов: "...и сущим во гробех"), а хор заканчивает: "...и сущим во гробех живот даровав".

б) От Антипасхи до Отдания Пасхи священник произносит: "Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе", а хор поет: "Христос воскресе..." (трижды).

О т п у с т

Священник после пения "Слава, и ныне", "Господи, помилуй", "Благослови" произносит отпуст: "Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго (или: иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския) и святаго (храма и дня), и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

В седмичные дни после Антипасхи до отдания Пасхи принято произносить воскресный отпуст «Воскресый из мертвых…» с упованием имени святого еже есть день.

В отдание Пасхи произносится пасхальный отпуст (с крестом в руках).

В двунадесятые Господни праздники и до их отдания обычно произхносится праздничный отпуст, если попразднство или отдание не совпадают с воскресеньем.

В Великую Субботу – отпуст обычный, не воскресный.

По отпусте хор поет многолетие. По обычаю, перед отпустом священник берет крест с престола и после отпуста, осенив крестом оба лика и народ и сам поцеловав крест, дает его для целования молящимся. По целовании священник опять осеняет крестом народ и возвращается в алтарь, после чего царские врата и завеса закрываются.

По отпусте и многолетии священник, вернувшись в алтарь, если служит без диакона, сам потребляет Святые Дары, а прислужении с диаконом произносит трижды: «Слава Тебе, Боже…» и читает благодарственные молитвы по причащении, затем «Ныне отпущаеши…», Трисвятое по Отче наш и отпустительный тропарь.

На литургии св. Иоанна Златоуста: Тропарь (глас 8-й): "Уст Твоих якоже светлость огня, воссиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища списка, высоту нам смиренномудрия показа. Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога спастися ду­шам нашим".

"Слава", кондак (глас 6-йу подобен, "Иже о нас...") "От небес приял сей Божественную благодать и твоими устнама вся учиши поклонятися в Троице Единому Богу, Иоанне Зла­тоусте, всеблаженне преподобие, достойно хвалим тя, еси бо наставник, яко Божественная являя".

На литургии св. Василия Великого Тропарь: "Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово Твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим".

"Слава", кондак, глас 4-й, подобен "Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господство челове­ком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие препо­добне".

"И ныне". Богородичен: "Предстательство христиан непостыдное, Ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы. Но пред­вари, яко Благая, помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Бо­городице, чтущих Тя".

"Господи, помилуй" (12 раз). "Честнейшую Херувим...", "Сла­ва, и ныне". Далее священник творит отпуст малый и снимает священные одежды.

Диакон после потребления Святых Даров, как и священник, читает молитвы по причащении, снимает священные одежды и убирает в надлежащее место все священные сосуды и облачения.


Окончив Божественную службу, священнослужители умывают руки и после поклонения престолу исходят из храма, благодаря Бога за то, что удостоил их совершить Божественную литургию.

 

 

29 октября 2000 г. Ó Холявко Е.В.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ЦЕРКОВНОМУ УСТАВУ

1. Есть ли праздник без предпразднства, только лишь с одним попразднством? "П р е п о л о в е н и е".

2. Нет ли праздника только лишь с одним предпразднством?

"Происхождение Честных Древ".

3. Когда читаются на утрени два Евангелия? "В праздник Благовещения, если он случится в Великую Субботу, читается одно Евангелие Благовещению пред каноном, а другое - дне -после Великого славословия".

4. Читаются ли два Евангелия на Литургии и один Апостол? "В праздник Благовещения, если он придется в понедельник, вторник, среду на Страстной седмице".

5. Когда поется вечерня без прокимна?

"В Великую Субботу".

6. Есть ли такой двунадесятый праздник, служба которого отправляется прежде самого праздника и какой этот праздник? "Если случится Сретение Господне в понедель­ник 1-й недели Великого поста, то служба (праздника) оному должна быть отправляема в Воскресенье сыропустное".

7. Читаются ли паремии на вечерне при бесполиелейной службе?

"В течение всей Четыредесятницы и на Препо­ловение".

8. Поется ли полиелей без паремий?

"Нет".

9. Бывает ли на малой вечерне чтение паремий?

"На Сретение Господне, если оно придется в суб­боту сыропустную, бывает чтение одной паремии дня на малой вечерне, а праздника чтения на ве­ликой вечерне".

10. В какой двунадесятый Господний праздник на Литургии не поются Антифоны? "В праздник Сретения Господня".

11. Поется ли на днях седмицы, кроме Пятидесятницы, "Воскресение Христово видевше". "На Воздвижение Честнаго Кржга Господня (в какой бы день он ни случился) и в Лазареву субботу".

12. Поются ли две катавасии в день воскресный? "На Успение Богоматери, если придется в воскресенье".

13. Когда поются задостойники по содержанию не Бого­родице? "В неделю Ваий и в Великий Четверток".

14. Поется ли молебен без Евангелия? "В пятницу 1-й недели Великого поста, в день памяти св. Феодора Тирона".

15. О каком празднике в Устави сказано, что стихиры отдания оного положено вычитывать прежде этого праздника? "О празднике Благовещения. Если он придется на Страстной Седмице, то стихиры отдания его вы­читываются на 6-й седмице".

16. Когда после Апостола на Литургии не поется "Аллилуиа"?

"В Великую Субботу".

17. Когда после Литургии сейчас же бывает благословение хлебов и вина? "В Великую Субботу по заамвонной молитве".

18. Когда после Литургии сейчас же бывает вечерня? "В 8-ю неделю по Пасхе (в неделю Пятидесятницы)».

19. Когда вечерня бывает без стиховных стихир? "Во всех случаях, когда вечерня соединяется с Литургией". И в навечерии Р.Х. и Богоявления, если оно придется в субботу или в воскресенье.

20. Когда на утрени не произносится "Сугубая ектения"? «В седмичные дни Великого поста, кроме суббот".

21. Когда на 2-й день Пасхи на утрени читается Евангелие? "Если случится Благовещение или св. вел. муч. Георгия на второй день Пасхи".

22. Когда Литургия св. Иоанна Златоустого соединяется с вечерней?

"В праздник Благовещения, если он случится во дни Великого поста, кроме суббот и воскресений".

23. Когда Литургия Василия Великого соединяется с вечерней?

"Навечерие Рождества Христова (24 декабря), Крещение Господне (5 января), в Великий Четверток и в Великую Субботу".

24. Когда на Литургии не поется "Иже Херувимы"? "Не поется "Иже Херувимы" в Великий Четверток, Великую Субботу и на Преждеосвященных Литургиях".

 

 

29 октября 2000 г. Ó Холявко Е.В.


[1] По восточному счислению день начинается с нашего седьмого часа утра, потому 1 час по восточному счислению соответст­вует нашему 7 часу.

[2] Счет стихир бывает различен. Иногда стихиры поются на 4, 6, 8, 10, Стихиры на "Слава" и на "И ныне" в счет не входят. Если стихир по Уставу положено петь на 6, а их в Минее меньше, тогда некоторые стихиры поются зо второй раз.

[3] Отпусты бывают великую и малые. Великие отпусты произносят­ся по окончании вечерни, утрени и литургии, а малые - пос­ле полунощниц, повечерия, часов и малой вечерни.

Великие стпусты отличаются от малых тем, что на первых бывает воспоминания святых: дневного и храмового, а на ма­лых отпустах таких воспоминаний не бывает. "Воздвигаем на молитву, говорится в Служебнике о Великом отпусте, в по­недельник Бесплотных сил, во вторник Предтечу и т.д. Затем воспоминается святой, в честь которого устроен храм, и святой, которого память совершается в день службы.

[4] Стихиры бывают различного рода, и поются они в различном количестве. Стихиры, следуемые за стихами псалма ~ "Гос­поди, воззвах к Тебе", так и называются "Стихиры на Госпо­ди, воззвах", термин стихира появился сравнительно поздно (около IX в.) и установился далеко не скоро. Первоначаль­но, в У1-УП веках, припевы "Господи, воззвах" назывались тропарями.

[5] Творения св. Василия Великого, 1, к Амфилохию о Духе Святом, 29.73.

[6] См. А.Петровский "Ьогословск. Энциклоп. 11.11. Лопухина, т. 3, изд. СПб., 1902,с. 332-340.

[7] Архиеп. Вениамин. "Новая Скрижаль", стр. 94.

[8] М. Скабалланович. "Толковый Типикон", Киев, 1913 г., выпуск, П, стр. 71.

[9] Цитированное сочинение, стр. 97.

[10] Сначала целует икону Спасителя и, благословив крестооб­разно свещеносца и народ целует икону Божией Матери.

[11] Прокимны, называемые великими, имеют при себе не по одно­му стиху, а по три; потому поются продолжительнее других прокимнов. В великих прокимнах прославляется величие Всемо­гущего, Всеблагого, Всемилостивого Господа Бога.

[12] А. Петровский. "Богословск. Энцикл." т. Ш, СПб., 1902,0.335.

[13] Цитир. соч., стр. 99.

[14] Архиеп. Вениамин, чит. соч., стр. 104.

[15] Цит. соч., стр. 108.

[16] См. К. Никольский, стр. 210.

[17] Архиеп. Вениамин. "Новая Скрижаль", стр. 108.

[18] Архиеп. Вениамин, Новая Скрижаль, стр. 123.

[19] См. С. В. Булгаков. Настольная книга, Харьков, 1900, см. 778.

[20] Когда на утрене поется "Аллилуиа" (вместо "Бог Гос­подь") и вообще в те дни, когда на полунощнице читается молит­ва "Господи и Владыко живота моего...", то после возгласа священника чтец читает не "Приидите поклонимся", а "Царю Небесный...", "Трисвятое", "Отче наш...", "Господи, помилуй" (12 раз), "Слава и ныне" и затем "Приидите поклонимся" (см. Часослов, Типикон, 9 гл., понедельник первой седмицы Вели­кого поста и др.).

[21] В дни Великого поста, а также в дни поминовения умер­ших вместо "Бог Господь" поется "Аллилуиа".

[22] После кафизм полагается, по Уставу, "чтение во Еванге­лии толковом" (см. Типикон, 2,3,4,9 и др.гл.); из каких книг бывает это чтение и какому порядку оно следует, то указывает­ся в 10-й гл. Типикона. На практике эти чтения опускаются.

[23] Седален есть текст, следовавший за кафизмой, при чте­нии или пении которого раньше, как и во время кафизм, дозво­лялось садиться.

[24] После 3-й песни, малой ектений и седальна, по Уставу, положено чтение Златоустова "Маргарита" и Симеона Метафрас-та, а после 6-й песни, малой ектений и кондака с икосом по­ложено чтение "Пролога" или "Синаксария", принадлежащих в большинстве случаев перу талантливого Никифора Каллиста -(Х1У в.). Но на практике эти чтения совершенно не употреб­ляются.

[25] Цит. соч., стр. 128.

[26] Архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль, стр. 128-129.

[27] Цит. соч., стр. 129.

[28] М.Скабалланович, цит.соч., стр.217.

[29] Труды Невской духовной академист, 1909, май, стр. 547.

[30] Устав с чтении канонов и о катавасии см. выше.

[31] Цит.соч., стр.134.

[32] См. Скабаплансвич, цит.соч.,стр.247-248.

[33] Цит.соч., стр.134.

[34] Скабалланович, цит. соч., стр.304-305.

[35] В богослужебных книгах термин «Бдение" иногда заме­няется термином "Собор". Этим словом в богослужебных книгах вообще обозначается особенно торжественное служение, совер­шаемое собранием иереев; но применяется это название к все­нощному бдению.

[36] Стихиры на "Господи, .воззвах" поются на 10 и на 8. В Октоихе сказано: "В субботу нз велицей вечерни: ...поем стихиры воскресны Осмогласника 3, восточны 4 и минеи 3 или 6", Последнее указание (или 6) сделано ввиду того, что накануне воскресенья иногда действительно из минеи поется 6 стихир). Так, если в воскресенье случится святой, имеющий бдение или полиелей, то поются стихиры воскресны 3, восто­чен 1 и святого 6 (см. 3 и 4 гл.Типикона). Необходимо сделать еще такое замечание: если в какой-либо Церкви не имеет­ся Месячной Минеи, то вместо стихир Минеи накзнуне воскресных дней Октоих указывает петь стихиры Богородице; напечатанные в этой книге в последовании вечерни в субботу под заглавием: "Ины стихиры Пресвятой Богородице, творение Павла Амморей-ского, поемые идеже несть Минеи, или на литии".

[37] "Лития" - значит "усердное моление". Она совершается, как правило, в притворе храма, иногда вне его. Когда лития совершается вне храма, по случаю, например, народных бедст­вий, и в дни памяти избавления от них, она тогда соединяется с молебным пением и крестным ходом. Бывают и заупокойные литии, совершаемые в притворе после вечерни ипи утрени.

[38] С.В. Булгаков. Настгльная книга для священно-церковнослужителей. Харьков, 1900 г., стр. 770.

[39] Скабаппанович, цит. соч., стр. 50.

[40] Цит. соч., Стр. 163.

[41] Архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль, стр. 114.

[42] См. Булгаков, Наст. книга, с. 707.

[43] тотчас

[44] Обычно здесь поминаются другие святые, имена которых не вошли в служебник

[45] В великие Господние праздники (двунадесятые) вместо псалмов и Евангельских блаженств поются антифоны, или из­бранные из псалмов стихи, содержащие в себе пророчество о воплощении Сына Божия и сопровождающиеся припевами, указы­вающими на исполнение пророчеств о Нем, а также и на сущность праздника. Антифонами называются песнопения, которые исполняются попеременно двумя ликами (хорами). Существует три вида литургийных антифонов: вседневные, изобразительные и празд­ничные. Вседневные поются в седмичные дни, с понедельника по пятницу включительно, когда в эти дни нет праздника с красным знаком (святой бденный, полиелейный или с великим славосло­вием) , или предпраздиства, или попразднства двунадесятых праздников и пения Цветной триоди. Помещены эти антифоны на обороте последнего листа Апостола и Ирмологии. Изобразитель­ные антифоны поются во все субботы и воскресные дни, а также в седмичные дни, когда бывает Богородичный праздник или свя­того с бдением, или полиелеем, или великим славословием, а также в период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников и пения Цветной триоди. Помещены они в Часослове (в чине изобразительных и в Ирмологии).

Праздничные антифоны поются во всю Неделю (седмицу) Пас­хи и в первый день двунадесятых Господних праздников: Возд­вижения Креста Господня, Рождества Христова, Богоявления, Входа Господня во Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы и Преображения Господня. Помещены они в Апостоле, а также в Минее и в Триоди наряду. Устав об антифонах и пении их см. далее.

[46] Посвященный в стихарь читает Апостол на амвоне, иной чтец - за амвоном.

[47] Церковный устав допускает произношение заупокойной екте­ний только в те дни, когда разрешено "приношение о усопших", т.е. не в праздники и не в воскресные дни. Поэтому же в чине литургии св. Василия Великого, которая никогда не совершается в непраздничные дни, нет вовсе указания на произношение заупо­койной ектений. В приходской практике, где нет ежедневного богослужения, заупокойная ектения произносится и на воскрес­ной литургии, но в дни двунадесятых праздников ее произносить не следует. Тем более недопустимо произношение подряд несколь­ких заупокойных ектений. Правда, тот или иной день не является одинаковым для всех почивших: одни из них поминаются в духе постоянной молитвы о усопших, другие как новопреставленные, или в связи с исполнением их девятин, сорочин, или годин, или дней Ангела, и т.д. Имена таких усопших следует выделять не отдельными ектениями, а поминовением их на возгласе "Яко Ты еси Воскресение...", где они поминаются подряд.

[48] Дориносима чинми - носимого, как в древности, победите­ля, поднятого на щите, поддерживаемом сложенными копьями вои­нов.

[49] По установившемуся обычаю, тайно произнося в это время Трисвятое.

[50] Снятие звездицы и четырехкратное крестообразное прикос­новение ее краями к краям дискоса символически выражает удив­ление и преклонение Небесных Сил пред тайной Святой Евхарис­тии.

[51] С умилением, молимся, умиляемся.

[52] Причастен, или киноник, получил наименование от того, что он поется во время причащения священнослужителей.

[53] То есть: сознавая свое недостоинство и веруя, что в Святой Чаше – истинное Тело и истинная Кровь Христовы.

[54] Прости - прямо стоя, с благоговением.

[55] Обычно благодарственные молитвы читаются по отпусте литургии, когда священник дает целовать Крест молящимся.









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 115;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная