Лекции.ИНФО


Печать и публицистика в условиях государственно-монополистического капитализма США (конец XIX - начало XX вв.)



Когда началась Первая мировая война, Соединенные Штаты Америки декларировали политику нейтралитета. 240 ежедневных газет США в 1914 году занимали нейтральную позицию по отношению к воюющим сторонам и только 20 выражали прогерманскую информационную политику. Курса изоляционизма придерживались "Вашингтон пост", "Чикаго трибюн", "Лос-Анджелес тайме", "Сан-Франциско кроникл", прогерманские симпатии выражала херстовская

-245-


"Нью-Йорк джорнел". Но в апреле 1917 года США вступили в мировую войну на стороне Антанты. В стране развернулась антигерманская пропагандистская деятельность. Американское правительство пошло на введение прямой официальной цензуры - явление новое для журналистики США.

Уже накануне Первой мировой воины в США стали складываться крупные газетно-издательские объединения. В 1910 году действовало 13 газетных "цепей", контролировавших 62 ежедневных газеты. Процесс монополизации печати захватил как индустриальный Нью-Гэмпшир, так и сельскохозяйственный Арканзас, как развивающийся Техас, так и малонаселенную Монтану, как интенсивно заселяемую Калифорнию, так и непривлекательную для поселенцев Неваду - самый редконаселенный штат после Аляски.

Наибольшее количество газет было скуплено группой Скриппса-Говарда, владевшей тогда 26 ежедневными и 10 воскресными газетными изданиями, совокупный тираж которых составлял около 2 млн. экземпляров. Скриппс и Говард, когда-то уличные продавцы газет, стали крупными воротилами издательского бизнеса.

Важную роль играл и газетно-издательский трест У.Р.Херста. Он занимал второе место по количеству ежедневных газет. Крупный газетно-издательский трест принадлежал кузенам Маккормикам-Паттерсонам. В него входили "Нью-Йорк дейли ньюс" и "Чикаго трибюн". Крупнейшим газетным трестам принадлежали и многие из наиболее распространенных американских журналов. В конце XIX -начале XX вв. сложились богатейшие издательские династии. Они играли заметную роль в политической жизни США. Из 38 семей и лиц с собственным капиталом не менее 50 млн. долларов, которых называли "творцами президентов", со стороны республиканской партии, 8 (21%) принадлежали к издательским кругам. Наряду с Рокфеллерами, Олдричами, Дюпонами, Морганами в этом списке числились Херст, Скриппс и Говард, Уитни, Филд, Маккормик, Чендлер. От демократическом партии большое влияние имели издатели Мейеры-Грэхемы, Д.Шифф, Дж.Кокс, то есть трое из 35 (8,6%).

В начале XX века стали образовываться конгломераты. Это такие
концерны, в которых информационно-пропагандистский бизнес является
придатком к другим видам промышленно-предпринимательской
деятельности. При создании конгломератов относительная
самостоятельность информационно-пропагандистского бизнеса
уменьшается. Он ставится в прямую зависимость от финансового капитала
и крупных промышленных монополий. Например, владелец "Нью-Йорк
тайме" Сульцбергер и его семья сочли нужным скупить предприятия,
производящие бумагу и типографскую краску. Сульцбергеры обзавелись
участками леса, использование которого позволяло обеспечивать
бумагоделательное производство исходным сырьем. Этому концерну
принадлежали небольшие газеты. Был создан собственный аппарат сбора
новостной информации. Это был вариант горизонтальных связей. Когда же

-246-


одна монополия подчинялась другой проявляла себя вертикальная зависимость.

Широкое распространение в США получили пресс-синдикаты. Они снабжали редакции газет, журналов статьями по различным проблемам, развлекательными текстами, комментариями на политические темы, комиксами, материалами, рассчитанными на молодежь, женщин, ветеранов, поставляли карикатуры и т.д. Наиболее крупным пресс-синдикатом являлся херстовский "Кинг фичерз". Он поддерживал контакты с тремя тысячами газет, передавал свою продукцию и зарубежным периодическим изданиям, взаимодействуя более, чем со 100 странами. Значительным влиянием пользовался пресс-синдикат Скриппса-Говарда "Ньюс пейперз энтерпрйз ассошиэйшн", а также "Юнайтед фичерз". Популярен был "Чикаго-трибюн -Нью-Йорк ныос синдикат".

Пресс-синдикаты объединялись, сливались, были подвижными. Чем большей популярностью пользовались статьи, обзоры, комментарии, комиксы отдельных из них, тем выше была цена такой продукции. Владелец крупной газеты имел право получить монопольное право на публикацию тех или иных материалов пресс-синдикатов на определенной территории. Крупные газеты имели возможность заплатить за услуги пресс-синдикатов по максимально высоким ставкам. Это давало им возможность дискриминировать соперничающие издания. Такой политики придерживался, например, владелец "Лос-Анджелес тайме" Н.Чендлер. Он считал, что маленькие газеты, рассеянные по Южной Калифорнии, не должны получать "фичерз" и комиксы пресс-синдикатов, которые сотрудничали с "Лос-Анджелес тайме". Это обеспечивало газете высокую оригинальность публикаций.

Для читателей, желающих получить "квалифицированный" комментарий к политическим событиям, региональные газеты абонировали циркуляционный обзор из Вашингтона или Нью-Йорка. Этот опыт прижился, распространен и в настоящее время. Так, 600 газет публикуют комментарии Дрю Пирсона, 350 газет — статьи Дэвида Лоуренса, 300 газет подписываются на комментарии Уолтера Липпмана, 200 газет абонируют комментарии Джозефа Олсопа, 43 газеты -комментарии Джеймса Рестона. Каждая редакция выбирает комментаторов под свою читательскую аудиторию. В городах восточного и западного побережий, где сосредоточены университеты, предпочитают комментаторов, которые пишут объективно и глубоко, на аналитическом уровне. Этому удовлетворяют тексты Липпмана и Рестона. Пирсон пишет для тех, кто мозгами шевелить не любит. А в целом "собственное" мнение массовая американская печать получает из столиц страны. Оно носит унифицированный характер.

Глубоко изменило практику американского журнализма появление телефона в 1880-х годах, его распространение в последующие годы. Развивается пресс-стенографирование, переданные по телефону материалы готовятся к печати специализированными кабинетными редакторами.

-247-


С начала XX века в США стал возрастать интерес общественности к вопросам журналистской этики. В 1923 году Американское общество редакторов газет приняло "Каноны журналистики". В преамбуле к ним сказано: "Важнейшая функция газет - сообщать человечеству о том, что чюди делают, чувствуют и думают. Поэтому те, кто посвятил себя журналистике, должны обладать высоким интеллектом, максимально широкими познаниями и опытом, равно как природными и развитыми наблюдательностью и сообразительностью". Журналист в одном лице совмещает хроникера, учителя, интерпретатора.

Первый раздел "Канонов" посвящен разъяснению ответственности журналиста. Она определяется интересом читателей к газете, направлена на обеспечение благополучия общества.

Второй раздел касается отношения к свободе печати. Она означает свободу обсуждать все то, что не запрещено законом, включая содержание всякого закона, ограничивающего права граждан.

Третий раздел - независимость. Сформулирован он так: "Газета свободна от всех обязательств, за исключением обязательств перед обществом. Общественный интерес представляет для нее первостепенную важность". Раздел декларативный. Мечта несбыточная. Американское общество редакторов газет прекрасно отдавало себе в этом отчет.

Четвертый раздел: искренность, правдивость, точность.Он посвящен объяснению того, что основа журналистики - честность в общении с читателем. Реальность такой установки была невысокая.

Пятый раздел: беспристрастность. В разъяснении к нему сказано: "В существующей газетной практике принято проводить резкую грань между соотношением новостей и выражением мнений. Хроникальные сообщения не должны содержать мнений или отличаться какой-либо тенденциозностью. Это правило не распространяется на так называемые специальные статьи, сам характер которых и подпись под ними обеспечивают автору право на собственные выводы и интерпретацию фактов".

Шестой раздел: добросовестность. Расшифровка указывает на то, что газета не должна вмешиваться в личную жизнь граждан, если это вмешательство не мотивированно законным правом общества на получение важных сведений, право на опровержение упоминается здесь же.

Наконец, последний, седьмой раздел, посвящен благопристойности. Газета, обличая порок, не должна его живописать, раскрывать детали и подробности, изложение которых противоречит моральному идеалу.

В 1929 году был разработан "Кодекс этики" для
радиожурналистов. Идею его создания подала Национальная ассоциация
владельцев радиовещательных станций. В дальнейшем он будет дополнен
"Кодексом радио", "Кодексом телевидения".

-248-


В США получили разработку три теории масс-медиа в демократическом обществе.

• Первая основывается на том, что основная задача прессы связана с зашитой демократических прав и свобод. "СМИ - это сторожевой пес демократии", - утверждают сторонники этой теории. Они рассматривают журналистов как представителей народа, охраняющих интересы простых граждан. Пресса обязана контролировать действия политиков, добывать информацию, которую они скрывают.

• Вторая сводит роль СМИ к созданию необходимого политического климата, соответствующего истории и традициям страны. Это позволяет эффективно влиять на общественное мнение. Пресса создает представление по сути самых разных вопросов, имеющих актуальное значение.

• Третья нацеливает СМИ на поиск наиболее актуальных проблем, которые должны быть поставлены в повестку дня. Пресса должна показывать своей аудитории вопросы, имеющие наиболее важное значение. Верховные институты власти призваны использовать эту информацию в своей практической деятельности, которая должна постоянно совершенствоваться, в том числе и под воздействием СМИ.

В 1930-е годы создаются ведущие организации американской журналистики: Американская газетная гильдия (1933г.), Ассоциация американских газетных издателей (1937г.), Американское общество газетных издателей (1938г.), Американское общество газетных редакторов (1934г.).

Одной из новинок в мире печатной периодики стали журналы новостей. Такое издание аккумулирует информацию за определенный срок, скажем, за неделю, оценивает ее в совокупном значении, выделяет главные события, дает итоговые оценки. Пример показал еженедельник "Тайм" ("Время"), первый номер которого вышел в Нью-Йорке 3 марта 1923 года. Создали его недавние выпускники колледжа Генри Люс и Бритон Хадден. Приступая к выпуску журнала, издатели объявили, что стремятся к "удовлетворению потребности людей в информации, основываясь на методе полной организации" материала, стремлении "вложить его в сознание людей". Система "организации" материала, внедренная Люсом и Хадденом, строилась на классификации новостей по тематике и актуальности. Содержание журнала разбивалось на постоянные тематические рубрики. Исключался разрыв между репортажем и комментарием. Издатели исходили из того, что с первыми фразами той или иной заметки читатель должен впитывать и незаметно вложенное в текст мнение редактора. Каждая фраза, каждый эпитет, каждое слово о том или ином явлении должны служить одновременно и характеристикой этого явления. Отсюда максимальная смысловая емкость словаря журнала при его предельном лаконизме. Языковой строй публикаций усиливается

-249-


специальным подбором подзаголовков к разделам и подписей к фотографиям с лаконичным "подстрочником", также выражающим мнение редактора. В журнале не остается места для точек зрения отдельных сотрудников. Подписи авторов отсутствуют. Утверждается технология группового журнализма, когда сообщения о новостях-комментариях создаются по одному стилистическому, творческому и политическому образцу. Журнал не скупился, на оплату труда сотрудников, ибо щедрые оклады компенсируют анонимность текстов.

Вначале читатели журнала жаловались на "необъективность". Но "интересность" текстов затмила эту претензию. В сжатых формулировках комментариев журнала "Тайм" всегда присутствовали и юмор, и ехидство. Именно в этом журнале появлялись фразы: "Уинстон Черчиль в целом англичанин, наполовину американец...", "Гарри Трумэн был настолько же уязвим, насколько уязвима жаба на фабрике гвоздей".

В ряду выдающихся журналистских начинаний Люса, т.к. Хадцен умер в 1929 году, было создание в 1930 году ежемесячного журнала "Форчун" ("Судьба"). Ведущей темой издания был бизнес. Затем стало уделяться большое внимание деятельности правительства, анализу общественной жизни.

В 1938 году Г.Люс купил за 25 тысяч долларов журнал "Лайф", основанный еще в 1883 году, и превратил его в иллюстрированный журнал смешанного содержания ("мисэлэни"). Основное содержание "Лайфа" составляли иллюстрированные новости.

По образцу "Тайма" в Америке были созданы другие журналы новостей: "Ньюсуик" ("Новости недели", 1933 год), "Юнайтед Стейтс ньюс" ("Новости Соединенных Штатов", 1933год), с которым в 1947 году слился другой журнал - "Уорлд рипорт" ("Мировой отчет"). Образовавшийся таким образом "Юнайтед Стейтс ньюс энд Уорлд рипорт" особенно широко и подробно освещал национальные дела. Для него были характерны большие статьи по экономическим и политическим вопросам, репортажи о бизнесе. Новаторским шагом явилось также создание в 1922 году Де Витгом Уоллесом журнала "Ридерс дайджест"("0бозрение читателя"). Его инициатор был и издателем, и редактором, а вместе со своей женой и собственником журнала, специализировавшегося на перепечатке уже опубликованных сочинений и материалов.

Пробные радиостанции появились в США перед мировой войной начала XX века. Первая американская экспериментальная радиостанция была создана в 1916 году. Регулярные радиопередачи средневолнового радиовещания начались в конце 1920 года. В 1926-1928 гг. возникли сети Си-би-эс ("Колумбийская вещательная система") и Эн-би-си ("Национальная вещательная компания"). В десятилетие 1926-1935 гг. каждая американская семья имела один радиоприемник.

В 1929-1932 гг. экономику США поразила "великая депрессия". Производство в основных отраслях американской промышленности сократилось наполовину. Были закрыты многие газеты. Резко обострилась

-250-


классовая борьба. Поэтому широкое развитие получила коммунистическая и рабочая печать. Еще в 1924 году стала выходить "Дейли уоркер"("Ежедневный рабочий") - первая коммунистическая газета. С начала 1935 года к "Дейли уоркер" присоединилась "Санди уоркер".

В условиях Второй мировой войны экономическое развитие США обрело некоторую устойчивость благодаря внедрению государственного регулирующего механизма в хозяйственную жизнь в сочетании с реформаторской деятельностью. Активизировалась и роль печати. В июне 1942 года был создан Комитет военной информации. В январе 1943 года в Нью-Йорке стало действовать Армейское агентство новостей - Эй-эн-эс. Оно снабжало военной информацией различные газеты по всей стране. Действовала прямая цензура, которая входила в компетенцию военного министерства США. Осуществлял ее Цензурный комитет. Цензура была распространена на радиосообщения, на почтовые и телеграфные отправления. В Цензурном комитете на 1 июня 1942 года состояло около 16 тысяч сотрудников. Его бюджет на 1942 год был равен 27,5 млн. долларов.

К 1945 году национальный доход США увеличился по сравнению с 1940 года в два раза. В стране возросла роль реакции. Началась борьба с коммунистической партией. Население Америки запугивалось "советской угрозой". Газеты публиковали ложные или искаженные новости, содействовали нагнетанию тревоги в общественном сознании.

На 1 января 1946 года в Америке издавалось 1750 ежедневных газет, которые выходили в 1500 городах. Продолжалась концентрация газетно-издателъского дела. Ведущее положение занимали монополии Скриппса и Говарда, Херста, Ганнетта и других, которые контролировали 30 процентов всего газетного тиража. Модернизируются предприятия прессы, что ведет к увеличению объема газет: 22 полосы в 1945 году, 58 полос в 1973 году.

Намечается преобладание воскресной прессы над ежедневной. В ежедневной лидирующее значение приобретает вечерняя пресса над утренней. Возрастает значение региональной и местной печати.

Налет провинциализма характерен для большинства американских газет. Упор в периодических изданиях делается на местные новости, которые имеют бесспорный приоритет над новостями национальной и международной жизни. Газетная печать характеризуется стандартизацией и унификацией содержания и оформления. В США газеты, зависящие от одной и той же группы, печатают одни и те же передовые, одни и те же фотоснимки, имеют одинаковые рубрики. Газеты отличаются друг от друга почти исключительно по местному содержанию и, естественно, по названиям. Активно развивается пресса пригородов в связи с миграцией населения больших городов-мегаполисов в направлении окраин. Появляются междугородние газеты, отражающие интересы двух и более сотрудничающих между собой городов. В основном в индустриальных штатах с плотным населением. Например, у единственной вечерней нью-

-251-


Йоркской газеты "Нью-Йорк пост" появились конкуренты в пригородах. "Нью-Арк ньюс", запустившая издание, специально предназначенное для Нью-Йорка, под названием "Ивнинг ньюс". Издается также "Ньюсдей", "Лонг-Айленд пресс". Растут объемы - прежде всего за счет рекламы -воскресных газет: с 70 до 167 полос. Скажем, 7 апреля 1963 года "Нью-Йорк тайме" вышла объемом 702 страницы и весом 3 килограмма.

В силу исторической традиции тяготения к рассказу по-преимуществу о местных новостях долгое время США не имели своих ежедневных общенациональных газет. Потребность же в них была. К заполнению этой ниши на информационном рынке подключилась группа "Ганнет компаний". С 1982 года она стала выпускать газету "Ю-Эс-Эй тудей", ставшую в истории страны первой национальной общеполитической газетой. Новая газета была рассчитана на молодых людей. Отличалась обилием ярких цветных иллюстраций, крупными заголовками, сравнительно краткими текстами, броской версткой. Газета выпускалась с рядом приложений: справочным, книжным, школьным и другими.

Как национальное издание в столице США также в 1982 году стала издаваться газета "Вашингтон тайме", тесно связанная с Объединенной церковью My на. С апреля 1984 года эту газету стали печатать в Северной Калифорнии, затем - в Южной Калифорнии.

К этому времени основная часть американских масс-медиа - газеты, журналы, радио, телевидение, книги, кино — контролировались 50 гигантскими корпорациями. Сократился спрос на журналы. Их издание стало нерентабельным. В 1971 году закрылся журнал "Лук". С 1973 года перестал существовать люсовский журнал "Лайф". Развивается "новый журнализм", точнее "новейший журнализм". Он стремился обогатить арсенал выразительных и изобразительных средств журналистики приемами художественной литературы. "Новейшие журналисты" утверждали, что наиболее достоверное, истинное изображение своего времени может быть достигнуто только с помощью художественного вымысла.

Вторая мировая война стимулировала развитие не только американской периодической печати, но и других средств массовой информации. Подлинную революцию в системе СМИ Америки совершило телевидение.

Первые в мире телевизионные опыты были проведены в США русским инженером Владимиром Зворыкиным в 1921 году. Родившийся в Муроме Владимирской области 30 июня 1889 года, он переехал в США. В 1926 году стал доктором философии Питгсбургского университета, в 1929 году - директором лаборатории электроники в крупнейшем исследовательском центре по телевидению. Первая передача из Вашингтона в Филадельфию (портрет президента Гардинга) была осуществлена в 1921 году, а первое живое изображение удалось передать по радиоволнам в 1925 году. В 1939 году в Америке началось регулярное

-252-


телевизионное вещание. Война не позволила развернуться этому процессу. Второй старт американского телевидения относится к 1945 году.

Первой по времени создания вещательной компанией является Эн-би-си (Национальная вещательная компания), которая была создана еще в 1926 году как дочернее предприятие корпорации Радио корпорейшн оф Америка. Первые телепередачи в ее системе велись в 1931 году, а регулярное телевизионное вещание началось в 1939 году

Си-би-эс (Вещательная система Коламбиа) возникла в 1927 году как радиовещательная компания под названием Юнайтед индепендент бродкастерс (Объединенные независимые вещатели) Основная часть доходов Си-би-эс поступает от рекламы (80%). Ей принадлежит ряд киностудий, несколько журналов. Корпорация участвует в разработке природных ресурсов, в добыче и переработке нефти.

Эй-би-си (Американская вещательная компания) была основана в 1943 году. Популярность своих передач компания обеспечила за счет включения в передачи продукции голливудских киностудий, фильмов Уолта Диснея, регулярного показа спортивных программ при широком использовании рекламы.

В 1969 году была создана Служба общественного вещания (Пи-би-эс), объединившая к середине 1980-х годов 264 телестанции, во многом связанных с университетами. Основным ее назначением является образовательное вещание.

Появление телевидения осложнило положение печатной периодики. В 1950-1960 гг в США началась "эпидемия газетной смерти". В 1962 году в Нью-Йорке насчитывалось семь крупных ежедневных газет общей и политической информации. К началу 1970-х годов их осталось всего три ("Нью-Йорк тайме", "Нью-Йорк дейли ньюс", "Нью-Йорк пост"). Закрылась одна из крупнейших газет страны "Чикаго дейли ньюс". Во втором по величине городе Америки остались лишь два ежедневных издания: "Чикаго трибюн" и "Чикаго сантаймс". В июле 1972 года перестала выходить столичная "Вашингтон дейли ньюс". Согласно опросу журнала "Тайм" в 1969 году абсолютное большинство американцев предпочитало телевизионные новости печатным. Периодическая печать стала адаптироваться к новым условиям, вызванным "электронной революцией" в системе средств массовой коммуникации. Стала развиваться "публичная" или "гражданская журналистика". Чем она отличается от традиционной?

Традиционная журналистика исходит из того, что яркий рассказ, к примеру, о преступлении (стихийном бедствии, катастрофе и т д.) уже сам по себе достаточен для того, чтобы привлечь внимание человека, сделать его покупателем газеты. Сторонники же "гражданской журналистики" считают, что даже самое захватывающее описание чего бы то ни было не в состоянии победить годами копившийся читательский цинизм. Поэтому ничего не изменится до тех пор, пока газета не станет делать читателя участником описываемых событий Профессор Джей Розен из Нью-

-253-


Йоркского университета посчитал, что в 1997 году существовал 171 проект сотрудничества газет и их читателей. Например, сотрудники газеты "Обсервер" в штате Северная Каролина разработали план борьбы с преступностью с созданием специального совета при муниципалитете, реализация которого невозможна без участия читателей газеты.

В новых условиях еще более возрос авторитет региональных и местных газет. Наметившуюся тенденцию можно проследить на примере города Сент-Питерсберг (штат Флорида). В нем проживают 248 тысяч человек. Основная часть населения - пенсионеры. Жизнь города освещает газета "Сент-Питерсберг тайме", созданная в 1884 году. По данным Американской ассоциации газетных издателей, "Сент-Питерсберг тайме" занимает 33-е место среди 35 ежедневных американских газет с тиражом более 250 тысяч экземпляров (85% газет имеют тираж меньше 50 тысяч экземпляров). "Сент-Питерсберг тайме" имеет ясное представление о своих читателях. Из них 37 процентов -пенсионеры,73 процента -подписчики (остальные покупают газету ежедневно), 76 процентов живет в собственных домах, более половины имеет высшее или неполное высшее образование. Эти сведения, учитываются при формировании информационной политики. Газета большое внимание уделяет прогнозам синоптиков. Для читателей, которые много времени проводят на свежем воздухе, эта информация совершенно необходима. В штате редакции есть журналист, пишущий исключительно на медицинские темы, дающий советы о том, как лечить старческие болезни: артрит, остеопороз, болезнь Альцгемейра и другие. Газета выносит на первую полосу сообщения, касающиеся изменений в системе пенсионного обеспечения. Вместе с тем печатаются материалы о событиях, которые происходят в городе и штате: о сборе налогов, о положении дел в местных школах. К Сент-Питерсбергу примыкает 40 городков в 160-километровой полосе. Газета сообщает и о их жизни, поскольку в этих городках распространяется. Особое внимание редакция уделяет "расследовательской" журналистике. Ей удалось разоблачить финансовых махинаторов из ведомства местного дорожного управления. Серия статей на эту тему привела к пересмотру штатов организации, к отставке руководителя дорожного управления. В 1964 году за названный цикл газета получила Пулитцеровскую премию. Вторично этой же премией она была отмечена в 1985 году за серию разоблачительных публикаций о коррупции в местном полицейском управлении. Сотрудники газеты не должны быть финансово связаны с теми компаниями и организациями, о деятельности которых они пишут. Журналисты "Сент-Питерсберг тайме" хорошо зарабатывают.'

1 Журнал "Америка", 1988, апрель.

В США получила развитие исследовательская журналистика. Она связана с проведением социологических опросов, опросов о том, как люди относятся к политическим и социальным проблемам или как они их понимают, анализом демографических данных, выяснением мнения

-254-


избирателей о кандидатах на очередных выборах от той или иной политической партии Исследовательская журналистика держит под своим контролем данные о переписи населения. Они дают возможность проведения детального изучения каких-либо конкретных проблем. К примеру, газета "Майами геральд" традиционно анализирует документы, связанные с оценкой недвижимого имущества, стремясь, оценить правильность налоговых начислений.

Существенно изменилась за последние годы и работа американского радиовещания, конкурирующего с телевидением. Оно стало более специализированным, рассчитанным на конкретную аудиторию. Обычно ее определяют по возрастному принципу: от 12 до 24 лет, от 25 до 44 лет, от 45 лет и старше. Это три основные группы. Станция составляет ту или иную программу в расчете на конкретных слушателей. Рок-музыка привлечет слушателей от 12 до 24 лет. Классическая или инструментальная музыка заинтересует людей старше 45 лет.

Радио чаще телевидения передает краткие сводки новостей. Большой популярностью пользуются радиобеседы. Одни из них имеют общенациональное значение, другие посвящаются местным проблемам. Радиобеседа может строится как в форме интервью, так и в виде диалога. Важную роль играет ведущий. На основе радиобесед родился жанр радиошоу, возникший на соединении возможностей радио и телефона. Слушателям предлагается звонить на станцию и задавать вопросы, которые передаются в эфир, или излагать собственную точку зрения по поводу проблемы, ставшей предметом обсуждения. Есть специализированные программы. Например, одна из них в Бостоне помогает слушателям в ремонте автомобилей. Консультантами выступают братья Том и Рэй Малиоцци. Они дают советы радиослушателям по разным проблемам автодела

В формировании новостных радиопрограмм большое значение имеют компьютерные системы. Они отбирают нужную информацию, ускоряя подготовку очередных выпусков. Радиовещание ведут как коммерческие, так и некоммерческие радиостанции. В 1967 году Конгресс США принял закон об общественном радиовещании. В соответствии с ним была создана Корпорация общественного радиовещания, которая объединила некоммерческие радио- и телеорганизации. Она является координатором деятельности радиостанций. Корпорация финансируется из государственного бюджета, но независима от правительственного контроля. Она взаимодействует с радиосетями Национального общественного радио (НОР). Основная часть некоммерческих станций связана с Американским общественным радио (АОР). В то время как НОР известна своими программами новостей и передачами по социальным вопросам, АОР специализируется на программах культурного характера, ведет музыкальное вещание.

Государственным регулятором по распределению внутреннего эфира страны является Федеральная комиссия связи. Она распределяет

-255-


частоты, каналы, мощности, выдает лицензии на открытие новых станций и следит за выполнением обязательств, взятых на себя действующими вещательными структурами.

Как строится правовое регулирование деятельности СМИ в США? Основополагающее значение имеет первая поправка к американской конституции, согласно которой конгресс не должен принимать законов, ограничивающих свободу слова и печати. Но это не значит, что в США пресса пользуется безграничной свободой. Определенные ограничения существуют. Они отражены в различных юридических документах. Строго, например, охраняется государственная тайна. Недопустимы призывы СМИ, провоцирующие людей на совершение противоправных действий.

В 1967 году в США бы принят Акт о свободе информации. Он разрешает каждому гражданину страны ознакомиться с архивами любого государственного учреждения. Но подчеркивает, что в интересах национальной обороны, внешней политики без ограничений не обойтись. Приводится перечень секретных сведений. Указаны режимные учреждения, где права журналиста могут быть ограничены. Это Белый дом, комиссии конгресса, которые по ключевым вопросам проводят заседания при закрытых дверях. Даже конгрессмены стали испытывать затруднения с получением нужных им сведений после публикации Акта о свободе информации. За период с 1967 года по настоящее время в США появилось еще немало юридических документов, ограничивающих доступ журналистов к разного рода источникам информации. Но если в газете появляется какой-либо конфиденциальный материал, то ответственность за него понесет государственный служащий, допустивший утечку информации, а не журналист. Меру ответственности определяет суд, в том числе и Верховный Суд США.

"Литературный журнализм" Америки начала XX века

На рубеже XIX - XX вв. средства массовой информации Соединенных Штатов Америки находились в состоянии бурного развития. Существенное влияние на этот процесс оказал технический прогресс в сфере полиграфии. Большую роль играла монополизация газетно-издательского дела. Стимулирующее значение имела конкуренция на информационном рынке. Рост социальных противоречий обусловил расцвет политического журнализма, который в начале — середине XIX века ограничивался, как правило, лишь отчетами о дебатах в конгрессе, редкими материалами о деятельности ведущих партий. Выход на политическую сцену социалистической, а затем и коммунистической партий США дал толчок формированию партийной печати ("Интернэшнл

-256-


соушелист ривью", "Мэссиз", "Мэссиз энд мейн стрим", "Уоркер", "Дейли уоркер", позже "Пиплз дейли уорлд" и т.д.).

Огромную роль в эволюции национальной публицистики сыграл
так называемый "литературный журнализм" - сотрудничество писателей с
общественно-политическими и культурно-просветительскими
периодическими изданиями. Это способствовало развитию таких жанров
как памфлет, эссе, авторский ("персонифицированный") репортаж, статья-
размышление, фельетон. С другой стороны, в художественной литературе
набирала силу тенденция, ведущая к документализму как в форме
освоения действительности, так и в способах прогнозирования перспектив
общественного развития. Литературная журналистика отличается
единением и противоборством факта и образа, понятия и метафоры,
документальной детали и символа.

Почему писатель становится журналистом? Что заставляет его от создания романа и повести обращаться к очерку, репортажу, корреспонденции?

Причин может быть множество - от банальной необходимости заработать деньги до мотивов высокоидейных. И все же если вести речь о социально значимых стимулах, побуждающих писателя обращаться к журналистике, то можно назвать следующие из них. Литератор идет в периодическую печать:

> с яркой мыслью, откликаясь, как правило, на оперативные события;

> с социальным прогнозом, выступая пророком;

^ с психологическим ощущением от восприятия действительности;

> с интересными и знаковыми наблюдениями, обобщениями;

>• с постановкой общественно значимого проблемного вопроса;

> с желанием найти союзников среди читателей газеты, журнала.

Большим своеобразием отличается опыт сотрудничества с прессой таких американских писателей как Теодор Драйзер, Джек Лондон, Эрнст Хемингуэй, Джон Рид. Хотя, следует отметить, что с журналистикой были связаны и многие другие американские писатели, в том числе С.Крейн, ФЛоррис, К.Сэндберг.

Некоторые из писателей США имели прямое отношение к журналистскому движению "макрейкеров" ("разгребателей грязи"). Свой вклад в него внесли, например Л.Стеффенс, Ч.Рассел, позже - Э.Синклер, Ф.Норрис и другие. В газетах и журналах начала XX века стали появляться статьи с разоблачением деятелей Конгресса, магнатов и дельцов Уолл­стрита, явных и скрытых корругщионеров. Такие публикации появлялись в "Ивнинг пост", "Макклюрз мэгазин", "Сэтердей ивнинг пост", "Хьюмэн лайф", "Космополитен" и других.

Одним из самых ярких писателей - журналистов был Теодор Драйзер (1871-1945гг.). Он автор романов "Сестра Керри"( 1900г.), "Дженни Герхардт" (1911г.) о противоположных социально-нравственных

-257-


судьбах простых девушек, "Финансист" (1912г.), "Титан" (1914г) ,"Стоик" (изд. 1947 года) - трилогии о финансисте - "сверхчеловеке", пришедшем к осознанию бесплодия стяжательства. "Гений" - о мертвящей власти денег над искусством, "Американская трагедия" (1925г.) о нравственной гибели "среднего" юноши, добивавшегося любой ценой социального "успеха". Писатель сочетает метод критического реализма с натуралистическими подходами. Был членом компартии США с 1945года.

"Утром в воскресенье 27 августа 1871г. в городке Терре-Хот штата Индиана Сара Драйзер - жена рабочего местной фабрики -родила двенадцатого ребенка. Мальчика назвали Теодором Германом Альбертом. Отец его, Джон Пауль Драйзер, ткач по профессии приехал из Германии в Америку в 1844 году, чтобы избежать призыва в армию". '

Шестнадцати лет Теодор Драйзер уехал в Чикаго. В апреле 1892 года будущий писатель устроился репортером в редакцию газеты "Чикаго дейли глоб". Литературный редактор Джон Максвелл стал первым журналистским учителем Теодора. Он посвящал его в тайны репортажа, утверждая, что обман, порок, двуличие являются обычными жизненными явлениями, из этого-де и надо исходить.2

Летом 1892 года в Чикаго проходил очередной Национальный съезд демократической партии. Теодору в числе других репортеров поручили освещать его. Он сумел первым сообщить, что демократы выдвигают кандидатом в президенты Г.Кливленда. В газете его сообщению было отведено две колонки. Так Драйзер стал полноправным репортером "Дейли глоб". Он написал серию репортажей о мошенничествах в ряде магазинов, получивших большой резонанс. Информацией заинтересовалась полиция. Магазины, о которых писал Драйзер, были закрыты.









Читайте также:

  1. ANSI – национальный институт стандартизации США
  2. I. Начало Революции 1917 года.
  3. III. Аполлоническое и дионисийское начало.
  4. w Офсетная печать (см. выше)
  5. Августовская эпоха (конец 1 до н.э. – начало 2 в. н.э.)
  6. Анализ влияния налогового бремени на деятельность туристского предприятия. Пути повышения эффективности работы туристского предприятия в условиях действующей налоговой системы
  7. Анализ максимизации прибыли в условиях рынка несовершенной конкуренции
  8. Архивы и архивное дело в Древнерусском государстве, в период феодальной раздробленности, в Русском централизованном государстве (IX-XVIIвв.)
  9. В городских условиях ( ОК -5, ОК-7, ОК-9, ОК-10)
  10. В условиях дуополии с неравным распределением рыночной власти между фирмами одна из них ведет себя как лидер, в то время как другая осуществляет стратегию приспособления
  11. В условиях неограниченных ресурсов
  12. В условиях новой экономической политики


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 129;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная