Типология государства включает основные сущностные признаки, раскрывающие особенности возникновения, развития и функционирования государства.
Выделяют формационный, цивилизационный и политико-правовой подходы к типам государств.
Формационный подход тесно переплетается с классово-экономической теорией происхождения государства и определенным типом производственных отношений. При формационном подходе выделяют четыре типа государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное (капиталистическое) и социалистическое государство.
Первые три типа являются эксплуататорскими, так как в них существуют антагонистические классы (рабы и рабовладельцы, феодалы (помещики) и крестьяне, капиталисты и рабочие). И лишь социалистическое государство освобождает людей от угнетения, делает их свободными. В перспективе в социалистическом обществе ставились задачи построения бесклассового коммунистического общества.
В соответствии с цивилизационным подходом к типологии государства в мире существует большое количество цивилизаций, которые имеют свои законы и особенности развития, где особое значение придается духовно-культурным факторам (культура, язык, религия, национальная самобытность, технология, мировоззрение, своеобразие обычаев и традиций) и другим состояниям культуры и общества.
В ходе исторического развития сложилось более 20 цивилизаций которым соответствуют определенные типы государственности.
В соответствии с периодами исторического развития различают три типа цивилизаций:
1) древние — локальные цивилизации (древнеегипетская, ту. мерекая, эгейская, индская и другие);
2) особенные цивилизации (восточноевропейская, китайская, западноевропейская, православная, исламская и другие);
3) современные цивилизации (всемирная цивилизация), которые формируются сегодня на основе принципа глобального гуманизма.
По характеру организации государственно-политических институтов различают первичные и вторичные цивилизации.
Государства первичных цивилизаций (древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская, сиамская и др.) существовали как политико-религиозные комплексы. Верховная власть обожествлялась. Различие между светской и религиозной властью не проводилось.
Государства вторичных цивилизаций (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.) являлись компонентом культурно-религиозной системы, и в них проводилось отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью церкви.
Г. В. Назаренко выделяет собственно юридичесий подход, в котором критерием типологии государств являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы защиты социального статуса граждан.
В соответствии с указанным критерием он выделяет три типа государства: сословное, представительное и цивилизованное.
Сословное государствозаконодательно закрепляет и защищает неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия. Этому типу государства соответствует рабовладельческое и феодальное право.
Современное представительное государствозаконодательно закрепляет формальное равноправие граждан. Представительному типу государства соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе.
В качестве третьего типа формируется цивилизованное государство,которому суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающей в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов, пенсионеров, учащихся и т.д. Русские юристы называли этот тип государства культурным, хотя по существу имели в виду правовое и одновременно социальное государство.
Существует также типология по отношению государства к религии.
Этот критерии позволяет выделить светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.
Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:
1) они отделены от государства и не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства;
2) государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;
3) государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;
4) религиозные организации не выполняют по поручению государства никаких юридических функций;
5) государство не оказывает конфессиям материальной, финансовой или какой-либо иной помощи;
6) конфессии занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения, не вмешиваясь в политическую жизнь страны.
Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, обеспечивая равенство всех религиозных организаций перед законом.
Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др.
Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус осударственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следуюш,ие особенности:
1) в сфере экономических отношений — признание права соб-венности церкви на широкий круг объектов: землю, здания, со-
'РУжения, предметы культа и др.;
2) церковь получает от государства различные субсидии, мате-иальную помощь, налоговые льготы и др.;
3) церковь вправе участвовать в политической жизни страны и нередко имеет свое представительство в государственных органах;
4) церковь наделяется рядом юридических полномочий, например правом венчания, которое имеет юридическое значение, или правом крещения детей, правом регулировать брачно-семейные отношения;
5) церковь осуществляет контроль в сфере образования, воспитания, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения и др.
Несмотря на сильные позиции в клерикальном государстве государственной религии, слияния церкви и государства не происходит. К клерикальным государствам в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др.
Теократические государства обладают следующими признаками:
1) государственная власть принадлежит церкви, религиозная доктрина которой имеет статус государственной религии;
2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;
3) глава государства одновременно является высшим священнослужителем или все государственное управление страной находится под контролем верховного священнослужителя. Теократическими государствами являются Ватикан, Иран, Марокко, Саудовская Аравия и др.
В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:
1) церковь лишается своей экономической основы — собственности, которая национализируется и переходит в собственность государства;
2) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;
3) религиозные организации не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;
4) священнослужители и верующие репрессируются (уничтожаются);
5) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы;
6) свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма;
7) государствами воинствующего атеизма были СССР, Албания, Китай, Кампучия и некоторые другие социалистические страны.
Вопросы аля самоконтроля
1. Что такое государство и каковы его основные признаки?
2. Что составляет сущность государства?
3. Каково социальное назначение государства?
4. Что такое власть и каковы ее основные признаки?
5. Что представляет собой типология государства?
6. В чем заключается содержание формационного подхода?
7. Чем отличается цивилизационный подход от формационного?
8. В чем суть политико-правовой (юридической) типологии?
Задания аля самостоятельной работы
1. Выпишите определения основных понятий в рабочую тетрадь.
2. Составьте конспекты:
а) главы 3 «Развитие понятия государства» работы Г. Еллинека «Общее учение о государстве»;
б) главы 2 «Понятие государства» работы Н.М. Коркунова «Лекции по общей теории права».
3. Составьте схему основных признаков государства.
4. Раскройте содержание признаков и форм государственного правового принуждения.
5. Выпишите положение о социальном государстве из п. 1. ст. 7 Конституции РФ.
6. Охарактеризуйте нетрадиционные типологии государств.
Литература
Василенко А.И., Максимов М.В., Чистяков Н.М. Теория государства и права : учеб, пособие. М. : Книжный мир, 2007.
Кашанина Т.В. Происхождение государства и права : учеб, пособие. М.: Высшее образование, 2009.
Лазарев В.В. Общая теория государства и права. М. : Юристъ, 2001.
Марченко М.Н. Теория государства и права : учебник. М. : Проспект, 2007.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ, 2006.
Морозова Л.А. Теория государства и права в вопросах и ответах : учеб, пособие. М. : ЭКСМО, 2009.
Назаренко Г.В. Общая теория права и государства : учебный курс. М. : Ось-89, 2007.
Теория государства и права : Хрестоматия: в 2 т. Т. 1. Государство / автор-составитель М.Н. Марченко. М. : Городец, 2004.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права : учебник для высших учебных заведений / под ред. проф. В.Г. Стрекозова. М. : Интерстиль; ОМЕГА-Л, 2008.
Червонюк В.И. Теория государства и права : учебник. М.: ИНФРА-М, 2006.
ТЕМА 4 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Основные ключевые понятия:монархия, республика, дуалистическа!
хия, унитарное государство федерация, конфедерация, тоталитарный \> тарные режимы