Тема 1. Риторика как искусство и наука
Лекции.ИНФО


Тема 1. Риторика как искусство и наука



План

 

1. Риторика: предмет и задачи курса; значение терминов «ораторика», «риторика», «красноречие».

2. Классическая античная риторика (Горгий, Аристотель, Платон, Сократ, Демосфен, Цицерон, Квинтиллиан и др.).

3. Риторика христианских проповедей и душеспасительных бесед (Фома Аквинский, Августин Блаженный и др.).

4. Риторика европейского Ренессанса (Пико Мирандола, Лоренцо Валла, Никколо Макиавелли и др.).

5. История риторики в России: первые русские учебники риторики. «Золотой век» риторики в России (XIX в.).

6. Советский период в развитии риторики: ораторское мастерство вождей и деятелей Октябрьской революции. Упадок риторики и его причины в СССР в период с 30-х по 90-е годы.

7. Современный этап в развитии риторики в России: риторика и политика, риторика и правосудие, риторика и предпринимательская деятельность. Неориторика.

8. Значение риторики в профессиональной деятельности юриста.

Тестовые задания

(правильность ответов проверьте по ключу в конце задания)

 

1. Слово «риторика»:

а) греческое;

б) латинское;

в) русское.

 

2. Против софизма, против учения об относительности истины выступил, провозгласив: «Истина рождается в споре!»:

а) Аристотель;

б) Сократ;

в) Платон.

 

3. Слово «красноречие»:

а) греческое;

б) латинское;

в) русское.

 

4. Предпосылками зарождения в античной культуре риторики как искусства и как науки явилось (отметьте неправильное утверждение):

а) установление демократического строя в Афинах и Риме;

б) судебные реформы Солона в Афинах;

в) зарождение театра, расцвет лирики в античной культуре;

г) зарождение софизма как направления в античной философии.

 

5. Образец неслыханного доселе красноречия явил в Афинах в 427 г. до н.э. и потому считается основоположником риторики как искусства:

а) Лисий;

б) Горгий;

в) Сократ.

 

6. Теоретический труд «Риторика», давший название науке, принадлежит:

а) Сократу;

б) Платону;

в) Аристотелю.

 

7. «Если ты не потерял чего-то, значит, ты это имеешь; ты не потерял рога – значит, ты имеешь рога» – такое умозаключение является:

а) софизмом;

б) силлогизмом;

в) дедуктивным умозаключением.

 

8. Слово «ораторика»:

а) латинское;

б) греческое;

в) русское.

 

9. Кто из великих античных ораторов был обделен ораторскими качествами (слабый голос, плохая дикция), но упорным трудом подготовил себя к ораторской деятельности и достиг в ней вершин?

а) Цицерон;

б) Демосфен;

в) Марк Катон.

 

10. «Карфаген должен быть разрушен» – так заканчивал каждый раз свою речь в римском Сенате оратор и политический деятель:

а) Марк Туллий Цицерон;

б) Марк Катон Старший;

в) Марк Фабий Квинтиллиан.

 

11. «Есть два искусства, которые могут вознести человека на высшую ступень почета – это искусство полководца и искусство оратора» – эти слова произнес римский оратор, которого современники называли «царем адвокатуры»:

а) Марк Катон Старший;

б) Марк Туллий Цицерон;

в) Марк Фабий Квинтиллиан.

 

12. «Пришел, увидел, победил!» – это сообщение о воинской победе, ставшее образцом риторического мастерства, произнес:

а) Марк Туллий Цицерон;

б) Гай Юлий Цезарь;

в) Марк Катон Старший.

 

Ключ

1. б 4. в 7. а 10. б

2. б 5. б 8. б 11. б

3. в 6. в 9. б 12. б

Темы рефератов и сообщений

1. Великие ораторы Древней Греции: Горгий, Демосфен и др.

2. Великие ораторы Древнего Рима: Цицерон, Цезарь и др.

3. Теоретики древнегреческой риторики: Аристотель, Сократ, Платон и др.

4. Теоретики древнеримской риторики: Квинтиллиан и др.

5. «Золотой» век судебного красноречия в России: А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако и др.

6. Теоретики красноречия в России: М.В. Ломоносов, Ф. Прокопович, Н.Ф. Кошанский и др.

7. Советский период в развитии риторики: причины кризиса и упадка.

8. Неориторика как направление в риторике на современном этапе её развития.

 

Тема 2. Виды и жанры речи

План

 

1. Значение понятий «род речи», «вид речи», «жанр речи».

2. Классическая типология риторических жанров.

3. Функциональная типология видов речи: социально-политическое, социально-бытовое, научное (академическое), духовное красноречие.

4. Современная типология риторических жанров.

 

Практикум

Задание 1. Прочитайте фрагменты речи, определите их род, вид, жанр. Как в содержании речи проявляется ее принадлежность к определенному роду и виду? (Ответы и решения смотрите в конце задания)

I. Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вам предстоит произнести приговор по делу, которое по своей трудности, сложности, важности превышает все дела, разбиравшиеся до сих пор в стенах этого суда. Трудности эти состоят, прежде всего, в том, что преступление, о котором идет речь, совершено уже давно, очень давно – 15 лет тому назад. Только впоследствии случай дал возможность возбудить уголовное дело вновь, и вот в настоящее время оно подлежит рассмотрению. Вам, господа присяжные, предстоит пристально взглянуть в отдаленное прошлое, сквозь заслоняющую его массу томов и документов, сквозь целый ворох имен и чисел; вам придется всмотреться в ту даль, на которой написано «1858 год»; вам надлежит беспристрастным взглядом оценить обстановку завещания Беляева и затем произнести ваш приговор.<…>

Таким образом, господа присяжные, обвинение мое окончено. Я старался, не увлекаясь, спокойно и сжато изложить перед вами существенные обстоятельства этого сложного дела и те данные, которые почерпнуты мною из письменных документов. <…>

Я обвиняю Александра Мясникова в том, что он задумал составить подложное завещание от имени Беляева и привел это намерение в исполнение <…>

II. Половину своего второго века пережил наш Московский университет. С усиленным биением пульса будут приветствовать его 12 января 1905 г. многочисленные его питомцы, рассеянные по городам и селам пространной России. Каждый из них, подписывая приветственную телеграмму, живее вспомнит свои лучшие годы, бодрее освежит свои светлые воспоминания. Старый студент вспомнит, когда он был молод и как хорошо был молод; молодой положит себе на завет: не забывать родного университета и когда состарится. Разделенные пространством, возрастом, житейскими стезями, убеждениями, все они мысленно сольются в плотную духовную корпорацию, объединенную солидарным нравственным чувством и одинаковыми умственными интересами. <…>

III. Владимир Данилович! Я бы мог в вас приветствовать все, что угодно – только не юбиляра. Простите мне мою ненависть к времени! Вы глава нашей адвокатуры, славный ученый, большой художник, вечно памятный деятель – лично для меня: дорогой друг и человек, – все, что хотите, – но только не завоеватель двадцатилетней пряжки, не виновник юбилея! Упаси Боже!

IV. … Ядерное оружие разделяет человечество, угрожает ему. Но есть мирное использование ядерной энергии, которое должно способствовать объединению человечества. Разрешите мне сказать несколько слов по этой теме, связанной с основной целью форума.

В эти дни в выступлениях участников много раз упоминалась катастрофа в Чернобыле, явившаяся примером трагического взаимодействия несовершенства техники и человеческих ошибок.

Нельзя тем не менее переносить на мирное использование ядерной энергии то неприятие, которое люди вправе иметь к ее военным применениям. Человечество не может обойтись без ядерной энергетики. Мы обязаны поэтому найти такое решение проблемы безопасности, которое полностью исключило бы возможность повторения чего-либо подобного чернобыльской катастрофе в результате ошибок, нарушения инструкций, конструктивных дефектов и технических неполадок.

V. Человек был поставлен венцом природы, чтобы одухотворить и преобразить ее. А вместо этого он сам соблазнился своеволием, внял голосу Змия-Сатаны. Люди захотели жить по собственному произволу, «стать, как боги». Возгордившись, они отпали от своего Господа и, вместо того, чтобы исполнить вселенское дело, возложенное на них, попали под власть демонических сил.

Вместе с человеком на землю пришел грех. Грех – сознательное нарушение воли Божией. На первых же страницах Библии мы видим людей, восстающих против Небесной правды во имя своего хотения <…>

VI. Други, на народ убитые!... <…>

Вы первые нарушили наш сон, разрушили своей инициативой наше несправедливое сомнение, будто народ наш неспособен к инициативе политических движений… Мир праху вашему и вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу! Да здравствует демократическая конституция! <…>

 

Ответы и решения

I. Это фрагменты из судебной речи А.Ф. Кони по делу о подлоге завещания от имени купца Козьмы Беляева (февраль 1872 г.). Из содержания ясно, что это прокурорская обвинительная речь. Оратор обращается к судьям и присяжным заседателям, говорит о преступлении, о возбуждении уголовного дела.

Для речи характерны лексика и словосочетания судебного делопроизводства (произнести приговор, приговор по делу, преступление, потерпевшее лицо, правосудие, подлежит рассмотрению, обвинение), выражение долженствования различными средствами, указывающими на необходимость провести расследование (предстоит произнести приговор, оно подлежит вашему рассмотрению, предстоит пристально вглядеться, придется всмотреться в ту даль, надлежит оценить обстановку).

Надо обратить внимание на спокойную, рассудительную интонацию оратора («старался, не увлекаясь, спокойно и сжато изложить перед вами существенные обстоятельства этого сложного дела»), на его призыв к обдуманным, взвешенным решениям («предстоит пристально вглядеться в отдаленное прошлое, беспристрастным взглядом оценить обстановку»). В речи нет напора, безаппеляционности, которые являются составляющими того, что обычно называют «прокурорским тоном».

II. Это фрагмент из речи В. О. Ключевского, посвященной 150-летию Московского университета, который, как известно, был учрежден в 1755 г. В 1905 г. происходило празднование его 150-летия.

По содержанию это юбилейная речь, относится к социально-бытовому роду красноречия. В ее основе прославление Московского университета. Основная мысль – духовное единство воспитанников университета, в основу которого была положена идея всесословности.

Для речи характерная высокая лексика (питомцы, завет, стезя, духовная корпорация, отечество); лексика и словосочетания, обозначающие психическое состояние (усиленное биение пульса, живее вспомнит, освежит светлые воспоминания, мысленно сольются, вспомнят, будить силы).

III. В этом фрагменте представлена речь юриста С.А. Андреевского на юбилее его коллеги В.Д. Спасовича 31 мая 1881 г.

Продолжение речи – свободная импровизация об отношении Спасовича к искусству и его творчестве: «Вы поэт… Ваш сильный язык поучал… ваши слова западали в чужие сердца…».

Для речей подобного типа характерен свободный план изложения и освещение разных сторон личности. Их объединяет одно: говорится о положительных сторонах личности, т.е. это – панегирики.

IV. В данном примере фрагмент из выступления А.Д. Сахарова на форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества», состоявшемся 14–16 февраля 1987 г. в Москве.

Судя по теме выступления и теме форума – это социально-политическая речь, вид речи – доклад. О социально-политическом характере выступления свидетельствует соответствующая лексика (человечество, мирное использование ядерной энергии, проблема безопасности, ядерная безопасность, мировая общественность и т.д.). Однако данная речь является речью ученого, и он в ней рассматривает социально-политическую проблему как специалист в области ядерной физики. Отсюда элементы научного сообщения: рассматривается идея решения проблем ядерной безопасности – размещения ядерных реакторов под землей, эта идея обосновывается. Используется специальная лексика (конструктивные дефекты, радиоактивные продукты, теплофикационные станции, землеройная техника, ядерные реакторы, радиационная катастрофа).

V. Приведен фрагмент проповеди протоирея Александра Меня, произнесенная им в сельском храме.

По содержанию это духовная (церковная) проповедь; в ее основе – нравственные вопросы человека.

Для речи характерна торжественная лексика из Библии (внять, «стать, как боги», возгордившись, вселенское дело, возложенный), библейские понятия и реалии (Змий-Сатана, Господь, демонические силы, вселенское дело, воля Божия).

VI. Это речь Афанасия Прокопьевича Щапова, преподавателя русской истории Казанской духовной академии и Казанского университета, произнесенная в апреле 1861 г. с амвона кладбищенской церкви на панихиде, посвященной погибшим в селе Бездна крестьянам, где они были расстреляны войсками за участие в антиправительственных волнениях.

Речь можно отнести к социально-политическому роду. Об этом свидетельствует лексика (инициатива политических движений, демократическая конституция). По виду это митинговая речь: родилась в момент всеобщего возбуждения присутствующих, экспромтом, обращена к народу, заканчивается лозунгом. В то же время речь является своеобразным надгробным словом, обращенным к погибшим (мир праху вашему, вечная память).

Тестовые задания

(правильность ответов проверьте по ключу в конце заданий)

 

1. Первое четкое разделение речевых жанров принадлежит:

а) Аристотелю;

б) Гомеру;

в) Цицерону;

г) М.В. Ломоносову.

 

2. Определите, к какому виду красноречия относятся перечисленные виды (жанры) публичных выступлений: доклад на съезде, парламентское выступление, дебаты, политическое обозрение:

а) академическое;

б) социально-бытовое;

в) социально-политическое;

г) духовное (церковно-богословское).

 

3. Определите, к какому виду красноречия относятся виды речевых сообщений: тост, надгробное слово, SMS-сообщение, речь на приеме, письмо родственникам:

а) судебное;

б) социально-бытовое;

в) социально-политическое;

г) духовное.

 

4. Найдите ошибку в перечне жанров академического красноречия:

а) лекция;

б) научный доклад;

в) приветственная речь;

г) научный обзор.

 

5. Найдите лишнюю фамилию в перечне ораторов, представляющих академическое красноречие в России:

а) Т.Н. Грановский;

б) Д.И. Менделеев;

в) А.В. Луначарский;

г) П.Ф. Лесгафт.

 

6. Выступления А.Ф. Кони, В.Д. Спасовича, Ф.Н. Плевако представляют род красноречия:

а) социально-политическое;

б) судебное;

в) академическое;

г) духовное.

 

7. В следующей характеристике: лаконичная, присутствует один тезис, не повторяются уже известные аргументы, присутствует критика прозвучавшего уже выступления, но не личность оратора, ясная, динамичная, доступная, произнесена без листа – представлена:

а) академическая речь;

б) митинговая речь;

в) прокурорская речь;

г) проповедь священника.

 

8. В информационной речи может быть предложена тема:

а) События за рубежом;

б) Зачем нужно изучать риторику;

в) Позвоните родителям;

г) Я люблю «русское» кино.

 

9. К жанрам информационной речи относятся

а) вузовская лекция;

б) митинговое выступление;

в) речь на собрании;

г) рекламная речь.

 

10. К этому типу информационной коммуникации предъявляются следующие требования: лаконичность, логичность, отсутствие повторов и длиннот, предельно дружелюбный тон, четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел, средний темп речи, обычная громкость голоса.

а) выступление на производственном совещании;

б) общение педагога с учениками;

в) допрос свидетеля преступления;

г) деловой телефонный разговор.

 

11. Для информационной речи, как правило, нехарактерно качество:

а) содержательность;

б) лаконичность;

в) страстность;

г) логичность.

 

12. Фрагмент публичного выступления: «Перейдем к следующему качеству ума. Это свобода, абсолютная свобода мысли, свобода, доходящая прямо до абсурдных вещей, до того, чтобы сметь опровергнуть то, что установлено в науке как непреложное. Если я такой смелости, такой свободы не допущу, я нового никогда не увижу» (И.П. Павлов) – относится к жанру информирующей речи:

а) отчет;

б) научный доклад;

в) научное сообщение;

г) лекция.

 

13. К жанрам агитационной речи не относится:

а) рекламная речь;

б) проповедь;

в) парламентская речь;

г) судебная речь.

 

14. Особенностью эпидейктического красноречия не является:

а) краткость;

б) выразительность;

в) объективность;

г) благозвучие.

 

15. К эпидейктическому красноречию не относится:

а) юбилейная речь;

б) поминальная речь;

в) воодушевляющая речь;

г) рекламная речь.

Ключ

1. а 4. в 7. б 10. г 13. в

2. в 5. в 8. а 11. в 14. в

3. б 6. б 9. б, г 12. г 15. г

 

Темы рефератов и сообщений

1. Христианская риторика в Европе и в России.

2. Гомилетика – церковное красноречие.

3. Риторика в средневековых европейских университетах.

4. Академическое красноречие в российских университетах в XIX в.

5. Античное и современное представление о стилях.

 









Читайте также:

  1. E) Воспитание сознательного отношения, склонности к труду как основной жизненной потребности путем включения личности в активную трудовую деятельность.
  2. I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами.
  3. I. Понятие и система криминалистического исследования оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения.
  4. I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем
  5. I.1 Творчество как средство социализации и развития личности
  6. II.1 Досуг как средство творческой самореализации личности
  7. III. Презрение как заколдованный круг .
  8. III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
  9. MS Word. Как поменять начертание шрифта на полужирный?
  10. Non Role-Play (сокращение NonRP) - нереальная игра, действие, как данный персонаж не поступил бы в жизни. Нарушение RP режима.
  11. PAGE7. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  12. Role-Play(сокращение RP) - реальная игра, реальное поведение, как в жизни, игра по ролям.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 181;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная