Два идейных течения — славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были
Писатели, философы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С.
Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. Идеологами западников — историки, юристы, писатели и
Публицисты: Т. Н. Грановский К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И.
И. Панаев, В. Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию
Процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали
Необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную
Монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими
Наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они
Считали, что само правительство должно провести и необходимые реформы. Вместе с тем были
И существенные различия во взглядах славянофилов и западников.
Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России и се
Национальную самобытность. Капиталистический строй, который утвердился в Западной
Европе, казался им порочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Идеализируя
Историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские
Соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы
Существовали патриархальные отношения. В то же время славянофилы признавали
Необходимость развития промышленности, ремесел и торговли. Одна из основополагающих
Идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной
Религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух
Коллективизма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Борьба славянофилов
Против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели
Большое положительное значение для развития русской культуры.
Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской
Цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада,
Объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль
Крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства
Управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это
Единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их
Критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также
Способствовали развитию общественно-политической мысли.
Славянофилы и западники заложили в 30—50-е годы XIX в. основу либерально-
Реформистского направления в общественном движении.
Радикальное направление. Во второй половине 20-х — первой половине 30-х годов
Характерной организационной формой антиправительственного движения стали кружки,
Объединявшие не более 20—30 членов. Они появлялись в Москве и в провинции, где не так
Сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их участники разделяли
Идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть
Ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали
Правительственную политику. Широкую известность приобрели произведения поэтов-
Декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым посланием в Сибирь А. С. Пушкина и
Ответом ему декабристов.
Московский университет стал центром формирования антикрепостнической и
Антисамодержавной идеологии (кружки братьев П. М. и В. Критских, Н. П. Сунгурова и др.).
Эти кружки действовали непродолжительное время и не выросли в организации, способные
Оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России. Их члены лишь
обсуждали внутреннюю политику, строили наивные планы реформирования страны. Однако
Правительство жестоко расправилось с участниками кружков. Студент А. Полежаев за
свободолюбивую поэму «Сашка» был исключен из университета и отдан в солдаты. По
Личному повелению императора часть членов кружка братьев Критских заточили в
Шлиссельбургскую крепость и каземат Соловецкого монастыря, некоторых выселили из
Москвы и отдали под надзор полиции. Одних участников «Сунгуровского общества» суд
Приговорил к ссылке на каторжные работы, других — к отправке в солдаты.
Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном
Просветительский характер. Вокруг Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П.
Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные
Политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию.
Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с
Разгромом тайных кружков, закрытием ряда передовых журналов. Многие общественные
Деятели увлеклись философским постулатом Г. В. Ф. Гегеля «все разумное действительно, все
Действительное разумно» и на этой основе пытались примириться с «гнусной», по оценке В, Г,
Белинского, российской действительностью.
В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с
Деятельностью В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-
Петрашевского и др.
Литературный критик В. Г. Белинский, раскрывая идейное содержание рецензируемых
Произведений, воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к
Народу. Идеалом политического строя для него было такое общество, в котором «не будет
Богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди». В. Г.
Белинскому были близки некоторые идеи Западников, однако он видел и отрицательные
Стороны европейского капитализма. Широкую известность приобрело его «Письмо к Гоголю»,
В котором он порицал писателя за мистицизм и отказ oт общественной борьбы. В. Г. Белинский
Писал: «России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства.
Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека».
Разошедшееся в сотнях списков «Письмо» имело большое значение для воспитания нового
Поколения общественных деятелей радикального направления.
Петрашевцы. Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании
Новых кружков. По имени руководителя одного из них — М. В. Буташсвича-Пстрашевского —
Его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя,
Писатели, публицисты и переводчики (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н.
Майков, А. Н. Плещеев и др.).
М. В. Пеграшевекий на паях создал со своими друзьями первую коллективную библиотеку,
Состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам. Пользоваться книгами
Могли не только петербуржцы, но и жители провинциальных городов. Для обсуждения
Проблем, связанных с внутренней и внешней политикой России, а также литературы, истории и
Философии члены кружка устраивали свои собрания — известные в Петербурге «пятницы».
Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845—1846 гг. приняли участие в
издании «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка». В нем
Они излагали сущность европейских социалистических учений, особенно Ш. Фурье, оказавшею
Большое влияние на формирование их мировоззрения.
Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они
Видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических
преобразований-В 1848 г. М. В. Петрашевский создал «Проект об освобождении крестьян»,
Предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который
Они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей
Необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и
Горнозаводские рабочие Урала.
Кружок М. В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию
Привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей».