Лекции.ИНФО


Тенденции развития средств массовой информации в Африке



После Второй мировой войны экономические и политические позиции империализма в Африке были значительно подорваны. Резко возросла роль местной буржуазии и национальной интеллигенции. В 40-50-годы XX века получила развитие африканская общественно-

-419-


политическая мысль. Она стремилась определить задачи и цели антиимпериалистической революции.

1960 год вошел в историю человечества как "Год Африки". В те дни на политической карте континента возникло 17 новых независимых государств: Камерун, Того, Мали, Сенегал, Сомали, Мадагаскар, Конго-Киншаса, Дагомея (современный Бенин), Нигер, Верхняя Вольта (современная Буркина-Фасо), Берег Слоновой Кости, Чад, Габон, Центрально-Африканская Республика, Конго-Браззвиль (современное Конго), Нигерия, Мавритания. В течение второго послевоенного десятилетия (1956-1966 гг.) на Африканском континенте освободилось от колониальной зависимости 34 страны. Хочу напомнить, что всего в Африке насчитывается 53 страны и территории, где проживает около 540 миллионов человек или 11,3 процента мирового населения.

29 ноября 1960 года английская "Тайме" выступила с редакционной статьей под названием "Север и Юг", которая заняла всю газетную полосу. Хотя обычно эта газета крупных материалов не печатает. "Тайме" пыталась осмыслить революционные изменения, произошедшие в мире. По ее трактовке "Север" - все развитые страны капитализма. "Юг"- бедная часть человечества. В первую очередь страны, вырвавшиеся из-под колониальной зависимости. Причины образования богатства и бедности в мире газета перенесла из социальной сферы в географическую. Согласно мнению "Тайме", богатый "Север" должен стать чем-то вроде опекуна по отношению к бедному "Югу". "Юг", в обмен на помощь, должен снабжать "Север" минеральным и сельскохозяйственным сырьем.

Для обоснования выдвинутой идеи были использованы самые разные идеологические рычаги. В том числе и средства массовой информации. Основная их часть на континенте оставалась в руках иностранных компаний. Усилить пропагандистский экспорт Запада в тропические страны не составило труда. О том, как это происходило, можно судить по западногерманскому справочнику о прессе Африки, составленному Фрицем Фойерайзеном и Эрнстом Шмаке. В нем сказано, что английский журнал "Экономист" распространялся в 34 странах Африки. Специальное издание для Африки американского журнала "Ньюсуик" имело 35-тысячный тираж. Значительная его часть поступала в Гану, Нигерию, Кению, Танзанию, Ливию, Судан. Особое место в системе пропаганды неоколониализма заняли радиовещательные корпорации. В Би-Би-Си появилась специальная Африканская служба. Она стала вести передачи не только на английском языке (на них отводилось по 10 и более часов сутки), но и на языках суахили, сом ал и, хауса для слушателей стран Восточной, Центральной и Западной Африки.

Газетные магнаты Запада имеют разветвленную сеть своих представительств в Африке. Наибольшим весом на континенте пользуется английская "Интернэшнл Паблишинг Компани". Она учредила в Нигерии свою дочернюю компанию "Дейли Тайме оф Найджириа Лдт" как крупнейшую газетно-журнальную фирму страны со смешанным

-420-


английским и нигерийским частным капиталом. Ее ведущими изданиями являются "Дейли Тайме" - ежедневная газета - и "Санди Тайме" -воскресная. Кроме того, у компании есть филиалы - "Тайме Пресс Лдт" и "Нигерпэк Лдт". Использование английского и нигерийского частных капиталов позволяет подлинным хозяевам дела ловко маскироваться, скрывая истинные замыслы под "вуалью" чисто внешних забот о национальных интересах страны.

• Параллельно с "Интернэшнл Паблишинг Компани" действуют ком­пании "Аргус Груп", "Лонро". "Аргус Груп" тесно связана с горнорудными компаниями южной части континента. Она контролирует крупнейшие ежедневные и воскресные газеты в Родезии - "Родезиа геральд", "Ивнинг Сгандард", "Санди Мейл", "Санди Ньюс". Эти газеты ориентируются на европейского читателя, поддерживают расистов.

Компании "Лонро" ("Лондонско-родезийская компания шахт и зе­мель") принадлежат газеты "Тайме оф Замбия" и "Замбиа Ньюс", выходящие в Лусаке. С мая 1967 года "Лонро" является совладелицей компании "Ист Африкен Сгандард", которая с 1910 года издает в столице Кении Найроби газету "Ист Африкен Стандард". В 1930 году эта компания стала осваивать информационный рынок Танганьики, начав выпуск газеты "Танганьика Стандард". С 1953 года компания "Ист Афри­кен Стандард" выпускает газету "Уганда Аргус". В марте 1968 года "Ист Африкен Стандард" приобрела еженедельник "Кениа Уикли Ньюс", существующий с 1928 года как орган фермеров-европейцев. Все эти издания выходят на английском языке. Для африканского населения компания выпускает на языке суахили газету "Бараза", которая относится к числу самых массовых. Ее читают в Кении 56 тысяч человек.

Как "Аргус Груп", так и "Лонро" имеют смешанный английский, американский, бельгийский и южно-африканский капитал. Причастность местных бизнесменов имеет принципиальное значение. Это позволяет преодолевать многие трудности, с которыми сталкиваются иностранцы, не заручившиеся поддержкой африканской знати.

Важную роль на информационном рынке играет компания "Ист Африкен Ньюспейперс Лдт". Один из ее основных владельцев - Ага Хан, наследник крупнейшего африканского мультимиллионера. Компания издает газеты "Дейли Нейшн", "Санди Нейшн" на английском языке, газеты и еженедельники "Тайфа лео", "Тайфа Танзания", "Тайфа Уякли", "Ньёга Африка" на языке суахили, газету "Уганда эмпия" на языке луганда для Кении, Танзании и Уганды.

Большой известностью на африканском континенте пользуется французский концерн " Шарль Бретей". Особое влияние он имеет во франкоязычных странах Африки. Концерну принадлежит, например, сенегальская газета "Дакар матэн". Ее редактирует Мишель де Бретей, выноснователя концерна. Газета защищает интересы французского капитала на континенте. Она активно взаимодействует с африканской знатью. Концерну "Шарль Бретей" принадлежала ежедневная газета

-421 -


"Абиджан матэн", выходившая на территории Берега Слоновой Кости. Правительство этой страны смогло превратить ее в свою собственность. Теперь газета называется "Фратерните матэн". Но основная часть журналистов редакции - французы, большинство публикуемых материалов берутся из иностранных, прежде всего французских, источников

В передовых общественных кругах африканских стран сознают, что иностранная пресса чужда и враждебна национальным интересам африканцев. Она сосредоточена на распространении потребительской культуры, игнорирует национальные цели и интересы освободившихся стран. Преобладает массовая печать. Качественные газеты - редкость. К их числу принадлежит "Ист Афркен Стандард". Ее небольшой тираж рассчитан на элитарных читателей. У иностранных изданий - могучая материально-техническая база, в том числе полиграфическая. Высокой профессиональной подготовкой отличаются журналистские кадры. Это определяет успех на информационном рынке. Укреплению финансового положения способствует постоянный приток рекламы. Национальная пресса чаще всего неконкурентноспособна по сравнению с иностранными изданиями.

Однако, несмотря на прочные позиции, которые занимают иностранные издательские компании в Африке, нельзя сказать, что их господство безоговорочно. Местные власти ему противодействуют. Наиболее последовательно в этом противоборстве руководство Танзании. В 1968 году здесь был принят закон о печати. Президенту страны было предоставлено право запрещать издания газет, которые ведут проимпериалистическую, неоколониалистскую пропаганду. Правда, в 1970 году этот закон был отменен. Но за время его действия удалось ликвидировать ряд изданий компании "Дейли Нейшн Груп". Они были обвинены в провокационной деятельности. Такие же претензии предъявля­лись к изданиям компании "Ист Африкен Стандард". В частности, со стороны правительства Замбии. Например, газета "Тайме оф Замбиа" в августе и сентябре 1967 года настойчиво рекламировала английский проект железной дороги, которая должна была пройти, через Мозамбик и Малави (или Анголу). Но не через Танзанию. Хотя это было для Замбии более выгодно, поскольку основная часть грузов поступает в страну по родезийским стальным путям, и экономика страны страдает от давления недружественных режимов. Правительство Замбии выразило протест. Газета получила предупреждение, что если она и впредь будет проводить подрывную политику по отношению к замбийской экономике, то ее закроют.

Радикальные санкции применяло и правительство Туниса. В частности к ежедневной газете "Пресс", издававшейся французским предпринимателем Смаджой, владельцем парижской "Комбы". Издание регулярно печатало дезинформацию о внутриполитической обстановке в стране. Властям Туниса удалось обвинить владельца издания в незаконных

-422-


ввлютных операциях. Газета "Пресс" была взята под правительственный контроль.

i 1\ Информационная экспансия западных стран на африканский континент направлена на овладение общественным сознанием, мышлением, образом жизни местного населения. Осуществляется его

*!$омбирование" через разрушение духовно-нравственных ценностей. Напомню, что эту политику принято называть, "информационным империализмом". Термин родился в 70-х годах XX века. Предложил его Урхо Кекконен, президент Финляндии. Теоретики "информационного империализма" рассматривают развитие освободившихся от колониальной зависимости стран как процесс, связанный с общемировым прогрессом, имея ввиду реальный политико-экономический потенциал ведущих капиталистических держав. Освободившиеся страны должны способствовать укреплению их могущества, делясь с ними, в частности, природными ресурсами. Это обеспечит их собственное социальное процветание. Основоположенники "информационного империализма" настаивают на необходимости морально-этических преобразований "человеческих качеств", которые сдерживают развитие освободившихся стран. Необходимую "иллюстрацию" активно собирают корреспонденты различных средств массовой информации западных государств, работающие в развивающихся странах. Сообщения их о жизни народов Африки изобилуют дешевыми сенсациями, рассказами о расовых и национальных предрассудках. Это вызывает протесты со стороны африканских властей. Характерно, что в ряде государств Африки введена предварительная цензура сообщений, передаваемых иностранными корреспондентами. Иногда предпринимается их депортация. К решительным мерам в отношении корреспондентов иностранных изданий прибегали неоднократно руководители Танзании, Замбии, Уганды, ряда других стран.

С точки зрения буржуазных теоретиков коммуникативисгики, газета или другой орган информации не могут называться свободными, если они принадлежат государству, контролируются правительствами или правящими партиями. Но западные мерки оказались неприемлемыми к африканской прессе. Их отвергли в Гане, Нигерии, Танзании, ряде других стран континента.

Широкое распространение получила правительственная печать развивающихся государств Африки. Она ставит заслоны на пути иностранных издательских компаний, ограничивает сферы их влияния.

Ежедневной правительственной газетой в Южно-Африканской рес­публике является "Фадерланд" ("Родина"). Она основана в 1914 году. Издается в Иоганнесбурге на языке африкаанс. Часть тиража выпускается на английском языке. Значительным весом в ЮАР пользуется и ежедневная газета "Остерлиг" ("Житель Востока"), основанная в 1937 году

*вкгазета Националистической партии. Выходит она в городе Порт-Элизабете. Популярны католический еженедельник на языке зулу

-423-


"Умафрика", увидевший свет в 1911 году. Он издается в Натале. Часть тиража печатается на английском языке. Востребованы читателем еженедельник "Керкбоде" ("Церковный вестник"), выпускаемый с 1849 года как орган голландской реформаторской церкви в Кейптауне, журнал "Майибуйе" (слово взято из названия гимна партии Африканский национальный конгресс "Майибуйе Африка!" - "Верните Африку"), который основан в 1966 году.

На информационном рынке ЮАР представлены и газеты на английском языке. Ежедневная "Кейп тайме" ("Время Кейптауна") основана в 1876 году как газета, отражающая взгляды Объединенной партии. Она издается в Кейптауне. "Аргус" - ежедневная вечерняя газета, созданная в 1857 году. Она печатается тоже в Кейптауне. "Дейли диспетч" ("Ежедневное сообщение") - ежедневная газета, существующая с 1872 года и выходящая в Ист-Лондоне. "Дейли ньюс" ("Ежедневные новости) -ежедневная вечерняя газета, ведущая свою историю с 1878 года и издающаяся в Дурбане.

В конце апреля 1994 года в ЮАР состоялись первые свободные нерасовые выборы. Событие имело важное значение в жизни страны. Ее население составляет 36 миллионов человек. Большинство темнокожих (26 млн.). Цветных или лиц со смешанным происхождением чуть более 3 миллионов. Около 1 миллиона азиатов, преимущественно из Индии, и 6 миллионов белых. Темнокожее большинство проживает на 13 процентах территории страны. Это результат проводившейся в ЮАР политики апартеида. Свободное голосование давало возможность большинству южноафриканцев выразить протест против расизма. К подготовке выборов подключились все газеты. Часть из них ориентировалась на установки Африканского национального конгресса, связанные с реализацией задач построения в ЮАР демократического государства. Африканскому национальному конгрессу противодействовало движение "Инката", отстаивающее интересы зулусского народа, его национальную самобытность. Большое значение имело освобождение из тюрьмы 11 февраля 1990 года НЕЛЬСОНА МАНДЕЛЫ, который пробыл в заключении 27 лет, но большинством темнокожего населения признавался в качестве ведущего лидера. Это усилило напряжение борьбы между АНК и "Инкатой".

К освещению предвыборных событий в ЮАР подключились многие мировые информационные агентства, представители разных средств массовой информации. Особую роль сыграло американское телевидение. В частности, коммерческая компания Эй-Би-Си. За период с 24 апреля, когда начались выборы, по 30 апреля 1994 года она в программе "Вечерние всемирные новости" передала 27 репортажей из Южной Африки. Их готовили пять тележурналистов.

Тематически 27 репортажей можно разделить на три группы, информационные, "партийные", проблемные. В информационных репортажах заметно выделялись три темы:

-424-


•S освещение хода выборов,

•/ проблемы терроризма,

•S смена государственного флага.

О том, кто из кандидатов одержит победу, не сообщалось ничего. Хотя при освещении президентских выборов в США этому вопросу уделяется основное внимание. Но в данном случае американцы не сомневались в том, что победителем станет Нельсон Мандела. Поэтому сосредоточили внимание на второстепенных проблемах. Из пяти "партийных" репортажей три были посвящены АНК, один - "Инката", еще один - Националистической партии. В репортажах об АНК говорилось как о явном победителе на выборах, делался акцент на возможных преобразованиях, которые произойдут в стране после прихода к власти АНК. Проблемные репортажи посвящались перспективам преодоления последствий политики апартеида. Все материалы подчинялись одной мысли - обретение свободы темнокожим большинством есть результат победы американской идеологии в мире. Преследовались не только пропагандистские цели. Отстаивался еще и коммерческий интерес США в ЮАР, где добываются алмазы, разработаны большие запасы золота, других драгоценных металлов, стратегического сырья (урана, титана, олова). В 1973 году ООН ввела экономические, политические и культурные санкции против ЮАР в связи с политикой апартеида. Теперь от них можно было отказаться. США стремились использовать удачную ситуацию в своих целях.

Учитывалось и то, что движение за гражданские права в Южной Африке ассоциировалось у части американцев с устремлениями соб­ственного национального меньшинства - афроамериканцев. Показывая события в ЮАР, американское телевидение подчеркивало значение провидимых демократических преобразований в самих Штатах. Акцент делался на принципе равных возможностей для всех граждан США независимо от расовой принадлежности. Впрочем, перенос собственно американских проблем на чужую "информационную почву" был крайне условен. Дело в том, что между черными в ЮАР и черными в Америке существует множество различий. Черные в Южной Африке, являющиеся большинством, борются за независимость и ликвидацию неоколонильных отношений. Черные в США,' составляющие 11,7 процента от всего населения страны (их 26,5 миллионов человек), основные усилия направляют на предоставление равных возможностей.

Существовал еще и сугубо журналистский интерес американцев к выборам в ЮАР. Он основывался на возможности использования "псевдособытия". В теории коммуникативистики США проводится различие между теми событиями, которые происходят неожиданно, и теми, которые заранее запланированы. Профессор Чикагского университета Дэниэл Бурстин, исследуя проблему новостного продукта, предлагаемого американским телевидением, пришел к выводу, что большая его часть - это "псевдособытия". Их еще называют

-425-


"медиасобытиями" или "медиареальными событиями". Он подчеркнул, что:

1. Псевдособытия более драматичны;

2. Позволяют выбрать участников, наиболее соответствующих информационной программе, что делает репортажи более живыми, интересными;

3. Могут быть заранее проанансированы, могут быть показаны несколько раз, а потому их воздействие усиливается;

4. Способны вызвать другие псеводеобытия;

5. Более удобны для анализа;

6. Планирование заранее способствует использованию более понятного, убедительного языка.

Американские теоретики Элиху Кац и Даниэл Дайян подчеркнули, что псевдособытиями мог быть не только выборы, но и инаугурации, коронации, общественные торжества, важные политические события, запуск и приземление космических кораблей, спортивные мероприятия. Нельзя считать псевдособытиями покушения на политических деятелей, но государственные похороны, которые следуют за ними, уже являются медиасобытиями.

После негритянских волнений в Лос-Анджелесе в 1992 году многие американские средства массовой информации стали основательнее и масштабнее изучать межрасовые проблемы. Газета "Чикаго сан тайме" обнаружила в обществе "глобальное разделение по расовому принципу". К тому же выводу пришла газета "Индиаполис стар". Любопытное исследование было проведено в редакции газеты "Бикон Джорнал", которая выходит в штате Огайо. Его предметом стало отношение белых и черных журналистов этой газеты к расовым конфликтам. Оказалось, что большинство и тех и других боятся открыто высказывать свои суждения о расовых проблемах. Белые журналисты опасаются обвинений в "политической некорректности", а черные - потерять работу.

Газета "Ю.Эс.Эй. тудей" провела опрос, цель которого состояла в
выяснении отношения темнокожих к национальному телевидению,
освещающему проблемы их жизни. Оказалось, что 58 процентов опрошен­
ных не удовлетворено качеством передач, их субъективностью и одно­
сторонностью, 62 процента раз в неделю обязательно находят повод для
того, чтобы повозмущаться по поводу конкретных программ, связанных с
это темой. , ,-

В июле 1994 года в Атланте состоялась конференция журналистов, представлявших национальные меньшинства США. .Общее число ее участ­ников составило 5 тысяч человек. Дискуссия показала, что американские средства массовой информации непоследовательны в борьбе за защиту гражданских прав национальных меньшинств. Они более внимательно относились к этой проблеме в 60-х годах, чем в настоящее время.

Освещение выборов в ЮАР, преподнесенное американской зрительской аудитории в форме политического шоу, в определенной

-426-


степени было попыткой телекомпаний (в частности, Эй-Би-Си) снять сложившуюся напряженность в межрасовых отношениях, подчинялось стремлению подчеркнуть преимущества американского общественного устройства, гарантирующего афроамериканцам равные права со всеми гражданами США. Так что и в этом случае можно говорить об известной корыстности в отношении западных СМИ к проблемам "черного континента".

Интересен опыт становления печати Ганы (бывший Золотой Берег). В известном смысле, как и вся история этой страны, он "типичен" для стран "черной" Африки за последние полвека их развития.

Первая печатная газета стала выходить с 1874 года. Она называлась "Голд Кост тайме". Основателем и редактором ее был Дж. Брю, смело критиковавший колониальную администрацию. В 1885 году Дж.Брю создал вторую газету "Уэстерн эко". На страницах этих изданий были сформулированы программные требования националистов Западного Берега. Они связывались с образованием выборной ассамблеи из представителей всех слоев населения - европейцев и местных жителей, грамотных и неграмотных, состоятельных и бедных.

В конце 20-х - начале 30-х годов печать Ганы развернула борьбу с монокультурной системой экономики страны. Специализация на вырашивании какао-бобов принесла ганцам разорение и нищету. На какао-бобы резко упали мировые цены. Были предприняты попытки расширить масштабы хозяйства Ганы. Стала развиваться строительная индустрия. Появилась местная промышленность.

В Гане проживают представители разных пленен. Печать, разумеется, с этим считается. Пример такой гибкости показала газета "Тайме оф Уэст Африка", созданная в 1931 году, при содействии доктора Д.Б.Данквы, лидера национально-освободительного движения.

Важную роль в развитии печати Ганы сыграл генеральный секретарь Объединенного конвента Золотого Берега Квамен Нкрума. Он вернулся на родину из США в декабре 1947года. Под его руководством стала выходить "Аккра ивнинг ньюс" (основана в сентябре 1948 года), позднее стала называться "Ивнинг ньюс". Это была вечерняя газета. Утренние ежедневные газеты Нкрума создал в Секонди - "Морнинг телеграф", в Кейпкосте - "Дейли мейл". В дальнейшем Нкрума стал неугоден консервативной части членов Объединенного конвента Золотого Берега. Он был отстранен от обязанностей генерального секретаря партии. Нкрума вышел из ОКЗБ и создал Народную партию конвента (НПК), Ее печатным рупором стала "Ивнинг ньюс", выдвинувшая, в частности, лозунг "Самоуправление немедленно". Газета звала всех африканцев объединиться независимо от их племенной принадлежности. В 1951 году Нкрума был избран в Законодательную ассамблею, стал премьер-министром.

В марте 1957 года национально-освободительная революция покончила с колониализмом.

-427-


Печать первых десяти лет независимости продолжала формироваться и утверждать себя как печать революционно-демократического типа. Уже в 1957 году стали выходить семь новых газет, в том числе газета "Ганиэн тайме".

В феврале 1967 года в Гане произошел военный переворот. Газеты стали изображать Нкруму как уголовного преступника. Все беды страны связывались с его именем. В конце августа 1968 года состоялись выборы в парламент. Победила партия прогресса, которую возглавлял К. Бусиа (из народности акан). Но 13 января 1972 года правительство Бусиа было смещено военным режимом. Новое руководство содействовало восстановлению доброго имени Нкрумы, гарантировало свободу печати. В июне 1974 года был создан Консультативный совет по вопросам средств массовой информации. Ему вменялось в обязанности координировать деятельность газет, агентства новостей, радиовещательной корпорации, частных печатных органов. Выходило более 100 газет, в том числе "Ивнинг геральд", "Гардиан", "Геральд трибюн", "Пиши ивнинг ньюс", "Африкэн уорлд".

Анализируя развитие СМИ в Гане как африканской стране с "типичной " историей, можно сделать такие выводы.

Возникнув и развиваясь под воздействием английской буржуазной прессы, печать Ганы переняла у нее внешние формы, некоторые журналистские приемы, но от печати метрополии отличается.

> Во-первых, газеты Ганы никогда не прятались за маской

"нейтральных изданий"; ^ во-вторых, политические интересы в национальной прессе

преобладали над коммерческими проблемами; >• в-третьих, с самого начала это была пресса по преимуществу злободневного политического комментария, в ней не оставалось места для пустой развлекательности.

Активно развивалась национальная пресса в Нигерии, Сьерра-Леоне, Гамбии.

Важную роль в системе СМИ современной Африки играет радио. В каждом из освободившихся государств континента есть хотя бы одна радиостанция. Так как по всей Африке уровень неграмотности достаточно высок, радио оказывается идеальным средством распространения информации. С его помощью можно поддерживать непрерывный контакт с большей частью населения, даже если его составляют представители разнообразных этнических групп. Но в распоряжении радиостанций африканских государств лишь устаревшая техника, слабые передатчики с ограниченным радиусом действия. Приходится консолидировать имеющиеся ресурсы.

На африканском континенте успешно действует созданное в 1962 году объединение национальных радиовещательных и телевизионных компаний - УРТНА, ("Юнион оф рэйдио энд телевижн нэшнл эссошиэйшн"). Оно включает в себя 38 постоянных и 12 ассоциированных

-428-


государств Африки, Азии и Европы. Штаб - квартира организации находится в Дакаре (Сенегал). В 1979 году при УРТНА был создан центр оо обмену радио и телепрограммами. Наибольшим успехом пользуются передачи, затрагивающие проблемы здравоохранения, гигиены, жилищно­го строительства (например, "Здоровье нации" производства радиожурналистов Ганы, "Значение воды для народа" - программа Кении).

В отличие от газет и радио, появившихся в период господства колонизаторов, телевидение создавалось африканскими правительствами, которые действовали в условиях независимости. Первой африканской страной, в которой начало бурно развиваться телевидение, была Нигерия. Первоначально оно, создававшееся под английской опекой, имело сложную структуру. Это было связано с политическим строением государства, которое является федерацией из 19 штатов. В 1976 году правительство Нигерии национализировало и объединило все коммерческие станции страны в единую организацию Эн-би-си, во главе которой находилось Телевизионное управление Нигерии - Эн-ти-эй ("Найджириэн телевижн осорити"). Телевидением охвачены все штаты. Столица каждого из них имеет свою станцию. С 1974 года начались телепередачи в цветном изображении. Телевидение Нигерии является одним из самых сильных на африканском континенте.

Вслед за Нигерией телевидение начали вводить у себя и другие страны - Замбия (1961г.), Кения (1962г.), Уганда (1963г.), Эфиопия (1964г.), Гана (1965г.). Телевидение в них зарождалось и развивалось под непосредственным влиянием Англии.

На бывших французских территориях господствовал старый "хозяин". В 1956 году во Франции было создано специализированное общество по оказанию помощи заморским территориям в развитии радио-itтелевизионного вещания - СОРАФОМ. Оно взялось за строительство вещательных станций во франкоязычных странах Африки, готовило кадры африканских специалистов для их эксплуатации. В 1962 году СОРАФОМ был реорганизован в общество ОКОРА - Управление по делам сотрудничества в области радиовещания и телевидения.

Первая телестанция во франкоязычной Африке была открыта обществом ОКОРА в 1962 году в Браззавиле (Конго). В 1963 году при содействии общества ОКОРА открылись телестанции в Дакаре (Сенегал), Либревиле (Габон), Абиджане (Республика Кот Дивуар). Иногда помощь носила чисто фиктивный характер. Например, французское телевидение подарило Верхней Вольте телеоборудование, списанное за негодностью. Телевидение Верхней Водьты - "Вольтавижн" - реконструировать его не внюгло. Аппаратура постоянно выходит из строя. Тем не менее Франция вынуждает эту телеслужбу на одну треть заполнять свои программы французскими передачами.

Программы передач мало чем отличаются от программ европейск­их стран: информация, развлекательные, общественно-политические, культурно-просветительные передачи. Разумеется, художественный и

-429-


I

идейный уровень, жанровое разнообразие значительно уступают " э т а л о ну".

В странах, где господствует французское влияние, новости подаются на французский манер - более часто и короткими выпусками по 5-10 минут. Там же, где вещание организуется по английскому образцу или распространен американский вариант, новости передаются в виде программ получасовой продолжительности. В некоторых африканских странах (Кения, Замбия) передачи новостей начинаются с традиционного для этих стран барабанного боя, которым созывается народ для важного сообщения.

Активно осваивают африканский телеэфир и США.

Слабость технической и материальной базы не позволяет большинству развивающихся стран создавать собственные развлекательные программы. Этим пользуются предприниматели от телевидения США, с готовностью предоставляя напрокат серии по самой невысокой цене (по 25-30 долларов - такой тариф существует для Африки). Если учесть, что стоимость постановки составляет примерно 200-250 тысяч долларов за получасовой эпизод, нетрудно понять: условия проката достаточно выгодны. Этим и объясняется тот факт, что в большинстве развивающихся стран объем импортной продукции в телепрограммах составляет 50-90 процентов. Доходы от продажи и проката телепродукции компаний США достигают 100 миллионов долларов.

Африканские страны пытаются противостоять засилию американской телеиндустрии. Они создают собственные, национальные программы. Так, в той же Нигерии много лет демонстрируется сериал "Сельский учитель", сделанный нигерийским телевидением. Он повествует о молодом учителе, приехавшим на работу в деревню, о его взаимоотношениях с. учениками, крестьянами. Чрезвычайно популярна и серия "Мзи Пимби", созданная телевидением Кении. Это комедийная лента, главный герой которой - старый чудак Пимби. Вместе со своей женой Маной Тефи он живет в маленькой деревушке недалеко от Найроби. У Пимби живой и беспокойный характер. То он участвует в авторалли на полуразвалившемся автомобиле, то надевает боксерские перчатки, чтобы участвовать в матче по боксу, который проводится жителями деревни.

Африканское телевидение активно участвует в борьбе с неграмотностью. Создаются телепередачи, рассчитанные на телезрителей, решивших самостоятельно обучаться грамоте, программы для школ, заменяющие или дополняющие труд учителя. К началу 70-х годов в Африке насчитывалось 80 процентов неграмотных при среднем уровне неграмотности в мире 50 процентов.

В 1963 году в результате соглашения между ЮНЕСКО и правительством Сенегала в Дакаре был создан Центр массовой информации и образования. Он в течение 5 лет вел экспериментальные


-430-

 


образовательные телепередачи для взрослого < населения, используя материалы, присылаемые ЮНЕСКО. Передачи были двух видов:

1. Учебные, предполагающие обучение грамоте, рассчитанные на смешанную аудиторию (мужчин и женщин);

i 2. Культурно-просветительные, адресованные женской

) аудитории.

Обучение велось на местном языке волоф.

Африка испытывает острую нужду в кадрах журналистов. Заботу об ихподготовке взяли на себя западные державы. Прежде всего США. Создан, например, Афро-Американский институт журналистики. >Его филиалы имеются в 35 странах континента. В Берлине действует Институт средств массовой коммуникации для развивающихся стран. "Радио Франс Интернасиональ" готовит для Африки радиожурналистов. Этим же занимаются Радио Австрии, Радио Канады. Журналистские кадры обучаются и воспитываются в прозападном духе. Это отвечает курсу "информационного империализма".

Африканские теоретики коммуникативистики полагают, что раз­витие национальных средств массовой информации должно идти в двух направлениях. Во-первых, путем установления диалога между африканскими государствами с целью "формирования" единого самосозна­ния с учетом самобытности африканских народов. Во-вторых, за счет выхода африканской журналистики на мировой информационный рынок в качестве равноправного партнера.

Активную помощь этому оказывает ЮНЕСКО. Первым ее документом, который зафиксировал основные цели и принципы международного сотрудничества в области информации, стала "Декларация принципов международного культурного сотрудничества", принятая в 1966 году. Она была посвящена "интеллектуальной и нравственной солидарности человечества". Значительной вехой в укреплении позиций борющихся стран за национальные информационные средства стала Декларация ЮНЕСКО 1978 года "Об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне". Западные страны были против принятия этого документа. Крупные информационные монополии в мае 1981 года издали Талуарскую декларацию. В ней отстаивали концепцию "свободного потока информации", а принятие Декларации ЮНЕСКО 1978 года расценили как покушение на свободу печати, потворство "диктаторским", "авторитарным" режимам. Сторонники "свободного потока информации" выдвинули три критерия этой "свободы":

1. Плюрализм (множественность СМИ, отражающих различные точки зрения),

2. Финансовая независимость СМИ, обеспечиваемая доходами от рекламы,

-431-


3. Профессиональный долг журналиста "искать правду". Разумеется, множественность СМИ в условиях "информационного империализма" оборачивается фактически единственностью в связи с процессами концентрации и централизации средств массовой информации. Реклама предстает узаконенной формой подкупа "свободной печати". А "поиск правды" журналистом не редко ведет к его моральной дискриминации, а порой и физическому уничтожению.

По инициативе ЮНЕСКО в апреле 1980 года была проведена Межправительственная конференция по политике в области коммуникаций, которая обсудила пути создания в освободившихся странах национальных служб массовой информации, не зависящих от транснациональных информационных агентств, таких как Рейтер (Англия), Анжас Франс Пресс (Франция), располагающих специальными службами в Западной, Центральной, Восточной и Южной Африке. В 1980 году в Белграде была принята первая международная программа развития коммуникаций (МПРК). Приоритетными областями в ней должны были стать профессиональная подготовка журналистских кадров, создание технической базы для упрочения позиции национальных СМИ, укрепление современных инфраструктур коммуникаций. По крупнейшие западные страны фактически не участвуют в финансировании МПРК. А политические реалии последнего времени и вовсе сделали невозможным ее осуществление.

В июне 1979 года на Ассамблее глав африканских государств было принято решение о создании Всеафриканского информационного агентства (ПАНА). Но низкая техническая оснащенность, отсутствие современных средств связи, низкая квалификация журналистов осложняют работу ПАНА.









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 216;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная