Лекции.ИНФО


Делающим первые шаги в интервью



 

1. Поговорите с одним из ваших одногруппников на одну из актуальных тем. Например, попросите его рассказать о том, что он считает главным в своей жизни за последнюю неделю или месяц. Проведите интервью, задайте максимум уточняющих вопросов, не отступая от заранее завяленной темы. По итогам разговора подготовьте его печатную версию, оформленную по всем правилам публикации для печатного издания. Наличие заголовка и лида обязательно.

2. Придумайте и максимально конкретно сформулируйте тему предполагаемого разговора и напишите сценарную заявку на интервью. В заявке нужно указать: цель, задачи, обоснование актуальности будущей беседы, а также фамилию, имя и отчество предполагаемого собеседника, которого вы видите в роли эксперта. Особое внимание обратите на вопросы, которые будете задавать. Мы рекомендуем написать не менее десяти вопросов, ответы на которые вам было бы интересно получить от респондента. Следите, чтобы все вопросы были строго по заявленной теме диалога и соответствовали компетенции вашего предполагаемого собеседника. Максимальное количество вопросов не ограничено.

3. Возьмите несколько изданий: районное, городское, республиканское, федеральное, найдите в них интервью и сравните подходы, которые используют корреспонденты данных печатных СМИ. Выявите виды разговора, у кого берут интервью журналисты, какой круг проблем их интересует, как формулируются вопросы и подробно ли собеседники отвечают на них. Как вы думаете, на какую аудиторию рассчитаны данные материалы? Почему у вас такое мнение? Какие вопросы у вас остались после прочтения текста к респонденту и журналисту? Проанализируйте имеющиеся у вас публикации.

4. В этой игре отрабатывается техника публичного интервью, характерного, прежде всего, для радио или телевидения. Два студента, добровольно пожелавшие принять в ней участие, получают от преподавателя задание за несколько минут подготовиться к интервью по предложенной теме. Они распределяют между собой профессиональные роли (ведущего и отвечающего), быстро придумывают вопросы и садятся за стол для интервью. Стол является импровизированным студийным столом, за которым работают радиоведущие. Задача журналиста за отведенное время (максимум десять минут) задать такие вопросы, которые бы максимально осветили обсуждаемую тему, а также не уводить разговор в сторону. В свою очередь, респондент должен отвечать на вопросы как можно содержательнее. После окончания беседы импровизированная аудитория – другие члены группы – делятся впечатлениями от увиденного. В частности, она должна отметить: поведение собеседников во время интервью, качество вопросов и полноту ответов на них, почему разговор было интересно / не интересно слушать и т.д. После студентов преподаватель кратко обобщает сказанное, попутно проводя собственный анализ практики. После этого собеседники меняются ролями. Таким образом, данная игра направлена на совершенствование коммуникативных навыков студентов, их умения разговорить собеседника, формулировать проблему и придумывать вопросы, которые бы наиболее полно ее раскрыли. Прямой эфир, который имитируется во время игры, предполагает различные нестандартные ситуации, как для журналиста, так и для его собеседника. Поэтому важно проследить, как студенты будут преодолевать их во время беседы. По согласованию преподавателя и слушателей игра может продолжаться несколько занятий, трансформируясь в коллективное интервью. Чем больше студентов примут в ней участие, тем лучше для их практического освоения жанра интервью в прямом эфире. Для преподавателя, рецензирующего учебные работы, важно не только делать замечания, но и выявлять положительные моменты, творческие находки ребят.

5. Выберите фамилию журналиста, специализирующегося на интервью, и изучите не менее пятнадцати его материалов за последний год. Обратите внимание на проблемы, которые он освещает, какие вопросы придумывает, использует ли в тексте средства привлечения и удержания внимания читателя, и так далее. Словом, постарайтесь после анализа публикаций ответить на вопросы: чем эксклюзивен этот автор? Какие его творческие приемы вы можете перенять?

6. Сформулируйте одну актуальную социальную проблему и подготовьте блиц-интервью, содержащее отношение респондентов к ней. Следите за тем, чтобы в вашей работе были представлены как положительные, так и отрицательные точки зрения. Собирайте мнения не одногруппников и знакомых, а именно случайных на улице. Тем самым, вы потренируете навык экспресс-общения с незнакомыми людьми. Материалы оформляйте по всем правилам подготовки рукописи к печати: заголовок, лид, основная часть и заключение.

7. В этой игре каждый студент работает самостоятельно. Преподаватель формулирует одну проблему и называет имя и должность компетентного лица, кто мог бы дать интервью журналистам. Студентам за небольшой отрезок времени (до 15 минут) необходимо: определиться с принадлежностью к какому-либо СМИ и подготовить вопросы предполагаемому собеседнику, исходя из формата масс-медиа, которое он «представляет». Побеждает студент, который придумает максимальное количество вопросов, соответствующих компетенции предложенного респондента.

8. Студенты делятся на две равные группы, каждая из которых выбирает капитана. После этого капитаны, вытягивая билеты, определяют тему разговора. Причем та проблема, которую вытянул один из капитанов, считается выбывшей из игры. Наконец, вытягивается последний билет с формулировкой определенной социальной проблемы. Она-то и станет предметом разговора двух команд. Команда, представитель которой вытянул билет, получает право первого вопроса. После 15-минутной подготовки вопросов (над ними работают обе команды) начинается интервью. Между собой общаются только капитаны команд, а остальные члены должны подсказывать им ответы на заданные вопросы. Побеждает та команда, которая за отведенное время (25 минут) сможет не только задать больше вопросов, но и содержательно ответить оппонентам. После игры преподаватель совместно со студентами анализирует состоявшееся учебное интервью.

9. Цель этой игры – отработать навыки поведения студентов-журналистов на пресс-конференции. Учебная аудитория на время превращается в зал для проведения встреч работников масс-медиа с интересными людьми. Каждый студент должен представить, что он выполняет задание какого-либо средства массовой информации. Преподаватель объявляет тему пресс-конференции. Желательно, чтобы она была посвящена оперативному поводу, например, ЧП на одном из предприятий города или другим фактам или явлениям, требующим незамедлительного комментария-реакции со стороны компетентных лиц или власти. Однако импровизированная встреча журналистов с экспертом в той или иной области по согласованию сторон может затрагивать другую, более спокойную, тему. Преподаватель может специально пригласить так называемого «джокера» – человека, который будет отвечать на вопросы, или самостоятельно войти в роль эксперта. После этого начинается пресс-конференция, которая проходит по всем правилам организации данного мероприятия: представление гостя, его заявление для прессы и, наконец, ответы на вопросы прессы. По ее окончании, каждый студент по «горячим следам» пишет материал в жанре интервью в формате того издания, которое он представляет. Через некоторое время, отведенное преподавателем для подготовки публикации, учащиеся читают их. Преподаватель анализирует ход импровизированной учебной пресс-конференции, разбирая состоявшийся разговор и оценивая вопросы студентов.

10. Узнайте о предстоящих пресс-конференциях и сходите на одну из них. На мероприятия, в которых не участвуют vip-гости или эксперты, аккредитация, как правило, не нужна. Посмотрите, как они проходят, послушайте, какие вопросы задают журналисты, стараются ли они добыть эксклюзив или просто собирают информацию, что отвечают им эксперты. Постарайтесь придумать и задать свой вопрос.

11. В этой игре участвуют команды студентов. Задача каждой из них – придумать и сыграть небольшую театрализованную сценку, в которой журналист берет интервью у специалиста. Беседа обязательно должна содержать некоторые нарушения этических норм. Действие разыгрывается до тех пор, пока разговор не достигнет апогея: собеседник будет отказываться от предоставления информации, в эфир выйдут террористы и потребуют предоставить им прямой эфир, и так далее. Мало ли какие непредвиденные обстоятельства могут возникнуть! Все зависит от воображения студентов. В момент кульминации действие неожиданно прекращается. Преподаватель обращается к зрителям с просьбой помочь коллегам советами, как наиболее эффективно преодолеть сложившуюся ситуацию с точки зрения профессиональной этики журналиста. Таким образом, каждая команда побывает в роли игроков и советчиков. Побеждает та, которая предложит наиболее конкретные и правдоподобные советы. Во время игры и после нее преподаватель совместно со студентами анализирует увиденное и услышанное, а также дает характеристику каждой ситуации с точки зрения ее типичности / не типичности для современной редакции и разбирает каждый совет. Условия игры могут меняться. Например, преподаватель сообщает ситуацию, в которую попал журналист, а группы должны подсказать-помочь ему, как необходимо действовать с максимальной пользой и для себя, и для аудитории.

12. Эта командная игра направлена на самостоятельную разработку студентами этических норм поведения журналиста во время интервью. Каждая группа должна за определенное время (25 минут) разработать и публично защитить свой перечень профессиональных этических норм. У слушателей есть право не только уточнять, но критиковать, дополнять, высказывать свои замечания и пожелания группе, которая защищается. Побеждает та группа, которая разработает наибольшее число этических правил поведения и соберет минимальное количество замечаний в свой адрес.

13. Продумайте тему и подготовьте по ней интервью с компетентным собеседником. Оформив материал в виде рукописи для публикации, сдайте преподавателю на проверку. К материалу приложите свой творческий отчет, фиксирующий все сложности и некоторые профессиональные секреты, с которыми вы столкнулись (применили) при подготовке интервью. Постарайтесь опубликовать текст в одной из средств массовой информации.


Репортаж. Специфика жанра

 

Пожалуй, это наиболее сложный из всей группы информационных жанров журналистики. Чтобы освоить мастерство репортера, потребуется не один год постоянной практики. Ведь задача данного жанра – передать событие в момент его свершения как можно более фактурнее, эмоциональнее и правдивее.

У репортажа богатая история. Уже в первой русской печатной газете «Ведомости» (начало XVIII века) можно найти его проявления. Например, в материале о праздновании дня Святых апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербурге, в описании хода Полтавской битвы… Исследователи пишут, что в начале ХХ века этот жанр часто сопоставляли с документалистикой кинематографа, видя общее в том, что и кино, и репортаж отражают события через поиск наиболее выразительных деталей. Таким образом, репортаж базируется на такой основе, как детализация каждого описываемого факта или явления.

Если автор будущего материала хочет выполнить его в жанре репортажа, он должен постараться выразительно и динамично нарисовать картину увиденного, пропустить смысл мероприятия через собственные размышления, восприятие, если хотите, удивиться увиденному. Да-да, журналист-репортер должен не только уметь удивляться любому нестандартному факту, который стал ему известен, но и стремиться передать свое удивление аудитории, заинтересовать ее образностью, точностью словесного воспроизведения логической последовательности описываемого события.

По своей сути, репортаж – это более или менее подробная картинка с места происшествия. Журналисту необходимо постараться словесно так подать сообщение, чтобы читатель, слушатель или зритель как будто бы сам побывал на месте действия. В связи с этим, огромную роль в данном жанре играет «эффект присутствия», который журналист должен вызвать у аудитории, прочитавшей его текст. И здесь многое зависит не только от мастерства «работника пера», но и от того, в редакции какого СМИ он работает. Тем, кто сотрудничает с телекомпаниями, несколько легче, ведь большое значение в телепроизводстве играет видео, а закадровый текст должен его дополнять. Кроме того, если есть интершум (так на языке работников телекомпаний называются звуки, которые сопутствуют событию), то закадрового комментария может и не быть, а весь смысл будет выражен в сочетании видео и интершума. Таких примеров очень много: вспомним рубрику «No comment» на телеканале «Euronews» или постоянную рубрику «Без комментариев», выходящую в эфир в конце каждого часа на круглосуточном российском телеканале «Вести-24». Кроме того, иногда в выпусках новостей можно увидеть сюжеты, в которых содержится минимум авторского текста, а максимум – интершума. Еще большую роль в достижении выразительности на телевидении, а особенно в кинематографе достигается за счет музыкального сопровождения видеоряда. Вспомните, например, известные советские комедии или детективы, в них музыка всегда соответствует драматургии ситуации и зачастую является частью развития действия.

На радио – иная специфика. Там информацию несут не только слова, но и речевые паузы, музыка, а также интершум. Радийный репортер должен не только словесно рассказать о событии, но и передать его звуки. Допустим, если мы ведем репортаж с митинга или забастовки, то обязательно запишем речевки участников, короткие интервью с ними. Ввиду отсутствия видео радио акцентирует внимание аудитории, так сказать, на «мелодии события».

Орудие труда корреспондента печатного СМИ – образ. Журналисту нужно максимально точно нарисовать словесно-образную картину произошедшего, передать настроение участников, заинтересованных сторон мероприятия. Поэтому на репортере во всех случаях, где бы он не работал, лежит ответственность за свои слова. Его задача – максимально правдиво рассказать о факте или явлении глазами очевидца. Наглядность и достоверность – вот главные составляющие любого репортажа.

В научной литературе существует несколько определений данного жанра. На наш взгляд, наиболее емкая формулировка содержится в книге доцента кафедры журналистики Казанского государственного университета Дмитрия Туманова: «Динамичная картина, которая кажется сиюминутным откликом на событие, сохраняющем взволнованность очевидца, – вот что такое репортаж»[2]. В данном определении акцент сделан на мгновенности авторского восприятия действительности, мысленной его переработке, интерпретации и оперативной передаче аудитории. Эмоции при этом – желательны.

Есть другая «формула» данного информационного жанра: репортаж – новость в движении.

В любом случае, тот, кто ставит перед собой задачу написать хороший репортаж, должен стремиться не только как можно подробнее запомнить явление, но и как можно быстрее рассказать о нем. Репортаж – не только логическое повествование о факте или явлении, но и цепочка авторских размышлений. Ведь всякий репортаж пронизан авторским «я», на всем протяжении материала журналист пропускает каждую деталь сквозь призму собственной мысли. Как вы знаете, медийные тексты пишутся с определенными стратегической и тактической целями, поэтому корреспондент должен иметь свою позицию, для того чтобы убедить читателя в чем-то. Иначе репортаж превратится в хвастливый монолог автора, которому посчастливилось побывать там, где не смогла оказаться его аудитория.

От журналиста требуется стать «глазами и ушами» своих зрителей, слушателей или читателей во время проведения какого-то мероприятия. Огромное значение при подготовке репортажа уделяется наблюдению, поскольку корреспондент должен видеть и слышать больше, чем обычный человек. Задача репортера – запомнить, в какой последовательности проходило описываемое явление, акцентируя внимание на его деталях. Наблюдение бывает двух видов: включенным и не включенным. Когда журналист, дабы глубже понять специфику какого-либо дела или профессии, на время становится водителем такси, общественного транспорта, учителем, дворником, продавцом и так далее, он применяет включенное наблюдение, то есть «примеряет на себя» условия работы конкретного специалиста, смотрит на его занятие не с позиции работника редакции или обычного гражданина, а изнутри. Нередко в таких случаях, для чистоты эксперимента, корреспондент не раскрывает, что он является сотрудником редакции, а нанимается на работу через отдел кадров, придумав легенду о себе. Данный вид сложен для воплощения (придется менять привычный распорядок дня, работать с людьми, которые обычно не входят в ваш круг общения, на ходу постигать премудрости предмета своего отображения) и нередко требует от корреспондента специальной подготовки. Не включенным называется такой вид наблюдения, при котором журналист, присутствуя на мероприятии, сохраняет свою профессиональную роль и является сторонним наблюдателем, фиксируя происходящее. Тем не менее, вне зависимости от того, какой вид наблюдения журналист применяет, он всегда должен стремиться к правдивости ситуаций, о которых он сообщает в своем тексте, а также всегда думать, будет ли интересен читателю его текст.

Как и в заметке или интервью, при написании репортажа его автору следует ответить на вопросы: Что? Кто? Где? Когда? Каким образом? При каких условиях? Два последних вопроса призваны передать атмосферу факта или явления, дать возможность аудитории почувствовать его динамику, ритм, настроения участников… Словом, журналист в репортаже старается транслировать читателю всю гамму чувств, которую вызывает у него описываемый факт или явление.

Особую роль при этом играют лексика и стиль подачи информации. Чтобы передать динамику факта, журналист использует глаголы в страдательном залоге, краткие прилагательные, причастия, неологизмы, просторечия, пословицы и поговорки, другие средства выразительности. В последнее время в федеральной прессе все чаще можно встретить заимствованные иностранные слова, сленг. Обычно язык репортажа близок к разговорному, стремится к простоте, чтобы передать атмосферу описываемого факта или явления не только через увиденное, но и услышанное корреспондентом. Поэтому в репортаже особое внимание придается репликам сторон. Чем жестче и эмоциональнее реплики, тем более натурально передается драматизм конфликта. В сочетании с краткими авторскими комментариями, в которых содержится осмысление текущего момента, читатель должен сформировать для себя определенное мнение о предмете описания.

Работающий над репортажем журналист не должен лгать. В этом случае он перестает быть журналистом и превращается в писателя. В отличие от последнего, корреспондент работает с актуальной, злободневной социальной информацией, фактами, которые нельзя замалчивать. С первых дней практики следует четко уяснить для себя разницу между вымыслом, домыслом и дезинформацией. Вот определения этих терминов, содержащиеся в работах исследователей:

«Вымысел» – способность автора представить то, что могло бы быть в жизни, но могло и не быть. На основе своего жизненного опыта автор представляет себе героя, воплощающего в себе черты времени и воображает такие обстоятельства, в которых может лучше всего проявиться характер героя. Это – одна из важнейших особенностей художественного творчества. Рисуя какие-то явления жизни, автор всегда соотносит их с реальностью определенной исторической эпохи, но не стремится к документализму. Поэтому, даже говоря о том, что действительно было в жизни, автор словно говорит – «могло бы быть», а не просто – «было».

«Домысел» – напротив, документален, так как базируется на строгих, хорошо проверенных фактах. Это если хотите своеобразная гипотеза, подчиняющаяся общим законам развития. И к созданию домысла необходимо относиться очень серьезно – так же, как и к созданию гипотезы. Журналист домысливает ситуацию, основываясь на тщательных исследованиях подобных ситуациях, но не имеет право бездоказательно утверждать, что высказывает истину в конечной инстанции[3].

«Дезинформация» – любые опубликованные сведения, имеющие своего заинтересованного лица и распространенные с целью ввода в заблуждение определенной аудитории. Можно проще – опубликованные непроверенные (особенно в аналитических работах) сведения.

А «ложь» – это намеренное искажение истины, неправда, обман.

При подготовке репортажа журналист не имеет права использовать ни вымысел, ни домысел. Если в тексте содержится хоть одно слово, которое не связано с правдой факта, то вы уже выходите за жанровые особенности репортажа, превращая свой текст, допустим, в корреспонденцию. Но о ней мы поговорим позже.

Работая над репортажем, постоянно следите за стилем изложения. Он должен быть близким к разговорному, содержать различные средства художественной выразительности (особенно сравнения, метафоры, эпитеты). Журналисту должны быть интересны детали, передающие характер движения, напряжения момента. Постарайтесь не только описывать все, что видели, но и передать читателю (зрителю ил слушателю) ощущение постоянного движения, изменения ситуации.

Аудитория поверит только тому, кто наиболее точно передаст не только динамику происходящего факта или явления, но и представит цепочку логически связанных между собой его словесных картинок-эпизодов. Читателям необходим максимум информации и ощущений: звук, цвет, речи, звук и даже запах события. Репортер – «глаза и уши» своей аудитории, ему надо постараться так рассказать о случившемся, чтобы читатели почувствовали свою сопричастность с объектом и предметом описания, представили себе всю картину произошедшего, как будто это не корреспондент, а они видели мероприятие своими глазами, а, возможно, и были его участниками.

Поэтому, говоря о профессиональных качествах журналиста-репортера, мы еще раз заострим внимание на оперативности его работы. Динамика и драматургия события – вот что важно передать в первую очередь. Не забывайте, что сегодня факт очень быстро теряет свою актуальность. Если журналист станет писать репортаж не по «горячим» следам, а спустя день-другой после случившегося, то его материал имеет все шансы попасть не на газетно-журнальную полосу, а в корзину. Действительно, в век максимально быстрого распространения информации вокруг земного шара, кому будет интересно прочесть о том, что произошло позавчера, вчера или даже минувшей ночью или утром? Корреспондент должен остро чувствовать, какого рода сведения нужны его аудитории, под каким углом зрения подать тот или иной факт. Промедление в этом случае чревато потерей (скорее всего, безвозвратной) части ваших читателей. Вероятнее всего, что она уйдет к конкурентам, которые не станут медлить, а быстро представят людям все известные сведения, утолив их информационной голод. Вот почему событийный репортаж чаще является прерогативой ежедневных изданий или газет, имеющих периодичность от двух до пяти раз в неделю. В еженедельных печатных СМИ более распространен репортаж на социальную тему, в котором обязательно конкретизируются проблемы, например, связанные с социальной жизнью города или коммунальными проблемами его жителей. Для того чтобы событийный репортаж занял место на полосе еженедельного издания, он должен рассказывать о факте или явлении, не потерявшем актуальности и спустя несколько дней.

Репортер по специфике своей работы должен быть универсалом. Логика, четкость и ясность его мысли – второе качество после оперативности. Пишите языком, понятным вашей целевой аудитории. Под универсальностью журналиста мы в первую очередь понимаем владение фото- и аудиотехникой, компьютерными технологиями, современными электронными поисковыми базами данных. Без этого сейчас никуда. Не стоит надеяться на фотографа, кто лучше вас знает, что и как надо запечатлеть? Кроме того, тему для репортажа можно найти в самых неожиданных местах, и часто, как говорится, во «внерабочее время». Журналист должен быть всегда на работе. Не стоит надеяться на кого-то, а собрать максимум информации с места события. Сопровождающая текст фотография придает больше наглядности описываемому явлению и усиливает эффект достоверности. Поэтому покупайте цифровые фотоаппарат и диктофон, ежедневно тренируйтесь в сборе и передаче информации. Научитесь также фотографировать на мобильный телефон, осваивайте технику фотосъемки и создавайте свои архивы электронных документов.

Кстати, в качестве эксперимента можно принять участие в конкурсах «мобильных репортеров», которые регулярно устраивают некоторые казанские телекомпании или редакции газет. Реклама об этом идет постоянно. Проекты «мобильный репортер» рассчитаны на тех, кто не сидит дома, наблюдателен и хочет рассказать городу о необычных фактах или явлениях. Не забывайте, что определенную роль в репортерском деле играет удача. Это значит, что необходимо не только воспитывать в себе работоспособность и стрессоустойчивость, а также умение ждать. Если вы считаете журналистом только того, кто ищет и любой ценой находит исключительно сенсации, «жареные факты», советуем заняться чем-нибудь другим. Настоящие сенсации случаются далеко не каждый день, да и как без профессионального взгляда определить, что является сенсацией, а что – нет? Пусть ваши первые работы будут о необычных явлениях природы, дорожных авариях, очередях в местный гипермаркет и тому подобное, пусть вы не получите приз по результатам конкурса, зато тем самым вы потренируете навыки поиска информации, ее обработки и оперативного распространения. А победы в жизни обязательно будут.

Мы не сказали еще об одном качестве, которое отличает журналиста от представителей других профессий. Назовем его желанием поделиться известными вам сведениями с другими людьми. Объяснить словами это чувство вряд ли возможно. На наш взгляд, достичь его можно только при условии, что вам нравится тема выступления, вы имеете свою оригинальную точку зрения на нее. Передайте свою позицию общественности, расскажите о наболевшем.

При подготовке репортажа у журналиста обычно не остается времени на дополнение своего багажа знаний по теме выступления. Репортеры в большинстве своем не имеют четкой специализации. Действительно, сегодня корреспондент может отправиться по заданию на рынок, завтра, допустим, он на время станет продавцом, на следующий день попробует сделать репортаж с митинга или спортивного матча. Но в зависимости от места его работы, бывает так, что в редакции конкретного СМИ принято разделять журналистов по тематическим направлениям. Существует несколько видов специализаций: политика, криминальная хроника, международная жизнь, социальные проблемы, экономика и спорт. В зарубежных редакциях есть корреспонденты, специализирующиеся на освещении проблем науки. Как лучше: быть универсалом по тематике или все-таки специализироваться? Решите сами, но сначала попробуйте себя в нескольких темах.

В заключение, несколько практических советов, как должен вести себя корреспондент и о чем он не должен забывать ни при каких условиях. Советы несложные, постарайтесь их запомнить.

1. Постарайтесь своим материалом вызвать сопереживание читателя тому, о чем вы повествуете. Вовлеченность аудитории – кратчайший путь к усвоению информации.

2. Не забывайте о главных вопросах, на которые в тексте необходимо как можно быстрее дать ответ. Вопросы обычные: Что? Кто? Где? Когда? При каких условиях? С какой целью?

3. Будьте в курсе последних событий в разных областях. Неизвестно, куда вас направят завтра, а специально готовиться, что называется, «под событие», времени не будет. Репортаж получается хорошим не только тогда, когда передается сиюминутность и драматургия действия, но и когда из материала понятно, что журналист представляет себе, о чем он пишет, знает предысторию факта.

4. На месте событий быстро фиксируйте все, что видите. В редакции разберетесь, что важно, а что – нет. Сразу переводите записи на понятный для себя язык. Делайте сокращения только в том случае, если уверены, что не запутаетесь в них и не исказите смысл.

5. Не отказывайтесь от деталей. Порой они лучше передают суть событий, чем рассуждения журналиста или цитаты его участников.

6. Рассказывайте о людях – героях мероприятий. Репортаж выиграет, если вы постараетесь передать настроение собравшихся.

7. Будьте тактичны: соболезнуйте скорбящим, сочувствуйте обездоленным, по мере возможности помогайте нуждающимся.

8. Думайте о последствиях, к которым может привести любое ваше неосторожное слово. Вы несете ответственность за каждую букву текста.

9. Если в репортаже имеется количественная информация, быстро свяжитесь с компетентным лицом и перепроверьте ее.

10. Воспитывайте стрессоустойчивость. Далеко не всегда и везде вам будут рады. У опытных журналистов есть правило: если вас выгоняют в дверь, влезайте в окно. Снова выгнали? Ищите другие пути, чтобы попасть туда, куда нужно.

11. Не будьте обидчивыми и злопамятными. Это непременно будет выражено в публикации и будет адекватно понято читателями.

12. Описывая факт или явление, не принимайте точку зрения одной из сторон. Ваша задача – максимально правдиво рассказать о событии. В противном случае вы не имеете права называться журналистом, а станете пропагандистом кого-либо.

13. При подготовке репортажа постоянно думайте о том, может ли обычный читатель понять, что написано в каждом предложении и абзаце? Ясно и просто ли вы излагаете сыть события? Есть ли логическая связь между предложениями и абзацами?

14. В материале не должно быть неподкрепленных аргументами тезисов и не относящихся к теме рассуждений.

 

Практические рекомендации студентам,

Осваивающим жанр репортажа

 

1. Найдите в газетах или журналах несколько репортажей и внимательно прочтите их. Обратите внимание на заголовки, постановку проблем, детали. Выявите авторское отношение к описываемому событию или явлению. Подумайте, с помощью каких коммуникативных приемов и средств выразительности корреспондент формирует собственную оценку произошедшему?

2. Студенты разделяются на несколько групп. Каждая из них получает задание придумать как можно больше синонимов к какому-нибудь слову. Затем член каждой команды зачитывает полученные варианты. Преподаватель следит, чтобы студенты не отступали от значения заданного слова. Разновидностью этого задания может стать описание студентами определенного явления или характера человека. Например, преподаватель произносит словосочетание: «Он рассвирепел». Учащимся необходимо дать письменное описание состояния человека, находящегося в таком настроении. Если задается слово «жара», то нужно описать эти погодные условия. Побеждает та команда, которая лучше других справится с заданиями: придумает больше синонимов, нагляднее опишет состояние человека или явления природы. Помимо этого, преподавателю можно давать задания на максимальное сокращение длинного предложения, в котором содержатся характеристики какого-то состояния человека или явления природы. Скажем, фразу «Он тяжело дышал, постоянно вытирая пот со лба, всем своим видом показывая, что неплохо было бы прямо здесь раздеться и плюхнуться в воду» придется сократить до сочетания «он изнемогал от жары» или «ему жарко» и т.п.

3. Каждый студент получает задание в течение определенного времени на занятии подготовить мини-репортаж (3-4 абзаца) о чем-то. Например, о состоянии аудитории, о том, что происходит за окном и так далее. В тексте обязательно должны быть: заголовок, лид, постановка проблемы, детали, оригинальность взгляда на проблемную ситуацию. Во время выполнения задания (не более 40 минут) студенты имеют право выходить из аудитории в поисках информации. По истечению регламента каждый из них знакомит коллег со своим произведением. Слушатели (в том числе и преподаватель) могут задать выступающему уточняющие вопросы, после чего анализируют услышанный текст. В игре не стоит выявлять того, кто лучше других справится с заданием. Здесь важно, чтобы ребята постарались образно мыслить, продемонстрировать свою творческую цель и выбор деталей, которые могут помочь в его осуществлении. Не последнюю роль также играют логика и четкость мысли.

4. Вспомните свой вчерашний день и напишите небольшой репортаж о его самом важном для вас эпизоде. Постарайтесь сделать два варианта текста. Первый – с положительной оценкой, второй – с отрицательной оценкой описываемому факту или явлению. Не забывайте, что в ваш текст должно быть интересно читать.

5. Выйдите в «час пик» на одну из оживленных городских улиц и опишите ее состояние. Вам необходимо словесно передать не только ее динамику, суету, собственные ощущения. Не забывайте про детали, которые должны соответствовать цели материала. На ближайшем занятии рекомендуется организовать групповое обсуждение каждой работы. Побеждает тот студент, который напишет наиболее интересный текст с учетом максимального количества жанровых характеристик репортажа. Сверхзадача – постарайтесь предложить текст к публикации в одном из местных СМИ. Тем самым, вы внесете в свое портфолио по дисциплине «СМИ РТ: мастерство журналиста» еще один материал.

6. Следующее задание предусматривает групповую работу студентов. Совместно с преподавателем ребята выбирают любую известную русскую народную сказку, разделяются на группы по 3-4 человека и переписывают ее сюжет под репортаж. Максимальное время на выполнение этого задания – 40 минут. Затем каждая группа представляет свои тексты на суд коллег. Из числа тех, кто слушает выступления, преподаватель назначает рецензентов: их задача фиксировать, какие жанровые характеристики репортажа присутствуют в материалах, а какие – нет. За период представления результатов каждая команда должна попробовать себя в роли автора репортажа и рецензента. Студенты выбирают: перерабатывать одну сказку на всех или у каждой группы будет свое задание.

7. Найдите в периодической печати репортаж и проанализируйте его с точки зрения его жанровых характеристик. Подумайте, чего в нем не хватает, а что – лишнее? Ответы обоснуйте.

8. Это задание направлено на тренировку образного мышления студентов. Преподаватель оглашает десять тем, каждая из которых может стать поводом для подготовки репортажа. За 15 минут студенты должны придумать по одному-двум образным заголовкам ко всем перечисленным проблемам. Побеждает тот, кто быстрее других подготовит соответствующие проблематике названия будущих материалов.

9. Преподаватель раздает студентам тексты репортажей, абзацы которых не связаны между собой. За определенное время (не более 15 минут) каждый студент, во-первых, должен таким образом переработать материал, чтобы его абзацы были логически соотнесены. Во-вторых, необходимо придумать лид и заголовок к предложенному тексту. Эти компоненты должны быть направлены на привлечение и удержание внимания читателя. После выполнения самостоятельной работы происходит обсуждение материалов.

10. Расскажите вслух самому себе (товарищу, преподавателю) о том, что вы видите в настоящее время. Постарайтесь отразить суть и детали предмета вашего разговора. Максимальное время, отведенное для импровизированного сообщения, – три минуты. Постарайтесь говорить по существу, а не «лить воду», «убивая» время. Данное задание направлено на тренировку культуры устной речи студента при публичном выступлении.









Читайте также:

  1. Бакинская декларация и совместное заявление о принципах сотрудничества на Каспии — шаги к определению нового правового статуса Каспийского моря
  2. Введение. Первые уроки бабушки-колдуньи
  3. Вопрос 18. Общественно – политические движения второй половины XIX века. Народники и их организации. Первые рабочие кружки.( в семинаре)
  4. Вопрос 36. Начало научно-технической революции в СССР.Первые попытки проведения реформ в промышленности и сельском хозяйстве.
  5. Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры
  6. Вторая беседа И. с Андреевой и Ольденкоттом об их миссии в миру. Последние сборы и отъезд в оазис темнокожих. Первые впечатления от оазиса. Мать Анна
  7. Глава 2. Первые врата сновидения
  8. Глава 2.Первые годы Павла на Колыме.
  9. ГЛАВА 35 Первые дни моего премьерства
  10. Глава 5. Педагогическое сопровождение детей с органическим поражением центральной нервной системы в первые годы жизни
  11. Глава XIII. Первые успехи и жизнь среди сверстников
  12. Глава двенадцатая, в которой Кролик очень занят и мы впервые встречаемся с пятнистым щасвирнусом


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 193;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная