И автоматизированная форма умственного контроля
Над выполнением ориентировочных действий
Два факта лежат в основе затруднений при построении психологической теории внимания:
• внимание нигде не выступает как самостоятельный про
цесс; оно открывается как направленность, последователь
ность, сосредоточенность любой формы деятельности;
• внимание не имеет своего отдельного, специфического
продукта.
1. Формирование умственных действий представляет собой
двойное образование: а) мыслимое предметное содержание;
б) собственно процессы мышления как психические действия,
направленные на определенное предметное содержание.
2. Внутреннее внимание формируется из контроля над
психическим (умственным) действием, обращенным на
предметное содержание.
3. Любое действие включает ориентировочную, исполни
тельную и контрольную части. Когда действие становится
умственным и сокращенным, то:
• ориентировочная часть действия превращается в построе
ние предметного поля возможных действий (понимание);
• исполнительная часть действия преобразуется в ассоциа
тивное выполнение операций в умственном плане созна
ния над мыслимым содержанием предмета действия;
• контрольная часть действия преобразуется в акт обраще
ния «Я» на мыслимый предмет действия и его умственные
преобразования.
4. Контрольная часть действия, становясь умственной,
автоматизированной и сокращенной, образует внимание.'
• На первых этапах своего формирования действия контро
ля сами требуют внимания.
• Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание
означает особую форму контроля.
5. В зависимости от того, как осуществлялось сокращение
контрольной части действия — стихийно или путем плано
мерного усвоения, будут автоматизироваться различные ме
ханизмы внимания.
• Автоматизация стихийно складывающегося контроля над
выполняемым действием образует непроизвольные фор
мы внимания.
• Автоматизация произвольно организованного контроля над
выполняемым действием, исходно опирающегося на осозна
ваемые критерии, образует произвольные формы внимания.
Гк
20. Заказ №4624.
6. При планомерном усвоении (по мере преобразования в
умственную форму и сокращения) контрольная часть действия
осуществляется с помощью мерки, критерия, образца, плана и
преобразуется в предваряющий образ. Этим объясняются два
основных свойства внимания — избирательность и положитель
ное влияние на деятельность, с которой оно связано.
7. Организация произвольного контроля предполагает
два взаимосвязанных типа операций:
• установление порядка операций и действий контроля;
• выделение четких критериев, на которые ориентируются
контрольные операции и действия (объекты, предметы, их
свойства, которые требуется контролировать).
8. Для формирования нового приема произвольного
внимания необходимо наряду с основной деятельностью
сформировать умственный автоматизированный план кон
троля и проверки хода ее выполнения и верности получае
мых результатов.
Произвольный контроль может вести к разрушению автоматизированных действий, т. к. действия произвольного контроля приостанавливают выполнение контролируемых действий или разрушают сложившиеся автоматизированные формы их организации.
• Контроль, направленный на физиологические процессы,
может приводить к психогенным нарушениям и заболева
ниям — неврозам.
Глава 14 Теории сознания человека
Структурное и функциональное определение и объяснение сознания сохраняет свою актуальность в психологии до настоящего времени. Попытки объяснить сознание человека в истории психологии были связаны с анализом организа-
ции процессов внимания (Дормашев, 1995; Солсо, 1996; Когнитивная психология, 2002), с анализом осознаваемых и неосознаваемых мотивов человека (Фрейд, 1989). В ряде направлений психологических исследований сознание рассматривалось как «сцена», на которой представлен феноменологический опыт субъекта (ассоциативная психология, гештальтпсихология), или как активное начало, организующее в единство все психические функции (Соколова, 2003). В настоящее время в рамках американо-европейской когнитивной психологии существуют попытки структурно и функционально определить сознание через организацию репрезентативного опыта человека в долговременной памяти. Такой является концепция Тульвинга, которую можно сформулировать в форме ряда объяснительных принципов (см.: Солсо, 1996; Когнитивная психология, 2002).
Тульвинг
Когнитивная теория сознания
1. В зависимости от содержания опыта долговременная
память человека включает:
• процедурную память, обеспечивающую автоматизирован
ные и неосознанные формы репрезентации (воспроизве
дения) разнообразных действий;
• категориальную (семантическую) память, обеспечиваю
щую знаково-символическую репрезентацию универсаль
ных внутрипонятийных и межпонятийных структур, со
ставляющих опыт человека и человечества;
• эпизодическую (событийную, схемную) память, обеспечи
вающую репрезентацию датированных по времени эпизо
дов и событий индивидуального жизненного опыта: схемы
сцен и ситуаций (фреймы) и схемы событий (скрипты).
2.
В соответствии с таким делением у человека можно вы
делить три разновидности сознания, каждой из которых со
ответствует три основных типа репрезентаций:
20*
• аноэтичное сознание, которому соответствует процедур
ная память: не выходит за пределы текущей ситуации, по
зволяет фиксировать признаки окружения и реагировать
своим поведением на конкретную обстановку («незнаю
щее» сознание);
• поэтичное сознание, которому соответствует семантиче
ская память: символический тип сознания, опираясь на
который человек может осознавать объекты и события, а
также их взаимосвязи при отсутствии этих объектов и со
бытий («знающее» сознание);
• автоноэтичное сознание, которому соответствует эпизоди
ческая память: обеспечивает запоминание лично пережи
ваемых событий («знающее о себе» сознание).
Система объяснительных принципов, которая заложена в основу этой теории, на наш взгляд, не имеет большого объяснительного потенциала и не позволяет объединить с позиций единого способа объяснения имеющиеся сегодня в психологии и психолингвистике данные о функциональной организации психики, с которой чаще всего связывают сознательный опыт человека.
Вместе с тем в отечественной психологии существует два взаимосвязанных и взаимодополнительных теоретических подхода, которые позволяют дать более конкретную и развернутую интерпретацию формирования и развития функционально-структурной организации сознания у человека — это культурно-исторический подход Л. С. Выготского и дея-тельностный подход А. Н. Леонтьева к объяснению психических явлений.
Несмотря на множество ссылок и постоянное цитирование в научной и популярной литературе по психологии, трудно найти четкую формулировку системы объяснительных оснований и принципов, на которую опираются авторы указанных теорий при объяснении феноменов человеческого сознания.
Оба подхода центральную роль в развитии сознания отводят включению в деятельность человека языка и других зна-
ково-символических средств. При этом используемый в речевой деятельности язык рассматривается как особая система внешних средств, способами использования которых человек должен овладеть в течение жизни.
В теоретическом подходе Л. С. Выготского присутствует ряд гипотез, которые позволяют дать функциональное объяснение возникновению и развитию сознательного уровня психической ориентировки человека в окружающем мире. Эти гипотезы могут быть представлены как единая система объяснительных принципов:
1. В онтогенезе человека биологическое созревание и
культурное развитие составляют единство. Культурное раз
витие человека заключается в формировании в совместной
деятельности и общении высших психических функций
(ВПФ).
2. Формирование ВПФ необходимо предполагает овладе
ние орудийными и знаковыми средствами, которые обеспе
чивают изменение структуры деятельности и психики чело
века.
3. ВПФ производны от внешних форм общения и деятель
ности. ВПФ первоначально возникают во внешней, разделен
ной с другими людьми деятельности и общении и лишь затем
становятся индивидуальными и внутренними — интериори-
зируются. Процесс интериоризации включает:
• переход от совместных с другими людьми действий к само
стоятельным, индивидуальным способам их реализации;
• переход от внешних, материальных, форм действий к внут
ренним, идеальным, действиям над значениями, которые
фиксируются в знаково-символических средствах: а) от
действий с предметами к действиям над значениями (пред
ставлениями, обобщениями) с опорой на внешние матери
альные знаки и символы; б) от действий над значениями с
опорой на внешние материальные знаки и символы к внут
ренним действиям над значениями с опорой на внутрен
ние способы использования знаков и символов.
5. Знак имеет две важнейшие характеристики: а) обозначает объективно существующие предметы и явления — это предметная отнесенность знака; б) актуализирует фиксированные в сознании людей сходные представления, обобщения, понятия — это значение.
• Знак напоминает человеку о необходимости выполнить
определенную систему операций, в которых может участ
вовать множество психических функций.
• Благодаря знакам компоненты актуальной ситуации
включаются в одну структурную систему с символически
представленными элементами будущего.
• Структура значений (обобщений), опосредствованных
знаково-символическими средствами, развиваясь и совер
шенствуясь в онтогенезе, обеспечивает формирование и
совершенствование сознательного уровня психической
ориентировки человека.
4. Сознание формируется по мере активного овладения субъектом способами использования знаков и символов, через замещение внешних практических предметных действий речевыми действиями с их последующей интериоризацией.
• Слова (знаки) замещают предметные характеристики яв
лений и событий, фиксируя и сохраняя их значение, что
позволяет выполнять действия над значениями во внут
реннем плане сознания.
• Сознание — это динамическая смысловая система, пред
ставляющая собой единство аффективных и интеллекту
альных процессов.
Изложенные объяснительные принципы позволяют сделать вывод, что Л. С. Выготский уже в 30-х гг. XX в. сформулировал психолингвистическую функционально-генетическую теорию сознания человека, которая в силу политических и идеологических обстоятельств на протяжении 40 лет оставалась за пределами широких дискуссий и теоретического анализа в отечественной и мировой психологии (Грэ-хэм, 1991;Верч, 1996).
Еще один шаг к конкретизации функционально-структурных составляющих сознания человека был сделан в 40-х гг. XX в. А. Н. Леонтьевым. Выдвинутая им система объяснительных принципов, развивающая и дополняющая теорию Л. С. Выготского, кратко может быть сформулирована как «теория формирования сознания в человеческой деятельности».
А. Н. Леонтьев