Особенности стиля: сложная уравновешенность динамических композиций, высокий уровень выразительности, многоплановость, совмещение реального и фантастического, деталировка и орнамент составляют единый ансамбль, усложнённость, иногда вычурность, тяготение к неправильным формам, стремление к монументальности, внимание эмоциональному воздействию.
Архитектурные ансамбли: градостроительное значение, различные типы сооружений.
Основные характеристики: Обилие лепных украшений, сложность членений и их соотношений, пространственный размах, слитность текучих, сложных, обычно криволинейных конструкций, гармония зданий с природным ландшафтом, сочетание противоположных форм, света, материала, ритма, богатство интерьера, обильно украшенного лепкой, резьбой, росписью (Версальский дворец)
Наиболее полное выражение барокко нашло в архитектуре Рима.
Градостроительное значение: Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки. Возникает идея города центричного типа («идеальный город» Пальма Нуова). Формирование городских центров. Площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание (место торговли, народных сборищ). Она становится украшением города, его парадной частью. Главные улицы прокладываются в виде широких проспектов (Виа Корсо в Риме). Ансамбль площади дель Пополо представляет пример трехлучевой композиции, иллюстрирующей принципы барокко в градостроительстве.
Типы сооружений: Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово - парковой и городской архитектурной среды.
(Лоренцо Бернини « ансамбль Площади Святого Петра в Риме»; Версаль; русское барокко – Растрелли «дворец в Царском Селе», Смольный собор в СПБ)
Живопись стиля барокко.
Характеристики: оригинальные и декоративные композиции, парадные портреты, бытовые картины, пейзажи. Излюбленными темами и персонажами художников стали: физические и нравственные страдания человека; сложные моменты его бытия; мученики; погибающие герои; разочарованные люди; распространение получают сюжеты светской жизни.
Художники Барокко: Караваджо, Карраччи, Рубенс «Персей и Андромеда», Рембрант «Женщина у ручья»
Формирование Академий художеств и национальные барочные школы живописи.
Болонская академия
11. Трансформация европейских традиций и становление русского искусства в эпоху нового времени.
Становление русского искусства в контексте европейской культуры второй половины 17 – 18 вв. Трансформация европейских традиций и становление русского искусства в эпоху нового времени. Русское барокко и русский классицизм: национальные особенности, выдающиеся мастера архитектуры и живописи.
На рубеже 17 – 18 вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический переход растягивался на целые столетия, то в России он произошёл стремительно – в течении жизни одного поколения. Русскому искусству 18 века всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (портрет, натюрморт, пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (мифологическую и историческую).
Реформы, проведённые Петром 1, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Целью молодого царя было поставить русское искусство в один ряд с европейским, просветить отечественную публику и окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живописцами. По прошествии ста лет Россия предстала в новом виде – с новой столицей (Петербург), в которой была открыта Академия художеств.
Для новой жизни, для утверждения новых порядков и обычаев нужно было новое искусство. Приходилось переучивать старых художников или искать других. Например, старые русские архитекторы умели строить только церкви и боярские сводчатые палаты, а Петру нужны были большие залы для ансамблей, праздников, балов и пиршеств. Русские живописцы писали только иконы, а нужны были и торжественные баталии, прославляющие военные победы, и портреты царя и его приближённых. Гравёры умели делать иллюстрации к церковным книгам, а нужны были виды строящегося Петербурга.
Русская культура должна была высвободиться из-под власти церкви. Поэтому Пётр не только приглашал иностранных мастеров в Россию, но и посылал русских художников в другие страны.
Архитектура.
Барокко.В архитектуре стиль нашёл претворение в застройке первоначального Петербурга.Прежде всего, это отразилось на планировке города и на самих зданиях. Барокко вытесняло средневековую цельность, сплочённость декора с конструкцией. Фасады барокко специфичны своей театральностью, динамичностью, ритмической сложностью.
Самобытность архитектуры русского барокко проявилась в органичном сочетании чёткой фундаментальности и простоты плановых решений с живописностью силуэтов и фасадов, щедростью и фантазией декоративных форм, их многоцветием, с присущей искусству России нарядностью. Стремление архитектурными средствами выразить господство человека над природой и стихией, неиссякаемость его творческих возможностей – убедительное выражение в контрастном сочетании геометризма окружающих дворцы садов и парков с огромной протяжённостью пластичных фасадов. В интерьерах – обилие проёмов, зеркал, орнамента, сплошь покрывающие стены. Расцвет русского барокко связан с именами А.В.Красова (Большой Царскосельский дворец, церковь Успения Пресвятой Богородицы), П.А.Трезин (Фёдоровская церковь), А.Ф.Виста (Андреевский собор, Ботный домик в Первопавловской крепости), В.В.Растрелли, создателя Смольного монастыря, Зимнего, Воронцовского, Строгановского дворцов. Растрелли задал тон, масштаб дальнейшей застройке Дворцовой площади и Дворцовой набережной.
Классицизм.
За пять-семь лет русское барокко как господствующий стиль был сменён классицизмом; конец 1750-х годов ещё время расцвета барокко, а середина 1760-х годов уже начало широкого распространения классицизма. Классицизм – спокойствие, сдержанность и чёткость.
Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование ордерной системы. Художественный язык классицизма был, в отличие от барокко, универсален. Его можно было использовать и при сооружении дворцовых построек и для «обывательских» жилищ. Нормы классицизма были сведены в строгую систему, что позволяло полно и точно осваивать стиль по чертежам и текстам теоретических трактов, что было почти невозможно для барокко с его капризной индивидуальностью. Классицизм поэтому легко распространился на провинцию. В городах стали строить много административных зданий: губернаторские дома, больницы, тюремные замки, казармы для военных гарнизонов.
Образцом классической архитектуры стало Адмиралтейство в Петербурге, выполненное по замыслу А.Д.Захарова. Архитектор А.А.Монферран проектирует Исаакиевский собор. В Москве по проекту К.А.Тона возводится храм Христа Спасителя.
Представителями классицизма в России в 18 веке были архитекторы Баженов, Казаков, Кваренги, Камерон, Старов.
Изобразительное искусство.
Новшества:
- сложение искусства станковой картины в России;
- прямая перспектива, анатомическая правильность;
- новые средства передачи объёма и фактуры;
- светский характер композиции, античные мотивы.
Отход от иконописной системы изображения, повсеместно развивается школа академического рисунка, используется европейская школа живописи, темпера заменяется маслом.
Большое значение для дворцовых интерьеров имела монументально-декоративная живопись. Основное средство образной выразительности – язык символов и аллегорий, использование мифологических сюжетов, представления о мироздании. Наиболее значительная роль принадлежала плафонной живописи. Круг мастеров: Пильман, Гарсиас, Соловьёв, семья Адольских. В целом, характерна свежесть, рационализм и буржуазность.
Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи стоит Иван Никитин.
Барочный стиль в живописи: придание объёмов драпировкой, нейтральный тёмный фон, детали – чёткая прорисовка украшений, кружев, контраст цветов тканей, поворот модели, световой контраст на лице, тёплый колорит.
Андрей Матвеев «Автопортрет с женой», «Аллегория живописи», «Венера и Амур».
Алексей Антропов - торжественный парадный портрет молодого царя Петра 3, «Елизавета Петровна».
Иван Петрович Аргунов – показывает людей точно и просто, не склонен льстить им. «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», «Императрица Елизавета Петровна», «Портрет Толстой».
Художники второй половины 18 века начинают больше интересоваться личными достоинствами человека, его моральными качествами, его внутренним миром. Живопись отличается значительным разнообразием и полнотой. Это обусловлено основанием Академии художеств.
Дмитрий Левицкий. «Екатерина законодательница в Храме Богини Правосудия». У него появляется среда обитания моделей – пейзаж; тип портрета «без галстука» - домашний портрет. «Портрет П.А. Демидова», серия «Смольнянок».
Владимир Боровиковский. Портретирует целые семейные «кланы» - Лопухиных, Толстых, Арсеньевых.
Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров.
Историческая живопись. Антон Лосенко. Картины на религиозные темы. Академизм в живописи. Его признаки – построение закрытого типа композиций (картина закрыта по сторонам колоннами или занавесом); обязательная трёхчастность построений (3 плана – первый, основной, задний); античность сюжета. «Князь Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой».
Пейзажная живопись. Семён Щедрин. Основная идея пейзажа – представление об идеальном состоянии природы, заставить природу застыть в одном из её лучших состояний. «Вид на остров Большого пруда», «Пейзаж с руинами».