Жанр в переводе с французского (genre) — род, вид. В художественной литературе различают три жанра: драма, эпос и лирика. К эпическим жанрам относятся не только прозаические произведения (эпопея, сказка, роман, повесть, новелла, рассказ, очерк и т. п.), но и стихотворные, такие, как басня, былина, поэма, роман, сказка в стихах. К лирическим жанрам поэзии относят оду, балладу, элегию, песню, небольшое стихотворение и т. д.
Лирическое произведение — произведение музыкальное, волнующее. Именно в лирике воплощаются самые сокровенные, глубокие переживания поэта как гражданина страны, передающего свое отношение к обществу и к миру в целом. На каждом стихотворении лежит печать индивидуальности поэта со своими пристрастиями и нравственными оценками. «Самонаблюдение и глубоко личная трактовка переживания становятся у лирика основным методом художественной выразительности».16
Лирику разделяют на четыре основные тематические категорий: философскую, гражданскую, любовную и пейзажную. Сейчас наблюдается смещение жанров, взаимопроникновение их. Произведения, в которых соединены лирическое и эпическое начала, называют лиро-эпической поэзией. Романтические поэмы Пушкина, Лермонтова, поэмы В. Маяковского, А. Вознесенского и других относятся к этому виду поэзии. (44)
К гражданской лирике относится публицистическая поэзия, которая откликается на важные явления общественно-политической жизни страны, на события в мире. Мы знаем публицистическую поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Огромным публицистическим накалом пронизаны стихотворные произведения М. Горького «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике». Со «всей своей звонкою силой поэта» В. Маяковский утверждал публицистическую поэзию:
Знаю,
лирик
скривится горько,
критик
ринется
хлыстиком выстегать:
— А где же душа?!
Да это ж —
риторика!
Поэзия где ж?
Одна публицистика?!
Капитализм —
неизящное слово,
куда изящней звучит —
«соловей»,
но я
возвращусь к нему
снова и снова.
Строку
агитаторским лозунгом взвей!
(из поэмы «В. И. Ленин»).
Такие лирические стихи, как элегия, проникнуты раздумьем, размышлением поэта; пронизаны чувством грусти и надежды, печали и радости. Элегии пишутся преимущественно пятистопным ямбом:
...Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...
Одной из разновидностей лирического стиха является сонет. Сонет — от итальянского слова sonare — звучать, звенеть. Его родина — Италия XIII века. Сонеты писали Петрарка, Данте, Микеланджело, Шекспир; в России — Державин, Пушкин, Лермонтов, Блок, Брюсов, Ахматова... К сонетам обращаются и многие современные поэты.
Сонет — это строгая форма четырнадцатистишия, обычно состоящая из двух четверостиший и двух трехстиший. У Шекспира иная конструкция сонета: три четверостишия и заключительное двустишие. (45)
Сонеты пишутся пятистопным ямбом. Рифмы у сонетов звучные, богатые. Каждая строфа представляет законченное целое. Обычно в первом четверостишии, которое воспринимается как экспозиция, утверждается основная тема сонета. Во втором — идет развитие положений, выдвинутых в начале; в третьем — происходит развязка. И самые сильные по мысли, образности и чувствам — последние две строчки (у Шекспира) или последняя строка в трехстишии. Эти Строчки называют «сонетным замком». На «сонетный замок» и надо обращать внимание при изучении материала и при исполнении сонетов.
Мы хотим закончить раздел, посвященный законам стихосложения, словами Л. Н. Толстого: «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать». Однако, не изжита еще неверная точка зрения некоторых режиссеров, актеров, руководителей самодеятельных коллективов, которые утверждают приоритет интуиции, импровизации над законами творчества; Нельзя забывать главный принцип системы К. С. Станиславского «От сознательного к подсознательному»; забывать о том, что актер, чтец может импровизировать лишь тогда, когда все тщательно продумано, до мельчайшей подробности отработано. Известно, что «интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство».17Но чтобы доказывать другим, руководитель самодеятельной студии обязан, быть сведущим во всех вопросах искусства, умеющим постигать законы творчества. Только так обеспечивается эффективность конечного результата работы и руководителя, и коллектива, и каждого его участника.
Раздел II
СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ В ЗВУЧАЩЕЙ ПОЭЗИИ
Мы не хотим великолепно декламировать,
То есть только говорить монолог. Мы хотим
Им действовать, житьим во всеобъемлющем
понятии этого слова!
К. С. Станиславский.
Не декламировать, а действовать, жить в материале необходимо и при исполнении стихов. Ведь стихи, особенно лирические, по сути. своей есть монолог, в котором раскрывается сложный внутренний мир лирического героя. В работе над любым литературным произведением должна соблюдаться определенная последовательность, которая позволяет органичнее овладевать искусством словесного действия. Какова же последовательность работы над стихотворным материалом? |
Режиссерско-исполнительскую работу над поэтическим произведением можно условно разделить на пять этапов.18
1. Выбор материала.
2. Познание характеристических особенностей выбранного материала.
3. Раскрытие и воплощение авторского и исполнительского замыслов.
4. Творческий акт исполнения.
5. Анализ выступления.
Выбор материала
При выборе исполнительского материала необходимо соблюдать определенные условия.Первое условие — актуальность материала, его высокое идейно-художественное звучание.При этом не следует понимать под актуальным материалом лишь советскую поэзию, да еще непременно последних лет. Актуальность проблем, которые нас волнуют, мы находим во многих классических произведениях поэзии. Взяв в работу стихи наших классиков, надо уметь прочесть их с позиции современности. Для этого следует точно определить: на изменение какой ситуации в жизни нашего общества, мира может быть направлено классическое произведение.
Возьмем к примеру лирическое стихотворение Пушкина «Я вас любил».
«Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим» (47)
— вот главная мысль этого стихотворения. Человек всегда должен оставаться человеком и быть благодарным тому, кто зажег огонь любви — чувство, которое не всем дано испытать.
Исполняя эти стихи Пушкина, мы совершаем речевое действие: предостеречь от мелкого чувства злобы и собственничества, напомнить человеку о том, что он — высшее существо, обладающее добрым сердцем и мудрым разумом. «Мне дорого любви моей мученье. Пускай умру, но пусть умру любя» — говорит поэт в других своих стихах.
Второе условие верного выбора материала заключается в том, чтобы он нравился исполнителю, волновал его, вызывая желание работать над ним. Лучше, если участники коллектива сами его отыскивают. И не надо сразу разочаровывать их, если предложенный ими материал по каким-либо соображениям не стоит брать в работу. Можно тактично заменить его другим на ту же тему, взволновавшую чтеца, но более качественным. Либо посоветовать отложить на некоторое время работу над ним и, как ступеньку к мастерству стиходействия, предложить сделать другое стихотворение, которое обогатит исполнителя необходимыми технологическими умениями и навыками.
Третье условие, обеспечивающее успех в работе, — это соответствие материала творческим способностям чтеца-любителя и степени его подготовленности к выступлениям: ведь часты случаи (в этом убеждают итоги конкурсов, смотров, творческих отчетов коллективов художественного слова), когда исполняются материалы, явно непосильные для чтеца. Это особенно видно, когда неправомерно большое место в программах чтецов-любителей занимают стихи поэтов А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака с их очень личностным содержанием, усложненным ходом мысли. Стихи этих поэтов требуют высочайшего мастерства исполнения.
Часто исполнители «тонут» в огромных по времени. (20— 25 минут) поэтических композициях, плохо выстроенных сценарно. При исполнении таких материалов не раскрываются творческие способности, а, наоборот, перечеркиваются. А у зрителей такие выступления вызывают недоумение, досаду. Однако из снисхождения к чтецам-непрофессионалам их даже хвалят. Это-то и наносит вред развитию творческой индивидуальности. Теряются эстетические критерии искусства, задерживается творческий рост исполнителя, воспитывается дурной вкус и легкомысленное отношение к одному из самых трудных видов искусства — чтецкому искусству. (48)
Второй этап работы над стихами: изучение всех особенностей формы выбранного к исполнению стихотворения. * (* Предполагается знание чтецом основных законов стихосложения. Постижение формы стиха осуществляется в неразрывной связи с идейно-действенным его анализом. Поэтому мы и говорим об условности этапов работы. Один этап вплетается в другой. Но миновать их нельзя.)
Чтобы верно прочесть лирическое стихотворение, надо зажить высокими чувствами поэта, услышать поэтическую интонацию, тон целенаправленного действия; Этому способствуют внимательное ознакомление с творчеством поэта, а также изучение «биографии» исполняемого стихотворения. Что же значит такая «биография»?
Стихотворения рождаются от пережитых событий, встреч, воспоминаний, нахлынувших чувств, соприкосновений с природой и т. д. Подробно изученная «биография» стихов должна как бы гарантировать более верное раскрытие замысла поэта, мир его чувств и мыслей. Вот пример «биографии» стихотворения А. С. Пушкина «И. И. Пущину». Напомним его содержание: