В современном мире накоплено достаточно много подходов к пониманию государства. Это обусловливается:
1.
1. сложностью проблемы;
2. наличием в обществе многочисленных социальных групп с различными интересами по отношению к государству.
Первые попытки определения государства и объяснения его людям были сделаны еще в древности.
В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия "государство", например:
·
· общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства (Н. Коркунов);
· естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка (Л. Гумплович;
· союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью (Л. Тихомиров);
· союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории (Е. Трубецкой);
· союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти (И. Ильин).
Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.
Но ни одно из множества известных определений государства не является исчерпывающим, они лишь позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:
1.
1. государство - это продукт общественных отношений;
2. государство - это форма существования общества;
3. государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая структура всех сфер жизни общества (экономической, политической, социальной и духовной): «…с определенного момента развития общества государство является необходимым способом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизнедеятельности»;
4. при любом определении государства речь идет и о системе властных государственных органов;
5. потребности общества определяют назначение, функции, цели и задачи государства.
Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов.
Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой (И.Ф. Ракитская).
В юридической науке выделяются и некоторые другие подходы к пониманию государства. Так, В.Е.Чиркин насчитал пять основных подходов к понятию государства:
·
· теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата);
· классический (государство как совокупность трех слагаемых - власти, территории, населения);
· юридический (государство - юридическая персонификация нации);
· социологический (представлен небольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении);
· кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями) .
А.Б. Венгеров отмечает, что обобщение взглядов многих философов и теоретиков позволяет рассматривать государство с помощью следующих подходов:
1.
1. государство как союз, объединение людей для обеспечения их благоденствия, защиты;
2. государство как определенная коллективность, ассоциация, создаваемая публично-властными отношениями и институтами;
3. государство как аппарат, особый слой людей, призванных управлять другими людьми;
4. государство как инструмент, машина, предназначенная для осуществления справедливости;
5. государство как действительность нравственной идеи, живой развивающийся организм;
6. государство как орудие господствующего класса для подавления классовых противников.
Таким образом, можно сделать вывод, что с точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, ради достижения конкретных целей организующая общество в границах определенной территории и координирующая главные стороны его жизни.
Признаки государства
К признакам государства можно отнести:
1.
1. наличие публичной власти;
2. организация общества (населения) в границах определенной территории;
3. налоги и сборы;
4. суверенитет;
5. издание общеобязательных правил поведения;
6. государственный язык;
7. символы государства (герб, гимн, флаг).
При этом превые три признака отличают государство от организации первобытного общества, а остальные - от других организаций.
Типология государства
Типология государств — это особая научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данным государствам их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.
Имеются два подхода к типологии государств:формационный и цивилизационный.
Формационный подход основан на марксистском учении о смене общественно-экономических формации (их базис — тип производственных отношений), каждой из которых соответствует свой исторический тип государств. Рабовладельческой общественно-экономической формации соответствует рабовладельческий тип государства, феодальной — феодальный, буржуазной — буржуазный. Формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем.
Понятие исторического типа государства связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства от экономических отношений, которые господствуют в обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип, согласно марксистско-ленинской теории, отражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства.
При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса. Называя три основных типа эксплуататорских государств (рабовладельческое, феодальное, буржуазное), К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин выделяли и последний (неэксплуататорский) исторический тип — социалистическое государство, которое в ближайшей исторической перспективе должно перерасти в общественное коммунистическое самоуправление. Социалистическое государство фактически рассматривалось как антикапиталистическое, что служило ложной теоретической основой для отождествления прогрессивных (цивилизованных) и регрессивных (примитивных) моделей социализма, а также некорректных трактовок сущности коммунистической формации.
Классово-формационный подход к типологии государств был единственным в нашей научной и учебной литературе до 90-х гг. XX в.
Другой подход — цивилизационный— кладёт в основу типовой классификации государств понятие «цивилизация», ее уровень, достигнутый теми или другими народами. Сторонники цивилизационного подхода (Еллинек, Кельзен, Коркунов, Крюгер, Гелбрейт, Тойнби) отвергают формационный подход как одномерный и соотносят государство прежде всего с духовно-нравственными и культурными факторами общественного развития. Английский историк А.Тойнби понимает под «цивилизацией» относительно замкнутое и локальное положение общества, которое отличается общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других признаков. Каждая цивилизация (А.Тойнби насчитывает 21 цивилизацию) дает стойкую общность всем государствам, живущим в ее границах.
Цивилизация (лат. civilis — гражданский, городской) — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизни общества, этнические и религиозные основы, степень гармонии человека и природы, уровень свободы личности — экономической, политической, социальной и духовной.
Исходя из степени духовности народа, культуры, идеологии, национального характера, менталитета, географической среды и других факторов сторонники цивилизационного подхода делят цивилизации на:
• первичные;
• вторичные.
К первичным цивилизациям отнесены государства — древневосточное (Египет, Персия, Шумеры, Вавилон, Бирма и др.), эллинское (Спарта, Афины), римское, средневековое. Квторичным — государства Западной Европы, Северной Америки, Восточной Европы, Латинской Америки и др.
Для первичных цивилизаций характерна командно-административная организация государственной власти. Государство обеспечивает как политическое, так и хозяйственно-социальное функционирование общества, а не определяется ими. Из первичных цивилизаций сохранились только те, которые смогли последовательно развить духовно-культурное начало во всех видах деятельности человека (египетская, китайская, мексиканская, западная, православная, арабская и др.).
Вторичные цивилизации (государства нового и новейшего времени, современные государства) возникли на основе изначально обозначившегося различия между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказалась не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Европейская цивилизация, начиная со времен античности, тяготеет к рыночно собственническому укладу, гражданскому обществу и правовой организации. Государства Северной Америки восприняли и развили эту направленность европейских государств.