Лекции.ИНФО


Журналистика Франции до и во время Великой революции



Не секрет, что само слово "журналистика" - французское. В переводе на русский оно означает "день", "ежедневник". Именно в деятельности французской прессы 18 века журналистика обрела современное лицо. Тогда же сложился и во многом сохранился неизменным до сих пор характер отношений периодических средств массовой информации и государства, общества.

В 16-17 вв. во Франции активно развивается капиталистическое производство. Открывались мануфактуры, производившие сукно, шелк, полотно. На шелковых мануфактурах в Лионе было занято 12 тысяч человек. Париж славился производством ковров, кружев, нарядной одежды, дорогой мебели, стеклянной посуды. Бурно развивался порт Марсель. Король облагал буржуазию высокими налогами. От них освобождались дворянство и духовенство, которые последовательно поддерживали королевскую власть. Важную роль в её укреплении сыграл Арман Жан дю Плесси (1585-1642гг.), кардинал де Ришелье. Он с 1624 г. являлся главой королевского совета, фактическим правителем Франции. Ришелье провел административную, финансовую, военную реформы, подавляя феодальные мятежи и народные восстания. Кардинал был главной опорой слабовольного и нерешительного Людовика ХШ,

Во второй половине 17-го века во Франции окончательно укрепилась неограниченная, абсолютная монархия. Наивысшего могущества королевская власть достигла при Людовике XIV, который говорил: "Государство - это я"". Придворные льстецы называли его "Король-солнце"

Средневековая французская "хроника", родившаяся в стенах монастырей, получила свое дальнейшее развитие. В конце 16-го столетия стали издаваться печатные "хронологии", повествовавшие о наиболее важных событиях каждого года. Некто Пальма де Кайе выпустил так

-75-


называемую "Девятилетнюю хронологию" (1589-1598гг.), а вслед за ней "Семилетнюю хронологию" (1598-1604гг.). Опыт таких "хронологий" послужил основой для создания ежегодника "Меркюр франсе" ("Французский вестник", 1611г.). Он считается первым печатным периодическим (раз в год) изданием в истории Франции. "Вестник" был основан Жаном Ришаром.

Первое упоминание слова "газета" во французском языке относится к 1600 году. Историк Марселлен Аллар выпустил в 1605 году "Газетт франсез" ("Французская газета"). Она использовалась для публикации исторических материалов, в которых без соблюдения строгой хронологии и последовательного порядка сообщалось о событиях, лично воспринятых Марселленом Адлером. Эта газета имела определенную дидактическую направленность. В это же время появляются "газеты в стихах". Особенно в большом ходу они были в период правления кардинала Мазарини, когда Людовик XIV был несовершеннолетним. Наибольшим спросом пользовались в период Фронды (1648-1652гг.), как называлось восстание против Мазарини французского дворянства. Регулярно печатались и альманахи.

Из числа официальных лиц наибольшее внимание французской прессе оказывал кардинал Ришилье. Именно он назначил на пост редактора ежегодника "Меркюр франсе" падре Жозефа. Современники называли его "серым просвященством". Негласно, конфиденциально Ришелье шефствовал над этим изданием, придав ему промонархический характер. Но "Меркюр франсе" не соответствовал масштабам политических преобразований, проводимых фактическим правителем Франции. Он стремился иметь в своих руках более эффективный печатный орган. И с 30 мая 1631г. появилась "Ля газетт".

Основал "Ля газетт" придворный историк и врач Теофраст Ренодо (1586-1653гг.), которого называют "отцом французской журналистики". Следует отметить, что в 1929 г. была учреждена в его честь литературная премия. Премия Ренодо. ныне вторая по престижности среди других национальных премий по литературе Франции, присуждаемых ежегодно. Сначала Теофраст Ренодо помогал падре Жозефу в работе над "Меркюр франсе". Талантливого журналиста заметил Ришелье. Он позволил ему оформить официальное разрешение на владение адресным бюро, которое давало монополию на сбор информации по всей территории Франции. Это произошло в 1630 году. А затем появилось и периодическое печатное издание.

"Ля газетт" являлась официальным печатным органом Королевства. Её отличали серьезность информации и компетентность суждений по всем вопросам, которые затрагивались в публикациях. Материалы "Ля газетт" неизменно начинались с иностранных новостей, которые занимали в ней преобладающее место, и заканчивались информацией королевского двора. Газета выходила раз в неделю на четырех страницах. Тираж первых лет не превышал 1200 экземпляров. "Ля Газетт" среди европейских газет

-76-


выделялась разнообразием тематики публикаций, качеством их редактирования. С 1762 г. она стала выходить как официальный орган французского королевства под новым названием "Газет де Франс". Начиная с 1 мая 1792 г. она печаталась ежедневно, и просуществовала до 1944 г.

Ежегодно выпускался том "Ля Газетт", содержавший все ее номера за 12 месяцев.

Вместе с печатными изданиями имели хождение и рукописные листки новостей. Их называли "нувелль" ("новость"), как в Англии "ньюс", а в Италии - "новелла". "Нувелль" — это новость, неотделимая от комментария, мнения о ней автора. Обычным содержанием "нувелль" были городские слухи, дворцовые сплетни, происшествия. Распространялись они в людных местах, часто "из-под полы". Главными центрами "нувеллизма" в Париже были Люксембургский сад, сад Тюильри, сад Пале-Ройяль. "Нувеллисты" как фактические добытчики новостей и их распространители конкурировали с "газетчиками" ("газетье") по крайней мере до 1789 г., полезно дополняя печатную журналистику. Рукописные "нувелль" со временем приобрели антимонархический, антифеодальный характер. На этой основе развивается и памфлетное творчество. Со временем оно получило большой размах. Коллекция памфлетов Национальной библиотеки Франции насчитывает 140 томов. Многие памфлеты были направлены против итальянца кардинала Мазарини.

В 1723г. был принят Французский цензурный кодекс. Ничто не могло быть опубликовано в стране без санкции цензуры. Категорически запрещалась печать, враждебная "религии, королю и государству". За преступления печати предусматривалась смертная казнь. С 1724г. государственная цензура, возложенная на канцлера и хранителя печати, осуществлялась целым корпусом профессиональных цензоров из 79 человек. В его составе были 10 специалистов по теологии, 10 - по юриспруденции, 35 — по литературе, 8 - по математическим наукам. В 1757г. была принята королевская декларация по усилению полномочий цензуры и ужесточении ответственности лиц, нарушивших требования цензоров. Вот почему к удовлетворению информационных нужд Франции постоянно подключалась Голландия. Там цензурная политика была более либеральной, а пресса имела оппозиционный властям Франции характер.

В январе 1665 г. стал выходить «Журналь де саван» («Журнал учёных»). Создал его французский учёный Дени де Салло. Это ежемесячное периодическое издание положило начало журнальной периодике. Основные материалы в «Журналь де саван» публиковались в форме рецензии. Они касались проблем математики, физики, химии, астрономии, философии. Печатались обзоры разных книг, информация о новинках художественной литературы. В 1672 году появляются журналы «Меркюр галан» («Галантный вестник»), имевший литературно - критическую направленность, «Журналь дю пале» («Журнал судебной палаты»), созданный парламентскими адвокатами Бондо и Гере для публикаций решений приговоров судов.

-77-


С 1777 года стала выходить первая во Франции ежедневная газета «Журналь де Пари» («Парижская газета»). Она печатала королевские указы, судебную хронику, сообщала новости литературы, искусства, науки, помещала стихи, модные анекдоты, афоризмы. Но внутриполитической проблематики почти не касалась, ограничиваясь публикацией официальной информации. Следует заметить, что газеты Франции всегда боролись за читателя. Некоторые из них публиковали литературные произведения с продолжением. Для этого использовался вкладной лист. Такие публикации назывались фельетонами (от французского - feuille - листок). Так, например, печатались произведения Александра Дюма.

Во Франции развивается и зреет политическая мысль. Монархический режим не устраивал многих людей. О необходимости демократических перемен говорили лучшие мыслители страны. В их числе Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755гг.). Он был противник абсолютизма. Свои идеи изложил в «Персидских письмах» (1721г.). В них много внимания уделял проблеме политической свободы. Наиболее глубоко изложил свои взгляды в брошюре «О духе законов» (1748г.). Автор отмечает. «Свобода есть право делать всё, что дозволенно законами». И ещё: «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором гражданин может не бояться другого гражданина». Монтескье считал, что должны быть чётко обозначены пределы вмешательства государственной власти в дела частного лица и сформулировал основную идею современной юриспруденции — необходимо строгое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Решительным противником абсолютизма был французский писатель и философ-просветитель Вольтер, настоящее имя которого Мари Франсуа Аруэ (16944778гг.). Большое влияние на общественное сознание оказали его "Философские письма", "Философский словарь", философские повести и поэма "Орлеанская девственница". Вольтер последовательно разоблачал религиозную нетерпимость и мракобесие. Отстаивал право граждан на личную свободу, в том числе и свободу слова.

Огромный интерес у французов вызвали сочинения писателя и философа Жан Жака Руссо (1712-1778гг.). В трактате "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762г.) он обосновал право народа на свержение абсолютизма. В работе "Рассуждения о происхождении и основании неравенства среди людей" (1755г.) Руссо указал, что причина социального неравенства - частная собственность. Руссо осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость.

Большим событием в жизни Франции стало издание "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел", составителями которого стали философ и писатель Дени Дидро (1713-1784гг.) и академик-математик Жан Даламбер (1717-1783гг.). Статьи для этого 35-томного издания, выходившего с 1751г. по 1780г., писали Вольтер, Гольбах, Руссо, виднейшие

-78-


ученые эпохи. Именно в этом издании был сформулирован лозунг, подхваченный в дальнейшем французской революцией: "свобода, равенство, братство". Многие идеи, неожиданные трактовки исходили от Дени Дидро. Он создал ряд ярких произведений, в том числе такие, как "Письмо о слепых в назидание зрячим" (1749г.), "Свобода", "Привилегии", 'Тиран", "Монахиня", "Племянник Рамо", "Жак-Фаталист и его хозяин".

Философы Вольер, Руссо и особенно Дидро в своих трудах постоянно обращались к проблеме свободы печати. Это соответствовало требованиям французской буржуазии. Речь шла о свободном информационном обмене. Только он мог обеспечить практическую реализацию гражданских прав третьим сословием. Особую актуальность проблема свободы печати приобрела после указа короля о созыве Генеральных штатов 5 июля 1788 года. Генеральные штаты созывались во Франции с 1302 по 1789 годы для получения от них согласия на сбор налогов. Они состояли из депутатов духовенства, дворянства и третьего сословия. Депутаты третьего сословия Генеральных штатов 1789 года объявили себя Национальным собранием.

4 мая 1789 года граф Мирабо начал выпускать газету под названием "Эта женеро" ("Генеральные штаты"). В ней аристократ резко критиковал королевское правительство. Направление газеты Мирабо определил так: "Конституция, родина, свобода, правда - вот наши боги". В одном из номеров Мирабо подверг резкой критике речь министра финансов Неккера. Сразу же после этого газета была запрещена. Произвол властей вызвал бурное негодование во французском обществе. А Мирабо нашел возможность обойти запрет. Он изменил название газеты. Его новый вариант — "Письма графа Мирабо к своим избирателям". Заметим, что Мирабо был избран от третьего сословия в Генеральные штаты. В первом номере этой газеты Мирабо писал: "Названный вашим представителем в Генеральные штаты, я должен вам давать отчет обо всем, что имеет отношение к общественным делам". Решение властей о запрете "Эта женеро" Мирабо считал незаконным. Оно нарушает священные права человека. "25 миллионов голосов требуют свободы печати", - утверждал Мирабо в своей статье.

Мирабо был сторонником конституционной монархии. И с 1790г. стал тайным агентом королевского двора.

14 июля 1789года восставшие парижане вышли на штурм Бастилии. Эта грозная крепость была построена в 1370-1382гг., а с 15 века стала государственной тюрьмой королевства. День штурма Бастилии считается впалом Великой французской революции. С 1880г. отмечается как национальный праздник Франции.

Политическим манифестом Великой французской революции явилась

"Декларация прав человека и гражданина", которая была принята 26 августа

1789 года Учредительным собранием. Она провозгласила неотъемлемыми

.правами человека свободу личности, слова, совести, равенство граждан

:':Оеред законом, право на сопротивление угнетению. "Декларация" объявила

неприкосновенной частную собственность.

-79-


Национальное собрание Франции, учрежденное депутатами третьего сословья Генеральных штатов , 4 августа 1789г. отменило крепостное право, а вместе с ним привилегии дворянства и духовенства.

Революция дала мощный импульс развитию журналистики во Франции. Вся история французской периодической печати за 1631-1788 годы насчитывала 350 наименований различных изданий. Но эту цифру превысило количество одних парижских газет, вышедших только за вторую половину 1789 года. Тогда как перед началом революции их в Париже издавалось всего 27. А за последнее десятилетие 18-го века всего во Франции появилось 1500 новых печатных периодических изданий. Было покончено с безраздельным королевским самовластием в сфере печатного слова. Возникла принципиально новая, демократическая пресса. Она приобрела политический характер, взяла на себя функцию контроля за властью. Газеты впервые выступили как важнейшее средство массовой коммуникации. Они стали выразителями и создателями общественного мнения.

В июльские дни 1789г. начала выходить газета "Парижские революции". Ее издателем был Прюдом, фактическим редактором - Элизе Лустало. Еженедельник имел эпиграф: "Великие кажутся нам великими лишь потому, что мы стоим на коленях. Поднимемся!" Эта газета первой заговорила о санкюлотах, как аристократы называли представителей городской бедноты, носивших длинные штаны, а не короткие, в отличие от дворян. Санкюлоты были настоящими революционерами, считавшими служение революции своим обычным делом. Газета следила за работой Национального собрания. Отчетам с его заседаний отводилось 6-8 страниц. А еженедельный обзор общего положения страны, включая парижские события, составлял обычно 14-20 страниц. Печатались сообщения о состоянии революционного движения в провинции. Публиковались статьи по экономическим и юридическим вопросам. Регулярно сообщалось о театральной жизни, новинках литературы, творчестве художников, музыкантов. Почти в каждом номере печатались гравюры. Например, первый номер был украшен десятью заставками, аллегорически изображавшими начало революции. Среди них взятие Бастилии, клятва в зале для игры в мяч, эмблема деспотизма и другие. Обычный номер имел от 40 до 64 полос или страниц. Формат ин-октаво (восьмая часть большого газетного листа). Верстка была сплошной, или "слепой". По внешнему виду - скорей брошюра, чем газета.

После Элизе Лустало основным редактором газеты "Парижские революции" стал Сильвен Марешаль - автор памфлетов преимущественно на атеистические темы.

Крупнейшим деятелем революционной прессы Франции был Жак Пьер Бриссо (1754-1793гг.). Он являлся лидером жирондистов — политической группировки, представлявшей торгово-промышленную и земледельческую буржуазию. Название ей дано по департаменту Жиронда, откуда родом были многие деятель группировки. После свержения

-80-


монархии, которое произошло 10 августа 1792г., жирондисты противодействовали дальнейшему разчитию революции Ьриссо явчя!кя одним из первых глашатаев свободы печати в -лране. С мая 1789 по май 1793 годов он издавал газету "Патриот франсе" ("Французский патриот") Эпиграфом к ней Бриссо взял высказывание английского публициста Джебба: "Свободная газета - это часовом, бессменно стоящий на страже народных интересов". Газета последовательно выступала против абсолютизма, за ликвидацию феодализма и всех сословных привилегий, разоблачала церковников Это была типично полн гическая газе га

Антиподами жирондистов были якобинцы. Так называли членов политической группы, которые в Париже имели свой клуб, размешавшийся в монастыре, принадлежавшем в прошлом доминиканцам. В июле 1791 года из якобинского клуба вышли сторонники конституционной монархии (фельяны), в октябре 1792года жирондисты. Руководителями к г'см гали буржуазные революционные демократы. Они стояли за союз с крестьянством и плебейством. Признанными вождями якобинцев были М.Робеспьер, Ж.П.Марат. Ж.Дантон, Л А Сен-Жюст. Развитие событий привело к тому, что в 1793-1794гг. установи) <1сь якобинская диктатура.

Одной из ведущих газет якобинцев была "Ами дю пегшь" (''Друг народа"). Создал её Жан Поль Марат. Это произошло 9 сентября 1789г Первоначально газета называлась ''Парижский публицист" Имела подзаголовок. "Политическая, свободная, беси (ртийная газета, vn даваемая обществом патриотов и редактируемая Марагом". Эпиграфом газеты был^ слова: "Посвятить жизнь истине" С 6 номера газета стала называя ься "Ами дю пёпль". С 29 номера она сгала выходить только от имени Марат. Это была ежедневная газета. Делалась исключительно руками Марата Торжествовал персональный журнализм.

18 сентября 1789г. Марат напечатал ''Обращение к народу"1 В нем говорилось: "Французы, вы не имеете больше тиранов, но вы еще испытываете последствия тирании. Вы не имеете больше господ, но вы еще ощущаете следы угнетения... Если мы желаем сохранить нлцехду на будущее, откажемся тогда от рокового спокойствия нашего, обратим внимание на пропасть, что простирается у наших ног, измерим глубину ее и попытаемся заполнить эту пустоту раньте, чем она нас поглотит

"Устами Марата говорило четвертое сословие", - отмечает .••дин г'з исследователей французской журналистики М.Вовель. Марат называл себя защитником народа в революции. Он считал, что должен постоянно напоминать законодателю о проблемах, которые ждут правового урегулирования и одновременно "срывать маски с мошенников, изменников, раскрывать западни, бить в набат при приближении опасности". "Истинч и справедливость — вот единственное, чему я поклонюсь на земле", писал Марат в одном из номеров своей газеты. И еще одно его заявление "Я различаю людей исключительно по их личным качествам .. Я всегда презирал кумиров удачи и не стану hhkoi да льстить идолам власти

-81-


26 июля 1790г. Марат опубликовал памфлет "С нами покончено!" В нем разоблачал преступную апатию муниципального совета по отношению к первоочередным экономическим и социальным проблемам, предостерегал от угрозы контрреволюции, обосновывал необходимость вооруженного восстания, если силы реакции начнут активизироваться.

Даже в лагере единомышленников этот памфлет вызвал разногласия. Известный революционный публицист Камиль Демулен писал: "Г-н Марат, вы сочиняете красивые истории. Пять или шесть сотен отрубленных голов? Вы - драматург среди журналистов... Вы кончаете со всеми лицами, принимающими участие в пьесе, за исключением только одного суфлера. Вы совершенно забыли, что непомерно преувеличенный трагизм оставляет нас холодными.., вы отрываетесь от своих друзей и заставляете их рвать с вами".

Но Марат стоял на своем. Он боролся за "благо народа". Крайним, но необходимым средством борьбы с произволом и деспотизмом власти считал "всеобщее восстание и народные расправы". Простыми людьми эти призывы воспринимались с пониманием. Представители власти относились к ним с раздражением. "Я знаю, что за мою голову негодяи, стоящие у кормила правления, - писал Марат, - дают определенную цену. Пятьсот шпионов разыскивают меня и днем и ночью. Ну что ж! Если они меня найдут и если они меня захватят, они меня растерзают, и я умру как мученик свободы. Сказать, что отечество погибло, а Друг народа хранил трусливое молчание тогда будет невозможно..."

Марат тяжело болел. Физические мучения облегчали теплые ванны. Марат вынужден был постоянно принимать такие процедуры. Ложился в ванну, клал на ее края доску, на которой стояла чернильница и лежала бумага. Писал Марат по 16-18 часов в сутки. 13 июля 1793 года Марат был убит. Преступление совершила двадцатипятилетняя французская дворянка Шарлотта Корде, попавшая под влияние жирондистов. Проникнув в дом к Марату, она заколола хозяина в ванне кинжалом. По приговору революционной юстиции Шарлотта была казнена.

Активно поддерживала якобинцев газета "Революсьон де Франс э де Барабан" ("Революции Франции и Барабанта"), которую создал Камиль Демулен (1769-1794гг.). Он прошел журналистскую школу в газетах графа Мирабо, публицистика которого отличалась строгой логикой - "сжатой, сильной, подчас софистической с оттенком откровенности, всегда уверенной в себе и схватывающей везде главные аргументы и полезные доказательства"3. Этому и учился Демулен. В своей газете он писал: "Сегодня журналисты — общественная власть. Они разоблачают, декретируют, управляют удивительнейшим образом, оправдывая или осуждая. Каждый день они поднимаются на трибуну.., они среди тех, чей голос слышат 83 департамента. За два су можно слушать этого оратора.

3 Лансон Г. История французской литературы. Современная эпоха. М., 1909, с. 15

-82-


Газеты каждое утро сыпятся как манна небесная и ... подобно солнцу, ежедневно выходят освещать горизонт."

Большую известность Демулену создали памфлеты "Свободная Франция" и "Речь фонаря". В них рисовался образ идеальной республики, где торжествует всеобщее равенство граждан.

Своих главных врагов Демулен видел не только в роялистах, но и в жирондистах, которых клеймил как "заговорщиков", "инструмент интриги и продажности". "Это я их убил!" - воскликнул Демулен, когда вожди жирондистской партии попали в июне 1793г. на гильотину.

В дальнейшем Демулен разочаровался в якобинцах. Против них направил вторую свою газету "Вьё корделье" ("Старый кордельер"). Демулен стремился противостоять дальнейшему развитию и углублению революции, противостоять Робеспьеру. Газета была закрыта. Демулена казнили по приговору революционного трибунала 5 апреля 1794г.

Первая в истории Франции конституция была принята 3 сентября 1791 года. Согласно ей страна стала называться конституционной монархией. 10 августа 1792 года революция свергла королевскую династию Бурбонов. Избранный тогда же Конвент, ставший законодательной и исполнительной властью одновременно, объявил Францию 22 сентября 1792г. республикой. Господство в Конвенте жирондистов в августе 1792 - мае 1793 годов сменилось якобинской диктатурой, которая пала 27 июля 1794 г. (9 термидора).

Спрос на газеты постоянно возрастал. Многие из них предпочитали использовать в своих названиях слово "ами" ("друг"). Наряду с "Ами дю пёпль" ("Друг народа") Марата выходили "Ами де ла жюстис" ("Друг справедливости"), "Ами де ла верите" ("Друг правды"), "ами де пренсип" ("Друг принципов"), "Ами де ситуайен оннэт" ("Друг честных граждан") и Другие. Одной из самых революционных газет была "Пер Дюшен". Редактировал ее Жак Эбер (1757-1794гг.), левый якобинец. С декабря 1792г. он был заместителем прокурора Парижской Коммуны. Получал информацию, которая отражалась на страницах "Пер Дюшена". Например, о личной жизни королевы. Газета резко выступала против жирондистов, рЪландистов, бриссотинцев и других. В мае 1793г. следственная комиссия Конвента даже арестовала Эбера за эти публикации. Освободить его из тюрьмы удалось благодаря заступничеству Парижской Коммуны. 28 мая он был выпущен на свободу. Газета "Пер Дюшен" связывала политические и Экономические проблемы с оценкой состояния национальной обороны играны. Она отмечала, что у торговцев нет отечества, ибо они поддерживают Революцию до тех пор, пока она им выгодна. Большое значение имели %бликации "Пер Дюшен" о рациональном использовании запасов фодовольствия. В марте 1794 года Эбер выступил с единомышленниками против правительства якобинской диктатуры. За это был осужден | Революционным трибуналом и казнен.

В начале революционных событий королевский двор спокойно *: воспринимал тенденцию свободного информационного оборота. Его

-83-


печатный орган "Газетг де Франс" сохранял холодную невозмутимость по отношению к происходящим в стране событиям. "Газетт де Франс" ни словом не обмолвилась о падении Бастилии. Она ограничивалась публикацией правительственных актов, других официальных материалов. Но в дальнейшем роялистам пришлось пересмотреть свою позицию. Для борьбы с революцией стали создаваться одна газета за другой. Один из журналистов-монархистов Пелетье говорил: "Смех, вышучивание - вот единственное оружие, к которому мы должны прибегать в навязанной нам борьбе". Карикатурное изображение революции, непристойная язвительность по отношению к наиболее заметным депутатам Национального собрания, сплетни о частной жизни революционных деятелей, высмеивание постановлений политических клубов, эпиграммы, далеко не аристократическая ругань по поводу распущенности городской бедноты — все это было весьма типично для издания "Газета двора и города", более известной под названием "Маленький Готье". Ей вторила газета "Акт дезапотер" ("Деяния апостолов"). Такой же позиции придерживалась "Ами дю руа" ("Друг короля"). Один из активных сотрудников "Деяний апостолов" Сюлло открыто хвастался связями с Кобленцем - городом в Германии, где формировалась контрреволюционная армия принца Конде. "Деяния апостолов" постоянно читала королевская семья.

Оценивая клеветнические приемы контрреволюционной печати, Максимилъен Робеспьер в одной из своих речей, произнесенных перед членами Конвента, сказал: "Именно она (эта клевета — B.IL) послужила причиной многих несчастных событий... Именно она возвела барьер между нашей революцией и другими народами Европы, показывая им постоянно французскую нацию как шайку людоедов... Интриганы хорошо знали, что толпа невежд склонна связывать с политическими принципами тех, кто их защищает. Они особенно старались очернить наиболее ревностных защитников народного дела".

Контрреволюционные газеты были более многочисленными, чем патриотические, находились в несравненно лучшем финансовом положении. Количество их неизменно росло до самого падения монархии. Если в июле 1789г. таких газет было всего три, то в конце того же года их насчитывалось 24, через год стало 40, в 1791г. прибавилось еще 16. Свержение монархии 10 августа 1792г. привело к исчезновению роялистской печати. 11 августа 1792г. не вышли в свет многие монархические издания, 12 августа Парижская Коммуна (орган городского самоуправления) назначил трех комиссаров по ликвидации контрреволюционных газет. Имущество враждебных революции типографий было конфисковано и передано демократическим изданиям. 4 декабря 1792 года Конвент принял декрет, запрещающий издание контрреволюционных газет.

Среди периодических изданий, занимавших революционные или контрреволюционные позиции, были и такие, которые относили себя к числу нейтральных. Они ограничивались решением чисто информационных задач. Публиковали новости как из Франции, так и из-за ее рубежей. Именно такую

-84-


1%

информационную политику проводили газеты "Монитер" ("Наставник"), "Журналь де деба" ("Газета дебатов"); "Газетт насьональ" ("Национальная газета "), "Газетт де Франс". Их отличали полнота, точность и оперативность новостных сообщений.

Именно в годы Великой французской революции получил развитие жанр репортажа. Он предназначен для сообщений о событиях, очевидцем или участником которых является журналист. Репортаж (от французского — репортаге, которое рождено английским словом репорт - сообщать) позволял привносить наглядность в характеристику конкретных фактов, давал "картинку" явления, ставшего объектом внимания периодического издания.

27-28 июля 1794г. (9 термидора) с якобинской диктатурой было покончено. Заговор против правительства возглавили Ж.Фуше, ЖЛ.Талъен, ПБаррас. Термидорианский переворот ликвидировал демократические социальные завоевания якобинцев, покончил с революционной журналистикой. Наступивший после крушения якобинской диктатуры период Директории (1795-1799гг.) характеризовался снижением политического значения периодической печати. Уже 27 сентября 1794г. роялист Рише де Серизи начал публиковать "периодический памфлет" в "Аккюзатер пюблик" ("Общественный обвинитель"). Вслед за ним появляются другие печатные периодические издания, предназначенные для более или менее завуалированной агитации в пользу восстановления монархии. Хотя выходили и антимонархические газеты. Например, "Курье репюбликен", "Бюллетен репюбликен". Но они не имели ничего общего с революционностью якобинской печати.

22 августа 1795г. в период Директории была принята третья по счету с начала революции конституция. Но свободу слова она не обеспечивала. Все периодические издания были поставлены под прямой контроль полиции. Единственной полемической газетой в период Директории была "Ами де луа" ("Друг закона"). Она старалась придерживаться центристской позиции по отношению к непримиримой якобинской и роялистской тенденциям.

Через пять недель после термидорианского переворота стала выходить "Газета свободы печати". Основал ее Грах Бабёф, настоящее имя которого Франсуа Ноэль (1760-1797гг.), французский коммунист-утопист. С 23-го номера газета стала называться "Трибун народа, или Защитник прав народа". Первые номера этого периодического издания были направлены против якобинского клуба, "робеспьерского охвостья". Но в дальнейшем Бабёф от этой критики отказался. Он пришел к выводу, что падение Робеспьера послужило только укреплению власти буржуазии, ухудшению положения трудящихся масс. Бабёф писал: ".. .я очень зол на себя за то, что когда-то черни революционное правительство, Робеспьера, Сен-Жюста и других. Я считаю, что эти люди сами по себе стоили больше, чем все остальные революционеры вместе взятые и что их диктаторское правление было дьявольски хорошо задумано...робеспьеризм — это демократия, и эти два слова совершенно тождественны, стало быть, восстанавливая робеспьеризм, вы уверены в том, что восстанавливаете демократию".


-85-

 


В 35-м номере своей газеты Бабёф напечатал "Манифест плебеев", обосновав в нем теоретическую программу переустройства общества в интересах трудящихся масс. Решительно критиковал частную собственность, открыто излагал свою коммунистическую доктрину. О том, как могут быть решены практические задачи борьбы за власть, Бабёф пишет в статье "Заговор во имя равенства". Основная мысль сводится к тому, что народным массам свойственна определенная инерция, революционеры должны уметь преодолевать её. Наиболее энергичные и инициативные среди них вправе создавать свои объединения. Заговор наиболее эффективное средство для преодоления апатии народных масс.

"Я совершенно открыто занимаю боевые позиции, - писал Бабёф в одном из последних номеров "Трибун народа". — Отныне мы можем и хотим победить не путем неожиданного удара, а способом более достойным народа. Я говорю об открытом выступлении с оружием в руках".

31 марта 1796г. по инициативе Бабёфа была создана "Тайная директория общественного спасения". Была создана Парижская организация "равных", разделенная на 12 округов, во главе каждого стоял тайный агент. Цель организации "равных" состояла в том, чтобы подготовить широкое народное выступление. Руководила этой организацией 'Тайная директория". Она просуществовала лишь 40 дней. Полиции удалось напасть на след организации "равных". Бабёф был арестован и казнен.

9 ноября 1799г. (18 брюмера) во Франции произошел очередной государственный переворот. Страной стали управлять три консула, избранные на 10 лет. Одним из них был Наполеон Бонапарт. Период Консульства продолжался до 1804г., когда Наполеон Бонапарт был провозглашен императором (18 мая). В январе 1800г. был опубликован "консульский указ о газетах". Согласно ему подлежали закрытию все печатные периодические издания, которые допускали публикацию материалов, "противных уважению общественного договора, народного суверенитета и славе французского оружия", критиковали державы, состоящие в дружественных отношениях с Францией. В начале 1800г. по требованию Первого консула были запрещены все газеты политического характера, которых в общей сложности было 13. Зато были разрешены газеты, занимавшиеся исключительно литературой, искусствами, наукой, торговлей, рекламными объявлениями.

Наполеон Бонапарт понимал силу печатного слова. Он использовал газеты в Италии, Египте, где появлялся с войсками. Разумеется, для оправдания своих действий. А на территории Франции свободу печати последовательно ограничивал. Наполеон, которого называли "Робеспьером на коне", делает, например, такое заявление: "Заглавие "Журналь де деба" (Эта газета возникла в разгар революции) неприлично, оно напоминает революцию. Было бы лучше назвать её "Журналь де л'Ампир" ("Газета Империи") или как-нибудь в этом роде". Так и было сделано. "Журналь де л'Ампир" стала одним из основных рупоров Бонапарта.

-86-


При Наполеоне было не только воспрещено писать о революции, но даже и упоминать о ней или о деятелях того времени. Никакого Робеспьера не было, Марата не было ... даже Мирабо не было на свете ... Наполеон был убежден, что для управления печатью "нужны хлыст и шпоры".

Официальной газетой Франции при Наполеоне была "Монитер", основанная в 1789 году. Ей было даровано право на публикацию политических новостей. Император видел в этой газете "эхо" своего голоса. Он участвовал в ее редактировании, осуществлял над ней личную цензуру. В 1811г. в Париже, кроме "Монитер", выходили еще три ежедневные газеты ("Журналь де Пари", "Газетг де Франс", "Журналь де л'Ампир"). Им рекомендовалось ограничиваться перепечатками из "Монитера", когда требовалось коснуться политической проблематики.

3 августа 1810г. Наполеон издал декрет, которым разрешал издавать в каждом департаменте (кроме департамента Сена) лишь одну газету и ставил 5ту газету во власть местного префекта, который назначал её главного редактора. Надзор за газетами осуществлял министр полиции Фуше. Декретом от 5 февраля 1810 г. Наполеон ввел должность особого "главного директора" по делам печати, непосредственно подчиненного министру Полиции. О каждой поступившей для печатания принципиально важной рукописи редактор должен был сообщать властям. Они имели право запретить печатание неугодного текста либо прервать его. Свобода печати ётала носить во Франции символический характер.









Читайте также:

  1. C1 (повышенный уровень, время – 30 мин)
  2. I. Начало Революции 1917 года.
  3. II. Превращение Сталиным коммунистической революции в административную
  4. III. Богослужение Великой ц. в послеиконоборческий период.
  5. Past Perfect - прошедшее совершенное время
  6. Present Continuous - настоящее длительное время
  7. The Present Simple Tense (настоящее простое время)
  8. V). Фотосъёмки, произведённые 21 декабря 1944 во время полета 15SG/994 для оценки причинённого бомбардировкой ущерба.
  9. V. Bыпишите из 1-ro aбзацa npeдложение с глаголомв пассивной форме, назовите время глагола. Предложение переведите.
  10. VI. ВСЕРОССИЙСКИЙ ПАТРИАРХ ТИХОН И ЕГО ВРЕМЯ
  11. VI. Выпишите из 2-го абзаца предложения с глаголом в пассивной форме, назовите время глагола. Предложения переведите.
  12. VIII. Выпишитеиз 4-roабзацапредложениесместоименнымглаголом. Переведите его. Укажите время, в котором стоит глагол. Напишите его инфинитив.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 454;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная