Закономерность — внутренняя, объективная и устойчивая связь, которая порождает качественную
определенность гос. правовых явлений, их свойства.
Два подхода: 1) в основе развития общества лежат субъективные факторы, т.е. развитие общества зависит от
сознания людей =>закономерностей НЕТ.
2) в основе развития общества лежат объективные факторы => закономерности существуют.
Факторы, определяющие закономерности:
1. Природно-биологический натурализм.
а)первичные факторы: внешние (климат, ландшафт, флора и фауна) и внутренние (физические, эмоциональные, интеллектуальные качества и способности людей).
б)вторичные факторы, являются результатом влияния человека на окружающую среду (строительство городов, дорог, хозяйственного освоения территорий и т.д.)
2. Экономический детерминизм.
3. Этический и правовой позитивизм.Развитие государства определяется правовыми нормами и этическими стандартами поведения. Цель развития государства - наиболее полное воплощение всех моральных и правовых норм.
4. Идеологический позитивизм.Считает, что развитие государства определяетсяразвитием идеологии:
а) идеология является источником развития государства;
б) процесс развития государства состоит в замене старой идеологии на новую;
в) цель государства в установлении идеологического единства в обществе.
Закономерности проявляются в форме:
§ Стадиальность и цикличность развития
§ Волнообразность развития.
§ Преемственность в развитии
В современных государствах следующие тенденции:
унификация, демократизация, социализация
интеграция государств и создание межгосударственных объединений
уменьшение гос. принуждения
установление идеи социального государства
технократическое государство
Типология государства: теоретические основы и значение типологии. Основные исторические типы государства.
Типология— разновидность классификации по наиболее существенным признакам.
Значение типологии состоит в глубоком познании сущностно-содержательных признаков и закономерностей развития государств.
Использование типологии позволяет все существовавшие и существующие государства дифференцировать на определенные группы и на основе этого познать сущность, социальную направленность, степень прогрессивности конкретных государств.
Тип государства – это совокупность общих, наиболее существенных черт и признаков государств данной группы. Она характеризует обобщенные черты этой группы, т.е. типологические признаки.
Типологические признаки – это черты и свойства сущностно-содержательного характера, на основе которых происходит деление государств на типы.
Наиболее широко известны типологии государств на основе формационного и цивилизационного подходов.
М.Н. Марченко указывает на личностный подход, базирующийся на степени экономической, социальной, политической и духовной свободы человека.
Различают типологии синхронические и диахронические. Первые изучают государства в условно неподвижном, фиксированном виде, вне фактора времени, на некоторый данный момент и позволяют установить структуру. Диахронические типологии позволяют исследовать государство в развитии, сопоставить его высшие и низшие ступени развития.
Основные исторические типы государства
СИНХРОНИЧЕСКИЕ ТИПОЛОГИИ:
типология Аристотеля: 1) по количеству властвующих – правление одного, немногих и большинства;
2) по осуществляемым государственным целям – преследующие общее благо – правильные государства, остальные – неправильные.
По отношению государства к религии:
атеистические
светские
клерикальные (религия имеет статус гос.)
теократические (гос. власть у церкви).
По уровню развития права в обществе:
развитые (право самостоятельно)
неразвитые (право — придаток гос. власти)
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТИПОЛОГИИ:
Формационный подход к типологии государств. Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – это исторический тип общества, базирующийся на определенном способе производства материальных благ.
Общественно экономических формаций пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Пяти известным ОЭФ соответствуют четыре исторических типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое государство и право.
С точки зрения цивилизационного подхода: Цивилизация (А. Тойнби) – есть замкнутое и локальное состояние общества, характеризующееся общностью духовных, религиозных, культурных, исторических, языковых, хозяйственно-экономических и иных признаков.
Цивилизации делятся на первичные и вторичные: Первичные государства к таким государствам относят древние Египет, Персия, Шумеры, Китай, Индию, а также эллинские Спарту, Афины, Древний Рим.
Вторичные государства возникают на основе и по примеру первичных
По Беллу (критерий делений — производство и вид используемых знаний):
· доиндустриальное общество
· индустриальное
· постиндустриальное