Лекции.ИНФО


Философия возникла из мифологии.



Функции философии.

Философия выполняет

- мировоззренческую функцию, поскольку изучает человека в мире;

- методологическую функцию, поскольку включает в себя теорию познания и определяет методы научного познания;

- логико-гносеологическую, поскольку обосновывает понятийные и теоретические структуры научного знани; разрабатывает философские методы.

- эвристическую, как следствие методологической, поскольку способствует открытию нового знания ( эврика – открыл);

- нравственную, культурно-воспитательную функцию, поскольку включает этику – учение о добре и зле;

- эстетическую функцию, поскольку включает эстетику как учение о прекрасном;

- аксиологическую, поскольку включает аксиологию – учение о ценностях;

- прогностическую; поскольку помогает прогнозировать (предсказывать) ход развития бытия

- гуманистическую, поскольку способствует совершенствованию человека;

- социальнаяфункция – в прогнозе будущего.

 

Философия бытия

Концепции бытия

Монистические – (монизм – признание одного первоначала: либо материального, либо духовного): 1) идеалистические (Платон, Гегель), 2) материалистические (Демокрит, Бэкон, Маркс, Энгельс),.

Дуалистические – (дуализм – признание двух первоначал: материального и духовного): Аристотель, Декарт.

Онтология как учение о бытии впервые возникла в философии Парменида.

Парменид: противопоставлялбытие небытию. Бытие- неподвижно, неизменно, умопостигаемо, совершенно. Три совершенных качества бытия: Истина, Добро и Благо. В отличие от «бытия» конкретные вещи изменчивы, конечны, несовершенны.

Досократики (древнегреческая философия) отождествляли бытие с космосом.

Гераклит (древнегреческая философия) признавал изменяющееся, становящееся бытие, бытие в движении, в противоречии. Основа бытия – огонь.

Демокрит, Левкипп: основа бытия – атомы.

Платон: противопоставлял истинное бытие вечных и неизменных идей неистинному бытию преходящих, недолговечных конкретных вещей.

Аристотель: бытие характеризуется формой и материей. Различал бытие возможное и действительное.

В религиозной философии противопосталялось божественное бытие (бытие Бога) сотворённому бытию (бытию сотворённых Богом вещей).

В философии Возрождения бытие – это природа, реальность, противостоящая человеку. Природа рассматривается вне отношения к ней человека.

Декарт: бытие связано с сознанием: «Мыслю – следовательно, существую».

Кант: бытие всего лишь способ связи понятий: «Человек есть существо нравственное».

Гегель: объективно-идеалистическое бытие, бытие объективного духа. Принцип тождества бытия и мышления.

Маркс, Энгельс: бытие природы, бытие общества, бытие человека. Сформулировали основной вопрос философии как вопрос об отношении сознания к бытию. Бытие – первично, сознание - вторично. Основа общественного бытия – способ производства. «Человек – это совокупность общественных отношений).

Фромм: противопоставлял бытие и обладание. Автор «Быть или иметь».

Сартр: противопоставлял материальное и человеческое бытие.

Хайдеггер:бытие конкретного индивида (здесь-бытие).

Картины мира.

Картина мира – это целостный образ мира, исторически обусловленный.

Философские картины мира:

- космоцентризм– картина мира, центром которой является космос; характерна для древней философии;

- теоцентризм – картина мира, центром которой является Бог (тео – Бог); характерна для средневековой философии;

- антропоцентризм – картина мира, центром которой является человек (антропос – человек).

Философско-мировоззренческий рационализм исходит из отрицания Бога.

Научные картины мира:

Механическая (Ньютоновская)картина мира базировалась на понятиях неделимой корпускулы, абсолютного пространства и времени, бесконечной скорости движения, непрерывности и др.

Квантово-механическая и релятивистская (Эйнштейн) картина мира базировалась на понятиях делимой корпускулы, относительности пространства –времени, Конечной скорости движения, дискретности и др.

Научная наиболее разработанная картина мира – физическая.

Связьмежду свойствами Вселенной и существованием в нём человека фиксируется в антропном принципе.

Религиозная картина мира

Религиозная картина мира характеризуется принципом творения и удвоения мира (на земной и потусторонний).

Мифологическая картина мира

Мифологическая картина мира характеризуется антропоморфизмом (наделением природы человекоподобными существами, перенесением на природу человеческих свойств).

Движение, пространство, время

Субстанция –первоначало, первопричина и носитель всего сущего.

Древнегреческие натурфилософы отождествляли материю (субстанцию) с природными стихиями.

Материя– это объективная реальность, данная нам в ощущениях (Ленин).

Движение это любое изменение.

Движение– это универсальное свойство материи.

Покой – это момент движения.

Античныефилософы понимали пространство как пустоту.

Пространство и время выражают порядок существования материи.

Пространство – это порядок расположения объектов, время – порядок их изменения.

Пространство – многомерно, однородно, изотропно.

Время характеризуется одномерностью и необратимостью.

Для метафизического материализма характерно признание пространства и времени в качестве самостоятельных субстанций, существующих независимо от материальных объектов (субстанциональная концепция – Ньютон).

Согласно диалектическому материализму, пространство и время не существуют отдельно друг от друга и от движущихся материальных объектов, а образуют единое пространство-время, свойства которого зависят от материальных объектов (релятивистская концепция – Эйнштейн).

3.4. Диалектика бытия.

Диалектика – это учение о наиболее общих закономерностях в развитии бытия.

Сократ понимал под диалектикой искусство спора.

Развитие –направленное качественное изменение объектов.

Прогресс – развитие в сторону повышения уровня организации системы.

Регресс – развитие в сторону понижения уровня организации системы и даже её распада.

Система – дифференцированное и целостное единство элементов.

Самоорганизация системы – это её способность видоизменять свою структуру.

Синергетика – наука о самоорганизации систем.(Хакен)

Законы диалектики.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону причинойи движущей силой развития является разрешение внутренних противоречий.

Закон отрицания отрицания. Этот закон выражает повторяемость и цикличность в развитии объектов.

 

Категории

Детерминизм – учение о причиннойобусловленности явлений. Для метафизического материализма характерна линейная концепция причинности, для диалектического материализма характерна сетевая концепция причинности.

Индетерминизм – это учение , отрицающее причинность.

Сущность – это категория, отражающая глубинные, фундаментальные свойства объекта.

Явление – это категория, отражающая поверхностные, чувственно воспринимаемые свойства объекта.

Сущность и явления взаимосвязаны и познаваемы (диалектический материализм).

 

Философия познания

Сущность и природа познания

Познание – это отражение действительности в сознании человека ( диалектический материализм).

Сознание – это способность человека отражать мир в идеальных образах. Оно включает в себя три сферы: 1) познавательную (мышление и чувства), 2) эмоциональную,3) волевую.

Главные свойства сознания: интенциональность, идеальность, активность.

Формы сознания:индивидуальное и общественное

Формы биологического отражения: ощущения, раздражимость.

Элементарные формы отражения – механическое, физическое.

Носитель познавательной активности – субъект (не индивид, а общество.)

Гносеологический оптимизм – учение, которое признаёт познаваемость мира. Существует материалистическое и идеалистическое направления гносеологического оптимизма.

В античной философии признаётся познаваемость мира (знание – копия предмета), но не учитывается активность субъекта (созерцательный материализм). (5в до н.э.)

В религиозной философии признаётся познаваемость мира, т.к. Бог наделил человека способностью познавать (идеализм).

Гегель: в основе мира лежит саморазвитие объективного духа. И объект, и субъект – формы духа. Дух в форме субъекта познаёт себя в форме объекта. Отсюда признание познаваемости мира (Идеализм). (19в)

Марксистская философия: признание познаваемости мира в процессе активной преобразовательной деятельности субъекта (диалектический материализм).(19-20вв.)

Агностицизм– учение, в котором отрицается познаваемость мира

Кант, Юм признавали познаваемость только ощущений, восприятий, получаемых от объекта, но не сам объект (субъективный идеализм, агностицизм).18в.).

С точки зрения агностицизма,познаются только феномены (явления), сущность же – непознаваема (Кант)

Конвенционализм– учение, согласно которому все теории – лишь удобные соглашения (Пуанкаре),разделяет позицию агностицизма.

Феноменология– учение,согласно которому задачей философии является описание феноменов.(Гуссерль).Разделяет позицию агностицизма.(20в.)

Теория символов– учение, согласно которому знание – это не образ, а только символ объекта(Гельмгольц). Разделяет позицию агностицизма.

Инструментализм– учение, согласно которому знание – это лишь инструмент для вычислений и предсказаний. ). Разделяет позицию агностицизма.

 

 









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 45;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная