Лекции.ИНФО


Методика проведения интервью.



Методика проведения интервью.

 

Само слово «интервью» в переводе с английского языка означает «беседа». Так в журналистике называют и метод, и жанр. Если вопросы интервью подчинены задаче выяснить о факте «кто?», «что?», «где?» и «когда?», - интервью получается информационным. А если материал помогает узнать «почему?», «каким образом?» и «что это значит?», - он переходит в разряд аналитических. Ведь подобные вопросы позволят собеседнику раскрыть причинно-следственные связи обсуждаемого события.

 

Существует несколько видов информационного интервью.

Первый и самый распространенный из них – разговор с собеседником. Роль интервьюера здесь сводится к умелому построению хода беседы. Вопросы, которые задает журналист, должны быть четкими, краткими, направленными на получение информации.

Второй вид информационного интервью – монолог. Журналист излагает суть разговора в виде связного рассказа своего собеседника, оставаясь «за кадром». Тут самое главное так выстроить ход беседы, чтобы вопросы дополняли друг друга, помогая интервьюируемому детализировать факт.

Третий вид – диалог. Журналист ведет беседу двух интервьюируемых, помогая им глубже и полнее раскрыть тему разговора. При этом сам журналист может не присутствовать в тексте интервью. Материал представляет собой диалог двух интервьюируемых.

 

Четвертый вид – интервью, которое дается группе журналистов: заявление для печати, пресс-конференция, брифинг. Журналист фиксирует услышанное, получает дополнительные комментарии с учетом специфики своего средства массовой коммуникации, но при этом не высказывает личного суждения о предмете разговора.

И, наконец, - коллективное интервью, запись беседы за «круглым столом». Ответственность журналиста здесь намного возрастает: ему нужно создать такие условия, так смоделировать ситуацию, чтобы разговор стал по-настоящему деловым, актуальным, способным заинтересовать как можно большее число читателей.

 

Правила проведения интервью

 

* оно планируется заранее, поэтому о нем следует сначала договориться;

 

* оба собеседника должны подготовиться к встрече. У каждой стороны есть определенная цель, которая должна быть известна собеседнику;

 

* подготовьте вопросы и предоставьте их собеседнику заранее;

 

*соберите как можно больше информации по интересующему вас вопросу и о личности собеседника. Таким образом, Вы предстанете в роли осведомленного журналиста и избавите интервьюируемого от лишних пояснений, а саму беседу - от недоразумений.

Правила подготовки вопросов интервью:

 

* Составьте себе точное представление, какую информацию Вы хотели бы получить.

 

* Придерживайтесь темы и старайтесь не отклоняться в сторону.

 

* Не говорите сами слишком много. Не задавайте сразу более одного вопроса.

 

* Постарайтесь отобрать наиболее важные вопросы, чтобы уложиться в отведенное время.

 

Правила проведения интервью:

 

Мысленно разбейте беседу на этапы.

 

^ Первый этап: представьтесь, подтвердите цель встречи. Сделайте так, чтобы собеседник чувствовал себя свободно. Для этого Ваша речь должна быть, как минимум, доброжелательной, а вопросы развиваться по нарастающей.

 

^ Второй этап: обмениваясь информацией, никогда не забывайте о своей цели. Старайтесь, чтобы были диалог и дискуссия. Таким образом, Вы покажете собеседнику, что его мнение очень важно и все Ваше внимание направлено на него. Кроме того, таким способом Вы не дадите ему уйти от темы.

 

^ Третий этап: подведите итоги встречи, для того чтобы убедиться, что Вы поняли все правильно. Поблагодарите собеседника, подтвердите ценность беседы. Заканчивайте разговор на позитивной ноте.

 

Приемы макетирования.

 

Чтобы газетная полоса смотрелась как единое целое, необходимо разработать макет – графический план вёрстки. Этот план наглядно показывает, как распределились на полосах текстовые и иллюстративные материалы, заголовочные комплексы, все детали их оформления. Разверстку текстовых материалов на макете показывают ломаной линией, идущей по середине текстовой колонки вниз, снизу вверх по очередной колонке и заканчивающейся стрелкой в конце текста, а место иллюстрации - четырехугольник, штрихуют или перечеркивают накрест, или одной чертой из угла в угол. На макете указывают линейки, маркеры, размер, насыщенность, наклон, плотность и гарнитура шрифта, выключка строк. Составив план-макет, на полосе располагают (верстают) материалы. Верстка бывает прямой и ломаной, горизонтальной и вертикальной, симметричной и ассиметричной. При верстке блок может иметь прямоугольную конфигурацию (текст разбит на равновеликие колонки) или ломаный, ступенчатый, вид (у колонок разные высоты или широкий формат текста сменяется на узкий). Иллюстрации можно использовать в форме не только прямоугольника, но и круга, овала, многоугольника. Редактор лондонской газеты Дэвид Рэндолл выделяет следующие принципы верстки:

 

перед версткой полос прикинуть, какие статьи и фотографии на них разместить;

 

осознать все проблемы;

 

определить объем и формат основного текста и фотографии;

 

сделать фотографию крупнее, не допускать, чтобы другие иллюстрации забивали ее;

 

снимки надо помещать перед текстом;

 

заголовок основной статьи должен быть на 40% крупнее других заголовков полосы.

 

следует группировать сходные по содержанию небольшие материалы вместе;

 

выделить все – значит, не выделить ничего;

 

все время важно изучать другие газеты.

 

Верстка – это не только способ расположения материалов при творческом создании газетной полосы, но и чисто технологический процесс, при котором из соответствующих элементов монтируются полосы заданного размера, в соответствии с макетом размещается материал. Повседневная работа над макетом и версткой газетных полос позволяет создать модель – образец, эталон композиции и графики газеты. Модель как композиционно-графическая конструкция издания включает в себя структуру тематики, формы организации подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных элементов газеты, то есть такие постоянные составляющие, как формат полосы, количество колонок, стандартный пробел, модульная сетка, распределение материалов по разделам, рубрикам, полосам, а также логотип издания, колонтитул (строка с названием газеты, номером выпуска, его датой и указанием страницы – вверху или внизу каждой полосы), блок «адрес и служебные сведения», титульные и текстовые шрифты, заголовки, иллюстрации, линейки, маркеры.

 

Методы сбора и обработки информации.

Для журналистики существуют свои определенные профессиональные особенности методологии, однако в общем смысле, группируя их по ключевым признакам их можно разделить на три группы:

коммуникативные методы;

некоммуникативные (документальные и физические);

аналитические.

 

Коммуникативные методы

К коммуникативным методам получения информации относятся все виды межличностной и технической коммуникации, которые доступны в работе журналиста. Это беседа, интервью и опрос.

Беседа, как правило, является подготовительной стадией перед использованием других более точных коммуникативных методов, необходимой для того, чтобы понять эмоциональный фон ситуации, разобраться в особенностях личности оппонента, понять ситуацию в целом.

Основным коммуникативным средством получения информации в практической журналистике является интервью (очное или заочное интервью), в результате которого журналист реализует определенные цели по получению определенной информации. Оно в свою очередь делится на формализованное и неформализованное. Формализованное интервьюирование характеризуется достаточно большим количеством времени или периодом между сбором информации и его публикации. В результате этого происходит множество катаклизмов: выбор слов или фраз из контекста, монтаж материала, заказной материал. А неформализованное интервьюирование характеризуется отсутствием времени между сбором и публикацией.

Метод опроса заключается в проведении коллективного интервью в форме групповой дискуссии в ходе которой собирается субъективная информация от участников по обозначению проблем.

Аналитические методы

Анализ документов, в том числе с помощью средств массовой информации и Интернета. Для удобства изучения используются следующие формы: клиппинг, мониторинг, транскрипирование электронных СМИ. Для определения качества текстовой информации используется метод контент-анализа - перевода массовой текстовой информации в количественные показатели с последующей статистической обработкой.

Литературный обзор

Типология газет

Газеты различаются:

- по периодичности выхода - ежедневные, еженедельные, ежемесячные; по остальным издательским характеристикам (формат, объем издания);

- по масштабам аудитории, или региону распространения - общенациональные, региональные, местные (городские, районные, многотиражные);

- по целевому назначению: общеполитические, ведомственные, корпоративные, профессиональные;

- по характеру аудитории - развлекательные, рекламные, коммерческие;

- по типу учредителя (частное лицо, редакция, коммерческая или властная структура, политическая партия). Каждое издание имеет свою целевую аудиторию в соответствии с профессиональным назначением, возрастом, наклонностями, предпочтениями и др.

 

1.1.3. Историческая справка

 

Прообразом газеты считают древние рукописные сводки новостей. Еще Юлий Цезарь начал публиковать «Деяния сената», а затем «Ежедневные общественные деяния народа». Примерно с 911 года в Китае начал выходить «Цзинь бао» («Столичный вестник»).

Однако газета как средство массовой информации появилась только в эпоху книгопечатания. Первая книга новостей на 12 листах была напечатана в Лондоне в 1513 году.

В средние века пунктами обмена информацией являлись торговые города и культурные центры. В 16 веке в Венеции стали распространяться рукописные листки с сообщениями о новостях городской жизни, слухах, происшествиях, с хроникой придворной жизни. За такой листок с покупателя брали газетту (gazette — мелкая венецианская серебряная монета), в связи с чем эти эпизодически появлявшиеся листки стали называть «газетами». В обиход европейских языков слово «газета» вошло с широким распространением основанной в 1631 году во Франции газеты «Lа Gazetta», переименованной в 1762 году в «La Gazette dе Fгаnсе» и просуществовавшей до 1914 года. Первая более или менее регулярно выходившая газета появилась в 1609 году в Германии, в 1616 году в Голландии, 1622 году в Англии. Первую ежедневную газету начали издавать в 1663 году в Лейпциге. В конце 16 века уже появляются газеты с кругом постоянных подписчиков: в 1583 году — кельнский «Меркуриус Галлобелгикус», в 1588 — лондонский «Инглиш Меркур», в 1603 году — страсбургский «Цайтунг». С ростом значения газет формируется новая профессиональная группа—журналисты.

 

Газета в России.

 

В России первая печатная газета — «Ведомости» Петра I (1702); в связи с выходом этой газеты в 1992 введен День российской печати, отмечаемый ежегодно 13 января.

В России прообразом газеты были выходившие нерегулярно рукописные известия под названием «Вестовые письма, или Куранты» (наиболее ранний из сохранившихся экземпляров относится к 1621 году), а первая печатная газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах» появилась в самом конце 1702 года.

На протяжении 18 века газета не играла ведущей роли в системе русской печати, уступая место журналам. Две официальные газеты: «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости» удовлетворяли потребности грамотного населения.

Начало 19 века ознаменовалось оживлением газетного дела. В 1809 году появилась газета «Северная почта» в подзаголовке которой впервые стояло слово «газета»ю Возникают первые провинциальные газеты («Казанские известия» 1811-1820), некоторые специальные газеты («Санкт-Петербургские коммерческие ведомости», 1809-93). В первой половине 19 века начали выходить первые частные газеты. Отдельные газеты издаются как приложения к ежемесячным журналам (например, при журнале «Телескоп» - газета «Молва», 1831-1835). Газетное дело постепенно совершенствуется, увеличивается объем газет, улучшается верстка. Крупные газеты стали выходить ежедневно (а не 2 раза в неделю, как было раньше). Выпуск газет находится под наблюдением «Третьего отделения» и цензуры.

Для обслуживания газет в 1866 году создается первое национальное информационное агентство - Русское телеграфное агентство (РТА). Разрешаются розничная продажа газет в разнос, опубликование в них коммерческих объявлений и рекламы. Появляются первые вечерние газеты.

Во второй половине 19 века получают развитие провинциальные городские газеты. Издаются специальные газеты «для народа»: «Воскресный досуг» (1863-72) и др. Отдельные крупные издатели приступают к созданию газетно-журналистских объединений. Газета становится выгодным коммерческим предприятием. Работает бульварная пресса, рассчитанная на вкусы горожан. Всего в 1900 году издавалось 125 газет. Первая мировая война лишь чуть-чуть притормозила развитие русской печати. В 1917 году в России выходило более четырех тысяч периодических изданий. Февральская революция 1917 года привела к падению Российского самодержавия, а вместе с ним и к прекращению выпуска монархической прессы. Но изданий меньше не стало. Лишь в бурные дни Февральской революции - с 25 февраля по 5 марта - газеты практически не выходили в Москве и Петербурге, а провинциальная печать заполнялась материалами, извлеченными из дореволюционных запасов.

В октябре 1921 года в Москве открывается Государственный институт журналистики. А в январе 1922 года утверждается государственная сеть газет на территории РСФСР. В нее входило 232 газеты, по три издания в каждой губернии. Но Советская власть не смогла реализовать задуманное: оказавшись в ситуации кризиса, страна не сумела финансово поддержать проект. С переходом к новой экономической политике газеты потеряли средства к существованию.

К концу 1930-х годов все очевиднее становилась угроза войны. Журналистика должна была подготовить народ к возможному нападению врагов. И потому количество газет стало резко возрастать. В 1940 году их было уже около девяти тысяч, две с половиной тысячи из них выходило в национальных советских республиках. К концу 1930-х годов все очевиднее становилась угроза войны. Журналистика должна была подготовить народ к возможному нападению врагов. И потому количество газет стало резко возрастать. В 1940 году их было уже около девяти тысяч, две с половиной тысячи из них выходило в национальных советских республиках.

Воскресные номера газет за 22 июня 1941 года не предвещали никакой беды. А 24 июня 1941 года создается Совинформбюро, одной из основных задач которого стало краткое изложение военно-оперативных сводок. Через неделю после начала войны в редакциях центральных газет и на Всесоюзном радио были созданы военные отделы. Журналистика должна была разоблачать коварные замыслы врага и поднимать боевой дух советского народа.

Взамен закрывающихся гражданских изданий появилась сеть военных газет. Прежде всего, это были пять центральных газет и двадцать центральных журналов для Советской армии и Военно-морского флота: "Красная звезда" и "Красный флот" объединили в своих редакциях крупнейших советских писателей - А.Н.Толстого, И.Г.Эренбурга, К.М.Симонова, Б.Л.Горбатова и многих других.

Затем шла фронтовая печать, выходившая на передовой, подпольная и партизанская пресса, выпускавшаяся в тылу у врага.

Вместе с перестройкой системы средств информации для нужд войны шел процесс создания фронтовой корреспондентской сети. Блестящие образцы публицистики военных лет принадлежат таким фронтовым корреспондентам, как М.А.Шолохов, Б.Н.Полевой, А.А.Фадеев, В.В.Вишневский.

Работа журналистов не прекращалась даже во время обороны городов: в Москве, Одессе, Севастополе, блокадном Ленинграде, Сталинграде регулярно выходили газеты и велись передачи на радио. Рассказы о героизме защитников Отечества, мужестве тех, кто трудился в тылу, анализ боевых действий, с которым выступали командующие фронтами, становились известными почти всей стране одновременно. Между радиостудиями велись регулярные переклички, - жители блокадного Ленинграда следили за успехами Советской армии и провалом немецких планов, и это позволяло им жить и бороться. В свою очередь, "Большая земля" с не меньшим вниманием следила за событиями в городе на Неве. В течение девятисот дней блокады радио Ленинграда не прекращало своей работы ни на минуту. У микрофона выступали воины, рабочие, ученые, писатели, журналисты, актеры.

Судебный процесс, проходивший в Нюрнберге над главными немецкими преступниками девять месяцев - с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года, - широко освещался всей советской прессой. Кроме официальных сообщений публиковались репортажи, памфлеты, карикатуры. Все это определило направление советской журналистики второй половины 20 века, когда широко развернулись кампании в защиту мира.

Конец 20 века принес с собой новое понимание культуры в целом и журналистики как культурного посредника в частности. Термин "постмодерн" обозначает качественно новое состояние, предположительно достигнутое современными передовыми индустриальными обществами.

А изменения в культуре сейчас огромны. С одной стороны, мир все более и более сближается: события, происходящие на другом конце света, через минуту становятся достоянием многих, а ведь, скажем, еще в прошлом веке на это требовались долгие месяцы или годы. Но с другой стороны, человек, сидящий у экрана компьютера, воспринимает мир таким, каким его "выстраивают" журналисты, создающие электронные версии средств массовой информации.

Задача журналистики периода постмодерна видится в том, чтобы быть посредником между личными культурами, объединяя множество личных миров в единое информационное пространство. Постмодерн осуществляется именно в культуре и через культуру. Поэтому неизмеримо возрастает роль и ответственность журналистики в обществе.

Законодательная основа

 

В России существуют правовые нормы, регулирующие работу в медиа-бизнесе:

Конституция, ст.24 — сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его разрешения не допускаются.

Уголовный кодекс РФ: ст.129 — клевета; ст.130 — оскорбление; ст.137 — нарушение неприкосновенности частной жизни.

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18 августа 1992 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (с изменениями от 25 апреля 1995 г.).

Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года (с изменениями и дополнениями на 2 марта 1998 г.): редакция в праве запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц (такой запрос может быть как в устной так и в письменной форме). Ст.39 Закона РФ «О средствах массовой информации». Согласно статьям 47 и 49 журналист имеет право:

* Искать, запрашивать, получать, распространять информацию;

* Посещать государственные органы, организации, предприятия, учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

* Быть принятым официальными лицами в связи с запросом информации, получать доступ к документам и материалам, за исключением тех фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или специально охраняемую тайну;

* Копировать, публиковать или оглашать либо иным способом производить документы, материалы при условии соблюдения части 1 настоящего Закона;

* Воспроизводить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъёмки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

* Посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, катастроф, массовых беспорядков, массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено о чрезвычайных положениях, присутствовать на митингах и демонстрациях;

* Проверять достоверность сообщаемой ему информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; отказываться от подготовки за своей подписью сообщений или материалов, противоречащих его убеждению;

* Распространять подготовленные сообщения и материалы за своей подписью, или под псевдонимом, или без подписи, а также пользоваться иными правами, предоставленными законодательством РФ о средствах массовой информации.

 

Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.1993 N 5351-1

Раздел II. АВТОРСКОЕ ПРАВО

Статья 6. Объект авторского права. Общие положения

1. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

2. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

 

письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

 

устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

 

звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

 

изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

 

объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

 

в других формах.

 

3. Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям пункта 1 настоящей статьи и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права.

4. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

5. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.

 

Статья 10. Соавторство

1. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

2. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно.

Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними. Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

 

Информационные.

Хроникальная информация отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2-15 строк. Печатается на первых или вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации - книжный, стиль - сухой, отстраненный, официальный.

Расширенная информация имеет объем в 30-150 строк. В отличие от хроникальной информации в ней может присутствовать комментарий.

 

Комментарий - это широкое разъяснение факта, толкование его непонятных или неконкретизированных сторон.

Виды комментария:

1. Расширенный комментарий - пространное разъяснение факта.

2. Комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком.

3. Полярный комментарий - толкование, разъяснение факта разными специалистами, компетентными в этой области.

4. Синхронный комментарий - разъяснение текста журналистом по ходу высказывания.

5. Подробный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших деталей.

Также в расширенной информации могут присутствовать дополнительные детали, герои и т. д.

 

Заметка - самый древний жанр в журналистике. От хроникальной и расширенной информации заметка отличается авторской подписью, так как основой ее является письмо читателя. Если в информации важен фактор времени, то в заметке сам факт в различных временных измерениях.

Реплика - это краткий эмоциональный отклик на какое-либо выступление. Основной чертой реплики является настроение.

Эпистолярные жанры - это письма читателей, основа основ журналистики. Письма во все времена и эпохи, с первых дней возникновения журналистики составляли основу всех материалов.

Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо-жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ.

Отчет - концентрированная подача какого-либо прошедшего события, мероприятия. Отчет отличается от других жанров сухостью и последовательностью изложения.

Виды отчетов:

прямой отчет - непосредственная передача с места события без излишних комментариев;

отчет-коммюнике - рассказ о прошедшей политической встрече;

отчет-размышление, с элементами комментирования;

пространный отчет - передача события, сопровождающаяся расширенными комментариями.

Язык и стиль отчета - официально-деловой.

Интервью - это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста; беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы.

Виды интервью:

интервью-монолог, интервью-диалог (классическое интервью), эксклюзивное интервью, интервью-сообщение, интервью-зарисовка;

малые формы интервью - интервью-экспресс, блиц-интервью.

Также бывают виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. К жанру интервью относятся: анкеты, беседы за «круглым столом» и др.

 

Репортаж - жанр, оперативно и ярко «передающий» с места событий. Самая основная и специфическая черта жанра - «эффект присутствия» - это когда читатель, слушатель или зритель видит и слышит случившееся событие глазами репортера. Автор, сам непосредственный участник события, приобщает к нему всех читателей, слушателей или зрителей.

Виды репортажа:

событийный - событие передается хронологически;

тематический - событие может передаваться начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии;

постановочный - ситуационный, когда репортаж передается не с запланированного события, а исходя из проблемы.

Аналитические.

Статья освещает факты и явления общественной жизни, теоретически и практически обобщая и научно анализируя их. Принцип - от общего к частному.

Требования:

1. Материал должен носить дискуссионный характер.

2. Материал должен давать пищу для размышлений.

3. В материале должен присутствовать творческий стиль.

4. В материале должна присутствовать убедительность (с помощью примеров и фактов, иллюстраций).

5. Материал должен обличать недостатки, волновать читателя, быть эмоциональным.

6. В материале должна присутствовать критика.

7. Материал должен содержать выводы, оценки, рекомендации.

8. Можно использовать литературные приемы, элементы зарисовки, очерка, диалога и т. д.

9. Простота и ясность языка, образность.

10. В материале должны присутствовать логика аргументации, точность словоупотребления, доходчивость.

Корреспонденциянаиболее распространенный аналитический газетный жанр, который основывается на конкретном анализе фактов, изучении какой-либо локальной ситуации. Назначение корреспонденции — пропагандировать новые явления общественной жизни, вскрывать имеющиеся недостатки.

Корреспонденция строится на ряде фактов, объединенных одной общей темой. В ней выдвигаются злободневные вопросы, требующие незамедлительного решения.

Основные черты корреспонденции — это оперативность, актуальность, конкретность темы, точный адрес освещаемых явлений, четкие временные границы происходящего, убедительность, аргументированность изложения проблемы, обобщение, конкретные рекомендации улучшения дела.

 

Рецензия. С помощью этого жанра журналист осмысливает и оценивает научные, общественно-политические, художественные произведения. Главное отличие рецензии от других жанров состоит в том, что ее объектом являются не непосредственные факты действительности, а факты и явления, уже изученные, осмысленные и отраженные в книгах, спектаклях, кинофильмах и т. д. Рецензия оценивает достоинства и недостатки работы учёного или художника, сопоставляя результаты исследования с жизнью, делая соответствующие выводы. Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения, даёт им оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач.

 

Периодические издания откликаются на те работы, которые представляют наибольший интерес для аудитории. Задача газеты — заметить лучшее, популяризировать его, а также указать на ошибочные или слабые работы.

 

Главное назначение рецензии — помочь читателю или зрителю глубже разобраться в вопросах политики, экономики, науки, техники, искусства. Рецензия всегда целенаправленна, рассчитана на определенную аудиторию, читательскую группу. Она содержит данные о рассматриваемом произведении, о замысле его автора, дает анализ и указывает на общественную значимость работы.

Иллюстрация.

Иллюстрация – в переводе с латинского означает пояснение, наглядное изображение. Газетной иллюстрацией называют фотографии, картинки, рисунки.

Задачи иллюстрации:

освещать, объяснять, истолковывать факты и события с помощью наглядных примеров;

передавать смысл публикуемого материала;

вносить разнообразие, украшать газетные страницы.

Виды газетной иллюстрации:

репортажный снимок;

репортажный рисунок;

фоторепортаж, портрет;

групповой и производственный портрет;

пейзаж;

фотоэтюд;

иллюстративный очерк;

карикатура;

шарж;

плакат;

заставка;

монтаж.

Требования к газетной иллюстрации:

правдивость и точность;

отражение конкретных фактов;

актуальность;

выразительность и понятность;

оригинальность и доступность восприятия;

эстетические и технические качества.

 

 

Методика проведения интервью.

 

Само слово «интервью» в переводе с английского языка означает «беседа». Так в журналистике называют и метод, и жанр. Если вопросы интервью подчинены задаче выяснить о факте «кто?», «что?», «где?» и «когда?», - интервью получается информационным. А если материал помогает узнать «почему?», «каким образом?» и «что это значит?», - он переходит в разряд аналитических. Ведь подобные вопросы позволят собеседнику раскрыть причинно-следственные связи обсуждаемого события.

 









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 815;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная