Лекции.ИНФО


Важные книги по науке ар-Риджал



Существует четыре самые важные книги, которые были написаны суннитами на тему ‘илм ар-риджал:

  1. «Китаб ибн Мандах», Абу ‘Абдулла Мухаммад ибн Йахйа (ум. 301/913-14).
  2. «Хилйат аль-’авлийа’» Абу На‘има аль-’Исфахани (430-1038-39).
  3. «Китаб Аби Муса» Мухаммада ибн Абу Бакра аль-’Исфахани (ум. 581/1185-86), этот труд является продолжением работы Ибн Мандаха.
  4. «Аль-Исти‘йаб» Ибн ‘Абд аль-Бирра.

В основу последующих работ, которые писали суннитские ученые на эту тему, легли эти четыре труда. Али ибн Мухаммад ибн аль-Асир аль-Джазари (ум. 630-1132-33) свел их воедино в своем труде «Усд аль-габа». Аз-Захаби создал обобщенную версию «Усд аль-габа» под названием «Таджрид асма’ ас-сахаба», добавив в нее некоторые главы. Бадр ад-дин Мухаммад аль-Кудси и Мухаммад ибн Мухаммад аль-Кашгари также создали свои полные версии «Усд аль-габа».[59]

Нелишне отметить, что шиитские специалисты по ‘илм ар-риджал пятого и шестого веков называли книги, посвященные конкретно шиитским передатчикам хадисов, словом «риджал», в то время как книги как о шиитских, так и о суннитских передатчиках носили наименование «тарих».[60] Примечательно также то, что в прошлом существовала взаимная и неразрывная связь между тремя дисциплинами: дирайат аль-хадис, ‘илм ар-риджал и библиографией. В работах, посвященных одной из этих тем, неизбежно затрагивались и вопросы, являющиеся предметом рассмотрения двух других наук.

Выдающиеся ученые в области ‘илм ар-риджал[61]

  1. ‘Убайдулла ибн Аби Рафи‘
  2. Мухаммад ибн Исхак (ум. 151/768), внук Йасара. Его работа называлась «Мадрак аль-исти‘йаб».
  3. Ат-Табари, Абу Джа‘фар (ум. 210/825-6). Его работа также называется «Мадрак аль-исти‘йаб».
  4. ‘Абдулла ибн Джибилла ибн Ханнан (ум. 219/834). Он написал книгу на тему ‘илм ар-риджал.[62]
  5. Аль-Йактини Мухаммад ибн ‘Иса ибн ‘Убайд ибн Йактин. Он является автором книги по ‘илм ар-риджал.[63]
  6. Мухаммад ибн Ахмад ибн На‘им, сын Шахзана Нишапури. Он – автор книги «Ат-Тараджим».
  7. Аль-Хасан ибн Махбуб (ум. 224-838-39). Его работы – «Аль-Машиха»[64] и «Ма‘рифат руват аль-ахбар»[65].
  8. Ахмад ибн аль-Хусайн ‘Абд аль-Малик аль-’Азуди. Он отредактировал книгу «Аль-Машиха», расположив содержащуюся в ней информацию в алфавитном порядке.
  9. Аль-Мухариби, Абу ‘Абдулла Мухаммад ибн аль-Хасан. Он – автор работы по ‘илм ар-риджал.
  10. Аль-Газвини, Али ибн аль-‘Аббас – автор «Аль-мамдухун ва-ль-махумумун».
  11. Аль-Хасан ибн Али ибн Фаддал аль-Фатахи (ум. 224/838-9). Он является автором работы по ‘илм ар-риджал.

12. Мухаммад ибн Са‘д аль-Азхари аль-Басри аль-Вакиди (ум. 230/844-5). Его пятнадцатитомник «Китаб ат-табакат аль-кубра» был переиздан. Ас-Суйути (ум. 911/1505-6) составил его полную версию.

13. Аль-Вакиди, Мухаммад ибн ‘Умар, учитель Мухаммада ибн Са‘да аль-Вакиди, у него была книга по ар-риджал под названием «Мадрак аль-исти‘йаб».

14. Али ибн аль-Мадйани (ум. 234/848-9). Он является составителем более, чем двадцатитомной хроники.

15. Али ибн аль-Хасан ибн Али, сын Фаддала аль-Фатахи, написал труд по ‘илм ар-риджал.

16. Халифа ибн аль-Хай йат (ум. 240/854-5), автор «Мадрак аль-исти‘йаб».

17. Аль-Бухари, Мухаммад ибн Исма‘ил ибн Мугира (ум. 256/870), автор трех книг.

18. Муслим ибн Хадджадж (ум. 261/874-5). Его работа также носит название «Ат-табакат».

19. Аль-Барки, Ахмад ибн Мухаммад ибн Халид (ум. 274/887-8), «Табакат ар-риджал».

20. Аль-‘Айаши ас-Самарканди, Мухаммад ибн Мас‘уд, автор «Ма‘рифат аль-накилин».[66]

21. Ар-Раваджини, ‘Аббад ибн Йа‘куб, автор «Аль-ма‘рифат фи-ль-ма‘рифат ас-сахаба».[67]

22. Ан-Намашири, Йахйа ибн Закариййа, автор «Аль-маназил ас-сахаба».[68]

23. Абу-ль-Фарадж аль-Канани, сын Мухаммада ибн Йа‘куба, автор «Му‘джам риджал Аби Муфаддал».[69]

24. Ад-Дабили Мухаммад ибн Вахбан, автор «Ман рава ‘ан Амир аль-Му‘минин».[70]

25. Абу-ль-Касим аль-Балхи, автор «Ма‘рифат ан-накилин» и «Фирак аш-ши‘а».[71]

26. Ахмад ибн ‘Абдулвахид, автор «Фихрист ар-риджал».[72]

27. Ибн Аби Хутайма, Ахмад ибн Зухайр, авторы «Мадрак аль-исти‘йаб».

28. Аль-Хакики, Ахмад ибн Али (ум. 280/893-4), автор «Тарих ар-риджал».[73]

29. Мутаййин, Мухаммад ибн ‘Абдулла ибн Сулейман аль-Хадрами (ум. 297/909-10), автор «Тарих ар-риджал».

30. Ибн Хазм аль-Харави (ум. 301/913-14).

31. Ибн Мандах, Абу ‘Абдулла Мухаммад ибн Йахйа (ум. 301/913-14).

32. Хамид Найнава’и Дихкан (ум. 310/922-923).

33. Ад-Дулаби (ум. 310/922-923).

34. ‘Абд аль-‘Азиз ибн Исхак.

35. Аль-Кулайни, Мухаммад ибн Йа‘куб (ум. 329/940-41), автор «Аль-Кафи», также написал работу по ар-риджал.[74]

36. Аль-Джаллуди (ум. 332/943-44).

37. Аль-Мас‘уди, Али ибн аль-Хусейн (ум. 333/944-45).

38. ‘Иса ибн Мирхан.[75]

39. Ибн Батта, Мухаммад ибн Джа‘фар Му’аддаб аль-Кумми.

40. Мухаммад ибн ‘Абдулла.

41. Ибн ‘Укда аль-Хамадани (ум. 333/944-45). Он написал биографии 4000 передатчиков. Сообщается, что часть его работы хранится в королевской библиотеке Йемена.[76]

42. Абу Сулейман, Мухаммад ибн ‘Абдулла (ум. 338/949-50).

43. Мухаммад ибн Ахмад аль-Аш‘ари.

44. Са‘д ибн ‘Абдулла аль-Аш‘ари.[77]

45. Ат-Табарани (ум. 340/951-52).

46. Ибн Валид аль-Кумми (ум. 343/954-55).[78]

47. Ахмад ибн Мухаммад ибн ‘Аммар аль-Куфи (ум. 368/978-79).

48. Абу Галиб аз-Зурари, Ахмад ибн Ахмад (ум. 346/957-58).

49. Ибн Сакан, Са‘ид ибн ‘Усман (ум. 353/963).

50. Ибн Хаббан (ум. 354/965).

51. Кади аль-Джа‘би, Мухаммад ибн ‘Умар (ум. 355/965-66).

52. Аль-Кашши, Абу ‘Амр, Мухаммад ибн ‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз, автор книги «Ма‘рифат ан-накилин», дополненную версию которой ат-Туси озаглавил как «Ар-риджал».

53. Мухаммад ибн Ахмад ибн Давуд аль-Кумми (ум. 368/978-79).

54. Абу Галиб аз-Зурари, Ахмад ибн Ахмад (ум. 368/978-79).

55. Аш-шейх ас-Садук (ум. 381/991-92), он свел воедино книги «Аль-Масабих»[79] и «Ат-Табакат» Ибн Са‘да.

56. Ибн Шахин (ум. 385/995).

57. Ибн ан-Надим, Мухаммад ибн Исхак (ум. 390/1000), составитель «Китаб аль-фихрист».

58. Ибн Хашир, Ибн ‘Абдун (ум. 423/1023).

59. Абу На‘им аль-‘Исфахани (ум. 430/1038-39).

60. Мухаммад ибн Аби Курра, учитель ан-Надджаши, (ум. 450/1058), составитель книги «Му‘джам риджал Аби Муфаддал».[80]

61. Абу-ль-‘Аббас, ас-Сирафи Ахмад, учитель ан-Надджаши, автор «Аль-Масабих».[81]

62. Ибн аль-Гада’ири, Ахмад ибн аль-Хусейн, составитель «Ар-риджал ад-дуа‘фа’».

63. Абу Йа‘ла аль-Халили (ум. 442/1054-55).

64. Ан-Надджаши, Абу-ль-‘Аббас Ахмад ибн Али (ум. 450/1058), автор «Ма‘рифат ар-Риджал».

65. Ат-Туси, Мухаммад ибн аль-Хасан (ум. 460/1067-68).

66. Аль-Китани (ум. 466/1073-74).

67. ‘Абд ибн Джаруд.

68. Аль-‘Акили.

69. Ибн Аби Хатим.

70. Аль-’Азрак.

71. Ибн ‘Абд аль-Бирр (ум. 463/1070-71).

72. Ибн Хатиб аль-Багдади, Ахмад ибн Али (ум. 588/1192).

73. Ибн Фасун, Абу Бакр.

74. Шихаб ад-дин, Ахмад ибн Йусуф.

75. Аль-’Акфани, Хибатулла ибн Ахмад (ум. 466/1073-74).

76. Ас-Сам‘ани, ‘Абдулкарим (ум. 562/1166-67).

77. Абу Муса, Мухаммад ибн Аби Бакр (ум. 581/1185-86).

78. Мунтаджаб ад-дин, Али ибн ‘Убайдулла Бабавайх (ум. после 585/1189). Он написал «Китаб аль-фихрист» - истории жизни шиитских ученых. Маджлиси включил эту книгу в конец XXV тома «Бихар аль-анвар».

79. Ибн Шахр Ашуб, Мухаммад ибн ‘Али (ум. 588/1192). Он сделал некоторые дополнения к «Фихрист» ат-Туси.

80. Абу-ль-Фарадж ибн аль-Джавзи, ‘Абдуррахман ибн Али (ум. 597/1200-1).

81. Аль-Мукаддаси, ‘Али ибн Муфаддал (ум. 611/1214-15).

82. Ибн Битрик, Йахйа ибн аль-Хасан (ум. 600/1203-4). Он написал «Китаб риджал аш-ши‘а».[82]

83. Ибн аль-Асир, ‘Али ибн Мухаммад аль-Джазари (ум. 630/1232-33) написал «Усд аль-габа».

84. Ибн Аби Тайй, Йахйа ибн Хамид аль-Халаби (ум. 630/1232-33) написал «Аль-’Исти‘йаб».

85. Курайш ибн ас-Саби’ (ум. 664/1265-66) свел воедино «Аль-’Исти‘йаб» и «Ат-Табакат» ибн Са‘да.

86. ‘Абд аль-‘Азим ибн ‘Абд аль-Кави аль-Мунзири (ум. 656/1285).

87. Ибн Тавус, Ахмад ибн Муса ибн Джа‘фар аль-Хилли (ум. 673/1274-75) написал «Халаль-’ишкал» в 644 году хиджры, он собрал вместе все биографии из пяти главных книг по ‘илм ар-риджал: аль-Кашши, ан-Наджаши, «Риджал» и «Фихрист» ат-Туси, и «Ад-Ду‘афа» Ибн аль-Гада’ири.[83]

88. ‘Иззуддин, Ахмад ибн Мухаммад (ум. 656/1258).

89. Аль-Мухаккик аль-Хилли, аль-Хасам ибн Йусуф (ум. 726/1325-26) внес дополнения в «Фихрист» ат-Туси.

90. Ибн Тавус ‘Абдулкарим ибн Ахмад ибн Муса ибн Джа‘фар (ум. 693/1293-4).

91. Ибн Давуд, аль-Хасан ибн Али ибн Давуд (род. 647/1249-50).

92. Аль-‘Аллама Хилли, аль-Хасам ибн Йусуф (ум. 726/1325-26) написал «Хуласат аль-’акват», «Ида аль-’Иштиба» и «Кашф аль-’Иштиба».

93. Аль-Бирзали, аль-Касим ибн Мухаммад ад-Димашки (ум. 738/1337-38).

94. Аз-Захаби, Шамсуддин Абу ‘Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн ‘Усман (ум. 748/1347-48) подытожил «Усд аль-габа».

95. Ахмад ибн Айбак ад-Димйати.

96. Ибн Рафи‘ Таки ад-Дин внес дополнения в работу аль-Бирзали.

97. Ибн Касир ад-Димашки (ум. 774/1372-73) написал «Табакат аль-мухаддисин».

98. Ибн Му‘аййа ад-Дибаджи, Мухаммад ибн аль-Касим ибн аль-Хусейн ибн аль-Касим аль-Хилли (ум. 776/1374-75).

99. Ибн аль-Мулаккин, ‘Умар (ум. 804/1401-2), написал «Табакат аль-мухаддисин».

100. Зайн ад-дин аль-‘Ираки, Абдуррахим (ум. 806/1403-4), внес дополнения в конце работы Ибн Айбака ад-Димйати.

101. Баха’ ад-Дин, ‘Али Нили аль-Хилли ибн ‘Абдулкарим (ум. 841/1437-38) написал «Китаб ар-риджал».

102. Ибн Хаджар аль-‘Аскалани, Ахмад ибн Али (ум. 852/1448) написал «Китаб аль-’Исаба».

103. Ас-Суйути Джалал ад-Дин (ум. 911/1505-6) систематизировал труд «Аль-И’саба», дав ему название «‘Айн аль-’исаба».

104. Аль-Хасан ибн Зайн ад-дин аш-Шахид ас-Сани (принял мученическую смерть в 1011/1602-3) является автором книг «Аль-Ма‘алим», «Тахрир Тавуси», «Тартиб машихат ман ла йахзуруху-ль-факих».

105. Мулла Мустафа перевел биографии передатчиков из «Аль-’Исти‘йаб», чьи имена начинались на букву «ха», по требованию ‘усманского монарха Султана Ахмада.

106. Таш Кубра-заде, Камаладдин Мухаммад (ум. 962/1554-55) продолжил работу над трудом Муллы Мустафы и перевел биографии передатчиков с именами на букву «ра».

107. Йусуф ибн Мухаммад аль-Хусейни аль-‘Амили (ум. 982/1574-75) написал «Джами’ аль-‘аквал» и отредактировал труд «Риджал» аль-Кашши.

108. ‘Абд ал-Латиф ибн Али ибн Шейх Ахмад аль-‘Амили, ученик автора книги «Аль-Ма‘алим», (ум. 1011/1602-3), и Шейх аль-Баха’и (ум. 1031/1621-22), составили «Фихрист» передатчиков всех четырех главных шиитских сводов: «Аль-кафи», «Ман ла йахдуруху-ль-факих», «Ат-Тахзиб» и «Аль-’Истибсар».

109. Мулла ‘Инайатулла Купа’и, Али ибн Шариф ад-Дин (1016/ 1607-8) так же, как и Ибн Тавус, составил труд, используя книги аль-Кашши, ан-Надджаши, Ибн аль-Гада’ири, «Ар-риджал» и «Аль-Фихрист», разместив биографические справки в алфавитном порядке. Его работа была озаглавлена «Маджма‘ ар-риджал».

110. Кади Нурулла аш-Шуштари (ум. 1019/1610-11) написал «Маджалис аль-му’минин».

111. Мулла ‘Абдулла аш-Шуштари (ум. 1021/1612) вычленил «Ад-Ду‘афа’» Ибн аль-Гада’ири, которая до того была частью «Халл аль-’ишкал» Ибн Тавуса.

112. Мулла ‘Абд ан-Наби аль-Джаза’ири, ибн Са‘д (ум. 1021/1612) написал «Хави аль-’аквал».

113. Мирза Мухаммад ‘Астарабади (ум. 1021/1612) написал три работы, главнейшая из которых – «Манхадж аль-макал».

114. Худаварди, А’фшар (ум. 1021/1612).

115. Мирза Файдулла Тафриши (ум. 1025/1616).

116. Мир Мустафа Тафриши (ум. 1031/1621-22).

117. Низам ад-Дин аль-Кураши (ум. 1031/1621-22).

118. Шейх Мухаммад ан-Наджафи (ум. 1085/1674-75).

119. Кутб ад-Дин аль-Ашкавари (ум. 1040/1630-31).

120. Мир Дамад, Мухаммад Бакир ибн Мухаммад аль-’Астарабади аль-Хусайни аль-’Исфахани (ум. 1040/1630-31).

121. Мухаммад Таки аль-Маджлиси аль-Аввал, ибн Максуд Али (ум. 1070/1659-60) написал «Машихат китаб ман ла йахдуруху-ль-факих».

122. Ат-Турайхи (ум. 1085/1674-75).

123. Мухаммад Амин аль-Казими (ум. 1085/1674-75).

124. Ака Ради аль-Казвини (ум.1096/1684-85).

125. Камал ад-Дин аль-Хусайни, шейх Хасан ибн Али аль ‘Амили.

126. Шейх Хурр аль-‘Амили, Мухаммад ибн аль-Хасан (ум. 1104/1692-93) написал «‘Амаль аль-’амаль» и «Тазкират аль ‘улама’ аль-мута’аххирин».

127. Мулла Фараджулла аль-Хувайзи.

128. Мулла Хайдар Али аль-Кумми.

129. Мухаддис ат-Тавбали (ум. 1107/1695-96).

130. Мухаммад Салих Хатунабади аль-’Исфахани (ум. 1116/1704-5) был племянником аль-Маджлиси II.

131. Саййид Али Хан Мадани (ум. 1120/1708-9).

132. Мулла ‘Абдулла Афанди (ум. 1131/1718 19).

133. Мулла Мухаммад аль-Ардабили (ум. 1111/1699-1700).

134. Шейх Сулейман аль-Махури (ум. 1121/1709-10).

135. Мулла Мухаммад Джа‘фар аль-Хурасани (род. 1080/1669-70).

136. Ака Хусейн аль-Хансари (ум. 1128/1715-16).

137. Али ибн ‘Абдулла аль-Бахрайни (ум. 1127/1714-15).

138. Мирза Мухаммад аль-Ахбари (ум. 1132/1719-20).

139. ‘Абдулла ас-Самахиджи (ум. 1135/1722-23).

140. Шейх Йасин аль-Бахрайни (ум. 1145/1732 33).

141. Мир Мухаммад Ибрахим, сын Мир Ма‘сума аль-Казвини (ум. 1145/1732-33).

142. Ради ад-Дин, ибн Саййид Мухаммад аль-‘Амили аль-Мусави (ум. 1168/1754-55) назвал свою работу «’Исаф зави аль-’албаб», в начале глав которой он поместил фамилии, заканчивающиеся на «йа», ориентируясь на опыт Ибн аль-Асира и ас-Суйути.

143. Мухаммад ибн Али аль-Билади (ум. 1186/1772-73).

144. Шейх Йусуф (1186/1772-73) составил «Лу’лу’ат аль-бахрайн».

145. Сайид Хусейн аль-Казвини (ум. 1208/1793-94).

146. ‘Абд ан-Наби ибн Мухаммад (ум. 1191/1777).

147. Саййид Махди Бахр аль-‘улум аль-Буруджерди ан-Наджафи (1212/1797-98).

148. Абу Али, Мухаммад ибн Исма‘ил (ум. 1215/1800-1).

149. Саййид Ахмад аль-Казими.

150. Давуд ибн аль-Хасан аль-Джаза’ири, он работал над «Ихтийар ар-риджал» аль-Кашши и «Риджал» ан-Наджаши.

151. Мухаммад Тахир ибн Мухаммад Талиб аль-Хусайни аль-Ардабили.

152. Шейх Йахйа, бывший муфтий Бахрейна.

153. Мулла Дарвиш Али аль-Ха’ири.

154. Саййид Мухсин аль-’А‘раджи аль-Казимайни (ум. 1227/1812).

155. Саййид ‘Абдулла Шуббар ибн Мухаммад Риза (ум. 1242/1826-27).

156. Мухаммад Али ибн аль-Касим аш-Шакур аль-Ха’ири (ум. 1245/1829-30).

157. Саййид Мухаммад Бакир, худджат аль-Ислам Шафти (ум. 1260/1844).

158. Шейх ‘Абд ан-Наби аль-Казими (ум. 1256/1840).

159. Мулла Али Кани ат-Техрани (ум. 1306/1888-89).

160. Шейх Муртаза аль-’Ансари (ум. 1281/1864-65).

161. Ибрахим ибн Хусейн ибн Али.

162. Хаджи Нури, Хусейн ибн Мухаммад Таки.

163. Мухаммад Таха Наджаф (ум. 1323/1905), сын Махди, сын Мухаммада Ризы ат-Табризи ан-Наджафи, написал «Иткал аль-махал». В этой книге он разделил передатчиков хадисов на три категории: правдивые, праведные и слабые.

164. Аль-Мамакани, шейх ‘Абдулла ибн шейх Хасан (ум. 1350/1931-32).

165. Сайид Мухсин аль-‘Амили (ум. 1370/1950-51) написал «’А‘йан аш-ши‘а», тридцать четыре тома этого труда были изданы в Сирии.

166. Ака Бузург, Мухаммад Мухсин ат-Техрани написал книгу «Аз-Зари‘ат ’иля тасаниф аш-ши‘а», каждый том которой посвящен персоналиям определенного века, начиная с четвертого века хиджры. Он также написал работу по истории ‘илм ар-риджал под названием «Мусаффа аль-макал». В этой книге он приводит 600 биографий передатчиков.


 

Часть третья

Дисциплины, связанные с ‘илм аль-хадис

Во времена их возникновения существовала разница во мнениях между известными мусульманами относительно степени необходимости хадисов. Первые два халифа, к примеру, демонстрировали полное отсутствие интереса к этому.[84] Тем не менее, после смерти Пророка (ДБАР) важность этого стала постепенно осознаваться. Осознание этого пришло со временем и было связано с тем, что религиозные ученые посчитали хадисы вторым авторитетным источником после Корана для решения их ритуальных проблем. Важность хадисов сильно возросла в то время, и постепенно на базе этого развилась обширная наука со множеством ответвлений.

Ас-Суйути в своем введении к «Тадриб ар-рави» пишет, что в начале 2 века хиджры наука хадисоведения включала в себя три дисциплины: ‘илм тадвин аль-хадис, ‘илм аль-хадис и ‘илм усул аль-хадис. Тем не менее, на протяжении 3 века, согласно Ибн аль-Мулаккину, наука о хадисах стала насчитывать более двухсот дисциплин. Абу Хатам, использовавший более упрощенную классификацию, упоминает о существовании пятидесяти отдельных дисциплин. Ибн Хаджар описывает различные дисциплины в более простой манере: ‘илм усул аль-хадис, ‘улум аль-хадис, ‘илм мусталах аль-хадис, и ‘илм дирайат аль-хадис (которая также включает в себя ‘илм ар-риджал).[85]

Ахмад Амин в своей книге «Фаджр аль-Ислам» пишет: «Изучение хадисов дало начало множеству наук, таких, как хронология истории, войн, а также нравов народов и отдельных людей. Это обернулось написанием биографий, таких, например, как работа Ибн Хишама. Согласно Ибн Джариру, Ибн Исхаку и аль-Балазури, их стиль и метод заключался в изложении хадисов. Случаи из жизни Пророков прошлого (мир им) и особенности того времени, когда они (мир им) жили, наряду с хадисами и с историями из Корана содействовали распространению литературы, связанной с прежними Пророками (мир им). Интерес к хадисам способствовал ознакомлению с греческой, индийской и персидской философией и этикой. Развитие‘илм аль-хадис пробудило интерес ко всем наукам, и сам хадис стал религиозным и каноническим источником и, наконец, основой кодексов и наказаний. Все это, за исключением этапа дальнейшей разработки, свидетельствует о роли ‘илм аль-хадис в развитии науки.[86]

Согласно ас-Суйути, аль-Хазими считал, что ‘илм аль-хадис состоит более, чем из сотни направлений, Ибн Салах насчитал 65 различных дисциплин[87]. Ибн Халдун в своей работе по истории упоминает разные ветви ‘илм аль-хадис: знание насих (отменяющих) и мансух (отмененных) айатов Священного Корана, ‘илм ар-риджал, ‘илм истилахат аль-хадис, изучение текста хадиса и его особенностей, исследование качеств, которыми должен обладать передатчик хадисов, знание о правдивости передатчиков и ‘илм фикх аль-хадис[88].

Тем не менее, Хаким Аби ‘Абдулла Мухаммад ибн ‘Абдулла Хафиз ан-Нишапури в своей книге «Ма‘рифат ‘улум аль-хадис» упоминает 52 дисциплины в рамках науки хадисоведения. Принимая во внимание их важность, мы перечислим их:

1. Распознание аль-хадис аль-‘али: на странице 5 своей книги он пишет, что распознавание хадиса ‘али аль-иснад (предания, все передатчики которого известны и правдивы) являются частью ‘илм аль-хадис. Далее он упоминает, что наряду с условием, согласно которому цепочка передатчиков хадиса ‘али должна быть настолько короткой, насколько это возможно, кроме того, все передатчики должны быть правдивы.

2. Распознание аль-хадис ан-назил: на странице 7 он упоминает, что идентификация аль-хадис ан-назил также является ветвью ‘илм аль-хадис. Некоторые противопоставляли аль-хадис ан-назил и аль-хадис аль-‘али, однако такое противопоставление безосновательно. В действительности существуют разные уровни аль-хадис ан-назил, в отличиях между которыми разбираются только специалисты. В эту категорию включены хадисы, которые нуждаются в особо пристальном изучении и исследовании.

3. Изучение вопроса о правдивости передатчиков: на странице 14 он также включает эту дисциплину в науку ‘илм аль-хадис. Биографические подробности, уровень познаний и степень осторожности передатчика являются предметом рассмотрения в данной области.

4. Знание масанида хадиса: на странице 17 он пишет о том, что сведения о масаниде (первом человеке в цепочке передатчиков) – это очень важная тема. Между исламскими правоведами существуют разногласия относительно приемлемости хадиса, у которого нет масанида. Аль-хадис аль-муснад – это такое предание, цепочка передатчиков которого восходит к одному из известных [праведных] сподвижников Посланника Аллаха (ДБАР).

5. Исследование ар-ривайат аль-мавкуфа: на странице 19 он повествует об ар-ривайат аль-мавкуфа. Ар-ривайат аль-мавкуфа – это такой хадис, первичным источником которого является рассказ одного из [праведных] сподвижников Пророка (ДБАР).

6. Изучение тех хадисов, первый передатчик которых не упоминается. Нишапури освещает эту проблему на странице 21.

7. Исследование вопроса о сподвижниках (ас-сахаба): оно включает в себя изучение истории жизни сподвижников из категории ансаров (помощников) и из числа мухаджиров (переселенцев), их положения и степени приближенности к Пророку (ДБАР).

8. Изучение аль-хадис аль-мурсал: освещая этот вопрос на странице 25, он называет данную тему одной из самых трудных разделов ‘илм аль-хадис и отмечает, что никто, кроме самых компетентных [ученых], не способен разобраться в ней. Аль-хадис аль-мурсал – это предание, рассказанное кем-либо из таби‘инов , представителей поколения, следующего за сподвижниками Пророка (ДБАР).

9. Исследование аль-хадис аль-мункати‘: на странице 27 он утверждает, что аль-хадис аль-мункати‘ отличается от аль-мурсал, хотя так же, как аль-мурсал, он восходит к одному из таби‘инов . Существует три разновидности хадисов аль-мункати‘.

10. Изучение [цепочки] передатчиков аль-хадис аль-мусалсал: на странице 29 он пишет, что есть восемь типов этого вида хадисов.

11. Исследование аль-хадис аль-му‘ан‘ан: на странице 34 этой работы ан-Нишапури включает науку о несфабрикованных хадисах категории аль-му‘ан‘ан (букв. «переданных») в ‘илм аль-хадис, где между передатчиками стоит «от…от…от…» во всей цепочке.

12. Изучение аль-хадис аль-мудал: на странице 36 он цитирует определение, данное Али ибн ‘Абдуллой аль-Мадини, великим ученым-мухаддисом, и его предшественниками – специалистами в области исследования хадисов категории аль-мудал, то есть преданий, у которых утрачены две или более цепочек передатчиков.

13. Исследование аль-хадис аль-мударрадж: на странице 39 он определяет аль-хадис аль-мударрадж как предание, в которое передатчик добавил свои собственные слова или слова сподвижника или кого-либо еще в хадис.

14. Изучение [персоналий] таби‘инов (людей, принадлежащих к следующему после Пророка (ДБАР) и сподвижников поколению): на странице 41, включая исследование биографий таби‘инов в ‘илм аль-хадис, он отмечает, что это наука включает в себя несколько отдельных дисциплин.

15. Исследование [биографий] атба‘ ат-таби‘ин (людей, принадлежащих к второму поколению после Пророка (ДБАР), то есть к следующему после таби‘инов ): на странице 46 он также включает эту дисциплину в ‘илм аль-хадис.

16. Изучение аль-акабир ‘ан аль-асагир: на странице 48 он относит изучение аль-акабир ’ан аль-асагир (дословно: «более великих от менее значимых», то есть хадисов, переданных умудренными возрастом и знанием людьми от менее зрелых в каком-либо из этих отношений рассказчиков, или же активным передатчиком от менее активного в передаче хадисов человека) к ‘илм аль-хадис.

17. Исследование [жизнеописаний] наследников сподвижников: на странице 49 он утверждает, что любой, у кого отсутствует знание предмета, непременно будет допускать ошибки в пересказе многих преданий.

18. ‘Илм джарх ва та‘дил (буквально: оспаривание достоверности, или урегулирование, или поправка): на странице 82 он отмечает, что данная наука включает в себя две разные дисциплины.

19. Знание об ас-сахих и ас-саким (в отношении хадисов): на странице 58 он утверждает, что эта дисциплина отличается от науки ‘илм джарх ва та’дил, упомянутой выше.

20. ‘Илм фикх аль-хадис.

21. Знание о насих (отменяющих) и мансух (отмененных) хадисах.

22. Исследование необычных слов в тексте хадиса: на странице 88 он пишет, что их изучение началось после периода атба‘ ат-таби‘ин. Среди тех, кто занимался этим, были Малик ас-Саври, Шу‘ба и другие – те, которые последовали их путем. Первым, кто написал книгу о необычных оборотах (‘илм гара’иб аль-хадис) был Надр ибн Шумайл.

23. Изучение аль-хадис аль-машхур (то есть известных): на странице 92 он делает различие между аль-хадис ас-сахих (достоверный хадис) и аль-хадис аль-машхур.

24. Исследование аль-хадис аль-гариб (странных хадисов): он упоминает на странице 94, что оно имеет отношение к дисциплине, упомянутой выше (№ 22), ибо существуют разные аспекты необычности.

25. Исследование аль-хадис аль-муфрад (аль-хабар аль-вахид): он утверждает на странице 96, что эта категория включает в себя три вида хадисов: во-первых, переданные кем-либо из Медины, Мекки или Куфы; во-вторых, рассказанные Имамами (мир им), в-третьих, переданные кем-либо еще, помимо людей из первых двух групп.

26. Изучение апокрифических передатчиков: знание о тех рассказчиках, которые не делали различия между передаваемым текстом [хадиса] и их собственными словами.

27. Исследование недостающих частей хадиса: на странице 112 он утверждает, что эта наука отличается от ‘илм джарх ва та‘дил и от науки о [хадисах категории] ас-саким и ас-сахих.

28. Изучение аль-хадис аш-шазз (буквально: редких хадисов): на странице 119 он определяет его как хадис, переданный только от одного правдивого передатчика.

29. Изучение пророческих преданий, которые противоречат другим хадисам, или тех, передатчиками которых считаются основатели какой-либо из школ фикха.

30. Распознание преданий, которым не противоречат никакие другие хадисы [или айаты].

31. Изучение разных школ мухаддисов.

32. Исследование процесса запоминания хадиса (‘илм музакарат аль-хадис).

33. Исследование и распознание слов, добавленных в хадис.

34. Нахождение ат-тасхиф (описок, неправильного написания, неверной расстановки огласовок и т.д.) в рукописях.

35. Обнаружение ошибок, которые мухаддисы допустили в своих рукописных свитках хадисов.

36. Изучение жизненного пути братьев и сестер сахабов, таби‘инов и их потомства вплоть до настоящего времени.

37. Изучение биографий сахабов, таби‘инов и таби‘ ат-таби‘инов, от которых хадисы передавались не более, чем через одного человека.

38. Изучение [особенностей истории, быта и нравов] племен, к которым принадлежали рассказчики хадисов из числа сахабов, таби‘инов и таби‘ ат-таби‘инов вплоть до настоящего момента.

39. Исследования генеалогических древ мухаддисов начиная с таковых из числа сахабов и заканчивая современными учеными в этой области. На странице 168 он указывает, что изучение происхождения было рекомендовано Пророком (ДБАР).[89]

40. Изучение имен мухаддисов: на странице 177 он пишет: «Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Исма’ил аль-Бухари столкнулся с непременной потребностью в изучении этого в своей книге».

41. Изучение куний («фамилий») сахабов, таби‘инов и их потомства вплоть до настоящего времени. На странице 83 он пишет, что ученые-мухаддисы написали много работ на эту тему.

42. Знание о том, какова родина передатчиков и из какой местности они ведут свое происхождение.

43. Изучение того, кто из числа передатчиков хадисов, бывших сахабами, таби’инами и их потомками, являются мавали[90].

44. Исследование жизненного пути и дат рождения и смерти мухаддисов.

45. Исследование титулов мухаддисов.

46. Изучение знакомых (досл. смежных) передатчиков. На странице 215 он упоминает, что эта наука отличается от дисциплины аль-акабир ‘ан аль-асагир, скорее, она относится к передатчикам, которые контактировали.

47. Исследование общего между племенами передатчиков, их родных мест, имен, прозвищ и происхождения. В этой связи он упоминает пять второстепенных дисциплин, таких, как история племен, родных мест передатчиков и т.д.

48. История войн Святого Пророка (ДБАР) и его письменных посланий правителям и другим.

49. Изучение того, кто из сподвижников, таби‘инов и их потомков были первыми в области сбора хадисов.

50. Знание видов классификации хадисов на разные группы, предложенные разными мухаддисами.

51. Сведения о группе рассказчиков из числа таби‘инов и их потомков, в отношении которых нет однозначного мнения относительно возможности доверять тому, насколько переданные ими хадисы относятся к категории сахих.

52. Знание тех, кто получил иджазу от ученого на передачу хадиса.[91]

В качестве дополнения ко всему сказанному следует отметить, что существуют и иные дисциплины, связанные с изучением арабской морфологии, синтаксиса и филологии. Об этом упоминает ас-Суйути в его аль-’Иткан.[92] В этой связи стоит упомянуть, что Ибн ан-Надим в своей «Китаб аль-фихрист», цитируя Мухаммада ибн Исхака и других ученых, утверждает, что Абу аль-’Асвад ад-Ду’али, первый арабский грамматик, приобрел эти знания от Имама Али ибн Аби Талиба (мир ему).[93] Учитывая это, он приводит утверждение Абу Насра, что ‘Абдуррахман ибн Хурмуз был продолжателем дела развития арабской филологии, и что Абу Са‘ид ас-Сирафи подтвердил это. Более того, Ибн ан-Надим, объясняя происхождение названия «нахв», употребляемого по отношению к арабскому синтаксису, объясняет, что Абу аль-’Асвад спросил разрешение Имама Али (мир ему) на то, чтобы сформулировать правила арабской грамматики наподобие (нахв) того, как делал это Имам Али (мир ему) в своих проповедях и письмах. Согласно Ибн ан-Надиму, у Абу аль-’Асвада ад-Ду’али арабской грамматике учились: Йахйа ибн Йа’мур, ’Анбаса ибн Ма‘дан и Маймун ибн Акран.[94]

Саййид Хасан ас-Садр в своем «Та’сис аш-ши‘а», описывая истоки ‘илм дирайат аль-хадис, утверждает, что первым автором работы на эту тему был Абу ‘Абдулла Хаким ан-Нишапури, шиит (ум. 405/1014-15), и Ибн Салах, который пришел ему на смену, стал его последователем. Тем не менее, ас-Суйути в своей «Китаб аль-васа’ил фи ава’ил» утверждает, что Ибн Салах, Абу ’Амр ‘Усман ибн ‘Абдуррахман (ум. 643/1051-52), шафиит из Дамаска, впервые стал работать в области ‘илм дирайат аль-хадис.[95] Очевидно, что ас-Суйути совершенно проигнорировал абсолютную разницу [его трудов] и работы Абу ‘Абдуллы Хакима ан-Нишапури, который жил за два века до Ибн Салаха.

В «Та’сис аш-ши‘а» он пишет, что первым автором книги о направлениях и сектах в Исламе был аль-Хасан ибн Муса ан-Навбахти, выдающийся ученый третьего века, который жил прежде Абу Мансура ‘Абдулкадира ибн Захира аль-Багдади (ум. 429/1037-38), Абу Бакра аль-Бакилани (ум. 403/1012-13), Ибн Хазма (ум. 456/1062-63) и аш-Шахристани (ум. 548/1153-54).[96] Автор «Аль-Адаб аль-фариси» не только подтверждает это, но и открыто заявляет о том, что аль-Хасан ибн Муса аль-Навбахти был шиитом:

«Некоторые люди дома Навбахта преуспели в постижении исламских наук и стали (великими) учеными имамитского шиитского направления и были предшественниками мутакаллимов. Они внесли большую лепту в дело обоснования идей своего направления, используя калам. Среди них был Абу Мухаммад аль-Хасан ибн Муса ан-Навбахти (ум. 300 или 301 г. хиджры), автор книги «Фирак аль-ши‘а» и «Аль-’Ара ва-д-динайат»; он также был первым, кто написал книгу об аль-милал ва-н-нихал (наука о народах и сектах):[97]

Автор «Тадриб ар-рави», упоминая об истоках ‘илм ’истилахат аль-хадис, отмечает, что первым автором книги на данную тему был Кади Абу Мухаммад ар-Рамхурмузи, автор «Китаб мухаддис аль-фадил», его последователями стали Хаким Абу ‘Абдулла ан-Нишапури, Абу На‘им аль ’Исфахани и аль-Хатиб аль-Багдади.[98]

Учитывая, что история военных походов (аль-магази) Пророка (ДБАР) является частью ‘илм ар-риджал, автор «Та’сис аш-ши‘а» утверждает, что первым, кто затронул эту тему, был Мухаммад ибн Исхак аль-Матлаби. Помимо этого, он цитирует утверждение из «Хуласат аль-’аквал» относительно ‘Убайдуллы ибн Аби Рафи‘, который был писцом Имама Али (мир ему) и первым описал сражения Пророка (ДБАР).[99] Подтверждения этого находятся в «Ар-Риджал» ан-Надджаши.[100] Ас-Суйути, тем не менее, в своей «Китаб аль-васа’ил фи-ль-ава’ил» считает ‘Урву ибн аз-Зубайра (ум. 94/712-13) первым автором рассказов в стиле аль-магази.

С точки зрения историографии, согласно «Кашф аз-зунун», первым, кто стал писать на эту тему, был Мухаммад ибн Исхак (ум. 151/768), предшественник всех писателей жанра аль-магази.

Согласно ас-Суйути, первым составителем муснада был Сулейман ибн Давуд Абу Давуд ат-Тийалиси.[101] Что касается ‘илм дирайат аль-хадис, первым, кто затронул эту тему, был Саййид Джамал ад-дин ибн Муса ибн Тавус Абу-ль-Фада’ил (ум. 673/1274-75), учитель ‘Алламе ибн Мутаххара аль-Хилли. Он сформулировал новую шиитскую терминологию применительно к хадисам (т.е. такие термины, как ас-сахих, аль-хасан, аль-мувассак и ад-да‘иф).[102]

Виды хадисов

В целом, с точки зрения суннитов существует три базовые категории хадисов (ас-сахих, аль-хасан и ад-да‘иф) и четыре главные разновидности хадисов с точки зрения шиитов (ас-сахих, аль-хасан, аль-мувассак и ад-да‘иф). В дальнейшем эта классификация развивалась как шиитами, так и суннитами. Вот наиболее общие из этих классификаций:

1. Ас-сахих: это хадис, свободный от любого изъяна, и имеющий несколько непрерывных цепочек правдивых передатчиков с более чем одним первым человеком, записавшим его (руват ‘адилун, дабитун хайр шавазз).[103]

2. Аль-хасан: это хадис, который хорошо известен и обладает заслуживающими уважения источником (махрадж) и передатчиками (руват).[104] Вот какое определение дает ему аль-Джурджани в «Ат-Та‘рифат»: «Аль-хасан – это хадис, передатчики которого обладают правдивостью и заслуживают доверия, однако он не достигает уровня аль-хадис ас-сахих.[105]

3. Ад-да‘иф: это хадис, который не обладает признаками хадиса ас-сахих либо хадиса аль-хасан.[106]

4. Аль-муснад: это хадис, цепь передатчиков которого восходит непосредственно к Святому Пророку (ДБАР).

5. Аль-мутассил (мавсул): это хадис, все участники передачи которого упоминаются последующими передатчиками.

6. Аль-марфу‘: это хадис, который восходит к одному из Непорочных (ма‘сум), да будет мир с ними, невзирая на длину цепи передатчиков.

7. Аль-мавкуф: это хадис, который восходит к кому-либо из сподвижников, вне зависимости от длины цепочки передатчиков.

8. Аль-макту‘: это хадис, рассказанный одним из таби‘инов .

9. Аль-мункати‘: это хадис, переданный от одного из таби‘инов .

10. Аль-мурсал: это хадис от какого-либо из известных таби‘инов, начинающийся словами: «Посланник Аллаха сказал…» и т.д. Существует много разновидностей такого рода хадисов.

11. Аль-му‘дал: это хадис, у которого отсутствует две или более цепочек передатчиков.

12. Аль-мудаллас (букв. сфабрикованный): он бывает двух видов – с вымышленным текстом (матн) или со сфабрикованной цепочкой передатчиков (иснад).

13. Аш-шазз: это предание, рассказанное правдивым (сика) передатчиком, которое противоречит хадисам, переданным иными рассказчиками.

14. Аль-гариб: существует три вида хадисов этой категории: гариб аль-алфаз (содержащий в себе необычные слова), гариб аль-матн (необычный по содержанию) и гариб ас-санад (необычный с точки зрения иснада). Хадис категории гариб аль-’алфаз содержит в себе непонятные выражения, гариб аль-матн – это предание, рассказанное единичным передатчиком, принадлежащим к раннему поколению рассказчиков, гариб ас-санад – это хадис, содержание которого хорошо известно через иные источники.

15. Аль-му‘ан‘ан – это хадис, в котором все передатчики соединены друг с другом посредством предлога ’ан.

16. Аль-му‘аллак – это предание, в котором отсутствуют имена одного или более передатчиков в начале цепи передатчиков.

17. Аль-муфрад, или аль-вахид – это предание, рассказанное только одним человеком, или же передатчиками, все из которых проживают в одной местности.

18. Аль-мударрадж - это хадис, чей передатчик включил свои собственные слова или фразы другого рассказчика в текст предания.

19. Аль-машхур: это предание, которое широко известно среди мухаддисов.









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 82;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная