Лекции.ИНФО


Теория социальной ответственности прессы в Латинской Америке



Латинская Америка - регион, включающий южную часть Северной Америки, Центральную Америку, острова Вест-Индии и всю Южную Америку. С запада она омывается Тихим океаном, с востока — Атлантическим. В регионе расположено 46 государств и зависимых территорий общей площадью 21 млн. км.2, что составляет более 15 % суши земного шара. Население Латинской Америки на начало XX века составляло более 426 млн. человек, или 8,3% мирового.

Термин "латинская" отражает общую латинскую основу романских языков (испанского, португальского, французского), на которых говорит большинство населения региона, и он, конечно, условен.

До открытия Латинской Америки европейцами ее населяли индейские племена и народности, принадлежавшие к различным, языковым группам и семьям. Среди них - майя, ацтеки, инки. В дальнейшем многие племена индейцев были уничтожены или значительно уменьшились в числе. Некоторые вымерли из-за болезней.

Другим важным этническим компонентом, повлиявшим на формирование народов территории, явились негры, ввозившиеся в

-281 -


качестве рабов, начиная с XVI века, главным образом в Бразилию и Вест-Индию. За три с половиной века существования работорговли в Латинскую Америку было завезено несколько миллионов негров, принадлежавших к различным племенам и народностям - банту, йоруба, хауса и другие.

Третий важный элемент формирования современных народов Латинской Америки - европейцы. Сначала это были испанцы и португальцы. Позднее - англичане, французы, датчане.

В ходе европейской колонизации происходило смешение населения. Появились новые расово-этнические категории: креолы (так называли потомков завоевателей, родившихся в Америке, а в Бразилии и некоторых карибских странах также потомков негров-рабов), метисы (родившиеся от браков европейцев и индейцев), мулаты (от браков европейцев и негров), самбо (от браков индейцев и негров). Принадлежность людей к той или иной категории, как правило, предопределяла их общественное положение.

Подавляющее большинство жителей являются католиками. Но значительно число и протестантов.

Самым распространенным является испанский язык. Испанская Америка насчитывает более 220 миллионов говорящих. На португальском языке общается более 120 миллионов человек. В странах Карибского бассейна государственными (официальными) языками считаются также английский, французский, кое-где - нидерландский.

На рубеже XV-XVI вв. началась европейская колонизация региона. Путь прокладывали завоеватели-конкистадоры. Испанские поселения появились на Гаити, Кубе, территории современной Мексики, Центральной, затем Южной Америки. Территорию современной Бразилии захватили голландцы и португальцы. Гвиану и часть Антильских островов поделили между собой англичане, голландцы и французы. Развивался феодально-колониальный строй. Были распространены различные формы феодальной зависимости и повинности индейского населения. Колонизация, однако, способствовала вовлечению обширных территорий колоний в мировую систему хозяйства.

Вместе с тем колонисты содействовали и проникновению в Латинскую Америку европейской культуры. Так появилась на континенте и периодическая печать.

Первые газеты стали выпускаться в XVIII веке. В их числе "Гасета де Мехико и нотисиас де нуэва Эспанья" (1722т.), "Диарио де Лима" (1790г.) и другие. Печатные органы отстаивали интересы колонизаторов. Ни о какой их социальной ответственности не могло быть и речи.

В 1791 году под влиянием Великой французской революции вспыхнуло восстание нефов-рабов во французской колонии Сан-Доминго. Восставшие добивались отмены рабства и признания автономии острова. Первого января 1804 года было провозглашено создание первого независимого государства в Латинской Америке - Гаити.

-282-


В начале XIX века освободительное движение охватило все испанские колонии. Непосредственным толчком к нему послужили революционные события в Испании после вторжения туда войск Наполеона.

Важное значение для развития социальных отношений на континенте имела освободительная война 1810-1826 гг. В ней выдающуюся роль сыграл руководитель борьбы за независимость испанских колоний в Южной Америке Симон Боливар (1783-1830гг.) -яркий публицист, основатель газеты "Эль Коррео дель Ориноко", автор множества статей, связанных с освободительным движением колониальных народов Эта война привела к ликвидации колониализма во всех испанских владениях, кроме Кубы и Пуэрто-Рико. Бразилии не пришлось вести войну за свою независимость. Ее автономию вынужден был провозгласить сам португальский двор, бежавший в Рио-де-Жанейро от Наполеона.

Во всех странах был установлен республиканский строй, кроме Бразилии, где до 1889 года сохранялась монархия. Будучи антифеодальной по своим историческим задачам, отражая потребности капиталистического развития, война за независимость носила характер антиколониальной буржуазной революции. Но помещичья олигархия в основном сохранила свои позиции. Именно в это время в прессе стали закладываться основы представлений о социальной ответственности журналиста перед обществом. Хотя сформулированы они были значительно позднее и не в Латинской Америке, а в США.

Освободившиеся от колониального ига молодые государства вступили на путь самостоятельного развития. Однако сильно мешала послевоенная хозяйственная разруха, сохранение различных форм докапиталистической эксплуатации, торговая конкуренция европейских стран. Формирование национальных государств в Латинской Америке происходило в обстановке ожесточенной борьбы между группировками господствующих классов за власть. Многое зависело от того, на чьей стороне печать. Требовалась особая взвешенность каждой публикации. Однако газеты часто скупались богатыми людьми, что подавляло свободу печати.

Внутриполитическими распрями в латино-америкнских странах поспешили воспользоваться иностранные державы, чтобы утветрдить над ними свой экономический и политический диктат. США, опираясь на провозглашенную ими в 1823 году "доктрину Монро", названную так по имени Джеймса Монро, 5-го президента США (1758-1831гг.) и призванную идеологически оправдать экспансию северо-американского капитала в Латинскую Америку, начали агрессивные войны и территориальные захваты против стран континента. Делалось все под благовидным предлогом. Так, в двадцатые годы XIX века мексиканское правительство разрешило колонистам из США переселяться в Техас, который был одним из малонаселенных районов Мексики. В 20-30 годы

-283-


число американских поселенцев быстро возрастало Главную роль в колонизации Техаса играли рабовладельцы южных штатов США. Используя тяжелое экономическое и внутриполитическое положение Мексики, США стремились захватить не только Техас, но и северные области Мексики - Калифорнию и Новую Мексику, богатые полезными ископаемыми. В 1835 году был инспирирован мятеж американских колонистов в Техасе, провозгласивших его отделение от Мексики, и создание "независимой" Техасской республики. В 1845 году правительство США провело через конгресс решение об аннексии Техаса. Американские войска были введены в Техас и начали вооруженную интервенцию против Мексики. Они оккупировали северные области страны. Неудачи в войне вызвали в Мексике глубокое недовольство политикой консерваторов и способствовали подъему массового движения, направленного не только против американских интервентов, но и против внутренней реакции. Огромного размаха достигло партизанское движение. В 1848 году правящая верхушка Мексики заключила с США позорный договор, по которому у Мексики были отторгнуты Новая Мексика, Верхняя Калифорния, весь Техас и еще ряд областей. Мексика потеряла около половины своей территории. В 1833 году Великобритания захватила у Аргентины Мальвинские острова. В 1861-1867 гг. Франция, Испания и Великобритания развязали захватническую войну против Мексики. Испания в течение ряда лет вела войну против Перу, Эквадора, Чили и Боливии.

Печать не могла остаться в стороне от анализа происходящего на континенте. Часть прессы поддерживала реакционные слои Латинской Америки, занимала конформистские позиции. Но была и патриотическая периодика, которая звала на защиту Латинской Америки от агрессоров, интервентов. Именно она закладывала традиции социальной ответственности печати перед обществом.

С наступлением эпохи империализма Латинская Америка стала переориентироваться в развитии своей экономики так, как того требовали империалистические державы. Боливия поставляла на мировой рынок олово, Чили - медь, Мексика - серебро, Венесуэла - нефть. Росла внешняя задолженность, что привело к снижению уровня жизни трудящихся. Возросла политическая активность населения. Способствовали этому и средства массовой информации. Их развитие шло достаточно быстро.

К середине 80-х годов XX века в Латинской Америке издавалось уже около 1200 ежедневных, около 2-х тысяч неежедневных газет, 5 тысяч журналов, действовало 5300 радио - и 1400 телевизионных станций. Основы передовой публицистики латиноамериканцев закладывались при участии таких авторов, как М.Морено, М.Идальго, К.Энрикес, С.Боливар, Х.Марти.

До 90 процентов органов информации континента принадлежит ныне частному капиталу. "Большая пресса", радио- и телестанции

-284-


контролируются финансовыми группировками, подчиненными транснациональным банкам.

В настоящее время "Большая пресса" Латинской Америки представлена газетами:

• "Меркурио", "Терсера де ла ора" (Чили),

• "Пренса", "Насьон" (Аргентина),

• "Комерсио", "Экспресс" (Перу),

• "Комерсио", "Телеграфо" (Эквадор),

• "Диарио", "Пресенсия" (Боливия),

• "Тьемпо", "Эспектадор" (Колумбия),

• "Насьональ","Универсаль" (Венесуэла),

• '"Эксельсиор", "Ла пренса." (Мексика),

• " Глобу",'"Эстаду ди Сан-Паулу" (Бразилия).

В первой половине 60-х годов XX века в Латинской Америке, как и в целом на планете, наметилась тенденция монополистической концентрации органов массовой информации, произошло слияние местных информационных предприятий с иностранными, их сращивание с транснациональными компаниями. Транснационализация латино­американской журналистики привела к циркулированию в регионе ограниченного числа периодических изданий, прежде всего переводных американских и западно-европейских журналов, идентичных радио- и телепередач.

Информационно-промышленные транснациональные компании "Ашетт" (США-Франция), "Херст корпорейшн", "Кинг фичерс синдикейт", "Континентл паблишинг компани", "Уолт Дисней продакшнз", Си-Би-Эс, Эн-Би-Си, Эй-Би-Си (США), "Бертельсманн " (ФРГ), "Бругера" (Испания), "Америка" - "Блоке де Армас" (США-Венесуэла), "Телевиса" (Мексика -США) монополизировали в регионе производство и распространение основных видов информационной продукции.

Транснациональные издания на английском и испанском языках
("Лэтин Америкен тайме", "Тайме оф Америка", "Диарио де Лас
Америкас", "Монд дипломатик эн эспьнъол", "Висьон" и "Висан" (вкупе с
бесчисленным множеством изданий комиксов, теле- и радионовелл,
многосерийными телефильмами, оперативными выпусками новостей Си-
Би-Эс, Эй-Би-Си, Эн-Би-Си, учебными программами "Пласа Сесамо")
целенаправленно адресуются различным контингентам
латиноамериканской массовой аудитории. Тираж журналов издательства
"Америка" (Майами) исчисляется в странах Латинской Америки в 15
миллионов экземпляров, тираж 20 транснациональных журналов в
Аргентине значительно выше, чем совокупный тираж собственно
аргентинских газет.

До 77 процентов времени в телетрансляциях на континенте занимают программы производства США. С конца 50-х годов мексиканская телекорпорация "Телевиса" стала основным посредником в экспорте телеинформационной продукции США в страны Центральной и

-285-


Южной Америки, занимаясь ее дублированием и сбытом. В настоящее время возросла доля японского телеэкспорта в регионе. В целом до 70-80 процентов сообщений о событиях международной жизни, публикуемых и передаваемых в эфир латино-американскими средствами массовой информации, поступают с телетайпов транснациональных агентств АП, ЮПИ, Латин-Рейтер.

Несоответствие представлений о свободе печати с реальностью буржуазного мира стало на континенте вопиющим. Призывы к свободе слова приобрели откровенно лицемерный характер. Они требовали пересмотра, обновления.

В 40-е годы XX века исследователи журналистики США выдвинули теорию социальной ответственности печати, которая получила широкое распространение и в странах Латинской Америки. Сторонники ее призывали монополистов ограничить влияние на органы информации, ориентируясь на интересы общества, ими руководствуясь. За монополистами сохранялось право контролировать и направлять деятельность СМИ. Важно лишь, чтобы делалось это не в ущерб обществу, государству.

Теорию социальной ответственности печати активно поддержали реакционные круги Латинской Америки. Она усиливала их политические позиции, была своеобразной козырной картой. Взамен лозунга свободы печати был выдвинут лозунг свободы журналиста. Суть идеи такова. Поскольку каждый гражданин Латинской Америки не способен воспользоваться правом на свободу печати, необходимо делегировать это право журналистам. Так стала складываться теория свободы печати для журналиста - теория журналистской элиты. Авторы теории считали, что владельцам газет, журналов, радио- и телевизионных станций необходимо сдавать свое имущество на прокат журналистам. Прибыли должны отдаваться владельцам. Они в таком случае имеют право контроля за поступлением доходов. Если их нет, то владелец вправе расторгнуть договор с журналистами.

Но известно, что наиболее выгодной статьей, обеспечивающей рентабельность печатного органа, являются рекламные сообщения. Рекламодатели же сотрудничают с теми СМИ, которые тесно связаны с монополиями, руководствуются их интересами. В противном случае контракты на рекламу прерываются Понятно, что свобода печати для журналиста весьма призрачна.

Утверждение теории социальной ответственности печати можно проследить на примере таких стран, как Мексика и Бразилия.

По официальным данным, в Мексике насчитывается около 2200 периодических изданий, среди которых примерно 190 ежедневных газет, 370 еженедельников, 200 газет и журналов, выходящих два раза в месяц, 750 ежемесячников. Помимо информации общего характера, социально-экономических и политических разделов, имеются специальные разделы и вкладыши, посвященные культуре, спорту, жизни высших кругов

-286-


общества, полицейской хронике. Непременными атрибутами являются отдел объявлений и разнообразная реклама. В стране выходит много мелких изданий, субсидируемых отдельными лицами, государственными или частными политическими и экономическими организациями,

Как для США и Канады, так и для мексиканской прессы характерно большое число провинциальных газет и журналов. Они издаются во всех столицах штатов и почти в каждом достаточно крупном городе. Обилие провинциальной прессы объясняется, в частности, тем, что доставка центральных газет обходится чрезвычайно дорого. К тому же центральная пресса не может достаточно подробно отражать местные проблемы. Правда, сказанное не относится к журналам. Все крупные, наиболее интересные и влиятельные журналы выходят только в столице. Тираж самой распространенной столичной газеты "Ла пренса" - 267 тысяч экземпляров, а популярного в Латинской Америке журнала "Сьемпре" -124 тысячи экземпляров (1978г.). Иными словами, тираж мексиканских изданий по сравнению с другими странами с такой же численностью населения невелик Это объясняется относительно высоким процентом неграмотности. Кроме того, сами издатели не заинтересованы в слишком больших тиражах. Они не окупают себя.

Определенная часть периодических изданий Мексики субсидируется правительством, часть - монополиями США, финансовыми группами, тесно связанными с североамериканским капиталом. Многие средства массовой информации принадлежат крупным национальным предпринимателям-промышленникам, коммерсантам, политическим деятелям, пользующимся поддержкой правительства. Они - то и являются наиболее заинтересованными субъектами теории социальной ответственности печати. Но узы гражданского беспристрастия их связывают мало. Большинство взаимодействуют с определенными политическими партиями. На защиту их интересов и ориентируют свои средства массовой информации. К примеру, в стране известен еженедельник "Насьон", который бесплатно распространяется правой партией "Национальное действие". Эта партия контролирует столичную газету "Эксельсиор", которая начала выходить с 1917 года. Газету основал либерал Рафаэль Альдусин. Долгое время она придерживалась рамок так называемой классической системы информационной журналистики, до определенной степени объективной. Позже газета стала кооперативной, но лишь формально. За руководство ею шла постоянная борьба между различными группировками, пытавшимся подчинить "Эксельсиор" своим политическим интересам. Внутренние противоречия, возникавшие среди владельцев и руководителей газеты, отражались на ее страницах. Газета обратилась за финансовой помощью к США. Получив ее, стала придерживаться проамериканской ориентации. Выступала против национализации некоторых отраслей промышленности и аграрной реформы. Разумеется, с социальной ответственностью как таковой подобные публикации не имели ничего общего. "Эксельсиор" служит и

-287-


интересам католицизма. Отражает интересы представителей правящих классов, крупных финансово-промышленных групп, банков. Газета стремится демонстрировать свою нейтральность и объективность в подаче публикуемого материала. Но ее истинные пристрастия очевидны.

Значительным влиянием в Мексике пользуется другая столичная газета "Эль диа", созданная в 1962 году. Финансовую поддержку ей оказывает правительство. Естественно, что она придерживается проправительственного курса. Издание кооперативное. Но на практике вся полнота власти принадлежит директору газеты Э.Рамиресу, группе его сторонников. Среди буржуазных газет Мексики "Эль диа" считается наиболее либеральной и прогрессивной.

Одна из крупнейших газетно-радио-телевизионных группировок Мексики возглавляется семейством Алеман. Основной капитал принадлежит бывшему президенту страны М.Алеману, инициатива и деловая активность - его сыну М.Алеману-младшему. Группа выпускает газету "Новедадес", которая была основана в 1936 году. Значительное влияние на нее оказывает посольство США, крупные национальные и зарубежные промышленники, католическая верхушка.

Такой же политической ориентации придерживаются другие крупные газеты этой группировки - "Диарио де ла тарде"," Ньюс", "Пренса либре" - воскресное приложение к "Новедадес". С группой Алемана связана газета "Эль Эральдо де Мехико", созданная в 1965 году. Она тесно контактирует с коммерческим банком страны, защищает интересы финансовой верхушки Мексики. Много места в газете отводится "деловой хронике", рекламе. Кстати, в Мексике издается еще семь газет с аналогичным названием, построенным по схеме "Эль Эральдо" плюс название города, где газета печатается. Понятно, что о социальной ответственности этих печатных органов перед всем общество говорить трудно. Они стремятся угодить тем, от кого зависят в финансовом и политическом отношениях.

К числу крупных газетных магнатов Мексики относится
Хосе Гарсиа Вальсен. С 1965 года он издает газету "Эль соль де Мехико"
("соль"по испански "солнце"). Она - составная часть концерна "Кадены"
("Цепь"), который принадлежит Хосе Гарсиа Вальсену. В концерн входит
также столичная спортивная газета "Эсто", издающаяся с 1941 года.

Правительственным изданием считается официальный бюллетень "Диарио офисиаль". В нем публикуются законы, декреты, постановления. По конституции Мексики все они вступают в силу только после обнародования в "Диарио офисиаль".

Оппозиционная печать развита в стране слабо. Мексиканские профсоюзы, например, не имеют своих газет и журналов, а издают лишь листки.

Из огромного количества выпускаемых в Мексике журналов выделяется "Сьемпре". Журнал отличается независимостью, сатирической манерой подачи материала, широкой информативностью, высоким

-288-


полиграфическим качеством. В "Сьемпре" выступают такие известные мексиканские журналисты, как Ренато Ледук, Мартинес де ла Вега, Луис Суарес, Хосе Луис Сесенья. Журнал проповедует идеологический плюрализм в его буржуазном понимании. По мнению редакторов это соответствует теории социальной ответственности печати.

"Тьемпо" - другой чрезвычайно влиятельный общественно-политический журнал, выходящий в Мехико с 1942 года. Он освещает проблемы экономики, культуры, искусства, международные проблемы с позиций защиты интересов страны. Следовательно, тоже руководствуется теорией социальной ответственности печати.

Как и в других странах мира, в общей системе средств массовой информации Мексики с каждым годом все более возрастает роль радио и телевидения.

По данным Государственной комиссии по телевидению и радиовещанию страны, почти 90 процентов мексиканских семей имеют радиоприемники и транзисторы. В подавляющем большинстве длинно- и средневолновые, на которых и работают практически все многочисленные коммерческие станции. Они составляют абсолютное большинство радиовещательных центров страны: 590 из общего числа 600. Постоянно получая заказы на рекламу, такие станции транслируют только музыку, которая перемежается обильной рекламой и очень короткими выпусками новостей. Программы незамысловаты, носят развлекательный характер.

Телевидение оказывает на формирование общественного мнения страны более значительное влияние, чем радио. В 1973 году в Мексике насчитывалось 3,5 миллионов телевизоров. Это третье место в Латинской Америке после Бразилии и Аргентины.

В Мексике функционирует около 100 телестанций. Из общего количества часов телепрограмм - примерно 270 тысяч в год - на долю правительства приходится 1/6 часть. Около 3/4 всех передач мексиканского телевидения представляют собой прямую трансляцию. непосредственно идут в эфир.

В столице Мексики работают 6 каналов, четыре из которых (каналы № 2, 4, 5, 8) объединены в коммерческий консорциум "Телевиса". Один канал (№ 11) принадлежит Министерству народного образования, являясь государственным. Канал № 13 - объединению ряда финансовых и промышленных предприятий, находящихся под государственным контролем.

Телевидение в Мексике, а это в первую очередь относится к "Телевисе" - находится в руках нескольких богатейших семей. Они Навязывают миллионам телезрителей программы в зависимости от своих политических взглядов и коммерческих интересов. Их тесная связь с североамериканским капиталом определяет содержание программ, а форма подачи материала во многом копирует передачи развитых капиталистических стран, особенно США.

-289-


Программы телевидения, как правило, подготавливаются по заказу коммерческих и рекламных компаний. В них делается упор на стандартную развлекательность - профессиональный бокс, футбол, а также бой быков. Серьезных жизненных проблем телевидение Мексики предпочитает не касаться. Теория социальной ответственности СМИ им игнорируется.

Самой крупной телевизионной коммерческой корпорацией является "Телевиса". Помимо Мехико, она имеет материально-техническую базу в различных городах страны. Корпорация контролирует более 90 процентов всех коммерческих теле- и радиостанций Мексики. Около 90 процентов телезрителей смотрят ее передачи. Корпорация приносит высокие прибыли своим владельцам. Только один из четырех каналов "Телевисы" дает мультимиллионеру Э.Аскарраче примерно 100 млн. песо прибыли в год.

Большой популярностью в Мексике пользуется телепередача "24 часа". Это основная информационно-пропагандистская программа "Телевисы" ,которой руководит ведущий комментатор опытный журналист Хакобо Заблудовский Эта передача направлена на пропаганду внутренней и внешней политики мексиканского правительства, она придерживается националистических и антиимпериалистических тенденций.

По каналу Мегеля Алемана, сына бывшего президента страны М.Алемана, идет утренняя передача под названием "Чашечка кофе". Она рассчитана на просмотр во время завтрака. Характер умиротворяющий. Но передача очень популярна.

Вторая по важности телевизионная компания страны - "Телекадена Мехикана" создана в 1967 году. Своего канала в столице она не имеет, занимается подключением к столичным каналам провинциальных телестанций. Компании принадлежит почти 25 процентов коммерческих станций в Мексике, что позволяет ей господствовать на периферии. В программах отстаиваются интересы высших финансово-промышленных кругов страны.

Долгое время единственным исключением в общей картине телевидения Мексики был канал телестанции Национального политехнического института. Он принадлежит Министерству народного образования и находится на государственной дотаций. По своему статусу не имеет права передавать рекламу. Задуманный как культурно-просветительный, канал передает диспуты на философские и социологические темы, социальные и научные дискуссии, помогает телезрителям в изучении иностранных языков, передает продолжительные симфонические и камерные концерты.

Телесеть страны раздроблена. Это тревожит представителей правящих кругов Мексики. Они ставят вопрос о формировании единой национальной телесети. Создано объединение "Культурное телевидение Мексики" (КТМ) Оно сотрудничает с каналом № 13, стремясь придать свой работе общенациональное звучание.

-290-


Радиостанции Мексики можно разделить на коммерческие, университетские и правительственные.

Наиболее крупными коммерческими радиообъединениями являются столичная "Радио кадена насьональ" , "Радио програмс де Мехико" с большим количеством станций, "Моменте де радио СА-Мехико" и "Радил 6.20 -Мехико".

Примером типично коммерческой радиостанции может служить крупнейшая в стране "Радио - 1000" в Мехико. В течение суток она передает музыку, рекламу и 22 коротких выпуска новостей. У нее имеется семь подстанций - каждая с своим названием и назначением. Две подстанции работают на УКВ, остальные - на длинных волнах. "Радио-1000" постоянно проводит опросы слушателей и стремится сохранить "индивидуальный характер каждой из своих подстанций". Так, например, одна из них специализируется исключительно на трансляции симфонической музыки.

По такому же принципу организуется работа других крупных коммерческих станций не только в столице, но и в провинции. Например, радиостанций "Эстерео мундо" и "Латино" в Гвадалахаре. "Латино" передает рекламу и музыку романских стран. По воскресеньям в 10 часов утра в эфир выходит многочасовая программа "Избранная музыка", которая включает, в том числе, как русскую народную, так и русскую эстрадную музыку.

В противоположность коммерческим, передачи университетских
радиостанций носят культурно-просветительный характер. В них нет
коммерческой рекламы. Популярна станция Национального
автономного университета Мексики "Радио универсидад". Интересны
радиостанции университетов штатов Оахака, Гуанахуато, Юкатан,
Синалоа.

Министерству народного образования принадлежит станции "Радио эдукасьон".

Другая крупнейшая правительственная радиостанция - ХЕВ
находится в Гвадалахаре. Она передает программы культурно-
просветительского характера (без рекламы): новости культуры, науки и
техники, хронику основных событий внутриполитической и
международной жизни.

К группе правительственных радиостанций относятся "Радио мунисипаль", подчинявшаяся мэру Мехико, "Эстасьон радио дифусора KHRT" в Кордобе; "Ла вое де ла эсперанса", расположенная в столице, но транслирующая передачи на всю Центральную Америку.

В 1960 году в Мексике было основано информационное агентство Информекс. Это акционерное общество, занимающееся распространением внутренней и международной информации. Информекс мало выдает своей собственной продукции. Он ограничивается посредничеством при доставке международной информации от зарубежных агентств в газеты и журналы Мексики.

-291 -


В 1968 году было создано правительственное информационное агентство НОТИМЕКС Распространяет официальную информацию, готовит "телегазеты" для телевидения столицы -Мехико, а также городов Пуэбла, Веракрус, Монтеррей.

Подводя итог, можно отметить, что простор для распространения теории социальной ответственности СМИ в Мексике достаточно ограничен. Если, конечно, говорить о последовательном отстаивании национальных, политических, экономических интересов страны.

А как складывается информационное поле в Бразилии?

Первая газета появилась в Бразилии 10 сентября 1808 года после прибытия в эту страну португальского королевского двора. Перенесение королевской резиденции в Рио-де-Жанейро привело к ряду изменений в положении колонии Португалии. В частности, началось издание малоформатного официального печатного органа - "Газета ду Рио-де-Жанейро" Редактором ее был монах Тибурсиу Жозе да Роша. В этом печатном органе появились первые объявления - о купле, продажах, находках, пропажах. За некоторыми объявлениями вставал зловещий призрак рабства, существовавшего в Бразилии почти до конца XIX века.

Обилие объявлений отнюдь не означало, что писать в газетах можно было о чем угодно. Не прошло и года после создания "Газеты ду Рио-де-Жанейро", как генерал-интендант полиции Паулу Фернанду Виана издал распоряжение, гласившее, что за "публикации без предварительного разрешения и цензуры виновные будут заключаться в тюрьму и подвергаться штрафу в размере 200 милрейсов, помимо того штрафа, который налагается за нарушение общественного порядка".

Первая бразильская газета родилась как орган португальского королевского двора и дожила до наших дней в лице правительственного вестника "Диариу офисиал".

Однако следует отметить, что за три месяца до появления "Газета
ду Рио-де-Жанейро" в Лондоне вышел первый номер "Коррею
бразилиенси", редактором и издателем которой был португальский
просветитель Иполиту Жозе да Коста Перейра Фуртаду де Мендонса. Все
исследователи указывают на это издание как важную веху в истории
бразильской журналистики. Газета Иполиту да Коста отличалась
злободневностью, публицистической направленностью и глубоким
содержанием. Это издание бросило вызов обскурантизму (крайне
враждебному отношению к просвещению и науке, проявлению
мракобесия), экономической и культурной отсталости Бразилии.
"Коррею" издавалась ограниченным тиражом. Доставка ее в Бразилию
была затруднена. Существенного влияния на формирование
общественного мнения в стране она оказать не могла.

Рождение собственно бразильской прессы связывается с 20-ми годами XIX столетия, когда страна освободилась из-под влияния португальской короны. В Ресифи начала издаваться газета "Диариу ди Пернамбуку" (1825г.), в Рио-де-Жанейро - "Жорнал ду комерсиу" (1827г.).

-292-


Формирование бразильской печати связано с борьбой за отмену рабства, установление республиканского строя. В 1854 году в столице штата Сан-Паулу появилась газета "Коррею паулистану", а в 1875 году - крупнейшая газета современной Бразилии "Эстаду ди Сан-Паулу".

После отмены рабства и установления республики процесс возникновения газет и журналов в стране ускорился. В начале XX века по тиражу и числу ежедневных, других изданий бразильская пресса заняла одно из первых мест в Латинской Америке. В 1891 году в Рио-де-Жанейро выходит одна из крупнейших бразильских газет - "Жорнал ду Бразил", через десять лет начинает издаваться "Коррею да манья". Увеличивается число газет в различных городах и штатах страны.

В настоящее время в Бразилии издается до 1500 газет и бюллетеней, около 500 журналов и других периодических, а также непериодических изданий. Больше половины наименований и тиража газет приходится на Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Печать превратилась в индустрию, предназначенную для фабрикации соответственно обработанных сообщений с целью формирования общественного мнения. Теория социальной ответственности печати утверждает себя также, как и в США, в интересах предпринимателей, верхушка воротил финансового капитала. Вся текущая политическая информация в газетах, журналах, на радио, телевидении имеет общий источник - информационные сообщения агентств АП, ЮПИ, Рейтер, Франс Пресс. Теоретически гражданин страны может прочесть много разных газет, если желает ознакомиться с различными версиями событий. Но особой разницы в содержании публикации не увидит. Теория социальной ответственности печати при такой практике "буксует". Отстаивается один интерес - интерес правящей верхушки, транснационального капитала.

Американцы активно осваивают информационный рынок Бразилии. Под видом "национальных" предприятий создается сеть издательских фирм и объединений, являющихся собственностью бизнесменов США Пионером американского проникновения на бразильский журнальный рынок с 1912 года стал массовый ежемесячник "Ридерс дайджест". С середины 50-х годов журнальный концерн "Вижн инкорпорейтид" со штаб-квартирой в Нью-Йорке начал издавать в Сан-Паулу политико-экономический журнал "Визан", рассчитанный на широкие круги интеллегенции и делового мира. Много места в нем занимает бразильская тематика, которая подается в связи с проблемами мировой политики. Читателю дается ориентация, угодная монополиям США

Большое влияние в Бразилии имеет трест "Диариус и эмиссарас ассосиадус" ("Ассоциация ежедневных газет и радиостанций") Возглял его долгое время Ассис Шатобриан, прозванный "бразильским Херстом". К началу 60-х годов империя Шатобриана включала около 70-и предприятий. В том числе полсотни газет и журналов, свыше двадцати радио - и телевизионных станций. Шатобриан последовательно скупал

-293-


нерентабельные провинциальные газеты. Ориентировал их на усиление рекламной деятельности и это оборачивалось прибылью.

Лидером "Диариус ассосиадус" считается ежедневная утренняя газета "Жорнал ду Рио-де-Жанейро" (сокращенно "Жорнал"). Она была основана в 1919 году журналистом Ренату ди Толеду Лонисом. Вскоре была приобретена Ассисом Шатобрианом, который полностью изменил лицо газеты. В том числе подачу материалов, верстку. Газета славится своими репортажами. Имеет филиалы в городах Бразилиа, Сан-Паулу, Порту-Алегри, Белу-Оризонти, Ресифи.

Вторая газета треста "Диариус ассосиадус" - ежедневная утренняя "Жорнал ду комерсиу" - была создана в 1827 году французом Пьером Планше. С 1959 года "Жорнал ду комерсиу" входит в трест Шатобриана. Газета сохраняет специфический старинный вид, строго оформлена, лишена фото. В оценках сдержана, к существующему политическому режиму "лояльна".

В отличие от "Жорнал ду комерсиу" ежедневная утренняя газета треста "Диариу ди Сан-Паулу" носит ярко выраженную политическую окраску. Основана она была в 1929 году. Создал ее сам Ассис Шатобриан. "Диариу ди Сан-Паулу" ведет активную конкурентную борьбу с крупными газетами промышленной столицы Бразилии, выражая мнение экспортеров кофе штата Сан-Паулу.









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 107;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная