Лекции.ИНФО


Журналистика и государство в условиях Китая



Китай (Китайская Народная Республика) - государство в Центральной и Восточной Азии. Общая территория 9,6 млн. км.2 Население - более одного миллиарда двухсот миллионов человек. Основной язык - китайский. Вместе с китайцами живут уйгуры, маньчжуры, тибетцы и другие. Около 90 процентов населения сосредоточено в восточной части страны. Это 1/3 всей территории. Административно-территориальные единицы: 22 провинции, 5 национальных автономных районов, 3 города центрального подчинения -Пекин (столица КНР), Шанхай, Тяньцзинь. По конституции 1975 года высший орган государственной власти - Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), в перерывах между сессиями - Постоянный комитет ВСНП.

В XIV веке до н.э. в Древнем Китае сложилось раннерабовладельческое государство Инь. Именно в это время была введена единая для страны письменность. Знаками для письма служили

-334-


иероглифы. Каждый из них означал слово. Общее число знаков около 50 тысяч, но в современном языке используются 4-7 тысяч иероглифов.

В первом тысячелетии до н.э. китайцы писали главным образом на дощечках из бамбука. Одна книга составляла целый воз дощечек. Особенно важные документы, например, указы императоров, записывались на высококачественном шелке. В начале нашей эры китайцы научились делать бумагу из тряпок, бамбука, коры деревьев.

В период зарождения китайской письменности большое значение имели гадательные надписи. Они представляли собой пиктограммы. Это рисуночное письмо, которое наносилось на лопатках жертвенных животных, панцирях черепах и т.д. Желая узнать, например, будет ли удачной охота, правитель приказывал нанести свой вопрос на панцирь черепахи и потом положить панцирь на огонь. Специальный гадатель истолковывал "ответ божества" в соответствии с характером трещин, появившихся на нем.

Утилитарно-практическое отношение к письменному слову
зафиксировано в иероглифе "вэнъ". Первоначально он толковался как
рисунок, орнамент. Позже стал означать "словесность". К VI веку
иероглиф "вэнь" превратился в символ письменного слова.

К развитию письменности имел отношение древне-китайский мыслитель Конфуций (Кун-цзы), живший около 551-479 гг. до н.э. Основные взгляды Конфуция изложена в книге "Луныой" ("Суждения и беседы"). Вот фрагмент из нее:

"Учитель сказал:

- Когда нужно говорить и не говорят, теряют людей. Когда не нужно говорить и говорят, теряют слова. Мудрый не теряет людей, не теряет слов" '

Или другой фрагмент из книги "Луныой":

"Цзы Чжан спросил: - А что такое "четыре зла"?

Учитель ответил:

- Не наставлять, а убивать; это значит быть угнетателем. Не удерживать, а попустительствовать; это значит быть распущенным. Не давать указаний, а потом подгонять; это значит быть разбойником. Людям дают, что им нужно. Давать меньше, чем нужно, а брать больше, чем нужно; это значит быть представителем власти"2

Исследователь истории прессы Китая Линь Юйтан высокое значение придает инициативе императора ханьской династии Уди (140-86 гг. до н.э.). Тот учредил "Музыкальную палату" (Юэфу). Ее сотрудники собирали стихи, песни. Линь Юйтан считает, что китайская публицистика родилась в песне, а не в прозе.

1. Цитата по: Поэзия и проза Древнего востока.-М., 1973, с. 315

2. Цитата по: Поэзия и проза Древнего востока.-М., 1973, с. 316

-335-


Много значил дидактический фольклор. Он способствовал развитию демократической культуры. Ей противоположна культура привилегированных классов, аристократическая культура. Важную роль в развитии демократической культуры сыграли сказители. Особую известность среди них имел Лю Цзинтхин, или Рябой Лю, как называли его современники. Он обладал обширными знаниями, умел точно формулировать мысль, искусно пользовался поучительными историями, высмеивал зло, порок, воспевая добродетель, щедрость души. Знали в Китае "слепооких наставниц", которые с детских лет учились искусству рассказа и песни. Женщины богатых домов, полные гордыни, часто пользовались их услугами, занимая время в увлекательных беседах.

Важную роль играли ораторы. Диспуты, философские споры касались проблем внутренней и внешней политики, войны и мира.

Официальная пресса сложилась в Китае за два столетия до нашей эры. Первые китайские газеты (дибао) появились в эпоху династии Западная Хань. Они представляли собой особую форму деловых документов.

В эпоху Сун (960-1279 гг.) появился своего рода секретариат императорского двора (палата "цзиньцзоуюань").0н ведал официальной перепиской между центральным правительством и местными властями. Эта палата публиковала вестник (чжунбао). Делался он рукописно. Чжунбао считается своеобразной рукописной газетой.

В период правления Мин в Китае возникли специальные издательства "баофан". Они выпускали "столичный вестник" и рассылали его книготорговцам. "Баофан" принадлежали частным владельцам. Отношения к ним было скептическим, презрительным.

В 1628-1645 гг. по стране прокатилась крестьянская война. Китайские феодалы обратились за помощью к маньчжурским правителям. Маньчжуры установили свое господство в Китае. Их династия Цин правила страной с 1644 по 1911 годы.

Цинские правители способствовали развитию тех информационных связей, которые рождались традиционностью и обрядностью. Культивировалась изолитрованность и замкнутость китайского общества. Поощрялись те информационные идеи, которые были обращены в "золотой век" китайской цивилизации, питались прошлым опытом и не связывались о днем сегодняшнем. Осуждалась практика применения пропагандистских листовок ("цзете"), имевших хождение среди крестьян в минскую эпоху с 1368-1644 гг. Считались недопустимыми доски- газеты ("пайбао"), которые выпускались в ходе крестьянских восстаний под руководством Цзычана (1628-1646 гг.). Цинские правители усилили борьбу со свободой печати в период восстания тайпинов. Повстанцы создали в долине реки Янцзы "Небесное государство великого благоденствия" ("Тайпин тяньго") с центром в Нанкине (1853г.). Здесь выпускались печатные брошюры ("сяоцэцзы"). Было создано первое в

-336-


истории Китая издательское учреждение "иньшуя" (1853г.). Планировалось даже выпускать газету по европейскому образцу. Но разгром тайпинов не позволил реализовать эту идею.

Среди китайцев преобладали буддисты, конфуцианцы, даосисты. Исповедовался культ предков. Но с XVIII века и стране появились христианские миссионеры. Они взялись за издание газеты "Дунсиян каомэйюэ" на китайское языке. Она выходила в течение четырех лет с 1833 ПО 1837 годы. Проповедывала Библию, Священное предание христиан.

С 1858 года в Гонконге стала выходить газета "Чжунвай синьбао". Ееоснователем был У.Тифан. С 1872 года печаталась гуанчжоуская "Янчэнцайсин шилу".

Императорским наместником в Гуанчжоу был Линь Цзэсюй. Он был сторонником заимствования европейской культуры в Китае. Создал бюро по переводу иностранной литературы. Выпускал журнал Туанчжоуские записки", который отстаивал идеи феодального национализма. Линь Цзэсюй вел решительную борьбу с контрабандной торговлей опиумом в прибрежных районах страны. Поскольку ввозили его иностранные, главным образом, английские купцы, то они и пострадали от активности Линь Цзэсюя. Англия развернула "опиумную" войну против Китая. После нее Линь Цзэсюй был смещен со своего поста. На этом Настояли англичане. Но китайцы с уважением относились к Линь Цзэсюю.

Одним из основоположников национальной китайской
журналистики был Ван Тао (1828-1887гг.). Он был сыном учителя и сам
учитель по образованию. Активно сотрудничал с участниками тайнинского
восстания, был ревностным пропагандистом социально-экономических и
Культурных реформ, способных преодолеть отсталость общественной
системы Китая. В 1873 году Ван Тао создал первое независимое
издательство "Чжунхуа иньу цзунцзюй". Оно стало выпускать в Гонконге с
1874 года газету "Сюньхуань жибао". Публиковались новости со всего
Китая.

Еще одну газету Ван Тао создал в Шанхае, куда переехал в 1884 Году.

На начальном этапе развития прессы в Китае применялся литографический способ. Затем удалось внедрить металлический шрифт и печатные машины. В 1860 году американский миссионер В.Гэмбл разработал технологию изготовления матриц китайского шрифта.

В 1881 году была основана Государственная телеграфная компания. В 1896 году появилась Китайская императорская почтовая служба, которая уже в 1897 году взялась за распространение периодической печати.

Заметный толчок развитию национальной прессы на китайском Языке дало буржуазно-реформаторское движение, сформировавшееся в Китае в конце XIX века. Передовые представители китайской интеллигенции, выражавшие интересы нарождавшейся национальной буржуазии, усилили критику реакционного цинского режима, повинного в сохранении деспотических порядков и феодальной отсталости страны.

-337-


Волна протестов прокатилась по стране в 1895 году, когда стало известно о разгроме японцами китайского флота. Видным представителем реформаторского движения был ученый и политический деятель Кан Ювэй, основавший патриотическое общество "Союз зашиты родины", который ученые-востоковеды считают первой в истории Китая политической партией. Периодическая печать для Кан Ювэя и его сторонников сделалась основным средством пропаганды реформаторских идей. В разных городах Китая "Союзом защиты родины" было основано примерно 30 газет. Этот период называют "золотой порой" китайской прессы. Но после дворцового переворота, осуществленного кликой Цыси в 1898 году, реформаторов стали решительно преследовать, их газеты были запрещены. Кан Ювэй, его ближайший помощник Лян Цичао убежали за границу. Они обосновались в Сингапуре. Здесь стали издавать газеты на китайском языке. Их объединяла антицынская направленность.

Китайская пресса конца XIX - начала XX вв. сыграла значительную роль и реформе китайского литературного языка. Традиционный литературный язык вэньянь существенно отличался от устной речи, был малопонятен простым людям. Борьба за переход на байхуа - литературный язык, основанный на нормах разговорной речи, была начата передовыми деятелями китайской культуры еще в первой половине XIX века. Но результаты она принесла лишь с началом буржуазно-демократического движения в Китае. Много сделал в этой области Янь Фу, выпускавший с 1897 года в Тэньшине газету "Говэнь бао". Большую роль сыграл в реформе китайского литературного языка Лян Цичао, ближайший помощник и ученик Кан Ювэя. Он свои публицистические произведения писал на байхуа и призывал к этому других авторов. Лян Цичао был редактором ежедневной газеты "Ваньго гунбао" ("Всемирный вестник"). Она стала выходить с июня 1895 года. Активно поддерживалась сторонниками реформ. В Пекине издавался "Столичный вестник" ("Цзинбао"), печатавший лишь правительственные распоряжения и директивы.

В соответствии с императорским указом в Китае создается издательство Гуаныпуцзюй взамен реформаторского "Цянсюхуэй", которое было закрыто. Новое издательство сосредоточилось на переводах западной художественной литературы и периодической печати. Затем стало издавать свои газеты "Гуаныыу чубао" и "Гуанынуцзюй хуэйбао" (1896-1898 гг.). По внешнему виду и формату эти газеты не отличались от "Столичного вестника" ("Цзинбао"). Иначе говоря, тоже были официальными, строгими.

Конец XIX - начало XX вв. характеризуется в Китае как период "западных поветрий". Возрос интерес китайцев к опыту революционного движения народов европейских стран. Удовлетворению его способствовали газеты "Прибой Чжэцзяна" (1903г.), "Цзянсу" (1903г.), которые выпускались китайскими студентами, учившимися в Японии.

-338-


Большое влияние на становление и развитие демократической печати Китая оказала деятельность Сунь Ят-Сена. Он родился 12 ноября 1866 года в бедной крестьянской семье. До 1879 года жил с родителями, учился грамоте у своего дяди, затем поехал на Гавайские острова к брату, который был старше его на 15 лет. Сунь Мэй (брат) определил Сунь Ят-Сена в английскую миссионерскую школу в Гонолулу. В 1881 году Сунь Ят-Сен окончил ее с отличием, а в 1883 году был отправлен братом обратно в Китай. Осенью 1883 года Сунь Ят-Сен поступил в английскую миссионерскую школу в Сянгане, а в 1884 году в "Квинс колледж", где проучился до 1886 года. Затем был принят в Гуанчжоускую медицинскую школу, содержавшуюся английскими миссионерами. В 1887 году Сунь Ят-Сен перешел в открывшийся медицинский институт в Сянгане, который окончил в 1892 году. Медицинской практикой занимался в португальской колонии Аомынь (Макао). А в 1894 году снова приехал на Гавайские острова, где из числа китайских эмигрантов смог созвать "Союз возрождения Китая" ("Син Чжун хуэй"). Сунь Ят-Сен написал декларацию и устав "Союза возрождения Китая". В конце 1894 года Сунь Ят-Сен вернулся в Китай. Одно из филиальных учреждений "Союза возрождения Китая" смог создать в Сянгане под вывеской торговой фирмы. Появились в разных городах Китая и другие подразделения этого союза. Но печатного органа он не имел почти шесть лет.

Своя газета у Союза появилась в 1899 году. Называлась "Чжунго жибао" ("Китайская газета"). Название газеты было взято из популярного лозунга периода борьбы с вторжением маньчжуров: "Китай - это Китай китайцев". Главным редактором был Чэнь Шао-бо. В создании газеты "Союзу возрождения Китая" помог адвокат Хэ Ци. Являясь британским подданным, он уладил все формальности с английскими властями Сянгана, где и стала выходить газета. Она открыто объявила войну маньчжурскому правительству и монархической "Партии защиты императора". Помогали газете английские журналисты Морген и Альфред Каннингхэм, симпатизировавшие ее антиманьчжурскому курсу.

Помещение редакции газеты стало играть роль штаба по подготовке восстания, которое готовилось "Союзом возрождения Китая" в Хуэйчжоу. Восстание вспыхнуло, но было жестоко подавлено.

В 1904 году Сунь Ят-Сен написал статью "Критика газеты "партии защиты императора". В ней связал требование о свержении цинского режима с задачей предотвращения агрессии иностранных держав. Эта статья была напечатана в газете "Лун цзи бао", которая издавалась китайскими эмигрантами на Гавайских островах (1904 г.).

30 июля 1905 года на заседании 60 представителей различных китайских революционных антиманьчжурских организаций в Токио был создан "Объединенный союз" ("Чжунго тунмынхуэй"). Программа союза был сформулирована на основе "трех народных принципов" Сунь Ят-Сена: "Изгнать маньчжуров, восстановить Китай, учредив республику, уравнять права на землю". В Токио был создан ежемесячный орган Союза

-339-


журнал "Минь бао" ("Народ" или "Вестник народа"), издававшийся тиражом две тысячи экземпляров. Считается, что дата основания "Минь бао" - октябрь 1905 года.

Идея создания печатного органа союза "Тунмэнхуэй" принадлежит Сунь Ят-Сену. Базой для издания послужил выходивший в Токио журнал "Эрши шицзичжи чжина" ("Китай XXвека"), который в мае 1905 года основала группа представителей революционно настроенной китайской интеллигенции, проживавшей в Японии - Хуан Син, Сун Цзяожень, Чэнь Тяньхуа и другие. Инициативу использования журнала "Китай XX века" в качестве официального органа Союза проявили его редакторы. 20 августа 1905 года на учредительном собрании "Тунмэнхуэй" Хуан Син сообщил, что, поскольку половина членов редакции журнала "Китай XX века" вступила в союз, они согласны передать новому обществу свой печатный орган. Выступление Хуан Сина было встречено с одобрением. Когда же Сун Цзяожэнь, уполномоченный осуществить официальную передачу журнала, пришел в издательство, где был отпечатан второй номер "Китай XX века", он встретил там полицейского чиновника, от имени японского правительства объявившего ему о запрещении издания журнала. Второй номер был конфискован по обвинению в "нарушении порядка". Журнал был запрещён в связи с опубликованием статьи Цай Сюйдуна, в которой критиковалась агрессивная политика Японии в отношения Китая. Таким образом, члены новой революционной организации уже не могли выпускать журнал под прежним названием, но впоследствии, видимо, воспользовались его полиграфической базой. Через несколько месяцев они добились разрешения на выпуск журнала "Минь бао" В первом номере, как и ранее, была помещена фотография китайского императора Хуанди, что свидетельствовало о преемственности "Минь бао" идей национализма, пропагандировавшихся его предшественником.

"Минь бао" был самым объемистым среди китайских периодически изданий Краткий проспект журнала определял его объем - не менее 120 страниц, но в действительности он имел 130-150 страниц, содержащих примерно 50-60 тысяч иероглифов.

Средства на издание журнала складывались из разных источников. Главным из них, видимо, была реализация журнала. Правда, эти средства поступали в издательство нерегулярно и несвоевременно. Редакция не редко обращалась через журнал к своим агентам-распространителям с просьбой ускорить высылку выручки от продажи журнала. Другим источником средств служили добровольные пожертвования членов "Тунмэнхуэя" и сочувствующих революционной борьбе в Китае. Их список насчитывал около 400 человек и организаций

Журнал "Минь бао" распространялся отделениями Союза "Тунмэнхуэй" не только в Китае и Японии, но и в других странах: в Канаде, США (Сан-Франциско, Нью-Йорк), Германии, Вьетнаме. В Китае распространение журнала было сопряжено с большим риском. Сун Цзяожэнь в своих воспоминаниях подчеркивал, что издательство

-340-


"Синьчжэ" в Шанхае, вначале согласившееся продавать журнал "Минь бао", затем отказалось от этого, поскольку "содержание "Минь бао" слишком острое".

Штат сотрудников редакции состоял из шести человек, редактора, делопроизводителя, бухгалтера, двух корректоров и секретаря.

Редактором "Минь бао" с первого по пятый номер официально считался Чжан Цзи. В августе 1906 года, узнав, что 29 июня был выпущен из тюрьмы Чжан Бин-линь, представители "Тунмэнхуэя" пригласили его на эту должность.

Современники в своих воспоминаниях сообщают, что настоящими редакторами "Минь бао" были не те лица, имена которых указывались на обложке, а другие. Фактически первые пять номеров редактировал Ху Хань-минь, хотя на обложке стоит имя Чжан Цзи. Это делалось в целях конспирации, чтобы обезопасить от преследований ценных работников Союза.

Постоянно с "Минь бао" поддерживали контакты 60 авторов Наиболее активно сотрудничали из них 13. Публиковались оригинальные статьи, заметки, переводы.

»',s? Непосредственное участие главы Союза Сунь Ят-Сена в "Минь бао"
было незначительным. В то время, когда лидеры либеральной группировки
(реформаторы) Лян Цичао и Кан Ю-вэй активно использовали свой
печатный орган "Синьминь цунбао" и в каждом номере публиковали свои
статьи, энергично полемизируя с революционерами, Сунь Ят-Сен написал
лишь вступительную статью к первому номеру "Минь бао" (точнее, он
продиктовал ее Ху Хань-Миню, фактическому редактору). В этом же
номере было дано изложение речи Сунь Ят-Сена на встрече со студентами
в Токио. И все-таки политика, которую проводил журнал, была политикой
Сунь Ят-Сена.

Журнал "Минь бао" был рассчитан на узкий круг читателей -исключительно на высокообразованную аудиторию. Обязательным разделом в каждом номере был теоретический. Остальные рубрики -текущие события, переводы, беседы, литературные произведения, памятные события, письма, "рукописи, полученные с мест". Почти в каждом номере помещались многочисленные объявления и реклама товаров различных торговых фирм.

Журнал пропагандировал газеты и журналы, близкие ему во духу и идейной направленности, - всего 14 журналов и 3 газеты. Газету "Чжунго жибао", издававшуюся в Сянгане с 1899 года, "Минь бао" определял как "революционный орган Китая", "провозвестник трех великих народных принципов - национализма, народовластия, народного благоденствия". Пропагандистом этих же принципов являлась газета "Чжунсин жибао". Газета "Хуа ин жибао", существовавшая в США с 1906 года, по словам "Минь бао", не только развивала идеи трех народных принципов, но и вела борьбу с ошибочными теориями Кан (Ю-вэя) и Лян (Цичао). На страницах "Минь бао" популяризировались журналы "Фу бао" ("Возрождение"),

-341-


"Гоцуй сюэбао" ("Национальные науки"), "Ханьфэн цзачжи" ("Ханьское знамя").

В первое десятилетие XX века идеи революционно-демократического переустройства страны широко пропагандировались на страницах 50-и периодических изданий, как старых, так и новых. Это были газеты "Чжунго жибао", "Субао", "Гоминь жибао", "Цзиньчжун жибао", "Чжунсин жибао" ,'Томиньбао" и другие, журналы "Эрши шицзичжи чжино", "Фу бао", "Юньнань цзачжи", "Ханьчжи цзачжи", "Миньхубао", "Чжунго нюйбао". Свои журналы имели анархисты. Это "Тянь и бао" ("Небесная справедливость"), "Синь шицзи" ("Новая эра"), "Гэмин пинлунь" ("Революционное обозрение"). Регулярно сообщал "Минь бао" о специализированных и земляческих журналах "Цзинь бао" ("Тяньцзинский вестник"), "Цзыю синьбао" ("Свобода"), "Тунсюэ бао" ("Популярные науки"). Внимательно следил "Минь бао" за единственным в стране сатирическим журналом "Юсовэй" ("Слухи", дословно - "О чем говорят?").

В кратком проспекте "Минь бао" обнародованы шесть основных принципов, которые легли в основу идейной направленности журнала:

1. Свержение нынешнего скверного правительства;

2. Поддержка подлинного мира во всем мире;

3. Пропаганда союза граждан двух стран — Японии и Китая;

4. Учреждение республики;

5. Национализация земли;

6. Добиваться от держав одобрения обновления Китая.

Современники и исследователи революционного движения в Китае в начале XX века единодушно подчеркивали, что журнал "Минь бао" мог выражать идеи Сунь Ят-Сена лишь в первых шести номерах. После того, как во главе "Минь бао " встал Чжан Бин-линъ и особенно после отъезда из Японии Сунь Ят-Сена, его сторонников, контроль за деятельностью журнала полностью перешел к Чжан Бин-линю и к его сторонникам, которых объединяла с Сунь Ят-Сеном лишь идея национализма. Чжан Бин-линь решительно возражал, например, против идеи национализации земли.

Основная часть публикаций журнала была связана с разоблачением маньчжурского правительства. Критике подверглись также чиновники-китайцы, верой и правдой служившие маньчжурам.

В трактовке идеи национализма между сторонниками Чжан Бин-линя и Сунь Ят-Сена существовали некоторые различия. Сунь Ят-Сен подчеркивал, что национализм революционеров не должен сводиться к мести всем без исключения маньчжурам. В отличие от суньятсенистов сторонники Чжан Бин-линя выдвигали на первое место именно идею мести.

Пропаганде и разъяснению принципов народовластия было посвящено несколько статей в первых номерах журнала. Отстаивалась идея установления в Китае республиканского строя.

-342-


I

На страницах журнала "Минь бао" нашел отражение и третий принципСунь Ят-Сена - народное благоденствие.

*' Некоторые идеи анархизма, в частности, стремление к разрушению Старой государственной машины, старого правления, имели для китайских оеволюционеров притягательную силу. Не случайно на страницах "Минь Jj^o" печатались оригинальные статьи и переводы, посвященные истории и ^временной деятельности анархистов. Вместе с тем публиковались и Полемические статьи о роли государства, правительства после победы революции.

Большое место в "Минь бао" занимала полемика с реформаторами о

жтивах разработки и утверждения в Китае конституции, а также

(ения социальных преобразований в стране. Ряд статей построен на журнала "Синьминь цунбао", печатного органа реформаторов.

Значительная часть публикаций в "Минь бао" была посвящена анализу исторического прошлого Китая, связанного с освободительной, |втиманьчжурской борьбой. Популяризировалась политика государства тайпинов.

Во многих статьях и корреспонденциях освещалась внутриполитическая жизнь разных стран мира; помещались фотографии йоупных зарубежных мыслителей и революционных деятелей, переводы да работ. Во втором номере журнала был помещен портрет Софьи Перовской - революционной народницы, участницы "хождения в народ", Члена "Земли и воли", организатора и участницы покушений на Александра И, повешенной в Петербурге 3 апреля 1881 года. В третьем Йс-мере портрет Бакунина - основателя анархистской партии, в Четырнадцатом - фотографии ссыльных Акатуя, снимок женщин-политкаторжанок. Характерно, что портреты русских революционеров и картины из русской революционной действительности обьяно помещались вместе с изображениями китайских революционеров. Этим по Умыслу редакции подчеркивалась внутренняя связь между социальными явлениями двух соседних стран.

В "Минь бао" печаталось много статей и очерков, имевших прямое или косвенное отношение к событиям в России. Например, в третьем номере статья Цян Чжая сообщала о событиях 1905 года, демонстрации народа 9 января и о ее разгроме жандармами, об убийстве Плеве, министра внутренних дел, шефа отдельного корпуса жандармов.

Журнал "Минь бао" был запрещен японскими властями в 1908 году. Поводом послужила статья Тан Цзэн-би "Революционная психология", оправдывавшая индивидуальный террор. Ее положения нарушали параграф 33 Правил печати о нанесении вреда общественному порядку, «вторые действовали в Японии Об этом говорил прокурор на суде, где от ТЙинь бао" представительствовал редактор журнала Чжан Бин-линь. Чжан Бин-линь в заключительном слове заявил, что журнал призывал к Революционной борьбе не против японских властей, а против


-343-

 


маньчжурского правительства, которое не выражало интересов китайцев (ханьцев), насильственно узурпировав власть в Китае.

Журнал был закрыт. Но продолжал выходить в Токио нелегально. Есть сведения, что печатался он и в Париже. Правда достоверность их довольно сомнительна.

Переход революционно-демократической прессы Китая на позиции марксизма и объединение марксистских кружков, групп в Коммунистическую партию Китая (КПК) в июле 1921 года произошло под влиянием победы Октябрьской революции в России.

Одним из участников I (Шанхайского) съезда КПК был Мао Цзэ-дун. Он родился 26 декабря 1893 года на юге Китая в деревне Шаошань уезда Сянтань провинции Хунань. Кроме Мао в семье было еще трое детей: два сына и дочь. Младшие братья - Мао Цзе-минь и Мао Цзе-тань, сестра Мао Цзэ-хун. Все они впоследствии стали коммунистами и в годы революции погибли.

Отец из крестьян. За годы военной службы скопил определенную сумму денег и, вернувшись в родную деревню, стал мелким торговцем. Он скупал у крестьян рис, а затем перепродавал его городским купцам по более дорогой цене.

В восьмилетнем возрасте Мао стал посещать обычную школу. Но с тринадцати лет по настоянию отца бросил ее. Работал в поле, помогал отцу вести денежные счета. Семнадцати лет Мао снова продолжил свое образование, поступив в школу в Дуншане уезда Сянсян провинции Хунань. Большинство учащихся в этой школе были детьми помещиков. Они встретили "новенького" достаточно насмешливо, относились к нему презрительно (плохо одет, из крестьян). Мао учился хорошо. Но общего языка со сверстниками так и не нашел. Ушел из этой школы в начале 1911 года.

10 октября 1911 года вспыхнуло Учанское восстание в Центральном Китае. Оно послужило началом Синьхайской революции. Под ее ударами цинская династия пала. 12 февраля 1912 года был опубликован акт об отречении цинской династии. В августе 1912 года в Пекине была создана Национальная партия - гоминьдан, в состав которой вошел "Объединенный союз" ("Тунмэнхой"), созданный Сунь Ят-Сеном.

Мао познакомился с брошюрой Чэнь Тянь-хуа, которая начиналась словами: "Увы! Китай будет покорен! ". "После того как я прочел это, -вспоминал Мао, - я почувствовал тревогу за будущее своей страны и стал отчетливо сознавать, что долг всего народа - помочь спасти Китай".

В 1911 году Мао вступил в армию. Здесь читал газету "Сянцзян жибао". Так познакомился с идеями социализма.

Через полгода Мао покинул армию. В 1913 году приехал в город Чанша - столицу провинции Хунань. Здесь поступил в педагогическое училище, которое закончил в 1918 году. Его студенческие сочинения как образцовые вывешивались на стенах училища. В училище Мао услышал о Сунь Ят-Сене, о программе "Объединенного союза" Его волновали книги

-344-


о великих людях Китая. Мао восхищался Кан Ю-вэем, не видел разницы между ним и Сунь Ят-сеном. Написал листовку, в которой требовал, чтобы Сунь Ят-сен был назначен президентом, а Кан Ю-вэй - премьером.

К журналистской работе Мао приобщился через журнал "Новая молодежь" ("Синь циннянь"), который издавался под редакцией Чэнь Ду-сю. В дальнейшем Чэнь Ду-сю стал одним из основателей Коммунистической партии Китая. Обвиненный в "правом" уклоне, в 1929 году был исключен из нее. Умер в 1942 году.

Это был просветительский журнал, который ставил своей основной задачей борьбу с невежеством и суеверием, выступал с пропагандой марксистских взглядов. В апреле 1917 года Мао публикует в журнале "Новая молодежь" свою первую статью, посвященную проблемам физической культуры. В ней говорилось: "Наша нация имеет недостаточно физических сил. Боевой дух не пробужден. Физическое состояние населения ежедневно ухудшается. Это чрезвычайно опасное явление. Если так будет продолжаться, мы будем постепенно слабеть. Достичь наших целей, заставить другие народы ощутить наше величие - это лишь нечто внешнее, результаты. Внутренняя же основа всего — это развитие наших физических сил.

Если наше тело'недостаточно сильно, мы испугаемся как только завидим вражеских солдат. Как же тогда мы добьемся наших целей и заставим себя уважать? "

Итак, на первое место в статье выдвигается проблема возрождения национального величия Китая. Мао предлагает восстановить дух военной доблести как гарантию спасения нации.

С 1918 года Мао увлекся анархизмом. Читает работы П.Кропоткина, других анархо-социалистов. Знакомится в Пекине с активными деятелями анархизма, вступает в переписку с ними, пытается создать в Хунани анархистское общество. В 1918 году Мао приехал в Пекин. Поступил в помощники к заведующему библиотекой Пекинского университета Ли Да-чжао. Это был образованный марксист. Впрочем, оценивая тот период в своей жизни, Мао отмечал, что испытывал тогда "забавную смесь идей либерализма, демократического реформизма и утопического социализма". Особо увлекался иллюзиями общенационального единства. Под их влиянием написал статью "Великий союз народных масс". Она была опубликована в номерах два, три и четыре журнала "Сянвдянское обозрение" ("Сянцзян пинлунь") за 1919 год Мао стал редактором этого журнала. Из статьи ясно, что Мао не видел различий между рабочими и буржуазией. Будучи редактором журнала "Сянцзян пинлунь", Мао уделяет большое внимание движению "за новую культуру", ратует за то, чтобы заменить напыщенный архаичный язык (вэньянь) простым, народным (байхуа): сам старается писать только на байхуа. Но даже умеренная просветительская деятельность вызвала недовольство властей и журнал "Сянцзян пинлунь" был закрыт. Мао становится

-345-


редактором другого студенческого журнала в Чанша - "Синь Хунань". В Чанша Мао стал директором начальной школы.

Мао Цзэ-дун подчеркивал, что стал "марксистом в теории и в некоторой степени на практике" летом 1920 года, когда прочитал "Манифест Коммунистической партии" К.Маркса и Ф.Энгельса.

Первые печатные органы КПК "Лаодун цзе" ("Трудящийся"), "Синь цичнянъ" ("Новая молодежь") и другие широко популяризировали российские революционные события. Начальный период развития китайской коммунистической печати - 1919-1927 гг. - проходил в условиях легальной работы. Так по решению III съезда КПК, состоявшегося в 1923 году, коммунисты вошли в буржуазное правительство Сунь Ят-Сена. Это позволило организовать разветвленную сеть партийной пропаганды и агитации, представленной несколькими ежедневными газетами, иллюстрированными журналами и еженедельниками.

Суяь Ят-Сен отводил большую роль государству, республике в воплощении трех народных принципов. Государство должно было стать не только гарантом национальной целостности и независимости Китая, но и духовным пастырем, политическим опекуном и распорядителем общественного богатства китайского народа. Китай может вырваться из экономической отсталости, считал Сунь Ят-Сен, только опираясь на мощные рычаги государственной власти. Государство должно заниматься индустриализацией страны, регулированием и уравниванием материального положения граждан, главным образом, путем фиксации цен на землю и отчуждения дифференциальной ренты. Сунь Ят-Сен призывал к построению государства нового типа. Это означало подчинение интересов государства интересам народа. Суньятсеновский национализм в конечном счете подразумевал мобилизацию всех сил нации на борьбу против империализма. Сунь Ят-Сен неоднократно высказывался по поводу императорских цензоров, существовавших в древнее Китае. При этом он подчеркивал, что цензоры были всего лишь "рабами монарха", а потому "институт в целом не отвечал своему назначению".

1 мая 1924 года Сунь Ят-Сен выступил на митинге представителей рабочих организаций. Он отметил, что положение рабочих капиталистических стран отличается от положения рабочих Китая, где нет крупных капиталистов и где эксплуатация исходит исключительно со стороны иностранцев. Поэтому Сунь Ят-Сен призывал рабочих воздерживаться от конфликтов со "своими" предпринимателями и сосредоточить все силы на борьбе против иностранного гнета. Сунь Ят-Сен утверждал, что рабочие могут добиться коренного улучшения своего положения только свергнув его.

После контрреволюционного переворота 1927 года в течение десятилетия коммунистическая печать выходит в освобожденных районах Китая, а также нелегально на территории, контролировавшейся режимом Чан Кай-ши. Орган ЦК КПК - газета "Хунци жибао" ("Красное знамя"), несмотря на тяжелые условия подполья, имела тираж 12 тысяч

-346-


экземпляров. Многие номера ее переписывалась от руки и

**- распространялись на крупных предприятиях. В революционных районах действовала налаженная коммунистами система партийной, профсоюзной я молодежной печати. Только в центральном районе издавались 34 газеты

• тиражом в несколько тысяч экземпляров.

В 1937-1945 гг. партийная печать Китая существовала в условиях японской агрессии Подъем масс на национально-освободительную борьбу стал ее главной задачей. Этой цели служил еженедельный теоретический журнал "Цзефан" ("Освобождение") и "Синьхуа жибао" ("Газета нового Китая") - самые массовые издания коммунистов того времени. Журналистам приходилось сражаться не только пером, но и с оружием в руках. Так, в 1942 году во время наступления японских захватчиков в бою погибло около пятидесяти работников "Синьхуа жибао". В обстановке боевых действий с японскими интервентами КПК находила силы принимать меры по повышению качества печати. Этой цели служило, в частности, решение ЦК об упорядочении печати и улучшении языка газеты, принятое в июне 1941 года.









Читайте также:

  1. Анализ влияния налогового бремени на деятельность туристского предприятия. Пути повышения эффективности работы туристского предприятия в условиях действующей налоговой системы
  2. Анализ максимизации прибыли в условиях рынка несовершенной конкуренции
  3. Античная цивилизация. Государство и право Древней Греции
  4. В городских условиях ( ОК -5, ОК-7, ОК-9, ОК-10)
  5. В условиях дуополии с неравным распределением рыночной власти между фирмами одна из них ведет себя как лидер, в то время как другая осуществляет стратегию приспособления
  6. В условиях неограниченных ресурсов
  7. В условиях новой экономической политики
  8. В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  9. ВЕДЕНИЕ СНАЙПЕРСКОГО ОГНЯ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
  10. Внешние экономические связи Китая
  11. Внутренняя политика Советского государства, проводившаяся в 1918 — 1921 гг. в условиях Гражданской войны.
  12. Во время Крымской войны, ослабление Китая и его превращение в страну, зависимую от англо-


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 100;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная