Лекции.ИНФО


Влияние научно-технической революции на журналистику (опыт Южной Кореи)



Конец XX века ознаменовался гигантским расширением
информационных процессов, получивших общемировой характер. Это
обусловлено различными причинами. Совершенствуются
межгосударственные контакты в экономической, политической,
дипломатической, юридической и иных сферах деятельности. Возникают
все новые и новые союзы, блоки между разными странами. Растут
масштабы научно-технического прогресса, повышается уровень
технического, электронного обеспечения нужд человечества. Осваиваются
оптимальные информационные технологии. Все это имеет самое
непосредственное отношение к нуждам журналистики, которая
превращается в глобальную систему СМИ (средств массовой информации)
и СМО (средств массового общения), приобретает дополнительные
качественные характеристики. Открылась возможность беспрепятственной
доставки информации в любую часть Земного шара. Появилось
неизвестное ранее политическое, дипломатическое, общегосударственное
понятие — Мировое информационное пространство. О нем стали говорить
как о ИНФОНООСФЕРЕ. Ее образование есть достижение человеческого
разума, направленного на обеспечение развитых информационных
потребностей общества массовой культуры. К концу XX века существенно
возросла роль журналистики в развитии цивилизации.

Известно, что 12 апреля 1961 года полетел в космос Юрий Гагарин. А в 1963 году был запущен первый в мире геостационарный спутник связи, открывший эру глобальных коммуникаций. Это было сделано Соединенными Штатами Америки. В настоящее время действуют около 140 геостационарных коммуникационных спутников, принадлежащих разным странам, которые вместе с кабельными, микроволновыми, волокнооптическими сетями обеспечивают передачу информации, в том числе речевой, во все возрастающих масштабах.

Много значило создание компьютерных систем. Тридцать лет назад это были громоздкие машины, размещавшиеся в специальных центрах и обслуживавшиеся специалистами-профессионалами. С течением времени благодаря прогрессу микроэлектроники компьютеры превратились в небольшие, но мощные аппараты, обеспечивающие невиданно широкий доступ к информации. По сравнению с первым поколением ЭВМ сегодняшние микрокомпьютеры работают в двадцать раз быстрее, обладают более емкой памятью, в тысячи раз более надежны, потребляют энергию электрической лампочки, а не локомотива, стоят в десять тысяч раз дешевле. Параллельно развивались телекоммуникационные системы. Сочетание компьютерной и телекоммуникационной техники началось в 50-х годах, когда были разработаны устройства, позволявшие цифровым компьютерам

-406-


"переговариваться" с другими электронно-вычислительными машинами по телефонным линиям. С появлением цифровых телефонных систем компьютерная техника еще более сблизилась с телекоммуникационной. Так были заложены основы Века информации.

Информационная революция бросила человечеству своеобразный вызов и предложила возможности новых принципов жизни. Не принять этот вызов значило бы повернуться спиной к будущему, ибо оно принадлежит тем, кто обладает свободой вопрошать, исследовать, обмениваться идеями и творить, используя доступ к глобальному и постоянно увеличивающемуся фонду информации.

Как открывшимися возможностями смогли воспользоваться средства массовой информации Южной Кореи?

В Корее национально-патриотическая пресса возникла позже, чем в
Китае, хотя между общественно-политическими системами обеих стран
было много схожего. Правящие монархические режимы препятствовали
развитию передовых общественных отношений и, заинтересованные в
консервации феодальных порядков, осуществляли политику изоляции
страны от внешнего мира. Западные державы, стремясь облегчить свое
проникновение в экономику Кореи, активно использовали в качестве
"тарана" Японию, поощряя и поддерживая ее агрессивные действия против
Кореи. Местным патриотам, пытавшимся сохранить национальную
независимость страны, приходилось поэтому вести борьбу с
колониальными замыслами как западных держав, так и Японии. Кроме
того, Корею считали своим вассалом правители цинского государства,
хотя Китай ко второй половине XIX века уже сам находился в сильной
зависимости от иностранного влияния. В пользу зависимости Кореи от
Китая в числе прочих долгое время действовали такие факторы, как
широкое распространение в правящих кругах страны идей конфуцианства
и традиционное влияние китайской культуры. Чиновники-конфуцианцы,
занимавшие важные посты в государственном аппарате, проводили
политику преклонения перед Китаем. Они препятствовали введению в
практику образования национального самобытного алфавита "онмун",
созданного в XV веке, настаивая на использовании китайской
иероглифики. Одним из важнейших пунктов программы буржуазно-
реформаторского движения, возникшего в Корее в конце XIX века, было
требование необходимости реформы письменности, полного
освобождения ее от китайских иероглифов. Передовые представители
интеллигенции на собственные средства открывали народные школы, где
обучали детей письму на основе понятного и доступного всем
национального алфавита. Это само по себе являлось уже вызовом
конфуцианцам - сторонникам смешанного корейско-китайского письма.

История корейской периодической печати началась в 1883 году. Тогда группа молодых реформаторов, выходцев из знатных дворянских родов, во главе с Кимом Оккюном стала выпускать газету "Хансон сунбо" ("Сеульская газета"). Формально эта газета считалась органом

-407-


правительства. Фактически же она была инструментом идейно-политической борьбы в руках реформаторов, призывавших к борьбе с феодальной отсталостью и обветшалыми традициями конфуцианства. Газета, а выходила она приблизительно раз в десять дней, имела ярко выраженную антикитайскую направленность. Ее редакторы открыто заявляли, что слишком тесные корейско-китайские связи могут стать большой помехой в деле социального и экономического прогресса страны. В то же время газета активно выступала за заимствование научно-технических и культурных достижений европейцев, указывая в качестве образца для подражания в этом отношении на Японию, добившуюся за время после буржуазной революции 1868 года заметных успехов в своем развитии. Редакторы считали необходимым помогать читателям в расширении их кругозора и знаний. На страницах "Хансон сунбо" регулярно помещались новости о международных событиях. Газета выпускалась в общей сложности немногими больше года. В декабре 1884 года после того, как Ким Оккюн и его соратники после неудачной попытки дворцового переворота бежали за границу, "Хансон сунбо" прекратила существование. Несмотря на свою антикитайскую направленность газета использовала исключительно китайскую иероглифику. Выпускавшей ее типографии не удалось изготовить шрифты корейского алфавита.

Заметные успехи в развитии корейской прессы произошли во второй половине 90-х гг. ХГХ века. Этот период отмечен в истории Кореи бурным ростом национального и общественного самосознания населения. Поражение Китая в японско-китайской войне 1894-1895 гг. привело к тому, что Китай окончательно отказался от своих позиций в Корее. В стране резко усилилось влияние капиталистической Японии. Формально Корея объявлялась государством, освободившимся от вековой вассальной подчиненности. Но на самом деле ее правительство находилось теперь под контролем японцев. Осознание народом этого факта содействовало пробуждению патриотических чувств и активному формированию буржуазно-националистической идеологии. По всей стране стали организовываться различные патриотические общества, носившие преимущественно культурно-просветительский, но подчас и открыто политический характер. Некоторые из них имели собственные печатные органы. Поскольку большинство этих обществ было создано в связи с провозглашением незавимости Кореи, освобождения от сюзеренитета Китая, японцы на первых порах не препятствовали их деятельности.

Корейская пресса конца ХГХ - начала XX вв. сыграла значительную роль в подъеме антиколониального движения. На ее страницах сообщалось о проходивших в стране массовых митингах и демонстрациях с требованием независимости, печатались патриотические призывы. Пресса ставила вопрос о предоставлении народу буржуазных свобод (свободы слова, печати, собраний), критиковала факты коррупции и бюрократизма, допускавшиеся чиновниками государственного аппарата. В ответ на это правительство стремилось создать для оппозиционной прессы тяжелые

-408-


материальные и правовые1 условия. Положение прессы еще более ухудшилось, когда в 1900 году контроль над ней был передан в ведение министерства внутренних Дел. С началом русско-японской войны 1904-1905 гг., когда японские войска фактически оккупировали территорию Кореи, в стране было объявлено чрезвычайное положение, введена военная цензура. В 1910 году, когда Корея окончательно была превращена в колонию Японии, патриотическую прессу полностью ликвидировали. На всю страну с населением 12 миллионов человек издавалась одна ежедневная газета, принадлежащая корейцам. В то же время для 150 тысяч японцев, проживающих в Корее, выпускалось 16 ежедневных газет.

Три с половиной десятилетия политическая жизнь, экономика, печать страны были поставлены под жесткий контроль колонизаторов. Одни газеты закрывались, другие открывались. Наиболее стойкой оказалась газета "Тонгнип синмун". В 19% году ей исполнилось сто лет. Стабильным было положение таких изданий, как "Чосон ильбо" ("Корейская газета") и "Тон 'А ильбо" ("Восточно-азиатская газета"), основанных в 1920 году. Правда, их благополучие являлось весьма условным. "Тон 'А ильбо", например, за первые два десятилетия своего существования четыре раза закрывалась, 63 раза запрещалась ее продажа, 489 раз конфисковывались отдельные номера, 2423 раза материалы газеты снимались цензурой, наконец, по решению японских властей в 1940 году газета была закрыта. Издание удалось возобновить лишь в 1945 году после освобождения страны от японских оккупантов.

В настоящее время " Тон 'А ильбо" и ее ровесница "Чосон ильбо" считаются не только старейшими, но и ведущими периодическими изданиями страны (тиражи: 350 тысяч и 345 тысяч экземпляров соответственно).

После 1945 года корейская журналистика получила специфическое развитие. В обоих образовавшихся после раскола корейских государствах появились новые печатные органы, росли их тиражи, хотя неблагоприятная экономическая ситуация и возникшая между Севером и Югом трехлетняя война (1950-1953гг.) помешали быстрому развитию прессы, других средств массовой информации.

В Южной Корее современное состояние периодических изданий, повышение их качества тесно связаны с развитием и модернизацией отсталой экономики, начало которой было положено в 1962 году. За три с небольшим десятилетия Южная Корея превратилась в современное индустриальное государство. Единственным тормозом, сдерживающим резкий подъем информационно-издательского дела в стране была существовавшая с 1945 года авторитарная система власти с ее строгими ограничительными законами, цензурой и нетерпимостью к оппозиционной прессе. В результате падения режима Ли Сын Мана (1960-1961гг.) были отменены многие ограничения. Число ежедневных газет возросло с 41 до 113. Казалось, что общество получило свободную печать в подлинном смысле. Но военный переворот 1961 года положил конец надеждам на

-409-


демократические перемены. Первые же указы новых правителей привели к закрытию многих изданий. Число ежедневных газет упало до 36. В течение длительного времени СМИ пришлось жить в условиях авторитарных военных режимов. Лишь в 1987 году была принята новая конституция. С ней связана демократизация различных сфер жизни общества.

Одним из последствий начатой демократизации стал рост популярности средств массовой информации, особенно печати. Уже к марту 1990 года вдвое по сравнению с 1988 годом увеличилось число работников, занятых в прессе, на радио, телевидении, в информационном агентстве. Оно достигло 31,3 тысячи человек, то есть почти каждый десятый житель Южной Кореи (8,9%) трудился в сфере СМИ. Быстро росло количество изданий, в том числе оппозиционного характера. В 1987 году в стране выходило 30 ежедневных газет, в 1988 году - 39, в 1991 году - уже 81. Число изданий журнального типа в 1991 году составило 5183 -вдвое больше, чем в 1987 году

В те же годы быстро расширилась аудитория прессы. Правда, сведения о тиражах своих изданий большинство газетных компаний старалось не разглашать. Для них тираж газеты или журнала - это строго охраняемый секрет, относящийся к вопросам бизнеса. Тем не менее известна неофициальная статистика Согласно ей в конце 1988 года общий тираж газетной прессы в стране достигал 13 миллионов экземпляров. Это составляло 31 экземпляр на 100 человек. В мае 1989 года было создано Корейское контрольное бюро тиражей, призванное отслеживать и подтверждать заявления газетных и журнальных издателей о тиражах и распространении. По мнению специалистов, это важный шаг на пути к цивилизованным отношениям между прессой и обществом.

Владельцы ведущих ежедневных газет построили новые современные здания, реализовали последние новинки в издательском процессе. Волна модернизации в прессе особенно активно началась'в 1985 году. Тогда газеты стали закупать офсетные ротационные машины, внедрять компьютерную технику. Новые издания, как правило, сразу начинали с приобретения современного оборудования, стараясь довести качество полиграфического исполнения до безупречного уровня. Так, ежедневная газета "Хангерэ синмун", появившаяся в мае 1988 года (тираж 400 тысяч экземпляров), с первых же дней использовала полностью компьютерную систему на всех этапах изготовления периодического издания. Другая газета - "Джунганг дейли ньюс" - также закупила ряд компьютерных машин в основном из Японии, используемых в получении информации, корректурной правке, наборном процессе. Задача состояла в том, чтобы создать большую партию новых корейских и китайских, шрифтовых комплексов, обеспечить снабжение типографий более дешевыми лазерными принтерами, снизить цены на коммуникационные системы, услуги.

-410-


Состояние технической базы СМИ определяет их оперативность и доступность для населения. От нее зависит сокращение срока выпуска газет, подготовки радио- и телепередач.

Современное состояние развития технической базы СМИ характеризуется прежде всего широким использованием электроники, микропроцессорной техники, автоматизацией многих процессов.

Новая электронная техника, предназначенная для выпуска периодических изданий, радио и телепередач влияет на организацию редакционно-издательской работы, предъявляет более высокие требования к качеству и срокам подготовки журналистских материалов. Журналисты должны хорошо разбираться в этой технике.

Существующие в редакциях средства сбора, обработки и хранения информации освобождают журналистов от рутинных, нетворческих операций, существенно повышают производительность и оперативность редакционной работы, позволяют реализовывать ранее невозможные приемы работы, создавать новые художественные формы, эффекты.

Рост числа изданий и техническая перестройка полиграфической базы прессы привели к серьезной конкуренции в сфере журналистики. В борьбе за читательские рынки многие ежедневные газеты расширили свой объем, начав публикацию 24-страничных номеров. А некоторые раз в неделю выходят даже на 32 страницах. Воскресные номера стали более красочными, информативными, развлекательными. Корейские газеты традиционно не выходили по понедельникам. "Хангук ильбо" первая нарушила эту традицию и с июля 1989 года издается без выходных. Примеру "Хангук ильбо" (с марта 1990 года) последовала "Чосон ильбо", промышленно-экономическая газета "Саноп кёнчже синмун", а затем и некоторые другие газеты. В 1990 году газета "Хангук ильбо" каждую субботу стала выпускать 16-страничные приложения таблоидного формата, используя возможности компьютерного набора, совершенной полиграфической базы. Вслед за ней по пятницам с 8-страничными приложениями стала выходить "Тон 'А ильбо". Впрочем, основная часть этих приложений используется под рекламные сообщения, а не для увеличения числа качественных публикаций.

Развитие национальной прессы в последние годы шло с определенными издержками. Это признают и сами южнокорейские специалисты коммуникативистики. С помощью расширившихся научно-технических возможностей стала торжествовать не столько качественная, сколько "желтая" пресса. Она сумела взять под свой контроль спортивные издания, которые оказывают особенно большое влияние на молодежь, студентов. До 1985 года выходила одна спортивная газета - "Дейли сп­орте". В 1985 году компания "Сеул синмун" предприняла издание своей газеты "Спорте Сеул". В марте 1990 года появилась третья спортивная газета - "Спорт Чосон", родственное издание влиятельной "Чосон ильбо". Для этих газет характерна увлеченность сенсациями, регулярная публикация неприличных карикатур, сплетен, светской хроники и иных

-411-


материалов той же направленности. Комиссия по этике в июле 1990 года была вынуждена официально предостеречь периодические спортивные изданий от наметившейся творческой односторонности.

Все заметнее в среде журналистской общественности становится демократическое движение, зародившееся еще в период правления диктаторского режима Пак Чжон Хи в середине 70-х годов XX века. Движение ставит целью защитить интересы рядовых журналистов, бороться за демократизацию прессы, независимость и плюрализм в сфере информации. Усиление материально-технической базы журналистики способствует этому процессу. С 1988 года выразителем идей и задач журналистского демократического движения стала ежедневная газета "Хангерэ синмун", о которой в стране говорят, что это "газета йового типа, независимая от власти и капитала". Газета делается на основе современных компьютерных технологий.

Кроме нее можно назвать еще ряд изданий, имеющих значительное влияние в южно-корейском обществе. В их числе:

•S "Кенхян синмун" - ежедневная вечерняя газета, издающаяся в Сеуле, и основанная в 1946 году. Ее тираж 300 тысяч экземпляров.

•/ "Кориа геральд" ("Корейский вестник") - ежедневная газета, выходящая в Сеуле на английском языке.

S "Кориа тайме" ("Корейское время") - ежедневная газета, печатающаяся в Сеуле на английском языке. Основана она в 1950 году и сейчас имеет тираж 30 тысяч экземпляров.

•S "Сеул синмун" ("Сеульская газета"). Это ежедневная газета. Издается в Сеуле. Основана в 1938 году. Ее тиираж 156 тысяч экземпляров.

•S "Тэхан ильбо" ("Газета Кореи") - ежедневная вечерняя газета. Имеет штаб-квартиру в Сеуле с 1954 года. Тираж 100 тысяч экземпляров.

•S "Хангук ильбо" ("Корейская газета") — ежедневная газета. Но она имеет и вечерний выпуск. Редакция находится с 1954 года в Сеуле. Ее тираж 215 тысяч экземпляров. Следует упомянуть и

S Журнал "Хенчже мунхак" ("Современная литература"). Это ежемесячный литературно-художественный журнал, издающийся в столице страны с 1955 года. Тираж 15 тысяч экземпляров.

Некоторые из этих газет представлены в Интернете. У них существуют электронные версии.

Основная часть южнокорейской прессы откровенно политизирована. Но есть издания, отказывающиеся участвовать в политической борьбе партий и партийных блоков. Среди них выделяется ежедневная газета "Сегие тайме", издающаяся с 1989 года значительным для Южной Кореи тиражом в 1,2 миллиона экземпляров. Принадлежит она

-412-


•доназываемой Церкви единения, возглавляемой проповедником и Основателем этой церкви Сон Мен Мун. "Сегие тайме" - 20-полосное издание, печатающееся на новейшем оборудовании - считается независимой газетой, не связанной ни с какой политической партией или фракцией. Сами муновцы называют ее "совестью корейского общества".

Большинство южнокорейских газет публикует значительное количество информации. Но лишь наиболее крупные из них имеют сеть собственных корреспондентов по стране. Разумеется, им нужны современные средства связи для оперативной работы. И эта потребность удовлетворяется сполна. Основным источником информационных материалов, доступных практически для всех, остается информационное агентство Ренхап. Оно образовано на базе двух информационных агентств

•«Хабтон Тхонсин и Тоньянг, - которые действовали до 1980 года. Кроме старых агентств его учредителями стали также Ассоциация издателей корейских газет и Радиовещательная ассоциация Южной Кореи. Более чем за двадцатилетний период существования руководители агентства предприняли значительные усилия по улучшению всех его подразделений

• служб. Были приняты меры по технической модернизации и Компьютеризации линий связи, печатающих устройств и т.п. Была закуплена современная компьютерная техника, которая повысила Эффективность операций по сбору, обработке и распространению Информации. Удалось приобрести ряд других электронных аппаратов. Техническая перестройка агентских служб требовала значительных средств, что заставило Ренхап делать долги. Финансовые трудности усугублялись тем, что доходы, получаемые от подписки на информационные материалы агенства, далеко не компенсировали даже текущие затраты. Чтобы сделать информацию доступной Ренхап установило для каждой газеты индивидуальный тариф, определявшийся финансовым положением конкретного издания. В последние годы общий экономический подъем и технические преобразования работы самого агентства дали возможность вывести информационные службы из финансового кризиса.

В настоящее время Ренхап имеет в составе центрального аппарата в Сеуле около 300 репортеров и обозревателей. В различных районах страны работают 100 корреспондентов, за границей - 11 бюро, действующих в ключевых регионах мира - в Европе, Северной Америке, Ближнем Востоке Л '-Юго-Восточной Азии. Агентство заключило соглашения об обмене информацией более чем с 40 информационными службами мира, включая АП,ЮПИ, Рейтер, Франс Пресс. Иностранные и отечественные новости рассылаются на корейском языке примерно в 500 адресов. Это редакции пвет,радио, телевидения, правительственные и другие учреждения. Информационные сводки на английском языке размером до 5 тысяч слов ежедневно уходят с помощью спутниковой системы коммуникаций ПО подписчикам в других странах мира.

-413-


В условиях демократизации общества и роста масштабов оппозиционной прессы монопольное положение Ренхап на информационном рынке вызывает определенное недовольство в среде южнокорейских журналистов. Точка зрения авторов агентских материалов часто не совпадает со взглядами оппозиционных газет. Но других, альтернативных источников информации, нет и в этом многие видят серьезную проблему.

В феврале 1927 года была создана сеульская радиовещательная станция. Японские власти установили строгий контроль над корейским вещанием, ввели цензуру. Вплоть до 1945 года сеульское радио считалось откровенным рупором японской колониальной администрации. Впрочем, в первые годы и основными радиослушателями были японцы. В 1929 году, например, из имевшихся в стране 8200 приемников им принадлежали 6880. Поэтому немалая доля передач корейского радио шла на японском языке.

После завоевания независимости и раскола страны была создана Корейская вещательная система (Кей- би-эс). Она стала ведущим средством правительственной пропаганды. Кей-би-эс, как и несколько мелких радиостанций, появившихся в 50-е годы, финансировались и управлялись государством. В 1961 году в эфир вышла первая в Южной Корее частная коммерческая вещательная компания "Мунхва бродкастинг корпорейшн" (Эм-би-си), быстро занявшая второе место по объему эфирного времени. Вслед за ней появились коммерческие радиостанции Ти-би-си, Си-би-эс и ряд других. Существование независимого коммерческого вещания не устраивало авторитарную власть. В 1980 году по инициативе президента Чон Ду Хвана вся система вещания была реорганизована. Пытаясь усилить средства правительственной пропаганды, глава государства присоединил компанию Ти-би-си к государственной Кей-би-эс. Он также приказал корпорации Эм-би-си продать той же Кей-би-эс 65 процентов своих акций.

За последние годы удалось существенно обновить материально-техническую базу вещания. На службу ему поставлены новейшие электронные системы. В настоящее время в Южной Корее действуют десять радиовещательных компаний: Кей-би-эс, Эм-би-си, Христианская вещательная система (Си-би-эс), Дальневосточная вещательная компания (Эф-и-би-си), Вещательная корпорация свободной Азии (Эф-эй-би-си), Вещательная корпорация мира (Пи-би-си), Буддистская вещательная система (Би-би-эс), Образовательная вещательная система (И-би-эс), Сеульская вещательная система (Эс-би-эс), Вещательная система дорожного движения (Ти-би-эс).

Ведущей радиокампанией по-прежнему остается- Кей-би-эс. Четыре ее канала ведут вещание для населения Южной Кореи, два -предназначены для северокорейских слушателей, а также для корейцев, проживающих в Китае, России и среднеазиатских республиках бывшего СССР. Иновещание ведется на 12-и языках. В их числе английский,

-414-


«итайский, французский, испанский, арабский, японский, русский, немецкий. Своими передачами Кей-би-эс охватывает 98 процентов территорий страны и 99,9 процентов населения. Немногим меньше (93,9 процента жителей страны) у второй по значению частной коммерческой компании - Эм-би-си. Она, имея 20 вещательных станций по всей •^ерритории Южной Кореи, ведет передачи из расчета 330 часов в неделю. Постоянно увеличивается число слушателей у молодых вещательных компаний И-би-эс и Эс-би-эс, оснащенных современным оборудованием. Они были созданы в 1991 году. Первая специализируется на образовательных и культурных программах, вторая ведет коммерческие передачи.

По традиции важную роль в Южной Корее играют религиозные радиостанции. Каждая из них имеет свою аудиторию. Так, Си-би-эс, созданная в 1954 году с целью пропаганды христианского учения и вещающая ежедневно в течение 21 часа, рассчитана на многочисленных слушателей как в самой Южной Корее, так и во многих районах КНДР, северо-востока Китая. Христианские евангелические программы передают так же две другие радиостанции - Эф-и-би-си и Эф-эй-би-си. Их каналы направлены прежде всего на Северную Корею, Монголию, Китай, Россию и среднеазиатские республики бывшего Советского Союза. Для католической общины ведет свои передачи радиостанция Пи-би-си, для буддистов - Би-би-эс. Религиозные радиостанции пользуются преимущественно японской электронной техникой.

Эра телевидения в Южной Корее началась с 1961 года. Правда, были попытки организовать телевидение и раньше, но все они оказались неудачными. Имело свою небольшую телестанцию коммуникационное подразделение американской армии. Затем начала телевизионные передачи и одна корейская компания. Но в 1959 году в здании, где размещалась эта компания, случился пожар и единственный телепередатчик сгорел.

Серьезно за организацию национальной телевизионной сети взялась после этого события государственная компания Кей-би-эс. Ее первые передачи появились на телеэкранах в декабре 1961 года. В 1969 году телевизионное вещание начала частная Эм-би- си, сделавшая попытку составить определенную конкуренцию государственной кампании. В том числе и благодаря лучшей технической оснащенности. В течение длительного времени дуэт Кей-би-эс и Эм-би-си в значительной мере определял развитие телевидения в Южной Корее. Лишь совсем недавно, в 1991 году, еще две компании - И-би-эс и Эс-би-эс - открыли свои телевизионные станции, закупив основную часть оборудования в Японии.

Первая партия цветных телевизоров была выпущена двумя корейскими и двумя японскими фирмами в начале 1974 года по самой Совершенной для того времени технологии. В том же году производство таких телевизоров наладили еще три корейские компании. Правительство Планировало открыть первую станцию цветного телевидения в 1977 году. Однако дело это оказалось непростым. Первые передачи с цветным

-415-


ц

изображением появились на южнокорейских экранах лишь в 1980 году. К этому времени в стране насчитывалось уже около 7 миллионов телевизоров. Многие из них были цветными. К концу 90-х годов XX века цветных телевизоров насчитывалось уже более 8,2 миллиона штук.

Государственный контроль за телевидением, против которого бурно протестовала южнокорейская общественность, действовал постоянно. Кей-би-эс работала под наблюдением министерства культуры и информации, а ее технические средства "опекало" министерство коммуникации. Официальной цензуры на телевизионные передачи, как правило, не было. Но правительство всегда имело возможность оказывать влияние на работников телекомпаний и на содержание готовившихся к эфиру передач. Так, созданный министерством культуры и информации комитет по этике внимательно следил за характером и направлением передач, определял меры наказания за нарушение норм разработанного им этического кодекса За годы своего существования комитет неоднократно отмечал нарушения этических норм в программах новостей, развлекательных передачах, концертах популярной музыки, рекламе. Среди таких нарушений -раскрытие имен и адресов малолетних преступников, грубые выражения и непристойности в "мыльных операх" и комедиях, японские мотивы в корейской популярной музыке.

Комитет по этике выполнял фактически функции предварительной цензуры. Он имел право отвергать сценарии по таким мотивам как вредное воздействие на детей, показ обнаженного тела, длинные волосы, бранная речь. В соответствии с Этическим кодексом налагался категорический запрет на секс и употребление наркотиков в телевизионных передачах. Считалось, что в условиях постоянной борьбы против западного влияния подобные меры были попыткой сохранить корейскую культуру и традиции. Правда, ц в этом деле имели место перегибы, оправдать или объяснить которые довольно трудно. Так, если из-за идеологической конфронтации между Севером и Югом Кореи вполне понятным было запрещение телепрограмм, восхваляющих любые аспекты северокорейской жизни, то объявленный запрет на песни или романы, написанные уехавшими на Север южнокорейскими авторами, выглядел как ничем не оправданный шаг авторитарного режима. С приходом к власти президента Ро Дэ У в 1988 году цензура в сфере средств массовой информации, в том числе на телевидении, стала постепенно ослабевать. Среди прочего сняты многие ограничения и в освещении политики, жизни в Северной Корее, поскольку руководители обеих корейских республик в последние годы стремились прийти к взаимопониманию.

Современная система южнокорейского телевидения, сложившаяся под влиянием экономических реформ и политики демократизации, практически охватывает все население страны. Статистика утверждает, что аудитория Кей-би-эс составляет 98 процентов жителей Южной Кореи, Эм-би-си - 92 процента. Время выхода в эфир строго регламентируется на правительственном уровне. Обе компании - Кей-би-эс и Эм-би-си ведут

-416-


свои телепередачи ежедневно с S.30 до 10 утра и с 5.30 вечера до полуночи. Были попытки на столь же высокой уровне узаконить и программную структуру передач. В 1964 году специальным президентским указом устанавливались следующие пропорции в содержании национального телевидения. Новости и комментарии - более 10 процентов эфирного времени. Образовательные и культурно-просветительные передачи - более 30. Развлекательные программы - более 20 процентов. Остальное время отводится другим темам, рекламе. Первые годы эти пропорции аккуратно соблюдались. Однако со временем жизнь заставила внести значительные коррективы, да и неоднократная смена лидеров страны лишила упоминавшийся президентский указ изначальной силы.

На современную структуру телевизионных программ немалое влияние оказывают тесные связи Южной Кореи с США и проникновение американской теле- и видеопродукции на корейский рынок. Неудивительно, что расписание программ южнокорейского телевидения в основном копирует традиционный американский формат. Утром идут преимущественно шоу для женщин. Днем - детские передачи. Вечером -драматические сериалы и фильмы. В полдень и в 18.00 главные сводки новостей.

В последнее время на всех каналах Кей-би-эс и Эм-би-си стали частыми документальные фильмы о корейской культуре, передачи о путешествиях. В музыкальной программе важное место отводится произведениям корейских композиторов. В субботний вечер, как правило, идут эстрадные передачи с участием местных поп-певцов. Есть также множество других программ, призванных воспитывать телезрителей в подлинно корейском национальном духе. Однако проблема иностранного влияния на форму и содержание корейских телепередач и сегодня остается довольно острой.

Еще в 1984 году и в печати и в среде южнокорейской интеллигенции вызвал настоящий шок запуск японского телевизионного спутника. Он позволил стране Восходящего солнца вести передачи на ряд районов Южной Кореи. Многие японские телепрограммы отличались непристойными сюжетами, проповедовали жестокость, выступали против корейской идеи национального единства. Заместитель министра коммуникации О Мен заявил в связи с этим, что ввиду угрозы вторжения японских телепрограмм следует запретить в стране продажу и использование спутниковых параболических антенн. Ограничения ввели. Они существуют и сегодня. И тем не менее в Южной Корее сейчас насчитывается более 300 тысяч антенн - "тарелок" в гостиницах, административных зданиях и т.д. Индивидуальное владение "тарелками" официально запрещено. Но тем не менее они получают все более широкое распространение.

Несколько лет назад под эгидой правительства в Южной Корее стала создаваться сеть кабельного телевидения. В мае 1990 года был образован; подготовительный комитет. В 1991 году прошли пробные

-417-


передачи, а в начале 1992 года в Сеуле кабельная сеть, правда, еще небольшая начала действовать. Возрастает спрос в стране на видеотехнику. К концу 1990 года примерно у половины семей были свои видеомагнитофоны.

В середине 80-х годов по заданию правительства началась разработка плана создания в Южной Корее национальной информационной сети. По проекту в эту сеть должны войти пять информационных систем, имеющих отношение к сфере финансов и банковскому делу, национальной безопасности, национальной обороне, образованию и научным исследованиям, общественно-административной деятельности. В этот перечень не вошли средства массовой информации. Однако их опыт информационного охвата населения, их технический потенциал неизбежно сделают СМИ важной частью создаваемого в стране информационного пространства. Шаги по расширению своих информационных возможностей предпринимают радио и телекомпании, ведущие газеты, агентство Ренхап. Компания Эм-би-си в 90-х года XX века создала специальный банк данных, содержащий наиболее нужную для радио и телевидения информацию о событиях культурной жизни, об исторических местах Кореи, ценах на потребительские товары, фондовой бирже и т.п. Собственные банки данных создали газеты "Джунганг дейли ньюс" и "Мэиль кенчже синмун", несколько других газет ("Чосон ильбо", "Тон 'А ильбо", "Чоннам ильбо", "Пусан ильбо"). На базе одного из экономических изданий организовали телеэкранную службу новостей. Агентство Ренхап, в свою очередь, ускорило доставку информационных материалов подписчикам, заменив телетайпную связь компьютерной. Оно же по договоренности с компанией Эм-би-си приступило к передаче телетекстов.









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 246;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная