В зависимости от того, что берется в основу понимания права — идеи, нормы или действия, выделяют три типа правопонимания: естественно-правовое, нормативное и социологическое.
1. Суть естественно-правового подходазаключается в том, что идеи естественного равенства, свободы, справедливости, признание неотчуждаемого характера прав человека выступают первоначальным, главным компонентом права. Естественное право, как и право позитивное, обладает регулятивными свойствами. Однако в механизме действия права естественному праву отводится особая роль: оно выполняет функции общеправовых принципов, аксиоматичных положений права.
2. При нормативном подходеправо отождествляется с нормами права, освященными государственной властью. Этот подход имеет два направления: классический и неоклассический.
При классическом подходе признается, что юридические нормы своим возникновением и развитием обязаны не реальным общественным отношениям, а формально-юридическим установлениям государства. Право (как и государство) есть нормативно установленный и поддерживаемый правопорядок.
В неоклассическом подходе считается, что право есть совокупность норм, исходящих от государства и им охраняемых. При таком подходе правотворчество и правообразование отождествляются, вследствие чего нормативный правовой акт признается фактически единственным источником права.
3. Сторонники социологического подходак правопониманию признают основой права действия или отношения: «что не осуществляется, то не может быть признано правом». Вместо совокупности юридических норм под правом они подразумевают совокупность юридических отношений (правовой порядок). При таком подходе право отождествляется с социальным фактом.
Вопросы аля самоконтроля
1. Что такое право?
2. Раскройте основные признаки права?
3. В чем заключается сущность права?
4. Что означает общесоциальный и классовый подход к определению сущности права?
5. Какие функции выполняет право?
6. Что такое право в объективном смысле?
7. Что понимается под субъективным правом?
8. Какие существуют подходы к правопониманию?
Задания аля самостоятельной работы
1. Выпишите определения основных понятий в рабочую тетрадь.
2. Составьте конспекты:
а) главы 5 раздела «Определение права» работы Е.Н. Трубецкого «Энциклопедия права»;
б) параграфа «Цель и назначение права» раздела «Общее учение о праве и государстве» работы И.А. Ильина «Теория права и государства».
Литература
Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. М. : Статут, 1999.
Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.
Комаров С.А., Малъко А.В. Теория государства и права : учебно-методическое пособие. М., 1999.
Морозова Л.А. Теория государства и права в вопросах и ответах : учеб, пособие. М. : ЭКСМО, 2009.
Назаренко Г.В. Общая теория права и государства : учебный курс М • Ось-89, 2007.
Теория государства и права : Хрестоматия: в 2 т. Т. 1. Государство / автор-составитель М.Н. Марченко. М. : Городец, 2004.
ТЕМА 9 ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
Основные ключевые понятия:социальные нормы, технические нормы, естественные нормы
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
В обществе сложилось множество норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности. Нормы— это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения.
Все общественные нормы подразделяются на две большие группы — социальные и технические.
Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями и упорядочивают отношения в связке «человек -человек» (субъект — субъект).
Технические нормы — это отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой типа «человек — машина» (субъект -объект).
Отношения между людьми и животными регулируются естественными нормами.
Общим признаком социальных норм является правило поведения, отличительным — источник происхождения.
Среди социальных норм (рис. 9.1) по источнику возникновения выделяют нормы:
- морали — правила поведения, сложившиеся в обществе в соответствии с понятиями о добре и зле, справедливости и несправедливости;
- обычаев — правил поведения, выполняемых в силу привычки;
- традиций — исторически сложившихся правил поведения, выполняемых под воздействием общественного мнения;
- обрядов и ритуалов;
- религиозные — правила поведения, соответствующие духовным потребностям;
- корпоративные — правила поведения в общественных организациях, закрепленные в их уставах;
- юридические.
Рис. 9.1.Виды социальных норм
По сфере урегулирования общественных отношений выделяют:
- правовые нормы — общеобязательные правила поведения;
- политические — регулируют политические отношения, участие различных социальных групп в организации государства и публичной власти;
— экономические — регулируют экономические отношения между Различными отраслями хозяйства, денежно-финансовую систему, Деятельность банков, бирж, налоговую систему;
— эстетические, а также правила этикета, корректности, приличия и др.
МОРАЛЬ И ПРАВО
Соотношение права и морали рассматривается в плане их единства, различий, взаимодействия и противоречий.
Единство права и морали характеризуют три признака: нормативность, универсальность и общность.
Нормативностьморали и права заключается в том, что они служат эталоном и критерием оценки поведения людей.
Универсальностьправа и морали проявляется в том, что они распространяются на все общественные отношения, то есть являются самыми универсальными регуляторами в системе социальных норм.
Общностьморали и права заключается в том, что эти социальные институты обслуживают общий экономический базис, идеологию и политику.
Единство право и морали заключается в следующем:
1. Право и мораль представляют собой разновидности социальных норм и имеют общую нормативную базу.
2. Право и мораль преследуют одни и те же цели и задачи -защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости.
3. У права и морали один и тот же объект регулирования — общественные отношения.
4. Право и мораль служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов.
5. Право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в определенном обществе или в определенной формации.
6. Право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал. Цель права — «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил»1. Таково же, в сущности, и назначение морали. Ведь право есть возведенная в закон нравственность.
Различие между правом и моралью проявляется в их особенностях:
_ по способам их установления, формирования — нормы права
станавливаются или санкционируются государством; нормы морали никают в результате практической деятельности людей складываются в соответствии с нравственными представлениями о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестия и т.д.;
— по сфере действия — нормы права регулируют общественные отношения, имеющие государственную значимость; нормы морали не имеют обособленной сферы воздействия, мораль вездесуща — она все оценивает с точки зрения нравственности;
— по форме закрепления — правовые нормы получают закрепление в официальных нормативных актах — законах, указах, постановлениях; нормы морали не закрепляются в специальных актах, они содержатся в сознании людей и находят отражение в литературе;
- по содержанию — правовые нормы представляют собой детализованные правила поведения, которые предписывают, кто и что должен делать, каким образом, при каких обстоятельствах и с какими последствиями. Нормы морали выступают в виде обобщенных правил и принципов;
- по способу обеспечения — реализация норм права поддерживается принудительной силой государства; мораль обращается только к совести индивида. Санкции позитивного права выступают как мера принуждения. Единственной санкцией морали является нравственное осуждение.
Взаимодействие права и морали вытекает из их тесной взаимосвязи. Право и мораль поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью.
Мораль осуждает совершение правонарушений и особенно преступлений. В оценке таких деяний право и мораль едины.
Противоречия между правом и моралью возникают потому, что нравственные и правовые требования не всегда и не во всем согласуются, а нередко прямо противостоят друг другу.
Причины противоречий между правом и моралью различны. Это и разные методы регуляции, и различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов, и противоречивость самой жизни, и неодинаковый уровень нравственного и правового сознания людей, и многое другое.
Мораль же более подвижна, динамична, активнее реагирует на происходящие изменения. Поэтому в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.
Таким образом, действие правовых норм выражается в закрепление и защите нравственных устоев общества, а нормы морали в немалой степени зависят от четкого функционирования юридической системы.
ПРАВО И ОБЫЧАИ
Под обычаемв широком смысле подразумеваются все формы привычного поведения: обычаи, традиции, обыкновения и ритуалы, имеющие социальную значимость.
Обычаи в узкомсмысле — это нормы, соблюдение которых стало привычным в силу их длительного существования.
В теории права выделяют обычаи, которые складываются на основе других социальных норм: обычаи — нравы, обычаи — религиозные установки, обычаи — права и обязанности. В любом случае обычаи выполняются без размышлений об источнике происхождения. Норма, которая переходит в обычай, теряет свой оценочный характер, ее выполнение становится привычкой, не требующей внутренней оценки поведения с позиций морали либо права.
Государство, которое стремится обеспечить соблюдение норм права, должно использовать сильные стороны обычая, такие как устойчивость, массовость, привычность.
Устойчивость обычаев проявляется в их значительной инерционной силе и повторяемости привычных форм поведения.
Массовость обычаев — исторически обусловленное свойство, появление которого связано с возникновением и формированием стереотипов общественно приемлемого поведения в социальных группах, сообществах и этносах. Массовость обычаев проявляется в их широком распространении среди населения в качестве образцов поведения, воспринимаемых как нормы быта и межличностного общения.
Привычность обычаев означает отсутствие особых механизмов их обеспечения, включающих в себя меры принуждения. Следование привычному образцу поведения обеспечено самим фактом его существования и не требует специальных условий со стороны общества. Обычаи в силу их привычности воспринимаются населением как органическая часть повседневного образа жизни и выполняются без внутреннего сопротивления как правила, получившие всеобщее признание.
Связьобычаев и норм права прослеживается исторически. Государство по мере создания и развития законодательства санкционирует в качестве норм права обычаи, которые отвечают интересам государства, и налагает запрет на обычаи, которые являются пережитками прошлого (тормозят общественное развитие либо имеют негативный характер).
Запретительные меры, применяемые в отношении негативных обычаев, как правило, не дают быстрого результата. Наибольшую устойчивость к средствам правового воздействия обнаруживают питейные обычаи и традиции. Однако вывод, что право бессильно изменить обычаи, неверен по существу. Право, которое выражает интересы населения и обеспечивает его потребности, со временем входит в привычку. В результате законопослушное поведение становится обычным и массовым явлением.
Юридическая поддержка обычаев или их вытеснение — основные формы взаимодействия обычного права и привычных форм поведения, ставших обычаями, традициями, обыкновениями и ритуалами.
Вопросы аля самоконтроля
1. Что понимается под регулятором общественных отношений?
2. Что такое технические нормы?
3. Какие нормы относятся к социальным?
4. Какие различия существуют между различными видами социальных норм?
5. В чем заключается специфика корпоративных норм?
6. Как взаимодействуют нормы права и морали?
7. Каково соотношение норм права и обычаев?
Задания аля самостоятельной работы
1. Выпишите определения основных понятий в рабочую тетрадь.
2. Составьте конспекты:
а) главы 8 раздела «Право и нравственность. Определение права», работы Е.Н. Трубецкого «Энциклопедия права»;
б) главы 4 «Правила общежития» работы Г.Ф. Шершеневича «Общая теория права».
Литература
Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия. Опыт комплексного исследования. М. : Статут, 1999.
Василенко А.И., Максимов М.В., Чистяков Н.М. Теория государства и права : учеб, пособие. М. : Книжный мир, 2007.